Меню

Духовное измерение человеческого бытия



5 Проблемы бытия в философии, духовное измерение человеческого бытия

Проблемы бытия в философии, духовное измерение человеческого бытия

1. Философское понимание категории «бытие». Практический способ человеческого бытия в природном и социальном мире;

2. Материя как объективная реальность. Способ и формы бытия и материи.

3. Сознание как субъективная реальность.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». Это понятие сходно, однопорядково с такими понятиями как «существование», «действительность» и «реальность». Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний и мир сознания, внутренний мир человека. Оба этих мира характеризуются понятием «бытия», но способы их существования различны.

Физический, материальный, природный мир существует объективно. Психический мир, мир сознания – субъективно. Вопрос об их связи является основным вопросом философии.

Данный подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он одновременно принадлежит к двум мирам: природному, телесному, как его органическая часть, и, одновременно, к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому и делает его человеком.

В философском учении о бытии (онтологии) философы сталкиваются с рядом проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К ним относятся такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством, и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существовании неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли он каким-либо законам, или изменяется произвольным образом? В зависимости от ответов на эти вопросы и существуют разнообразные философские концепции.

Говоря о формах бытия, необходимо особо выделить предметно-практическую деятельность человека. Человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения своих потребностей. Практическая деятельность связана с переводом идеальных образов в действительность, в мир предметов, техники и технологиию в ходе этой деятельности люди преобразуют окружающую действительность и, одновременно, изменяются сами.

Другой формой бытия человека является практика социального созидания. Человек – существо общественное. Поэтому люди прикладывают значительные усилия для созидания оптимального для их жизни социально устройства.

Третья форма бытия человека – его самосознание. Человек формирует свой духовный мир. Он постоянно строит проекты преобразования мира (в том числе и самого себя), стремясь к достойному состоянию, в котором он хотел бы жить.

Все формы бытия существуют только совместно. Бытие человека обречено стать небытием с устранением любой из них. Но развитость данных форм у каждого человека различна.

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отличие от животного мира, человек процесс труда завершает получением определенного результата, который уже в начале процесса труда имелся у него в идеальной форме – в форме интереса, замысла, проекта. Человеческая деятельность включает в себя три подсистемы: замысел, реализацию и результат. В замысел входят: цель, план и ценность. Цель отвечает на вопрос, — что надо сделать? План – как надо сделать? Казалось, к чему ценность? Дело в том, что ценность аккумулирует в себе общую направленность потребностей и интересов. А именно потребность побуждает человека к действию. Потребность – это напряжение души и тела человека. Различают потребности:

По происхождению: врожденные и приобретенные;

По содержанию: материальные и духовные;

По значению: разумные и неразумные.

Интерес – это ситуация, в которой люди удовлетворяют, или не удовлетворяют, свои потребности. Люди не всегда осознают свои интересы и часто действуют интуитивно.

Цель – это мысленный образ будущей желаемой ситуации. Она должна быть конкретной. Абстрактных целей нет. Цель простирается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель конкретней. Её часто отождествляют с идеалом. Но идеал всегда абстрактен.

Цель – это мысленный образ будущей желаемой ситуации. Она должна быть конкретной. Абстрактных целей нет. Цель простирается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель конкретней. Её часто отождествляют с идеалом. Но идеал всегда абстрактен.

Средство – то, что используют для достижения цели. Цель и средство диалектически взаимосвязаны.

Результат – итог определённого цикла человеческой деятельности. На практике он часто не соответствует поставленной цели. Почему?

— цели не реальны, то есть нет средств для их достижения;

— применяются неадекватные средства;

— декларируются одни цели, а имеются ввиду другие.

Стимул – он носит воспитательный характер, то есть либо ускоряет, либо тормозит достижение цели.

Главным вопросом для философов всегда был вопрос: что является первоосновой всего существующего? Ответив на него, можно объяснить всё многообразие существующего мира. Для философов материалистов такой первоосновой является материя. Но на различных этапах развития её понимали по разному. В античности наивные материалисты понимали её как вещь. (огонь, вода, воздух, атом); в 17 – 18 в.в метафизики воспринимали её как совокупность неизменных свойств (масса тела); позднее диалектический материализм рассматривает материю, как объективную реальность и в её отношении к сознанию.

