Меню

Что такое сравнение опре



сравнение

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое «сравнение» в других словарях:

СРАВНЕНИЕ — познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Сравнить… … Философская энциклопедия

Сравнение — СРАВНЕНИЕ (лат. comparatio, нем. Gleichnis), как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, т. наз. tertium comparationis, т. е. третьему элементу сравнения.… … Словарь литературных терминов

СРАВНЕНИЕ — СРАВНЕНИЕ, сравнения, ср. 1. Действие по гл. сравнить сравнивать1. Сравнение копии с подлинником. Это не поддается сравнению. || Результат этого действия названные, указанные черты сходства. Неудачное сравнение. Остроумное сравнение. Какое тут… … Толковый словарь Ушакова

сравнение — Сверка, сличение, сопоставление, отож(д)ествление, уподобление, параллель. Ср … Словарь синонимов

сравнение — одна из логических операций мышления. Задания на С. предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Aнaлизиpуютcя основания для С., к рые использует человек, легкость… … Большая психологическая энциклопедия

сравнение — 1. СРАВНЕНИЕ см. Сравнять. 2. СРАВНЕНИЕ; СРАВНЕНЬЕ, я; ср. 1. к Сравнить. С. славянских языков с германскими. От сравнения с ним вы очень проигрываете. 2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой … Энциклопедический словарь

Сравнение — Сравнение ♦ Comparaison Сопоставление языковыми средствами двух различных объектов либо с целью подчеркнуть их сходство или различие, либо, в поэзии, с целью вызвать образ одного, называя другое. Если сравнение неявное, мы говорим о метафоре … Философский словарь Спонвиля

СРАВНЕНИЕ — соотношение между двумя целыми числами a и b, означающее, что разность a b этих чисел делится на заданное целое число m, называемое модулем сравнения; пишется a ? b (mod m). Напр., 2 ? 8(mod3), т. к. 2 8 делится на 3 … Большой Энциклопедический словарь

СРАВНЕНИЕ — СРАВНЕНИЕ, я, ср. 1. см. сравнить. 2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой. Остроумное с. • По сравнению с кем (чем), предл. с твор. сравнительно, сравнивая, сопоставляя кого что н. с кем чем… … Толковый словарь Ожегова

СРАВНЕНИЕ — англ. comparison; нем. Vergleich. Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи к рой выявляются количественные и качественные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возможные их… … Энциклопедия социологии

сравнение — СРАВНЕНИЕ операция сопоставления нескольких объектов, с целью выяснения степени их взаимного подобия. Она применима лишь к объектам, имеющим какой то общий признак, рассматриваемый в качестве основания С. В сфере научного исследования С.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

Сравнение

Сравнение (в литературе) — это сопоставление двух предметов/явлений, зачастую с помощью союзов («как», «будто», других сравнительных союзов); это стилистический приём, троп, т.е. сравнение считается лексическим средством выразительности.

Примеры:

  • как жираф высокий;
  • белый как снег;
  • чёрный, будто уголь из костра.

Примеры из литературы:

«И, погнувшись, изба,
Как старушка стоит».
«Что ты спишь, мужичок?», А. В. Кольцов

«В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, —
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй».
«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб

«И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги
,
и тонкие, как певчий слух«.
«Молитва», Т. Ю. Кибиров

Способы образования сравнения

Сравнение в русском языке образуется:

  • путём использования сравнительных союзов (как, словно, точно); например: она была стройная, словно тростинка;
  • при помощи «похожий» или «подобный»; например: он был похож на летнее солнышко;
  • используя сравнительную степень прилагательного или наречия; например: глаза зеленее моря;
  • путём творительного падежа; например: ходить гоголем.

Какие существуют виды сравнения?

Некоторые лингвисты выделяют два вида сравнений (прямое / косвенное). Однако возможно это не так, существует несколько различных мнений.

Прямое сравнение (либо «с союзами«) образовывается при помощи сравнительных союзов (например: как, словно, будто). Например:

  • застыл как статуя;
  • «Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной». (А. Я. Яшин)

Косвенное сравнение (либо «без союзов«) — образование при помощи творительного падежа. Например: улепётывал зайцем.

