Меню

Дэвид хэй 9 измерений души эннеаграмма



Текст книги «9 измерений души. Эннеаграмма: в поисках истинного «Я»»

Автор книги: Дэвид Хэй

Жанр: Зарубежная эзотерическая и религиозная литература, Религия

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Дэвид Хэй
9 измерений души. Эннеаграмма: в поисках истинного «Я»

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Благодарности

Эта книга появилась на свет благодаря тому, что я встретил своего духовного мастера – Ошо. Он вдохновил меня на занятия медитацией и участие в терапевтических группах.

Я хочу выразить благодарность Фазалю, моему духовному наставнику, который на протяжении многих лет обучал меня работе с Сущностью.

Я также хотел бы отметить наиважнейшую роль, которую сыграла в написании этой книги Мартина Дживана Вернер, мой немецкий издатель. Она была первой, кто предложил мне книгу написать, и мягко, но настойчиво напоминала о необходимости ее закончить.

Я хотел бы поблагодарить Марию Кренц, моего американского редактора, которая скорректировала изложение материала в некоторых ключевых точках, что в значительной степени улучшило книгу.

Я хочу также выразить любовь и благодарность Пиа Чиараппа, моему партнеру и компаньону, которая щедро делилась со мной любовью, смехом и нежностью, пока я был занят написанием книги.

Предисловие

В поисках рая

В самом раннем детстве я начал понимать, что у меня есть личная задача, которая, как мне тогда казалось, больше никого не интересовала: мне хотелось узнать, кто я. Я чувствовал, что мне надо что-то найти, но не понимал, что именно и где это искать. Возле дома, где прошло мое детство, было открытое поле, летом мне нравилось там гулять. Я ложился на землю, смотрел на проплывающие по небу великолепные облака и чувствовал, что вхожу в иное измерение. Оно было таким огромным и таким далеким от моей семьи и друзей, что выглядело запретным и странным. Казалось, что даже смотреть на него, переживая эту невероятную мощь настоящего момента, было неправильным. Я словно бы растворялся в своем дыхании, в изменчивой форме облаков, как будто сам летел вместе с облаками по небу. Проживание настоящего момента поглощало меня целиком, а когда я «выныривал» назад, то чувствовал, насколько мелка и незначительна моя повседневная жизнь. Кто я? В чем смысл жизни? Это было загадкой, которая продолжала сопровождать меня, даже когда я повзрослел.

Спустя много лет я наблюдал облака совсем в другом месте. Это случилось в горах неподалеку от Катманду, рядом с тибетским монастырем. Я видел все то же безграничное голубое небо, а знакомое переживание было таким сильным, что мне потребовалась вся моя энергия, чтобы только остаться с ним, чтобы просто присутствовать вместе с каждым вздохом, полным экстаза. Ястребы кружились в небе медленно-медленно, казалось, что они движутся во сне. Время почти остановилось, и мои мысли текли так же неторопливо, как меняющие форму облака. Я мог наблюдать свои мысли с огромного расстояния: вот они медленно втекают в мое сознание и вытекают из него. Я чувствовал себя похожим на птицу, подхваченную теплым полуденным бризом, на белые облака, плывущие по ветру в голубом небе – я был экстатичным присутствием, не принадлежащим ни времени, ни месту, ни форме.

В то время я думал, что нашел ответы на все вопросы или, по крайней мере, растворил их в реальности, которая лежит за пределами любых вопросов. Я знал, кто я. Или, скорее, я знал, кем я не являюсь: ни телом, ни умом, ни обусловленностями, ни верованиями, ни личностью. Мое состояние напоминало мне ответ Гаутамы Будды. Когда кто-то из окружения Татхагаты спросил Будду: «Откуда ты знаешь, что достиг просветления?», Будда ответил: «Земля – мой свидетель», и дотронулся до нее рукой. «Мир таков, каков он есть, и я таков, каков я есть, – и это правильно». В то время я ежедневно подолгу медитировал и получал наставления от тибетских лам. Это было время экстаза, блаженства и изумления. Жизнь казалась похожей на чудо, и каждая вещь приобретала значение, лежащее далеко за ее пределами. Все было полно жизни, даже так называемые неодушевленные объекты. Мой дух и мое тело стали прозрачными и проницаемыми, как будто я обрел тело света. Я ощущал, что становлюсь все более чувствительным ко всему, что меня окружает. Даже к тем странным насекомым, которые пробирались в мою хижину. Это было особое измененное измерение, похожее на то, что я знал в детстве, только теперь я входил в него осознанно, я открывал реальность, лежащую за пределами форм, я входил в рай.

Падение в Ад

Рай оказался очень хрупким. Всего через несколько лет я обнаружил себя в отвратительном процессе развода с женой, одинокого, потерявшего направление изгнанника в полнейшей пустоте. Каждый день напоминал кошмарный сон, полный отвращения к себе, отчаяния и тоски. Я попал в ад, из которого не видел никакого выхода, кроме самоубийства. И я никак не мог соединить то переживание блаженства, экстаза и света с этой темнотой, депрессией, беспомощностью и стыдом. Какой смысл жизни в свете, если в душе остается темнота? Как можно понять и соединить эти два переживания, если они разнятся как день и ночь? Эти вопросы горели во мне многие годы. А ответы пришли в виде Эннеаграммы[1] 1
«…Любое законченное целое, космос, организм, растение представляет собой эннеаграмму. Эннеаграмма – это универсальный символ. В эннеаграмму можно заключить все знание, и с ее же помощью можно его истолковать. В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, то есть понимает, только то, что он способен заключить в эннеаграмму» – это высказывание Гурджиева приведено в книге П. Успенского «В поисках чудесного». Здесь автор знакомит нас с Эннеаграммой, в которую заключено знание о психологическом и духовном развитии личности. – Примеч. ред.

[Закрыть] , древней системы, направленной на понимание личности.

Первая встреча с Эннеаграммой

Впервые я встретился с Эннеаграммой в Иране, где многие мои друзья использовали в своих занятиях методы Гурджиева, русского мистика, который первым познакомил Запад с Эннеаграммой. По настоянию друзей я прочел книгу Петра Успенского[2] 2
Петр Успенский – ученик Гурджиева. – Примеч. ред.

[Закрыть] «В поисках чудесного», которая произвела на меня огромное впечатление. Но интерпретация Эннеаграммы Гурджиевым показалась мне запутанной и непонятной. Я узнал, что Эннеаграмма – это система, представляющая девять типов личности, и что каким-то образом она связана с духовным ростом, но это все, что я тогда понял.

Многие годы спустя я снова встретился с Эннеаграммой, на сей раз в Индии, и это была уже совсем другая история. Во-первых, каждый тип личности был описан психологически обоснованными характеристиками, такими как «зависимый», «избегающий», «самовлюбленный» и так далее. Это поразило меня как приятное улучшение христианского набора характеристик, в котором доминировали грехи и пороки вроде похоти, зависти, гордости, обжорства и алчности – недостатков, которые, на мой взгляд, в большей степени принадлежат «Аду» Данте и «Кентерберийским рассказам» Чосера, чем современному миру. Новая система рассматривала и негативные, и позитивные аспекты личности, что несколько смягчило какие-то мои суждения о каждом из типов. Я смог определить и свой собственный тип: Романтик, тип номер четыре. Точность описания моего собственного типа поразила меня. Как могла какая-либо система иметь обо мне настолько точную информацию? Как могла система личностных характеристик знать так много о моей личной жизни, моем эмоциональном состоянии, моих верованиях и мотивациях? Но хотя я и был поражен точностью поздней версии Эннеаграммы, по-прежнему я не видел для нее практического применения.

