Меню

Это фраза эпитет или сравнение звонок как погребальный колокол



Проверочный тест по литературе Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» (6 класс)

Тест Ф Искандер «13 подвиг Геракла»

1. Действие рассказа происходит:

а) в Древней Греции;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны;

6. Учитель математики обвинил обманувшего его ученика:

2. По происхождению Харлампий Диогенович:

7. Во фразе «звонок, как погребальный колокол» – используется:

3. Смех не нарушал дисциплины в классе, потому что:

а) он быстро затихал;

б) был организован самим же учителем;

в) смеялся обычно только один ученик;

г) смеялся обычно только учитель.

8. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» относится к произведениям:

4. За час до урока рассказчик с нерешённой задачей обратился:

а) к отличнику Сахарову;

б) к Алику Комарову;

в) к футболистам;

9. Метод Харлампия Диогеновича заключался в том, что он:

а) разрешал опаздывать на свои уроки;

б) требовал от учеников беспрекословного подчинения;

в) приучал учеников относиться к себе с чувством юмора;

г) воспитывал детей на собственном примере.

5. Какое мероприятие сорвало урок математики:

а) поход в краеведческий музей;

б) ложная воздушная тревога;

в) профилактические прививки;

г) уколы против тифа.

10. Кто по происхождению автор рассказа?

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-1340186

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест «Литературоведческие термины. Повторение в конце года». (6 класс)

Тест «Литературоведческие термины» (6 класс)

Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов – это …

1) антитеза 2) аллегория 3) сравнение

2. Сюжетное стихотворение на историческую или легендарную тему с элементами фантастики – это …

1) поэма 2) баллада 3) басня

3. Построение произведения – это …

1) сюжет 2) композиция 3) фабула

4. Трёхсложный размер стиха с ударением на второй слог – это …

1) ямб 2) дактиль 3) амфибрахий

5. Произведение устного народного творчества, передающее представление народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях – это

1) легенда 2) миф 3

6 . Найди соответствия.

эпитет 1) звонок, как погребальный звон

олицетворение 2) тяжёлый утёс отломил

метафора 3) неизвестный цветок

гипербола 4) объятья холода

сравнение 5) мягкий голос

аллегория 6) гора шептала

7. Определи стихотворный размер.

В этой роще берёзовой,

Вдалеке от страданий и бед… (Н.Заболоцкий)

1) дактиль 2) анапест 3) ямб

8. Определи стихотворный размер.

Когда на меня навалилась беда

И шёл я по отчему краю… (К.Кулиев)

1) амфибрахий 2) хорей 3) анапест

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-1649167

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Контрольная работа №9 по произведениям В.М.Шукшина, Ф.А. Искандера
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok_76_literatura.odt 26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа №9 по произведениям В.М.Шукшина, Ф.А. Искандера

1. Кто занимался воспитанием будущего писателя В.М. Шукшина?

А) мать, Б) бабушка, В) отчим

2. Рассказ Василия Шукшина называется

А) «Свозил» Б) «Смазал» В) «Врезал» Г) «Срезал»

3. Как называется эта разновидность описания в художественном тексте?
Глеб Капустин — толстогубый, белобрысый мужик сорока лет.

4. Глеб Капустин пытался выяснить отношение кандидата к проблеме

А) оккультизма; Б) шаманизма; В) коммунизма

5. Как называется краткое меткое устойчивое образное народное выражение, встречающееся в речи Глеба?
Голой рукой не возьмёшь.

6. Дед и Петька из рассказа «Критики» «больше всего на свете любили»?

А) футбол Б) кино В) театр

7. Кем работал Ермолай Кибяков, один из героев рассказа «Критики»?

А) плотником Б) милиционером В) киномехаником

8. Какова роль Харлампия Диогеновича в формировании детских характеров?

А) приучал детей относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора

Б) разрешал хулиганить

В) требовал чёткого выполнения своих поручений

Г) высмеивал глупость

9. В чем ходил зимой и летом директор школы ?

10. Во фразе «звонок, как погребальный колокол» – используется:

А) сравнение; Б) гипербола; В) олицетворение; Г) эпитет.

11 . С какой целью один из учащихся стащил кинжал абхазского феодала?

А) чтобы сыграть в спектакле Б) чтобы продать его В) чтобы подарить его другу

Г) чтобы сбежать с ним на фронт

12. Объясните значение фразы : «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого» (5-10 предложений)

Контрольная работа №9 по произведениям В.М. Шукшина, Ф.А. Искандера

1. Где прошло детство Ф.А.Искандера?

А) в Абхазии Б) на Украине В) в Германии Г) в Грузии

2. Рассказ Фазиля Искандера называется

А) «Двенадцать месяцев» Б) «Тысяча и одна ночь» В) «Тринадцатый подвиг Геракла»

Г) «Двенадцатый подвиг Геракла»

3. Назовите в рассказе всё, что связано с Древней Грецией.

4. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» относится к произведениям:

А) сатирическим; Б) юмористическим; В) трагическим; Г) ироническим.

5. Перечислите одноклассников рассказчика.

6. Как называют в литературе героев В.М. Шукшина?