Развёрнутое сравнение

Развёрнутое сравнение — автор указывает на несколько общих признаков, и сравнивая, он развивает свою мысль в целые предложения. Таким образом создаётся и передаётся более яркий образ.

«Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает

И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает

Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом
,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом
.

О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле –
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы – и погас!»
«Как над горячею золой. «. Ф. И. Тютчев

Источник

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕ́НИЕ (лат. comparatio), категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте С. новые, важные свойства. Например, уподобление (сопоставление) «Безумье вечное поэта — / Как свежий ключ среди руин » (Вл. С. Соловьев) косвенно вызывает представление о незатухающем «биении» и «бесконечной» живительности поэтического слова на фоне «конечной» эмпирической реальности. С. включает в себя сравниваемый предмет (объект С.), предмет, с которым происходит сопоставление (средство С.), и их общий признак (основание С.) (ср. Метафора). Ценность С. как акта художественного познания в том, что сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте С., кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, что значительно обогащает художественное впечатление. С. может выполнять изобразительную («И кудри их белы как утренний снег / Над славной главою кургана », А. С. Пушкин), выразительную («Прекрасна, как ангел небесный », М. Ю. Лермонтов) функции или совмещать их обе. Обычной формой С. служит соединение двух его членов при помощи союзов «как», «словно», «подобно», «будто» и т. д.; нередко встречается и бессоюзное С. («В железных латах самовар / Шумит домашним генералом », Н. А. Заболоцкий).

Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Смотреть что такое «СРАВНЕНИЕ» в других словарях:

СРАВНЕНИЕ — познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Сравнить… … Философская энциклопедия

Читайте также:  Сравнение масел для лица

Сравнение — СРАВНЕНИЕ (лат. comparatio, нем. Gleichnis), как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, т. наз. tertium comparationis, т. е. третьему элементу сравнения.… … Словарь литературных терминов

СРАВНЕНИЕ — СРАВНЕНИЕ, сравнения, ср. 1. Действие по гл. сравнить сравнивать1. Сравнение копии с подлинником. Это не поддается сравнению. || Результат этого действия названные, указанные черты сходства. Неудачное сравнение. Остроумное сравнение. Какое тут… … Толковый словарь Ушакова

сравнение — Сверка, сличение, сопоставление, отож(д)ествление, уподобление, параллель. Ср … Словарь синонимов

сравнение — одна из логических операций мышления. Задания на С. предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Aнaлизиpуютcя основания для С., к рые использует человек, легкость… … Большая психологическая энциклопедия

сравнение — 1. СРАВНЕНИЕ см. Сравнять. 2. СРАВНЕНИЕ; СРАВНЕНЬЕ, я; ср. 1. к Сравнить. С. славянских языков с германскими. От сравнения с ним вы очень проигрываете. 2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой … Энциклопедический словарь

Сравнение — Сравнение ♦ Comparaison Сопоставление языковыми средствами двух различных объектов либо с целью подчеркнуть их сходство или различие, либо, в поэзии, с целью вызвать образ одного, называя другое. Если сравнение неявное, мы говорим о метафоре … Философский словарь Спонвиля

СРАВНЕНИЕ — соотношение между двумя целыми числами a и b, означающее, что разность a b этих чисел делится на заданное целое число m, называемое модулем сравнения; пишется a ? b (mod m). Напр., 2 ? 8(mod3), т. к. 2 8 делится на 3 … Большой Энциклопедический словарь

СРАВНЕНИЕ — СРАВНЕНИЕ, я, ср. 1. см. сравнить. 2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой. Остроумное с. • По сравнению с кем (чем), предл. с твор. сравнительно, сравнивая, сопоставляя кого что н. с кем чем… … Толковый словарь Ожегова

СРАВНЕНИЕ — англ. comparison; нем. Vergleich. Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи к рой выявляются количественные и качественные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возможные их… … Энциклопедия социологии