Сущность и Эннеаграмма

Я не осознавал истинного значения и ценности Эннеаграммы до тех пор, пока не понял, как она отражает Сущность. Сутью каждого типа личности, описанного в Эннеаграмме, является какое-то сущностное качество, важный аспект нашего Существа, который оказался недооцененным, искаженным или отвергнутым в процессе нашего взросления. Эннеаграмма – это своего рода космическое зеркало, которое отражает для нас не только нашу личность, но и все измерения нашего Существа, нашу истинную природу. Для меня Эннеаграмма стала дверью к окончательному пониманию в себе тени и света, боли и экстаза. Через изучение Сущности и Эннеаграммы я открыл, что ядром каждой сложной ситуации или вопроса являются сущностные качества. Работа с Эннеаграммой помогла мне вновь обрести связь с утраченными сущностными качествами. Кроме того, Эннеаграмма оказалась ключом к полному пониманию ограничений моей личности и трансперсональных переживаний, которые лежат за пределами личности. Это понимание стало ответом на самые глубокие стремления моего сердца.

Введение и основные понятия

История Эннеаграммы

Записанная история Эннеаграммы неполна и ограниченна. Уверенно мы можем говорить только о том, что этот древний символ представлял собой способ понимания духовной эволюции человека. Без сомнения, он был частью мудрости Древнего Египта, христианского и иудаистского мистицизма, духовной традиции суфиев и мистиков ислама. Но мы не знаем, какую роль в истории сыграла Эннеаграмма на самом деле.

Устная традиция суфиев, вероятно, содержит ядро духовной мудрости Эннеаграммы. Кроме того, современное понимание Эннеаграммы основано, безусловно, именно на суфийском знании. Гурджиев утверждал, что он получил свое понимание Эннеаграммы от Сармонова Братства[3] 3
Сармоново Братство – название происходит от армянского слова «сарман», которое означает «тот, кто сохранил учение Заратустры». – Здесь и далее примеч. перев.

[Закрыть] , суфийских дервишей, которые проживали в районе Бухары в Узбекистане. Фазаль Мукаддам (Faisal Muqaddam) и А. Х. Алмаас (A. H. Almaas), мистики из Кувейта, углубившие представления о различных сущностных качествах, в свою очередь почерпнули большинство сведений от суфиев западного Ирана.

Современная линия передачи Эннеаграммы начинается с Гурджиева, который открыл Эннеаграмму для Запада и привлек там к ней внимание. Оскар Ичазо (Oscar Ichazo), психотерапевт из Боливии, расположил эннеатипы в той последовательности, в которой они находятся сейчас. Он же первым дал каждому типу точное описание и определил отношения между внутренним Существом и личностью. Клаудио Нараньо (Claudio Naranjo), психиатр из Чили, описал типы с точки зрения психологии. Дон Ризо (Don Riso) и Хелен Палмер (Helen Palmer), писатели, помогли в популяризации Эннеаграммы на Западе, опираясь на работы Оскара Ичазо. Современный подход к Эннеаграмме разработан теми, кто работал с Клаудио Нараньо в Калифорнии. Это А. Х. Алмаас, Фазаль Мукаддам и Сандра Майтри (Sandra Maitri). На протяжении многих лет я работал с Фазалем в Италии, и это, безусловно, оказало влияние на мое понимание взаимосвязи Сущности и Эннеаграммы.

Что такое Сущность

Сущность управляет различными свойствами внутреннего Существа, определяет разные аспекты нашей истинной природы. Например, есть такие сущностные качества, как Радость, Сила и Воля. Эти свойства имеют особое значение. Каждая из девяти точек на кругу Эннеаграммы (диаграмма А) представляет собой не только тип личности, но также и определенный аспект Сущности.

Эннеаграмма может быть также представлена как разделенный на девять секторов круг, словно пирог, разрезанный на девять одинаковых кусочков (диаграмма В). Каждая из цифр Эннеаграммы обозначает тип личности и то качество Сущности, которое особенно проявлено в этом типе личности.

Несмотря на то, что только один аспект Сущности является центральным качеством, наиболее проявленным в конкретном типе личности, в идеале мы соединены со всеми сущностными качествами. Эннеаграмма собственно и отражает Сущность и разрыв с ней, Существо и разделение с ним. Эннеаграмма – это зеркало, в котором видны многие измерения нас самих. Различные сущностные качества – это определенные измерения нашего Существа. Сущность тесно связана и с нашим Существом, и с тем, что отделяет нас от него – с нашими ограничениями, недостаточностью, с тем, что нам необходимо исцелить и понять в себе.

Что такое фиксация

Каждый из девяти типов личности по Эннеаграмме имеет определенное отношение к жизни, фиксированную позицию. Поэтому для обозначения типа личности также используется слово «фиксация». Фиксации для Эннеаграммы – это застывшие модели мышления, эмоций и поведения каждого типа. Совершенно отличаясь друг от друга, эти модели, словно маски, служат личности защитой и поддерживают ее веру в собственную правильность и правоту. Фиксации – это уникальные формы отделения от Сущности. Каждая фиксация, как будто глубокий генетический сценарий, проявляется в деятельности нервной системы, в привычных позах тела, в эмоциональных реакциях и схемах мышления.

Обычно, используя слово «фиксация», я имею в виду не только те первичные фиксации, которые перечислены в начале каждой главы, но и личность в целом. Если мы пытаемся сопротивляться своим фиксированным сценариям, то тем самым только усиливаем их и даем им еще больше энергии. Пытаться избавиться от черт своего типа личности или отрицать свои фиксации – проигрышная позиция. Если мы начнем воевать с эго, мы проиграем сражение. Фиксации прямо противоположны сущностным качествам, фиксации прячут и затмевают в нас Сущность. Через понимание Сущности мы можем начать правильно понимать фиксации и ослаблять их хватку.

Детство и утраченная Сущность

В детстве на каждой стадии развития нас сопровождает переживание определенного аспекта Сущности. Например, ребенок Восьмого эннеатипа, Босс, уже на первом году жизни, между шестью и двенадцатью месяцами, в период проявления первой самостоятельности очень сильно переживает Красный аспект Сущности. В это время начинается процесс отделения ребенка от матери, и малыш приступает к исследованию мира за пределами своей связи с матерью. Но, кроме Красного аспекта Сущности, ребенок Восьмого эннеатипа остро переживает и ограничения своей свободы в исследовании мира. Эти ограничения рождают внутри такого ребенка гнев и чрезмерную озабоченность вопросами контроля, поскольку для него качество Силы имеет огромное значение, его заботит именно этот аспект Сущности. Ребенок начинает чувствовать, что качества Силы ему не хватает и это становится стержнем его фиксаций.

В детстве нам не удается усвоить урок каждой стадии развития. В каждый определенный период нам нужно чему-то научиться, что-то завершить, от чего-то избавиться. Переживание Сущности характерно для всех стадий, но обычно нам не удается интегрировать ни его, ни соответствующее ему сущностное качество очередной стадии. Например, ребенок Второго эннеатипа, Помощник, в свои первые полгода, в период симбиотической связи с матерью, глубоко переживает Золотой аспект Сущности, Любовь-Слияние. В этот период между ребенком и матерью очень много нежности. Но одновременно в ребенке-Двойке растет сильный страх, связанный с отделением от матери, поэтому ему трудно усвоить урок этой стадии и завершить ее. В результате в ребенке Второго эннеатипа поселяется беспокойство, связанное с потерей Золотого качества.

