Меню

Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением



Тест по теме «Млекопитающие».

Тест по теме «Млекопитающие».

  1. Особенности покрова млекопитающих:

а) кожа влажная, голая, в ней много железа; б) кожа сухая, покрыта перьями;

в) у большинства кожа покрыта волосяным покровом; г) кожа покрыта костной чешуей.

  1. Теплокровность у млекопитающих обеспечивается:

а) потовыми железами; б) перьевым покровом; в) шерстным покровом; г) сухой кожей без желез.

а) двухкамерное; б) трехкамерное; в) трехкамерное с неполной перегородкой;

  1. Кровеносная система млекопитающих характеризуется:

а) трехкамерным сердцем и двумякругами кровообращения; б) двухкамерным сердцем и одним кругом кровообращения; в) четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения; г) трехкамерным сердцем с неполной перегородкой и двумя кругами кровообращения.

  1. Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:

а) дыхательной системой; б) нервной системы; в) пищеварительной системы; г) опорно-двигательной системы.

  1. Сохранность потомства у млекопитающих Не зависит от:

а) живорождения; б) среды обитания; в) вынашивания детенышей; г) питания молоком.

  1. К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:

а) строение нервной системы; б) живорождение; в) теплокровность; г) строение дыхательной системы.

  1. Доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся служить:

а) строение нервной системы; б) наличие камер в сердце; в) сходство в развитии зародыша; г) наличие зубов.

Выберите правильное суждение:

  1. Насекомоядные населяют в основном Австралию и Южную Америку.
  2. Крылья рукокрылых — это выросты кожи.
  3. Все пальцы передних и задних конечностей ушана объединены кожистой перепонкой.
  4. Иглы ежа — видоизмененная шерсть.
  5. У крота и других землероев с хорошо развитыми передними конечностями роющего тела на грудине развит киль.
  6. Ехидны ведут наземный образ жизни, а утконосы — полуводный.
  7. Землеройки, кроты, ежи — животные отряда Насекомоядные.
  8. Детеныши у насекомоядных рождаются зрячими, покрытыми шерстью.
  9. Кроты и землеройки на зиму впадаю в спячку.
  10. У летучих мышей только первый палец передних конечностей не принимает участия в образовании крыла.

С. А. Синёва, филиал ГБОУ СОШ с. Кошки, с. Шпановка, Кошкинский район, Самарская область

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК — бесплатно без регистрации

Источник

ПОМОГИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА!
Особенности покровов млекопитающих:

а) кожа влажная, голая, в ней много желез;

б) кожа сухая, покрыта перьями;

в) у большинства кожа покрыта волосяным покровом;

г) кожа покрыта костной чешуей.

2. Теплокровность у млекопитающих обеспечивается:

а) потовыми железами;

б) шерстным покровом;

в) перьевым покровом;

г) сухой кожей без желез.

3. Сердце млекопитающих:

в) трехкамерное с неполной перегородкой;

4. Кровеносная система млекопитающих характеризуется:

а) трехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения;

б) четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения;

в) двухкамерным сердцем и одним кругом кровообращения;

г) трехкамерным сердцем с неполной перегородкой и двумя кругами кровообращения.

5. Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:

а) дыхательной системы;

б) нервной системы;

в) пищеварительной системы;

г) опорно-двигательной системы.

6. Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:

б) среды обитания;

в) вынашивания детенышей;

г) питания молоком.

7. К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:

а) строение нервной системы;

б) живорождение;
в) теплокровность;

г) строение дыхательной системы.

8. Доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся служит:

Источник

ПОМОГИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА! Особенности покровов млекопитающих: а) кожа влажная, голая, в ней много …

ПОМОГИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА!
Особенности покровов млекопитающих:

а) кожа влажная, голая, в ней много желез;

б) кожа сухая, покрыта перьями;

в) у большинства кожа покрыта волосяным покровом;

г) кожа покрыта костной чешуей.

2. Теплокровность у млекопитающих обеспечивается:

а) потовыми железами;

б) шерстным покровом;

в) перьевым покровом;

г) сухой кожей без желез.

