Меню

Измерение частоты сердечных сокращений новорожденного



Нормальные показатели пульса у ребенка

Пульс – это колебательные движения стенок сосудов вследствие сокращения сердечной мышцы. Его очень легко измерить с целью получения ценной информации о состоянии здоровья.

ЧСС – один из важных объективных показателей работы сердечно-сосудистой системы. Пульс ребенка зависит от возраста, эмоционального состояния, условий окружающей среды.

Сердцебиение у детей может измеряться пальпаторно на проекции артерий, аускультативно непосредственно в области сердца, а также с помощью аппаратов (пульсометры, кардиографы).

Характеристики пульса в детском возрасте

Пульс – колебание стенок сосудов (артерий), распространяющееся от аорты в ответ на изменение внутри нее количества крови и давления на протяжении сердечного цикла. Эти толчки синхронны с систолой желудочков и в норме равны ЧСС. Основной метод определения частоты и ритмичности пульса – пальпаторное исследование больших артерий (лучевых, сонных, бедренных, подколенных).

Показатели пульса напрямую зависят от работы сердца, которое в детском возрасте отличается от взрослого анатомо-физиологическими особенностями.

Орган новорожденного имеет большую массу относительно тела. При этом размер желудочков меньше предсердий. Вследствие этого при каждом их сокращении в аорту выбрасывается малое количество крови. Потому для обеспечения необходимого кровотока сердце вынуждено работать быстрей.

В первые три года жизни масса миокарда возрастает в 3 раза, а к 15 годам – в 10. У мальчиков его размеры больше чем у девочек. При этом разные отделы сердца растут неравномерно:

  • до 2 лет – преимущественно предсердия;
  • 2-10 лет – все отделы;
  • с 11 лет – в основном желудочки.

У детей исследование пульса оптимально проводить во время сна или покоя, поскольку ЧСС в этом возрасте отличается высокой лабильностью и может сильно ускорятся от волнения, минимальных физических нагрузок, движений, после пробуждения, при повышенной температуре вследствие болезни.

Техника пальпации пульса на лучевой артерии:

  1. ЧСС определяют на обеих руках одновременно.
  2. Руки пациента обхватить в области лучезапястного сустава так, чтоб указательный, средний и безымянный пальцы оказались на лучевой артерии.
  3. Ребенок должен быть спокойным, расслабленным, руки расположены на уровне сердца без напряжения.
  4. Кончиками трех пальцев мягко прижать артерию к лучевой кости и провести оценку основных параметров.

Характеристики определяемого пульса:

  1. Синхронность на обеих руках (если показатели одинаковые, дальнейшее исследование проводят на одной руке);
  2. Частота (не менее чем за минуту из-за высокой вариабельности ритма). До двух лет ЧСС определяют только при аускультации сердца.
  3. Ритмичность. У здоровых детей раннего возраста наблюдают физиологическую аритмию, связанную с дыханием (при его задержке ритм восстанавливается).
  4. Напряжение, наполненность. Эти показатели указывают на изменения артериального давления, клапанного аппарата сердца, силы его сокращений, объема циркулирующей крови.

Важно при исследовании пульса параллельно измерить ЧСС аускультацией (по сердцу).

Для недоношенных детей вследствие очень сильной симпатикотонии характерна высокая лабильность пульса (от 120 до 200 уд./мин.). Сердцу требуется более длительная адаптация, во время которой:

  • улучшается сократительная способность миокарда;
  • снижаются энергетические затраты;
  • повышается уровень артериального давления;
  • закрываются пути эмбрионального кровотока (артериальный проток и овальное окно);
  • снижается сопротивляемость кровотока в периферических сосудах.

Таблица норм по возрастам

Таблица норм пульса у детей от 0 до 18 лет:

Возраст Минимальный ЧСС Максимальный Среднее значение
0-2 месяца 120 180 140-160
3-5 месяцев 115 170 135
6-12 месяцев 105 170 125
1-2 года 90 160 120
2-3 года 85 150 115
3-4 года 80 130 100
4-5 лет 80 120 95
5-6 лет 75 115 90
6-7 лет 70 115 90
7-8 лет 70 115 85
8-9 лет 65 115 85
9-10 лет 65 110 80
10-11 лет 60 110 80
11-12 лет 60 110 80
12-13 лет 60 105 80
13-14 лет 60 105 80
14-15 лет 60 100 80
15-16 лет 60 100 75
16-18 лет 55 95 70

Доктор, лечащий детей, на рабочем столе имеет перцентильную таблицу норм пульса по возрастам и при необходимости сверяет показания с полученными во время осмотра.

Для нарушения сердечного ритма в детском возрасте характерны:

  • превалирование функциональных аритмий (без органического повреждения миокарда);
  • связь нарушений ритма с врожденными пороками сердца;
  • нарушения образования импульса;
  • пароксизмальные приступы;
  • быстроразвивающиеся декомпенсация сердечной деятельности и недостаточность кровообращения.

0-5 лет

Первые месяцы после рождения ЧСС младенца такая же, как в утробе. Высокая частота пульса обусловлена преимущественно симпатической иннервацией сердца.

Для годовалого ребенка характерна синусовая аритмия (ускорение пульса на вдохе и замедление на выдохе). Это результат усиления тонуса блуждающего нерва и интенсивности кровоснабжения миокарда в определенные фазы дыхания.

В связи с высокой частотой сердечных сокращений для новорожденных и детей раннего возраста характерно укорочение рабочего цикла (всех изменений в миокарде на протяжении одной систолы и диастолы). У малышей он уменьшается за счет фазы расслабления желудочков. Вследствие этого полости не успевают наполняться большим количеством крови. Поэтому за счет тахикардии организм новорожденного обеспечивается в полной мере кислородом и питательными веществами.

В раннем детском возрасте наиболее распространены:

  1. Суправентрикулярная гетеротопная тахикардия. Это предсердный ритм высокой частоты, возникающий из-за аномального возбуждения миокарда. У 30-50% детей к 1,5 годам наступает спонтанное выздоровление, обусловленное дозреванием структур проводящей системы сердца.
  2. Идиовентрикулярный ритм. Наблюдают у детей с врожденными пороками сердца и повреждением миокарда.
  3. Мерцание предсердий.
  4. Атриовентрикулярные блокады II-III степени.
  5. Желудочковые аритмии.

5-10 лет

В этом возрасте сердце продолжает интенсивно набирать массу, увеличивается вместимость желудочков, что обеспечивает большую фракцию выброса. Созревает регуляция ритма блуждающим нервом. Вследствие этого ЧСС постепенно замедляется при сохранении необходимого минутного объема крови. И норма пульса у ребенка 5 лет уже колеблется от 80 до 115 уд./мин.

Нарушения ритма чаще всего связаны с патологией автоматизма синоатриального узла, превалированием эктопических центров возбуждения, неполными блокадами проводимости.

У детей этого возраста распространены:

  1. Суправентрикулярная тахикардия (ближе к шести годам).
  2. Синдром слабости синусового узла.
  3. Непароксизмальные тахикардии.
  4. Атриовентрикулярные блокады I-II степени.
  5. Экстрасистолические аритмии.

10-18 лет

Со взрослением норма ЧСС у детей снижается. В подростковом периоде гормональная перестройка, обусловленная половым созреванием и ростовыми скачками, и дисбаланс между отделами вегетативной нервной системы становятся причиной функциональных нарушений ритма. Это транзиторные состояния, для которых характерно отсутствие органической патологии проводящих путей в сердце.

Основные расстройства пульса в этом возрасте:

  1. Синусовая тахи-, брадикардия.
  2. Пароксизмальная суправентрикулярная тахикардия.
  3. Экстрасистолия.
  4. Ускоренный эктопический ритм.
  5. Трепетание предсердий.

Когда обращаться за медицинской помощью – тревожные симптомы

Хоть большинство нарушений ритма в детском возрасте неопасны, существует риск внезапных пароксизмов с быстрым развитием сердечной недостаточности, которые создают реальную угрозу для жизни ребенка и требуют немедленного проведения комплекса неотложных мер.

Нарушения со стороны пульса говорят о различных заболеваниях:

  1. Врожденные пороки сердца.
  2. Миокардит.
  3. Кардиомиопатия.
  4. Артериальная гипертензия.
  5. Ревматизм.
  6. Вегетативные дисфункции.
  7. Интоксикации.
  8. Опухоли сердца.
  9. Внутричерепная гипертензия.
  10. Эндокринные заболевания (тиреотоксикоз, гипотиреоз).
  11. Анемия.
  12. Лихорадка.
  13. Генетические патологии.

Диапазон симптоматических проявления аритмий невероятно широк – от бессимптомных нарушений до клинической смерти.

Дети первых двух лет жизни не могут объяснить, что именно их беспокоит. Поэтому основные признаки нарушения ЧСС, которые подает младенец:

  • беспокойство, плач;
  • вялость, сонливость;
  • одышка, влажный кашель (в тяжелых случаях с пенистой мокротой);
  • потеря сознания;
  • побледнение кожи, иногда с цианотическим оттенком;
  • потливость;
  • учащенное мочеиспускание.

Если родитель положит руку на область сердца грудничку, то ощутит быструю, чересчур медленную и неравномерную пульсацию.

У детей постарше из симптомов присутствуют:

  • сердцебиение;
  • ощущение перебоев, замирания в работе сердца;
  • одышка;
  • нарушение сознания;
  • страх, испуг, депрессивные состояния;
  • повышенная утомляемость;
  • головные боли, вертиго;
  • кардиалгии.

Нормы пульса у каждого ребенка – относительны. Для этого возраста характерны функциональные отклонения от заданных. Синусовая брадикардия (урежение ЧСС на 15% сравнительно с нормой) развивается у здоровых детей при конституциональной ваготонии или спортсменов.

Часто нарушения ритма на обычном приеме у педиатра не выявляют. Поэтому для определения адаптации сердечно-сосудистой системы к возрастным нормативам в школе или спортивных кружках доктор проводит специальные нагрузочные пробы. Суть заключается в сравнении пульса в состоянии покоя и сразу после дозированной физической нагрузки (приседаний, наклонов, велотренажера), через одну и пять минут. Полученные результаты подставляют в формулу: итоговый коэффициент соответствует группе занятий физкультурой.

Все дети со стойкой аритмией освобождены от занятий физкультурой и участия в спортивных состязаниях. Ребенку с эпизодическими нарушениями показана подготовительная группа на протяжении года, далее – основная.

Выводы

Часто родители обеспокоены быстрым сердцебиением у младенца, принимая это за патологию. Педиатр разъяснит, какой пульс должен быть у ребенка в зависимости от возраста, и вовремя заметит отклонения.

Для детей с аритмиями разработана программа диспансерного наблюдения и реабилитации для предупреждения пароксизмов, снижения тяжести приступов. Она предусматривает специальный режим дня и учебы, благоприятный психологический микроклимат в семье, рациональное питание, дозированные физические нагрузки.

Для подготовки материала использовались следующие источники информации.

Источник

Медицина. Сестринское дело.

На сайте вы узнаете все о сестринском деле, уходе, манипуляциях

Определение пульса у новорожденного ребенка.

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

подсчет пульса с целью оценки состояния сердечно-сосудистой системы.

II. ПОКАЗАНИЯ:

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Придать ребенку удобное положение (лежа, сидя).

Выполнение процедуры:

  1. 2-м, 3-м, 4-м пальцами нащупать лучевую артерию, 1-ый палец расположить на тыльной стороне предплечья. Прижать артерию к лучевой кости и прощупать пульс.
  2. Определите: симметричность пульса, ритмичность, частоту, наполнение и напряжение Частота пульса подсчитывается в течение минуты.

Окончание процедуры:

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  2. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
  3. Сравнить пульс с возрастной нормой:
Возраст________ Частота пульса. Возраст________ Частота пульса.
Новорожденный 140-160 в мин. Новорожденный 140-160 в мин.
I год_______ ___120-125_______ 4-7 пят_______ __90-110
1 –2года ________110-115_______ 8-12 лет 75-8O_______
2-3 года___ _____105-110_______ > 12 лет_______ 70-75

ПРИМЕЧАНИЕ: места исследования пульса у детей до 2-х лет: височная артерия, сонная артерия, бедренная артерия, подколенная артерия, артерии тыла стопы, незакрытый большой родничок.

ТИПЫ ПУЛЬСА:

Учащение пульса – тахикардия; Замедление пульса – брадикардия.

У маленьких детей — пульс частый, поверхностный, аритмичный.

Источник

Алгоритмы измерения частоты дыхания, пульса артериального давления у детей

Особенности при измерении ЧД, АД, пульса у детей. Измерение витальных показателей у детей имеет свои особенности по сравнению с процедурой у взрослого населения.

Подсчет частоты дыхания (ЧД) у детей

Подсчет проводить в состоянии покоя ребенка (лучше, когда малыш спит).

Положить руку на грудную клетку ребенка. Произвести подсчет дыхания строго за одну минуту, так как дыхание у детей аритмичное (вдох и выдох расценивается как одно дыхательное движение).

Оценка результата: новорожденный — 40 — 60 в минуту; грудной возраст — 30 — 35 в минуту; старший возраст — 15 — 20 в минуту.

Измерение пульса у детей

Проводить в спокойном состоянии ребенка.

Лучшее место, где обнаруживается пульс у ребенка до года — плечевая артерия. Искать ее надо на внутренней стороне верхней кон ечности посередине между локтем и плечом.
Слегка надавить двумя пальцами в сторону кости, одновременно поддерживая наружную часть руки большим пальцем.

У детей старше года пульс можно искать на сонной артерии. Нащупайте адамово яблоко (выступ в середине гортани) при помощи двух пальцев. Переместите пальцы от адамова яблока в сторону углубления между ним и мышцами шеи. Нажмите на шею, чтобы почувствовать пульс

Чаще всего пульс измеряется на лучевой артерии. Кончиками 2-3-4 пальцев правой руки нащупайте пульс на лучевой артерии в области запястья.

Подсчет пульс а у детей проводится строго за одну минуту, так как он у детей аритмичен.

Оценка результата:
новорожденный — 120 — 140 в минуту; грудной возраст — 110 — 120 в минуту; старший возраст — 70 — 100 в минуту.

Измерение артериального давления (АД) у ребенка

Придать удобное положение ребенку.
Положить руку ребенка ладонью вверх.
Взять манжетку, соответствующую возрасту ребенка (размер манжетки должен составлять 2/3 длины измеряемой поверхности).
Наложить манжетку на плечо ребенка на 2 см выше локтевого сгиба;
Приложить фонендоскоп на область локтевого сгиба на плечевую артерию (без надавливания).
Закрыть клапан резинового баллончика.
Резиновым баллончиком накачать воздух в манжетку до исчезновения пульса на плечевой артерии.
Медленно открывая клапан баллончика, начать выпускать воздух из манжетки.
Зафиксировать цифру на шкале манометра в момент появления тонов (максимальное = систолическое АД).
Зафиксировать цифру на шкале манометра в момент исчезновения тонов (минимальное = диастолическое АД).

Оценить АД ребенка:
Для ориентировочного расчета артериального давления (в мм рт. ст.) у мальчиков старше 1 года можно пользоваться следующими формулами: среднее возрастное: систолическое 90 + 2п, диастолическое 60 + п, где п — возраст детей в годах.
Для девочек от полученных величин систолического давления следует от­нять 5.
Интересно отметить, что сумма частоты пульса и величины систолическо­го артериального давления во все периоды детства равна около 200.

Источник

ТЕХНИКА ПОДСЧЁТА ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Оснащение: Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

Выполнение манипуляции:

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет — на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульса не должны быть «на весу».

ТЕХНИКА ТУАЛЕТА ГЛАЗ И ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА ДЕТЯМ

Оснащение: Стерильный лоток, стерильная пипетка (2 шт.), кипяченая вода, капли в глаза, стерильные ватные шарики, 1 пара стерильных перчаток, лоток для отработанного материала, лоток для использованного инструментария, контейнеры для отходов класса В.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие, сообщить информацию о лекарственном средстве. Сравнить этикетку на флаконе с названием лекарственного вещества, назначенного ребёнку.

2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

3. Ребёнка успокоить, усадить со слегка запрокинутой головой или уложить.

Выполнение манипуляции:

1. Провести туалет глаз ватными шариками, смоченными в кипяченой воде, от наружного угла глаза к внутреннему; для каждого глаза использовать отдельный ватный шарик. Просушить глаза сухими ватными шариками

2. Лекарство набрать в пипетку.

3. Новорождённому или грудному ребёнку развести верхнее и нижнее веко двумя пальцами; ребёнка старшего возраста просят посмотреть вверх; стерильным ватным шариком, зажатым пальцем левой руки, оттянуть нижнее веко вниз.

4. Закапать в конъюнктивальный мешок 1-2 капли в оба глаза последовательно.

5. Промокательными движениями при помощи ватных шариков убрать излишки лекарства.

Завершение манипуляции:

1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом, нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

2 Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.7.728 — 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно — профилактических учреждений».

3. Снять перчатки, поместить в контейнер для отходов класса В.

4. Вымыть и осушить руки.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ПРОБЫ МАНТУ, ОЦЕНКА

Оснащение: Шприц одноразовый туберкулиновый (1 мл.), 70% этиловый спирт, ампула с туберкулином, прозрачная линейка, стерильные ватные шарики, стерильные перчатки, маска, история развития ребенка (ф.112), журнал учета, пробы Манту, лоток с дезинфицирующим раствором для перчаток, лоток для использованного инструментария, контейнер для отходов класса «В», мензурка.

Подготовка к манипуляции:

1. Перед постановкой пробы проверить в ф.112 запись о том, что ребёнок здоров и ему показано проведение профилактических прививок.

2. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки, маску.

3. О6ъяснить маме или ребёнку ход манипуляции, получить информированное согласие.

4. Ребёнка успокоить или усадить с помощью помощника (зафиксировать ноги и одну руку пациента).

5. На свободной руке обнажить предплечье пациенту.

Выполнение манипуляции:

1. Осмотреть соответствие надписи на коробке и ампуле, проверить срок годности туберкулина. Осмотреть ампулу на предмет целостности и годности.

2. Ватным шариком, смоченным спиртом, обработать шейку ампулы двукратно, надпилить и вскрыть её.

3. Набрать из ампулы в шприц 0.2 мл. туберкулина, вытеснить воздух. 0,1 мл. оставить в шприце.

4. Накрыть ампулу с оставшимся туберкулином стерильной салфеткой и поставить в мензурку.

5. Обработать место инъекции 2-мя ватными шариками, смоченными спиртом.

6. Просушить кожу.

7. Ввести туберкулин строго внутрикожно в среднюю треть предплечья.

8. На месте инъекции образуется папула в виде «лимонной» корочки.

9. Извлечь иглу, не обрабатывая спиртом место инъекции.

10. Спросить о самочувствии пациента или убедиться, что пациент не испытывает неудобств.

Завершение манипуляции:

1. Предупредить маму о необходимости контроля результата пробы через 72 часа.

2 Подвергнуть изделия медицинского назначения одноразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции.

3 Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.2.1.7.728 — 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно — профилактических учреждений».

4. Снять перчатки, поместить в контейнер для отходов класса В.

5. Вымыть и осушить руки.

6. Заполнить медицинскую документацию.

Оценка пробы Манту

1. Наложить линейку перпендикулярно продольной оси предплечья и измерить границы папулы.

2. Если на месте инъекции отсутствует папула или диаметр папулы 1-2 мм — реакция отрицательная.

3. Папула от 2 до 4 мм. или гиперемия любого диаметра — реакция сомнительная.

4. Папула 5 мм. и более — реакция Манту положительная.

5. Папула 17 мм.и более — реакция гиперергическая.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА УХО РЕБЁНКУ

Оснащение: 40% спирт (разбавленного водой 1:1) или камфорное масло,

марлевая салфетка из 6-8 слоев, вощеная бумага, вата, бинт, ножницы.

Источник

Читайте также:  Измерение объема готовой продукции