Читайте также:  Как правильно измерить быка специальной лентой

Переживания определенного периода детства могут привести нас к попыткам скрывать соответствующее ему сущностное качество, потому что потеря Сущности слишком болезненна. Либо, чувствуя потерю определенного сущностного качества, мы можем начать его имитировать, чтобы скомпенсировать эту потерю. Трудности каждого периода детства оказывают негативное влияние на следующий период. Сущностное качество утрачивается настолько, насколько не выполняются задачи данного периода детства. И нас отбрасывает в более ранний период. Некоторые качества более доступны нам, чем другие – все зависит от того, что случилось с нами в конкретный период детства. Чем с большими трудностями мы столкнулись, тем в большей степени утратили сущностные качества. Обычно именно в самый сложный для нас период детства начинают формироваться фиксации.

В момент рождения мы находимся в полном контакте со своим Существом. Свет, сияющий в глазах ребенка, подтверждает это. Мы полностью проницаемы и уязвимы. Взрослея, проходя определенные стадии развития, мы укрепляем эго, но все больше теряем контакт с Сущностью и внутренним Существом. Сущностные качества не поддерживаются окружением в должной степени, это ранит ребенка и не дает ему усваивать необходимый опыт. Свет, сиявший в его глазах поначалу, становится все более и более тусклым. Одновременно с потерей Сущности в физическом, эмоциональном и ментальном теле возникают энергетические зажимы. Что-то закрывается. Эго пытается компенсировать потерю Сущности, просто имитируя соответствующее качество. Но проблема состоит в том, что эго не может создать Сущность. Вместо этого оно лишь укрепляет фиксации. Из сияющей звезды мы превращаемся в потухшую, которая пытается продолжать излучать свет. Мы чувствуем, как что-то было потеряно или чего-то не хватает, но не знаем, что именно. Утрачена Сущность, и именно ее нужно обрести заново.

«Хорошая» пустота и разрушающая пустота

Рассматривая духовную и психологическую работу, обычно говорят о двух типах пустоты: о «хорошей» пустоте и разрушающей. Разрушающая пустота – это пустота психологической недостаточности, «хорошая» пустота – это трансперсональная пустота духовности. Это пустота Будды Гаутамы. Будда называл ее шуньята – пустота абсолютной внутренней открытости. Другой тип пустоты – это переживание собственной никчемности, ощущение себя ни на что не годным, недостаточным, неправильным. Такая психологическая пустота связана с потерей Сущности в детстве. Пустоту недостаточности безуспешно пытается скрыть или преодолеть эго. И на самом деле это не столько пустота, сколько состояние, заполненное разного рода дискомфортом. Если рассматривать эго как сопротивление, то можно сказать, что обычно внутри нас эго в большей или меньшей степени сопротивляется именно ощущению недостаточности, неправильности. Наш дискомфорт напрямую связан с потерей Сущности, потерей себя.

Духовная пустота – это переживание своего Существа. В этом переживании мы можем чувствовать себя более заземленными, более живыми, более радостными – в зависимости от того, с каким сущностным качеством мы соприкасаемся. Тем не менее, когда мы входим в контакт с определенным сущностным качеством, мы встречаемся не только с «хорошей» пустотой или хорошими чувствами. Например, соединяясь с Волей, мы можем обнаружить и то, почему или как это качество было в нас ослаблено или подавлено. Например, в жизни нам не хватало поддержки отца. Мы можем увидеть, как мы компенсировали для себя недостаток внутренней поддержки. Понимание Сущности открывает для нас совершенно новое понимание двух миров – духовной пустоты и психологической пустоты, и также показывает нам абсолютно точно, какова связь между этими двумя измерениями.

Внутри нас происходит постоянное движение между пустотой недостаточности и внутренней открытостью, между переживанием Сущности и подчинением фиксациям (диаграмма С). Можно сказать, что это перемещение от действительного переживания своего собственного Существа к деятельности эго, компенсирующей недостаточный контакт с Существом. Каждый из девяти типов личности неправильно понимает природу деятельности эго, ошибочно полагая, что некоторые действия эго могут привести к Существу. На самом деле эго, захваченное фиксациями, не может понять, что его действия приводят к отрыву от Существа, к отрыву от того, каковы мы на самом деле. Например, эннеатип Пять, Наблюдатель, путает Алмазное качество, Внутреннее Руководство и истинное понимание с интеллектуальной активностью и собиранием информации. Действия его эго обычно затемняют Алмазное качество и затрудняют чувствование внутреннего руководства. Эннеатип Три, Завоеватель, путает Независимость с непрерывной деятельностью и самоутверждением. Результат этих заблуждений всегда один и тот же: потеря контакта с внутренним Существом.

Эго прилагает все усилия, чтобы прикрыть пустоту недостаточности. Структуру личности в целом можно рассматривать как систему «оборонительных сооружений», заслоняющую от нас наши же ограничения и недостатки. Эго пытается компенсировать чувство собственной недостаточности и потери Сущности, но его действия приводят только к еще большему отрыву от Существа. И только когда активность эго ослабевает, когда эго устает от усилий и давления – только тогда начинается движение по направлению к Сущности и внутреннему Существу. Все происходит более естественно, и наша деятельность превращается в поток.

Личностные и внеличностные сущностные качества

Сущностные качества могут быть личностными и внеличностными. Некоторые качества, например Вселенская Любовь (качество Дневного Света) и Абсолют (Хрустальный аспект Сущности) являются в большей степени внеличностными и трансперсональными. Они относятся к сфере истинной природы существования. Вопросы, относящиеся к этим качествам, скорее глобальны, чем личностны. Другие качества, такие как Сила (Красный аспект Сущности) и Независимость (Жемчужный аспект) проявляются в большей степени как личностные. Личностные качества часто напрямую связаны с нашими различиями и индивидуальностью, со становлением более зрелой личности. Кроме того, личностные сущностные качества более тесно связаны с нашими детскими обусловленностями. Они личностны в полном смысле этого слова.

Многие качества, с которыми я познакомился, занимаясь практиками буддизма в Тибете, были внеличностны. Они почти не связаны со становлением индивидуальности и с психологической зрелостью. С личностными качествами я встретился позже, уже занимаясь не столько духовной, сколько психологической работой в поисках способов стать более зрелой личностью. Развитие зрелого восприятия себя – это фундаментальная часть работы по восстановлению Сущности.

Источник

Текст книги «9 измерений души. Эннеаграмма: в поисках истинного «Я»»

Автор книги: Дэвид Хэй

Жанр: Зарубежная эзотерическая и религиозная литература, Религия

Текущая страница: 2 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Восток и Запад

Многие идеи о духовности приходят с Востока, в частности из Индии. До последнего столетия Индия знала очень немного о процессе индивидуализации, процессе становления уникального отдельного «Я». Психологически Индия жила в своего рода средневековой реальности, где существовали браки по соглашению до конца жизни, большие семьи, в которых несколько поколений жили под одной крышей, кастовая система, обозначающая для каждого определенную экономическую и социальную принадлежность. Религия и общинные законы регламентировали каждый аспект жизни. Конечно, в современной урбанистической Индии все изменилось. Раньше чувство «мы» там было гораздо более сильным, чем чувство «Я». Но процесс становления индивидуального «Я» у индусов был очень специфическим. Большинство индийских духовных мастеров не понимали западный процесс индивидуализации, поскольку не проходили его сами. Исходя из собственного опыта, они призывали людей Запада просто отбросить эго, отказаться от него. Обычно это создавало для западного человека еще больше конфликтов и борьбы с эго и его действиями.

