Меню

Эпитет метафора олицетворение сравнение гипербола что это примеры огэ



Виды, примеры тропов – таблицы

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы – устаревшие слова дружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории курень, гутарить
книжная,

разговорная лексика

дерзновенный, сподвижник;

просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра слов Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис — пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросноответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения– перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция– предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол «передают» в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная». Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь». Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

  1. контекстные антонимы
  2. метафора
  3. синтаксический параллелизм
  4. сравнение
  5. эпитет
  6. фразеологизм
  7. контекстные синонимы
  8. метонимия
  9. антитеза

Источник

Таблица для подготовки выполнения задания 3 ОГЭ «Изобразительно — выразительные средства»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Таблица составлена по результатам работы над выполнением задания 3 из ОБЗ.

Скачать:

Вложение Размер
tablitsa_ivs_9_klass_oge_.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 3: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ТРОПЫ) И ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ.

ТРОПЫ – слова, используемые в переносном значении. Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение. С их помощью автор передаёт своё отношение к изображаемому .

Из открытого банка заданий

ЭПИТЕТ – образное определение, которое выражается обычно именем прилагательным («жестокая буря») в переносном значении, но может быть и наречием («горячо любить»)

Усиливают выразительность, образность, яркость языка.
Выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
создают живое представление о предмете;
оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское отношение к изображаемому;

раскрывают внутреннее состояние героя.

А за рекою робко блестят золотые огни . (И.Бунин)

Через полчаса раздались нетерпеливые звонки . Выйти из операционной, устало так улыбнуться и сказать… (А.Алексин, вар.1)

А Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо . (Т.Устинова, вар.5)

Закаменевшим подбородком; Уютный, весёлый простой человек; Волшебным умением, счастливых мгновений; Холодные, пустые

глаза; Незатейливую песенку; Скудной жизнью; Тяжёлую минуту, собственной занятости; Золотой мальчик; Страшные глаза; Твёрдый решительный взгляд; Стеклянные от мороза, нежный голубоватый печной дым

СРАВНЕНИЕ — сопоставление предметов на основании общего у них признака. Обычно сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто. Также может выражаться формой творительного падежа существительных. Может присоединяться словами подобный, похожий.

Сравнения, как и эпитеты, играют те же роли в тексте: усиление его изобразительности и образности, создание более ярких, выразительных образов; выделение, подчеркивание каких-либо существенных признаков изображаемых предметов, их признаков, качеств, действий; выражение авторских оценок и эмоций.

Собака вздохнула глубоко и громко , как человек . (Ю.Яковлев) (вар.7)

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром . (С.Есенин)

Под голубыми небесами великолепными коврами , блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин)

Змейкой мчится по земле позёмка. (С.Я.Маршак)

На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)

Лицо было подвижным , как у клоуна; Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер; Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! Воспитательниц в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость ,…. словно вихрь, чтобы котёнком прыснуть вниз,

Словно они впрямь были изо льда; Укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками; Мы с бабушкой, как заговорщики,… Птички, как отчёркнутые галочки,… Преподнёс новость, как пирожное на блюдечке, . Глубокая и тихая вода лакировано блестела, словно в реку вылили масло, …Они светились, как два маленьких посоленных солнца, … Она, как свет, возникла где – то… Он работал, как подёнщик, как вол, …

ОЛИЦЕТВОРЕНИ Е — наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку.

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо,

усиления передаваемых мыслей и чувств;

для выражения авторских характеристик предметов.

Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов)

Про учительницу Ксению Андреевну говорили, что у неё руки поют .

Дикая рябинка со своею благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила птичек. (В.Астафьев)(вар.24)

Дождь заколачивал и заколачивал что – то в крышу ; Контора смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами; Ветер схватил и унёс его за тополя; Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу… Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что вместе с ней ушла музыка… Один, только один раз земля не уберегла меня… А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало… Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.

МЕТАФОРА – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Поэтому метафору часто можно переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста усиливает зримость и наглядность изображаемого. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Багровый костёр заката. (И.А.Бунин)

Всей своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. (л.Андреев)(вар.23)

И теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа .

Увидеть глаза, которые остановились от страха и ожидания. (А.Алексин) (вар.1)

Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль. Этих реплик хватило, чтобы суматошная мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. И таблица умножения превращалась в стихи . Серая громада висла переулочком, по утрам застила солнце, вечерами сверху летели звуки музыки. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей. Машенька сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул. Во мне накопилось много слов . Они (слова) распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу. Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его (место) у себя в сердце. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. Какая – то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. Повисли плотные сумерки , и во мраке, возле пляшущих языков огня , метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби. Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души… Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.

Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

В русском языке фразеологизмы служат д ля выразительности речи, е ё образности, яркости и точности . Употребляя такие сочетания, мы прида ем своему рассказу эмоциональность , афористичность и даже метафоричность.

Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Не могла оторвать глаз; перерыв всё вверх дном; по их стопам я не пойду; я был на седьмом небе от счастья; сбежать на край света; удачи приходят как бы за его счёт; всё уже пройдено вдоль и поперёк; будто на нём свет клином сошёлся; Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз; Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. Я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит. Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана , детские игры – всё это настраивало на определённый лад. От нечего делать; выше моих сил; лезли под руку; А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и , погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза. Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. Эти пуговицы бросились мне в глаза … Всё честь по чести..; Но я даже не подал виду . Всё обойдётся; По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова. Другим не было никакого дела; Язык не поворачивается; Расходиться кто куда; Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал. Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. Тяжкий крест; Провалился сквозь землю; Поднял всех на ноги; Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четверти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей. Но Васятка не слышал , он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.Изо всех сил; тут как тут; подумать только

Слова, разговорного употребления,отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. Встревает тут Федосья, баба из Пустыни…

ГИПЕРБОЛА — излишнее преувеличение свойств изображаемого предмета

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов

— резко усиливать выразительность изображаемого,

— придавать мыслям яркую эмоциональную окраску,

— передавать авторскую оценку.

Звонили, наверное, раз сто .

Опять рыжики нашёл Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.( В.Солоухин)

Мурлышка – вся её жизнь.

Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация будет интересна для учителей, работающих в 9, 11 класах при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Методы и приемы работы, используемые при выполнении задания В8.

Этот материал поможет учителям и учащимся систематизировать знания при подготовке к заданию В 8 по русскому языку.

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности).

Даны тренировочные упражнения для учащихся 9 класса на темы: «Словосочетания», «Выразительные средства», «Синонимы».

Таблица «Изобразительно-выразительные средства языка» поможет учащимся систематизировать знания при подготовке к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку.

Комплекс упражнений для отработки навыка выполнения задания на определние средств выразительности. ОГЭ русский язык.

Источник

Читайте также:  Сравнение тарифов для модема сотовых операторов