3. Сердце млекопитающих:

в) трехкамерное с неполной перегородкой;

4. Кровеносная система млекопитающих характеризуется:

а) трехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения;

б) четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения;

в) двухкамерным сердцем и одним кругом кровообращения;

г) трехкамерным сердцем с неполной перегородкой и двумя кругами кровообращения.

5. Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:

а) дыхательной системы;

б) нервной системы;

в) пищеварительной системы;

г) опорно-двигательной системы.

6. Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:

б) среды обитания;

в) вынашивания детенышей;

г) питания молоком.

7. К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:

а) строение нервной системы;

б) живорождение;
в) теплокровность;

г) строение дыхательной системы.

8. Доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся служит:

Источник

ПОМОГИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА!
Особенности покровов млекопитающих:

а) кожа влажная, голая, в ней много желез;

б) кожа сухая, покрыта перьями;

в) у большинства кожа покрыта волосяным покровом;

г) кожа покрыта костной чешуей.

2. Теплокровность у млекопитающих обеспечивается:

а) потовыми железами;

б) шерстным покровом;

в) перьевым покровом;

г) сухой кожей без желез.

3. Сердце млекопитающих:

в) трехкамерное с неполной перегородкой;

4. Кровеносная система млекопитающих характеризуется:

а) трехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения;

б) четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения;

в) двухкамерным сердцем и одним кругом кровообращения;

г) трехкамерным сердцем с неполной перегородкой и двумя кругами кровообращения.

5. Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:

а) дыхательной системы;

б) нервной системы;

в) пищеварительной системы;

г) опорно-двигательной системы.

6. Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:

б) среды обитания;

в) вынашивания детенышей;

г) питания молоком.

7. К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:

а) строение нервной системы;

б) живорождение;
в) теплокровность;

г) строение дыхательной системы.

8. Доказательством происхождения млекопитающих от пресмыкающихся служит:

Источник

Конспекты 5 уроков по теме «Млекопитающие»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Цикл уроков по теме «Млекопитающие» разработан универсально для учебников Н.И.Сонина и В.В.Латюшина. Возможно использование как в профильных классах, так и в общеобразовательных.

Скачать:

Вложение Размер
Урок №1 Общая характеристика класса Млекопитающие 220 КБ
Урок №2 Отряды млекопитающих 42 КБ
Урок №3 Пароно и непарнокопытные 184 КБ
Урок №4 Приматы 144.5 КБ
Урок №5 Разнообразие отрядов млекопитающих 113 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общая характеристика класса млекопитающие.

Цель: Познакомить учащихся с прогрессивными чертами организации млекопитающих, позволившим им занять основные среды обитания в биосфере.

1. Познакомить учащихся с общими признаками с признаками класса млекопитающие: подкласс первозвери и подкласс настоящие звери.

2. Развитие умения сравнивать, выделять главное из полученной информации.

3. Показать необходимость охраны отрядов: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана — Граф». Модель млекопитающего, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», обитатели живого уголка, книги: Э.Сетон — Томпсон. «Рассказы о животных»; Д.Даррел. «Перегруженный ковчег». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы — Латюшин В.В, Шапкин В.А.

Природа — самый совершенный мастер,

Постигший совершенства ремесла,

1. Ориентировочно — мотивационный этап.

Сегодня мы с вами начинаем изучать один из самых интересных классов животного мира — класс млекопитающие. Этот класс представляет наиболее высокоорганизованные позвоночные животные, появившиеся 160 — 170мл. лет назад. Внешний облик и размеры млекопитающих очень разнообразны — от карликов (4см. — белозубка), до гигантов (синий кит — 33м.). Современных млекопитающих насчитывается пять с половиной тысяч видов, они широко расселились по земному шару и освоили различные среды обитания: наземно-воздушную, почвенную, водную, а некоторые и воздушную (самый крупный летающий зверь планеты — калонг, большая летучая лисица. Размах крыльев 1,4м).