существование в качестве объективной реальности (т.е. независимо от сознания и первично по отношению к нему);

качественная и количественная бесконечность ( конкретные виды и свойства материи неисчерпаемы);

абсолютность существования (т.к. материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве)

существование только в движении, изменении, саморазвитии и в превращении одних видов и свойств материи в другие;

быть познаваемой, (причем безгранично);

системность (ибо любой материал, объект в принципе является системой со своими элементами и структурой).

Основные виды материи:

Вещество все, что имеет механическую массу;

состоит из молекул, атомов, элементарных частиц и

— возможные состояния: твердое, жидкое, газ, плазма и

Поле такое материальное образование, которое связывает

те или иные тела между собой, передавая опреде-

лённое действие от одного из них к другому (напри-

мер, — гравитационное, электрическое, магнитное и др.

На основе современных научных данных о строении материи различают три основные сферы материального мира:

Соответственно этому можно выделить основные типы материальных систем:

живая материя – или сфера жизни,

социально-организованная материя – или человеческое общество.

Итак, материя – это бесконечное множество и многообразие всех объективно существующих в мире объектов, образований, систем. Значит мир материален и един.

Материальное единство мира проявляется в том, что его всеобщей основой является материя, то есть в мире нет ничего, что не было бы — или определенным видом материи

— или тем или иным её состоянием,

— или одним из её свойств,

— или формой движения материи,

— или продуктом её исторического развития.

Материя находится в постоянном движении, которое протекает во времени и пространстве. Движение, пространство и время – основные формы существования материи.

Движение – это любые взаимодействия и изменения материальных систем как в природе, так и в обществе.

Движение неотъемлемое свидетельство (атрибут) материи, способ её существования.

Движение абсолютно, так как оно есть всегда и везде в мире.

А возможен ли при этом покой?

Да, возможен, но покой относителен:

— он существует лишь временно,

— тот или иной объект покоится не вообще, а лишь по отношению к другому объекту;

— внутри покоящегося объекта все равно протекают физические, химические и другие процессы.

Из множества форм движения можно сгруппировать пять основных:

механическая (перемещение и взаимодействие тел в

физическая (электрические, магнитные, тепловые и др.

химическая (химические реакции, и превращения одних веществ в другие),

биологическая (обмен веществ, др. процессы в живых организмах),

социальная (охватывает все виды общественной жизни людей).

В зависимости от характера и результата изменений различают два основных типа движения: — движение, при котором сохраняется качественная определенность данной материальной системы,

— движение с изменением её качественного состояния.

Развитие – это движение к новому, это такие особые изменения, для которых характерны: — необратимость неповторимость, четкая направленность, поступательность. В то же время развитие – это вовсе не «прямая линия», в реальности оно может происходить «замысловато», зигзагообразно и даже с откатами назад. Развитие имеет две тенденции, — прогресс и регресс.

Прогресс – развитие с восходящей тенденцией, когда у системы идет рост: — степени целостности и уровня организации,

— устойчивости и жизнеспособности,

— функциональной эффективности и т.д.

Регресс – развитие с нисходящей тенденцией, когда у материальной системы: — распадаются существовавшие ранее структуры,

Читайте также:  Приборы для измерения длины дорог

— снижаются устойчивость и жизнедеятельность,

— уменьшается набор полезных функций и т.д.

Пространство – форма существования материи, характеризующая:

— протяженность материальных объектов,

— их размеры, объем и

— взаиморасположение во всём материальном мире.

Время – форма существования материи, выражающая:

— длительность её бытия,

— определённые этапы, стадии этого бытия,

— последовательность смены материальных состояний.

Основные общие свойства пространства и времени:

объективность, независимость от сознания людей,

бесконечность пространства и вечность времени,

— неразрывная связь друг с другом и с движением материи.

Размерность пространства и времени. Опыт нашего мира говорит о том, что: — пространство трехмерно, так как имеет три измерения – длину,

время одномерно, ибо оно необратимо, направлено от

прошлого к будущему.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п. Эти духовные образы и формируют сознание. Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение».

Отражение вообще, — это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга или, каким- то образом, реагировать на внешние воздействия.

Простейшее отражение – это свойство любых объектов пассивно отзываться на внешние воздействия. Примеры: нагрев камня от солнечных лучей, отражение зеркалом каких-либо предметов и т.п.

