Меню

Что такое творительный падеж сравнение



Сравнения. Творительный сравнения

Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. Например: Встала радуга над рожью, как огромные ворота. В предложении радуга сравнивается с огромными воротами.

Прочитав «Зеленое лукошко», определим его основную мысль (две первые строки, они же повторяются как 10-я и 11-я). Справедливость основной мысли далее подтверждается доступными детям примерами.

ЗЕЛЁНОЕ ЛУКОШКО.

Всё на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то.

На кого похож наш ёжик?

Ходит, вьётся под ногами

Кот, похожий на тигрёнка.

Как раскрытый зонтик мамин,

Шляпка тонкого опёнка.

Всё на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то.

Встала радуга над рожью,

Как огромные ворота.

Вдаль уводит нас дорожка.

Там клубничная поляна,

Как зелёное лукошко.

Чем похожи животные и предметы, которые сравниваются в стихотворении? Ежик и енот — небольшие лесные зверьки с острыми мордочками и носами. У тигренка и котенка — тупая мордочка; усы; длинное гибкое туловище; большой хвост, большие мягкие лапы, в которые втянуты острые когти; благодаря таким лапам и тигренок, и котенок могут бесшумно ходить, подкрадываться к своей жертве — добыче, совершать при этом огромные прыжки в длину. Кроме того, котенок, который нарисован в учебнике, похож на тигренка еще и своей окраской: он такой же полосатый, как тигренок.

Так же подробно устанавливается сходство и других парных предметов. Примечательно, что на раскрытый зонтик похож не любой гриб, а именно опенок: у него ножка — длинная и тонкая, как палка зонтика, на которой укреплен каркас, обтянутый материей; шляпка опенка внутри полая (пустая), как и «купол» зонтика; пластинки на шляпке опенка напоминают «ребра» каркаса.

А почему радугу можно сравнить с воротами? У радуги — два конца в противоположных сторонах, справа и слева; у ворот — две опоры, тоже в противоположных сторонах, справа и слева; радуга может то появляться на небе, то исчезать; ворота могут быть то закрытыми, то открытыми.

Сравнение в форме творительного падежа

По урокам чтения в начальных классах абсолютному большинству детей известна одна форма выражения сравнения — сравнительный оборот с союзом как; от нее и отталкиваемся, доказывая, что сравнение может быть выражено и другими средствами языка, например именем существительным в форме творительного падежа. В этом — смысл замены творительного сравнения сравнительным оборотом с союзом как и наоборот. Попутно ведется необходимая словарная работа и аргументация сравнений.

1) Луна скользит, как блин в сметане. Луна по форме напоминает блин, а белые облака по цвету и «мягкости», расплывчатости — сметану.

2) Листва летела, как звездопад. Звездопад — обильное падение метеоров. Метеор — раскаленное тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли из межпланетного пространства. Падающие листья сравниваются с падающими метеорами — по цвету их, обилию, движению; или листопад сравнивается со звездопадом (осенним).

Читайте также:  Shimano или daiwa сравнение

3) Уж озимь яркая блеснула, как изумруд. Озимь — всходы ржи и пшеницы осенью, под зиму-Изумруд — драгоценный прозрачный камень светло-зеленого цвета. Всходы озимых культур сравниваются с изумрудом по их светло-зеленому цвету и блеску (особенно на солнце).

4) Как золото, сверкает на солнце дождь летучий. Дождь, идущий при солнце («летучий»), сравнивается с золотом: если дождь идет при солнце, то его капли блестят, сверкают, как золото.

Диалог — разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого участника диалога называют репликой. Реплики могут сопровождаться словами автора.

Монолог — речь одного лица.

Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Сравнение может быть выражено именем существительным в форме творительного падежа. Такой способ выражения сравнения называется творительный сравнения.

Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них творительный сравнения. Расскажите, что с чем сравнивается в каждом случае. Почему такое сравнение возможно?

Источник

Творительный падеж существительных

Творительный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект, инстру­мент, с помо­щью кото­ро­го совер­ша­ет­ся дей­ствие, или раз­лич­ные обсто­я­тель­ства дей­ствия (вре­мя, место и пр.) и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

Узнаем, что такое тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в рус­ском язы­ке. Приведем типич­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа, по кото­рым мож­но его узнать сре­ди дру­гих форм слов.

Падеж — это непо­сто­ян­ный при­знак име­ни суще­стви­тель­но­го. С его помо­щью выра­жа­ет­ся грам­ма­ти­че­ские отно­ше­ния имён суще­стви­тель­ных с дру­ги­ми сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии или в предложении.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, сре­ди кото­рых толь­ко один пря­мой падеж. Его назы­ва­ют име­ни­тель­ным (от сло­ва «име­но­вать»). Слово в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим. Остальные паде­жи назы­ва­ют кос­вен­ны­ми. Слова в фор­ме кос­вен­ных паде­жей высту­па­ют в роли вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния и упо­треб­ля­ют­ся без пред­ло­гов и с предлогами.

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Творительный падеж — это кос­вен­ный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, кото­рый обо­зна­ча­ет объ­ект, инстру­мент дей­ствия или раз­лич­ные обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кем? чем?

Чтобы обра­зо­вать тво­ри­тель­ный падеж суще­стви­тель­но­го вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «гор­жусь», «инте­ре­су­юсь», «любу­юсь»:

Окончания творительного падежа существительных

Окончания суще­стви­тель­ных в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла свя­за­ны с их родом и с при­над­леж­но­стью к 1, 2 и 3 скло­не­нию.

Существительные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода пер­во­го скло­не­ния с твер­дой и мяг­кой осно­вой име­ют окон­ча­ния -ой, -ей.