сравнение — СРАВНЕНИЕ операция сопоставления нескольких объектов, с целью выяснения степени их взаимного подобия. Она применима лишь к объектам, имеющим какой то общий признак, рассматриваемый в качестве основания С. В сфере научного исследования С.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

сравнение

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое «сравнение» в других словарях:

СРАВНЕНИЕ — познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Сравнить… … Философская энциклопедия

Сравнение — СРАВНЕНИЕ (лат. comparatio, нем. Gleichnis), как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, т. наз. tertium comparationis, т. е. третьему элементу сравнения.… … Словарь литературных терминов

СРАВНЕНИЕ — СРАВНЕНИЕ, сравнения, ср. 1. Действие по гл. сравнить сравнивать1. Сравнение копии с подлинником. Это не поддается сравнению. || Результат этого действия названные, указанные черты сходства. Неудачное сравнение. Остроумное сравнение. Какое тут… … Толковый словарь Ушакова

сравнение — Сверка, сличение, сопоставление, отож(д)ествление, уподобление, параллель. Ср … Словарь синонимов

сравнение — одна из логических операций мышления. Задания на С. предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Aнaлизиpуютcя основания для С., к рые использует человек, легкость… … Большая психологическая энциклопедия

сравнение — 1. СРАВНЕНИЕ см. Сравнять. 2. СРАВНЕНИЕ; СРАВНЕНЬЕ, я; ср. 1. к Сравнить. С. славянских языков с германскими. От сравнения с ним вы очень проигрываете. 2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой … Энциклопедический словарь

Сравнение — Сравнение ♦ Comparaison Сопоставление языковыми средствами двух различных объектов либо с целью подчеркнуть их сходство или различие, либо, в поэзии, с целью вызвать образ одного, называя другое. Если сравнение неявное, мы говорим о метафоре … Философский словарь Спонвиля

СРАВНЕНИЕ — соотношение между двумя целыми числами a и b, означающее, что разность a b этих чисел делится на заданное целое число m, называемое модулем сравнения; пишется a ? b (mod m). Напр., 2 ? 8(mod3), т. к. 2 8 делится на 3 … Большой Энциклопедический словарь

СРАВНЕНИЕ — СРАВНЕНИЕ, я, ср. 1. см. сравнить. 2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой. Остроумное с. • По сравнению с кем (чем), предл. с твор. сравнительно, сравнивая, сопоставляя кого что н. с кем чем… … Толковый словарь Ожегова

СРАВНЕНИЕ — англ. comparison; нем. Vergleich. Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи к рой выявляются количественные и качественные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возможные их… … Энциклопедия социологии

сравнение — СРАВНЕНИЕ операция сопоставления нескольких объектов, с целью выяснения степени их взаимного подобия. Она применима лишь к объектам, имеющим какой то общий признак, рассматриваемый в качестве основания С. В сфере научного исследования С.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

СРАВНЕНИЕ

Смотреть что такое СРАВНЕНИЕ в других словарях:

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ, -я, ср. 1. см. сравнить. 2. Слово или выражение, содержащееуподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой. Остроумное с.* По сравнению с кем-чем., предлог с те. п. — сравнительно, сравнивая,сопоставляя кого-что-н. с кем-чем-н. Вырос по сравнению с прошлым годом. Посравнению с другими он достаточно начитан. В сравнении с кем-чем, предлог сте. п. — то же, что по сравнению с кем-чем-н. смотреть

СРАВНЕНИЕ

сравнение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: сравнить (1а1). 2) Образное выражение, в котором одно явление, предмет, лицо уподобляется другому.