Просмотр видеофрагмента «Среды обитания животных» Галерея. Видеофрагмент № 90.

2. Операционно — исполнительный этап.

Черты, позволившие представителям класса млекопитающие быть прогрессивными животными.

— живорождение и выкармливание детенышей;

— наличие волосяного покрова;

— наличие центральной нервной системы, сложное поведение;

— замкнутая кровеносная система, четырех камерное сердце;

— шейный отдел позвоночника состоит из семи позвонков;

— обладают четырьмя конечностями.

Из названных черт составить логическую опорную схему «Характерные особенности класса млекопитающие».

Особенности внешнего строения Особенности внутреннего строения

волосяной покров центральная нервная система

обладают 4мя конечностями живорождение

молочные железы 4х камерное сердце

2 круга кровообращения

7 позвонков в шейном отделе

Просмотр интерактивных рисунков. Галерея. «Внешнее строение млекопитающих» № 2 и «Внутреннее строение млекопитающих» №12. Анимация № 20 «Кровеносная система млекопитающих»

Характеристика подкласса первозвери. Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Однопроходные» и с рисунком 127. В рабочей тетради «Биология. Животные» выполнить задания №2, №3 стр.79.

Характеристика отрядов сумчатых, рукокрылых, насекомоядных.

Задание № 1: используя текст параграфа № 31 (ст.159-160)

Указать: а — особенности внешнего и внутреннего строения представителей

б — заполнить таблицу «Представители отряда Сумчатые»

Среда жизни, образ жизни.

Задание № 2: используя текст параграфа № 31 (ст.160 — 161)

Выполните задания № 1-4 в рабочей тетради, страница 80.

Указываем, что выхухоль — представитель отряда насекомоядных, единственное млекопитающее, включенное в «Красную книгу Челябинской области».

Задание № 3: используя текст параграфа № 31 (ст.161 — 162)

Особенности внешнего строения Общее в строении птиц и

Какую особенность рукокрылых перенял человек и стал использовать в

технике? Просмотр видеофрагмента № 32 «Летающие млекопитающие»

3. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Ответьте на вопросы теста.

  1. Утконос относится к млекопитающим потому, что:
  1. Откладывает яйца
  2. Имеет роговой клюв
  3. Вскармливает детенышей молоком
  4. Имеет волосяной покров
  1. Летучие мыши относятся к отряду:

2. Почему в слове «млекопитающие» нельзя писать окончание «- ся»?

1. Изучить параграф № 31, повторить параграф № 25.

2. Заполнить таблицу.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих.

Черты строения и образа жизни

Число кругов кровообращения

Число камер в сердце

Предварительный просмотр:

Тема: Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хищные

Цель: Расширить представления учащихся о многообразии млекопитающих.

1. Познакомить учащихся с общей характеристикой отрядов млекопитающих.

2. Развитие умения работать в заданном темпе в малой группе, адекватно воспроизводить информацию, работать с текстом, рисунками учебника мультимедийными средствами обучения.

3. Показать особенности строения и образа жизни отдельных представителей отрядов; их значение в природе и жизни человека..

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана — Граф». Таблицы «Грызуны и Зайцеобразные, Хищные, Морские млекопитающие», обитатели живого уголка. Книги: Ханс Петер Тиль «Царство животные», В.Б.Сабунаев «Занимательная зоология». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы — Латюшин В.В., Шапкин В.А.

«Куда на выдумку природа таровата»

1. Ориентировочно — мотивационный этап.

А) Проверка выполнения домашнего задания; таблица «Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих»

Б) Тестирование. Выполните тестовое задание. Выберите один ответ из четырех.

1. Особенности покровов млекопитающих:

А) кожа влажная, голая, в ней много желез

Б) кожа сухая, покрытая перьями

В) у большинства кожа покрыта волосяным покровом

Г) кожа покрыта костной чешуей

2. Сердце млекопитающих:

В) трехкамерное с неполной перегородкой

3. Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:

А) дыхательной системы

Б) нервной системы

В) пищеварительной системы

Г) опорно-двигательной системы

4. Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:

Б) среды обитания

В) вынашивания детенышей

Г) питания молоком.

