Меню

Что такое краткое сравнение величин 4 класс



Разностное и кратное сравнение чисел

Изучая в школе математику, некоторые дети сталкиваются с трудностью понятий: на сколько больше или меньше и во сколько больше или меньше. Эту разницу нужно чётко понимать, чтобы избежать ошибок при решении задач. С задачами на разностное сравнение ребенок сталкивается уже в 1 классе, а с задачами на кратное сравнение во 2 или 3 классе при изучении таблицы умножения . Вот тогда и начинается путаница. Где умножить, а где сложить, когда вычитать, а когда делить?

Разностное сравнение чисел

На сколько единиц одно число больше или меньше другого — это разностное сравнение . Для разносного сравнения необходимо из большего числа вычесть меньшее.

Задача

Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. На сколько килограмм арбуз тяжелее дыни?

12-4=8 (кг) — арбуз тяжелее дыни.

Кратное сравнение чисел

Во сколько раз одно число больше или меньше другого — это кратное сравнение . Для кратного сравнения необходимо большее число разделить на меньшее.

Что такое краты? Это разы. Как говорят в сказках? Во сто крат лучше, красивее. Это означает во сто раз лучше, красивее.

Задача

Арбуз весит 12 кг, а дыня 4 кг. Во сколько раз арбуз тяжелее дыни?

12:4=3 (раза)— арбуз тяжелее дыни.

Для того, чтобы в голове ребенка закрепились эти два понятия, нужно прорешать определенное количество задач. Начинать следует с простых задач на разностное и кратное сравнение, а потом можно переходить к составным задачам, т.е. к задачам, в условие которых может быть включено и разностное, и кратное сравнение одновременно.

Пример составной задачи на разностное и кратное сравнение:

В магазин привезли 300 кг апельсинов. В первый день продали 46 кг апельсинов. Во второй день в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день на 17 кг больше, чем в первый и второй день вместе. Сколько кг апельсинов было продано за 3 дня?

  1. 46:2=23 (кг) — апельсинов продали во второй день.
  2. 23+46=69 (кг) — апельсинов продали за первый и второй день вместе.
  3. 69+17=86 (кг) — апельсинов продали в третий день.
  4. 69+86=155 (кг) — апельсинов было продано за 3 дня.

Ответ: 155 кг апельсинов.

Задачи на разностное сравнение

  • На сколько 5 меньше 8? На сколько 10 больше 3?
  • На клумбе распустилось 7 жёлтых цветов, а голубых на 2 больше. Сколько голубых цветов распустилось на клумбе?
  • В оркестре играют 13 скрипок, а флейт на 4 меньше. Сколько флейт в оркестре?
  • На первой яблоне созрело 24 яблока, а на второй на 9 яблок больше. Сколько яблок созрело на второй яблоне?
  • Для ремонта купили 15 банок зелёной краски, а белой на 9 банок больше. Сколько всего банок краски купили?
  • Купили 31 шуруп, а болтов на 6 меньше. Сколько всего болтов и шурупов купили?
  • Одна книга стоит 77 рублей, а другая на 49 рублей меньше. Сколько стоят обе книги?
  • Бабушка купила 18 метров широкой тесьмы, а узкой на 7 метров больше. Сколько всего метров тесьмы купила бабушка?
  • В пруду плавали 23 гуся, а уток на 9 меньше. Сколько всего птиц плавало в пруду?
  • Собрали 45 кг чёрной смородины, а красной на 7 кг меньше. Сколько всего кг смородины собрали?
  • К кормушке прилетело 17 синичек, а воробьёв на 14 больше. Сколько всего птичек прилетело к кормушке?
  • У Светы 2 десятка конфет, а у Пети на 17 конфет больше? Сколько всего конфет у Пети и Светы?
  • В магазине продавались 25 попугаев, а канареек на 7 больше. Сколько всего птичек продавалось в магазине?
  • В коробке 54 кусочка белого мела, а цветного на 14 меньше. Сколько всего кусочков мела было в пакете?
  • Около школы росло 37 берёз, а тополей на 8 больше. Сколько всего деревьев росло около школы?
  • В пакете 43 шоколадные конфетки, а мятных на 12 меньше. Сколько всего конфет в пакете?
  • С одного участка собрали 24 кг помидор, а с другого на 19 кг больше. Сколько всего кг огурцов собрали?
  • В вагоне 56 верхних полок, а нижних на 12 меньше. Сколько всего полок в вагоне?
  • На пристани 15 катамаранов, а лодок на 17 больше. Сколько всего лодок и катамаранов было на пристани?
  • У мальчика 58 орешков, а у девочки на 3 десятка меньше. Сколько всего орешков у девочки и мальчика?