Мастера Востока также придавали большее значение внеличностным сущностным качествам, которые отчетливей связаны с божественной природой существования или с Абсолютом. В то же время они недооценивали значение личностных сущностных качеств, отвечающих за развитие индивидуальности. Возникало огромное непонимание и конфликт между этими двумя сферами: индивидуализации и просветления, между эго и Существом человека. В Индии всегда придавалось больше значения внеличностным сущностным качествам (этим качествам часто поклонялись). Например, Брахма, Вишну и Шива олицетворяют божественный аспект существования, внеличностные силы природы. Их имена повторялись для установления контакта с внеличностными, трансперсональными переживаниями.

Другая сложность для встречи Востока и Запада заключается в их взаимном отчуждении. В прошлом Востоку, незнакомому с развитием индивидуальности, было трудно понять, что можно в такой степени утратить связь с внутренним Существом, как это происходит на Западе. Для восточного человека восприятие себя тесно связано с его Существом и Сущностью. Например, тибетским ламам непросто понять чувства беспокойства, депрессии и стресса, свойственные людям Запада. Такие переживания не были свойственны тибетцам, пока они не вошли в контакт с внешним миром. В то же самое время люди Запада неправильно понимали восточную духовность. Западные духовные искатели часто духовность воспринимали как единение. Это приводило к возникновению нездоровых привязанностей к гуру или духовной общине, рождало зависимость в оценках и понимании смысла жизни. Тенденция к зависимости или единению с мастером и духовной коммуной мешала западным искателям достигать психологической зрелости. Духовные движения часто становились способом ухода от созревания индивидуальности, от взросления.

Сущность и становление индивидуальности

Становление индивидуальности как построение прочного, устойчивого и зрелого ощущения «себя» – необходимое условие для духовного развития. Развитие индивидуальности укореняет нас в духовном поиске и помогает нам сохранить трансперсональный опыт, который мы обретаем в медитации и других духовных практиках. Люди со слабым «ощущением себя», с неразвитой структурой эго могут достигать различных глубоких состояний, но не способны осознать или присвоить эти переживания собственного Существа. В результате духовность человека становится запутанной и искаженной. В таких случаях психотерапия – лучший способ для укрепления структуры эго.

С другой стороны, без духовного роста и понимания различных сущностных качеств развитие индивидуальности становится ограниченным и бессмысленным. И что еще более важно, без понимания Сущности и фиксаций личность становится однобокой, в ней отсутствует зрелость осознанного эго. Состоявшаяся индивидуальность требует присутствия в человеке Существа, иначе чего-то будет не доставать. И наоборот, чем дальше мы продвигаемся по пути развития индивидуальности, тем больше можем освоить различных сущностных качеств.

Раньше я ошибочно полагал, что медитируя, переживая себя на уровне Существа, я также расту как личность, становлюсь более зрелым и целостным. Внутри меня это заблуждение создало конфликт между эго и Существом, маленьким «я» («я», принадлежащим эго) и «Я» с большой буквы (сущностным, трансперсональным «Я»). В результате меня охватило сильное желание от эго избавиться (как будто это было возможным) и отождествиться только с внеличностными сущностными качествами. Такое ошибочное стремление привело меня к путанице и конфликтам. А также создало очень незрелую духовность. Попытки все время находиться в Сущности или только в каком-то одном особенном качестве Сущности чревато развитием одномерной, нарциссичной духовности. Индийский мистик Ошо называл это «застрять в прекрасном месте». Чтобы повзрослеть и достичь зрелости, нам следует работать и с тенью, и со светом в себе. Нам нужно работать со всеми сущностными качествами и всеми вытекающими из них сложными вопросами.

Цель работы с Сущностью

Мы работаем с Сущностью и Эннеаграммой для того, чтобы ослабить силу фиксаций и сделать сущностные качества более доступными для нас в повседневной жизни. Это становится возможным благодаря большему пониманию собственной личности и разумной, искренней и упорной работе над собой. Встречаясь с трудностями и недостатками внутри себя, мы работаем с ними так, чтобы высвободить скрытую под ними Сущность. Сущность оживает, распространяется внутри нашей системы и делает ее устойчивой. Соответственно, более доступными становятся и различные сущностные качества. Воссоединение с ними ослабляет фиксации, освобождает нас из-под их гнета, и мы все больше и больше входим в контакт со своим Существом.

Работа с Сущностью направлена на развитие психологической и духовной зрелости. Вместо того чтобы тонуть в реакциях эго, мы обретаем способность принимать вызовы жизни, опираясь на то или иное сущностное качество. Маски ложной личности могут быть отброшены, потому что больше нечего прятать или защищать. Когда власть фиксаций и ложной личности ослабевает, у нас развивается осознанное эго, зрелое восприятие себя. Говоря кратко, мы взрослеем, как психологически, так и духовно. Сущность и Эннеаграмма – это мощные инструменты для трансформации нашей жизни.

Глава 1
Детская игра
Эннеатип 1

Имя: Перфекционист (Реформатор, Судья).

Сущность: Совершенная Любовь (любовь ребенка).

Фиксация: возмущение, обида.

Психологический тип: навязчивый/принуждающий.

Недостатки родительской семьи: условная любовь, любовь как сделка, соглашение.

Идеал эго: совершенство.

Заблуждения эго: путает Совершенную Любовь (Розовый аспект Сущности) с перфекционизмом и стремлением улучшить себя и исправить других.

Маска: всегда безупречный.

Специфическая реакция: самосовершенствование.

Уязвимые органы: продолговатый мозг.

Розовый аспект Сущности

Розовый аспект Сущности – это нежность и невинность, безопасность и уверенность. Этот аспект тесно связан с любовью ребенка к матери. Это привязанность к материнской груди, к уюту материнских объятий, детскому лепету. Розовое качество похоже на розовую сладкую вату – пушистую сладость. Совершенная Любовь наделяет нас детской невинностью. В Совершенной Любви нет беспокойств, нет забот. Когда проявляется Розовый аспект Сущности, мы буквально «розовеем», что означает – мы здоровы и наслаждаемся радостным круговоротом жизни в полную силу. Мы блаженны как дети.

Розовое – это состояние очень хорошего здоровья, физического и психологического, духовного и эмоционального. Все неврозы и принуждения остались позади. Все суждения и концепции отброшены. Розовое расслабляет и смягчает и сердце, и ум. Оно распушает нас, охлаждает и смягчает нас. Мы похожи на детей, на младенцев. Розовое делает нас смешливыми. Это все хорошее, что связано с мамой, все ее положительные качества, все хорошее, что идет от бабушек и дедушек, и всех остальных, кого мы радовали в детстве. Это смех и игра – жизнь, как детская игра…

Когда мы чувствуем Совершенную Любовь, на смену цинизму приходит признательность, сострадание заменяет суждения и критику, игривость затмевает обязанности и серьезность. Легкое отношение к жизни растворяет желание сделать еще больше и улучшать себя. Совершенная Любовь делает сердце юным. Она сверкает и искрится, она свежа и полна жизни. Мы чувствуем себя так, как будто рядом с нами младенец с сияющими глазами, маленький шарик блаженства человеческого Существа. Эта Любовь существует вне всяких правил и норм, вне мирских забот, вне любых концепций, будь то улучшение себя или продвижение вперед. Суть Розового можно выразить всего в двух словах: «Кто беспокоится?». Переживая Розовый аспект Сущности, мы получаем удовольствие от того, что просто делимся. Мы наслаждаемся тем, что отдаем и получаем, не нуждаясь ни в том, чтобы получать что-то в ответ, ни в том, чтобы отвечать на полученное. Мы блаженно легки. Жизнь похожа на цветок розы, который только начал распускаться. Совершенная Любовь – это розовый лимонад, выпитый прекрасным летним днем. Розовое качество создает сострадание и нежность к самому себе – любовь и принятие себя, своей природы. Розовое – это отсутствие серьезности и чрезмерного чувства ответственности.

