Меню

Измерение эмоционального интеллекта у детей



15 самых топовых тестов на эмоциональный интеллект

Привет, дорогие друзья! 👋 Эмоции – верные спутники нашей жизни. Если их нет, значит, пора к психиатру. Но как ни странно, если их слишком много или человек вообще их не контролирует, тогда дорога к тому же специалисту… Об эмоциональном интеллекте сейчас говорят, как об одном из лидирующих качеств успешного человека. Все уважают работника, управленца, который может себя контролировать и понимать, что чувствует сам и другие. А какой уровень EQ у вас? Ниже мы детально рассмотрим несколько тестов на эмоциональный интеллект, разберемся, насколько это качество у нас развито.

1. Тест Холла на определение эмоционального интеллекта

Это опросник на 30 вопросов. Время прохождения – до 10 минут. Здесь затрагиваются разные жизненные ситуации. Вы представляете и оцениваете свою реакцию на них.

Методика показывает, насколько часто вы проявляете эмоции в повседневной жизни, учитывает разные стороны проявления ЭИ. Здесь вы увидите, как относитесь к себе, другим людям, какие у вас способности к общению, насколько позитивно относитесь к жизни и ищете гармонию с собой.

2. Тест эмоционального интеллекта от Викиум

Тестирование включает 12 картинок, на которых показан спектр эмоций: радость, печаль, презрение, отвращение, гнев, страх, удивление. Вы должны по выражению лица на картинке определить эмоцию и кликнуть на соответствующую кнопку.

Тест показывает, насколько вы разбираетесь в эмоциональных проявлениях, “читаете” ли вы окружающих. В конце даются результаты в процентном соотношении, указывается, в каких эмоциях вы больше всего ошиблись.

3. Тест-опросник “Эмоциональный интеллект: определите свой уровень”

Тестирование включает 17 вопросов с разными ответами: всегда, часто, иногда, редко, никогда. В конце дается краткое объяснение, кто вы и на что способны.

Методика помогает определить, насколько гармонично вы находитесь с собой и окружающими, как умеете мотивировать себя, мобилизовывать свою энергию и устанавливаете личностные границы для сохранения своих ресурсов.

4. Тест на измерение эмоционального интеллекта Д. Гоулмана

На популярном сайте testometrika.com этот тест можно пройти без регистрации. Он состоит из 10 вопросов, их вы проходите онлайн. Вам предлагается представить ситуацию и в зависимости от нее выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Интерпретация результатов зависит от количества набранных баллов.

Но здесь есть оговорка: его можно пройти быстро, но это повлияет на точность. Например, я такая уверенная, что у меня с ЭИ все ок, прошла его и получила низкий балл. Мне методика Гоулмана “посоветовала” увеличивать самоконтроль и самомотивацию, научиться чувствовать переживания других! Буду оспаривать в следующем, более точном тесте!

5. Тест на оценку эмоционального интеллекта (ЭмИн) Люсина Д. В.

Это профессиональная психодиагностическая методика – первая в российской психологии. Она разработана на авторскую модель EQ, которую разработал российский психолог Люсин. Методика имеет свою структуру: понимание эмоций (ПЭ) и управление эмоциями (УЭ). Описание методики Люсина: опросник содержит 46 утверждений, которые оцениваются по 4-балльной шкале (согласен-несогласен).

Все утверждения объединяются в 5 субшкал, по которым и проверяется ваш уровень EQ. По мнению автора, Emotional Quotient определяется по тому, насколько у человека развиты способности к пониманию и управлению эмоциями, определению эмоций других и влиянию на окружающих.

6. Простой тест для проверки эмоционального интеллекта

Этот опросник не является профессиональной методикой, но может вам помочь пролить свет на ваш ЭИ. Состоит из 10 картинок, на них даны 2 варианта ответа или две картинки на один вопрос. Здесь не получится пройти онлайн. Вы выбираете картинку или вариант ответа, который вам больше всего подходит. Это вариант 1 или 2.

После выбора вы подсчитываете количество единиц или двоек. Чего больше у вас, ту расшифровку результатов и читайте. Варианта в ответах тоже два: либо у вас развитый EQ, либо нет.

7. Детальный тест для проверки эмоционального интеллекта

Это профессиональный тест, который бесплатно в онлайн-режиме поможет определить ваши способности понимать себя, других и влиять на них. Разработан, опираясь на теорию К. Петридиса. Здесь 60 вопросов и шкала от “не согласен” до “согласен”. Курсором вы передвигаете бегунок на то расстояние, которое вам подходит.

Это подробный тест, который тоже определяет ваши “эмоциональные способности” по 15 шкалам. И потом по ним дает вашу подробную характеристику. Но будьте внимательны и учитывайте правила прохождения тестов: вам нужно давать быстрые ответы, те, что первыми пришли в голову. А также помните, что наиболее точную интерпретацию результатов может сделать только психолог.

8. Опросник для диагностики эмоционального интеллекта

В нем 42 вопроса на эмоциональный интеллект, не относится к психодиагностическим методикам, но дает исчерпывающую информацию по вашему уровню ЭИ. Здесь на каждое утверждение 4 ответа, вы выбираете то, что наиболее вам подходит.

Вопросы разного характера в основном касаются не жизненных ситуаций, а ваших чувств. Результаты получаете, когда кликнете на кнопку в конце вопросов.

9. Тест эмоционального интеллекта Мэйера – Сэловея – Карузо

Это очень крутая методика! Мне, как специалисту, она больше всех понравилась. Но проводить и диагностировать ЭИ по ней должен именно специалист! Потому что она трудоемкая: состоит из 8 секций, где нужно определить эмоции на фото, ответить на большое количество вопросов, касающихся возникающих чувств, подобрать к предложению нужные слова, оценить картинки по шкале.

Трудность его прохождения в том, что нет электронного варианта. Да и на просторах интернета его найти довольно сложно. Но я нашла для вас текст методики и бланк ответа. Предупреждаю сразу: проходить его будет трудно и нужно потратить много времени на прохождение и перевод баллов в “стены” для интерпретации (час-два). Но это того стоит, если у вас есть желание заморочиться. Здесь тестовый материал, ниже бланк ответов.

10. Как определить уровень своего эмоционального интеллекта (автор Джейн Стайн)

Это легкий в прохождении и обработке опросник. Он содержит 22 вопроса. Вы имеете всего 2 варианта для ответов: “да”, “нет”. Если вы согласны с утверждением, рядом с порядковым номером ставите +1 балл. Если не согласны, ничего не ставите. После прохождения опросника подсчитываете баллы и определяетесь с их количеством.

Вы самостоятельно сможете оценить свой уровень EQ, так как здесь всего 4 варианта развития этого навыка. Если количество баллов низкое (до 5 баллов), ЭИ нужно развивать обязательно, возможно, есть проблемы с самооценкой. Если 19 и выше, вы гений самоконтроля. Ниже по ссылке более подробно описываются все варианты результата.

11. Социальный интеллект Дж. Гилфорда

Эта правдивая психодиагностическая методика разработана известным психологом и считается стандартизованной измерительной методикой. Ее используют профессионалы. Она тоже трудоемкая в интерпретации результатов, но ее можно пройти онлайн. Выводы по вашей личности представлены во всплывающем окне.

Методика состоит из 4 субтестов, которые содержат картинки и обычные вопросы. В результате их прохождения вы получите данные о своем поведении в обществе, понимании других людей, подстройке или самостоятельности во взаимоотношениях. На главной страничке теста вы увидите ссылки на все 4 субтеста.

12. Как хорошо вы распознаете чувства ребенка

Этот тест – отличный индикатор взаимопонимания между родителями и детьми. Второе его название “Родительская матрица”. Он состоит из 5 ситуаций, на которые вы даете свой ответ. В конце они все разбираются и вы видите, где и как нужно поступать.

Почему эмоциональное воспитание важно? В основе воспитания лежит не только любовь, но и понимание чувств ребенка. Именно в понимающей семье он вырастет с развитым изначально эмоциональным интеллектом. Попробуйте взглянуть со стороны, понимаете ли вы своего ребенка – пройдите тест.

13. Насколько развит ЭИ вашего ребенка?