Задачи на кратное сравнение

  • Во сколько раз 12 больше, чем 3? Во сколько раз 8 меньше 24?
  • Коля собрал 36 орехов, а Даша — 18 орехов. Во сколько раз Даша собрала орехов меньше, чем Коля?
  • На первой грядке выросло 12 морковок, а на второй в 2 раза больше. Сколько морковок выросло на второй грядке?
  • Бабушке 56 лет, а внучке 8. Во сколько раз внучка моложе бабушки?
  • У Светы 12 тетрадей, а у Вали 4 тетради. Во сколько раз больше тетрадей у Светы, чем у Вали?
  • У продавца воздушных шаров 14 красных шариков, а зелёных в 2 раза меньше. Сколько зелёных воздушных шариков у продавца?
  • Маша съела 24 вишни, а Лиза 12 вишен. Во сколько раз меньше вишен съела Лиза, чем Маша?
  • Мама нашла 49 грибов, а сын 7 грибов. Во сколько раз больше грибов нашла мама, чем сын?
  • В третьем классе учится 9 девочек и 18 мальчиков. Во сколько раз меньше в третьем классе девочек, чем мальчиков?
  • Мама испекла 2 торта и 14 пирожных. Во сколько раз больше пирожных, чем тортов, испекла мама?
  • В зоопарке 3 слона и 15 обезьян. Во сколько раз меньше слонов, чем обезьян?
  • Мама вымыла 8 тарелок и 4 чашки. Во сколько раз больше мама вымыла тарелок, чем чашек?
  • У причала стояло 9 катамаранов и 3 лодки. Во сколько раз меньше у причала лодок, чем катамаранов?
  • В магазин привезли 48 кг яблок и 24 кг груш. Во сколько раз груш привезли меньше, чем яблок?
  • Длина стороны прямоугольника 12 см, а ширина в 3 раза меньше. Чему равна ширина прямоугольника?
  • Периметр квадрата 16 см, а прямоугольника 8 см. Во сколько раз периметр квадрата больше?
  • Во сколько раз 8 см меньше 8 м?
  • Во сколько раз 1 час больше 15 минут?
  • Во сколько раз 2 кг больше, чем 400 грамм?