Информационное отражение – это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия:

— оно называется информационным, так как здесь внешнее

воздействие (от объекта) воспринимается отражающей

системой (субъектом) как информация;

информация – это поток определённых сигналов (световых,

тепловых, звуковых и пр.), побуждающих субъекта к активности,

к какому-то действию.

Например: растение уже не просто пассивно «регистрирует» лучи солнца (подобно «равнодушному» камню), а тянется к ним, идёт в рост под их воздействием.

Высшей формой информационного отражения является сознание.

Сознание – это свойство высокоорганизованной «мыслящей» материи (человеческого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах. Это субъективное отражение человеком объективного мира:

— сознание есть особое информационное отражение, возникающее и развивающееся только у людей на основе их практически-преобразовательной деятельности;

— оно существует как невидимый поток человеческих впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, идей, убеждений, ценностей, установок, норм, стереотипов и т.п., которые и составляют содержание сознания, его элементы;

— сознание всегда носит общественный характер, ибо вне общества оно не возникает.

Исходя из сказанного, можно определить следующие аспекты сознания.

Онтологический аспект (греч. Ontos – сущность, logos – учение). Сознание вторично по отношению к материи, производно от неё. Оно необходимо связано с материей, не может существовать без неё. Оно проявляется на особом уровне развития материи лишь у высокообразованных материальных образований, каким является человек.

Естественнонаучный аспект – он связан с раскрытием отношения сознания к мозгу. Как говорилось выше, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Однако оно не даётся человеку от природы вместе с мозгом. Мозг — лишь предпосылка сознания. Сознание – это функция общественного человека, а не функция мозга, как органа, данного человеку природой. Мозг и происходящие в нём процессы представляют собой основу человеческого сознания, материальное условие, без которого мыслительная деятельность невозможна. Но одного мозга для функционирования сознания недостатолчно. Необходимо воздействие на него окружающего мира.

Гносеологический аспект раскрывает соотношение сознания с внешним миром. Сознание в этом смысле есть высшая форма психического отражения объективной реальности, субъективный образ объективного мира.

Отражение действительности человеком осознанный процесс. Животные отражают внешнюю среду только соответственно своим биологическим потребностям, благодаря первой сигнальной системе, которая у животных единственная.

Сознание человека характеризуется абстрактным мышлением, которое обусловлено наличием у него второй сигнальной системы. Сущностью её является отвлечение от действительности, обобщение, а формами – понятия, суждения, умозаключения.

Социально-исторический аспект раскрывает связь сознания с развитием трудовой деятельности человека и членораздельной речи. Сознание человека – продукт исторического общественного развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление, в связи с ним, членораздельной речи.

Благодаря речи, мысли не только формируются, но и передаются и воспринимаются. Существование языка и сознания изолированно друг от друга невозможно.

Необходимым компонентом индивидуального сознания (и даже его своеобразным центром) является самосознание.

Самосознание – это выделение человеком своего «я» из окружающего его мира, осознание им самого себя, своих мыслей и чувств, интересов и действий, своего положения в обществе и отношения к другим людям.

Существуют три формы (уровня) самосознания:

— самочувствие – элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружающих вещей и людей;

— сомосознание на уровне «я один из…, то есть осознание себя в качестве человека, принадлежащего к той или иной социальной группе, культуре, к определённому сообществу и т.п.

— личностное самосознание – сознание своих особенностей и себя как личности, способной совершать свободные самостоятельные поступки, контролировать и оценивать их, нести за них ответственность.

Наряду с сознанием в психике человека существует ещё сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости. Сюда же относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен.

Таким образом сознательное и бессознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны и способны достичь гармоничного единства.

Источник

ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ,

1. Философское понимание категории «бытие». Практический способ человеческого бытия в природном и социальном мире;

2. Материя как объективная реальность. Способ и формы бытия и материи.

3. Сознание как субъективная реальность. Аспекты сознания.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». Это понятие сходно, однопорядково с такими понятиями как «существование», «действительность» и «реальность». Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

По способу существования бытие разделяется на два мира,два способа существования или две реальности: мир физических состояний и мир сознания, внутренний мир человека. Оба этих мира характеризуются понятием «бытия», но способы их существования различны.

Физический, материальный, природный мир существует объективно. Психический мир, мир сознания – субъективно. Вопрос об их связи является основным вопросом философии.

Данный подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он одновременно принадлежит к двум мирам: природному, телесному, как его органическая часть, и, одновременно, к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому и делает его человеком.

