Меню

Что такое социологическое измерение



Измерение в социологическом исследовании

Измерение в социологическом исследовании – это сравнение параметров объекта изучения в числовом выражении с параметрами другого объекта, взятого в качестве эталона. В прикладной социологии эта процедура осуществляется с помощью вопросов, сконструированных на базе различных методов измерения.

Измерение в социальной науке – это любое социологическое исследование, т.к. его задачей является отбор, изучение, представление социальных факторов, явлений, процессов, их наиболее точное описание с использованием математического аппарата.

Измерение – отображение некоторой эмпирической системы в математической системе. Измерение иногда называют квантификацией. (Квантификация – выбор показателей для исследования и оценки социальных явлений).

Измерение это всегда моделирование. Цель такого моделирования – обеспечение возможности использования математики для решения социологических задач.

Критерии качественного измерения:

Надежность измерения – это возможность получить согласующиеся результаты при повторных измерениях.

Достоверность измерения – соответствие между результатами измерения и его целями, выборка, в которой свойства объектов представлены с той же частотой, что и в популяции.

Завершенность измерения – в процессе измерения мы должны получить хотя бы одно значение измеряемой величины.

Единственность измерения – в процессе измерения мы должны получить только одно значение измеряемой характеристики объекта.

Что измерять? Измерению подлежит то, состояние чего поддается непосредственному наблюдению и оценке.

Цель – получение числовой модели исследования.

В большинстве случаев при осуществлении измерения социологи используют числовые системы. Приписываемые объектам числа называются шкальными значениями этих объектов. Шкала – это своего рода алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту ставится в соответствие некоторое число. Шкалы, которые используются для измерения характеристик внутренних свойств объекта, называются шкалами установок. Шкалы, которые используются для измерения характеристик внешних объектов по отношению к субъекту измерения, называются шкалами оценок.

В социологическом исследовании применяются количественный и качественный способы измерения, сущность которых заключается в выборе респондентами той или иной категории или цифрового балла из серии предложенных ответов, с последующей логико-математической обработкой полученных статистических результатов.

Типы шкал определяются уровнями измерения и однозначно им соответствуют.

Три составляющие надежности: обоснованность, устойчивость и правильность измерения.

Обоснованность – способность инструмента измерения целенаправленно фиксировать состояние вполне определенного свойства или признака исследуемого явления, не смешивая его с другим.

Как: необходимо измерять такие фрагменты социальной действительности, которые точно фиксирую свойства и имеют непосредственную признаковую связь с показателем.

Устойчивость– это способность инструмента измерения однозначно фиксировать состояние показателя.

Как: разложить обобщенный фрагмент социальной реальности, который служит нам показателем, на элементарные проявления этой реальности, на частные случаи этого проявления, которые однозначно понимаются людьми как относящиеся к нашему показателю.

Правильность – способность инструмента измерения не допустить отклонения от истинного состояния измеряемого показателя; отсутствие или присутствие этого состояния, интенсивности его присутствия, чтобы измерение более правильным, надо построить точную шкалу измерения, а она может быть тем точнее, чем более элементарные проявления социальной реальности мы измеряем.

Как: разложить обобщенный фрагмент социальной реальности, выступающий в качестве показателя, на как можно конкретные его проявления.

Для достижения обоснованности, устойчивости измерения, необходимо: разложить обобщенный фрагмент социальной реальности, выступающий в качестве показателя, на как можно элементарные его проявления. Такие элементарные проявления и выступают в качестве способа непосредственного измерения переменной и называются социальными индикаторами.

Источник

Измерение в социологии

Измерение в социологии –этопроцедура, при помощи которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними и как таковые составляющие эмпирическую систему, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между ее элементами. В качестве объектов измерения могут выступать любые интересующие социолога объекты индивиды, производственные коллективы, условия труда, быта и т.д.

При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В социологической практике чаще всего используются числовые математические системы, т.е. такие, элементами которых являются действительные числа (отношения между ними, задействованные в процессе измерения, могут быть различными).

Однако возможно использование нечисловых систем: частично упорядоченных множеств, графов, матриц и т.д.
В отношения, моделируемые при измерении, объекты вступают как носители определенных свойств. Поэтому вместо термина «измерение объектов» часто используется термин «измерение свойств объектов».

