Меню

Доли сравнение долей задания



Урок математики «Доля.Образование и сравнение долей» 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок математики 3 класс Школа России

Скачать:

Вложение Размер
urok_matematiki.docx 27.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения
на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.

М етоды и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); универсальное мультимедийное пособие к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс»; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/otkrytyi-urok-po-temedoli-3-klass-2-chetvert

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, фрукты (яблоко, апельсин), мультфильм «Апельсин» («Веселая карусель» № 8), круги из цветной бумаги, дидактическое пособие «Палитра. Таблица умножения на 3, 4, 5», дидактическое пособие «Планшет многократного использования. Счет в пределах 100».

Основные понятия и термины: доли; образование и сравнение долей .

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

На партах у учащихся полоски с квадратами различных цветов.

– Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент соответствует вашему настроению.

Повторение таблицы умножения. Работа с дидактическим пособием «Палитра». Выборочная проверка.

III. Актуализация знаний.

– Прочитайте числа, которые записаны на доске:

16 28 78 65 34 15

– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа.)

– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)

– Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да.)

IV. Изучение нового материала.

– Давайте узнаем, что нам поможет. Решите примеры.

Примеры записаны на карточках. Учащиеся выходят, решают пример и переворачивают карточку. На обратной стороне написан ответ и буква.

Источник

Доли. Сравнение долей
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок математики «Доли. Сравнение долей». 3 класс. Школа России

Скачать:

Вложение Размер
urok_matematiki_doli_3_kl.docx 35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доли. Сравнение долей. 13.12.2016

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки для работы в парах, карточки для фронтальной работы, м/ф «Апельсин», сборник «Карусель», 2 макета с изображением торта, карточки для самооценки.

Для практической работы: яблоки, нож, круги, квадраты из цветной бумаги, ножницы, линейка, карандаш .

2. Позитивный настрой на работу.

  1. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.

1. Актуализация опорных знаний.

Устный счет. Математический диктант. Мультфильм.

2. Формулирование темы и целей урока.

  1. Изучение новых знаний и способов действий.

1. Постановка проблемы, введение нового понятия.

2. Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

  1. Первичная проверка понимания изученного.

1. Упражнения в образовании и записи долей. Работа по учебнику (запись долей, работа в группах, самопроверка).

2. Поиск долей в пословицах.

  1. Применение знаний и способов действий.

1. Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.

2. Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.

3. Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).

4. Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.

5. Работа в группах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).

1. Домашнее задание. №№ 7, 9 (с.93)

1. Зафиксировать новое знание.

2. Организовать рефлексивный анализ деятельности.

3. Самооценка деятельности.

Содержание и деятельность учителя

I. Органи-зационный момент

Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.

Прозвенел и смолк звонок,

Вы на парты поглядите,

Все в порядок приведите.

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

Личностные (Действие смысло-

II. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока

1. Актуализация опорных знаний.

— Постарайтесь выполнить задания правиль-но и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

— Запишите только ответы в строчку, через запятую.

— Число 25 разделить на 5.

— На сколько число 26 больше, чем 9?

— Во сколько раз число 48 больше 8?

— Число 7 увеличьте на 6.

— Число 7 увеличьте в 4 раза.

— Число 25 уменьшите на 6.

— Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см.

— Число 5 увеличьте в 3 раза.

— А теперь поменяйтесь тетрадями, будем проверять. Я буду читать правильный ответ и прикреплять на доску табличку с цифрой.

Ответы: 5, 17, 6, 42, 28, 19, 10, 15.

— Расставьте полученные цифры в порядке возрастания:

5, 6, 10, 15, 17, 19, 28, 42.

Какое слово получилось?

2 ) Формулирование темы и целей урока.

— Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике?

— Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

— Почему рассердился волк?

— В чем его ошибка?

-Что получил каждый из животных мультфильма?

— Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

— В математике такие части от целого называются доли . (карточка на доске)

2. Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

— Какую цель перед собой поставим?

(одновременно на доске выставить карточки «УЗНАТЬ» , «УЧИТЬСЯ» , «ОБРАЗОВЫВАТЬ И НАЗЫВАТЬ», «СРАВНИВАТЬ» )

Источник

Доли сравнение долей задания

Пример 1. Нахождение доли числа.