Этот тест разработан и адаптирован для родителей, у которых есть дети от 9 до 17 лет. Он состоит из 15 вопросов и помогает оценить поведение и чувства детей с позиции родителя. Здесь 3 варианта ответов: “всегда”, “иногда”, “никогда”. Прохождение опросника занимает не более 15 минут.

Вы увидите, насколько высок уровень EQ вашего подростка, как он контролирует свои чувства, сознательно ли влияет на свои эмоции, умеет ли эффективно выстраивать диалог с окружающими, сопереживать.

14. Анализ EQ подростка

Это сравнительно новый тест, адаптированный для подростков. Состоит из 20 вопросов, разделенных на 2 группы: ответственность и ситуации. Здесь для каждого ответа “готовы” свои баллы. Каждому ответу присваивается определенное количество баллов. Затем они суммируются и их относят к одному из диапазонов интерпретации результатов.

Читайте также:  Измерение электроэнергии трехфазного переменного тока

Подростки – наиболее уязвимая возрастная группа в теме эмоций. Это связано с их неравномерным созреванием. Поэтому им важно научиться понимать, что они чувствуют, понимать окружающих. Знания о собственных эмоциях и сопереживание другим поможет выстраивать правильную коммуникацию с другими людьми. Подросток поймет себя и станет понятным для своей семьи, когда пройдет этот тест.

15. Опросник ЭИ Шабанова и Алешиной

Этот тест подходит для детей, педагогов ДОУ и школ. Здесь 32 вопроса, они позволяют определить, какие навыки ЭИ у вас “на высоте”, а над развитием каких еще нужно потрудиться. Каждое утверждение оценивается по шкале от 1 до 10. Если вы выбираете цифру до 5, значит, вы соглашаетесь с первым утверждением. Но если от 6 до 10, вам по душе второе утверждение.

Друзья, если вы хотите узнать о себе гораздо больше, советую пройти еще одно тестирование.

Тест когнитивных способностей от Викиум – это диагностическая программа для оценки работы когнитивных функций (внимание, память, мышление) и составления психологического профиля личности.

Что вы получите по итогам теста:

  1. Персональную профильную карту с оценками когнитивных способностей и личностными характеристиками.
  2. Узнаете свои сильные и слабые стороны в различных когнитивных областях, а также личностные особенности.
  3. Поймете, с чем связана ваша продуктивность в определенных видах деятельности и что необходимо сделать для ее повышения.

Тестирование включает комплексную диагностику (когнитивный профиль):

  • концентрации и переключения внимания;
  • вербальной и невербальной логики;
  • наглядно-образного мышления;
  • вербально-логической памяти;
  • кратковременного и долговременного запоминания.

Вы определите (личностный профиль):

  • тип мышления и уровень креативности;
  • ведущий стиль деятельности;
  • способность к саморегуляции;
  • тип личности со всеми его особенностями.

Подойдет широкому кругу пользователей: подросткам старше 14 лет, взрослым и пожилым людям.

Для прохождения не нужны специальные знания, проверка проходит в игровой и тестовой форме.

Продолжительность: 30–40 мин.

Стоимость: 990 руб.

Кто такие Викиум и почему они молодцы, вы можете прочитать в специальном нашем обзоре.

Как прокачать эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – важная штука. Он делает вам невидимый панцирь, сквозь который не проходят колкости, сарказм, ирония и игнорирование. Вы не пожалеете, если прокачаете этот навык на практике. Вот увидите, как легче станет жить с таким панцирем!

Курс “Эмоциональный интеллект” поможет решить массу проблем: непонимание с родственниками, напряги на работе, да, в конце концов, поймете, почему вам иногда так фигово.

Курс состоит из 20 уроков. Обучают:

  • выявлять ложь и “рубить ее на корню”;
  • видеть эмпатию и скрытые эмоции, изменять свое мнение о людях;
  • проницательно видеть всех скрытых тараканов у собеседника;
  • определять “крысу” среди знакомых, которая сливает информацию;
  • не показывать своих эмоций (включать “панцирь”);
  • видеть и отстраняться от манипуляций;
  • наладить взаимоотношения с теми, кто тоже не против бы.

Стоимость курса – 990 руб.