Составные задачи на разностное и кратное сравнение

  • Машинка стоит 120 рублей, а кукла в три раза дешевле. На сколько дороже стоит машинка, чем кукла?
  • 5 ящиков с апельсинами весят 40 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?
  • Мишка стоит 20 рублей, а солдатик в 2 раза дешевле. На сколько дороже мишка, чем солдатик?
  • В столовой за 5 дней расходуется 180 кг хлеба. На сколько килограммов больше расходуется хлеба за 5 дней, чем за один?
  • В саду 5 рядов вишен по 8 деревьев и 4 ряда яблонь по 5 деревьев. Во сколько раз меньше в саду растёт яблонь, чем вишен?
  • При изготовлении раствора для укладки кирпича требуется 60 кг песка, а цемента на 40 кг меньше. Во сколько раз меньше требуется цемента, чем песка?
  • С бахчи собрали 55 арбузов, а дынь на 44 меньше. Во сколько раз больше собрали арбузов, чем дынь?
  • 2 утки снесли по 8 яиц, а курица снесла 72 яйца. На сколько яиц больше снесла курица, чем 2 утки?
  • В первом тайме футболисты забили 3 гола, а во втором в 2 раза больше. На сколько больше голов забили во втором тайме, чем в первом?
  • 6 ящиков апельсинов весят 48 кг, а 4 ящика мандаринов 16 кг. Во сколько раз ящик апельсинов весит больше, чем ящик мандаринов?
  • 7 банок равного веса клубничного варенья весят 14 кг, а 5 банок равного веса земляничного варенья весят 20 кг. Во сколько раз банка с клубничным вареньем легче банки с земляничным вареньем?
  • Глубина колодца 30 метров, а глубина оврага на 20 метров меньше. Во сколько раз глубина оврага меньше, чем колодца?
  • 5 ящиков со сливами весят 35 кг, а 4 ящика с виноградом 48 кг. На сколько килограммов легче ящик со сливами?
  • В парке 3 аллеи по 12 берёз в каждой, а лип в 4 раза меньше, чем берёз. На сколько берёз больше, чем лип?
  • В автосалоне продается 24 машины серебристого цвета, а красных в 3 раза меньше. Черных машин в автосалоне на 5 больше, чем красных. Сколько всего машин в автосалоне?
  • В магазин привезли 200 кг яблок, апельсинов в 2 раза больше, чем яблок, а бананов — на 50 кг меньше, чем апельсинов. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?
  • Из 26 оконных стёкол, привезённых в магазин, цветных оказалось на 18 штук меньше, чем обычных. Сколько цветных стёкол привезли в магазин?
  • В первой коробке 65 скрепок, а в другой – на 35 скрепок больше, чем в первой. В третьей коробке в 5 раз меньше скрепок, чем во второй. Сколько скрепок в трех коробках?
  • На первой полке 75 книг, а на второй – в 5 раз меньше книг, чем в первой. На третьей полке на 35 книг больше, чем на второй. Сколько книг на трех полках?
Читайте также:  Сравнение по модулю фоксфорд

Что тренируется, то развивается. Прорешав хотя бы часть этих задач, ваш ребёнок уже закрепит понятия разностного и кратного сравнения чисел и перестанет путаться.

В качестве игрового момента можно предложить ребенку математические фокусы с загадыванием чисел. Там эти знания ему тоже очень пригодятся.

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

Урок математики в 4-м классе по теме: «Знакомство с новым видом задач на кратное сравнение»

ЦЕЛИ:

    Познакомить учащихся с новым видом задач; повторить задачи на движение.
  1. Совершенствовать навыки табличного и внетабличного деления и умножения чисел, оканчивающихся нулями.
  2. Повторить знание нумерации многозначных чисел; знание геометрического материала; взаимосвязь между компонентами и результатом действий умножения и деления.
  3. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, рефлексивные способности.
  4. Формировать навыки учебной самостоятельности школьников, воспитывать чувство коллективизма, уважения к одноклассникам.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

— Сегодня к нам на урок пришли гости, наши учителя. Поприветствуйте их кивком головы. Садитесь. Сегодня на уроке математики мы будем решать задачи, повторять изученный ранее материал. На протяжении всего урока вы будете получать за правильные ответы жетоны в виде цветочка. А в конце урока всех ждет сюрприз.

Откройте тетради и запишите число. Начнем работу как всегда с математической разминки.

1) Таблица (Цель работы: повторить и закрепить навыки внетабличного умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями; повторить взаимосвязь между компонентами и рез. действий умножения и деления)

1 2 70 20 25 80 7
4 5 50 30 20 90 20
4 10 700 250 100 420 320 560

2) А теперь игра “Марафон”

Недавно в Турине состоялась зимняя олимпиада, в которой приняли участие лучшие спортсмены нашей страны. Вот и я объявляю старт в нашем математическом марафоне (Цель работы: отработка устных вычислительных навыков умножения и деления).