В книге 60 страниц. Ученик прочитал 1/3 книги. Сколько страниц прочитал ученик?

Ответ: 20 страниц.

Пример 2. Нахождение числа по доле.

Длина ¼ ленты 8 метров. Какова длина всей ленты?

Задачи для самостоятельного решения

  1. Арбуз весит 16 кг. Сколько весит половина арбуза?
  2. 1/5 верёвки составляет 5 м. Какой длины верёвка?
  3. Половина дыни весит 3 кг. Сколько весит целая дыня?
  4. От куска ленты длиной 50 см отрезали 1/10 часть, а от куска ленты длиной 30 см отрезали 1/5 часть. На сколько меньше отрезали от первого куска, чем от второго?
  5. В доме 12 этаже. ¼ всех этажей заселили. Сколько этажей осталось заселить?
  6. Мама испекла 24 пирожка. В первый день дети съели 1/6 всех пирожков, во второй день 1/3 всех пирожков, а остальные пирожки они съели в третий день. Сколько пирожков съели дети в третий день?

1. 16:2=8
2. 5•5=25
3. 3•2=6
4. 1)50:10=5 – отрезали от первого куска
2)30:5=6 – отрезали от второго куска
3)6-5=1
5. 1)12:4=3 – заселили
2)12-3=8
6. 1)24:6=4 – в первый день
2)24:3=8 – во второй день
3)4+8=12 – в первый и второй вместе
4)24-12=12

Источник

Математика. 3 класс

Конспект урока

Математика, 3 класс

Урок №32. Доли. Образование и сравнение долей

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— как записывать, сравнивать доли?

— что значит разделить на равные части (доли) предметы, геометрические фигуры?

Глоссарий по теме:

Доля – каждая из равных частей единицы.

Деление – действие, обратное умножению.

Делимое – число, которое делят.

Делитель – число, на которое делят.

Частное – результат деления.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017, с. 92-93.

2. Рудницкая В. Н. Тесты по математике:3 класс. М.:Издательство «Экзамен», 2016, с. 44-47.

3. Рудницкая В.Н. КИМ ВПР. Математика .3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2018, с. 39-42.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля — это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.

Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая. Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (буханка хлеба, лист бумаги) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. Доля это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части название доли «половина», на три — «треть», на четыре — «четверть». А если на пять, на шесть, семь частей, то пользуются словами «пятая, шестая, седьмая» и т. д. Четверти по-другому называют четвёртыми, трети – третьими, а половины – вторыми долями.

Для записи любой доли используют горизонтальную черточку. Ее называют дробной чертой. Над ней ставится единица, а под чертой пишется число равных частей, на которые единица делится.

В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходило от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов называние дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

Современное обозначение дробей берет своё начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в ХII – XIV веках было заимствовано европейцами.

Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввёл слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в ХIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый – математик.

Каждому из вас приходилось делить апельсин. Неразделенный апельсин считается целое, а его части – доли.

Доля — это каждая из равных частей единицы.

В апельсине восемь долек. Мы разделим их пополам. Получились две части или в математике говорят одна вторая и записывается так: .

Число под чертой указывает, на сколько частей разделили, а число, над чертой – сколько таких частей взяли.

Познакомимся с различными записями долей.

На первом рисунке закрашена одна вторая.

На втором рисунке две третьих.

На третьем рисунке закрашено три четвертых.

На четвёртом рисунке закрашено четыре пятых рисунке.

На пятом рисунке закрашена одна шестая.

Доли можно сравнивать. На рисунке один и тот же прямоугольник разделён на равные части. Сравним их.

Наименьшей частью будет одна шестая, а наибольшая одна вторая.

Сравним другие доли. Одна третья меньше одной второй. Одна четвертая больше одной шестой.

Источник

Тема урока: Доля. Сравнение долей.

Тема урока: Доля. Сравнение долей.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: УУД — формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: УУД — развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс.

Для учащихся : учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс, круги, квадраты из цветной бумаги, ножницы, линейка, карандаш.

  1. Организационный момент.

Цель: создать психологический настрой на урок

Доброе утро всем!

