Меню

4 строчки с сравнениями



Стихи 4 строки

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Найти сравнение в стихотворении художественной литературы

1 ответ

Вот некоторые примеры сравнений из художественных стихотворных произведений:

“Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…”
(А. С. Пушкин)

“И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок…”
(М. Ю. Лермонтов)

“Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой…”
(Н. А. Некрасов)

Оценка: 4.1 ( 20 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Капитан Немо 1,205
  2. 2. Степан Соловьёв 238
  3. 3. Злата Волова 182
  4. 4. Вероника Середина 158
  5. 5. Игорь Проскуренко 145
  6. 6. Mark Parshakov 130
  7. 7. Кира А 128
  8. 8. Денис Зацарин 119
  9. 9. ikki kan 101
  10. 10. Alina 95
  1. 1. Игорь Проскуренко 22,946
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Короткие стихи- Коротыши — четыре строчки для души

Стихи уж точно не слова
С набором рифм и расстановкой точек,
Пускай их целая глава,
Стихи лишь то, что сказано меж строчек.

Сегодня нищий, завтра я король,
Банкир или любовник страстный.
Надеюсь, что чужую роль,
Играя, прожил не напрасно.

Слышу, ветер запутался в листьях,
Там на ветке качнулась луна.
Разве может быть несколько истин,
Разве можно любовь не узнать?

Извозчик! В Болдино быстрей,
Гони, мой дорогой, коней-
Нельзя секунды нам терять-
Не будет Болдино опять.

Там где кончаются мечты
Предельно будьте осторожны.
Здесь шансов нет, из пустоты,
Старуха смерть Вам скорчит рожи.

Мы не жалеем времени,
А время наше нас,
Летит, не зная стремени,
Как с крыльями Пегас.

Забудем о плохом,
Там много обвинений,
Вся жизнь идет легко,
Коль не подвластна лени.

Может правда, а может, нет
Только истина странная штука
Для кого-то она секрет,
А к кому-то приходит без стука.

****
Мы все такие, разные под небом
Где не похожи эти облака,
Но точно знаю, где б я не был,
Я с Вами рядом на земле пока.

Нас разделяет расстоянье,
Соединяет нас любовь
И только мы с тобою знаем,
Придется, свидеться ли вновь.

Как только забываешь корни
Несет по миру ветерок,
А где пустить их, с кем поспоришь,
Тот до безумия далек.

Писать короткие стихи
Как позабыть о притяженье,
Казалось бы, слова легки,
Но сколько весит вдохновенье!

Друзей так много в дни побед,
А в дни невзгод ряды редеют,
Тогда-то ясен весь секрет,
Друзьями быть не все умеют.

Как пахнет костер
На руках твоих нежных.
Любовь иль простор?
Прощай безмятежность!

Мы любим мир через себя,
И лишь себе, не знаем цену,
Живя затем, чтоб только брать,
Меняем счастье на измену.

****
Все возвращается обратно,
Туда где любят и где ждут,
Бывает без любви приятно,
Но только лишь на пять минут.

Он скомкал много строк,
В своих твореньях,
Никто не понял, что
Писал их гений.

Солнцу не важно хорош или плох
Светит всем ярко как будто,
Будь то с колючками чертополох,
Или в цветках незабудка.

Мы выбираем, выбирают нас,
Как будто бы играем в карты,
А за окном цветет весна,
Не выбирая, без азарта.

Вот раскисли дороги
И дождливо с утра
Мысли,
Мои недотроги,
Дали б строчку, пора.

Как хорошо обманутыми быть,
Не думать, не искать ответа,
Чтобы не знать, куда дороги нить
Несется завершать сюжеты.

(К к/ф «Влюбленный Шекспир»)

Тебя б я мог бессмертной сделать,
Сказал Шекспир, взглянув в окно,
Но дева оказалась телом,
И чистым на столе листком.

****
Нельзя остановить мгновенье,
Не досказать, не до любить.
Жизнь лишь возможность, а не мненье,
Не цирк, и не игра на бис.

****
О чем еще мы не сказали?
Теперь разорван жизни круг
Мы не всегда сильнее стали,
Но в памяти ты жив, мой друг.

Когда умирают друзья,
Хоть время сегодня продажно,
Обратно вернуть их нельзя
Деньгами, звонком иль бумажкой.

Сомненья гложут наши души,
Чтоб их сломать, они их сушат,
И мир становится другим
В нем нет друзей, одни враги.

Там, где недавно шли бои,
Цветет земля полями,
Но это место все ж болит,
Пока тревожит память.

****
Если правят нувориши,
Не ищи в семье излишек,
Эти горе-господа,
Съели прибыль без труда.

Читайте также:  Сравнит потребляемая мощность холодильников

Сверху крикнули им «фас»,
«ЮКОС» быстренько угас.
Бей своих, чужих не будет-
Раз боятся — значит любят.

****
Как часто не знает правитель,
Что время не вечно течет,
Стареют законы и свита,
А смерть уж готовит расчет.

Мы будем вечно жить,
Лет семьдесят иль сорок,
Чтоб умереть в тиши
Незавершенных споров.

Напялю шутовской колпак,
Чтобы не слышать обвинений,
Что говорит царю дурак,
Подчас не скажет даже гений.

Так мало слов, чтоб достучаться,
Так много суеты порой.
Играть в супругов, домочадцев
Свою, не понимая роль.

Народ молчит,
Правительство не слышит.
И лишь в ночи
Попискивают мыши.

Здесь выживает тот кто не боится волн
И знает их губительную силу,
Лишь он не расслабляясь держит челн,
Волне на встречу чтоб в нос лодки била.

Истину знает мудрец,
Глупый чудные названья,
Чтоб удивить, наконец
Мир недоступностью знанья.

Как трудно удержать мгновенье,
С ним не поспоришь, не поймешь.
Летит, ему не нужно денег,
Чтоб показать как правду ложь.

Мне не исправить свой порок,
Я до сих пор пишу стихи,
Могу уменьшить число строк,
Чтоб больше выкинуть плохих.

*****
Рецензия на «Пропасть» (Александр Николаевич Колесников)

Грустя о прожитых годах,
И о любви порой не зрелой,
Грусть нас роняет часто в страх,
Где путаются чувства с телом.

Рецензия на «Не стоит бояться» (Поллер)

Мы покорим весь мир, но не себя,
И упиваясь до конца победой,
С собой не сможем ничего забрать,
В тот мир, в котором нет конца и следа.

Рецензия на «Падение» (Роман Зудилкин)

Всего каприз и пару строчек,
Всего лишь взгляд и есть стихи,
Жизнь скорректирует, что почерк,
Что дуновение стихий.

Нет правды и добра, лишь равновесье,
Подвесило незримые весы,
Совсем случайно, зацепив за месяц,
Что освещает старые часы.

Когда ни — будь я стану молодым,
И сбудутся мои желанья,
Не испарятся как манящий дым,
Как сказка сна, которым ранен.

У богатства много плюсов,
Но и там бывает грустно,
Деньги все ж таки обман
Тянут вниз любой карман.

Мир безграничен как стихи,
Которые безумно ищут,
Перо, что будет не плохим,
Чтоб дать волненьям духа пищу.

Рецензия на «Прокурор акро» (Марина Барщевская)

О законах судите проще,
О стране по улыбкам людей,
Безнадежность выносит на площадь,
А надежда полна от дел.

Китайцы правы — не корми дракона,
Исчезнет он, все суета сует.
От ямы на дороге, до закона,
В котором правды и закона нет.

Пишу отнюдь не дуракам,
А тем, кто может думать,
Мои стихи бывают срам,
Но в них полно изюма.

Что хочет автор,неизвестно.
Он жаждет, что-то совершить,
Слова всего лишь сгусток теста,
Лишь смысл им позволяет жить.

Зачем поэзии стихи?
Чтоб примирить искусство с жизнью,
Как у костра времен — ухи
Хлебнуть и вспомнить вкус отчизны.

Если цель заменится сравненьем,
Мы получим грустный результат,
То, что важно только чье — то мненье,
А не воплощенный в жизнь талант.

Я пришел не топтать
Этот мир безрассудно,
Лишь хочу показать,
Эту истину людям.

Коль душа запоет,
Так и дождик запляшет,
Тут и стих не соврет,
А все сделает краше.

Война всегда удел тиранов,
Они не могут мирно жить,
Чужое счастье для них рана,
Их счастье кровь во имя лжи.

