Меню

Исследование мышления методика сравнение понятий



Методика «Сравнение понятий»

Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

Ход выполнения задания.

Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что эти части дня различны тем, что «утро» — начало дня, а «вечер» — его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.

1. Ботинок – карандаш

5. Ворона – воробей

7. Девочка – кукла

10. Золото – серебро

11. Картина — портрет

12. Корзина – сова

13. Корова – лошадь

14. Кошка – яблоко

15. Летчик – танкист

16. Лыжи – коньки

17. Маленькая – большая

18. Молоко – вода

19. Обман – ошибка

22. Очки – деньги

23. Поезд – самолет

25. Сани – телега

26. Сказка – песня

27. Стакан – петух

28. Трамвай – автобус

30. Яблоко — вишня

В списке имеются и «несравнимые понятия» (река — птица; стакан — петух; ботинок — карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения — есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика «Сравнение понятий» (исследование процессов анализа и синтеза мышления)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития

Методика «Сравнение понятий» применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.
Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8-10 пар слов, подлежащих сравнению.
Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

  1. Утро – вечер 16. Ворона — воробей
  2. Корова — лошадь 17. Волк — луна
  3. Летчик — танкист 18. Молоко — вода
  4. Лыжи — коньки 19. Ветер — соль
  5. Трамвай — автобус 20. Золото — серебро
  6. Озеро — река 21. Сани — телега
  7. Река — птица 22. Очки — деньги
  8. Дождь — снег 23. Воробей — курица
  9. Поезд — самолет 24. Кошка — яблоко
  10. Ось — оса 25. Вечер — утро
  11. Обман — ошибка 26. Дуб — береза
  12. Стакан — петух 27. Голод — жажда
  13. Маленькая девочка — большая кукла 28. Сказка — песня
  14. Ботинок — карандаш 29. Корзина — сова
  15. Яблоко — вишня 30. Картина — портрет

Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния.
Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.
Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару — его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.
При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению.

Источник

Тема 2.5 Исследование мышления Методика «Сравнение понятий»

Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

Ход выполнения задания.

Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что эти части дня различны тем, что «утро» — начало дня, а «вечер» — его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.

1. Ботинок – карандаш

5. Ворона – воробей

7. Девочка – кукла

10. Золото – серебро

11. Картина — портрет

12. Корзина – сова

13. Корова – лошадь

14. Кошка – яблоко

15. Летчик – танкист

16. Лыжи – коньки

17. Маленькая – большая

18. Молоко – вода

19. Обман – ошибка

22. Очки – деньги

23. Поезд – самолет

25. Сани – телега

26. Сказка – песня

27. Стакан – петух

28. Трамвай – автобус

30. Яблоко — вишня

В списке имеются и «несравнимые понятия» (река — птица; стакан — петух; ботинок — карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения — есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Норма 18-23 сравниваемых понятия.

Методика «Сложные аналогии»

Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,

Описание: методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача — какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: «На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты.

А. Овца — стадо. Б. Малина — ягода. В. Море — океан.

Г. Свет — темнота. Д. Отравление — смерть. Е. Враг – неприятель.

Источник

Опыт 2. Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий»

Вводные замечания. Понятийное мышление в онтогенезе начинает развиваться у детей в период школьного обучения. Для того чтобы исполь­зовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно дли­тельный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятий­ное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид яв­ляется не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, бук­вально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действен­ное и наглядно-образное. Понятие определяется как единица мышления, от­ражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. В маленький ребенок под влиянием окружающих его взрослых также может пользоваться понятиями, но у него они скорее используются в приблизи­тельном неосознанном виде, за что и получили даже название «псевдопоня­тий». Впрочем, и взрослый человек, особенно пользующийся вербальными знаками другого, неродного языка, довольно часто уходит на этот путь, ре­зультатом которого являются многочисленные ошибки коммуникаций.

Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В некоторых случаях инструкцию меняют с целью определения творческих возможностей испытуемого, и ему предлагают пару понятий из заведомо разных семантических сфер: предположим, найти об­щий признак для таких пар понятий, как «ложка» и «лодка». В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «однополевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют раз­ным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между од­нородностью—разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к во­ображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявиться и в ряде других методик.

Цель исследования – оценка понятийного мышления.