5. К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:

А) строение нервной системы

Г) строение дыхательной системы

А) Коала, кенгуру, опоссум

Б) еж, крот, выхухоль

В) вечерница, ночница, крылан

В) Закончите схему.

Г) Работа в малых группах. Постройте логическую опорную схему, указав в ней, какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечили широкое распространение млекопитающих в биосфере. ( Каждая группа имеет набор карточек, из которых необходимо сложить схему)

Роль особенностей строения млекопитающих в эволюционном процессе.

Волосяной Легкие 4-х камерное Специализированная Наличие

покров сердце пищеварительная плаценты,

система молочные железы

Тепло- Газо- Снабжение Расщепление Сохранение

изоляция обмен органов питательных потомства

Высокий уровень обмена веществ

Теплокровность Высокая организация Двигательная

нервной системы, активность

Преимущества в борьбе за существование

Увеличение численности вида, расширение ареала

Появление новых видов

2. Операционно-исполнительный этап.

Работа в малых группах. Группам выдаются листы ватмана для написания книги «Наши соседи по планете». Каждая группа должна оформить страницы книги, рассказав об одном из отрядов млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хищные.

Рассказ должен отражать:

  1. Особенности строения и образа жизни представителей отряда.
  2. Значение представителей отряда в природе и жизни человека.

Каждая группа работает с соответствующей частью текста параграфов №32 и 33.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Проведение презентации «книги».

1. Каждая группа, или представители из группы выходят, показывают свою страницу и рассказывают содержание своей части работы, после выступления задают одноклассникам вопросы, на которые ученики должны ответить.

2. Так выступают все группы по очереди. Между выступлениями просмотр видеофрагментов по презентуемым отрядам млекопитающих. Галерея. Видеофрагменты: №12 «Водные млекопитающие», «Лесные млекопитающие», «Млекопитающие открытых пространств»

3. Ответственный редактор — учитель, проводит опрос по новым терминам.

Термины: грызуны, резцы, акклиматизация, зайцеобразные, ласты, цедильный аппарат, эхолокация, хищные зубы.

4. Формулируется заключение.

1. Нарисовать обложку для книги «Наши соседи по планете». ( по желанию)

2. Оформить страницу книги по рубрикам:

  1. «Священные» животные
  2. Животные — герои сказок, басен, былин.
  3. Животные — символы на гербах стран и городов.
  4. Охота
  5. Звери — поставщики меха, пищи, лекарств
  6. Животные — источники вдохновения для народного творчества, искусства.
  7. Охрана и восстановление редких видов.
  8. Мой домашний питомец.

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.

Предварительный просмотр:

Тема: Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

Цель: Продолжить знакомство учащихся с многообразием отрядов млекопитающих.

1. Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов парнокопытные и непарнокопытные

2 . Развитие умения работы с учебной информаций, построение логической опорной схемы.

3. Раскрыть значение отрядов парнокопытные и непарнокопытные в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны.

ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана — Граф». Таблицы «Парнокопытные», «Непарнокопытные»

1. Ориентировочно — мотивационный этап.

Чтение отрывка сказки Р.Киплинга « Кошка, которая гуляла сама по себе» о том, как конь и корова стали служить человеку. Рассказ о знаменитых копытных в истории.

2. Операционно-исполнительный этап.

Используя материалы презентации, давайте поработаем с интеллект картой, которая лежит у вас на столе. Отряд парнокопытные делится на два подотряда нежвачные и жвачные.

А) общие признаки отряда парнокопытные,

Б) характерные признаки подотряда нежвачные

В) характерные признаки подотряда жвачные

Задание № 2. Используя данные задания № 1, составите логическую опорную схему «Отряд парнокопытные»

Развит 3 и 4 палец

Пальцы покрыты копытом

Величина средняя и большая

Подотряд Нежвачные Подотряд Жвачные

Массивное тело Стройное тело

Короткие конечности Короткие конечности

Клыки Клыков нет

Морда с пяточком Имеют рога

Простой желудок Сложный желудок

Имеют подкожный слой жира Подкожного жира нет

— Просмотр видеофрагмента «Корова» (Галерея. Видеофрагмент

Используя текст учебника, и просмотренный видеофрагмент разбираем строение и работу сложного желудка жвачных животных.