В процессе познания измерение есть связующее звено между социальным объектом и его математическим представлением. Теория, методология и практика измерения неотъемлемая составная часть человеческого познания. Говоря о развитии любой науки, нельзя не говорить о развитии измерения. Понятие измерения является естественным продуктом процесса развития представлений об измерении как общенаучном понятии. Совокупность представлений об измерении вряд ли можно назвать новой наукой. Однако совершенно ясно и то, что она еще не оформилась в единую систему. В изложении и толковании соответствующих теоретических концепций проблемы измерения наблюдается теоретическая и «прикладная» пестрота. Возможности и пределы измерения в изучении различных по своей природе явлений и процессов оцениваются в научных кругах по-разному.
Хорошо известно, что арифметика родилась из счета, а геометрия из измерения. Вопросы измерения были важным элементом протонаучных воззрений древних египтян. В Древней Греции формируется уже проблематика измерения, например, впервые появляется теоретически важное представление о соизмеримых отрезках. Впоследствии, это представление переросло в более общее понятие о соизмеримых и несоизмеримых величинах, для которого определяющей стала идея общей меры, т.е. такой величины, которая имеет ту же природу, что и сравниваемые величины, и которая содержится целое число раз в каждой из них.

Читайте также:  Как измерили скорость света впервые

Естественно, что возникновение представлений о соизмеримости и несоизмеримости оказалось неотделимым от развития понятия о числе: для измерения величин в общем случае требуются только натуральные и даже не только рациональные, но и иррациональные числа.
Основные проблемы теории измерения в математике были разрешены в рамках созданной А.Лебегом (конец XIX в.) аксиоматической теории меры, в которой на одном полюсе находится измерение длины отрезка, а на другом — измерение шансов того или иного исхода в неконтролируемом процессе, т.е. измерение вероятностей.

Представления А.Лебега используются во многих науках. То, что теорию вероятностей, оказывается, можно трактовать как часть абстрактной теории меры, создает предпосылки для логического обоснования применений теории вероятностей (и базирующейся на ее результатах математической статистики) ко многим научным областям, в том числе к социологии.
Однако подобными представлениями проблема измерения в социологии отнюдь не решается. В частности, прежде чем применять теорию меры к совокупностям значений величин случайных, необходимо решить вопрос о том, как эти величины получить, как измерить признаки, интересующие социолога. Теория А.Лебега ответов на такие вопросы не дает. Дело в том, что в соответствии с его подходом измерение понимается как процесс соотнесения эмпирических объектов с числами при помощи единиц измерения.

Такое представление об измерении, сложившееся в рамках естественных наук, можно назвать классическим. Соответствующий подход активно развивается и в наше время, в основном в работах по метрологии. Работающие в русле этого подхода авторы (например, Н.Н.Тюрин, М.Ф.Маликов) считают, что в измерении определяется отношение одной (измеряемой) величины к другой однородной величине (принимаемой за единицу измерения), это отношение выражается числом (независимым значением измеряемой величины).

Философские проблемы классического подхода наиболее полно представлены в работах Н.Р.Кемпбелла. Вполне очевидные сложности задания единицы измерения при изучении социальных характеристик обусловливают неадекватность классического подхода потребностям социальных наук.

Тот подход к пониманию измерения, который в настоящее время находит наиболее широкое практическое применение в социологии, начал формироваться на рубеже XIX-XX вв. Его возникновение было обусловлено потребностями общественных наук. К этому времени они достигли такого уровня, когда дальнейшее интенсивное развитие без использования формальных моделей изучаемых процессов или явлений стало немыслимым.

Естественным следствием этого стал пристальный интерес к проблеме измерения, успешное решение которой является необходимым для эффективного использования любого математического формализма.
Непригодность классического подхода для измерения в общественных науках обусловила расширение этого понятия, вследствие чего под измерением стал пониматься способ приписывания чисел объектам независимо от того, использовалась ли при этом единица измерения. В основе такого подхода лежит предположение о существовании изоморфизма (гомоморфизма) между эмпирическими. и числовыми системами с отношениями. Очевидно, классическое понимание измерения не противоречит такому подходу и может рассматриваться как частный случай последнего.
Одним из основоположников нового подхода к пониманию измерения стал американский психолог С.С.Стивене, автор общеизвестной классификации шкал по уровню измерения. Он первым четко сформулировал положение о том, что система арифметических отношений между числами, как правило, шире, чем те эмпирические отношения между объектами, которые моделируются с помощью этих чисел.

