Меню

Федор иванович тютчев как весел грохот летних бурь эпитеты метафоры олицетворения сравнение



«Как весел грохот летних бурь» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф.Н.Тютчева. В данной статье можно ознакомится с полным и кратким анализом “Как весел грохот летних бурь” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как весел грохот летних бурь.

История создания – стихотворение написано в 1851 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с опоясывающей рифмовкой.

Метафоры“незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты“прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

История создания

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, об построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы, ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической, философской и публицистической деятельности.

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Пейзажное стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Стихотворение написано ямбом с опоясывающей рифмовкой (в структурном плане оно поделено на четверостишия АВВА).

Мужской тип рифмы чередуется с женским, она богата и насыщена. Звукопись в произведении играет важную роль – передаёт всю гамму раскатов и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор играет со звуками “р” и “ж” (“вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит”), заканчивая шелестом ветра – “широколиственно и шумно”. Автор создаёт эффект шагов стихии, которая поэтапно вступает в свои права.

Средства выразительности

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величественным. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

Источник

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

На уроках литературы в 7 классе изучается творчество Ф.Н.Тютчева. В данной статье можно ознакомится с полным и кратким анализом “Как весел грохот летних бурь” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как весел грохот летних бурь.

История создания – стихотворение написано в 1851 году после возвращения Тютчева на Родину.

Тема – природа в преддверии грозы.

Композиция – 2 строфы по 8 строк, объединённые смысловым единством – описанием лесного пейзажа в момент надвигающейся грозы.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с опоясывающей рифмовкой.

Метафоры“незримая пята”, “лесные исполины”.

Эпитеты“прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно”, “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога”.

История создания

Фёдор Иванович Тютчев не просто поэт и публицист, об построил блестящую карьеру дипломата, был выдающимся политиком. Много времени Тютчев вынужден был жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение “Как весел грохот летних бурь”, в котором описано начало грозы, ярко и очень поэтично. Поводом к написанию послужило долгое отсутствие поэта на родине, поэтому возвращение в Россию, восхищение родной природой послужило толчком к созданию произведения. Поэт застал момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние в природе. Автор не считал поэзию своим призванием, она была второстепенным занятием, после политической, философской и публицистической деятельности.

Читайте также:  1080ti 1660 super сравнение

Стихотворение пейзажной тематики о первых “аккордах” перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тональность стиха – весёлая, приподнятая. Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает” , меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой, созвучен радостному настроению лирического героя. Она игрива, мудра, весела и таинственна. О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист” , граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах” , резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке. Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно делится на 3 предложения. Первая строка стихотворения – отдельная синтаксическая единица. Затем идет достаточно распространённое восклицательное предложение о наступающей грозе. Следующая строфа также равна предложению, которое заканчивается многоточием, остаётся семантически незаконченным. Это пауза перед главным действом. Остаётся несколько мгновений до “выхода на сцену” главной героини – грозы. Лирическое произведение очень динамичное и цельное за счёт синтаксиса и внутреннего содержания.

Пейзажное стихотворение. Классический пример пейзажной лирики, написанной в лучших традициях романтической поэзии. Стихотворение написано ямбом с опоясывающей рифмовкой (в структурном плане оно поделено на четверостишия АВВА).

Средства выразительности

У Тютчева встречается много эпитетов, он щедр на краски и словесную живопись: “прах летучий”, “небесная лазурь”, “опрометчиво-безумно” , “широколиственно и шумно”, “внезапная тревога” . Возвышенная лексика делает тютчевский стих торжественным и радостным.

Метафора “лесные исполины” делает образ деревьев сказочно-волшебным, ярким и величественным. “Незримая пята” надвигающейся бури клонит огромные деревья к земле, предвещая грандиозное действо.

Источник

Стихотворение и анализ «Как весел грохот летних бурь…»

Как весел грохот летних бурь.

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Краткое содержание

А. Саврасов. Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851

Мы видим описание стихии с самого её начала. Буря веселит своим грохотанием, туча с грозой медленно вытесняют «небесную лазурь». Как только буря начинает полноправно царить в природе, она приступает к играм с дубравой. Мы буквально «слышим» шум деревьев.

Ветер не обходит стороной лес: под напором его сильных порывов деревья склоняются, словно «совещаясь» между собой. Шум деревьев не способен заглушить птичий свист. Мы «видим», как с дерева слетает первый пожелтевший листок – предвестник осенней поры. Осенние воспоминания не радуют поэта: в последних строчках ощущаются ноты лёгкой грусти.

История создания

Тютчев много лет прожил вдали от России, в Германии. Это произведение он написал в 1851 г. В нём автор ярко и поэтично описал самое начало грозы. Стимулом к созданию этих стихотворных строк послужило длительное отсутствие поэта на Родине. Его возвращение в родные пенаты и восхищение родной природой явилось толчком к написанию произведения. Следует заметить: Тютчев считал поэзию своим хобби. Основной деятельностью для него были политика, философия и публицистика.

Жанр, направление, размер

Произведение является ярким примером пейзажной лирики, написанной в лучших традициях поэзии романтизма. Стихотворный размер – ямб с опоясывающей рифмой. Мужская рифмовка чередуется с рифмовкой женской, она насыщенна и богата.

Композиция

Произведение включает в себя две строфы. С синтаксической точки зрения его можно разделить на три предложения:

Первая строка представляет собой самостоятельную синтаксическую единицу. Затем следует распространённое восклицательное предложение, сообщающее о наступающей грозе.

Читайте также:  Сравнение дорожных фрез таблица

Вторая строка равна одному предложению, заканчивающемуся многоточием. Оно представляется семантически незавершённым. Поэт осознанно выдерживает паузу перед основным действием.