СРАВНЕНИЕ

сравнение с.1. comparison по сравнению (с тв.) — in comparison (with), as compared (with) вне сравнения — beyond comparison не поддаваться сравнению —. смотреть

Читайте также:  Сравнения русской английской сказки

СРАВНЕНИЕ

сравнение Сверка, сличение, сопоставление, отож(д)ествление, уподобление, параллель. Ср. пример. См. пример в сравнении. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. сравнение сверка, сличение, сопоставление, отож(д)ествление, уподобление, параллель, пример; конгруэнция, соотнесение; аналогия, приравнивание, метафора, отождествление, компарирование, уравнение, отожествление, сравнивание Словарь русских синонимов. сравнение 1. сопоставление, соотнесение 2. уподобление, аналогия, параллель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. сравнение сущ. 1. • уподобление 2. • сопоставление • соотнесение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. сравнение сущ., кол-во синонимов: 15 • аналогия (9) • компарирование (2) • метафора (6) • отождествление (7) • отожествление (6) • параллель (6) • приравнивание (6) • сверка (11) • сличение (5) • соотнесение (6) • сопоставление (10) • сравнивание (8) • троп (15) • уподобление (13) • уравнение (5) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аналогия, компарирование, метафора, отождествление, отожествление, параллель, приравнивание, сверка, сличение, соотнесение, сопоставление, сравнивание, троп, уподобление, уравнение. смотреть

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ (матем.), соотношение между двумя целыми числами а и Ь, означающее, что разность а — b этих чисел делится на заданное целое число т, наз. смотреть

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ, акт мышления, посредством к-рого классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания; в С. мир постигается как «св. смотреть

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ, категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в к-ром изображаемое явление уподобляется другому по к.-л. общему для них пр. смотреть

СРАВНЕНИЕ

— соотношение между целыми числами а и и вида a=b+mk, означающее, что их разность а-b делится на заданное целое положительное число т, наз. модулем с. смотреть

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. хара. смотреть

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕ´НИЕ — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усил. смотреть

