Меню

Эффективность государства проблема измерения



Измерение эффективности государственного управления.

Эффективность системы гос управления– это комплексная характеристика потенциальных и реальных результатов функционирования, с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам. (ВОПРОС 43)

В самом общем виде эффективность понимается как: возможность достижения результата; значимость получения результата для тех, кому он предназначен; отношение значимости этого результата к количеству усилий, потраченных на его достижение.

В исследованиях по экономике и менеджменту выделяется два подхода к оценке эффективности. Первый связан с оценкой технической эффективности, второй – экономической эффективности. В показателях технической эффективности находит отражение характер оцениваемой деятельности: она свидетельствует о том, что «делаются правильные вещи». Показатели экономической эффективности характеризует то, как реализуется оцениваемая деятельность, насколько производительно используются затрачиваемые ресурсы, т. е. насколько «правильно делаются эти вещи». Эффективность управленческого или административного труда оценивается путем определения соотношения между полученным результатом и затраченными ресурсами.

В государственном управлении рассматриваются также следующие четыре аспекта эффективности:

1.Результативность – уровень достижения поставленных целей.

2.Экономичность – сокращение издержек и затрат.

3.Эффективность – соотношение результатов и затрат.

4.Степень воздействия – прямые и косвенные последствия принятых гос. решений.

При анализе эффективности государственного управления особое значение играет социальный эффект. Сущность социального эффекта заключается в том, что он должен быть устойчивым, воспроизводящимся, прогрессирующим, содержать в себе источник для последующего общественного развития.

1. Общая социальная эффективность. Она раскрывает результаты функционирования системы государственного управления (т. е. совокупности гос. органов и управляемых ими объектов).

2. Специальная социальная эффективность. Она характеризует состояние организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. К критериям этого вида относятся: целесообразность и целенаправленность организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Необходимо законодательно установить, какие должен реализовывать цели каждый государственный орган и по их достижении оценивать соответствующих руководителей и должностных лиц; нормативы затрат времени на решение управленческих вопросов, на выработку и прохождение любой управленческой информации; стиль функционирования государственного аппарата; нормативы, технологии, стандарты, которым обязан следовать каждый руководитель и государственный служащий; сложность организации государственного аппарата, проистекающая из его «дробности», многоступенчатости и обилия управленческих взаимозависимостей; издержки на содержание и обеспечение функционирования государственного аппарата.

3. Конкретная социальная эффективность. Она отражает деятельность каждого управленческого органа и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения. Среди критериев можно выделить такие, как степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе (и компетенции) органа и государственной должности; законность решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц; реальность управляющих воздействий.

Оценка эффективности государственного управления. (44 ВОПРОС)

Под оценкой эффективности государственного управленческого решения понимают совокупность моделей и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации. Для оценки эффективности государственного управления и деятельности органов государственной власти необходимы оценочные технологии и процедуры, которые были бы устойчивыми, объективными и позволяли своевременно корректировать деятельность органов государственной власти. Критерии, на основании значений которых формируется оценка результатов государственного управления, бывают количественные и качественные.

Критерии эффективности– признаки, грани, стороны проявления управления, посредством анализа которых можно определить уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества.

Главная роль должна принадлежать оценке уровня достижения поставленных перед органами управления целей, которые выражаются в прогнозах, программах, планах развития и т.д. Основная проблема — сформировать критерии и показатели оценки результатов деятельности, которые определяются спецификой конкретного объекта управления.

Эффективность государственного управления проявляется на всех уровнях функционирования системы: от отдельной организации — до местного общества, от местного уровня — до регионального, от регионального сообщества — до социальной системы и ее политической организации — государства. На каждом из уровней эффективность измеряется своими критериями, характеризующими соотношение целей и результатов, а в иной плоскости соответствие результатов интересам управляющих и управляемых, выраженных в целях.

В пределах общего критерия, выступающего в качестве ориентира для определения эффективности многочисленных отдельных решений по частным вопросам, применяются прагматические критерии, разработанные в теории социального управления.

Читайте также:  Измерение глюкозы тест полосками

Известная формула эффективности любой деятельности: Э — Р/Ц ,

где Э — эффективность, Р — результат, Ц — цель, — модифицируется в конкретные модели критериев

Эффективность — это отношение результатов деятельности (эффекта) госоргана (гр.служащего) к затратам (ресурсам) на достижение этих результатов. (Экономический подход).

Экономическая эффективность — это количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации человеческой деятельности.

Социальная эффективность – это качественная оценка деятельности, выражающая соответствие цели(ей) госоргана потребностям человека, гражданина, общества в целом. (Она отражает уровень и качество жизни населения, сбалансированность и степень развития соц. инфраструктуры, комфортность жилья, физическую и имущественную безопасность и др.)

Кратологическое (наука о власти) определение эффективности — это способность госорганов на различном уровне успешно решать экономические, социальные, финансовые, организационные и др. задачи, достигать поставленных целей, согласовывать и координировать экономические и политические интересы различных групп населения, действуя при этом в строго определенном правовом пространстве.

