Меню

Измерение атмосферного давления опыт торричелли барометры 7 класс презентация



7 класс. Презентация: Атмосферное давление. Опыт Торричелли.
презентация к уроку по физике (7 класс)

7 класс. Презентация: Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

Скачать:

Вложение Размер
7_kl_36_urok_atm._davl_._opyt_torrichellio.pptx 201.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

I Вариант 1. Как обозначается сила? 2. В чём измеряется площадь? 3. Что такое m ? 4. В чём измеряется ускорение свободного падения? 5. Напишите основную формулу для давления. II Вариант 1. Как обозначается площадь? 2. В чём измеряется сила? 3. Что такое g ? 4. В чём измеряется масса? 5. Напишите формулу для определения давления внутри жидкости.

ТЕСТ. 7кл. У33. Т22. Давл . газа. Закон Паскаля Вариант 1 1. Почему газ производит давление на стенки сосуда, в котором он заключен? а) на молекулы газа действует сила тяжести б) молекулы газа притягиваются к стенкам сосуда в) молекулы, двигаясь хаотично, ударяют о стенки сосуда 2. Почему накаченный воздушный шарик стремится принять именно шарообразную форму? а) газы производят одинаковое давление по всем направлениям б) оболочка обладает свойством принимать шарообразную форму в) молекулы газа, притягиваясь друг к другу, придают оболочке форму шара  

3. Как изменяется давление данной массы газа при уменьшении его объема, если его температура не изменяется? а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется 4. Если зимой выйти на улицу с накачанным воздушным шариком, то его объем значительно уменьшается. Почему? а) изменяются свойства оболочки шарика б) при охлаждении часть газа перешла в жидкое состояние в) при охлаждении уменьшилось давление газа в шарике  

5. На каком рисунке правильно указаны направления передачи давления, производимого поршнем, сжимающим газ? а) 1 б) 2 в) 3 

ТЕСТ. 7кл. У33. Т22. Давл . газа. Закон Паскаля Вариант 2 1. Почему газы способны неограниченно расширяться (занимать весь предоставленный объем)? а) молекулы газов хаотично движутся и почти не притягиваются друг к другу б) молекулы газов отталкиваются друг от друга в) молекулы газов притягиваются к стенкам сосуда, в котором они находятся 

2. Почему всплывающие в воде пузырьки воздуха имеют шарообразную форму? а) вода давит на газ в пузырьке одинаково со всех сторон б) воздух в пузырьках производит одинаковое давление по всем направлениям в) верный ответ включает оба высказывания а, б 3. В насосе происходит расширение воздуха. Как изменяется его давление, если температура не изменяется? а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется  

4. Плотно закрытую пустую пластмассовую бутылку помещают в холодильник. Почему бутылка сжимается? а) часть воздуха переходит в жидкое состояние б) пластмасса становится хрупкой в) при охлаждении уменьшается давление воздуха в бутылке 5. Поршнем сжимают газ. В каких точках давление газа наибольшее? а) в точке 1 б) в точках 2 , 3 в) во всех точках давление одинаково  

5. Поршнем сжимают газ. В каких точках давление газа наибольшее? а) в точке 1 б) в точках 2 , 3 в) во всех точках давление одинаково 

ТЕСТ. 7кл. У36. Т23. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда Вариант 1 1. Какова основная причина того, что газ производит давление? а) действие на газ силы тяжести б) удары молекул газа о стенки сосуда в) притяжение между молекулами газа и стенками сосуда 

2. Что можно сказать о давлениях жидкости в точках 1,2,3? а) р 1 = р 2 = р 3 б) р 2 = р 3 > р 1 в) р 1 > р 2 > р 3 

3. В сосудах разной формы жидкости одинаковой плотности находятся на одном уровне. Что можно сказать о силах давления жидкостей на дно сосудов? a ) F 1 > F 2 б) F 1 = F 2 в) F 1 р 1 в) р 1 > р 2 > р 3 