В философском учении о бытии (онтологии) философы сталкиваются с рядом проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К ним относятся такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством, и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существовании неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли он каким-либо законам, или изменяется произвольным образом? В зависимости от ответов на эти вопросы и существуют разнообразные философские концепции.

Говоря о формах бытия, необходимо особо выделить предметно-практическую деятельность человека. Человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения своих потребностей. Практическая деятельность связана с переводом идеальных образов в действительность, в мир предметов, техники и технологий. В ходе этой деятельности люди преобразуют окружающую действительность и, одновременно, изменяются сами.

Другой формой бытия человека является практика социального созидания. Человек – существо общественное. Поэтому люди прикладывают значительные усилия для созидания оптимального для их жизни социального устройства.

Третья форма бытия человека – его самосознание. Человек формирует свой духовный мир. Он постоянно строит проекты преобразования мира (в том числе и самого себя), стремясь к достойному состоянию, в котором он хотел бы жить.

Все формы бытия существуют только совместно. Бытие человека обречено стать небытием с устранением любой из них. Но развитость данных форм у каждого человека различна.

Источник

Тема 6: Духовное измерение человеческого бытия.

План лекции:

1. Духовное бытие человека. Сознание: понятие, основные подходы к сущности и происхождению. Самосознание и его уровни.

2. Общественное сознание: сущность, уровни, сферы и формы.

I

Вопрос о духовном бытии является основным в практической философии. Именно духовностью каждого человека, народа, общества определяются, в конечном счете, характер, направление, да и сама разумность человеческой жизни. Духовность это термин, обозначающий внутреннее состояние человеческого бытия, которое находит свое выражение в чувствах, мыслях, словах и действиях. Это уникальная направленность человека на утверждение себя как личности, самовыражение и критическую оценку собственных мыслей, чувств и практических действий независимо от общепринятых морально-правовых норм, и политических установок. Короче говоря, только духовность делает человека Человеком, развивая его разум, обогащая чувства, пробуждая совесть, укрепляя волю и т.п.

Читайте также:  Может ли айфон измерить температуру тела

Сферами духовного бытия являются объективный и субъективный дух. Первый – это духовные образования, возникшие в процессе совместной деятельности людей в обществе и являющиеся их совместным достоянием: язык, мораль, религия, искусство, наука и др. А сфера субъективного духа охватывает внутренний психический мир отдельного человека. Он включает в себя сознание, бессознательное и самосознание.

Если на многие вопросы современная философия может дать достоверный или близкий к истине ответ, то проблема сознания до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что

· оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что сознание производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

Физикализм– крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

· головной мозг человека действительно является «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

· сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган, т.е. вещество.

· человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

· медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов – это идеальность сознания;

· образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

· сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

· никому со стороны не удалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны. но не видит ни образов, ни мыслей). Тем не менее, физикализм широко распространен.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение.

Между физикализмом и солипсизмом (как крайними направлениями) находятся:

· объективный идеализм – признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

· умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

· сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

· сознание присуще всем живым организмам;

· сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей.

Оно исходит «непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога)», едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Основная идея другой «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают её тем, что:

· жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

· инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

· животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

· многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьи, собачьи, приматы и др.) сложны (напр. охота) и требуют работы сознания;

· животным присуща своя «мораль», правила поведения, привычки. борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продуктисключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животныеобладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения распространена с середины ХIХ до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят её под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной организации» с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степениприсуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самыйвысокий уровень сознания имеет человек.

В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п. Эти духовные образы и формируют сознание. Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение».

Отражение вообще, — это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга или, каким- то образом, реагировать на внешние воздействия.

Простейшее отражение– это свойство любых объектов пассивноотзываться на внешние воздействия. Примеры: нагрев камня от солнечных лучей, отражение зеркалом каких-либо предметов и т.п.

Информационное отражение –это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия.

Например: растение уже не просто пассивно «регистрирует» лучи солнца (подобно «равнодушному» камню), а тянется к ним, идёт в рост под их воздействием.

Источник

Тема 8. Духовное измерение человеческого бытия.

Сознание человека как диалектическое соотношение объективной и субъективной реальности.

Проблема происхождения, развития и сущности сознания.

Общественное сознание и его формы.

Проблема выбора свободы и ответственности.