«Строение и работа пищеварительной системы жвачных животных»

Просмотр анимации «Работа пищеварительной системы жвачного животного» (Галерея. Анимация № 9)

Задание № 3. Используя текст параграфа 34, страница 181-183, заполните схему «Систематические группы отряда Непарнокопытные»

«Систематические группы отряда Непарнокопытные»

Многие представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные давно одомашнены человеком и широко используются им.

Работа по схеме «Охрана копытных животных»

«Охрана копытных животных»

200 видов 16 видов

Причины сокращения численности

Разрушение мест обитания

Сокращение и ухудшение кормовой базы

Борьба с браконьерством

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Задание: Укажите стрелками соответствие между изображением животного, его названием и отрядом.

Какие из указанных животных, являются редкими и охраняемыми?

Сетка Книжка Сычуг

Предварительный просмотр:

Тема урока: Отряд млекопитающих: Приматы.

Цель: Познакомить учащихся с многообразием приматов.

Задачи : 1.Выявить характерные особенности приматов, признаки их высокой организации по сравнению с другими животными.

2. Развитие общеучебных умений: сравнение и обобщение.

  1. Раскрыть роль приматов в природе, необходимость их сохранения и охраны.

Оборудование : Набор художественных рисунков и открыток о приматах, Набор фотографий различных приматов, (ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7 кл. Издательский центр Вентана-Граф»),

Содержание урока. Порядок естества,

умелою природой установлен…

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.
  1. Индивидуальный опрос по логическим опорным схемам, составленным на прошлых уроках:
  1. Характерные особенности млекопитающих.
  2. Роль особенностей млекопитающих в эволюционном процессе.
  3. Отряд Парнокопытные.
  4. Строение и работа пищеварительной системы жвачных животных.
  5. Систематические группы отряда Непарнокопытные.
  1. Выполнение тестовых заданий. Выберите один ответ из четырех.
  1. Признак, доказывающий усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися:

А) органы чувств

В) четырехкамерное сердце

Г) два круга кровообращения

  1. К признакам высокого уровня организации млекопитающих не относятся:

В) вскармливание детенышей молоком

Г) пятипалая конечность

  1. К признакам, обеспечивающим распространение млекопитающих по всему земному шару, не относятся:

Б) высокое развитие нервной системы

Г) удаление продуктов жизнедеятельности

  1. К приспособлениям, позволяющим млекопитающим выживать в районах с резко меняющимися по сезонам условиями окружающей среды, не относятся:

Г) видоизменение конечностей.

Общая характеристика отряда Приматы

  1. Древесные или наземные животные
  2. Средние или небольшие по величине
  3. Стадный образ жизни
  4. Активны днем
  5. Пальцы имеют ногти
  6. Большой палец противопоставлен
  1. Наличие ключиц
  2. Развиты все типы зубов
  3. Зрение бинокулярное, цветное
  4. Сложное строение коры головного

Задание № 1. Используя текст параграфа № 35 страница 184 составьте схему классификации приматов.

Подотряд Полуобезьяны Подотряд Обезьяны

Задание № 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Человекообразных обезьян»

«Сравнительная характеристика Человекообразных обезьян»

После проверки, заполнения таблицы фронтальный опрос

  1. Какими общими чертами обладают представители отряда приматов?
  2. Назовите семейства отряда приматов (см. рис. 218). Какие черты этих животных указывают на их высокую организацию?
  3. Назовите черты сходства представителей семейства человекообразных обезьян с людьми.

Задание № 3. Биодиктант. Показываем изображение примата, учащиеся записывают его название.

Задание № 4. Из перечисленных видов приматов выберите отдельно представителей соответствующих подотрядов:

А — Низшие обезьяны, или Полуобезьяны

Б — Высшие приматы, или Обезьяны

Индивидуальная работа. Ответьте на вопросы теста.

  1. Наиболее высокоразвитые животные относятся к отряду:
  1. К человекообразным обезьянам относится:
  1. Хватательный рефлекс у детеныша шимпанзе
  2. Вылизывание шерсти кошкой
  3. Перелеты птиц
  4. Реакция птиц на яркую окраску ядовитых насекомых
  1. К мартышкообразным относятся
  1. Выберите правильные утверждения:
  1. Млекопитающие — теплокровные позвоночные животные, рождающие живых детенышей, выкармливающие их молоком
  2. Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания
  3. Кожа млекопитающих эластичная и покрыта волосяным покровом
  4. Мозговая часть черепа млекопитающих характеризуется увеличением размеров, что связано с укрупнением головного мозга
  5. Ключицы хорошо развиты у животных, совершающих разнообразные движения передними конечностями (приматы), и отсутствуют или недоразвиты у тех, которые двигаются в одной плоскости (например, копытные и хищники)
  6. Количество извилин коры полушарий у всех млекопитающих примерно одинаково
  7. Инстинкт заботы о потомстве особенно проявляется у животных, рождающих детенышей беспомощными (например, у белок, кроликов)
  8. Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года
  1. Изучить параграф № 35, задание № 1,2 в рабочей тетради.
  2. Заполнить логическую опорную схему «Общая характеристика Приматов»

Предварительный просмотр:

Тема урока : Разнообразие отрядов класса млекопитающие. Обобщение знаний.

Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся об изученных отрядах класса млекопитающие.

Задачи : 1. Проверить усвоение учебного материала учащимися, сформированность их знаний и умений.

2. Развитие общеучебных умений; анализ, сравнение, обобщение.

  1. Раскрыть роль различных животных в природе, необходимость сохранения биоразнообразия животного мира.

Оборудование : Набор художественных рисунков и открыток о животных, табличка «Анималист», набор фотографий различных зверей, видеофрагменты о животных (ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7 кл. Издательский центр Вентана-Граф»), презентация «Представители различных отрядов класса млекопитающие», индивидуальный лист работы учащегося.

«Кто хочет вызвать в животном взаимную

дружбу и доверие, тот должен попытаться

изучить его особенности, характер и повадки…

и он будет вознагражден тем, что приобретет

себе друга» Альфред Буковец

Мы с вами в течение нескольких уроков изучали тему «Класс млекопитающие», познакомились с особенностями внешнего строения млекопитающих, изучили разнообразие отрядов данного класса, их особенности и представителей. Тема нашего сегодняшнего урока – «Разнообразие отрядов класса млекопитающие. Обобщение знаний»

В класс млекопитающие входит около 4 тысяч видов, они весьма разнообразны: самый крупный зверь – синий кит, длина его тела – 30м, вес -130т. Самый маленький зверь – этрусская землеройка, её длина тела (вместе с хвостом – 7 см., а вес всего 2г.

Давайте вспомним, какими характерными особенностями обладают представители класса млекопитающие?

  1. Живорождение и выкармливание детёнышей молоком, забота о потомстве.
  2. Имеют волосяной покров.
  3. Высокоразвитая нервная система, сложное поведение.
  4. Кровеносная система замкнутая, сердце четырехкамерное, два круга кровообращения.
  5. Теплокровность, постоянная температура тела.
  6. Шейный отдел позвоночника имеет 7 позвонков.

Современных млекопитающих насчитывают около 4 тыс. видов. Они широко расселились по земному шару, живут в самых разнообразных условиях.

Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос: Какие среды жизни освоили млекопитающие? Просмотр видеофрагмента «Среды жизни млекопитающих» (галерея, видеофрагмент № 90 «Среды обитания животных»)

Работа по логической схеме «Среды обитания млекопитающих»

СРЕДЫ ЖИЗНИ Сложное поведение

Наземно-воздушная Водная Почвенная

Вопросы по логической опорной схеме.