Развитие идей С.С.Стивенса такими учеными, как П.Суппес, Дж.Зинес, Д.Х.Кранц, Р.Д.Льюс, А.Тверски, И.Пфанцагль, привело к рождению той теории измерений, основными понятиями которой являются понятия шкалы и ее допустимого преобразования. Потребность использования в социологии шкал низких типов (отвечающих, грубо говоря, шкальным значениям, являющимся неполноценными числами) заставило исследователей с особым вниманием отнестись к тому факту, что на множестве чисел возможно задание разных структур. Естественным следствием этого подхода в сочетании с анализом запросов практики явилось обобщение понятия измерения на тот случай, когда математическая система не числовая.

Такое обобщение предлагается многими авторами. Однако нередко в литературе оспаривается необходимость такого обобщения измерения. Даже измерение порядкового уровня (не говоря уж о номинальном) часто отказывают в праве называться измерением.

Однако представляется, что, определяя термин «измерение», нельзя не учитывать реальные факты, касающиеся научной практики. А практика такова, что к измерению в социологии (и в других гуманитарных науках) относят измерение любого уровня, даже номинального.

Кроме того, нельзя не учитывать следующее важное обстоятельство. С методологической точки зрения измерение есть метод, включающий в себя на равных началах две компоненты: эмпирико-операциональную и концептуально-математическую. При этом ориентирующую роль играет теория. И решение такого важного вопроса, как вопрос об осмысленности измерения того или иного рода, зависит от принимаемой теоретической концепции. Концепция же эта у исследователей, работающих в описываемом направлении, по существу, обусловлена расширительным толкованием философской категории количества: «Все, что . может быть выражено с помощью букв, при условии, что с последними мы умеем оперировать по точным правилам, характерным для математических исчислений, можно считать примером количества и количественных соотношений» (Яновская С.А., Количество (в математике)//Философская энциклопедия. Т. 2, c.562, М., 1962).

Связь точки зрения, лежащей в основе рассматриваемого расширительного подхода к пониманию измерения, с теорией групп (группу образует совокупность допустимых преобразований каждой шкалы) вносит определенную естественность в вопросы выбора шкал и перехода от одних шкал к др. Активное использование в социологии шкал низких типов часто объясняют неразвитостью методов измерения для этой науки, причину чего, в свою очередь, видят в сложности получения шкал достаточно высокого уровня. С этим в определенной мере можно согласиться.

Читайте также:  Нивелирование это совокупность измерений

Действительно, известные способы шкалирования, позволяющие достичь интервального уровня измерения в социологии, обычно сложны (в качестве примера можно привести многомерное шкалирование, а также подходы, основанные на парных сравнениях). Но вряд ли можно согласиться с тем, что достаточно высокий уровень измерения всегда в принципе достижим. Вероятно, в очень многих случаях низкий уровень измерения бывает обусловлен сущностью отражаемого с помощью шкальных значений явления и в принципе не может быть повышен. Известна точка зрения, в соответствии с которой необходимость использования в социологии номинальных шкал возводится в абсолют, в некий философский принцип (С.В.Чесноков).
Помимо описанных сложностей с пониманием сути измерения, существует и целый ряд проблем, связанных с практическим обеспечением того, чтобы измерение отвечало своей сути. Здесь в первую очередь следует назвать проблему взаимодействия объекта измерения и измерителя, «обратное воздействие», оказываемое на людей тестированием каких-то их личностных параметров. Такое взаимодействие может обусловливаться разными причинами, носит разный характер. Так, известно, что на качество информации, получаемой от респондента, далеко не малое влияние оказывает поведение интервьюера.

В то же время известно и не связанное с действием отдельных интервьюеров влияние опросов общественного мнения на тот социум, из которого произведены соответствующие выборки.
Немалую роль при осуществлении измерения играет обеспечение его надежности, обоснованности, а также точности.

Литература

Лебег А. Об измерении величин. М., 1960;
Яновская С.А. Количество (в математике) // Философская энциклопедия. Т.2, М., 1962;
Тюрин Н.Н., Маликов М.Ф. Введение в метрологию. М., 1965;
Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений // Психологические измерения. М., 1967;
Пфанцагль И. Теория измерений. М., 1976;
Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977;
Чесноков С.В. Основы гуманитарных измерений. М., 1985;
Берка К. Измерения: Понятия, теории, проблемы. М., 1987;
Логика социологического исследования. М., 1987;
Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. М., 1993;
Толстова Ю.Н.Измерение в социологии. М., 1998;
Stevens S.S. On the theory of scales measurement// Science. 1946. Vol.103;
Campbell N.R. Foundations of science // The philosophy of theory and Experiment. N.Y., Dover, 1957;
Krantz D.H., Luce R.D., Suppes P., Tverskey A. Foundations of measurement. N.Y., L., 1971-1990. V.1-3.