Пожелаем всем удачи-

За работу в добрый час.

У- Один мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни учимся!»

-А вы для чего учите такую сложную науку математика?

-Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни и будете с успехом их применять.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

-Девизом нашего урока будет: (читают запись)

На уроке не зевать

Будем думать и решать.

2. Актуализация знаний.

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Любой урок математики для нас новое открытие. Сегодня мы с вами на уроке математики будем работать над исследованием, исследованием новой темы. И в этом нам с вами помогут наши учебники, научные книги. Но в начале урока как всегда мы проведём с вами устный счёт. Сейчас мы с вами проведём математический диктант. Итак, записываем только ответы, через клеточку.

Для того чтобы работа была выполнена верно, что от вас нужно ( слушать внимательно. Точно вычислять и быстро работать).

Первый множитель 8 второй множитель 9 записать произведение (72)

Произведение чисел 5 и 8 (40)

На сколько надо умножить 8 чтобы получить 48 (6)

Делитель 42 делимое 6 запишите частное ( 7)

Чему равно произведение чисел 5 и 7 (35)

Первый множитель 10 второй множитель 2 чему равно произведение (20)

Первое слагаемое 56 второе слагаемое 37 чему равна сумма (93)

Сколько раз по 4 содержится в числе 12 (3)

Ребята у вас на партах лежит листик ( лесенка самооценки).Вы при каждом выполнении ставите себе знаки. Если всё верно, ставите, + если есть ошибка или сомнение в вопросе -?

у нас с вами задание М.Д сравните правильность ответа с эталоном на доске. Каждому числу соответствует буква, обратите внимание. Вы должны сейчас из этих букв составить слово. Подумайте, что это за слово

( Апельсин )( оцените себя)

У нас с вами урок математики, а причём здесь апельсин? ( 0тветы)

Да слово апельсин нам поможет определить тему урока

А сейчас посмотрим мультфильм

Так скажите ребята, почему рассердился волк?

Какие мы должны соблюдать правила дружбы?

Скажите, как в песенки животные называли части апельсина? ( дольки)

А сколько было долек? (5)

Как вы думаете поровну ли животные разделили апельсин? ( да)

Так как же мы называем равные части. Если маленькие. Ласково и нежно ( дольки)

А если побольше? ( доли )

Понятно теперь зачем нам понадобился апельсин. Чтобы определить тему нашего урока.

Каждая новая тема у нас начинается с предположения и вашего мышления.

— Какие цели поставим перед собой. Подумайте? ( узнать, что такое доли. Как записываются. Как сравнить. Где встречаются. Как образуются доли )

Когда мы с вами всё это сказали, что составили с вами ( ответ , план нашей работы)

  1. Что такое доли.
  2. Как образуются доли.
  3. Как называются доли.
  4. Как записываются доли.
  5. Как сравнить доли
  6. Где в жизни встречаемся с долями.

— Давайте определим, что же называется долями.

Для этого давайте с вами вспомним, сколько частей досталось каждому животному( 1)

— Между собой у них, какие части были? ( равные )

Так какой же мы можем сделать вывод: так что же такое доля ( доля это равная часть одного целого), (это одно или несколько равных частей.)

  • Так что ж мы ответили на 1 пункт плана и выполнили задачу которую мы поставили перед собой. ( да ) Оцените себя

Теперь посмотрим у меня есть яблоко. Скажите, могу ли я разделить это яблоко между 2 людьми ( да )

  • Как я могу это сделать( разделить на 2 части )
  • Что я сделала с яблоком (разделила его пополам )
  • Какие у меня части получились( равные)
  • Как мы назовем эти равные части (доли)

Можно ещё каждую часть яблока назвать ½

Яблоко мы разделили на 2 равные части, возьму одну часть это будет, что я взяла 1/2

— Теперь разделим эти 2 части ещё пополам. Сколько получится частей( 4) это значит ¼ , они между собой какие (равные)

1/2 , ¼ это называется дробь. Внизу под чертой число показывает , на сколько равных частей мы разделили, а верхнее число показывает, какую часть мы взяли.

Если мы яблоко с вами разделили на 4 части, то дробь получится ¼, что показывает нижнее число ( на сколько частей разделили целое, а на верху сколько взяли частей.)