24 : 2 * 3 : 18 + 82 : 42 * 39 : 13 * 5 + 95 : 25 * 18 : 6 * 4 * 40 = ?

— Посчитайте и назовите правильный ответ (2400). Первые три места – призовые!

— А теперь посчитаем (Учащиеся выполняют по 1 действию).

— Правильно! Это число 2400. Запишите его в тетрадь.

3) Характеристика числа.

— Запишите число 2400 и дайте ему характеристику.

Сначала самостоятельно, затем коллективная проверка.

2400 – это четырёхзн. число, четное, состоит из 2 ед. тысяч и 4 сот., в нём всего 24 сот., 240 дес., 2400 ед., 2399 и 2401, 2400 = 2000 + 400.

3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

А теперь порешаем задачи.

1) Задача на движение

Туристы ехали на автобусе 2 часа со скоростью 70 км/, и еще 3 часа со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние они преодолели? (На доску прикрепить схему задачи)

— Кто догадался, как решить эту задачу, запишите решение самостно.

(Работа с остальными уч.- ся)

Как найти расстояние, зная скорость и время?

Сколько проехали километров сначала, как узнать? А потом?

Какой ответ в задаче? 70 * 2 + 60 * 3 = 320 (км)

2) Задача на пропорциональное движение (подготовка к изучению нового вида задач).

Машина проехала за 4 часа 240 км. Какое расстояние она проедет за 7 ч?

— Подумайте и самостоятельно запишите решение задачи.

Проверка. 240 : 4 * 7 = 420 (км) – расстояние

(объясняет 1 ученик)

ФИЗМИНУТКА

4. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ВИДОМ ЗАДАЧ НА КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ.

— Все знают, что сейчас идет неделя “Масленицы”. Издревле, на Руси, в “Масленицу” люди угощали друг друга блинами, символизирующими солнце. Блины подавали с икрой, со сметаной, с вареньем. А какие они вкусные с мёдом!

3) Задача. В 10-ти одинаковых банках помещается 16 кг мёда.

Сколько килограммов мёда в 20-ти таких банках?

10 банок — 16 кг

— Можно ли ответить на вопрос сразу? (Нет, т.к. не знаем, сколько кг в 1 б.

16 не делится на 10 без остатка).

Может быть, кто-нибудь догадался, и нашел ответ на вопрос? Запишите решение самостоятельно (задание для сильных).

Доп. Задание: стр. 26, № 142

Разбор задачи с остальными учащимися.

— Внимательно посмотрите на краткую запись задачи. Узнаем, во сколько раз больше банок надо взять. Как? 20 : 10 = в 2 (раза)

— Если банок надо взять в 2 раза больше, то и меду будет в 2 раза больше.

Ответьте на вопрос задачи (ответы учащихся)

— Правильно, в 20 банках 32 кг мёда.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

— Откройте учебники на с.26 прочитайте задачу № 138.

На доске краткая запись:

2 м — 3 наволочки.

42 м — ?наволочки.

Что узнаем сначала? (во сколько раз больше 42, чем 2)

Как ответить на вопрос задачи?

Решите задачу новым способом.

Проверка. (1 уч. объясняет) 42 : 2 * 42 = 63 (нав.)

6. ПОВТОРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

— Посчитайте, сколько геом. фигур, и каких фигур на этом чертеже (работа в парах)

7. РАБОТА В ГРУППАХ.

Игра “Круговые примеры”.

1) Самооценка. Мне хотелось бы знать, как каждый из вас оценивает свой труд, свои старания.

Может кто-то считает, что он поработал сегодня очень хорошо, потому что у него замечательное настроение или потому что задания были несложные, или потому что вам было интересно сегодня.

А кто-то, возможно, подумает немножко и решит, что сегодня он занимался, не так усердно, как обычно, потому что нет настроения или слегка болит голова, или задания были сложными.

У каждого из вас на столе лежат по две полоски – красная и синяя. Красная – занимались очень хорошо, лучше обычного, синяя – занимались хорошо, но можете гораздо лучше. Поднимите ту полоску, на которую вы оцениваете себя.