А) умники и умницы Б) чудики, странные люди В) исключительные натуры

7. Кандидатами каких наук были гости, приехавшие к старухе из рассказа В.М. Шукшина «Срезал»?

А) филологических Б) математических В) философских Г) медицинских

8. Как называется краткое меткое устойчивое образное народное выражение, встречающееся в речи Глеба?
Голой рукой не возьмёшь.

9. Глеба в селе не любили, потому что

А) он был мстительным Б) он был жестоким В) он был завистливым

10. Почему дед и Петька (из рассказа «Критики») садились в первый ряд?

А) билеты были дешевле; Б) дед плохо слышал; В) оба плохо видели

11. Какое звание имел Ермолай Кибяков?

А) младший лейтенант Б) старший сержант В) майор.

12. О чём заставляет задуматься рассказ В.М. Шукшина «Критики»? (5-10 предложений)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа охватывает произведения Шолохова, Булгакова, Солженицына, Бунина, Достоевского. 2 варианта.

КР по алгебре 7 класс.

В статье рассматриваются особенности синтаксиса произведений В.М.Шукшина.

9 класс. Контрольная работа № 3. «Скалярное произведение векторов». Дидактические материалы Б.Г. Зив.

Контрольная работа №5 по произведениям поэтов XIX века.

Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.

Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов XIX века.

Источник

Входной контроль по литературе в 7 классе

Входная контрольная работа по литературе в 7 классе

А1 . Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь : «Краткий иносказательный рассказ поучительного характера, где действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества».

1)баллада 2)гимн 3)басня 4)рассказ

А2 . Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)сказка 3)загадка 4)роман

А3 . Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

2)В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

— Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске.

— Меня? — переспросил я, чувствуя, что голос мой подымается прямо из живота.

— Да, именно вас, бесстрашный малярик, — сказал он.

Я поплелся к доске.

— Расскажите, как вы решили задачу, — спросил он спокойно и, — щелк, щелк — две бусины перекатились с правой стороны на левую. Я был в его руках.

Класс смотрел на меня и ждал. Он ждал, что я буду проваливаться, и хотел, чтобы я провалился как можно медленней и интересней.

Я смотрел краем глаза на доску, пытаясь по записанным действиям восстановить причину этих действий. Но мне это не удалось. Тогда я стал сердито стирать с доски, как будто написанное Шуриком путало меня и мешало сосредоточиться. Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить. Но звонок не звенел, а бесконечно стирать с доски было невозможно. Я положил тряпку, чтобы раньше времени не делаться смешным.

— Мы вас слушаем, — сказал Харлампий Диогенович, не глядя на меня.

— Артиллерийский снаряд, — сказал я бодро в ликующей тишине класса и замолк.

— Дальше, — проговорил Харлампий Диогенович, вежливо выждав.

— Артиллерийский снаряд, — повторил я упрямо, надеясь по инерции этих слов пробиться к другим таким же правильным словам. Но что-то крепко держало меня на привязи, которая натягивалась, как только я произносил эти слова. Я сосредоточился изо всех сил, пытаясь представить ход задачи, и еще раз рванулся, чтобы оборвать эту невидимую привязь.

— Артиллерийский снаряд, — повторил я, содрогаясь от ужаса и отвращения.

В классе раздались сдержанные хихиканья. Я почувствовал, что наступил критический момент, и решил ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку.

— Вы что, проглотили артиллерийский снаряд? — спросил Харлампий Диогенович с доброжелательным любопытством.

Он это спросил так просто, как будто справлялся, не проглотил ли я сливовую косточку.

— Да, — быстро сказал я, почувствовав ловушку и решив неожиданным ответом спутать его расчеты.

— Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал, — сказал Харлампий Диогенович, но класс уже и так смеялся…

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса. Харлампий Диогенович поставил мне отметку в журнал и еще что-то записал в свой блокнотик.

В1 .Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2. Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3 . Чем закончился этот урок для рассказчика, что он решил для себя ?

1)перестал выполнять домашние задания

2)стал серьезней относиться к домашним заданиям

3)никогда не шутил с учителем

4)всегда был готов к уроку

В4 . Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)В каждой шутке есть доля правды.

2)Делу время – потехе час.

3)Смех смехом, а дело делом.

4)Чужим умом в люди не выйдешь.

В5 . Какие средства выразительности использовал автор в предложении : « Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить»?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

В6 . Какое средство выразительности использовал автор в предложении : « Звонок, как погребальный колокол , продрался сквозь хохот класса»? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)метафора 4)олицетворение

Прочитайте отрывок из произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Но вот выговорилась бабушка. Ушёл куда-то дед. Я сидел, разглаживал заплатку на штанах, вытягивая из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой…

Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

-Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку.

С1. Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и из текста.

Входная контрольная работа по литературе в 7 классе

А1 . Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь : «стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему с напряженным сюжетом, где реальное переплетается с фантастическим».

