Меню

Государственная финансовая система сравнение



Государственная финансовая система сравнение

Библиографическая ссылка на статью:
Кулакова А.А. Сравнение финансовых систем Российской Федерации и Великобритании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3537 (дата обращения: 17.10.2020).

Современная мировая экономика в силу влияния на нее глобализационных процессов, характеризуется миграцией (и, как правило, концентрацей) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизацией экономических и технологических процессов. Все это значительно сглаживает, но не отменяет национальных различий. Особенно четко его можно заметить в финансовых системах, так как в данном вопросе велико влияние со стороны государства. В разных странах таковое проявляется сугубо индивидуально ввиду разнообразия применяемых инструментов, способов их воздействия на социально-экономическую ситуацию и субъекты экономической системы.

Изучая опыт изменения финансовых систем таких развитых стран, как Великобритания, во многом можно более глубоко проникнуть в сущность проблем отечественной финансовой системы, так как способы ее регулирования в основном позаимствованы из зарубежной практики, однако применительно к России не дающие ожидаемых положительных результатов. В качестве одной из причин подобной тенденции можно указать то, что необходимо учитывать специфику развития национальной финансовой системы. Другая причина состоит в недостаточно систематизированном подходе к решению тех задач, которые находятся в компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Характеристика финансовых систем каждой из стран построена таким образом, чтобы показать особенности элементного состава ее финансовой системы, бюджетного процесса, налоговой системы, политики управления государственными расходами и государственным долгом.

Итак, под финансовой системой понимается совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. [14, с.13] Теперь необходимо рассмотреть основные звенья финансовых систем Великобритании и России и выявить основных сходства и различия.

Автор начинает сравнение финансовых систем с сопоставления основных особенностей бюджетных систем Российской Федерации и Великобритании.

Следует отметить, что вышеуказанные страны обладают достаточно схожей структурой организации бюджетной системы. На высшей ступени стоит Федеральный (или Государственный в Российской Федерации) бюджет, который определяет функционирование всех остальных звеньев системы. Различие заключается формах государственного устройства стран. Великобритания является унитарным государством, Россия обладает федеративным устройством.

Однако функции Федерального и Государственного бюджетов данных стран несколько отличаются друг от друга. В случае с Великобританией основной задачей высшей ступени бюджетной системы заключается в финансовом обеспечении основных задачи и функций правительства. Государственный бюджет также выполняет эту обязанность, однако перераспределение ВВП и национального дохода все же остается в основном приоритете.

Существенным различием является деление Государственного бюджета на бюджет текущих расходов и доходов и капитальный бюджет. Это деление по источникам, из которых поступают средства в бюджет и различных расходов. В Российской Федерации нет подобного подразделения и все расходы и доходы государственного значения относятся непосредственно к Федеральному бюджету.

Кроме того, в Российской Федерации действуют федеральные и территориальные внебюджетные фонды, которые выполняют определенные функции, возложенные на них государством, В Великобритании на одном уровне с Государственным бюджетом не неходятся подобные органы, что составляет некоторое различие. Специальные фонды здесь формируются на втором уровне бюджетной системы – на уровне местных бюджетов.

Внебюджетные фонды Российской Федерации представлены пенсионным фондом, фондом социального страхования и фондом обязательного медицинского страхования. В Великборитании среди специальных фондов же выделяются: фонд национального страхования; пенсионные фонды; уравнительные валютные фонды; фонды гарантий экспортных кредитов. Можем заметить, что в великобритании данное звено бюджетной системы значительно более развито и охватывает большее количество функций и гарантий, которые они могут дать населению.

Итак, вторым звеном бюджетной системы России является бюджет субъектов государства. В Великобритании как в унитарном государстве принципиально не может быть подобной ступени, то есть данное различие обусловлено различием а формах государственного устройства.

Третью ступень в РФ и вторую в Соединенном Королевстве занимают местные бюджеты. Здесь мы можем наблюдать большое сходство в функциях и задачах. В обоих странах с помощью данных бюджетов обеспечиваются основные функции и задачи местного значения.