Читайте также:  Проведение испытаний для целей утверждения типа средства измерений
Фиксации Перфекциониста

Перфекционисты обычно честные, трудолюбивые, принципиальные, этичные, дисциплинированные и хорошо организованные идеалисты. Оставаясь в контакте с Розовым, они также игривы, способны принимать, восприимчивы, гибки и добры. Утратив свою Сущность, они видят только то, чего не хватает их окружению. Они жаждут улучшения всего, что есть сейчас. Захваченные фиксациями, Перфекционисты теряют гибкость и становятся жесткими и негодующими моралистами, склонными к критике и осуждению.

Как правило, в детстве Перфекционисты ощущают недостаток поддержки со стороны семьи и переживают это как несправедливость. Кроме того, обычно у них эмоционально отстраненный, сверхтребовательный отец. Он критикует и унижает их, поэтому они приходят к выводу, что их будут любить, только если они станут непогрешимыми. Перфекционисты без конца самосовершенствуются, чтобы справиться с преследующим их чувством несправедливости. Стремление к совершенству в ребенке-Перфекционисте обычно означает сопротивление своим естественным импульсам, желаниям, спонтанности, особенно в отношении секса, радости и гнева. Эти дети играют роль хорошего маленького мальчика или девочки. В их семье большое значение придается серьезности и рациональности. А радости, смеху и игривости – нет.

Они пытаются быть совершенными, чтобы их любили, но та любовь, которой они жаждут, так и не приходит. Личность Перфекциониста можно понять как разрыв с Розовым, как отсутствие детской невинности, свойственной Розовому. Первый эннеатип обычно обременяет себя стремлением исправлять или улучшать других – часто это приводит к стрессам или конфликтам. Вместо того чтобы быть источником любви, Перфекционисты часто становятся для других источником головной боли. К слову, они сами часто от нее страдают. Когда все в жизни определяется в четких категориях «хорошее-плохое», теряются ее оттенки. Огромное количество энергии уходит на то, чтобы все делать правильно и не совершать ошибок, чтобы быть непогрешимым. При этом внутри Перфекционисты всегда чувствуют, что недостаточно хороши.

Несмотря на все усилия, любовь так и не приходит, отчего Перфекционисты испытывают гнев. Вслед за гневом приходит чувство вины, так что им приходится гнев скрывать или подавлять. Личность Единиц хорошо приспособлена для контроля над гневом. Их принципы и навязчивые идеи о правильности, оправданности и обоснованности прикрывают гнев и склонность к разрушению, которые Перфекционисты чувствуют внутри. И хотя Перфекционисты и обладают личной целостностью, честностью и достоинством, это гневное достоинство.

Эннеатипы Восемь, Девять и Один называются типами гнева, инстинктивными типами, или контролирующими типами. Они представляют три различных способа, которыми можно справиться с гневом. Перфекционисты подавляют, проглатывают гнев, сводят его на нет. Испытывать гнев неправильно («несовершенно»), поэтому найти безопасный способ для его выражения невозможно. Из-за невыраженного гнева Перфекционисты часто выглядят жесткими и суровыми и бывают склонны к критике. Контроль над гневом часто приводит к тлеющему внутри возмущению. Под высокими мыслями и добродетелями Перфекциониста часто скрывается желание судить и поправлять других, иногда мелочно и низко. Добродетель Перфекциониста лицемерна, она не дает ему признать свой гнев и возмущение.

Перфекционисты демонстрируют миру заботливый, добросовестный образ. Они выглядят надежными, энергичными и трудолюбивыми, и в то же время из-за склонности к контролю и высоких моральных стандартов – несколько высокомерными. Они похожи на груз, тщательно и крепко упакованный. У них очень требовательный подход ко всему. Они сдерживают эмоции и отвергают удовольствия, подчиняясь обязанностям и самодисциплине. Требовательность Перфекциониста – это результат его внутреннего движения против других людей, вызванного желанием помешать их свободе или удовольствиям. Эту потребность контролировать или изменять других людей можно рассматривать как способ, которым Перфекционист отвлекает себя от своих собственных неосознанных порывов.

Встреча с Перфекционистом внутри нас

Когда мы уверены в том, что абсолютно правы, мы имеем дело с Перфекционистом внутри нас. Просто утверждая: «Я прав, а ты – нет; есть только один правильный путь и это мой путь», мы отождествляемся с определенной точкой зрения, и она становится тяжелой и несгибаемой, похожей на свинец. Или мы отождествляемся с определенной моделью существования и осуждаем все, что под нее не подходит. Реальность, однако, сложнее, чем наши представления, мнения и идеи о ней. Часто именно в тех случаях, когда мы абсолютно уверены в себе и убеждены в своей правоте, мы оказываемся совершенно неправы. Встретившись с истиной, мы бываем шокированы тем, насколько она далека от наших идей.

Внутри почти каждого из нас живет Перфекционист, который только и поджидает подходящий момент, чтобы проявиться. Есть в нас часть, жаждущая быть правильной и показать всем, как стать правильным, непогрешимым, лишенным недостатков. Мы знаем, что правы, вот и все. Или, напротив, в нас может быть часть, которая сопротивляется Перфекционисту и гордится тем, что все делает неправильно и нарушает правила. Или мы можем обнаружить в себе часть, которая втайне осуждает других людей и принижает их достижения. В нас может быть часть, которая возмущена поведением тех людей, которые не следуют правилам и ведут себя неэтично. Это возмущение обычно растет из Перфекционистских фиксаций, из тех способов, которыми мы ограничиваем себя и не позволяем себе того, к чему на самом деле стремимся и чего хотим. Это возмущение начинает выливаться на тех, чье поведение кажется нам несовершенным.

Стыд и неполноценность эго

Стыд – это ощущение, что в нас есть какой-то изъян, недостаток, это чувство, что с нами что-то не так. Стыд передается из поколения в поколение. Нас вырастили израненные дети в телах взрослых (наши родители и воспитатели). Они сами несут внутри себя глубокий стыд и драмы из собственного детства. Стыд – чувство коллективное и хроническое. Чувство стыда может быть спровоцировано ощущением, что с нами «что-то не так» в какой угодно области: в форме тела, в половой принадлежности, в социальном статусе, в количестве денег в банке, в потребностях, сексуальности, отношении к детям и так далее. Стыд есть у каждого, но обычно люди делают вид, что его нет.

Для родителей ребенок часто слишком энергичен, и родителям приходится останавливать его энергию тем или иным способом. Ребенок чувствует, что его не принимают, осуждают, покидают. И он делает вывод, что с ним что-то не так, что он «слишком» для своих родителей: слишком чувствительный, слишком эгоистичный, слишком буйный, слишком эмоциональный, слишком шумный, слишком странный, слишком «еще что-нибудь». Ребенок начинает чувствовать, что с его истинной жизненной энергией что-то не так. Обычно в детстве мы в той или иной степени чувствуем недостаток позитивного отражения, у нас есть ощущение, что родители нас не видят или не понимают. Ребенок может отличаться от родителей так сильно, что они не могут отражать его позитивно. Или же родители отражают и высказывают одобрение только фальшивому или поверхностному. Обычно родители не способны полностью понимать и адекватно отражать для нас нашу Сущность.