3. От чего зависит давление жидкости на дно сосуда? а) от площади дна сосуда б) от формы сосуда и площади его дна в) от плотности и высоты столба жидкости 4. Морская черепаха под водой целиком спряталась в панцирь. Что произошло с давлением воды на тело черепахи? а) увеличилось, т.к. к давлению воды добавилось давление, производимое панцирем б) уменьшилось, т.к. между телом черепахи и водой оказался панцирь в) не изменилось  

5. Чему равно давление, производимое водой на дно сосуда конической формы? Площадь дна сосуда 100 см 2 , высота столба воды 20 см, плотность воды 1000 кг/м 3 . а) 2 кПа б) 200 кПа в) 20 кПа 6. Определите высоту цистерны бензовоза, если бензин, которым она целиком заполнена, производит на дно давление, равное 10,5 кПа. Плотность бензина 700 кг/м 3 . а) 1 м б) 1,25 м в) 1,5 м  

Атмосферное давлени е  давление, возникающее из-за действия силы тяжести на молекулы воздуха. Атмосфера  газовая оболочка, окружающая планету. При 0°С масса 1м 3 воздуха m возд = 1,29 кг. Молекулы атмосферы :  находятся в непрерывном беспорядочном движении; их скорость меньше 11,2  второй космической ск-ти ;  на них действует сила тяжести. ТЕСТ. 7кл. У32. Давл . в ж-ти . (6 на 5, 4-5 на 4, 3 на 3) ТЕСТ. 7кл. У32. Сообщ . сосуды. (6 на 5, 4-5 на 4, 3 на 3) с. 124, рис. 124 . с. 125, рис. 125, с. 125, рис. 126, с. 126. Вопросы. Упр. 19 (1), с. 126. Задание, с. 126. . км с

Плотность воздуха :  в 2 раза меньше на высоте 5,5 км; в 4 раза  на высоте 11 км. Д.З. §42, 43. Упр. 19, 20. Задание, с. 126. Опыт Торричелли р атм = р рт мм. рт . ст.  миллиметр ртутного столба. Выразим давление создаваемое 1 мм. рт . ст. в Па , т.к. Торричеллева пустота 760 мм р рт р а тм 1м Ртуть . (наполнить трубку подкрашенной водой, опустить в стеклянную посуду с водой) с. 128. Вопросы. Упр. 20 (1, 2) Л546, 547, 548, 550, 553. . p = ρ g h давление столба воздуха равно давлению столба ртути в трубке ‒ . где h = Давит ли воздух на воду? Что произойдёт, если в воду поместить шприц из которого выкачан воздух? формула для давления внутри жидкости 1 мм .

 нормальное атмосферное давление. На высоте 0 км ртути 760 мм 10 км ‒ 200 мм 20 км ‒ 5,5 мм. 1 мм. рт . ст. = 133,3 Па р атм = 133,3 Па · 760 ≈ 101 300 Па ≈ 100 000 Па = р атм ≈ 1013 гПа . Чему равно атмосферное давление в гПа? 13 600  9,81 Н   м 133,3 2 Па = м 3 1 1000 . как изменяется давление с высотой? 1 мм. рт . ст. = · 760 р атм = 760 мм. рт . ст. р 13 600 кг м  9,81 кг Н =  1 мм 3 = Для ртути Давление 1000 гПа ( гектопаскаль ) . 101 300 Па . р атм

Дано : р = 760 мм. ρ = 10 0 0 кг м 3 g = 9,81 Н кг h ‒ ? рт . ст. Решение: = h p = h p р = ρ g h ρ g ρ g = h 760 мм. рт . ст. 10 0 0 кг м 3 · 9,81 Н кг = = 101 300 Па 9810 Н м 3 = в чём выразить давление? зачем выражать давление в Па? 10,33 Н м 2 Н м 2 · м = = 10,33 м . Упр. 21 (1), с. 131. Какова высота столба воды в водяном барометре при атмосферном давлении, равном 760 мм. рт . ст.? Упр. 21 ( 1 , 3, 5б), c 131 Ответ: высота 10,33 м.