Для суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния харак­тер­ны окон­ча­ние -ом/-ём после твер­дых и мяг­ких соглас­ных и без­удар­ное окон­ча­ние -ем после мяг­ких соглас­ных и шипящих.

У суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния выде­лим окон­ча­ние .

Понаблюдаем:

  • дядя — дя́д ей
  • мама — мам ой
  • зади­ра — задир ой
  • город — город о́м
  • гвоздь — гвозд ём
  • изве­стие — изве́сти ем
  • мякиш — мя́киш ем
  • обруч — о́бруч ем
  • вещью — вещь ю
  • фасоль — фасоль ю

Множественное чис­ло

В фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные име­ют окон­ча­ние -ами после твер­дых соглас­ных и шипя­щих, -ями — после мяг­ких согласных:

  • кни­ги — книг ами
  • вещи — вещ ами
  • дере­вья — деревь ями

Разносклоняемые суще­стви­тель­ные

У раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных окон­ча­ние сов­па­да­ет с флек­си­ей суще­стви­тель­ных един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода вто­ро­го склонения:

  • путь — пут ём
  • бре­мя — бре­мен ем
  • пла­мя — пла­мен ем

Существительное «дитя» име­ет вари­ант­ные окончания:

дитя — дитят ей , дитят ею .

Творительный падеж имен суще­стви­тель­ных име­ет мно­же­ство зна­че­ний. Укажем основ­ные из них.

Значение творительного падежа

Творительный падеж суще­стви­тель­ных сво­им назва­ни­ем обя­зан древ­не­рус­ском гла­го­лу «тво­ри­ти», кото­рый управ­лял сло­ва­ми с пред­мет­ным зна­че­ни­ем. Этот кос­вен­ный падеж, в первую оче­редь, обо­зна­чал инстру­мент или пред­мет, с помо­щью кото­ро­го дей­ству­ет субъект:

Творительный падеж обо­зна­ча­ет заня­тие субъ­ек­та, его про­фес­сию, увле­че­ние чем-либо:

  • рабо­тать медсестрой;
  • зани­мать­ся музыкой;
  • увле­кать­ся футболом;
  • хочет стать программистом.

Существительные в фор­ме это­го кос­вен­но­го паде­жа упо­треб­ля­ют­ся как без пред­ло­га, так и с раз­лич­ны­ми предлогами.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние тво­ри­тель­но­го паде­жа имён существительных.

С пред­ло­гом «с» этот кос­вен­ный падеж обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет, участ­ву­ю­щий в сов­мест­ном действии:

Словоформы с пред­ло­гом «с» име­ет зна­че­ние цели действия:

Предлоги «над», «под», «за», «меж­ду», «перед» помо­га­ют офор­мить про­стран­ствен­ные зна­че­ния падежа:

  • спря­тать­ся под кроватью;
  • летать над полем;
  • нахо­дить­ся за углом;
  • ходить меж­ду рядами;
  • сто­ять перед зданием.

Предлог «перед» созда­ет вре­мен­ное зна­че­ние тво­ри­тель­но­го падежа:

  • про­стить­ся перед отъездом;
  • дать экза­мен перед распределением;
  • смот­реть пере­да­чу перед обедом.

Видеоурок

Источник

Творительный падеж

Что такое творительный падеж?

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Как определить творительный падеж?

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить падежные вопросы, вопросы творительного падежа – (Кем?

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -ой (-ей),

-ей (-ею) Улыбкой, улыбкою,

Статуей, статуею,

Сладкоежкой, сладкоежкою,

Дядей, дядею -ами, -ями,

(-ми) Улыбками,

Статуями,

Сладкоежками,

Дядями 2 склонение -ом (ем) Пряником,

Роялем,
Кольцом,

Хранилищем Пряниками,

Роялями,
Кольцами,

Хранилищами 3 склонение -ю Лошадью,

Печалью Лошадями, лошадьми,

Печалями Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей, дитятею,

Путем,

Знаменем Детьми,

Путями,

Знаменами

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

  • Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);
  • Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);
  • Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);
  • Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем).

Тест по теме

  • Кого? Чего?
  • Кому? Чему?
  • Кого? Что?
  • Кем? Чем?

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 493.

  • Все
  • Литература
  • Русский язык
  • Чтение
  • География
  • Окружающий мир
  • Физика
  • Английский язык
  • Биология
  • Геометрия
  • Алгебра
  • Математика
  • Обществознание
  • Химия
  • Информатика
  • История России
  • История

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Что такое творительный падеж?
  2. Как определить творительный падеж?
  3. Значение имен существительных в творительном падеже
  4. Предлоги творительного падежа

Бонус

  • Падежи и склонения
  • Косвенные падежи
  • Именительный падеж
  • Родительный падеж
  • Родительный падеж ФИО
  • Постоянные и непостоянные признаки существительного
  • Дательный падеж
  • Дательный падеж ФИО
  • Окончания в дательном падеже
  • Винительный падеж Творительный падеж
  • Падежи существительных
  • Окончания в творительном падеже
  • Предложный падеж
  • Падежные окончания существительных
  • Склонение существительных
  • 1 склонение имен существительных
  • Окончания имен существительных в предложном падеже
  • 2 склонение существительных
  • 3 склонение имен существительных
  • Безударные окончания имен существительных

показать все

  1. 1. Капитан Немо 1,441
  2. 2. Игорь Проскуренко 275
  3. 3. Милана Тетяйкина 245
  4. 4. Полина Михеева 203
  5. 5. Виолетта Разумова 164
  6. 6. Сергей Такешов 157
  7. 7. Александр Рубцов 153
  8. 8. Денис Зацарин 138
  9. 9. Роман Марков 133
  10. 10. Ярослав Велиев 114
  1. 1. Игорь Проскуренко 23,306
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник