Меню

Гегель кант сравнение таблица



Философия Гуров (1) / 6 / Таблица

субъективный идеализм, немецкой классической философии

Немецкая классическая философия, Романтизм

Отношение к диалектике

Учение Канта об антиномиях теоретического разума .Возобновителем и даже зачинателем диалектики. Именно с Канта ведет начало течение диалектического идеализма

Написал сочинение «Я» ,как Диалектику бесконечного процесса творческого самополагания. Собственную философскую систему, избегая иностранных терминов, Фихте назвал «наукоучением». Наукоучение мыслилось им как дедуктивная система, базирующаяся на одной основной и двух вспомогательных самоочевидных аксиомах, или «основоположениях».

у Шеллинга нет ни одной работы, в которой его мировоззрение было бы окончательно сформулировано.

Первый период в развитии философии — исследовании гносеологической проблемы основного принципа познания Главной задачей второго периода- конструирование природы как саморазвивающегося духовного организма. третий период — раскрытии идеи абсолютного как тождества основных противоположностей

согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике. истинный характер абсолютного выражается в его самоотрицании

чувственность — единый источник истинного знания.

Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания.

профессор логики и метафизики Мартин Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки. Защитил несколько диссертации

Применительно к современной ему философии таким пунктом

согласия Фихте считает тезис: философия есть наука. Далее же требуется

развить понятие науки, чтобы продвинуться вперед в определении сущности

философии как наук учения.

В 1798 году Шеллинг становится профессором Йенского университета. С 1803 по 1806 год Шеллинг преподает в Вюрцбургском университете, после чего перебирается в Мюнхен, где становится штатным членом Баварской академии наук.

Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две первые части гегелевской логики (логика объективная). Третья часть есть учение о понятии

специалиста по праву. Читал лекции по логику, историю философии

Отношение к религии

Отношение Канта к религии обусловлено его нравственной философией: он допускает только «моральную теологию», отрицая «теологическую мораль», т.е. по его точке зрения, религия должна быть нравственною, или основанной на нравственности.Реальной основой религии Кант признает «Реальное зло» в человеческой природе сущность религии.

Фихте отказывался от расхождении религиозных идей и «Учении о религии». Идея возможности морального закона требует веры в Бога не только в образе силы, господствующей над природой и способной соединить добродетель и счастье

чувственный мир конечных вещей происходит вследствие отпадения его от Божества. Это отпадение не представляет постепенного перехода, как в эманации, но резкий скачок. Так как только абсолютное обладает истинным бытием, то отделившийся от него материальный мир не есть истинно сущий.

В религии абсолютное проявляется с более общим объективным и вместе с тем более глубоким субъективным характером, нежели в искусстве. Оно открывается представлению и душевному чувству как сверхчеловеческое — совершенно независимое от конечного субъекта, но теснейшим образом с ним связанное.

Субъект божества — разум.

Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры — Бог, свобода воли, бессмертие души — Фейербах признает излишними

три вопроса, обнимающие собой все духовные интересы человека и определяющие структуру философии:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

Если удовлетворение влечения животного происходит с необходимостью, то человек действует по осознанному намерению. «Человек не просто гоним естественным побуждением

Человек представляет ту стадию, на которой впервые обнаруживается универсальная воля. В нём есть возможность того раздвоения индивидуальной и универсальной воли. Это возможное раздвоение есть следствие человеческой свободы. Таким образом зло в человеческой природе состоит в утверждении своей обособленности, в стремлении от первоначального центра абсолютного к периферии.

человек, по мысли Гегеля, может быть в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «предмета», а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

субъект разума — человек. в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения.

в первую очередь, относится идея моральности, которой определяется уровень свободы, достигнутый обществом и человеком.

Свобода не дана для реального познания, но она указана практическому разуму посредством безусловного требования морального закона.

если животное действует ради поживы, ради поживы может действовать и человек, но, однако, он действует свободно, потому что действует осознанно и по правомочию своей воли. Пока человек стремится лишь за поживой, он зависит от данного чувственного объекта — предмета вожделения.

Под свободой Шеллинг понимает не случайную возможность выбора в каждом данном случае, а внутреннее самоопределение.

свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу

Человек изначально не свободен, «не-волен». Лишь в ходе своего развития он обретает свободу, так же, как человечество в ходе истории преодолевает рабство. «Воля не свободна, но она хочет быть свободной», — говорит Фейербах

Читайте также:  Centos сравнение файлов по содержимому

Источник

«В сравнении»: Что такое идеал? Версии Канта и Гегеля.

Слово «идеал» в обыденном его употреблении ассоциируется с чем-то совершенным и безупречным. При этом мало кто способен назвать точные характеристики идеала и определить его строго. Concepture предлагает ознакомиться с попытками двух выдающихся философов, Канта и Гегеля, выполнить эту непростую задачу.

Идеал как отсутствие противоречий

Кант связывал наличие идеала с наличием внутренней цели. То есть, не имеют идеала как явления без цели (например, природа), так и явления, чья цель находится вне их самих (например, орудия труда). Согласно Канту, единственным из всех известных нам явлений, действующих по внутренней целесообразности, является человек. Отсюда следует определение человека Кантом как существа, способного к целеполагающей деятельности. Способность свободно ставить себе цель и достигать ее напрямую связана с разумом. Именно поэтому идеал отсутствуют и у животных, несмотря на то, что они также обладают внутренней целесообразностью. В них однако эта целесообразность осуществляется без сознания и воли, лишь инстинктивно.

Идеал, по Канту, есть представление об итоговом совершенстве отдельного человека и человеческого рода вообще. Таким образом, идеал основан на осознании того, что человек есть самоцель собственной деятельности, и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то.

Признаком осуществления идеала Кант считает полное преодоление всех противоречий между человеком и обществом, всеобщим и единичным, целым и частью, интеллигибельным и эмпирическим, долгом и чувством.

Идеал как априорный принцип

Несмотря на то, что сам Кант полагал идеал теоретически пошагово реализуемым на пути прогресса, в действительности история показывала обратную картину, превращая таким образом идеал в кантовском понимании в некий недостижимый горизонт, который все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Как отмечал Ильенков, «между каждой наличной, данной ступенью совершенствования человеческого рода и идеалом всегда лежит бесконечность – бесконечность эмпирического многообразия явлений в пространстве и времени».

Проблема невозможности преодоления противоречий (которая одновременно означала проблему невозможности осуществления идеала), привела Канта к формулированию его знаменитых антиномий, которые он анализирует в «Критике чистого разума» и в «Критике практического разума». По Канту, эти антиномии – своеобразные индикаторы вечной незавершенности познания и нравственной сферы, и потому ни теоретический, ни практический идеал невозможно дать в виде образа – в виде чувственно созерцаемой картины совершенного состояния. Кант пишет: «в науке это было бы претензией на изображение «вещи-в-себе», а в практическом разуме – на изображение Бога».

Поскольку ни «вещь-в-себе», ни Бога нельзя чувственно представить, их можно мыслить только как априорные формы познавательной и практической деятельности, то есть, как условия возможности науки и морали.

Учитывая неодолимость антиномий, Кант, в конце концов, решает проблему определения идеала, сводя последний к имматериальным постулатам. В теоретическом разуме идеал действует как постулат «запрета противоречия». В практическом разуме идеал действует как постулат «категорического императива». При этом Кант признает, что эти постулаты никогда не могут быть реализованы в реальной деятельности человека. Они действуют лишь как априорно принимаемые регулятивные принципы деятельности.

Однако помимо сферы познания и практики, разума и этики, Кант выделяют еще одну принципиальную область человеческой деятельности – искусство, то есть, сферу эстетики. И здесь-то, утверждает Кант, идеал может быть дан как непосредственно созерцаемый образ. Это становится возможным благодаря способности искусства соединять (примирять) всеобщее и единичное, должное и сущее, типичное и характеристичное.

Идеал как единство противоречий

Но как известно, искусство в наименьшей степени способно определять вектор развития общества, по большей части являясь лишь отражением существующих нравов и умонастроений. Поэтому осознав созерцательную бессильность идеала в искусстве и безжизненную абстрактность категорического императива перед лицом эмпирических условий его осуществления, Гегель попытался найти иной путь решения проблемы теоретического обоснования идеала. И начал он с того, что дезавуировал кантовскую теорию «чистого разума», основанную на регулятивном запрете противоречия. По Канту, запрет противоречия – должное, а наличие необходимо возникающего противоречия – сущее. Гегель же подвергает критике кантовское обязательство неосуществимое должное почитать за непререкаемый закон.

По Гегелю, разумнее исходить из реальной (наличной) формы человеческой деятельности. Поэтому он разрушает оба постулата кантовской философии (запрет противоречия и категорический императив) с позиции историзма. История показывает, что вовсе не запрет противоречия был тем идеалом, к которому изначально стремилось человечество. Напротив, именно противоречие всегда было движущей силой развития. Поэтому формой и законом развития человека и общества Гегель называет само противоречие, а не его запрет. Через категорию «противоречия» Гегель снимает кантовскую дуальность ноумена и феномена. Гегель понимает противоречие как имманентную форму постижения «вещи-в-себе».

Действительный идеал науки, по Гегелю, это понимание вещи в себе как единства противоположностей, как живого развивающегося процесса, снимающего силой противоречия все «конечные», зафиксированные свои состояния. Поэтому идеал в понимании Гегеля – это вечное, никогда не завершаемое обновление духовной культуры человечества, происходящее через выявление противоречия в составе наличной стадии знания и нравственности и через разрешение этого противоречия – в рождении новой стадии, в свою очередь чреватой противоречием и потому также подлежащей снятию.

Недостатки идеалистического понимания идеала

Внеся значительный вклад в развитие кантовской мысли, философия Гегеля, тем не менее, по преимуществу оставалась системой объективного идеализма, что накладывало неизбежные ограничения на понимание сущности идеала. Так, по Гегелю, идеал в его чистом виде представал перед человеком не в образах искусства и не в образе идеального общественного строя, а только в виде системы диалектически развивающихся категорий. Всё же остальное – искусство, политика, история, промышленность, словом, все то, что составляет предметное тело цивилизации, – есть только побочный продукт, издержки производства чистой логики, сами по себе не имеющие значения.

Читайте также:  Сравнение пылесосов lg kompressor

Другими словами, общество и природу Гегель выводил из мышления, а не наоборот, как это впоследствии сделал Маркс. Гегелевское утверждение о том, что в основе всего лежит Абсолютный Дух, понимаемый им как мыслящая саму себя субстанция, в сущности означало тождество онтологии и диалектической логики. Этот факт позволил позже Энгельсу иронично заметить, что и «овёс растёт по Гегелю». А Маркс прямо говорил, что «гегелевская диалектика стоит на голове, а надо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Основная линия мысли немецкой классической философии так или иначе восходит к традиции платонизма. Как писал Уайтхед: «вся история западноевропейской философии есть комментарий на полях Платона». У самого Платона идеал определяется как «универсальный, общезначимый образ (схема) всеобщей нормы той культуры, внутри которой просыпается к сознательной жизни отдельный для себя закон своей собственной жизнедеятельности».

Затруднение состоит в том, что Платон помещает этот универсальный образ (эйдос) в трансцендентное измерение, составляющее сверхприродный слой бытия, своего рода умный, интеллигибельный космос, который возвышается над космосом материальным и тем более над человеком и обществом как некий образец и одновременно цель развития. Доступ к этому миру эйдосов, то есть, к пространству идеала, по Платону, лежит исключительно в созерцании. То есть, в платонизме существование идеала предшествует существованию человека и общественной практики. Спустя столетия эту же схему воспроизвел Гегель, заменив неподвижный (статичный) мир эйдосов на динамическую деятельность Абсолютного Духа.

Идеал как форма человеческой деятельности

Впоследствии Ильенков, производя критическую ревизию платоновского понимания идеала, отмечал, что «идеал – это не только надкосмическая норма мироздания, это и норма бытовой человеческой культуры, и грамматически-синтаксическая норма языка, на котором человек говорит, и законы государства, в котором он родился, и нормы мышления о вещах окружающего его с детства мира».

Тем, кто прервал идеалистически-спекулятивную линию платоновской традиции был Маркс. У Маркса трактовка идеала обретает последовательно рассмотренные материалистические черты. Он помещает идеал в социальную онтологию и определяет его как продукт общественных отношений. Идеал, по Марксу, «это форма вещи, существующая вне этой вещи именно в деятельности человека как форма этой деятельности». Таков формальный аспект марксистского определения идеала. Если же говорить о его содержательной стороне, можно сказать, что идеалом Маркс считал всесторонне-гармоническое развитие свободной личности.

У Маркса деятельность человека, взятая в имманентном ей социальном ключе, предшествует возникновению идеала, и потому идеал является лишь как форма продукта этой деятельности. Идеал, по Марксу, всегда отклоняется от абстрактно-всеобщего теоретического норматива. Потому что марксистское понимание идеала предполагает учет его отношения к действительному развитию общества, осуществимость идеала в его адекватности наличному состоянию социального развития.

Другими словами, отклонение реального идеала от теоретического норматива и есть единственно возможная форма и способ реализации всеобщего идеала. Это и есть сам идеал, скорректированный условиями места и времени, характером материала, в котором он осуществляется, особенностями личности и прочими факторами объективного исторически-относительного порядка. Такое отклонение ни в коем случае не означает отказ от идеала, признание его неосуществимости. Наоборот, только полный учет конкретных условий места и времени позволяет осуществить через деятельность теоретически выверенный идеал.

Таким образом, через социальную онтологию деятельности преодолевается «эфемерность» кантовско-гегелевского идеала, который у них остается неосуществимым благим намерением, разбивающимся при первом столкновении с несовершенной эмпирической реальностью.

Подводя итог, можно сказать, что сквозь призму деятельностного подхода, идеал, можно опредеелить как активную (деятельную) форму общественного сознания, организующую множество индивидуальных сознаний вокруг решения одной насущной проблемы (вызова времени, повестки дня и т.д.).

Возможно вы не знали:

Антиномии – термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений.

«Вещь-в-себе» – одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются «для нас».

Абсолютный Дух – в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.

Рекомендуем прочесть:

1. Э. Ильенков – «Диалектика идеального».

2. Э. Ильенков – «Об идолах и идеалах».

Источник

Немецкая классическая философия кратко — Кант, Фихте, Гегель (Таблица)

Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких выдающихся мыслителей как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Задачами немецкой классической философии стали:

— поиск путей преодоления противоречий философии Нового времени: крайностей как эмпиризма, так и рационализма, неоправданный оптимизм эпохи Просвещения;

— критика естественнонаучной ориентации философии;

— возрождение интереса к искусству, мифологии, истории, к проблеме человека.

Значительную роль в становлении немецкой классической философии сыграла Реформация и, как ее следствие, протестантизм.

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для КантаИ. этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. Для ФихтеИ.Г. вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. ШеллингФ. возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для ФейербахаЛ. вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Читайте также:  Более белее степень сравнения

Немецкая Классическая Философия — философы и их труды

Их философия, вопросы, труды

В 18веке Иммануил Кант опубликовал «Критику чистого разума», где он раскрывает понятие трансцендентального, то есть благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием его книги является гносеология. Сначала автор рассуждает о специфической классификации суждений, выделяя суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные. Синтетические суждения — это суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом. Аналитические суждения — это суждения, которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания. Априорные суждения не нуждаются в опытной проверке своей истинности, а для апостериорных необходима эмпирическая верификация. КантИ. подчеркивает, что синтетические суждения чаще всего апостериорные, а аналитические — априорные. Со времен опубликования его книги, Иммануил Кант был признан одним из величайших влиятелей всей западной философской школы. В конце 18века и в начале 19го появляется течение последователей учений Канта, называемое немецким идеализмом.

Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»

Кант выделяет следующие категории рассудка:

1. Категории количества: — Единство — Множество — Цельность

2. Категории качества: — Реальность — Отрицание — Ограничение

3. Категории отношения: — Субстанция и принадлежность — Причина и следствие — Взаимодействия

4. Категории модальности: — Возможность и невозможность — Существование и несуществование — Предопределённость и случайность

Иоганн Готлиб Фихте

Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает ФихтеИ.Г. с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идеи Канта о «вещах в себе», указывая на ее противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет еще дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и другие.) за субъективность. Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами.

Труды: «Критику всякого откровения», «Назначение человека», «Основа общего наукоучения», «Основные черты современной эпохи».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает ГегельГ.В.Ф. Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Труды: «теологические работы», «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», «Об орбитах планет», «Феноменологию духа».

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает ШеллингФ.. Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества. В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге. В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств. ШеллингФ. утверждал единство природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Людвиг Фейербах — ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств ФейербахЛ. выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Труды: «История новой философии от Бэкона до Спинозы», «Мысли о смерти и бессмертии», «Философия и христианство», «Сущность христианства», «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии».

Источник