— Что обеспечивает существование млекопитающих в различных средах жизни?

— Как разнообразные условия среды жизни оказали влияние на животных?

Разнообразие сред жизни и условий этих сред привели к большому разнообразию среди млекопитающих. Плацентарные млекопитающие включают в себя около 20 отрядов, представители которых широко распространены на нашей планете. Сейчас вы проверите себя, насколько хорошо вы знаете представителей различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.

Проводим биодиктант. При выполнении биодиктант показываем в презентации различных млекопитающих, по ходу которой ученики заполняют колонку «Название животного», затем даем время на заполнение остальных колонок таблицы.

Представители различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.

Характерные признаки отряда

В редакцию журнала «Юный натуралист» пришло несколько заметок от Незнайки о жизни животных. Внимательно прочтите эти заметки и подчерните в тексте те ошибки, которые допустил автор по причине своего незнайства. (Тексты включены в индивидуальный лист учащегося по вариантам)

БЕЛЯК (заяц-беляк), млекопитающее семейства зайцев отряда грызунов. Длина тела беляка 50-60 см, иногда до 75 см, масса до 5,5 кг. Свое название получил за белоснежный летний мех.

Встречается беляк в лесах, тундрах и пустынях всей Северной Евразии — от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. Акклиматизирован беляк и в Южной Америке. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат один раз за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше — 6-9 зайчат. Беляк, хоть и имеет ценный мех и мясо, но не является объектом промысла.

МЕДВЕЖЬИ (медведи), семейство млекопитающих отряда приматов, самые крупные из современных хищных зверей; включает 8 видов.

Длина тела современных медведей 110–300 см, высота в холке до 135 см, масса до 700 кг. Тело мощное, с высокой холкой. Шея толстая, обычно длинная, голова крупная, с удлиненным лицевым отделом, глаза небольшие, уши округлые. Лапы сильные, стопоходящие, трехпалые. Хвост короткий, почти не заметен. Мех высокий и редкий. Шерсть окрашена в черный, бурый или белый цвет, меняется по сезонам.

Распространены в Европе, Азии, Северо-Западной Африке, Арктике, Северной Америке, в горных областях северо-запада Южной Америки. Все виды наземные. Держатся поодиночке или семьями. Активны только ночью. Большинство ведет оседлый образ жизни, некоторые широко кочуют. В зимнюю спячку не впадают. Всеядны. Предпочитают питаться растительной пищей: ягодами, фруктами, орехами, также насекомыми, рыбой, реже крупными животными.

Продолжительность жизни медведей 30–45 лет. Многие виды хорошо дрессируются и содержатся в зоопарке.

ПУСТЫННАЯ ЗЕБРА (зебра Греви) — вид парнокопытных млекопитающих рода лошадей; самая крупная из зебр. Светлая окраска брюха поднимается довольно высоко на бока, полосы широкие. Волосы, образующие кисть на конце хвоста, относительно короткие. Крик зебры Греви, более чем у других зебр, напоминает крик лошади. Пустынная зебра распространена в центральных частях Восточной Эфиопии, Сомали и Северной Кении, а так же в полупустынях Евразии. Она обитает в лесистых местностях и полупустынях, где предпочитает некрутые горные склоны и плато; в Кении иногда образует смешанные стаи с саванной зеброй. Численность пустынной зебры составляет около 15 тысяч голов.

ГЕПАРД, млекопитающее семейства кошачьих, отряда зайцеобразных.

Обладает сухим поджарым телом длиной 123-150 см, с большой головой и длинными и стройными ногами. Длинный, сильный хвост (до 75 см) при беге выполняет роль балансира. Мех короткий, негустой. Общий тон окраски желтоватый, песчаный, пятен нет.

Распространен в равнинных пустынях и саваннах Европы и Азии. Известны упоминания в русских летописях о звере пардусе, по описаниям похожим на гепарда.