  • Мы с вами выполнили 2 пункт плана. Как образовываются доли.

А теперь оцените свою работу.

— теперь посмотрите на яблочки и скажите, где доли у нас получились меньше, когда мы поделили на 4 части или на 2 части ( на 4 меньше, чем на 2)

— Значит какой можно сделать вывод, если мы подели части ( чем больше мы поделим частей, тем доли меньше)

1/2 > 1/4 что мы с вами сейчас сделали с дробями ( сравнили )

Прочитаем запись ( над чертой число называется ЧИСЛИТЕЛЬ, а под чертой ЗНАМЕНАТЕЛЬ) Прочитайте ещё раз эту дробь. 1/2 > 1/4 (значит ½ яблока больше, чем ¼ ,

так мы какой пункт плана выполнили ( 4 как записываются дроби ) оцените свою работу.

—Сейчас у вас на партах лежат жёлтые кружки, возьмите их в руки. Разделите жёлтый круг на 2 равные части, путём сгибания. И заштрихуйте ½ часть круга. Скажите как называются равные части ( долями) .

—Скажите какую долю круга мы сейчас с вами заштриховали ½ Запишите ½ Как называется эта запись ( дробь).

— Что показывает нижнее число, ( знаменатель, на сколько равных частей разделили) .

—А что показывает верхнее число ( числитель, сколько взяли, сколько заштриховали) .

—Возьмите зелёный круг. Путём перегибания , разделите на 4 равные части. Заштрихуйте 4 часть. Какую долю круга вы начали штриховать

Запишите ¼ , что означает эта запись ( что круг мы поделили на 4 равные части ),

где в записи это показывается ( в знаменатели ),

а что показывает верхнее число( сколько взяли, сколько частей заштриховали).

—Кто сравнит эти дроби 1/2 > 1/4 оцените свою работу

Откройте учебник с.92. посмотрите на яблоки.

  • На сколько частей разделили яблоко ( на 2 части ) .
  • Какие эти части между собой ( равные ).
  • Если мы возьмём 1 часть, то получим, какую дробь (½) .

Посмотрим на другой рисунок, если мы разделим на 4 части, то какую мы дробь получим ( ¼ ).

Стр.92 № 2 прочитайте про себя задание.

  • КАКОГО цвета1/3 доли – розовая…..)
  • Сравним какая меньше 1/3>1/8; 1/2>1/3
  • Выполнили мы 5 пункт плана оцените свою работу

Сейчас мы с вами ещё разомнёмся.

Я называю долю, вы быстренько подходите и берёте её себе. (1/2;1/5;1/…)

— Сейчас продолжим работу с учебником стр.93 № 7

-Теперь поработаем в паре. У вас на порте лежит карточка по № 1

— Теперь возьмите карточку под № 2 (Решите задачу)

  • КАКИМ ЦВЕТОМ РАСКРАШИНА БОЛЬШАЯ ДОЛЯ . ( Жёлтым . Кто раскрасил жёлтым цветом? ТАНЯ оцените свою работу
  • Теперь ребята познакомимся с домашним заданием.

Какие задачи мы с вами ставили в начале урока? ( дети)

  • -Что такое доля? ( часть целого )
  • — Чему должны были научиться?( как образовываются доли, как записываются)
  • -Число которое стоит под чертой как называется ( знаменатель. Оно показывает, на сколько частей разделили целое)
  • — Число которое выше дробной черты ( числитель. Оно показывает, сколько взяли частей)

Достигли ли мы с вами цели ( да )

У вас листочек РЕФЛЕКСИЯ закрасьте одну часть круга, где каждому подходит своё. Оцените урок (БЫЛО ЛЕГКО И ИНТЕРЕСНО; БЫЛО ТРУДНО, НО ИНТЕРЕСНО; БЫЛО ТРУДНО И НЕ ИНТЕРЕСНО)

— Посмотрите на свою лесенку. Если у вас все ответы верны и не возникло вопросов»5»

— Если 1-2 ошибки, то «4»

— А если больше ошибок, то нам ещё нужно подумать, над, чем ещё поработать.

Источник

Читайте также:  Как найти предложение с образным сравнением