Новорожденный младенец находится в полном контакте со своим Существом. В начале это контакт в основном с Сущностью души, с Истинным «Я». Тот свет, который льется из глаз ребенка, отражает этот контакт с Существом. Взрослея, мы знакомимся с различными аспектами Сущности и одновременно теряем связь с некоторыми из них. Какие-то периоды детства оказываются для нас слишком сложными, и соответствующие им сущностные качества становятся недоступными. Эго ребенка, формирующееся в эти периоды, беспокоится из-за утраты Существа. Чем большие трудности мы испытываем на определенной стадии детства, тем в большей степени теряется связь с Сущностью. В результате эго иногда начинает создавать ложное качество или преувеличивать то, с которым на самом деле оно уже никак не связано. Свет, сиявший в глазах ребенка, тускнеет, и на его месте появляются сомнения, беспокойства и тревоги.

Происходящая в детстве потеря себя приносит нам переживание того, что мы ничего не стоим, ни на что не годимся. Мы чувствуем, что не заслуживаем внимания, не соответствуем требованиям. Тем или иным способом семейная система нас ломает. Глубоко внутри мы чувствуем себя раздавленными и преданными. Мы недостаточно хороши для родителей. Как результат – чувство стыда и никчемности, заставляющее нас отвернуться от своего Существа. Изо всех сил мы старались компенсировать чувство стыда и никчемности, чувство, что с нами что-то не так. Трагедия детства состоит в том, что из сияющей звезды мы превратились в черную дыру. Да, мы создали структуру эго, но потеряли связь с тем, кто мы на самом деле. И все-таки мы не можем отбросить желание восстановить то, что было утрачено. У нас есть сильное желание вернуться назад к свету, снова стать звездой, которой мы когда-то были. В самом центре всех наших стремлений к деньгам, власти, успеху, любви, безопасности, знаниям и прочим вещам находится желание восстановить те сущностные качества, с которыми мы потеряли связь.

О недостаточности эго свидетельствует стыд и чувство неполноценности, которое постоянно нас сопровождает. Мы ощущаем себя недостаточно хорошими, недостаточно умными, недостаточно творческими, недостаточно сильными и так далее. Эго всегда чувствует себя неполноценным в том или ином смысле. Кажется, от чувства неполноценности мы не сможем избавиться никогда. Реальность такова, что активность нашего эго постоянно отделяет нас от Существа и различных сущностных качеств. Как определенный тип личности (или определенная структура эго) мы повторяем определенные действия снова и снова. Но то, чего мы на самом деле хотим, не случается. Утратив себя, мы не можем исцелить себя. Мы не можем восстановить контакт со своим Существом с помощью эго. Усилия в саморазвитии и достижении совершенства не создают для Первого эннеатипа ни Розового качества, ни удовлетворения и признания. Эго не может создать Сущность. Деятельность эго обусловлена хорошими намерениями – вновь обрести то, что было потеряно, но она обречена на провал, оставляющий внутри чувство неудачи и неудовлетворенности собой. Такова суть неполноценности эго.

К переживанию Сущности можно прийти с помощью разного рода деятельности, например, с помощью альпинизма, парапланеризма, медитации, занятий любовью, успешного завершения проекта или приема наркотиков, но в этих случаях мы зависим от действий или веществ. Эго остается в состоянии хронической неполноценности. Если же нам удастся увидеть в себе эту неполноценность эго, то мы сможем почувствовать сострадание к нему и его действиям. И тогда его компенсирующая деятельность начнет ослабевать.

Источник

Текст книги «9 измерений души. Эннеаграмма: в поисках истинного «Я»»

Автор книги: Дэвид Хэй

Жанр: Зарубежная эзотерическая и религиозная литература, Религия

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Фиксация Завоевателя

Завоеватель чаще всего энергичен, приветлив, трудолюбив, оптимистичен, настойчив и практичен. Это динамичный действующий тип Эннеаграммы. Он предельно уверен в себе и харизматичен. Но, несмотря на это, сам он чувствует, что в его действиях, в его Автономии чего-то не хватает, и это отделяет его от Жемчужного качества. Что бы он ни делал, ему всегда кажется, что этого недостаточно. Поэтому решает, что нужно сделать еще больше, несмотря на то, что уже и так много сделано. В отрыве от своей Сущности Тройка теряется в деятельности, никак не отражающей его Существа.

Деятельность Третьего эннеатипа направлена на развитие таких качеств, как независимость и зрелость с целью соединения с другими людьми. «Мне нужно действовать, чтобы меня любили», – такие слова выражают суть убеждений Тройки. В семье Завоевателя связь между родственниками была не очень сильной, и Тройка отвечает на эту недостаточность энергичной, непрерывной деятельностью. Дети-Тройки получали вознаграждение прежде всего за достижения. Действующие, без устали рвущиеся к результату, Завоеватели потеряли с собой связь. Поэтому, хотя Тройки и находятся в центре чувствующей группы эннеатипов, часто они не осознают, что чувствуют.

Тройки высоко ценят компетентность. Они ищут признания за то, что они делают, за продукт и результат. Завоеватели хотят получать одобрение за собственную компетентность, производительность и профессионализм – в отличие от Помощников, которые нуждаются в признании за то, что они делают для других. В отличие от Четвертого эннеатипа, Романтика, который ищет признания за свои глубокие переживания и чувствительность к другим, Тройки хотят выглядеть воплощением успеха. Они хотят быть идеальными образцами для других.

Завоевателям непросто постоянно соответствовать своему великолепному образу. Бурная деятельность в конце концов истощает их эмоциональную энергию. Чтобы понять Завоевателя, нужно увидеть, что для него огромное значение имеет его имидж и идеализация себя. Завоеватель пытается соответствовать образу, который напоминает идеальный образец больше, чем человеческое существо. Потребность походить на символическую фигуру, олицетворяющую компетенцию и успех, забирает огромное количество энергии и истощает Тройку. Некоторых Троек это желание приводит к самовлюбленной сексуальности, делает их величайшими искусителями и искусительницами. Они превращают себя в самых привлекательных и восхитительных существ на земле в поисках признания за то, что они такие великолепные любовники. Они конкурируют с другими в стремлении доказать собственное великолепие, и уже сам этот процесс вызывает у них сексуальное возбуждение. Но за чрезмерной озабоченностью Тройки своим хорошим имиджем часто скрывается глубокое чувство стыда и собственной неполноценности. Стыд Троек особенно сильно связан с неполноценностью эго (см. главу 1) и тем разрывом, который существует между их внутренней реальностью и тем, какими они хотят себя видеть.

Тройки – наилучшие специалисты по маркетингу. Товар, который они продвигают – это они сами, их идеализированный образ себя. Самопродвижение – вот название их игры. Завоеватели демонстрируют, насколько они хороши, выполняя свою работу. Они концентрируются на скорости и на том, чтобы дело было сделано. Они, как хамелеоны, меняются постоянно, заботясь о привлекательности своего образа. Они прекрасно играют выбранную роль, независимо от того, какой именно образ продвигают. И в этом всегда есть элемент обмана и фальши. Тройки никогда не являются в полной мере тем, что они рекламируют. В центре своего самоутверждения, своей маниакальной активности и многочисленных достижений Завоеватели часто чувствуют себя похожими на пустую скорлупу.

Фиксация Тройки – это имитация Жемчужного качества. Хотя Тройки и пытаются изображать зрелость, чаще всего они – воплощенная инфантильность. Их тяга к соревнованиям, их преданность имиджу, а не чему-то существенному, придают им юношеский вид. Они выглядят и действуют как подростки, несмотря на зрелый возраст. Стремясь к независимости и автономии, они на самом деле живут в постоянной созависимости, с постоянным чувством необходимости делать что-то, чтобы получать любовь и признание от других людей. Глубоко внутри они чувствуют себя беспомощными, запутавшимися, истощенными и изолированными от других.

Сердце и перикард (тонкая мембрана, окружающая сердце) – это важные для Тройки органы. Часто обнаруживается, что Завоеватель не чувствует своего сердца, как будто перикард отвердел, превратился в металл. Сердечный центр Тройки, заблокированный и хрупкий, не способен ни чувствовать, ни эмоционально подпитывать остальные системы. У Троек сердце – это изголодавшаяся, бессильная часть. Они подвержены стрессам, истощению и сердечным болезням.

Читайте также:  Измерение атмосферного давления составило 100 4 кпа
Встреча с Завоевателем внутри себя

Мы встречаемся с Завоевателем в себе в самые активные периоды жизни. Почувствовать Завоевателя можно, начиная бизнес, создавая семью или работая на нескольких работах одновременно. Сильное желание необычно выглядеть, достичь успеха или совершить нечто значительное в короткий промежуток времени означает, что в нас заговорил Завоеватель. Его фиксация – жить согласно определенному образу, и образ этот может постоянно меняться. Захваченные этой фиксацией, мы играем выбранные роли, и между нашей внутренней реальностью и нашими масками возникает разрыв. Образ, который мы стараемся поддерживать, становится огромной тяжестью, ибо происходящее внутри и снаружи никак между собой не связано. Наша деятельность сопровождается возбуждением и беспокойством, которые направлены на достижение результата и получение признания от окружающих. В большей степени это проявляется в профессиях, связанных с продажами и маркетингом. Мы так вовлекаемся в непрерывную деятельность, что забываем себя. И, несмотря на постоянное общение, чувствуем себя в изоляции.

Нарциссизм

Нарциссизм отдаляет нас от нашей сути, от того, кем мы действительно являемся, увеличивает разрыв с Сущностью. Самовлюбленные, мы отождествляем себя с выдуманным образом и перестаем воспринимать себя непосредственно, все больше удаляясь от своей истинной природы. Этот уход принимает разные формы. Он может проявляться как отсутствие чувства собственной ценности и уважения к себе, или как нарциссическая уязвимость, или как привычка обижаться, или как чувство униженности, или как неуважительное отношение к себе при малейшем проявлении недостатка внимания, одобрения или восхищения. Ощущение величия и идеализация себя – также признаки нарциссизма. Мы раздуваем придуманные качества, чтобы придать себе значимость. Но в результате проигрываем, потому что реальность рано или поздно опускает нас с небес на землю. Нас разоряет деятельность эго вкупе с бедной или отсутствующей внутренней жизнью. Безнадежность, бессмысленность и депрессии – вот что возникает из нарциссических ран.

Все мы глубоко нуждаемся в том, чтобы нас кто-то отражал. Нам хочется, чтобы нас видели, принимали и одобряли. В детстве наша внутренняя красота, сияние, наши сущностные качества обычно не одобрялись и не отражались. Мы получали одобрение лишь за внешний вид, одежду, хорошие результаты, примерное поведение, и так далее. Другими словами, мы получали одобрение за что-то поверхностное. В результате мы отождествились с этим поверхностным – одеждой, имуществом, поведением, внешним видом и прочим, а не с внутренним Существом и сущностными качествами. Такой недостаток отражения на сущностном уровне создает страстную потребность в признании.

Второй, Третий и Четвертый эннеатипы изо всех сил стараются получить признание, используя ложные образы себя. В результате возникают нездоровые и бессознательные проявления нарциссизма. В общем-то, все девять типов Эннеаграммы в этом схожи, так как все они пытаются получить признание за что-то, пусть даже эта потребность изначально бессознательна. Все мы нуждаемся в том, чтобы нас кто-то отражал. Грустная правда такова, что никто в достаточной степени не видит нашей Сущности, никто не видит, кто мы на самом деле. И наша детская потребность в признании часто остается в нас одной из самых разрушительных неудовлетворенных потребностей.

Воссоединение с Жемчужным качеством

Чтобы найти утраченный контакт с Жемчужным качеством, нужно осознать, что наше разделение с матерью было тяжелым, но в то же время неполным. Скрытое беспокойство, связанное с этим отделением, страх быть оторванными от нее, отвергнутыми, или, напротив, удушенными ее заботами и чрезмерно опекаемыми, страх контроля и манипуляций не дают нам отделиться от нее по-настоящему. Во взрослой жизни страх потерять любовь мешает нам стать индивидуальностями. Мы думаем, что, отстаивая себя, мы отдаляемся от других. К сожалению, мы никогда по-настоящему не прерываем отношения с мамочкой. Чувствуя, что в этих отношениях чего-то недостает, мы беспокоимся и продолжаем их. В наших личных взаимоотношениях продолжается конфликт, потому что модель «тяни-толкай» мешает обрести гармонию близости и независимости.

Так что первым шагом к воссоединению с Жемчужным аспектом Сущности будет исследование страха отделения от матери. Возможно, нам придется встретиться со страхом потери Золотого качества или переживанием дискомфорта негативного слияния. Или мы обнаружим свою чрезмерную привязанность к матери и несвободу в действиях, правильных для себя. Кто-то поймет, что его вспыльчивая, бунтарская часть разрушает отношения, а его гнев в действительности направлен на попытки отделиться от мамы. Страх отделения не дает нам повзрослеть и жить согласно нашей собственной истине.

Следующим шагом по направлению к воссоединению с Жемчужным будет принятие соглашения с нашим эго. С одной стороны, нам нужна стабильность и крепкая здоровая структура эго, иначе вернуть Жемчужное качество будет трудно. С другой стороны, необходимо осознать, что деятельность эго направлена на компенсацию чувства неполноценности, а не на осуществление нашей природы. Часто нам кажется, что мы и есть эго, но это иллюзия. Мы создаем отношение и чувства к тем людям, которые заботятся о нас, на основе их действий, а потом думаем, что мы и есть эти чувства и отношение. Это не приносит нам ни чувства безопасности, ни понимания собственной природы. Базовое состояние эго – ощущение неполноценности и отсутствия безопасности, особенно для развития нашего истинного Существа.

Основные функции эго – способность говорить и думать, организовывать и регулировать, принимать решения и контролировать свои действия – укрепляют нашу самостоятельность. Но развитие структуры эго не всегда приводит к зрелости. Воссоединение с любым сущностным качеством, и в частности с Жемчужным, является, по-видимому, предпосылкой зрелости. Воссоединение с Сущностью и создание осознанного эго – единый процесс. Он означает, что мы осознаем ограничения, которые имеет эго, и в то же время обладаем возможностью выживать, адаптироваться и расти. По мере того как мы воссоединяемся с Жемчужным качеством, мы все больше настраиваемся на Сущность, и все меньше отождествляемся с действиями и фиксациями эго.

Наша истинная природа – это Сущность. По мере того как в нас растет Жемчужное качество, наша способность воспринимать реальность такой, какая она есть, увеличивается. Жемчужный аспект имеет много измерений, он предполагает воссоединение со всеми сущностными качествами. Свойства Жемчужного – осознанное эго и способность к содержанию чего-либо. Мы содержим в себе энергию, как позитивную, так и негативную. Мы можем содержать как растерянность, так и радость и блаженство. Незачем защищать старое эго, старое отождествление с эго. Жемчужное качество позволяет осознанно поддерживать контакт со всем качествами Сущности, подпитывать свои ресурсы и способности всеми известными способами. Вместо того чтобы защищать старое восприятие себя, мы можем поддерживать сущностные качества в себе и других. Наша индивидуальность становится все более и более зрелой и самостоятельной, потому что это и есть наша истинная природа.