2) – Ну, а сейчас, сюрприз. Пусть ваши совместные труды и старания в виде прекрасного весеннего букета, подарят вам и нашим гостям хорошее настроение.

— С наступающим праздником Весны! (дети под музыку прикрепляют заработанные ими цветочками к вазе, составляя букет).

Источник

Что такое краткое сравнение величин 4 класс

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 3-Класс
  • Математика
  • Видеоурок «Кратное сравнение чисел и величин. Задачи на кратное сравнение»

В этом уроке познакомимся с кратным сравнением чисел, выясним особенности такого сравнения величин и научимся решать задачи, используя кратное сравнение.

Рассмотрим такое задание:

Определите, на какое число нужно разделить число 20, чтобы уменьшить его в 4 раза?

Для решения задания нужно выполнить действие – деление. Запишем это выражением:

20 : 4 = 5 и рассмотрим его.

Выражение 20 : 4 называется частным, 20 – это делимое, 4 – делитель, 5 – значение частного.

Для уменьшения числа 20 в 4 раза мы разделили его на 4, получилось 5, значит, число 5 в 4 раза меньше числа 20, а число 20 в 4 раза больше числа 5.

Число 5 содержится в числе 20 четыре раза. Это тоже можно записать действием – делением 20 : 5 = 4. Число 4 здесь является значением частного 20 и 5.

Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее. Значение частного и показывает, во сколько раз одно число отличается от другого. Такой способ сравнения называется кратным сравнением.

Кратное сравнение чисел – это сравнение чисел действием деления одного числа на другое. Кратное сравнение – выявление того, сколько раз делитель содержится в делимом, во сколько раз делимое больше делителя (или делитель меньше делимого).

Выражение, с помощью которого мы узнаем во сколько раз одно число больше или меньше другого, называется частным.

С помощью действия деления можно выполнять кратное сравнение не только чисел, но и величин. Например, решим задачу:

Длина прямоугольника – 10 м, ширина – 5 м. Во сколько раз длина больше ширины?

Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно выполнить действие деление 10 : 5 = 2, значение частного 2, значит, в 2 раза длина больше ширины. 10 м в 2 раза больше 5м, 5 м в 2 раза меньше 10 м. Мы выполнили кратное сравнение величин.

Чтобы узнать, во сколько раз одна величина отличается от другой, нужно большую величину разделить на меньшую. Заметим, что при этом величины должны быть выражены в одних единицах измерения. Например, во сколько раз 1 т больше 1 кг? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно 1 т перевести в килограммы 1 т = 1000 кг.

А теперь выполним кратное сравнение: 1000 кг : 1 кг = 1000. Значит, 1 т больше 1 кг в 1000 раз.

Перейдем к задачам. Рассмотрим две задачи.

В одном букете – 15 тюльпанов, в другом – 5. На сколько роз больше в первом букете?

В одном букете – 15 тюльпанов, в другом – 5. Во сколько раз в первом букете роз больше, чем во втором?

Данные задачи имеют одинаковое условие и отличаются требованием. В перовой задаче нужно найти разницу между числами 15 и 5. Задача решается действием вычитанием 15 – 5 = 10. Это задача на разностное сравнение.

Вторая задача решается действием делением 15 : 5 = 3, так как в этой задаче нужно выполнить кратное сравнение чисел 15 и 5, то есть выяснить сколько раз по 5 содержится в числе 15. Это задача на кратное сравнение.

Задачи, в которых нужно узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, являются задачами на кратное сравнение. Естественно, такие задачи решаются действием – делением.

Источник

Урок математики в 4 классе по теме «Закрепление сравнения величин»

Урок математики в 4 классе по теме

«Закрепление сравнения величин.

Тест по теме «Величины»

закреплять умение сравнивать числовые значения величин и выражать их в единицах разных наименований;

закреплять умение решать задачи изученных видов;

закреплять навыки устного счёта;

проверить знания учащихся по теме «Величины»;

развить у учащихся математическую речь;

воспитать интерес к предмету, доброжелательность и уважение к мнению других людей.

– учебник «Математика. 4 класс»;

– тетрадь для работ по математике;

– ручка, линейка, карандаш;

– тест по теме «Величины».

У подготовленных учащихся:

– макет квадрата из проволоки;

историческая справка (1 учащийся);

биологическая справка (3 учащихся).

– ноутбук, телевизор, компьютер;

– мультимедийная презентация урока;

текст девиза урока;

карта активности учащихся на уроке;

– книга К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха»;

– монета достоинством 1 рубль;

карточки с формулами периметра и площади;

– магниты для магнитной доски;

– игрушка – магнит в виде паука;

– карточки со знаками « », «=» в виде мух;

– музыкальное сопровождение физкультминутки – «Про следы» — музыка из мультфильма «Маша и Медведь»;

– рисунок паутины на доске;

– запись числовых значений величин (№ 2, с. 112) на доске.

– Ребята, сегодня урок математики не совсем обычный. К нам пришли гости. Мы этому очень рады, поэтому у нас хорошее настроение. Мне приятно видеть ваши улыбки. Я знаю, что вы любите математику. Вы готовы сегодня хорошо потрудиться?

Уч-ся хором: Мы дружно решаем примеры, задачи.

Нам нравится думать, чертить и считать.

Теперь пожелаем друг другу удачи:

Любимый урок мы готовы начать!

Сообщение темы урока.

– К сегодняшнему уроку я подготовила много интересных заданий, которые помогут закрепить ваши знания о величинах, о сравнении числовых значений величин. А проверить ваши знания по этой теме я смогу при помощи теста, за выполнение которого вы все получите отметки. Самооценку своей активности вы сможете сделать после урока, проанализировав карту, которую я буду заполнять по ходу урока.

Проверка домашнего задания.

– Начнём с проверки домашнего задания. Что нужно было узнать в задаче?

Задача № 2, стр.109: Сторона квадрата 9 см. Найди периметр и площадь этого квадрата.

Решение задачи: 1) 9 х 4 = 36 (см) – периметр квадрата

9 х 9 = 81(см 2 ) – площадь квадрата

Ответ: 36 сантиметров, 81 квадратный сантиметр.

– Рассмотрите модель этого квадрата, изготовленную из проволоки. Сколько проволоки понадобилось для её изготовления? ( 36 см )

Какая величина, а точнее, её числовое значение помогло вам ответить на этот вопрос? ( Периметр. )

– Вспомните формулу нахождения периметра прямоугольника.

( Переворачиваю карточку на доске: P = ( a + b ) х 2)

Попробуйте составить формулу для нахождения периметра квадрата.

( Записывают на доске: P = a х 4)

– Давайте вспомним формулу нахождения площади прямоугольника. ( Карточка на доске: S = a х b )

А как бы вы записали формулу для нахождения площади квадрата? ( Записывают на доске: S = a х a )

– К какому виду задач относится домашняя задача? ( Геометрическая. )

– Ещё одно задание для тех, кто любит геометрию: можно ли сделать равносторонний треугольник из такого же куска проволоки?

( Можно, со стороной 12 см )

Закрепление навыков устных вычислений.

– Давайте на минутку отвлечёмся от математики и вспомним детскую литературу. Ведь хорошую книгу любят и ценят все, в том числе и те, кто занимается точными науками. Какой детский писатель написал следующие книги: «Путаница», «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»?

( К. И. Чуковский – показываю портрет. )

– Через несколько минут вы сможете расшифровать название моей любимой сказки Корнея Ивановича Чуковского. А шифр вам подскажет игра «День – ночь». По команде «Ночь!» вы должны закрыть глаза, прослушать числовые выражения и выполнить цепочку устных вычислений. По команде «День!» вы должны открыть глаза и записать ответ. Кто не понял условия игры?