Критерии эффективности –признаки, посредством которых определяются результативность госуправления, степень его соответствия потребностям общества.

Показатель эффективности– качественный (описательный) или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению цели.

Пять критериев эффективности (Атаманчук Г.В.)

1) степень соответствия управляющих воздействий госоргана целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе

2) затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих действий;

3) стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур

4) сложность организации субъектов управления призвана не только соответствовать сложности объектов (не превышать данную сложность), но по возможности уступать ей, так как координирующий уровень всегда должен быть проще координируемого. (Сложность продолжает подавлять инициативу и творчество в управленческих процессах).

5) критерием эффективности являются общие (совокупные) экономические, социальные, технические, кадровые и другие издержки на содержание и обеспечение функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и иных организационных структур.

Международные программы оценки эффективности органов ГУ:

1. Индекс развития человеческого потенциала:

— средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении – оценивает долголетие. (Под показателем средней продолжительности предстоящей жизни следует понимать гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста при условии, что на всем протяжении их жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление).

(Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни — это число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся (сверстникам определенного возраста) при условии, что на протяжении всей последующей жизни в каждой возрастной группе коэффициент смертности будет таким же, каким он был у населения этого возраста в годы составления таблицы смертности).

— уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся,

— уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности в $ (долларах) США.

2. Индекс конкурентоспособности включает 12 критериев:

1) состояние общественных институтов;

2) состояние инфраструктуры;

3) макроэкономическая стабильность;

4) показатель здоровья нации;

5) уровень начального, высшего образования и профподготовки;

6) эффективность рынка товаров и услуг;

7) эффективность рынка труда;

8) степень развития финансового рынка;

9) технологический уровень;

11) конкурентоспособность компаний;

12) инновационный потенциал.

3. Индекс государственного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot, GRICS).

— право голоса и подотчетность;

— политическая стабильность и отсутствие насилия;

4. Индекс экономической свободы организации «Heritage Foun-dation»:

— госинтервенция в экономику;

— монетарная (кредитно-денежная) политика;

— иностранные инвестиции и потоки капитала;

— зарплаты и цены;

5. Индекс непрозрачности, (разработан компанией «Pricewater-house-Coopers»):

— коррупция в госорганах;

— законы, регулирующие права собственности;

— регулирование коммерческой деятельности.

6. Показатели эффективности госуправления, измеряемые на основе обследования (Всемирный Банк):

— показатели эффективности, разработанные в поддержку долгосрочной нац.стратегии;

— показатели эффективности управления политикой;

— показатели качества услуг, с помощью которых оценивают качество госуслуг или взаимодействия с обществом.

7. Методика оценки эффективности системы госуправления и качества госуслуг (Институт госуправления Кэмпбел — США):

— управление человеческими ресурсами;

— управление по результатам;

Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ: Указ Президента РФ от 21.08. 2012 г. № 1199 ( по сост. на 16.01.2015).

показателей для оценки эффективности деятельности

Читайте также:  Измерением физической величины можно считать

органов исполнительной власти субъектов РФ:

1.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

2. Численность населения.

3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств).

4. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями.

5. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.

6. Уровень безработицы в среднем за год.

7. Реальные располагаемые денежные доходы населения.

8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда.

9. Доля обучающихся в гос. (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в гос. (муниципальных) общеобразовательных организациях.

10. Смертность населения (без показателей смертности от внешних причин).

11. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ.

12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей.

Оценка социальной эффективности органов госвласти (методы):

— отчеты руководителей и иных должностных лиц госорганов перед гражданами;

-национальные и локальные обсуждения и голосования, референдумы;

— общественное мнение как совокупность свободно выраженных взглядов, суждений, позиций, точек зрения множества людей;

— обращения граждан как институт взаимосвязи власти и населения страны.

механизм оценки предполагает: (ВОПРОС 45)

сквозное ежегодное планирование деятельности муниципальной системы образования, всех муниципальных образовательных организаций на основе муниципального задания и муниципального плана действий, ежегодного планирования профессиональной деятельности руководителей и отдельных категорий работников, направленное на достижение базовых и дополнительных показателей эффективности и качества услуг

построение системы мониторинга текущих и итоговых показателей деятельности организаций, их руководителей, отдельных категорий работников по системе сбалансированных показателей деятельности;

применения утвержденной муниципальным нормативно-правовым актом методики оценки эффективности деятельности организации, с расчетом текущих и итоговых индикаторов эффективности деятельности

анализ результатов оценки, публичное освещение результатов, подготовку управленческих решений

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

по общему правилу аттестация граждан­ского служащего проводится один раз в три года.

Вместе с тем Закон о гражданской службе называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация:

1. по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

2. по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

· о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

· об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Согласно Положению о проведении аттестации государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестацион­ную комиссию представляется мотивированный отзыв непосред­ственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего. Отзыв должен содержать оценку исполнения граждан­ским служащим своих должностных обязанностей. В нем

круг лиц, не подлежащих аттестации:

1. проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

2. достигшие возраста 60 лет;

3. беременные женщины;

4. находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттеста­ция указанных гражданских служащих возможна не ранее чем че­рез год после выхода из отпуска;

5. замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заклю­чен срочный служебный контракт;

6. сдавшие квалификационный экзамен менее одного года назад.