Итак, рассмотрев основные сходства и раличия бюджетных систем России и Великобритании, автор переходит к изучению таковых в налоговых системах указанных стран

Сравнение налоговых системы стоит начать с того, какие налоги являются основными в обеих странах, какие существуют и в Великобритании, и в России, что общего в принципах налогообложения стран и в налоговых ставках в вышеуказанных странах.

Читайте также:  Сравните тактику установления политических режимов народной демократии

Для начала следует отметить, что налоговая система Великобритании является двухступенчатой, то есть состоит из звена центральных или государственных налогов и местных налогов. Структура данной системы Российской Федерации несколько сложнее, что обусловлено федеративным устройством страны. Так, она включает в себя 3 уровня:

a) федеральные налоги и сборы;

б) региональные налоги;

в) местные налоги.

Можно сказать, что основные налоги, имеющиеся почти во всех развитых и развивающихся странах, имеются также и в Российской Федерации, так и в Великобритании. Однако следует отметить, что в Российской Федерации существует ряд специфических налогов (налог на добычу полезных ископаемых; налог на игорный бизнес, земельный налог), что объясняется особенностями налогового законодательства, вызванными обширной территорией страны.

Анализ сходств и различий банковских систем Великобритании и Российской Федерации показывает, что таковые являются двухуровневыми в обоих странах: первый уровень отведен Центральному Банку, второй – коммерческим кредитным организациям.

Автор переходит к рассмотрению и сравнению функций, которые выполняют Центробанки вышеуказанных стран. Основываясь на имеющихся данных, в сущности они обеспечивают одинаковые цели и задачи, среди которых кредитование коммерческих банков, определение денежно-кредитной политики государство, защита и стабилизация курса национальной валюты.

На данном этапе анализа автор не может выявить каких-либо отличий в банковских системах стран.

Теперь следует перейти к сопоставлению функций, которые выполняют коммерческие банки. Данная информация отражена в таблице 1.

Таблица 1 – Функции коммерческих банков Великобритании и Российской Федерации

Вид коммерческого банка Великобритании Основные функции Вид коммерческого банка Российской Федерации Основные функции
Депозитные банки Осуществление платежного оборота; осуществление депозитных и

кредитных операций; действие на международных финансовых рынках

Ипотечные банки

Выдача кредитов под залог недвижимости на приобретение недвижимости
Сберегательные банки Предоставление сберегательных вкладов физическим лицам Сберегательные банки

Эти банки универсальны по набору операций, но специализация их проявляется в предоставлении вкладов населению

Акцептные дома Предоставление акцептные кредитов во внешней и внутренней торговле Универсальные банки Выполняют все виды кредитно-финансовых услуг
Эмиссионные дома Эмиссия и размещение ценных

бумаг па рынке

Инвестиционные банки Осуществление операций с ценными

бумагами

Заграничные банки Осущетвление банковских операций за границей Внешнеторговые банки обслуживание внешней торговли
Осуществляющие венчурные операции, связанные с реализацией научно-технических проектов
Почтово – сберегательные банки Привлечение средств мелких вкладчиков

Источники: [14, С. 571-572; 27]

Основываясь на данных, представленных в таблице, автор может сделать следующие выводы:

− в целом, в обеих странах для одних и тех же функций выделяются отдельные специализированные банки;

− в Российской Федерации существуют универсальные банки, которые выполняют все виды банковских операций. В Великобритании все функции коммерческих банков распределены между отдельными их видами;

− в Российской Федерации существуют инновационные банки, которые занимаются операциями относительно операций с высокой степенью риска.

− также для привлечения средств мелких вкладчиков в России выделяется отдельный вид коммерческих банков.

Итак, в результате сравнения банковских систем Российской Федерации и Великобритании автор может сказать, что в целом банковские системы имеют больше сходств, нежели отличий.

Итак, на основе проделанной работы, автор может заключить, что финансовые системы Российской Федерации и Великобритании имеют как структурные сходства, так и существенные различия. Необходимость исследования заключается в том, что с течением времени и постоянной сменой мировой экономической атмосферы финансовые системы различных стран претерпевают существенные изменения.

