Меню

Что такое синекдох сравнение литоту олицетворение анафора эпифора



Тропы (гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет)

Сто лет не виделись.
«Волны вставали горами»
«Я говорил это тысячу раз»
Это длилось целую вечность.

Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»

ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).

ИРОНИЯ — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.

«Едва ли кто польстится на такую красавицу».
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?»» Крылов. (слова лисицы ослу)

МЕТАФОРА — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья» (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

«О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?» (Тютчев)
«. Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь..» (Пушкин)

ПЕРИФРАЗ(а), ПАРАФРАЗ(а) — замена одного слова описательным выражением.

Мы едем в город на Неве.
Царь зверей сидел на камне.

СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

«. и слышно было до рассвета, как ликовал француз. » (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто, точно).

Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

ЭПИТЕТ — эмоционально-красочное определение.

добрый ветер;
живительная влага;
робкое дыхание;
горящие глаза;

↑ Синтаксические средства (анафора, эпифора, антитеза, градации, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос/восклицание/обращение, параллелизм, умолчание, эллипсис, парцелляция, однородные члены, вопросно-ответная форма)

АНАФОРА — единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

«Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса».
«Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.»
« Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.»

ЭПИФОРА — повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
«Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек»
.

«Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную»
«Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла”
«То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно»

ГРАДАЦИЯ — последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.

«Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.»
«Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах»
«Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть»

ИНВЕРСИЯ — нарушение порядка слов в предложении.

И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
«Швейцара мимо он стрелой» (Пушкин)
«Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо» (Полонский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР — повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

«Это еще не сказка. Сказка только начинается.»
«Мне опостылели слова, слова, слова» (А. Тарковский)

ОКСЮМОРОН — сочетание несовместимого.

«Смотри, ей весело грустить.»
Убогая роскошь.
Горячий снег.
«Жар холодных числ» (А. Блок)
«Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ — вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.

Читайте также:  Active voice and passive voice сравнение

Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.

«Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.»
«Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…»

УМОЛЧАНИЕ — стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком.

«Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…»
«А этот? Этот мне принес Тибо — / Где было взять ему, ленивцу, плуту? / Украл, конечно, или, может быть, / Там на большой дороге, ночью, в роще. » (Пушкин)
«Нет, вам красного детства не знать, / Не прожить вам спокойно и честно. / Жребий ваш. но к чему повторять / То, что даже ребенку известно.» (Некрасов)

ЭЛЛИПСИС — синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.

«Татьяна ах!, а он реветь»
«Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки.» (А.Н.Толстой)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — авторское членение текста.

Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.
«Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.»

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ — слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

«А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.» (Солженицын)
«Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.»

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА — текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.

«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

↑ Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ — стилистический прием, при котором повторяются согласные.

«Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума»
«Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь…» (Пушкин)

АССОНАНС — повтор гласных.

«Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.» (ассонанс на е).
«В соседнем доме окна жолты…» (Блок)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — воспроизведение природного звучания какими — либо напоминающими его звуками.

«Трах — так — так! — И только эхо откликается в домах. » (Блок)

↑ Лексические средства выразительности (антонимы, синонимы, контекстные антонимы и синонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, книжная (разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная) лексика, архаизмы, историзмы, заимствованные слова, фразеологизмы)

АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный — скучный

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению только в пределах контекста.

«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

СИНОНИМЫ — слова, различные по написанию, но близкие по значению.

«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый»

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ — слова, близкие по значению только в пределах контекста.

«Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга.»

ОМОНИМЫ — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова.

Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная);
Ласка (животное) – ласка (нежность).

ПАРОНИМЫ — однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению.

Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент – абонемент.

ДИАЛЕКТИЗМЫ — слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.

Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы.

ЖАРГОНИЗМЫ — речь социальной группы, отличная от общего языка.

Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага — общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика).

ТЕРМИНЫ — слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.

Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.

Гипотеза, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.

Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА — слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок.

Читайте также:  Сравнение ленского с онегина воспитание образование

Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО — ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые носят оценочный характер.

Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим.

АРХАИЗМЫ — устаревшее слово или оборот речи.

Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали.

Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА — слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — лексически неделимое, устойчивое словосочетание.

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое.

Источник

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

Изобразительно-выразительные средства — это приемы, позволяющие автору создавать более полную и яркую картину в своем произведении; — это средства, которые усиливают образность и яркость изображаемого явления.

Виды изобразительно-выразительных средств

  • Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон,
    олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.
  • Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие,
    градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.
  • Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.
  • Строфика, размер, ритм.

В этой статье мы расскажем Вам о тропах и о том, какие задания могут быть с ними связаны.

Аллегория

Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.

Функции аллегории

  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
Аллегории могут вводиться автором из старых басен и сказок, поскольку они возникли на основе мифов.
Лиса коварство
Волк жадность
Змея коварство
Птица свобода, освобождение
Весы, Фемида справедливость, беспристрастность
Коса, Аид смерть

Гипербола

Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.

Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.

Функции гиперболы

  • достижение комического или сатирического эффекта;
  • акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Я без тебя сто жизней прожил,
И лишь мгновенье был с тобой.»;

«У меня
да и у вас,
в запасе вечность. «;

«В сто сорок солнц закат пылал«;

«Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу«

Литота

Литота — троп; образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления.

Функции литоты

  • акцентирование на незначительности какого-то явления;
  • создание особой выразительности;
  • достижение комического или сатирического эффекта.
Примеры:
«Я без тебя сто жизней прожил,
И лишь мгновенье был с тобой«;

«Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков«

Метафора

Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.

Обычно выражается через существительное или глагол.

Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые , зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.

Функции метафоры

  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел);

«И солнца желтые мечи
Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи);

«Лес полон тишины.
И желтых листьев.
Покинули природу
птичьи
стаи:
концертный зал
остался без артистов
» (лес как концертный зал);

«Сегодня прошёл замечательный дождик –
Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой
» (дождик как гвоздик)

Метонимия

Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Функции метонимии

  • заметное укорочение авторской мысли;
  • усиление выразительности.
Примеры:
«Египет по домам пошел» (не Египет, а жители Египта);

«Измученный безумством Мельпомены,
Я в этой жизни жажду только мира. » ( не самой Мельпоменой, а трагедией, играемой в театре (Мельпомена — муза трагедии)).

«Поле Геи никто не оскорбит» (поле Геи — сама Земля (Гея — богиня Земли));

«Не то на серебре, – на золоте едал» (не на золоте в прямом смысла, а на посуде из золота);

«Акварель в тисках старинного багета
казалась тусклой
» (багет — рама из багета);

«Послышав запах пенного» (пенное — спиртное).

Оксюморон

Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.

Функции оксюморона

  • акцентирование внимания читателей;
  • необычное отражение чувств;
  • выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении
Примеры:
«Он так богато врет тебе
и так
бедно!»;

«Наступило вечное мгновенье«;

«У нищего прошу на хлеб,
Богатому даю на бедность,
.
Грабителю вручаю — ключ,
Белилами румяню бледность.»;

«Мне и тогда на земле
Не было места!
Мне и тогда на земле
Всюду был дом.»;

«А у меня в глазах навек
Горячий снег, кровавый снег»

Олицетворение

Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных ( способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).

Функции олицетворения

  • усиление образности;
  • создание выразительности;
  • отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.
Примеры:
«Впервые луна эти цепи и трепет
.
Лепит никем не лепленный бюст»;

«Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,»;

«И улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги

«Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится«.

Перифраз

Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Функции перифраза

  • обозначение лица, явления, предмета;
  • выражение авторской позиции;
  • насыщенность речи путем избежания повтора.
Примеры:
«Здесь за ордою шла орда.
Неся на Русь пожар и цепи!» (пожар и цепи — война);

«Так сказать,
невольник чести.
пулею сражен. » (невольник чести — Пушкин);

«Плачет вьюгой Волжская Твердыня,
Но ослепшим избам не помочь» (Волжская Твердыня — Волгоград)

Повтор

Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова, выражения, строки.

Функции повтора

  • усиление звукописи;
  • усиление качества предмета, явления;
  • акцентирование на количестве, длительности;
  • достижение эмоционального воздействия.
Примеры:
«Спят на борту грузовики,
спят
краны.»;

«И тихо кружится корабль,
мы,
звезды,
и кружится весь океан
круг
за кругом.»;

«Но не сердитесь на меня
вы,
Надя,
и не сердитесь на меня
вы,
Марта.»;

«Мы русские. Мы дети Волги.»

Синекдоха

Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.

Синекдоха — разновидность метонимии.

Функции синекдохи

  • насыщенность речи путем избежания повтора;
  • усиление образности;
  • демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства
Примеры:
«Работая локтем, мы бежали» (локтем вместо локтями);

«Мы все глядим в Наполеоны» (все хотим быть известны, как Наполеон);

«Воды
Струились тихо. Жук жужжал..» (жук вместо жуки);

«И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз» (ликовали французы, а не один француз).

Сравнение

Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.

Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно, что, словно и т. д.

Функции сравнения

  • создание насыщенности речи;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Я уезжаю от бездонности,
как будто есть чему-то дно»:

«Еще мои воспринимания
меня, как струи, обдают»;

«На меня ты, подбодряя словно, глянула»;

«Я жил
подобно глупому щенку
«;

«И плывут, серебрясь,
по топору
струги,
струги,
будто чайки поутру. «.

Эпитет

Эпитет — троп; образное выражение; образное определение.

Функции эпитета

  • акцентирование на каком-либо свойстве предмета/явления;
  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Оперенный стих»;

«Гранитные колена».

Задание ЕГЭ с данной терминологией:

Назовите средство иносказательной выразительности:

«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в пятой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, код которыми они указаны.

Источник

Сравнить или измерить © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.