См. также:

· Ю.Н.Толстова. Кризис социологического измерения в начале нашего века и пути выхода из него // Социология: 4М. 1996. № 7. С. 103-118. [Статья]

· Ю.Н.Толстова. Признак многомерный [Глоссарий]

· А.В.Кабыща. Индекс [Глоссарий]

· Ю.Н.Толстова. Закономерность статистическая [Глоссарий]

· Ю.Н.Толстова. Данные нечисловые [Глоссарий]

· Ю.Н.Толстова. Величина случайная [Глоссарий]

· Ю.Н.Толстова. Связь статистическая [Глоссарий]

Источник

ИЗМЕРЕНИЕ (В СОЦИОЛОГИИ)

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое «ИЗМЕРЕНИЕ (В СОЦИОЛОГИИ)» в других словарях:

ИЗМЕРЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ИНДИКАТОР ПОГРЕШНОСТИ — англ. measurement, indicator error, oriented; нем. Fehlermessung. По В. Торгерсону измерение, направленное на выявление в реакции опрашиваемых информации об индикаторах или раздражителях, а не о самих опрашиваемых. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

ИЗМЕРЕНИЕ — англ. measurement; нем. Messen. Определение соотношения к. л. величины с однородной ее величиной, принимаемой за единицу меры. Результат И. выражается числом, показывающим, сколько раз выбранная единица содержится в измеряемой величине. Различают … Энциклопедия социологии

ИЗМЕРЕНИЕ ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИЯ — англ. measurement, error (observational error); нем. Fehlermessung. Оценка степени отклонения измеренных величин от реально существующих величин. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ИЗМЕРЕНИЕ ПОГРЕШНОСТЕЙ — англ. measurement, error (observational error); нем. Fehlermessung. Оценка степени отклонения измеренных величин от реально существующих величин. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — англ. measurement, social; нем. Messen, sozialer. Выражение различных характеристик соц. объектов и взаимоотношений между ними в виде числовых значений. И. с. осуществляется на основе системы показателей в виде эмпирических индикаторов и матем.… … Энциклопедия социологии

ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов, необходимых для обеспечения требуемого качества социологич. исследования. Надежность является наиболее общей характеристикой качества эмпирич. данных, полученных в социологич. исследовании. Под надежной понимают информацию, в к… … Российская социологическая энциклопедия

Измерение — процедура приписывания чисел значениям признака, изучаемого социологом. Цель И.получить числовую модель, исследование которой могло бы заменить исследование самого объекта. Поэтому под И. можно понимать процедуру, в результате которой возникает… … Социологический справочник

Измерение — операция, посредством которой определяется отношение одной (измеряемой) величины к другой однородной величине (принимаемой за единицу); число, выражающее такое отношение, называется численным значением измеряемой величины. И.… … Большая советская энциклопедия

МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ — метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. ооъектов, в процессе к рого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей… … Российская социологическая энциклопедия

ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИОЛОГИИ — метод сбора и анализа эмпирич. данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном эксперименте) эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он… … Российская социологическая энциклопедия

Читайте также:  Характеристики электромагнитного поля название определение единицы измерения

Источник

Что такое социологическое измерение

Измерение в социологическом исследовании — это сравнение параметров объекта исследования в числовом выражении с параметрами другого объекта, взятого в качестве стандарта.

В прикладной социологии эта процедура осуществляется с помощью вопросов, построенных на основе различных методов измерения.

Как правило, мнения людей в любом случае определяются системой их жизненных установок, сформированной исходя из их собственных потребностей и интересов. Важность измерения социальных установок определяется такой характеристикой, как ориентация, которая позволяет прогнозировать характер массовых действий, направленных на разрешение социальных противоречий.

Готовые работы на аналогичную тему

Процедура измерения имеет такое же существенное значение в социологических исследованиях, как и в других научных исследованиях.

На практике и в научных исследованиях существуют различные виды процедур измерения. Особенности этих процедур определяются характером измеряемого объекта, состоянием покоя или движения, методами обработки результатов, интерпретацией результатов измерения, определенными закономерностями, которые регулируют измеряемые объекты. С помощью стандартов (единиц измерения) становится возможным точно измерять рассматриваемые величины, выражая их соотношение через соотношение чисел. Учитывая, что многие величины функционально связаны друг с другом, возможно на основании знания одних величин косвенно установить другие.