– Ночь! Произведение чисел 1000 и 3 минус 2000, разделить на 100, увеличить на 4. День! (1000 х 3 – 2000) : 100 + 4 = 14

– Ночь! Частное чисел 120 и 4 плюс 33, уменьшить в 3 раза. День!

(120 : 4 + 33) : 3 = 21

– Ночь! Сумму чисел 280 и 720 разделить на 5, уменьшить в 10 раз, прибавить 3. День! (280 + 720) : 5 : 10 + 3 = 23

– Ночь! Разность чисел 306 и 300 увеличить в 5 раз, увеличить на 20, вычесть 49. День! (306 – 300) х 5 + 20 – 49 = 1

– У кого такие же результаты? У кого другие – исправьте допущенные ошибки.

2) Логические упражнения.

– Как вы думаете, какое из чисел чем-то отличается от других?

( 1 – однозначное число; 14 – чётное число .)

– Потренировавшись в устном счёте, вы нашли шифр: каждое из этих чисел – порядковый номер буквы русского алфавита. Подумайте, какое слово здесь зашифровано? Ваши варианты ответов вы можете обсудить в парах.

Отгадывание названия сказки К.И.Чуковского.

– Кто смог расшифровать слово?

– Как же называется моя любимая сказка К.И.Чуковского?

Слайд 8. («Муха – Цокотуха» — показываю книгу .)

– Давайте вместе совершим путешествие по страницам этой замечательной сказки. А её герои сейчас нам помогут решить задачи и повторить величины.

Работаем со слайдами и с учебником (с. 112 – 113).

Слайд 9. ( Уч-ся читают хором )

– Нам хорошо знакомы бумажные деньги. А Муха нашла металлическую денежку. Как называются денежные знаки, изготовленные из металла? ( Монеты. )

– Такая же монета как у Мухи сейчас находится у меня в руке. Здесь столько рублей, сколько веков составляют 100 лет. Сколько рублей нашла Муха?

( 1 рубль – показываю монету. )

Определите век: № 7, с. 113 (устно.)

Историческая справка (сообщает подготовленный ученик) :

«Первые монеты появились около 685 года до н. э. в древнем государстве Лидия в Малой Азии, а затем благодаря торговым связям попали в Грецию и распространились на всю древнегреческую цивилизацию».

Как называют людей, которые коллекционируют монеты? ( Нумизматы. )

Слайд 10. ( Уч-ся читают хором )

– Узнайте, сколько было тараканов, если число 3 составляет четвёртую часть их количества? ( 3 х 4 = 12 тараканов .)

Какая часть отрезка выделена красным цветом: № 5, с. 112?

Определите длину отрезков CD и EF : № 8, с. 113. Выполните измерение с помощью линейки. Назовите длину отрезка KM в миллиметрах.

Слайд 11. ( Уч-ся читают хором )

– Узнайте, сколько чашек чая выпили букашки, если букашек было 6? ( 3 х 6 = 18 чашек. )

Решите задачу № 11, с. 113:

план решения задачи (коллективно);

запись решения в тетрадь (самостоятельно);

проверка (по действиям). ( 1) 25 х 3 = 75 (п.) – молока

25 + 75 = 100 (п.) – в каждом буфете

7500 : 100 = 75 (б.) – получили кефир и молоко

Ответ: 75 буфетов. )

Восстановите примеры: № 4, с. 112. ( 9 999 + 1 = 10 000, 100 000 – 99 999 = 1 )

Слайд 12. ( Уч-ся читают хором )

– Найдите 1/10 часть наименьшего трёхзначного числа, отнимите 1/5 часть числа 20, и вы узнаете, сколько сапожек подарили Мухе.

( 100 : 10 – 20 : 5 = 6 сапожек .)

– А почему именно такое количество сапожек нужно Мухе?

( Муха – насекомое, у неё 6 ног. Показываю игрушечную муху .)

Биологическая справка (сообщают подготовленные учащиеся) :

«Как вы думаете, каких животных больше всего на Земле: рыб, птиц, млекопитающих, насекомых или пресмыкающихся?

По количеству видов насекомые — самая многочисленная группа животных в мире. На Земле существует до 3 миллионов видов насекомых, из них изучены только 650 000 видов.

Насекомые являются и самыми древними животными: первые бескрылые насекомые появились 350—400 миллионов лет назад».

Слайд 13. ( Уч-ся читают хором )

– В одной баночке пчела принесла 800 г мёда, а в другой – 200 г. На сколько граммов мёда во второй баночке меньше, чем в первой? Во сколько раз мёда в первой баночке больше, чем во второй? Сколько всего граммов мёда принесла пчела? Сколько это килограммов?

( На 600 г меньше; в 4 раза больше, 800 + 200 = 1000 г = 1 кг )

Слайд 14. ( Уч-ся читают хором )

– Конечно же, бабочке понравилось угощение гостеприимной Мухи. Она с удовольствием его съела и весело вспорхнула.

– Не поворачивая головы, проследите за полётом бабочки: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу; ещё раз вправо-влево, вверх-вниз, по кругу в другую сторону. Представьте себе, что бабочка села вам на кончик носа, а потом вспорхнула и улетела в окно. Вдруг она вернулась и снова села на кончик вашего носа, взмахнула крылышками и улетела. Проводите её глазами далеко-далеко за горизонт.

Закрепление сравнения величин.

– А дальше в сказке произошли страшные события. Кто неожиданно напал на муху? ( Паук. )

Как вы думаете, паук – это насекомое? ( Нет .)

Почему паук не относится к насекомым? ( У него 8 ног .)

Слайд 16. ( Уч-ся читают хором )

– Вспомните, как повели себя Мухины гости, когда она попала в беду?

( Разбежались и спрятались .)

– Кто из вас не оставил бы товарища в беде? В сказке был герой, который не испугался паука.

Слайд 17. ( Уч-ся читают хором )

– Комарик и вам готов помочь. Он освещает подсказку, которая поможет вам правильно выполнить следующее задание.

– Выразите в квадратных сантиметрах: № 9, с. 113 (устно). Обсудите решение в парах. Назовите ответы. ( 800 см 2 , 30 000 см 2 , 500 см 2 , 30 500 см 2 )

Сравните величины: № 2, с. 112. ( Самостоятельная работа в тетрадях .)

Проверим, как вы справились с заданием.

( Вызванные ученики подставляют знак в примеры,

записанные на доске, и объясняют свой выбор –

помогают мухам, запутавшимся в паутине,

– Наконец, Муха оказалась на свободе. Помните, как обрадовались этому букашки и козявки?

Слайд 20. ( Уч-ся читают хором )

– И нам пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, из-за парт и повторяйте движения. ( Ученица у доски показывает танцевальные движения под музыку.

Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь» — «Про следы». )

Больше всех радуется своему освобождению Муха.

Слайд 22. ( Уч-ся читают хором )

– Муха веселится и продолжает угощать своих гостей.

Проверка знаний по теме «Величины».

Выполнение заданий теста «Величины».

– Для тех, кто быстро справится с выполнением теста, дополнительное задание: № 3, с. 112 – решить примеры, вставляя вместо звёздочек нужные числа.

Проверка выполнения дополнительного задания.

– Кто справился с этим заданием? Молодцы.

– Урок математики подходит к концу. Вернитесь мысленно к тем моментам урока, которые вам наиболее запомнились. Продолжите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на слайде.

– Задача № 2, с. 113. Для её решения вам нужно будет вспомнить, сколько дней в високосном году. ( 366 дней .)

– В начале урока я заметила, что у вас было хорошее настроение. Хотелось бы узнать, изменилось ли оно к концу урока? Встаньте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение сохранилось. Вы хорошо потрудились. ( Вывешиваю на доску карту активности на уроке. ) Посмотрите на карту своей активности на уроке, проанализируйте и сделайте выводы. Урок окончен.

Источник