Пиши лишь только для людей,
Они простят нам все ошибки,
А критик станет только злей,
Пусть зависть будет ему пыткой.

Всего лишь пару слов и ветер,
Несет осеннюю листву,
Он так строптив, что не заметил,
Как стих наполнил пустоту.

Начнешь писать —
Приходит вдохновенье,
К концу листа
И тени нет от лени.

А если честно без прикрас,
Пишу без устали для Вас,
Но кто бы знал как много строчек,
Я выбросил, оставив прочерк.

Березка сережки свои сберегла,
Чтоб с ветром рассветным, качаясь,
Смотрелась заманчиво даже где мгла.
Венчалась с осенней печалью.

Поэт напишет, то о чем молчим,
И станет неугодным на «мгновенье»,
Как доктор, дав лекарство, что горчит,
Как совесть, что пришла из тени.

Осенний лист ютится у порога,
И тучи гонит ветер неспроста,
Прекрасна жизнь — её любовь и строгость,
Как линии, прожилки у листа.

У глупости идей немного
— Отнять побить и растоптать.
Ей так трудна с умом дорога,
Ум хочет много, почему то дать.

Мы не знаем, что будет дальше.
Хотя видели сотни раз.
Лишь осталось стряхнуть от фальши
От сомнения жизни экстаз.

О чем мечтаем мы — свобода
Она внезапно стала модной,
А мода ищет стиль,внимание,
Но лишь свобода — понимание.

«О Майдане» — рецензия

Мы играем как дети,
Свободой своей,
Ища новые сети,
В которых вольней.

Не бойся потерять- не потеряешь,
Не бойся смерти точно не умрешь,
А бойся быть хорошим — ты у края,
Где тихо примостилась ложь.

Жизнь — дорога, конец известен,
Только знай ты попал на пир,
Где бывают красивые песни,
И где можно влюбиться в мир.

Чем больше критики к кому -то,
Тем больше хочется спросить,
Откуда факты? Будет круто,
От тех кто любит ложь носить.

Успех не когда все есть,
И когда все в жизни можешь.
Успех от слова-УСПЕТЬ,
Схватить за гриву возможность. .

У справедливости нет закона,
Потому, что в законе есть судьи,
Которые могут не вспомнить.
Что закон сочиняли люди…

Не сотвори себе кумира,
И будешь счастлив ты вовек
Лишь по тому ,что умер мирно,
Совсем не мирный человек.

Нет хороших войн,
Потому, что пули,
Не поняв кто свой
К нам летят вдоль улиц.

Я немного опьянён тобой.
Потому что, посмотрев в глаза,
В них увидел солнце над рекой,
Что легла как девичья коса.

Да все мы граждане «не той страны»,
В которой так хотелось бы родиться,
Вот только путают всё карты сны,
А в них «не та страна» счастливой снится.

Не будет войн когда народ разумен,
Чтоб не держать за лидеров, господ.
Которые считаю только суммы.
Что им война с разбоем принесет.

Что делит мир?
Политики с нулями,
Что дали мы?
Толкнули их же камень.

Поэзия сродни любви,
В ней нет незаконченных строчек,
И смысла в ней может не быть,
Когда дописать её хочешь.

Мечты, мечты — всего лишь призрак,
А сколько силы нам дают.
Что поднимают вверх от низа,
И дарят счастье и уют.

Что есть добро на самом деле,
В чем суть его — глубокий смысл?
Быть может в том, чтобы успели.
Согреть замерших от зимы.

Наш лучший менеджер- убийца.
Наш худший из писак — поэт.
Что не запачкав чьи- то лица.
Снес всю систему в туалет.

У автора сложное бремя.
Творить, чтобы не был простой.
Бывает вгоняет нас в темень.
Но чаще он греет в зимой.

*****
Все что болит, оно всегда не с нами,
Ведь боль подтачивает нас,
И разрушая превращает в камень
Души не тлеющий алмаз.

Источник

Сравнение в поэзии

Сравнение — это образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. В нем всегда присутствуют ДВА СОПОСТАВЛЕННЫХ ОБРАЗА: основной, в котором заключен главный смысл высказывания (синтаксически это первый член сравнения), и вспомогательный (второй член сравнения), присоединяемый к основному союзами «как», «будто», «словно»: «моя жизнь, словно бушующее море», «сердечко стонет, как осенний лист дрожит», «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя», «и он убит — и взят могилой, / как тот певец, неведомый, но милый. ».