И + бонус к советам: помимо этой небольшой обучающей программы, в нашем блоге вы можете подобрать один из 14 курсов для развития EQ.

А также если учиться вообще нет времени, от слова “ВООБЩЕ”, а очень хочется поднять уровень ЭИ, прочитайте статью, как развить эмоциональный интеллект, с эффективными упражнениями и советами.

Заключение

Все тесты подобраны с учетом разных требований. Кому-то хочется быстро и бегло себя оценить: “Ну не красавчик ли я?!” 😎 Кто-то собирается потратить уйму времени, но добиться “разложения своей личности по полочкам”. Поэтому выбирайте тот опросник, который вам наиболее понравился. А можете и все 15 пройти!

И, конечно, не стесняйтесь оставлять свои комментарии ниже, и мы узнаем ваше мнение о пройденных тестах, результатах и просто о жизни с яркими эмоциями! Делитесь подборкой тестов с друзьями, подписывайтесь на обновления, а мы и дальше будем для вас работать! 😉

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».

Источник

Измерение эмоционального интеллекта у детей

Эмоциональное воспитание — одна из самых важных методик, с которыми должен познакомиться каждый родитель. Её смысл прост: в основе успешного воспитания лежит не только безусловная любовь, но и понимание и сопереживание чувствам детей. Когда вы видите слезы своего ребенка, вы должны представить себя на его месте. Однако сделать это труднее, чем кажется.

Что такое «родительская матрица» и почему она работает против нас

«Родительская матрица» преследует цель решить конкретную проблему, но часто противоречит интересам ребенка. Матричный подход заставляет родителей постоянно следить за детьми и направлять их в нужное русло.

Представьте ситуацию. Джин, чувствительная и беспокойная мама, переживает из-за мрачного настроения своего сына Эндрю. Ее волнует то, что девятилетний Эндрю «играет роль жертвы» в отношениях с людьми. «В чем дело, дорогой? — начинает она. — Ты выглядишь немного грустным». «Просто я хочу, чтобы сестра была ко мне добрее», — отвечает Эндрю. «А сам ты всегда бываешь к ней добр?» — спрашивает Джин.

Как вы думаете, что почувствовал Эндрю, услышав этот вопрос. Мама вроде бы интересовалась тем, как он себя чувствует. Но, как только он открылся, ответила критикой. Конечно, это критика с благими намерениями и очень мягкая, но тем не менее она остается критикой.


«Родительская матрица» мешает слушать детей. — Источник

Протестируйте себя

Ниже — упражнения на способность распознавать детские чувства в различных ситуациях. После каждого случая приводится «неправильная» реакция родителей. Постарайтесь понять, что думает взрослый и какие чувства испытывает ребенок.

Пример. Ребенок теряется в большом универмаге, и его мать очень беспокоится. Через некоторое время расстроенного ребенка находит работник магазина и помогает ему встретиться с матерью.

Неправильный ответ: «Ты глупый ребенок. Я сходила с ума от беспокойства, никогда больше не возьму тебя за покупками».
Матрица: мать была напугана, она хочет, чтобы ребенок был в безопасности и больше не терялся.
Чувство ребенка: страх.
Правильный ответ: «Ты, наверное, испугался, мне тоже было страшно. Иди сюда, чтобы я могла держать тебя за руку. Позже мы поговорим о том, что произошло…»

Ситуация 1. Ребенок приходит из школы и говорит: «Я никогда больше не пойду в эту школу! Учитель кричал на меня при всех моих друзьях!»

Неправильный ответ: «Что ты сделал, что учитель начал на тебя кричать?»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:

Ситуация 2. В ванной ваш ребенок говорит: «Я ненавижу своего брата. Хочу, чтобы он умер».

Неправильный ответ: «Ты говоришь ужасные вещи, в нашем доме так не говорят.Ты не можешь ненавидеть своего брата. Ты любишь своего брата. И чтобы никогда больше так не говорил!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:

Ситуация 3. За ужином ваш ребенок говорит: «Я ненавижу это блюдо. Я не буду его есть».

Неправильный ответ: «Ты будешь есть то, что есть, и скажешь спасибо!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:

Ситуация 4. Ваш ребенок приходит с улицы и говорит: «Я ненавижу этих детей. Они не хотят со мной играть. Они плохо ко мне относятся!»