СРАВНЕНИЕ

познавательная операция (логич. рефлексия – И. Кант), посредством к-рой на основе нек-рого фиксир. признака – основания С. (см. Отношение) – устанавливается то ж д е с т в о (равенство) или р а з л и ч и е объектов (вещей, состояний, свойств и пр.) путем их попарного сопоставления. Операция С. имеет смысл лишь для тех объектов, «. между которыми есть хоть какое-нибудь сходство» (Юм Д., Соч., т. 1, М., 1965, с. 103), т.е. определяется в совокупности однородных в к.-л. смысле объектов – таких, к-рые образуют множество. Признаки (предикаты), определяемые на этом множестве, служат «естественными» основаниями С. Как познавательный акт С. следует отличать от его логич. формы, к-рая является общей как для элементарных (одноактных), так и для сложных (многоактных) процедур С.: в любом случае имеют место только две возможности – сравниваемые объекты а и b тождественны (по данному основанию) или же они различны (по тому же основанию). Если основания различия таковы, что отношение различия может рассматриваться как порядковое, то операция С. сводится к рассмотрению отношений а=b, аb, являющихся исходными (основными) отношениями С. Неявное определение этих отношений дается аксиомами равенства (см. Равенствов логике и математике) и порядка, а их взаимная связь выражается т.н. аксиомой трихотомии: а=b или ab. Все вместе они дают систему постулатов С., при этом свойства входящих в эти постулаты понятий «=», «» не зависят, конечно, от «количественного» смысла, к-рый этим понятиям обычно приписывается; речь идет о порядковых свойствах нек-рого общего класса отношений (порядка отношений в широком смысле; таковы не только количественные, но и качественные отношения порядка, напр. по признаку красоты, ловкости, ума и пр.), из к-рых предметом матем. анализа становятся лишь те, для к-рых удается установить более или менее строгие методы С. В любой матем. теории непременным условием рассмотрения матем. объектов является предположение об их сравнимости. Это приводит к тому, что естественно назвать а б с т р а к ц и е й сравнимости. На этой абстракции основывается, напр., утверждение, к-рое является фундаментальным в канторовской концепции множества, что любые два элемента произвольного множества различимы между собой. На этой же абстракции основано С. самих множеств. Мы говорим «абстракция сравнимости» потому, что задача С. в общем случае является отнюдь не тривиальной, иногда даже просто неразрешимой: «Пусть А – множество всех четных чисел, больших 4, а В – множество всех чисел, являющихся суммами двух простых нечетных чисел. Мы до сих пор не знаем, какое из соотношений справедливо: А = В или А ? В, и не знаем даже, как подойти к решению этого вопроса» (Серпинский В., О теории множеств, пер. с польского, М., 1966, с. 6; о принципиально неразрешимых задачах С. см., напр., в ст. Тождества проблемы). По замечанию Юма, «мы можем производить. сравнение или когда оба объекта воспринимаются чувствами, или когда ни один из них не воспринимается или когда налицо только один из них» (Соч., т. 1, М., 1965, с. 169). Несовпадение этих видов С. проявляется уже в том факте, что в обоих последних случаях р а з л и ч и е приходится рассматривать как отрицание т о ж д е с т в а, тогда как в первом случае акт различения имеет и самостоятельное значение и рассматривается как самостоятельная операция (на нем, собственно, основывается идея математики без отрицания – см. Положительная логика). Очевидно, что С. на уровне чувств. восприятия не требует никаких абстракций. Наглядность придает понятию С. «физич. смысл», но условие наглядности С. стеснительно для теории. Именно в теории, особенно в математике, типичны случаи (как в приведенном выше примере с множествами А и В), когда наглядное сопоставление объектов невозможно (это зависит, вообще говоря, от условий задания объектов) и, значит, приходится прибегать к рассуждению и, соответственно, к тем или иным абстракциям, на к-рых мы свои рассуждения основываем. Напр., рассуждение о сравнимости множества А1 всех нечетных чисел, больших 7, и множества В1 всех чисел, являющихся суммами трех нечетных простых чисел, мы основываем на абстракции потенциальной осуществимости, поскольку «. мы знаем метод, дающий возможность путем выполнения определенных, указанных этих методом вычислений, решить, какое из соотношений ?1 ? ?1 или ?1 = ?1 верно. «, хотя число этих вычислений «. так велико, что ни одна существующая электронная вычислительная машина не была бы в состоянии их выполнить» (Серпинский В., О теории множеств, с. 7). Основываясь на принципе исключенного третьего, мы можем считать сравнимыми и множества А и В из первого примера, но в этом случае абстракция сравнимости будет зависеть уже от абстракции актуальной бесконечности. Иначе говоря, абстракция сравнимости является нетривиальным допущением в рамках др. матем. абстракций. «Практически осуществимая» операция С. не должна зависеть от к.-л. абстракций бесконечности и осуществимости. Так, принимая в рамках абстракции актуальной бесконечности, что два положительных иррациональных числа равны, если все соответственные десятичные знаки их десятичных приближений одинаковы, мы вполне отдаем себе отчет в том, что на практике никогда не удается решить вопрос о равенстве чисел в указанном смысле в виду принципиальной невозможности довести бесконечный процесс С. до конца. Основание С. при таком «платонистском» определении равенства «замешано» в бесконечном процессе. На практике, ограничиваясь приближенными вычислениями, приходится исключать такие «бесконечные основания» С. путем перехода к равенству в нек-ром интервале абстракции – прагматическому (или условному) равенству (о понятии «интервал абстракции» и связанному с ним понятию условного равенства см. в ст. Принцип абстракции, Тождество). Приходится, напр., отождествлять иррациональное число с его десятичным приближением, полагая в общем случае зависимость равенства веществ. чисел от условий взаимозаменимости их десятичных приближений, когда использование (подстановка) одного из них вместо другого не нарушает заданный интервал абстракции (к примеру, обеспечивает требуемую практич. задачей степень точности). Бесконечный процесс С. заменяется здесь конечным приемом подстановки и экспериментальной проверкой ее результатов. Лит.: Шатуновский С.О., Введение в анализ, Одесса, 1923, § 6 и 7; Арнольд И. В., Теоретическая арифметика, М., 1938, гл. 3. М. Новоселов. Москва. Ф. Лазарев. Калуга. . смотреть

Читайте также:  Huawei p30 lite сравнение камер

СРАВНЕНИЕ

одна из мыслит, операций, состоит в сопоставлении познаваемых объектов по нек-рому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью С. выявляются количеств, и качеств, характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. С. используется также как средство для пояснения одного понятия (абстрактного). другим, более конкретным. В процессе познания и обучения С. выступает в качестве его исходной формы, лежащей в основе всякого знания: С. объектов по определённым параметрам приводит к выделению в первоначально глобальном восприятии вещи её отд. сторон (длины, объёма, формы, цвета и т. п.). С. неотделимо от др. мыслит, операций и осуществляется на основе выделения определённых качеств и свойств (анализ). с последующим установлением связи между ними (синтез); в процессе С., вычленяющего сходное в ряде предметов и явлений, возникают нек-рые формы обобщения. С. необходимое средство как чувственного, так и рационального познания. На уровне чувственного познания С. протекает в форме наглядного сопоставления объектов и направлено на установление сходства и различия вещей по цвету, форме, величине и т. п. внешним, непосредственно воспринимаемым качествам. При рациональном познании задачей С. является определение внутр. связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логич. принципы и предметные абстракции. С. формируется в процессе индивидуального развития человека. В практич. и игровой деятельности детей, в общении со взрослыми происходит стихийное усвоение системы свойств окружающих вещей (форм предметов, звуков языка и др.), с к-рыми ребёнок соотносит воспринимаемые объекты. Напр., при С. предметов по форме дети сопоставляют одни предметы с другими, известными им, к-рые теперь выступают в качестве эталонов. Результаты С. выражаются в речи: «такой же, как..». Стихийная практика выделения эталонов для С. должна быть дополнена процессом специально организованного обучения, направленного на овладение общественно выработанными объективными средствами С. (системы геом. форм, звуковысотных и ритмич. отношений, норм и правил поведения и др.). и способами их использования при С. С. занимает большое место в процессе шк. обучения и воспитания. К. Д. Ушин-ский подчёркивал исключит. важность С. как «..основы всякого понимания и всякого мышления» (Собр. соч., т. 7, 1949, с. 332). При объяснении и опросе необходимо в уч. материале обобщать сходное и направлять внимание учащихся на выделение отличного. Учителю важно чётко сформулировать общую цель С., затем (если это необходимо). конкретизировать её, продумать систему заданий, отвечающих поставленной цели. Осознание сходства и различия может представлять трудность для учащихся. Они легче устанавливают различие между предметами, чем сходство. Если учащимся трудно найти сходство между 2 объектами, полезно использовать 3-й. Вовлечение в процесс С. 3-го объекта позволяет заметить неосознаваемые до этого сходные черты первых 2 объектов. Указанный приём полезно применять во всех случаях, когда учащиеся должны подметить к.-л. трудновыделяемые общие признаки предметов и явлений. Особенно важное значение использование 3-го объекта для С. приобретает при обучении умственно отсталых школьников. Так как С. почти всегда выступает в единстве с др. мыслит, операциями, его эффективность в значит. мере зависит от умения анализировать, выделять существенные признаки, следовать выбранному для С. основанию. Приёмом развития собственно С. является противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в нек-ром отношении с другими. Так, в процессе обучения необходимо противопоставлять тому или иному житейскому понятию, имеющемуся у учащегося, науч. понимание соответствующего явления. Противопоставление может быть одновременным (напр., в опыте одновременного изучения арифметич. действий сложения вычитания). или последовательным, когда изучение сравниваемых объектов отделено друг от друга во времени (напр., в курсе истории сравнительное рассмотрение разл. эпох в порядке их ист. развития и установление связей и отношений между ними в целях постижения общей логики ист. процесса в целом). Обучение С. является важным условием умственного, сенсорного и нравств. воспитания. Лит.: Сенсорное воспитание дошкольников, под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой, М., 1963; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981, гл. 4, § 2; Фридман Л. М., Волков К. Н., Пси-хол. наука учителю, М., 1985. А. Н. Ждан. смотреть

СРАВНЕНИЕ

стилистический приём; уподобление одного явления другому, подчёркивающее их общий признак. Бывает простым, и тогда выражено оборотом со словами как, сл. смотреть

Источник