Выбираем окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… Д.З. §44. Повт . §42, 43. Упр. 21 ( 4 ).

760 мм 0 км 5,5 мм 2 0 км 200 мм 10 км возврат

Источник

Измерение атмосферного давления
презентация к уроку (физика, 7 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
izmerenie_atmosfernogo_davleniya_7_kl..pptm 2.36 МБ
torrichelli.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 7-м классе «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли »

Фунт Ирина Петровна ,учитель физики

Тема: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Раскрыть физическое содержание опыта Торричелли.

Изучить устройство прибора для измерения атмосферного давления- ртутного барометра .

Продолжить формирование умений выделять физические явления, описывать их физическими величинами.

Воспитать необходимость заботиться о чистоте воздуха,

изучать и соблюдать правила охраны природы

Основные знания и умения :

Знать значение нормального атмосферного давления.

Уметь переводить давление из мм.рт.ст в систему СИ

Демонстрации: Опыт с магдебургскими полушариями, работа шприца и пипетки; удерживание тетрадным листом воды в перевернутом стакане;

II. Актуализация знаний

– Что называется атмосферой? (Атмосфера – воздушная оболочка Земли)

– Что называется атмосферным давлением? (Атмосферное давление – давление атмосферы или воздушной оболочки Земли)

– Почему молекулы газов, входящих в состав атмосферы, двигаясь во все стороны ,не покидают Землю? (На молекулы воздуха действует сила тяжести. Чтобы выйти за пределы притяжения Земли, необходимо развить очень большую скорость – 11,2 км/с. Скорость большинства молекул значительно меньше)

-Как изменяется плотность атмосферы с увеличением высоты?

III. Изучение нового материала

По телевидению или радио мы часто слышим, что атмосферное давление равно, например, 760 мм рт.ст. (читается: семистам шестидесяти миллиметрам ртутного столба). Это число бывает и другим – больше или меньше. Что оно означает? И каким способом посчитано?

Может быть атмосферное давление можно рассчитать по формуле ( p= ρgh) ?

Но для этого мы должны знать плотность и высоту атмосферы. Плотность воздуха с высотой меняется, да и высота неизвестна: у атмосферы нет резкой границы.Значит воспользоваться формулой мы не можем…

Каким же образом расчитывают атмосферное давление?

Сегодня мы это узнаем.Изучим кто и как впервые измерил атмосферное давление;почему это давление измеряют в мм.рт.ст. и как называется прибор для измерения атмосферного давления (1 слайд)

Прежде чем начать наш сегодняшний разговор, проделаем небольшой эксперемент

( Демонстрация принципа действия шприца )

Если поднимать поршень шприца, за ним будет подниматься вода.Почему?Объясние явление(слайд 2)( т.к. между поршнем и водой образуется безвоздушное пространство, в которое под давлением наружного воздуха поднимается вода)

Первым измерил атмосферное давление ученик Г. Галилея Э. Торричелли (слайд3)

Эванджелиста Торричелли родился 15 октября 1608 г. в небольшом итальянском городе Фаэнца в небогатой семье. Воспитание получил у дяди, бенедиктинского монаха. Дальнейшая жизнь в Риме и общение с известным математиком (учеником Галилея) Кастелли способствовали развитию таланта Торричелли. Большинство трудов ученого по большей части оставались неопубликованными. Торричелли является одним из создателей жидкостного термометра.

Но наиболее известным экспериментальным исследованием Торричелли являются его опыты со ртутью, доказавшие существование атмосферного давления. Заслугой ученого является то, что он решил перейти к жидкости, обладающей большей плотностью, чем вода, – к ртути. Это позволило сделать опыты относительно легко воспроизводимыми. Однако не следует думать, что в середине XVII в. постановка и воспроизведение опытов Торричелли были простым делом. В те времена было довольно трудно изготовить необходимые стеклянные трубки, о чем свидетельствуют неудачи некоторых ученых в постановке аналогичных опытов независимо от Торричелли.

Опыт Торричелли состоит в следующем (слайд 5 ): стеклянную трубку длиной около 1 м, запаянную с одного конца, наполняют ртутью. Затем, плотно закрыв другой конец трубки, ее переворачивают, опускают в чашку с ртутью и под ртутью открывают конец трубки Ртуть из трубки начинает выливаться, но не вся! Высота столба ртути, оставшейся в трубке, равна примерно 760 мм. . Эта высота не зависит ни от длины трубки, ни от глубины ее погружения. Над ртутью в трубке воздуха нет, там безвоздушное пространство.

Торричелли, предложивший описанный выше опыт, дал и его объяснение (слайд 6)

Атмосфера давит на поверхность ртути в чашке .(слайд 7) Ртуть находится в равновесии. Значит, давление в трубке равно атмосферному давлению. Если бы оно было больше атмосферного, то ртуть выливалась бы из трубки в чашку, а если меньше, то поднималась бы в трубке вверх.

Как из трубки с ртутью получить прибор?( слайд7)

Прикрепим к трубке Торричелли вертикальную шкалу и получаем простейший прибор для измерения атмосферного давления — ртутный барометр(от греч. барос – тяжесть, метрео – измеряю)..

Этим прибором измеряют давление в мм рт.ст. (слайд 8)

Так появилась единица атмосферного давления — 1 мм рт.ст. Определим связь между единицами давления — паскалем и миллиметром ртутного столба:

р = gph р = 9,8 Н/кг • 13 600 кг/м3 • 0,001 м = 133,3 Па,

1 мм рт.ст. = 133,3 Па.

Нормальным атмосферным давлением принято считать 760 мм рт. ст.:

р = gph р = 9,8 Н/кг • 13 600 кг/м3 • 0,76 м = 101 300 Па = 101,3 кПа.

760 мм рт. ст.= 101,3 кПа =100 кПа

Ежедневно наблюдая за высотой ртутного столба в трубке (слайд9 ), Торричелли обнаружил, что его высота меняется, т. е. атмосферное давление непостоянно, оно может увеличиваться и уменьшаться. Торричелли заметил также, что изменения атмосферного давления связаны с изменением погоды. В народе говорят: «К плохой погоде давление падает, а к хорошей – поднимается»

А также ,изменение высоты на каждые 12 метров ведет к изменению давления на 1 мм.рт.ст.

Измерения показывают, что атмосферное давление в местностях, лежащих на уровне мирового океана, в среднем около 760 мм рт.ст.

В 1654 году (слайд 10), спустя 11 лет после открытия Торричелли, действие атмосферного давления было наглядно показано магдебургским бургомистром Отто фон Герике. Известность принесла автору не столько физическая сущность опыта, сколько театральность его постановки. ( Опыт с магдебургскими полушариями. )

Два медных полушария были соединены кольцевой прокладкой. Через кран, приделанный к одному из полушарий, из составленного шара был выкачан воздух, после чего полушария невозможно было разнять. Сохранилось подробное описание опыта Герике. Чтобы разъединить полушария, Герике приказал запрячь две восьмерки лошадей. К упряжи шли канаты, продетые через кольца, прикрепленные к полушариям. Лошади оказались не в силах разъединить полушария.

Силы восьми лошадей (именно восьми, а не шестнадцати, так как вторая восьмерка, запряженная для пущего эффекта, могла быть заменена крюком, вбитым в стену, с сохранением той же силы, действующей на полушария) было недостаточно для разрыва магдебургских полушарий.

Атмосферное давление в живой природе (слайд 12)

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

Рыбы-прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующих глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску.

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.

Засасывающее действие болота объясняется тем, что при поднятии ноги под ней образуется разреженное пространство. Перевес атмосферного давления в этом случае может достигать 1000Я на площадь ноги взрослого человека. Однако копыта парнокопытных животных при вытаскивании из трясины пропускают воздух через свой разрез в образовавшееся разрежен­ное пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.

Еще древней цивилизации были известны всасывающие насосы. С их помощью можно было поднять воду на значительную высоту, т.к. вода по­слушно следовала за поршнем такого насоса.

Древние философы задумывались о причинах этого и пришли к следующему заключению: вода следует за поршнем потому, что природа боится пустоты, поэтому-то между поршнем и водой не остается свободного пространства.

Рассказывают, что один мастер построил для садов герцога Тосканского во Флоренции всасывающий насос, поршень которого должен был затягивать воду на высоту более 1 Ом. Но как ни старались засосать этим насосом воду, ничего не получалось. На Юм (34 фута) вода поднималась за поршнем, а дальше поршень отходил от воды, и образовывалась та самая пустота, которой природа боится.

Когда с просьбой объяснить причину неудачи обратились к престарелому Галилею, он пошутил, что, вероятно, природа перестает бояться пустоты на высоте более 34 футов, и предложил своим ученикам — Торричелли и Вивиани разобраться в этом странном явлении.

Атмосферное давление вместе с другими параметрами ( температура, относительная влажность воздуха ) в совокупности не только определяют комфортное состояние человека, но и природы в целом. Перепады атмосферного давления весьма важны для предсказывания погоды на ближайшие дни, так как изменение атмосферного давления связано с изменением погоды. Барометр — необходимый прибор при метеорологических наблюдениях.В настоящее время для измерения атмосферного давления используют не ртутные барометры(пары ртути ядовиты),а барометры –анероиды с которыми мы познакомимся на следующем уроке

IV.Закрепление материала : (слайд 13-16)

-Почему нельзя рассчитать давление воздуха так же, как рассчитывают давление жидкости на дно или стенки сосуда?

(Плотность воздуха уменьшается с высотой, различие в плотности атмосферного не даёт возможность определять давление в газе как в жидкости)

-Как устроен ртутный барометр?

(Нужно к трубке со ртутью прикрепить вертикальную шкалу.)

-Что измеряет ртутный барометр?

(Он служит для измерения атмосферного давления.)

-Что означает запись: «Атмосферное давление равно 775 мм рт.ст.»?

(Это означает что воздух производит такое же давление, какое производит вертикальный столб ртути высотой 775 мм.)

-Скольким гПа равно давление ртутного столба высотой 1мм?

(1 мм.рт.ст =133,3 гПа.)

-Скольким гПа равно давление ртутного столба высотой 760 мм?

(760 мм.рт.ст =1013 гПа)

-Объясните почему вода не выливается ?

(демонстрация : удерживание тетрадным листом воды в перевернутом стакане)

VI.Домашнее задание §42,упр19(1,2), зад11

1. Учебник «Физика 7 класс», А.В. Перышкин, «Дрофа», М.2009г.

2. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7кл», Е.М.Гутник и др. «Дрофа» М.2009г.

3. «Сборник задач по физике 7-9кл», В.И.Лукашик, М. Просв.2009г.

4. “Занимательная физика”, Я.И.Перельман. изд. “Наука”,1986

Дополнительный материал к уроку

Неужели и над этим можно задуматься? Конечно. Мы приставляем стакан или ложку с жидкостью ко рту и «втягиваем» в себя их содержимое. Вот это-то простое «втягивание» жидкости, к которому мы так привыкли, и надо объяснить. Почему, в самом деле, жидкость устремляется к нам в рот? Что ее увлекает? Причина такова: при питье мы расширяем грудную клетку и тем разрежаем воздух во рту; под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство, где давление меньше, и таким образом проникает в наш рот.

Наоборот, захватив губами горлышко бутылки, вы никакими усилиями не «втянете» из нее воду в рот, так как давление воздуха во рту и над водой одинаково.

Итак, строго говоря, мы пьем не только ртом, но и легкими; ведь расширение легких — причина того, что жидкость устремляется в наш рот.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Рыбинцева Наталья Валентиновна — учитель физики МОУ лицей № 2Предмет, класс: физика,7 класс.Тема учебного занятия: «Измерение атмосферного давления.»Форма занятия: комбинированный урок с примен.

Презентация к уроку физики для 7 класса по теме «Измерение атмосферного давления».

Презентация к уроку.

Презентация к уроку.

Разработка урока включает материал по истории создания первого ртутного барометра. Имеется возможность работы с интерактивными моделями.

В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа.

Вес воздуха. Химический состав воздуха. Атмосферное давление и его измерение.

Источник

Презентация к уроку по теме «Атмосферное давление. Опыт Торричелли»
презентация к уроку по физике (7 класс) по теме

Данная презентация является приложением к уроку «Атмосферное давление. Опыт Торричелли»

Скачать:

Вложение Размер
Приложение к уроку «Атмосферное давление. Опыт Торричелли» 2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1. Давлением называют величину, равную . а) … силе, действующей на единицу площади опоры. б) … отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности. в) … отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности. 2. Кастрюля имеет площадь дна 0,12 м 2 , ее вес равен 60 Н. Чему равно давление, которое она оказывает на стол? а) 7,2 Па. б) 500 Па. в) 0,002 Па. г) 60 Па. д) 0,12 Па.

3. В каком положении брусок производит наибольшее давление? а) 1 . б) 2. в) 3. 4. У комбайнов, сеялок и других сельскохозяйственных машин колеса делают с широкими ободами для того, чтобы . давление, так как чем . площадь опоры, тем . давление. а) … уменьшить … меньше … меньше … б) … уменьшить … больше … меньше … в) … увеличить … меньше … больше … г) … увеличить … больше … больше … д) … уменьшить … больше … больше …

1. б 2. б 3 . а 4. б 5. 2

Атмосфера – газовая оболочка, окружающая Землю. ЧТО ТАКОЕ «АТМОСФЕРА»? Атмос – пар греч Сфера — шар Воздух = азот (78%) + кислород(21%) + другие газы(1%) h атм ≈ неск.тыс.км.

Лишившись атмосферы, Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод – + 130 С днем и — 150 С ночью. кабины космического корабля. Такой увидел советский космонавт Г. Титов атмосферу Земли из

По подсчетам Паскаля атмосфера Земли весит столько же, сколько весил бы медный шар диаметром 10км — пять квадриллионов ( 5000000000000000 ) тонн! Земная поверхность и все тела на ней испытывают давление толщи воздуха, т.е. испытывают атмосферное давление.

Опыт, доказывающий существование атмосферного давления: Как было открыто атмосферное давление? Итак, воздух обладает весом. В этом можно убедиться на опыте. Выкачав часть воздуха из шара, мы увидим, что он стал легче.

Ответы на какие вопросы вы уже знаете? Как создается давление твердого тела на опору? Как создается давление газа? Как создается давление атмосферы? Как создается давление жидкости на дно и стенки сосуда? Как измерить атмосферное давление? Как впервые «показали» величину атмосферного давления? Что такое «торричеллева пустота»? Почему говорят, что мы живем на дне воздушного океана? Для чего люди систематически измеряют атмосферное давление?

В 1646 году итальянский ученый Гаспаро Берти на фасаде своего дома в Риме соорудил установку, которая показала, что 10 м водяного столба не случайная величина.

Эванджелиста Торричелли (1608–1647) Итальянский физик и математик, автор классических работ по гидростатике, механике и высшей математике. Был известен также как автор комедий и эпиграмм. 1647 г. – Италия, Торричелли заменил воду в трубке на более тяжелую жидкость — ртуть.

Опыты с более тяжелой жидкостью — ртутью, предпринятые в 1647г. Торричелли, привели к открытию атмосферного давления, которое равно давлению столба ртути в трубке: Ратм=Р рт Торричелли обнаружил, что высота столба ртути в его опыте не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона.

«Торричеллиева пустота» Ученый обнаружил, что ртуть тоже не вытекает в чашу из трубки полностью! Почему? Столб ртути остается на высоте примерно в 76 см, что меньше высоты водяного столба во столько раз, во сколько ртуть тяжелее воды, то есть во сколько раз плотность ртути больше, чем плотность воды . На самом деле над ртутью не пустота, а ее пары.

Отто фон Герике (1602–1686) Немецкий физик, инженер, естествоиспытатель. Работал инженером в армии шведского короля, а с конца Тридцатилетней войны в Европе был бургомистром города Магдебурга (1646–1678). Герике постоянно подчеркивал экспериментальный характер своих исследований, противопоставляя их размышлениям философов. Пытаясь доказать опытным путем возможность создания пустоты (вакуума), изобрел воздушный насос (1650).

В 1654 г. в присутствии императора Фердинанда III продемонстрировал с помощью насоса существование давления воздуха (знаменитый опыт с «магдебургскими полушариями»).

Вывод: Воздух может давить на предметы. Воздушная оболочка Земли – атмосфера – создает давление, эквивалентное давлению 10 м водяного или 760 мм ртутного столба.

Это давление в современных единицах давления с учетом плотности воды и ртути можно рассчитать по формулам: Рассчитаем давление 1 мм. рт. ст. в Па: p = ρgh =13600 кг/м 3 * 9,8 Н/кг* 0,001 м=133,3 Па

Ученый предположил, что высота столба жидкости уравновешивается давлением воздуха. Зная высоту столба и плотность жидкости, можно определить величину давления атмосферы. Если к трубке с ртутью прикрепить вертикальную шкалу, то получится простейший прибор – ртутный барометр (от греч. барос – тяжесть, метрео – измеряю)

Правильность предположения Торричелли была подтверждена в 1648г. опытом Паскаля на горе Пью-де-Дом. Паскаль доказал, что меньший столб воздуха оказывает меньшее давление. Вследствие притяжения Земли и недостаточной скорости молекулы воздуха не могут покинуть околоземное пространство. Однако они не падают на поверхность Земли , а парят над ней, т.к. находятся в непрерывном тепловом движении

Благодаря тепловому движению и притяжению молекул к Земле их распределение в атмосфере неравномерно. Нижние слои атмосферы в результате давления на них верхних слоев имеют большую плотность воздуха. Нормальное атмосферное давление на уровне моря в среднем составляет 760 мм. рт. ст. = 1013 гПа. С высотой давление и плотность воздуха уменьшаются. При высоте атмосферы в 2000-3000км 99% ее массы сосредоточено в нижнем ( до 30 км ) слое. Поэтому можно казать, что мы живем на дне воздушного океана.

На небольших высотах каждые 12 м подъема уменьшают атмосферное давление на 1 мм. рт. ст.

1. Может ли космонавт набрать жидкость в шприц во время полета на космическом корабле, если в кабине поддерживается нормальное атмосферное давление? 2. Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки? 3. Почему вода из опрокинутой бутылки выливается рывками, с бульканьем? а из резиновой медицинской грелки вытекает ровной сплошной струёй? 4. Равно ли давление воздуха внутри туго надутого резинового мяча давлению наружного воздуха? 5. На среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150 000Н. Как мы справляемся с такой нагрузкой?

На какие вопросы мы ответили на уроке? Как создается давление атмосферы? Как измерить атмосферное давление? Как впервые «показали» величину атмосферного давления? Что такое «торричеллева пустота»? Почему говорят, что мы живем на дне воздушного океана? Для чего люди систематически измеряют атмосферное давление? Д/З § 42, задание 11, вопрос 6

Вот закончился урок, Знания пошли вам впрок. Я хочу совет вам дать: Надо физику читать, Чтоб задачи все решались, И ответы получались, И тогда оценки «пять» Будете только получать!

Источник

Читайте также:  Назови единицы измерения длины отрезков