Третья строка – это мгновение до появления главной героини повествования – грозы.

Произведение характеризуется повышенным динамизмом и цельностью, благодаря своему синтаксису и внутреннему содержанию.

Образы и символы

Стихотворение богато на яркие образы природы, передающие основное идейное звучание произведения:

образ природы – весь лес воспринимается поэтом, как совершенный живой организм. Природа общается с ним «понятным сердцу языком». Образ природы символизирует сокровенные мысли поэта, его чувства, сомнения, нерешённые вопросы;

образ летней грозы – она представляется поэту юной девушкой, любящей пошалить и этим привнести в скучную жизнь радость, счастье, лёгкость. В грозе нет ничего устрашающего, даже несмотря на то, что после первых дождевых капель «вся дубрава задрожит…шумно»;

образ векового дуба – поэт сравнивает себя с вековым дубом, отличающимся выносливостью. Но, даже дуб не в состоянии устоять перед раскатами летней грозы так же, как поэт не может остаться равнодушным перед очарованием молодости. Отдаваясь на волю случая, поэт понимает: его судьба уже предопределена;

образ дубравы – под образом дубравы следует понимать самого поэта, а под образом грозы – прекрасную юную девушку по имени Елена Денисьева, в которую Тютчев был влюблён. Невзирая на то, что поэт состоял в браке, он не мог отказать себе в страстном чувстве к любовнице. Елена отличалась весёлым характером и непосредственностью.

Темы и настроение

Основная тема произведения – природа на пороге скорой грозы. Стихотворение повествует о самых первых «аккордах», накануне непогоды. Гроза живёт своей отдельной жизнью, подобно юной девушке: она «смущает» и «набегает», изменяя всё вокруг себя. Гроза наделена душой и характером. Настроение стихотворения отличается весёлостью и позитивностью.

Основная идея

Основная мысль, которую доносит до нас поэт – способность видеть и осознавать, как величественна гроза. Тютчев стремится передать читателям очарование неповторимой красотой русской природы. Он доносит до нас состояние души человека, в жизни которого появилась новая сильная любовь (чувства поэта к юной возлюбленной Елене Денисьевой).

Средства выразительности

Автор использует классический инструментальный набор выразительных средств:

эпитеты – «небесная лазурь», «внезапная тревога», «прах летучий»;

метафоры – «незримая пята», «лесные исполины»;

единственное сравнение – «ропщут, как совещаясь…»;

аллитерация – посредством использования слов с согласным «р», поэт передаёт звучание грома: «грохот летних бурь», «вдруг на дубраву набежит»;

возвышенная лексика придаёт произведению торжественность и радость.

Источник

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь»

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Как весел грохот летних бурь», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Значительную часть своей жизни Тютчев провёл за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Вернувшись в Россию, поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». История создания стихотворения

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

Какие картины предстают перед внутренним взором во время чтения стихотворения? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Каким настроением проникнуто стихотворение Тютчева?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ прах летучий небесную лазурь под незримою пятой лесные исполины сквозь внезапную тревогу весел грохот летних бурь гроза … набежит дубрава задрожит гнутся исполины ропщут вершины гроза, нахлынувшая тучей как под незримою пятой, лесные гнутся исполины тревожно ропщут … вершины, как совещаясь меж собой

Читайте также:  Сравнение вольность с деревнями

Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя ещё не упали. Приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь», ощущается задолго до её начала. Природа словно готовится к приходу этой необычной гостьи, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты. В ней нет ничего грозного или же устрашающего, так ведёт себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

В этом произведении автор наслаждается природой перед началом грозной бури. Но, не смотря на грозность представленной картины, отношение самого поэта к этому событию в природе положительное. Тон стихотворению задаёт позитивно окрашенное слово — «весел», которое и передает отношение автора к происходящему. Для наиболее яркого представления события предстоящей бури, в стихотворении используются метафоры и эпитеты, усиливающие этот образ. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Чтобы передать краски надвигающейся грозы, Тютчев использует такие цвета: (небесная) лазурь, жёлтый (лист). Именно представление жёлтого листа, даёт понимание, что время года, описанное в этом стихотворении – позднее лето. О приближении осени свидетельствуют звуки, которыми автор наполняет природу в этом стихотворении: грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист. Чтобы ярче передать происходящее и помочь читателю услышать звуки природы, автор использует аллитерацию и ассонанс звуков. Так, благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома, звук Ш передаёт шум дубравы. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

В описании природы поэт всегда показывает её живое существование, сравнимое с душой человека. В своих стихах он пытается уловить душу природы, понять её и объяснить. Любуясь красотой природы, лирик передаёт очарование в живых красочных картинах, рисует многообразие природы, подмечая её неповторимую особенность. Тютчев любит природу и очень тонко чувствует её состояние, и все происходящее он стремится наиболее точно передать в своих стихотворениях. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…

Проверьте себя Ведущей в стихотворении является тема: Какая строфа стихотворения содержит риторическое восклицание: Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь» написано: НЕПРАВИЛЬНО в 1853 г. Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дружбы ПРАВИЛЬНО природы НЕПРАВИЛЬНО одиночества НЕПРАВИЛЬНО вторая НЕПРАВИЛЬНО третья ПРАВИЛЬНО ямб НЕПРАВИЛЬНО хорей НЕПРАВИЛЬНО дактиль ПРАВИЛЬНО в 1851 г. Какое настроение лирического героя передано в стихотворении: НЕПРАВИЛЬНО спокойствие ПРАВИЛЬНО радость НЕПРАВИЛЬНО тоска НЕПРАВИЛЬНО в 1849 г. ПРАВИЛЬНО первая

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:

5 Как вы оцениваете свои знания?

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-935413

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник