Меню

Измерение длин лабораторная работа 2 измерение длины



Лабораторная работа № 2 «Измерение длины»

План-конспект урока «Лабораторная работа №2 «Измерение длины»»

Тема: Измерение длины

Образовательная: научиться измерять расстояния и размеры тела «на глаз» и с помощью измерительных приборов; совершенствовать умения пользования измерительными приборами;

Развивающая: развитие практических умений и навыков; формирование интеллектуальных умений: анализировать, делать выводы;

Воспитательные: продолжить воспитание к физике как к экспериментальной науке, умение формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Оборудование: мерная лента, линейка, тонкая проволока.

Выполнение лабораторной работы

Организация домашней работы

Подведение итогов занятия

Актуализация опорных знаний

Какова цена деления шкалы линейки и мерной ленты (рис.252) ?

С какой точностью можно измерить длину этими приборами?

Выполнение лабораторной работы

Оцените «на глаз» длину столешницы учебного стола. Значение длины занесите в таблицу.

При помощи линейки измерьте наибольшее расстояние (пядь) между кончиками расставленных пальцев (рис. 253) вашей руки — указательного и большого, т. е. измерьте и занесите в таблицу значение вашей пяди.

Измерьте пядями длину столешницы учебного стола и занесите значение длины в таблицу.

Измерьте мерной лентой длину столешницы учебного стола и занесите значение длины в таблицу.

Измерьте линейкой длину столешницы стола и занесите значение длины в таблицу.

Сравните значения длины столешницы, полученные в пунктах 1—5. Сделайте выводы.

Какое измерение длины столешницы учебного стола l1, l2, l3 или l4 наиболее точное? Почему?

Выразите длину столешницы l4 в миллиметрах (мм), дециметрах (дм), метрах (м) и километрах (км).

В каких единицах удобнее всего выражать длину столешницы? Обоснуйте ответ.

Как с помощью линейки определить толщину дна кастрюли (рис. 254)?

Измерьте диаметр тонкой проволоки.

Деление шкалы измерительного прибора — промежуток между двумя ближайшими штрихами на его шкале. Цена деления — это значение наименьшего деления шкалы прибора.

Если физическая величина измеряется непосредственно путем снятия данных со шкалы прибора, то такое измерение называют прямым.

Если физическая величина определяется по формуле, т. е. косвенно, то такое измерение называется косвенным измерением.

Пределы измерения — это минимальное (нижний предел) и максимальное (верхний предел) значения шкалы прибора.

Организация домашней работы

Ознакомиться с ходом выполнения лабораторной работы №3.

Подведение итогов занятия

И так, подведём итоги. Что сегодня на уроке, при выполнении лабораторной работы, у вас вызвало затруднение? Что было непоня тным ?

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-1325297

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по физике на тему «Лабораторная работа «Измерение длины»

Конспект урока по физике по теме

«Лабораторная работа «Измерение длины»

Цель обучения: форматирование экспериментальных умений измерять расстояния и размеры тел различными способами.

Актуализация знаний (проводится в ходе опроса учащихся)

Какова цена деления шкалы линейки и мерной ленты?

С какой точностью можно измерить длину этими приборами?

Выполнение лабораторной работы

Знакомство учащихся с техникой безопасность при выполнении лабораторной работы.

При выполнении лабораторной работы учащиеся заносят данные в таблицу:

Оцените «на глаз» длину столешницы.

При помощи линейки измерьте расстояние (пяди своей руки).

Измерьте пядями длину столешницы.

Измерьте мерной лентой длину столешницы.

Измерьте линейкой длину столешницы.

Сравните длину столешницы полученных в пунктах 1-5.

Ответить на контрольные вопросы.

Учащиеся по желанию выполняют «Суперзадание»

Проводится в ходе решение задач.

Толщина волоса d = 0,05мм= см= м.

Пол одной комнаты имеет форму квадрата со стороной a =4,0м. Определите периметр пола.

Длина четырех гвоздей равна: l 1 =1,2см, l 2 =1,2дм, l 3 =0,12м, l 4 =12мм. Какой из гвоздей имеет наибольшую длину? Наименьшую длину? Есть ли среди них гвозди равной длины? Изобразите в тетради отрезки, равные длинам гвоздей.

Усвоить учебный материал- значит понимать его и уметь применить при решении задач. Усвоил (-а) ли я материал предыдущих уроков? Что помешало усвоению? Можно ли (и нужно ли) исправить ситуацию? Знаю ли я, как это сделать?

Учащиеся должны научиться применять знания при выполнении лабораторной работы, выполнять эксперимент, научиться измерять расстояние и размеры тел различными способами.

Читайте также:  Термометр для измерения пищи днс

Карта урока (для учащегося)

Актуализация знаний (проводится в ходе опроса учащихся)

Какова цена деления шкалы линейки и мерной ленты?

С какой точностью можно измерить длину этими приборами?

Выполнение лабораторной работы

Толщина волоса d = 0,05мм= см= м.

Пол одной комнаты имеет форму квадрата со стороной a =4,0м. Определите периметр пола.

Длина четырех гвоздей равна: l 1 =1,2см, l 2 =1,2дм, l 3 =0,12м, l 4 =12мм. Какой из гвоздей имеет наибольшую длину? Наименьшую длину? Есть ли среди них гвозди равной длины? Изобразите в тетради отрезки, равные длинам гвоздей.

Усвоить учебный материал- значит понимать его и уметь применить при решении задач. Усвоил (-а) ли я материал предыдущих уроков? Что помешало усвоению? Можно ли (и нужно ли) исправить ситуацию? Знаю ли я, как это сделать?

Карта урока (для учащегося)

Актуализация знаний (проводится в ходе опроса учащихся)

Какова цена деления шкалы линейки и мерной ленты?

С какой точностью можно измерить длину этими приборами?

Выполнение лабораторной работы

Толщина волоса d = 0,05мм= см= м.

Пол одной комнаты имеет форму квадрата со стороной a =4,0м. Определите периметр пола.

Длина четырех гвоздей равна: l 1 =1,2см, l 2 =1,2дм, l 3 =0,12м, l 4 =12мм. Какой из гвоздей имеет наибольшую длину? Наименьшую длину? Есть ли среди них гвозди равной длины? Изобразите в тетради отрезки, равные длинам гвоздей.

Усвоить учебный материал- значит понимать его и уметь применить при решении задач. Усвоил (-а) ли я материал предыдущих уроков? Что помешало усвоению? Можно ли (и нужно ли) исправить ситуацию? Знаю ли я, как это сделать?

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-664959

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технологическая карта урока «Лабораторная работа 2 Измерение физической величины» 7 класс Перышкин

Маркина Н.В. Технологическая карта урока: «Измерение физической величины». 7 класс

Лабораторная работа №2 «Измерение физической величины»

Цель : формирование умения пользоваться методами научного исследования для выполнения эксперимента.

Деятельностная: формирование у учащихся умения проведения прямых измерений физической величины, представления результатов измерений в виде таблиц, анализа результатов по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы и формулировать их в письменной форме.

Содержательная: формирование умения проводить измерение размеров тел и температуры.

Сформировать представление о методах научного исследования для выполнения эксперимента.

Сформировать умение проводить прямые измерения размеров тела (длины) и температуры.

сф ормировать умение оформлять результаты эксперимента в виде таблицы.

сф ормировать умение определять точность проведенных прямых измерений.

Оборудование: учебник, термометр спиртовой, линейка ученическая, брусок деревянный (каретка), стакан с водой.

Маркина Наталья Владимировна

Измерение физической величины

применение полученных знаний

О: формирование умения пользоваться методами научного исследования для выполнения эксперимента, формирование у учащихся умения проводить прямые измерения размеров тела (длины) и температуры, представления результатов измерений в виде таблиц, анализа результатов прямых измерений размеров тела 9длины) и температуры, делать выводы и формулировать их в письменной форме, формирование умения применять теоретические знания для нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений.

В: формирование и развитие интереса к познанию природных явлений и использованию для этого методов научного исследования.

Р: научить учащихся измерять длину тела и температуру.

использовать методы научного исследования для выполнения эксперимента по измерению длины тела и температуры: определить цену деления измерительных приборов, измерить длину тела, измерить температуру воды, представить результаты измерений в виде таблицы, проанализировать результаты измерений, сделать вывод и оформить его в тетради.

1.постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

1.умения самостоятельно формулировать познавательную цель,

2.умения выполнять эксперимент по алгоритму .

3.умения видоизменять информацию в виде таблицы.

4. умения выполнять прямые и косвенные измерения

5. понимать неизбежность погрешности любых измерений.

6.умения соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с лабораторным оборудованием

1.умения планировать учебное сотрудничество, работать в парах.

2. умения управлять поведением партнёра при совместном выполнении эксперимента.

1.умения целеполагания (постановка учебной задачи при выполнении эксперимента, постановка цели эксперимента, планирование этапов выполнения эксперимента)

2.умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности.

Читайте также:  Измерение окружности размеров родничка у ребенка

3.умения оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

формы работы на уроке

Организует учащихся к восприятию изучаемого

Создаёт проблемную ситуацию.

В курсе физики мы будем оперировать физическими величинами. Кто скажет, что такое физическая величина?

А в процессе чего, обычно, выполняют измерения?

Так что мы с вами будем сегодня делать на уроке?

Какую цель эксперимента вы бы поставили перед собой?

Запишите её в тетради.

При выполнении лабораторной работы вам необходимо соблюдать технику безопасности

Учитель читает инструкцию по ТБ

по правилам безопасности труда для учащихся в кабинете физики

Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.

Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.

Отвечают на вопросы.

характеристика, которую можно измерить.

в процессе опыта (эксперимента)

Делают записи в тетрадях .

Лабораторная работа № 3

Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.

Цель работы: измерить отрезки разной длины и температуру вещества.

Приборы и материалы: линейка ученическая, брусок деревянный, термометр спиртовой, стакан с водой

Расписываются в журнале по ТБ

1. умения извлекать информации из структурированного текста

1. умение целеполагания

1. умение слушать и понимать других.

2. формирования речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.

3. оформления своих мыслей в устной и письменной форме.

Источник

Лабораторная работа №2. Измерение размеров малых тел.

Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.

Измерительным инструментом в этой работе является линейка. Цену ее деления вы легко можете определить. Обычно цена деления линейки — 1 мм. Определить простым измерением с помощью линейки точный размер какого-либо маленького предмета (например, зернышка пшена) невозможно.

Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное. Чтобы получить более точное значение можно использовать другой инструмент (например, штангенциркуль

или даже микрометр). Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.

Так мы измерим длину ряда зерен. Зерна имеют одинаковый диаметр. Следовательно, чтобы получить диаметр зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен его составляющих.

27 мм : 25 шт = 1,08 мм

На глаз видно, что длина ряда несколько больше 27 миллиметров, поэтому ее можно считать 27,5 мм. Тогда: 27,5 мм : 25 шт = 1,1 мм

При отличии первого измерения от второго на 0,5 миллиметра результат отличается всего на 0,02 (две сотых!) миллиметра. Для линейки с ценой деления в 1 мм результат измерения очень точный. Это и называется способом рядов.

Пример выполнения работы:

n — число частиц в ряду

Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии

Решебник по физике за 7 класс (А.В.Перышкин, Н.А.Родина, 1998 год),
задача №2
к главе «Лабораторные работы».

Источник

Измерение длины, площади, объема и времени

п.1. Лабораторная работа №1. Измерение длины ребер, площади поверхности и объема прямоугольного параллелепипеда. Погрешность прямых и косвенных измерений

Цель работы
Научиться измерять длину с помощью линейки, определять площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда, находить абсолютные и относительные погрешности косвенных измерений.

Прямоугольный параллелепипед – это многогранник с шестью гранями, каждая из которых является прямоугольником.
Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения: длину, ширину и высоту.

Пусть
длина \(AD=BC=A_1 D_1=B_1 C_1=a\)
ширина \(AB=CD=A_1 B_1=C_1 D_1=b\)
высота \(AA_1=BB_1=CC_1=DD_1=c\)
Площади верхней и нижней грани равны \(S_1=ab\), площади передней и задней граней равны \(S_2=ac\), площади левой и правой граней равны \(S_3=bc\).

Найдем погрешность определения объема.
Объем равен произведению трех измерений, значит, относительная погрешность для объема равна сумме относительных погрешностей измерений: $$ \delta_v=\delta_a+\delta_b+\delta_c=\frac da+\frac db+\frac dc=d\left(\frac 1a+\frac 1b+\frac 1c\right)=d\cdot\frac $$ Абсолютная погрешность для объема: $$ \triangle V=v\cdot\delta_v=abc\cdot d\cdot\frac = d(bc+ac+ab)=d\cdot\frac> <2>$$

Приборы и материалы
Ученическая линейка, книга (или деревянный брусок).

Ход работы
1. Ознакомьтесь с теоретической частью работы, выпишите необходимые формулы.
2. Измерьте длину, ширину и высоту книги (бруска), \(a,b,c\).
3. Найдите площадь поверхности \(S_<пов>\) и объем \(V\).
4. Найдите абсолютные погрешности \(\triangle S_<пов>\) и \(\triangle V\).
5. Найдите относительные погрешности в процентах: $$ \delta_>=\frac<\triangle S_<пов>>>\cdot 100\text<%>,\ \ \delta_V=\frac<\triangle V>\cdot 100\text <%>$$ 6. Дополнительное задание. Определите толщину одного листа книги, абсолютную и относительную погрешность этой величины.
7. Сделайте выводы о проделанной работе.

Результаты измерений и вычислений

Инструментальная погрешность линейки \(d=\frac<1\ мм><2>=0,5\ мм\)
Результаты измерений:
a=218 мм
b=147 мм
c=32 мм
Площадь поверхности: \begin S_<пов>=2(ab+ac+bc)=2(218\cdot 147+218\cdot 32+147\cdot 32)=\\ =2(32046+6976+4704)=87452\ (мм^2) \end Объем: $$ V=abc=218\cdot 147\cdot 32=1025472\ (мм^2) $$ Абсолютная погрешность определения площади поверхности (округляем до двух значащих цифр с избытком): $$ \triangle S_<пов>=4d(a+b+c)=4\cdot 0,5\cdot (218+147+32)=2\cdot 397=794\ (мм^2)\approx 800\ (мм^2) $$ Полученную величину площади поверхности также округляем до сотен. Получаем: $$ S_<пов>=(87500\pm 800)\ (мм^2) $$ Абсолютная погрешность определения объема: $$ \triangle V=d\cdot\frac><2>=0,5\cdot\frac<87452><2>=21863\ (мм^3)\approx 22000\ (мм^3) $$ Полученную величину объема также округляем до тысяч. Получаем: $$ V=(1025000\pm 22000)\ (мм^3) $$
Относительные погрешности (округляем до двух значащих цифр с избытком): \begin \delta_>=\frac<\triangle S_<пов>>>\cdot 100\text<%>=\frac<800><87500>\cdot 100\text <%>\approx 0,92\text<%>\\ \delta_v=\frac<\triangle V>\cdot 100\text<%>=\frac<22000><1025000>\cdot 100\text<%>\approx 2,2\text <%>\end Измеряем толщину книги между обложками: \(h=23\ мм\)
Количество страниц в книге \(N=688\)
Количество листов в 2 раза меньше. Получаем толщину одного листа: $$ t=\frac=\frac<2h>=\frac<2\cdot 23><688>\approx 0,0669\ (мм)=66,9\ (мк) $$ Количество листов – величина точная, без погрешностей.
Абсолютная погрешность для толщины листа зависит только от \(\triangle h\): $$ \triangle t=\frac 2N\triangle h=\frac 2N d=\frac<2><688>\cdot 0,5\approx 0,0015\ (мм)=1,5\ (мк) $$ Толщина листа: $$ t=(66,9\pm 1,5)\ мк $$ Относительная погрешность: $$ \delta_t=\frac<\triangle t>\cdot 100\text=\frac<1,5><66,9>\cdot 100%\approx 2,3\text <%>$$

Читайте также:  Стоимостный способ измерения производительности труда

Выводы
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Измерения проводились с помощью линейки с инструментальной погрешностью \(d=0,5\ мм\).
Получена площадь поверхности книги $$ S_<пов>=(87500\pm 800)\ мм^2,\ \ \delta_>\approx 0,92\text <%>$$ Объем книги: $$ V=(1025000\pm 22000)\ мм^3,\ \ \delta_V\approx 2,2\text <%>$$ Определяя толщину листа, мы использовали способ рядов и увеличили абсолютную точность измерений от 0,5 мм до 1,5 мк. Толщина листа: $$ t=(66,9\pm 1,5)\ мк,\ \ \delta_t\approx 2,3\text <%>$$ С наибольшей точностью определена площадь поверхности, т.к. для нее относительная погрешность меньше всех.
С наименьшей относительной точностью определена толщина листа, зато абсолютная точность для этой величины очень высока – 1,5 микрона.

п.2. Лабораторная работа №2. Измерение времени с помощью секундомера. Погрешность серии прямых измерений

Цель работы
Научиться измерять время с помощью секундомера, определять абсолютную и относительную погрешность величины, полученной в серии прямых измерений.

При отклонении математического маятника на малые углы (до 20°) период его колебаний \(T\) остается постоянной величиной. В действительности колебания постепенно затухают, но при достаточно длинной нити и тяжелом грузике, затухания происходят медленно.

Приборы и материалы
Секундомер, штатив, грузик на длинной нитке (не менее 50 см).

Ход работы
1. Закрепите нитку с грузиком в лапке штатива, как показано на рисунке.

2. Определите цену деления секундомера.
3. Отклоните грузик на небольшой угол, отпустите его и с помощью секундомера измерьте время, за которое маятник совершит 10 полных колебаний.
4. Повторите опыт 5 раз.
5. С помощью алгоритма определения истинного значения и абсолютной погрешности в серии измерений (см. §3 данного справочника) найдите точное значение и абсолютную погрешность времени 10 колебаний.
6. Найдите точное значение и абсолютную погрешность периода колебаний \(T\), рассчитайте относительную погрешность результата измерений.
7. Сделайте выводы о проделанной работе.

Результаты измерений и вычислений

Определение цены деления секундомера

Два ближайших пронумерованных деления на основной шкале: \begin a=5\ с\\ b=10\ с \end Между ними находится 4 средних деления, а между каждыми средними делениями еще 4 мелких. Итого: 4+4·5=24 деления.

Цена деления: \begin \triangle=\frac\\ \triangle=\frac<10-5><24+1>=\frac15=0,2\ c \end

Инструментальная погрешность секундомера равна половине цены деления: \(d=\frac<\triangle><2>=0,1\ c\)

Измерения времени 10 колебаний

№ опыта 1 2 3 4 5 Сумма
\(t,\ c\) 15,3 14,9 15,2 15,5 15,1 76,0
\(\triangle\ c\) 0,1 0,3 0,3 0,1 0,8

Найдем среднее время для 10 колебаний: \begin t_0=\frac<15,3+14,9+15,2+15,5+15,1><5>=\frac<76,0><5>=15,2\ (c) \end Принимаем среднее время за истинное значение измеряемой величины.
Найдем абсолютные отклонения каждого измерения от \(t_0\): $$ \triangle_1=|15,3-15,2|=0,1;\ \ \triangle_2=|14,9-15,2|=0,3\ \text <и т.д.>$$ Среднее абсолютное отклонение: $$ \triangle_=\frac<0,1+0,3+0+0,3+0,1><5>=\frac<0,8><5>=0,16\ (c) $$ Среднее абсолютное отклонение больше инструментальной погрешности, поэтому абсолютная погрешность измерений: $$ \triangle t=max\left\\right\>=max\left\<0,1;0,16\right\>=0,16\ \text $$ Результат измерения времени 10 колебаний: \begin t=t_0\pm\triangle t,\ \ t=(15,20\pm 0,16)\ c \end Период колебаний в 10 раз меньше: $$ T=\frac<1><10>(t_0\pm\triangle t),\ \ T=(1,520\pm 0,016)\ c $$ Относительная погрешность измерений: $$ \delta_T=\frac<\triangle T>\cdot 100\text<%>=\frac<0,016><1,520>\cdot 100\text<%>\approx 1,1\text <%>$$

Выводы
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Измерения проводились с помощью секундомера, для которого была определена цена деления \(\triangle=0,2\ с\) и соответствующая инструментальная погрешность \(d=\frac<\triangle><2>=0,1\ с\).
В данном случае абсолютная погрешность может быть заметно больше инструментальной, и поэтому для ее определения потребовалась серия экспериментов.
Полученный в серии из 5 экспериментов результат измерения времени 10 колебаний: $$ t=(15,20\pm 0,16)\ c $$ Искомый период колебаний маятника: $$ T=(1,520\pm 0,016)\ c,\ \ \delta_T=1,1\text <%>$$

Источник