Исцеление Завоевателя

Для Завоевателя исцеление начинается в тот момент, когда он осознает, насколько отличается его внутренняя реальность от того образа, который он пытается поддерживать снаружи. Ему нужно научиться отличать действия, направленные на поддержание образа эго и исполнения разного рода ролей, от действий, которые связаны с сердцем и жизненным центром. Ему нужно научиться отличать настоящий жемчуг от фальшивого, истинное действие от действия, лишенного чувств. Самоутверждение и самореклама легко могут утащить Тройку в сети самообмана. Осознание того, насколько он потерялся в своей деятельности и насколько его действия далеки от чувств и желаний, поможет Завоевателю увидеть и понять свои фиксации. Ему также необходимо осознать, какое давление он сам на себя оказывает, чтобы выполнять, достигать и добиваться успеха – и каким безумным он становится под этим давлением. Ему нужно умерить свою бесконечную деятельность.

Одна из трудностей для Троек состоит в том, что как только они расслабляются, их охватывает страх. Бездействие приносит панику и страх разрушения. За гиперактивностью Троек кроется сексуальное возбуждение, которое заставляет их волноваться. Когда они расслабляются, то сразу чувствуют это сексуальное возбуждение. Страх приходит, поскольку Завоеватель думает, что, бездействуя, он лишится связи с другими, потеряет любовь. Завоевателю нужно увидеть этот страх, чтобы ослабить его. Страх потерять любовь и признание управляет многими действиями Троек. Им нужно научиться видеть свой страх более непосредственно и честно, и делиться этим страхом с другими. Если они позволят себе быть более уязвимыми во взаимоотношениях, это может стать частью процесса исцеления.

Тройкам также нужно увидеть, что глубоко внутри них прячется стыд и чувство собственной неполноценности, которые заставляют их покорять вершину за вершиной. Действие, достижение результата, ролевые игры – все это способы сражаться со стыдом или от него отвлечься. Все фиксации Завоевателя можно рассматривать как ответ на глубокое чувство стыда. Работа с эмоциями может помочь Тройкам найти корни этого стыда и освободиться от него. Длительные взаимоотношения с одним партнером часто оказываются целительными для Троек. Серьезное решение пройти терапию также может им помочь, и Жемчужное станет реальностью их жизни.

Жемчужное исцеляет фиксации Троек, позволяет им преодолеть стресс постоянного действия и достижения, стресс, вызванный непрерывными попытками заслужить восхищение окружающих. Но есть еще два связанных с Шестым эннеатипом качества, которые так же очень важны для исцеления Тройки. Одно качество – Воля, приносящее ощущение прочности, внутренней стабильности, уверенности в себе и расслабленности. Обладателям Белого качества незачем без конца соревноваться и доказывать, что они самые лучшие. Они чувствуют себя достаточно стойкими, чтобы встретиться со своими страхами и беспокойствами. Внутреннее Обязательство – это второе качество, связанное с Шестым эннеатипом. Этот аспект Воли помогает утвердиться в собственной истине на духовном пути. Мы идем так, как мы идем. Внутреннее Обязательство также помогает нам увидеть собственные защитные механизмы. Работа с Внутренним Обязательством освобождает нас от страхов, связанных с выживанием. Благодаря такой работе Тройки могут выйти за рамки страха и найти новую движущую силу для заработка денег и достижения целей.

Лидеры и организации

Завоеватели обычно хорошие и безотказные работники, кроме того, они умеют принимать решения. Организации Третьего типа ценят обязательства, эффективность и последовательность. Они действуют, чтобы получить то, что им нужно, особенно не задумываясь над степенью риска и возможными альтернативами. В таких организациях задачи хорошо определены, а цели ясны и точны. Как и Тройки, организации-Завоеватели знают, куда и как идут. Члены организаций-Троек работают хорошо, когда видят многие возможности для продвижения и получения публичных наград. Бюрократическая среда, в которой достижения не поощряются, губительна для организаций-Троек. Компании-Тройки обычно великолепны в маркетинге и чутко отвечают на запросы рынка.

«Энрон», обанкротившийся американский энергетический холдинг, хорошо иллюстрирует последствия неправильного управления организацией-Тройкой. Эта компания прошла путь от маленького энергетического концерна в Техасе до игрока с мировым именем на энергетическом рынке, впервые представив энергию как удобство в ряду других удобств. В течение шести лет компания «Энрон» награждалась журналом «Fortune» как «лучшая американская новаторская компания». «Энрон» была энергична и успешна на всех уровнях. Но жесткое желание всегда добиваться успеха в конце концов привело к нечестным и противозаконным методам, и в результате руководители многих подразделений оказались в тюрьме. Огромное желание поддерживать имидж компании на высоте привело к ее гибели. Имея фиксации Троек, компания «Энрон» создала огромный разрыв между успешным имиджем и внутренней работой организации, которая пребывала в хаосе.

Работа с Тройкой

Когда вы встречаетесь с Тройкой впервые, подготовьтесь как следует и будьте прямолинейны и полны энтузиазма. Не тратьте время попусту – Завоеватели занятые люди. Работая с ними, покажите, что вы цените их достижения и дайте им шанс показать себя с лучшей стороны. Нельзя игнорировать или недооценивать их многочисленные успехи – это их унижает. Дайте им возможность проявить себя так, чтобы они могли открыться более глубоким чувствам. Если у вас есть клиент-Завоеватель, покажите ему, как ваш продукт может помочь ему стать замеченным и демонстрировать его статус и успех.

Коллективное проявление Завоевателя

Соединенные Штаты Америки – типичная страна-Тройка. Американская мечта – это мечта Завоевателя, «из грязи в князи», мечта о бесконечных достижениях, о выполнении работы несмотря ни на что. Настоящее приносится в жертву золотому будущему. Успех и слава идеализируются, а способность успешно себя продать ценится превыше всего. Проще говоря, американцы знают, чего они хотят, и берут это. Отождествление с идеальным образом себя мотивирует их стремление к успеху и гарантирует, что себя настоящего они не узнают.

Американцы – стопроцентные экстраверты и часто выглядят поверхностными и незрелыми с точки зрения человека другой культуры. Они находятся под невероятным давлением сроков и необходимостью выполнить задачу. Внешняя, материальная, объективная реальность ценится слишком высоко, поэтому осознание внутренней реальности очень часто оказывается утерянным. У многих американцев вообще нет осознания, что внутренняя реальность существует. Потеря связи с собой часто проходит незамеченной. Огромный дисбаланс между бесконечными действиями и чувством полной потерянности дает американскому обществу необоснованное, незрелое сюрреалистичное чувство своей уникальности.

У образа, который демонстрируют миру американцы, есть основания. Американцы и в самом деле думают, что весь мир им поклоняется и стремится на них походить. Эти иллюзии поддерживает постоянный приток иммигрантов. Но часто их образ, раздутый от важности и перфекционизма, очень далек от реальности. Американцы склонны к нарциссизму, в том смысле, что они влюблены сами в себя и пытаются навязать свое мировоззрение другим людям. Им непросто вернуться к реальности, потому что они слишком сильно увлеклись нереальным, идеализированным образом самих себя. Коллективно американцы все еще видят себя как «хороших ребят», а свою страну как модель для подражания для всего мира. Правда, этот образ себя и своей страны совсем не согласуется с тем ужасом, который Америка принесла во многие части мира от Никарагуа до Чили, от Вьетнама до Ирака. Этот искаженный образ также не соотносится с длинным списком социальных, политических и экономических заболеваний, которыми страдает американское общество.

Интересно отметить, что Третий эннеатип, единственный из всех, не упомянут в Диагностическом справочнике по психиатрическим заболеваниям, издаваемым Американской ассоциацией психиатров. Самое простое объяснение этому состоит в том, что американцы видят такой тип личности как норму. Точнее – как идеал.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!

Источник