♦ философское учение о мире;

♦ философское осмысление сознания;

♦ понятие проблемы выбора и ответственности.

♦ проследить постоянное обновление взглядов философов на раз­витие сознания;

♦ познакомить с проблемой происхождения, развития и сущности сознания;

♦ дать основные понятия философской онтологии;

♦ представить смысл проблем, занимавших мыслителей;

♦ объяснить проблему выбора свободы и ответственности.

После изучения темы вы сможете:

♦ знать такой раздел философии, как онтология;

♦ понимать причины происхождения и развития сознания;

♦ ориентироваться в современных научных теориях о сущности сознания;

♦ различать сущность свободы и ответственности.

Сознание человека как диалектическое соотношение объективной и субъективной реальности.

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бы­тие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир созна­ния, мир идей. Содержание категорий «материальное бытие» и «идеальное бытие» более конкретно выражается в категориях «материя» и «сознание».

Материя — это философская категория, означающая первооснову ма­териального бытия.

Сознание — это философская категория, означающая первооснову иде­ального бытия.

Категории материи и сознания образуют такую пару категорий, на противопоставлении которых основывается расхождение между материализмом и идеализмом.

Определение места и роли человека в мире — задача, кото­рую, так или иначе, приходится решать представителям всех философс­ких направлений. Этим уже само по себе обусловливается необходимость выявления природы сознания. Кроме того, те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого фи­лософского направления, детерминируя неизменную актуальность данной проблемы.

Представителями идеалистических направлений в философии счита­ют сознание активным началом материи. Вследствие этого сознание наде­лялось сверхматериальным, сверхприродным характером. Фактически сознание отрывалось от человека и природы, ему приписывали самостоя­тельное независимое субстанциональное существование. Поэтому, утвер­ждали идеалисты, сознание может быть понято лишь из самого себя.

Так, сознание как первооснова идеального мира стала впервые осмыс­ляться в философии платонизма. Платон ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», которые противопоставлялись поня­тиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Пла­тону, существует объективно, независимо от существования человека. В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в средневековом представлении обладает лишь слабым отблеском божественного со­знания.

Читайте также:  Для чего измерения сопротивления шлейфа сигнализации

Начиная с эпохи Возрождения сознание стало воспринимать­ся в первую очередь как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового.

Согласно дуалистическому подходу, в мире всегда существовали две самостоятельные субстанции — материя и сознание, независимые одна от другой. Сознание, как и материя, вечно, оно не возникало и не рождалось. Соответственно отпадала и необходимость решения вопроса о его происхождении.

Близкой к идеалистической трактовке сознания является концепция французского философа, ученого и богослова Пьера Тейяра де Шардена. Он считал, что и земной материи была скрыта некоторая масса элементар­ного сознания, психической энергии. Следовательно, сознание также первично, как и материя. Посему не следует удивляться, что оно пробилось на свет из тьмы подсознания. Никто, в том числе и наши предки, не заметил появление разума на земле, «человек вошел в мир бесшумно». Сознание возникло «между двумя индивидами»: на «точечном уровне» произошла некоторая «мутация от нуля ко всему». Поэтому конкретный механизм ра­зума, по мнению Шардена, постигнуть невозможно.

Материализм XVII-XVIII вв., отбросив идеалистические и дуалистические представления о сознании, рассматривает его как познавательный об­раз, как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материи. Вместе с тем материализм того периода так и не смог раскрыть общественную природу и активный характер сознания. Сознание не было осмыслено в качестве результата и идеального компо­нента чувственно — предметной деятельности человека. Это открыло воз­можности для вульгарно — материалистических концепций, которые идеальное отождествляли с материальным, мысль — с нервно — физиологическими структурами мозга, а также спо­собствовало активизации механистического толкования сознания, когда оно рассматривалось как всеобщее свойство, атрибут материи (Б. Спиноза), которая лишь количественно отличается на определенных уровнях ее орга­низации (гилозоизм).

Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индиви­дуального и социального, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм. Гегель вплотную подошел к проблеме социально — исторической природы сознания, обратив внимание на разные уровни его организации, на активность и историзм. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух) необходимо связано с объектом, зависит и определяется ис­торическими условиями жизни.

В диалектико-материалистической концепции сознание, во-первых, рассматривается как функция головного мозга, во-вторых, как необходи­мая сторона практической деятельности человека. Оно возникает, функ­ционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с реальнос­тью, на основе его чувственно — практической деятельности, обществен­но — исторической практики.

Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках таких специ­альных гуманистических и естественных наук как социология, психоло­гия, языкознание, кибернетика, информатика и другие всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. В свою очередь, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской пробле­матики сознания.

Еще в XIX в. Ф. Энгельс назвал вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи основным вопросом философии. В истории философии последователи марксизма старались увидеть в первую оче­редь борьбу материализма с идеализмом. Развитие философии в XX в. показало, что исчезает прежний интерес к вопросу о первичности ма­терии или сознания. Современные философы уже не претендуют на системотворчество, т. е. рассмотрение всего круга онтологических, гносеологических и социальных проблем в целом. Возникает своего рода «специализация» на тех или иных проблемах. Антропологизация философского знания в XX в. также не способствовала интересу к он­тологическим проблемам. (Так, например, основным вопросом фило­софии для экзистенциализма становится вопрос о смысле человече­ской жизни.)

В философии XX в. проблема материи осмысляется далеко не все­ми философскими течениями. Мировая философская мысль ХХ века преимущественное внимание уделяла роли субъективных факторов в его существовании. Большинство представителей философских школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в противовес предшествующей «метафизике» речь будет идти о создании «особой онтологии человеческого сознания и субъективнос­ти». При этом «онтология субъективности и сознания» представителями разных школ трактовались неоднозначно. Одни из них описывали сознание в его сущностной чистоте, другие фиксировали жизнь сознания на феноменально — теле­сном уровне, третьи выявляли детерминацию сознания через языковые (герменевтика) и другие структуры бессознательного — психоанализ, струк­турализм.

Диалектико-материалистическая философия отнюдь не отрицает того принципиального обстоятельства, что способ бытия человека в мире все­гда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бы­тию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпо­сылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

В настоящее время дальнейшее изуче­ние проблем материи и ее качественных характеристик продолжается преимущественно в философии естествознания и в философии науки. В философском понимании категории «материя» противопостав­ляется категория «сознание». Сознание является одним из основных понятий классической западной философии. Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служили такие понятия, как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «объективный разум», «ми­ровая воля», «внутренний мир», «осознанное бытие» и т. д.

Сущностной характеристикой сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, харак­терного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств. Идеальность — это системная характеристика всего человеческого об­щества в целом. Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли «объективность сознания» — его «незави­симость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с су­ществованием особого «мира идей», а Гегель — с мировым духом.

Представление об объективности сознания, кажущееся абсурдным для обыденного восприятия, на самом деле является философски не­обыкновенно глубоким. Формы сознания складываются в ходе исто­рии независимо от воли и мышления отдельного человека. Философы открывают существование объективных мыслительных форм, кото­рые определяют индивидуальное сознание. Так, например, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют неза­висимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Пра­вила языка, религиозные верования, нравственные представления, эс­тетические идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер.

Сознание социально, поскольку оно не является физиологической функцией человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества. Сознание является функцией не мозга, а общества в целом. Объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур, а отнюдь не к особенностям строения человеческого мозга.

Сознание можно определить как специфически человеческий спо­соб адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения че­ловека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов — предков человека облегчало переход к груп­повому характеру человеческой деятельности), постоянной координа­ции действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Сознание существует в знаково-символической форме. Способом выражения и сохранения сознания является язык, понятый как систе­ма знаков. Поскольку мышление идеально, то передано оно может быть только с помощью знака или символа. В отличие от мышления, оперирующего идеальными объектами? язык материален, так как и знаки, и символы репрезентируют свои значения через материальные носители, без которых они невозможны. Другими словами, язык — это материальное выражение нематериальных (идеальных) построений. Знаком или символом принято называть чувственный объект (пред­мет, явление), который является заместителем другого предмета (яв­ления). Сознание существует как символическая деятельность. Мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке или симво­ле. Сознание, таким образом, предстает как деятельность, заключаю­щаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Философы называ­ют это процессом «опредмечивания» и «распредмечивания».

Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с со­вместным знанием. Осознание окружающей действительности высту­пает прежде всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опере­жающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания, представляющего собой одно из качественных отли­чий сознания от других форм общения. Будучи отражением мира, со­знание имеет творческий характер, активно воздействует на окружа­ющий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Источник