Чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?
И мхи и папоротники относятся к очень древним видам растений, которые появились сотни миллионов лет назад, когда-то царили по всей планете, но которые сохранились и до современности, правда утратив свое доминирующее положение.
Главным отличием, которое показывает усложнение папоротников по сравнению с мхами оказывается появление у них листовой пластинки — так называемой вайи. Вторым моментом является появление у папоротников настоящих корней, в отличии от ризоидов мхов. Появления вайи и корней привело к усложнению проводящей системы, формированию более сложных тканей, что в свою очередь привело к увеличению размеров папоротников, которые в прошлом были выше многих современных деревьев.
Половое и бесполое размножение у папоротников — очень сложный запутанный процесс, который мне выучить в школе никак не удавалось. Его вкратце отражает приведенная ниже схема, но если полностью объяснять, еще пару пунктов добавить можно, так что она не полная, но достаточная.
На самом деле мхи приносят много пользы человеку. Их можно использовать для различных целей.
- Мхи образуют торф, который используют как топливо.
- Высушенным мхом можно утеплять улья, сараи, бани, жилые помещения. Ведь он хорошо сохраняется.
- Сфагнум обожают цветовода и добавляют в грунт, чтобы тот был более легким, воздухопроницаемым и не пересыхал.
- Сфагнум может впитывать воды в 20-25 раз больше, чем он сам. Его использовать можнои как перевязочный материал, поскольку сфагнум содержит в себе бактерицидные вещества.
- Из кукушкиного льна делали веревки, метелки, выстилали коробки с хрупкими предметами (упаковочный материал).
- Некоторые виды используют в медицине и в косметологии.
- Также мох можно использовать как подстилку для скота.
Сначала давайте узнаем, чем отличается сложный лист от простого. У простых листьев нет структуры или конструкции, состоящий из более мелких листочков. Визуальное отличие можно увидеть на рисунке. Простые листья — одиночные, а сложные включают в себя группу более мелких листьев.
Поэтому создается впечатление, что у папоротника сложный лист. Но это не совсем так:
Какова роль мхов в природе?
Растительный мир делится на два больших отдела: высшие растения и низшие растения. Мхи, или мохообразные, — это наиболее примитивные среди высших растений. По своему строению они ближе других групп стоят к водорослям. У мхов отсутствует способность к цветению, плодообразованию или к образованию семян. Размножение мхов осуществляется с помощью спор.
Мхи бывают зелеными и белыми. Белые, или торфяные мхи, называют сфагнумом. Сфагновые мхи обладают способностью поглощать и удерживать огромное количество воды, которое превышает их собственный вес в 30-40 раз.
В процессе жизнедеятельности сфагновые мхи отмирают, выделяя гуминовые кислоты, которые убивают бактерии и затормаживают процесс гниения. С течением времени происходит накопление большого количества органических остатков, которые постепенно превращаются в торф.
Торф используется как топливо, как удобрение. Мы все пользуемся торфяными таблетками, стаканчиками или горшочками для высадки рассады. Торф применяется в качестве сырья в производстведревесного спирта, карболовых кислот, смол, пластических масс и других химических продуктов.
Высушенные сфагновые мхи обладают бактерицидными свойствами и могут использоваться в качестве перевязочного материала. Во время Великой Отечественной войны сфагнум использовался именно с такой целью.
Мхи ( моховидные) относятся к высшим растениям. В отличии от общепринятых представлений о растениях мхи не имеют ЦВЕТКА , КОРНЯ, ПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ. Тем не менее Мхи (Musci)это отдел царства Растения. Наука изучающая мхи называется бриологией. В настоящее время ученым известно 165 семейств мохообразных включающих 1473 родов объединяющих 15 344 видов.
Источник
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор царства растений»
1. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.
Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.)
2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.)
3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами.
4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.
2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1)Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. (2) У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. (3) В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. (4) В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. (5) При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. (6) В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.
2) У водорослей нет органов и тканей.
3) Хемосинтез происходит только у бактерий.
5) При слиянии гамет у растений образуется спорофит.
3. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.
1. У папоротников имеются корни.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. (2) В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. (3) Они образуют органические вещества из неорганических. (4) Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. (5) Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.
1) 1 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей;
2) 2 — в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 — водоросли не имеют корней
5. Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений?
1) Волоски на листьях и стеблях рассеивают свет, спасают фотосинтезирующие органы от слишком яркого света.
2) Волоски на листьях и стеблях создают рядом с эпидермисом неподвижный слой воздуха, уменьшая испарение воды.
3) Жесткие и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива).
4) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)
6. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.
1) Лишайники являются симбиотическими организмами, таллом лишайника состоит из мицелия грибов, переплетенного с одноклеточными водорослями или цианобактериями.
2) Водоросли или цианобактерии фотосинтезируют и снабжают грибы продуктами фотосинтеза, грибы поглощают из окружающей среды воду и минеральные соли и делятся с водорослями.
3) Лишайники – это самые первые живые организмы на голом камне, постепенно разрушают камень, создавая предпосылку для возникновения почвы. Некоторые организмы питаются лишайниками. Являются индикаторами экологической обстановки.
7. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по типу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.
2 – у водорослей отсутствуют ткани;
4 – ламинарию относят к бурым водорослям;
6 – по способу питания бурые водоросли – фототрофы.
8. Какие прогрессивные признаки сформировались в генеративных органах и половом размножении покрытосеменных растений в процессе эволюции? Приведите не менее четырех признаков, обоснуйте их значение.
1) появление цветка увеличило эффективность опыления;
2) двойное оплодотворение, в результате чего семя имеет триплоидный эндосперм, что улучшило питание зародыша;
3) развитие семязачатков в завязи пестика обеспечило их защиту (защиту семян);
4) появление плода у покрытосеменных способствовало защите семян и их распространению;
5) наличие нектарников обеспечило привлечение насекомых для опыления
9. Появление семенного размножения растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.
1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечило их выживание;
2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;
3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);
4) семя – многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора – одна клетка
10. Чем спора отличается от семени? Приведите не менее трех различий.
1) спора одноклеточное образование (специализированная клетка) осуществляет бесполое размножение растений; семя – многоклеточный орган, обеспечивающий половое размножение растений;
2) в спорах нет запаса питательных веществ, в семенах находится запас питательных веществ, который используется при прорастании;
3) спора имеет защитную оболочку, семя имеет семенную кожуру, которая в большей степени защищает зародыш и другие части семени
11. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.
1) семя – многоклеточное образование, спора – одноклеточное;
2) семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
3) семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет
12. Рассмотрите предложенную схему классификации высших растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
13. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле покрытосеменных от голосеменных растений.
1) наличие цветков и плодов;
2) разнообразные жизненные формы – травы, кустарники, деревья;
3) опыление осуществляется не только ветром, но и животными;
4) семяпочка защищена завязью
14. Назовите основные ароморфозы растительного мира.
1) Появление процесса фотосинтеза.
2) Дифференцировка тела на ткани и органы.
3) Возникновение опыления (исчезновение необходимости воды для оплодотворения).
4) Возникновение семян с запасом питательных веществ.
15. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле хвойных голосеменных от папоротниковидных.
1) наличие хвои (видоизменённых листьев)
2) размножение семенами
3) оплодотворение не зависит от воды
4) в основном древесные жизненные формы
16. Определите отделы, к которым относят растения, изображенные на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?
1) 1 – отдел Моховидные;
2) корни отсутствуют (есть ризоиды);
3) на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами;
4) 2 – отдел Покрытосеменные (Цветковые);
5) наличие цветков, плодов;
6) у моховидных спорофит представлен спорогоном (коробочкой на ножке) на гаметофите;
7) у покрытосеменных спорофит представлен взрослым растением (со всеми вегетативными и генеративными органами)
17. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Папоротниковидные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Наибольшее количество видов папоротниковидных растений встречается во влажных тропических областях, так как их размножение обусловлено наличием воды. (2) В жизненном цикле папоротниковидных происходит смена бесполого и полового поколений. (3) Взрослое растение папоротника – это спорофит, то есть половое поколение. (4) Гаметофитом у этих растений является зеленая пластинка (заросток), которая развивается из зиготы. (5) На гаметофите образуются гаметы, для передвижения сперматозоидов к яйцеклетке необходима вода. (6) Набор хромосом в клетках гаметофита диплоидный. (7) В цикле развития папоротниковидных преобладает спорофит.
1) 3 – спорофит – это бесполое поколение;
2) 4 – гаметофит (заросток) развивается из споры;
3) 6 – набор хромосом гаметофита гаплоидный (диплоидный набор хромосом у спорофита)
Источник
Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и жизни человека
Разделы: Биология
Задачи:
- образовательные: расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными;
- развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
- воспитательные: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.
Оборудование: комнатные растения (папоротники), гербарии, рисунки с изображением редких и исчезающих видов папоротников, коллекция “Каменный уголь и продукты его переработки”, самодельные таблицы “Значение папоротников в природе”, рисунок с изображением леса каменноугольного периода.
2.Изучение новой темы:
Сегодня мы с вами начинаем знакомство еще с одним отделом высших споровых растений – отделом Папоротникообразных. (сообщение темы и задач урока, запись темы урока в тетрадь).
Задача урока – выявить черты усложнения организации папоротников по сравнению со мхами, познакомиться с ролью папоротников в природе и жизни человека.
С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны.
Проблемный вопрос урока: Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?
Для решения поставленных перед нами задач и ответа на проблемный вопрос мы разберем сегодня следующие вопросы:
- Среда обитания и жизненные формы
- Особенности строения
- Древние папоротникообразные
- Значение папоротников в жизни человека
- Значение папоротников в природе
- Редкие и исчезающие виды папоротников республики Татарстан
(План урока записан на доске)
На уроке работают 4 групп, которым были даны опережающие задания, это экологи, палеонтологи, географы и эксперты одного промышленного предприятия. В течение урока они выступят по своим проблемам. Задача всех остальных учащихся внимательно слушать, фиксировать в таблице нужную информацию.
Характерные особенности папоротникообразных
Среда обитания
Жизненные формы
Значение в природе
Значение в жизни человека