Источник

Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.
2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.
3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран
4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации……. 6
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6
1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……………..11
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17
2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17
2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США………. 21
3. Сравнение финансовых систем России и других стран……………………….26
3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США………………. 26
3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников и литературы………………………………..36

Файлы: 1 файл

Финанонсвая система стран переделка.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Астраханский филиал РАНХ и ГС

Направление: 080100.62 «Экономика»

Профиль «Финансы и кредит»

Кафедра «Экономика и финансы»

по дисциплине «Финансы и кредит»

«Финансовая система России (сравнить финансовые системы различных стран)»

студент 1 курса

заочной формы обучения бакалавриат

Савельева Людмила Олеговна

Липатова Гульнара Хабибулаевна

«_____» ______20____ г.

Астрахань, 2013 г.

1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации……. 6

1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6

1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……… ……..11

2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17

2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17

2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США………. ..21

3. Сравнение финансовых систем России и других стран…… ………………….26

3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США………………. 26

3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30

Список используемых источников и литературы………………………………..36

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что развитие финансовой системы Российской Федерации и механизмов её регулирования в рыночных условиях характеризуются глубокими изменениями её внутреннего строения, целевой и критериальной направленности, институционального регулирования, которые остаются нераскрытыми и требуют специального исследования.

Финансовая система страны после разрушения административного хозяйствования стала основным регулирующим институтом воспроизводственного процесса на макро- и микроэкономическом уровнях и формируется с учётом глобализационных реалий.

В то же время финансовая система в силу её базовых функций является инструментом, обеспечивающим качественное состояние всей социально-экономической системы, процессы воспроизводства.

Проблемы финансового развития страны возникли в связи с тем, что формирование и развитие российской финансовой системы оказались под воздействием как факторов глобализации мировой экономики и финансов, так и специфичности влияния на отечественную экономику и финансы, и прежде всего на бюджетную и денежно-кредитную системы международных финансовых организаций, транснациональных корпораций. Одной из стержневых задач модернизации бюджетного планирования, предусматривающей диверсификацию производства на инновационной основе, решение проблем в социальной сфере и обороноспособности, является формирование эффективного баланса между финансовым обеспечением приоритетных государственных мероприятий, бездефицитностью бюджета и накоплением необходимых резервов.

При этом результативность денежно-кредитной политики, зависящая во многом от состояния государственных финансов, требует решения сложных задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков, последовательному снижению инфляции и волатильности валютного курса.

Новое содержание финансовой системы, предусматривающее повышение регулирующих функций в макроэкономической динамике, обеспечение устойчивости экономического роста, преодоление тенденции смещения страны на периферию мировой экономики и, прежде всего, в её сырьевую зону, определяют актуальность системных, концептуальных исследований модернизационных процессов в российской финансовой системе.

Первостепенное значение приобретают: механизм и инструменты повышения её потенциала, определяющего перспективное развитие отечественной экономики; раскрытие взаимосвязи экономической динамики и трансформации, цикличности в функционировании финансовой системы, в т.ч. проблемы кризисных «провалов», антикризисной и посткризисной политики.

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.

2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.

3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран

4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.

Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации, процесс её эволюционного развития и функционирования в рыночных условиях.

Предмет исследования — совокупность финансово-экономических отношений, форм взаимодействия субъектов и звеньев финансовой системы, инструменты и механизмы её регулирования в рыночных условиях.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных в области экономической теории по методологическим, теоретическим и прикладным исследованиям эволюции экономических систем, процессов трансформации экономических и финансовых отношений. В процессе исследования использовались работы по проблемам экономической динамики, теории систем, синергетике. При проведении исследования применялись принципы диалектики, анализа и синтеза, системный подход, идеи эволюционных волн и синергетики.

Информационной базой курсовой работы послужили Послания Президента Российской Федерации, федеральные законы и нормативные акты, регулирующие сферу финансовых, денежно-кредитных отношений, средне- и долгосрочные прогнозы, концепции и стратегии Правительства Российской Федерации, финансово-экономических ведомств.

1. Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации

1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения «финансы».

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин «finansia» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями. 1

Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение — всегда финансовое отношение.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства 2 .

Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе 3 .

Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

Источник