В состав аттестационной комиссии включаются:

1. представитель нанимателя и (или) уполномоченные им лица (представители кадровой и юридической служб, представители подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность граж­данской службы);

2. представитель соответствующего органа по управлению го­сударственной службой;

3. независимые эксперты.

Число независимых экспертов должно составлять не менее од­ной четверти общего числа членов аттестационной комиссии. В качестве независимых экспертов могут привлекаться представи­тели научных и образовательных учреждений либо других органи­заций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой..

В случае отказа гражданского служащего от аттеста­ции, а также при неявке его на аттестацию без уважительных при­чин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной от­ветственности.

Аттестационная комиссия может одно из следующих решений:

1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадро­вый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Читайте также:  Как называется прибор для измерения энергии

3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной пере­подготовки или повышения квалификации;

4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы

Источник

Проблема измерения эффективности государственного и муниципального управления.

Проблема измерения эффективности государственного управления упирается прежде всего в понимание результатов – объективных факторов управления.

Можно выделить 3 аспекта в определении эффективности управления.

1) выяснение того, действительно ли возник результат управления;

2) поиск источника результата управления (профессионализм, качество правовых документов и т.д.);

3) установление взаимосвязи, сочлененности между целями, задачами, представлениями, моделями, заложенными в управленческих решениях и реально полученными результатами управления.

Итоговая информация как характеристика результата управления выступает предпосылкой и основой для последующего сравнительного измерения издержек на управление и результатов управления и получения соответствующих представлений о социальной эффективности управления.

Критерии общей соц. эффективности помогают определить связанность управления и общества и подготовленность первого к обеспечению динамики последнего: уровень производительности труда; темпы и масштабы прироста нац. богатства; уровень благосостояния людей; надежность и безопасность общественных отношений и др.

Критерии специальной соц. эффективности управления: раскрывают организацию и функционирование собственно управленческих подсистем: целевая обоснованность организации и функционирования субъектов управления, их систем и звеньев, затрата времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций; снижение сложности организации субъектов управления; издержки на содержание и обеспечение функционирования соответствующих субъектов управления.

Важная роль в анализе и оценке управления принадлежит критериям конкретной соц. эффективности деятельности каждой структуры, каждого участника управления, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения.

Таким образом, управленческие процессы и отношения с трудом поддаются количественным измерениям: для людей главное в них – их качество, заложенная в них мера удовлетворения их потребностей, интересов и целей, которые между тем, не только объективны, но и крайне субъективны. В то же время представления о качестве управления имеет большое практическое значение, т.к. свидетельствует с одной стороны о состоянии управления как феномена, а с другой об отношении к нему людей, об их восприятии и оценке.

Содержание и логика развития систем управления в условиях информационного общества.

Система управления —совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Социальный механизм госуправления —это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект гос. управления реализует потребности, интересы и цели общества и приводит их в жизнь.

Этот механизм может быть выражен через следующую логическую цепь: “потребности — интересы — цели — решения — действия — результаты”. (объяснить как это происходит) В случае строгой логики это может быть «да» или «нет». Для нечеткой логики добавляется решение «может быть». При авторитаризме возможны два решения — «да», «нет». При компромиссе их три — «да», «нет», «может быть». При консенсусе уже возможны четыре возможных решения – «да», «нет», «может быть», «не существует» («не определено»).

В жизни современного общества все большую значимость получает информация, системы и технологии ее сбора, анализа и воздействия на людей, увеличивается скорость передачи информации и электронный документооборот. Государственно-правовая реальность предстаёт в виде иерархии информационных моделей и систем, поэтому одной из широко признанных характеристик современного общества является понятие “информационное”. В современных условиях передовые страны мира переживают переход от индустриального общества, основанного на жестком разделении труда, массовом производстве и обмене материальными продуктами, к постиндустриальному (информационному, посткапиталистическому) обществу, в котором главную роль будут играть компьютерные средства формирования и обмена знаниями, телекоммуникации и управления, и следует ожидать ускорения этого процесса в первом десятилетии XXI века.

При информатизации управленческой деятельности к информационной системе предъявляются следующие требования:

2. достоверность, непротиворечивость и полнота выдаваемой информации;

3. возможность проведения периодических ревизий, контрольных проверок;

4.-максимальная доступность для пользователя;

5. надежность функционирования системы;

6.конфиденциальность системы, защита при доступности и транспарентности системы обществу.

Используются следующие виды информации: по времени получения — постоянная, дискретная; по сферам общественной жизни — экономическая, политическая, социальная, и т.д.; по источникам поступления — входящая, исходящая, внутренняя, внешняя информация; по способу передачи: спутниковая, электронная.

Руководитель организации в условиях информационного общества должен точно представлять информационные потоки в организационной структуре и по возможности рационализировать ее.

Источник