Используемые материалы. Бланки 22 парами сравниваемых понятий.

Процедура исследования. Испытуемые получают бланк с 22 пара­ми сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 — к разным.

Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эк­сперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые времен­ные особенности.

Обработка и анализ результатов. После проведения эксперимента в группе вместе с экспе­риментатором обсуждаются выделенные признаки и указывается на необ­ходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необ­ходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты сви­детельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки поня­тий.

Пример материала методики «Сравнение понятий»

Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:

1.Утро—вечер 12. Сани — телега

2. Корова — лошадь 13. Очки — деньги

3. Летчик — танкист 14. Озеро — река

4. Река — птица 15. Поезд — самолет

5. Дождь — снег 16. Стакан — петух

6. Маленькая девочка — большая кукла 17. Ось — оса

7. Обман — ошибка 18. Яблоко — вишня

8. Волк — луна 19. Лыжи — коньки

9. Ботинок — карандаш 20. Красный — зеленый

10. Золото — серебро 21. Ворона — воробей

11. Молоко — вода 22. Ветер — соль

Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:

1. Часть (время) суток.

2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.

3. Военная профессия (управление военной техникой).

5. Атмосферные осадки.

6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.

7. Причинно-следственное искажение действительности.

10. Драгоценные металлы.

11. Жидкость для питья.

12. Сельский транспорт (гужевой транспорт).

14. Естественные водоемы.

18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты — ягоды).

19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта.

Семь пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним (напри­мер, в слове «ось» столько же букв, сколько и в слове «оса», или «ботинок» и «карандаш» обозначают предметы быта). Как уже указывалось ранее, подоб­ные признаки могут указывать на резонерский демагогический характер мышления.

Тема ВНИМАНИЕ

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Методика «Сравнение понятий»

Цель: исследование логического мышления, процессов анализа, синтеза и обобщения.

Материалы и оборудование: тестовый бланк с 22 парами понятий для сравнения:

2. корова – лошадь

3. лётчик – танкист

6. маленькая девочка – большая кукла

7. обман – ошибка

9. ботинок – карандаш

10. золото – серебро

11. молоко – вода

12. сани – телега

13. очки – деньги

15. поезд – самолёт

16. стакан – петух

18. яблоко – вишня

19. лыжи – коньки

20. красный – зелёный

21. ворона – воробей

Процедура исследования: Испытуемым предлагают бланк, в котором 15 пар относятся к одному семантическому полю, а 7 – к разным. То есть эти понятия являются «несравнимыми» («река-птица», «волк-луна», «ветер-соль», «очки-деньги» и др.), Испытуемому об этом не сообщают. Он сам должен это понять. Дается следующая инструкция:

Инструкция: «Сравните эти понятия. Выделите общие признаки в каждой паре».

Обработка и анализ результатов

Норма соответствует 10-15 баллам. Максимальный балл – 15.

Ключ:

1. часть (время) суток

2. домашние (сельскохозяйственные) животные

3. военная профессия (управление военной техникой)

5. атмосферные осадки

6. внешнее сходство, аналогия, размер, игра

7. причинно – следственное искажение действительности

10. драгоценные металлы

11. жидкость для питья

12. сельский (гужевой) транспорт

14. естественные водоёмы

18. плоды фруктовых деревьев

19. спортивный зимний инвентарь (зимние виды спорта)

Если легко сравниваются несравнимые понятия, и испытуемый настаивает а своем решении, то это явный признак предполагать психическое заболевание.

Закономерности числового ряда

Цель: исследование логического аспекта математического мышления.

Материалы и оборудование: тестовый бланк, карандаш или ручка.

1) 24 21 19 18 15 13 — — 7

2) 1 4 9 16 — — 49 64 81

3) 16 17 15 18 14 19 — —

4) 1 3 6 8 16 18 76 78

5) 7 16 9 5 21 16 9 — 1

6) 2 4 8 10 20 22 — — 92 94

Процедура исследования: Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.

Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».

Обработка и анализ результатов

Интерпретация производится по числу правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — нахождение закономерности в 3 числовых рядах и выше.

Источник

Читайте также:  Сравнение беззеркального фотоаппарата с зеркальным фотоаппаратом

Сравнить или измерить © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.