Самый медленный зверь из всех млекопитающих. Догоняя добычу, может развивать на коротких расстояниях скорость до 110 км/ч. Охотится преимущественно днем или в сумерки, иногда подстерегает добычу у водопоя. Питается копытными, а в качестве дополнительной пищи — зайцами, мелкими зверьками и птицами. В помете 2-4 детеныша. Держится по одиночке или парами. Детеныши (1-4) рождаются зрячими, пятнисто окрашенными.

В Индии и Передней Азии ранее использовался для охоты на антилоп. Малочислен. Легко приручается, в неволе размножается.

Проверяем выполнение задания, исправляем ошибки, допущенные Незнайкой.

Просматриваем видеофрагменты «Лесные млекопитающие» (галерея, видеофрагмент № 31) и «Млекопитающие открытых пространств» (галерея, видеофрагмент № 40)

Перед вами изображения различных животных. Все они сделаны художником. Художник, который профессионально рисует животных, называется АНИМАЛИСТ . А стиль изображения животных в искусстве называется анималистикой. Художник Малявин нарисовал «портрет» животного, он пытался изобразить зайца.

Какие художником были допущены ошибки? К каким животным относятся части, которые смешал неумелый художник?

Животный мир испытывает на себе влияние деятельности человека, что ведет к сокращению или уничтожению некоторых видов животных. С начала XYII века на нашей планете исчезло 63 вида млекопитающих, что составляет 1,5 % от их общего количества.

Основными причинами оскудения животного мира Земли является:

  1. Охота
  2. Разрушение местообитаний
  3. Сокращение и ухудшение кормовой базы

Для сохранения исчезающих видов животных создаются заказники, заповедники, издается «Красная книга». В Красную книгу России включено 54 вида млекопитающих.

Охотники ловили барса

На берегу Нарын-реки

Он не рычал, он улыбался,

Когда показывал клыки…

Но люди землю подкопали.

Они добились своего,

Он сильный был, но про капканы

Ещё не знал он ничего.

Он понял. Он поддался гордо,

Когда вязал его казах,

И было сумрачно и горько

В его оранжевых глазах

Он за людьми следил ощурясь

Они будили в нем тоску

В нем полыхали гнев и щедрость,

И хвост метался по песку.

Он поселился в зоопарке,

Где много мяса и воды…

Его лелеют там усердно.

Он покорился. Он лежит.

И только видно, как у сердца

Пятнистый мех его дрожит.

Какие чувства вызвало у вас прочтение этого стихотворения?

В наших с вами силах сделать все, чтобы животный мир не оскудел и сохранился. Что может сделать лично каждый из нас, чтобы сохранить разнообразие животного мира?

Млекопитающие имеют огромное значение для человека. Одомашнивание лошади и крупного рогатого скота обеспечило длительное процветание человеческого общества. Животноводство и охотничье-промысловое хозяйство – важнейшие отрасли современного хозяйства, обеспечивающие человечество белковыми продуктами. Редкие виды нуждаются в охране. Ведется борьба с млекопитающими, которые вредят культурным растениям, пищевым запасам, переносят возбудителей болезней.

Заполнение таблицы «Значение млекопитающих в природе и жизни человека»

Заполнить пропуски в таблице.

«Значение млекопитающих в природе и жизни человека»

Используются человеком, для получения мяса, молока, шерсти, для перевозки тяжестей и других видов работ.

Норка, черно-бурая лисица, песец.

Объекты спортивной охоты и пушного промысла.

Домовая мышь, крыса, крот.

Проверка заполнения таблицы

Показ видеофрагмента «Домашние животные» (галерея, видеофрагмент № 19)

А сейчас мы с вами выясним личностное отношение к животным. Для этого ответим на вопросы теста.

Тест «Самооценка отношения к животным»

Инструкция: выберите один из трех ответов на предлагаемые вопросы анкеты. Балл, соответствующий вашему ответу обведите в кружок, по окончании работы подсчитайте сумму всех баллов.

Источник

Читайте также:  Сравнение с другими персонажами или литературным героем другого автора