В научной практике количественные знания об изучаемых величинах могут быть получены как непосредственно в виде прямого измерения, так и косвенного, то есть выполняемого путем расчета. На этой основе формируется идея прямого и косвенного измерения.

Прямое измерение — это непосредственно эмпирическая процедура. Это действует как сравнение некоторого измеренного свойства со стандартом. Стандарт — это особая вещь, которая обеспечивает сохранение и воспроизведение некоторого выбранного свойства, с помощью которого измеряется определенный класс величин. Появление эталонов является результатом длительного исторического развития общественной практики и совершенствования методологии научных исследований. Это связано с переходом от случайного к расширенному, а затем к универсальной форме прямого измерения. На ранних стадиях измерение появляется в случайной форме, когда нет стандартов, и измерение величины, характеризующей вещь, производится с помощью любой другой вещи, характеризуемой той же величиной. Затем, по мере продвижения практики, измерение начинает охватывать все больше и больше классов объектов, от случайной до расширенной формы. На этом этапе вещь становится стандартом.

Косвенные и прямые измерения взаимодействуют друг с другом в процессе развития науки, уточняя и проверяя друг друга. В частности, точность прямых измерений повышается за счет корректировок, сделанных с помощью косвенных измерений. В свою очередь, поиск новых уравнений и выполнение все более сложных косвенных измерений зависит от прямых измерений.

Шкалы измерения в социологическом исследовании

В большинстве случаев при осуществлении измерений социологи используют числовую систему. Числа, присвоенные объектам, называются значениями масштаба данных объектов. А шкала — это некий алгоритм, который помогает абсолютно каждому исследуемому объекту присвоить число. Шкалы, используемые для измерения характеристик, присущих внутренним свойствам объекта, считаются шкалами настройки. А те шкалы, которые применяются в процессе измерения характеристик внешних объектов по отношению к предмету измерения, называются оценочными шкалами.

Если говорить об эмпирическом уровне, то, стоит отметить, что социолог исследует отношения, которые существуют между изучаемыми объектами. А эти объекты считаются носителями каких-то конкретных характеристик. Обычно в таких случаях отнесение значений шкалы к объектам называют измерением значений, которые точно соответствуют ее характеристике.

Основными уровнями измерения, по которым высчитывается возможность приписывания числовых знаков объектам, являются следующие типы шкал:

Номинальная — шкала, в которой используются одинаково значимые значения шкалы. Эти шкалы только классифицируют, разделяя объекты на классы (по полу, национальности, профессии).

Ранговая — шкала, которая измеряет интенсивность оценок некоторых свойств, суждений, событий, степень согласия-несогласия с предлагаемыми утверждениями.

Например, представление порядкового масштаба:

  • я абсолютно согласен;
  • согласен;
  • я не совсем согласен;
  • не согласен;
  • совсем не согласен (с каким-то определенным утверждением).

Интервальный тип шкал применяется, если определена единица измерения, с которой фиксируется исследуемый признак (индикатор). В них измерение преобразований происходит в определенных (обычно числовых) интервалах.

Например, информация о доходах может быть представлена следующим образом:

  • менее 5000 руб. (с человека);
  • 5000-15000 руб.;
  • 15000-30000 руб.;
  • 30000-50000 руб.;
  • более 50000 руб.

При измерении учитывается правдивость шкалы измерения, то есть правильность выбора показателя, по которому используемая шкала точно измеряет свойство или качество исследуемого явления. Еще учитывается полнота используемой шкалы измерения, т. е. количество вариантов ответа учитывают все значения показателей.

К тому же, еще учитывается и чувствительность шкалы, то есть способность идентифицировать отношение Респондента к исследуемому явлению с различной степенью дифференциации.

В этом случае существуют весы с симметричной и асимметричной структурой. Точность используемой шкалы, то есть описание результата, которое напрямую зависит от того, совпадают ли значения характеристик объекта, сформированные в процессе исследования с их истинными значениями. Надежность шкалы, т. е. учитывается то, насколько устойчива данная шкала по отношению к деформации характеристик определенного объекта изучения в конкретном временном интервале.

Итог социологического исследования, а также его объективность сильно зависят от того, правильно ли выбрана единица анализа.

Источник