Неправильный ответ: «Если бы ты не был таким слабаком, они бы захотели с тобой играть. Не делай из мухи слона. Ты должен справляться с ударами».
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:

Ситуация 5. К вам в гости пришел друг вашего ребенка. Ваш ребенок говорит ему: «Я не хочу давать тебе эту игрушку. Я не разрешаю тебе с ней играть!»

Неправильный ответ: «Ты эгоист. Ты должен научиться делиться!»
Матрица:
Чувство ребенка:
Правильный ответ:

Правильные ответы

На самом деле в этих ситуациях, как и в жизни, нет правильных ответов. Но есть примеры поведения, характерные для эмоционального воспитания: они помогают ребенку чувствовать поддержку и сочувствие родителей.

Читайте также:  Сколько минут нужно держать ртутный градусник чтобы измерить температуру

1. Матрица: родитель хочет, чтобы у ребенка не было неприятностей в школе и чтобы учитель хорошо к нему относился.
Чувство ребенка: смущение
Правильный ответ: «Наверное, тебя это ужасно смутило».

2. Матрица: родитель хочет, чтобы братья ладили между собой.
Чувство ребенка: гнев.
Правильный ответ: «Я знаю, иногда твой брат действительно может свести с ума и расстроить. Что случилось?»

3. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенку нравилась еда, которая была приготовлена, и не хочет готовить что-нибудь другое.
Чувство ребенка: отвращение.
Правильный ответ: «Сегодня эта еда кажется тебе невкусной. Что бы ты хотел съесть?»

4. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенок научился играть с другими детьми и чтобы его чувства было не так легко ранить.
Чувство ребенка: печаль.
Правильный ответ: «Должно быть, тебя это задело. Расскажи мне, что случилось».

5. Матрица: родитель хочет, чтобы ребенок делился и был более щедрым с гостями.
Чувство ребенка: гнев.
Правильный ответ: «Иногда бывает трудно поделиться любимой игрушкой. Давай уберем эту игрушку и достанем те, которыми ты сможешь делиться».

Как же правильно

Педагог и врач Элис Гинотт-Коэн советует родителям:

  • не начинать разговор с обсуждения проступка, а сначала поговорить с ребенком о чувствах, лежащих в основе его поведения;
  • лучше не задавать вопрос: «Почему ты это сделал?». Он звучит как обвинение или критика, и ребенок скорее уйдет в оборону, чем что-то расскажет;
  • вместо этого спросите, как он себя чувствовал, когда совершал свой поступок.

Безусловно, когда дети плохо себя ведут, сложно удержаться от морализаторства. Но чаще «лекции» неэффективны: все равно что положить холодный компресс на воспаленную рану.

Про эмоциональное воспитание проще прочитать, чем внедрить его в свою жизнь. Однако результат стоит проделанных усилий.

Дети понимают, что вы на их стороне, пускают вас в свой мир и делятся сокровенным. Когда у них возникнут проблемы, они придут к вам, потому что будут знать,что вы сможете предложить больше, чем общие слова и лекции. Так формируется глубокая эмоциональная связь между родителем и ребенком.

Источник

Что такое эмоциональный интеллект и как учить современных детей быть счастливыми

Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В три года современные мамы и папы требуют от детей знание английского языка, умение считать до 100 и рисунки в стиле Ван Гога.

Но почти никто из современных родителей не уделяет внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, эмоций, коммуникативных способностей – того, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребёнка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.

Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.

Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.

В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.

Содержание:

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2018 году:

Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.

Человек с низким уровнем EQ:

  • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
  • близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
  • не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
  • не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
  • не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

Диагностика EQ

В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

  • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  • методики, где человек оценивает себя сам;
  • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Читайте также:  Как измерить личность вильсон гленн ганс айзенк

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Дошкольный возраст (4-7 лет)

В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Школьный возраст (7-10 лет)

В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

Подростковый возраст (10-18 лет)

Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Практические советы родителям

Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

Понимание собственных чувств

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

Понимание чувств другого человека

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

Управление собственным поведением

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Игра «Я радуюсь, когда….»

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

Избавляемся от гнева

В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

Источник