Читайте также:  Укажите недостаток векторной графики по сравнению с растровой изображения хуже масштабируются

Сравнение — прием, широко используемый в художественной речи. Он выявляет сходство, соответствия, параллели между природными явлениями и жизнью людей, между людьми — закрепляет разнообразные ассоциации, возникающие у автора произведения.

Сравнения нередко создают единый ассоциативный ряд, необходимый для возникновения образа. Например, в стихотворении А.С.Пушкина «К морю» море вызывает у поэта целый ряд ассоциаций с человеком вообще и «гениями» — Наполеоном и Байроном. Эти ассоциации закреплены в сравнениях. Шум моря, с которым прощается поэт, сравнивается с «ропотом заунывным» друга, его «зовом. в прощальный час»: «Как друга ропот заунывный, / Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз!». В личности Байрона поэт видит те же качества, что и у «свободной стихии»: могущество, глубину, мрачность, неукротимость: «Твой образ был на нем означен, /Он духом создан был твоим: / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем не укротим». В первом сравнении Пушкин подчеркивает сходство между морем и человеком, другом, во втором — сходство Байрона с морской стихией. Основной смысл высказывания меняется (в первом случае — море, во втором — Байрон), но в результате создается впечатление, что и море, и Байрон — как бы существа, имеющие одинаковую природу: гордые, свободолюбивые, волевые, стихийные и неудержимые.

В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».

Итак, сравнение — один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке поэзии.

Интересно рассмотреть как используют троп сравнения отдельные поэты, например, М. Цветаева — все цитаты ниже взяты из ее произведений.

Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?

1. Предмет сравнения — абстрактные понятия

«. временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод. «

б) жизнь и по контрасту к ней — смерть:

«Вся жизнь КАК КНИГА для меня» ;
«Это жизнь моя пропела — провыла —
Прогудела — КАК ОСЕННИЙ ПРИБОЙ —
И проплакала сама над собой».
«Жизнь выпала — КОПЕЙКОЙ РЖАВОЮ. »
«Жизнь подобна кораблю:
Чуть испанский замок — мимо!
Все, что неосуществимо,
Я сама осуществлю».
«Смерть — ЧЕРВОТОЧИНОЙ».
«Смерть в каждой щели. В каждой выемке пола — ЯМКОЙ».

в) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:

«Ты дал мне детство — ЛУЧШЕ СКАЗКИ»
«КАК ЗМЕЙ НА СТАРУЮ ВЗИРАЕТ КОЖУ —
Я молодость свою переросла»

г) времена суток: день, ночь, утро, вечер и единицу времени — час:

«Дни мои, КАК МАЛЕНЬКИЕ ВОЛНЫ,
На которые гляжу с моста»
«Черная, КАК ЗРАЧОК,
Как зрачок, сосущая
Свет — люблю тебя, зоркая ночь».

Абстрактные понятия Цветаева часто сравнивает с конкретными осязаемыми предметами. Причем о днях М. Цветаева говорит, смотря на них со стороны, ставит определенную границу между своими днями и самой собой “гляжу с моста”). А о ночи, наоборот, говорится как о чем-то, принадлежащем человеку, как о части его внутреннего мира. М.Цветаева ощущает ночь как бы внутри себя. Ночь для лирической героини — внутреннее состояние, определенный настрой души:

«. НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!»

А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:

«О, этот час, на подвиг нас — КАК ГОЛОС,
ВЗДЫМАЮЩИЙ ИЗ СВОЕВОЛЬЯ ДНЕЙ!»

д) «звук”, «слово”, «голос”, ”речь” :

«Слово странное — старуха:
Смысл неясен, звук угрюм,
Как ДЛЯ РОЗОВОГО УХА
ТЕМНОЙ РАКОВИНЫ ШУМ».

Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:

«У тонкой проволоки над волной овсов
Сегодня голос — КАК ТЫСЯЧА ГОЛОСОВ».

Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.

Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:

«Два слова, ЗВОНКИЕ, КАК ШПОРЫ.
ДВЕ ПТИЦЫ В БОЕВОМ ГРОМУ».
«“Нет”, — ТОЧНО ЛЕД ТРЕСНУЛ».
«Слова — тяжёлые, КАК КАПЛИ».