1)баллада 2)роман 3)басня 4)рассказ

А2 . Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)рассказ 3)загадка 4)сказка

А3 . Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.И.Куприн «Чудесный доктор»

2)В.Г.Распутин «Уроки французского»

3)М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга,она слышала веселые поздравления присутствующих и всё ещё не могла поверить,что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее.Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли изцеркви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро ихобежал — и снова оказал прежнюю бесчувственность. Молодые сели вместе вкарету и поехали в Арбатово, туда уже отправился Кирила Петрович, дабывстретить там молодых. Наедине с молодою женой князь нимало не был смущен еехолодным видом. Он не стал докучать ее приторными изъяснениями и смешнымивосторгами. Слова его были просты, и не требовали ответов. Таким образомпроехали они около 10 верст, лошади неслись быстро по кочкам проселочнойдороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах. Вдруграздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людейокружила ее, и человек в полу-маске, отворив дверцы со стороны, где сиделамолодая княгиня, сказал ей:

— Вы свободны, выходите.

— Что это значит,-закричал князь, — кто ты такой.

— Это Дубровский, — сказала княгиня.

Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожныйпистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула, и сужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровьпоказалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали

времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащилиего из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.

– Нетрогать его! — закричал Дубровский, — и мрачные его сообщники отступили.

-Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.

— Нет, -отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.

— Что выговорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы былиприневолены, вы никогда не могли согласиться.

— Я согласилась, я далаклятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить

его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последнейминуты. Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души -лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его. Он успел сказатьим несколько слов, они посадили его верхом, двое из них его поддерживали,третий взял лошадь под уздцы, и все поехали в сторону, оставя карету посреди

дороги, людей связанных, лошадей отпряженных, но не разграбя ничего и непролив ни единой капли крови, в отмщение за кровь своего атамана.

В1 .Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2. Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3 . Что случилось с Дубровским, когда он понял, что Маша уже никогда не будет с ним?

1)уехал в своё имение

2)сдался в плен властям

3)скрылся за границу

4)продолжил совершать грабежи вместе с шайкой разбойников

В4 . Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

2)Честь дороже жизни.

3)Жизнь без любви что год без весны.

4)Не дорог подарок – дорога любовь.

В5 . Какие средства выразительности использовал автор в предложении : « Она чувствовала холодный поце луй немилого супруга,она слышала веселые поздравления присутствующих и вс ё ещ ё не могла поверить,что …Дубровский не прилетел освободить ее »?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)иносказание

В6 . Какое средство выразительности использовал автор в предложении : « Взор её быстро их обежал — и снова оказал прежнюю бесчувственность »? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

Прочитайте отрывок из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского»

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

С1. Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и из текста.

Источник

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ — эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже — наречием.
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

ГИПЕРБОЛА — преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.

Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

МЕТАФОРА — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

«мечты кипят» (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
«. и слышно было до рассвета, как ликовал француз. » (Лермонтов).
Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)

Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)
Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
. Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям. (Лермонтов)
Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)

ИРОНИЯ — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

СИМВОЛ — многозначное иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)
В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).

АЛЛЕГОРИЯ — однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело. (лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)

Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ — вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу. (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ — слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак «?»
Как дела?
О чем ты говоришь?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Мы читали разные книги. Я — «Евгения Онегина», сестра — «Капитанскую дочку».
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).

ОБРАЩЕНИЯ — слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится «!» знак.
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)

Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ — сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны. (Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого. (Лермонтов)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

АНАФОРА — единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

Когда волнуется желтеющая нива. Когда росой обрызганный душистой. Когда студеный ключ играет по оврагу. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)

ЭПИФОРА — повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек
.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат. (Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)

АНТИТЕЗА — противопоставление.
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)

ОКСЮМОРОН — сочетание несовместимого.
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)

Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые. (Чехов)

ГРАДАЦИЯ — последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)

ИНВЕРСИЯ — нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии. (Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР — повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона. была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. зубы его. выказывались двумя полукругами. (Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата’. Копите злато до конца! (Пушкин)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

. Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
. Но идет. Шатается. Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА — текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

ЦИТИРОВАНИЕ — слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)

ДИАЛОГ — разговор двух или более героев повествования.
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
— Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь.
— Мария Петровна, что вы говорите? — в замешательстве забормотал он. — Если бы не вы. (Бондарев)

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный — скучный; сильный — слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ — слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

СИНОНИМЫ — слова, различные по написанию, но близкие по значению.
«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться — пугаться

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ — слова, близкие по значению только в пределах контекста.
«Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга.»
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)

ДИАЛЕКТИЗМЫ — слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой — плохой

ЖАРГОНИЗМЫ — речь социальной группы, отличная от общего языка.
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага — общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ — слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).

ТЕРМИНЫ — слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА — слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО — ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА — слова, которые носят оценочный характер.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

АРХАИЗМЫ — устаревшее слово или оборот речи.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА — слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — лексически неделимые, устойчивые словосочетания.
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.

Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ — стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)

В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)

АССОНАНС — повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)

Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой. (Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — воспроизведение природного звучания какими — либо напоминающими его звуками.
мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква
«Трах — так — так! — И только эхо откликается в домах. » (Блок)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Источник

Читайте также:  Кане корсо сравнение с питбулем