е) выражение различных эмоций и чувств:

«Любовь — ещё старей:
Стара, КАК ХВОЩ, стара, КАК ЗМЕЙ,
Старей ЛИВОНСКИХ ЯНТАРЕЙ,
Всех ПРИВИДЕНСКИХ КОРАБЛЕЙ
Старей — КАМНЕЙ, старей — МОРЕЙ»
«И смех мой — ревность всех сердец ! —
КАК ПРОКАЖЕННЫХ БУБЕНЕЦ —
Гремит тебе»
«Жив и здоров!
Громче громов —
КАК ТОПОРОМ —
Радость»

В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.

«Души в нас как ЗАЛЫ ДЛЯ РЕДКИХ ГОСТЕЙ» .
«В этой грустной душе ты бродил, КАК В НЕЗАПЕРТОМ ДОМЕ»

«Стихи растут КАК ЗВЕЗДЫ И КАК РОЗЫ ,
Как КРАСОТА — НЕНУЖНАЯ В СЕМЬЕ»
«Не нужен твой стих —
КАК БАБУШКИН СОН.
— Докучен твой стих —
КАК ДЕДУШКИН ВЗДОХ» .
«Стихи мои — КАК ДОБРОВОЛЬЦЫ —
К тебе стекались под шатёр» .
«Моим стихам, КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ,
Настанет свой черёд».

2. Предмет сравнения — портретные характеристики человека

«Все дитя КАК БУДТО СТАТУЭТКА
Давних лет». —
» . вольный и скользкий
Стан КАК ШЕЛКОВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ ХЛЫСТ»
«Укутанного в плащ — прекрасного, КАК СОН —
Я вижу юношу»
«Во всей девчoнке — ни кровиночки . . .
Вся, КАК КОСЫНОЧКА, бела» .

3. Предмет сравнения — части тела человека

«Рука КАК СВИТОК выпала,
Разверстая и слабая. »
«Рука на солнце — КАК МЕРТВЕЦ СПЕЛЁНУТЫЙ»

Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:

«Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены» и
«Рот КАК МЁД, в очах доверье

«И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след».
«Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ»

Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.

«И вот — промеж лиц — лицо
Горбоносое и ВОЛОСЫ КАК КРЫЛЬЯ».

4. Предмет сравнения — различные предметы обихода

Читайте также:  Сравнение сметы с проектом

«Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мною по всем путям,
Меня охранял — КАК ШРАМ
. . . на всех путях
Меня настигал КАК ШАХ —
Беглянку. — Назад, на стул!»
«Из-под нахмуренных бровей
Дом — БУДТО ЮНОСТИ МОЕЙ
ДЕНЬ, БУДТО МОЛОДОСТЬ МОЯ
Меня встречает: — Здравствуй, я!»

Здесь дом уже не просто сравнивается с животным, а как бы перевоплощается в саму героиню, а затем — во время, ей родное, то есть абстрагируется и теряет свое вещественное, предметное значение.

«Под куполом — КАК ЦАРЬ В ЧЕРТОГЕ —
Красуется британский флаг» .
«Плащ, прихотливый КАК РУНО»
Шаль — КАК ЩИТ»
«Платье — ШЕЛКОВЫМ ЧЕРНЫМ ПАНЦИРЕМ»
«Плащ — ВОРОНОМ НАД СТАЕЙ ПЕСТРОЙ
Великосветских мотыльков»

Очень интересны цветаевские сравнения, в которых предмет отражает состояние лирического героя. Их можно читать и с начала, и с конца, например: «Сад, одинокий, как сама».

5. Предмет сравнения — пейзаж

«В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона»
«. замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ».

Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:

«Деревья бросаются в окна —
КАК БРАТЬЯ — ПОЭТЫ — В РЕКУ»
«Два дерева ходят друг к другу.
То, что поменьше тянет руки,
КАК ЖЕНЩИНА, ИЗ ЖИЛ ПОСЛЕДНИХ
Вытянулось. «

Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: «ходят”, «тянут руки», то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.

Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:

«Голубые, КАК НЕБО, воды
И СЕРЕБРЯНЫХ ДВЕ РУКИ.
Мало лет — и четыре года:
Ты и я — у Москвы-реки»

И лаконично, и красочно: всего в одном предложении так ярко и выразительно даны и небо, и река. Или: «Мох — что зеленый мех!» — переход от чисто звукового подобия к подобию морфологическому и смысловому: подчеркивается удивительная ощутимость мягкости и пушистости мха.

Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:

«СЛОВНО ТЕПЛАЯ СЛЕЗА —
Капля капнула в глаза.
Там, в небесной вышине
Кто-то плачет обо мне»

Здесь дождь — не явление природы, распространяющееся на всех, а очень субъективный образ, касающийся только лирического героя. В сравнении вообще отсутствует слово «дождь», это не дождь, а плач, и ЛГ известна причина плача — о ней.

6. Предмет сравнения — действия и состояния (уход, приход, ожидание и т.п.).

«Чтоб ушел, КАК ВЗДОХ».
«Исчезая, КАК ДЫМ В НЕБЕСАХ,
Уходили они, уходили».
«Движенье, как КАК ДЛИННЫЙ КРИК»
«Не крадущимся перешибленным зверем, —
Нет, каменной ГЛЫБОЮ
Выйду из двери-
Из жизни»

Последнее сравнение — антитеза. В нем два противоположных по смыслу образа создают описание одного действия. Здесь противопоставлены не только сами понятия («зверь» — «глыба»), но и эпитеты («крадущийся» — «каменный»). Эта яркая противоположность усиливает неподвижность и статичность действия. А есть, наоборот, сравнения с ощущением порыва, даже полета в движении:

Ах, если бы — двери настежь —
КАК ВЕТЕР к тебе войти!»
«Кошкой выкралась на крыльцо»
«Остер, КАК МОИ ЛЕТА,
Мой шаг, молодой и четкий»

7. Предмет сравнения — внутреннее состояние героев

«Двух станов не боец, а — если гость случайный —
То гость — КАК В ГЛОТКЕ КОСТЬ, гость — КАК В ПОДМЕТКЕ ГВОЗДЬ».
«КАК ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ РУКА —
Твоя душа моей душе близка.
Мы сложены, блаженно и тепло,
Как ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ КРЫЛО»
«Не для тысячи судеб —
Для единой родимся.
Ближе ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ХЛЕБ —
Так с тобою сходимся.
..Ближе, ЧЕМ С ЛАДОНЬЮ ЛОБ
В те часы бессонные».

8. Предмет сравнения — свойства личности героя

«Вы, КАК ВСЕ САМОРОДНЫЕ СЛИТКИ,
Так невольно, так гордо скромны, »
«Если добр и ласков ты, КАК ДЕТИ,
Если мил тебе и луч, и куст. »
«Я закину ключи и псов прогоню с крыльца,
Оттого, что в земной ночи я ВЕРНЕЕ ПСА»
«Сон или смертный грех —
Быть КАК ШЕЛК, КАК ПУХ, КАК МЕХ. «

9. Предмет сравнения животные или растения

Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:

» Твой конь, как прежде, ВИХРЕМ скачет»
» И голуби на них — ЧТО ЛАДАН — сизы»
» Я сегодня взяла тюльпан —
КАК РЕБЕНКА ЗА ПОДБОРОДОК»

Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).

Сравнения в творчестве М.Цветаевой неожиданны, разнообразны по образам, неоднозначны и очень эмоциональны. Они никогда не используются ею ради придания красоты языку или ради заполнения строки подходящей рифмой — они составляют важную часть смысла, содержания стихов — лаконично и выразительно создают образ того, о чем идет речь в стихотворении.

Большинство сравнений М.Цветаевой характеризуют абстрактные понятия: время, эмоции, звуки, стихи и др. Особенностью этой группы сравнений является то, что в лирике они часто сопоставляются с конкретными, реальными предметами. М. Цветаева писала: «Нельзя о невесомостях говорить невесомо. Цель моя — утвердить, дать вещи вес. А для того, чтобы моя «невесомость» (душа, например) весила, нужно нечто из здешнего словаря и обихода, некая мера веса, миру уже ведомая и утвержденная в нем. Поработить видимое для служения незримому — вот жизнь поэта».

М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.

Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.

Сравнения, употребляемые для описания свойств личности героя, характеризуют и определенные черты характера, и само мироощущение героев, их восприятие жизни. Свойства человека сравниваются с образами животных. Признак в них не указывается, его вытесняет образ — конкретный, четкий и выразительный.

Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.

Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.

Источник