Меню

Измерение масштаба география 5 класс



География

Масштаб

Обложка урока взята с источника .

Занятия с репетитором ОНЛАЙН от 200 руб / час

Бесплатный подбор репетитора на нашем сайте

Перейти

План урока:

Что такое масштаб

В древние времена люди формировали всевозможные изображения Земли, чтобы передать знания потомкам. Если попытаться рассмотреть отдельные объекты на таких картах, то будет не понятно, насколько они уменьшены.


Старинная географическая карта Источник

Поэтому было введено такое понятие как «масштаб», который обозначает во сколько раз на бумаге уменьшено действительное расстояние. Изображается он в виде соотношения двух чисел. Одно из них свидетельствует о том, в какой степени оно больше чем иное. Масштаб может различаться по числу знаменателя, которое показывает, насколько был уменьшен объект.

Проведем сравнение карт масштаба 1:25000 и 1:50000. Число масштаба отображает уменьшение предметов на карте в 25000 раз. Масштаб карты равный 1:50000, будет отражать уменьшение в 50000 раз. Если знаменатель будет минимальным, тогда масштаб будет крупнее, то есть объекты будут более подробно показаны. Поэтому карта с численным значением 1:25000 считается более крупной по сравнению с изображением 1:50000.

Предположим, что протяженность между торговым центром и домом 620 м. Показать в реальности этот отрезок, вычертив его на листе, не представляется возможным и придется отразить его с использованием масштаба на плане. Условимся в чертеже протяженность показывать с уменьшением предметов в 10000 раз. Тогда масштаб плана местности представлен в 1 сантиметре 100 метров. Если же план представлен в небольшом масштабе – от 1:10000 до 1:1000000, то его относят к топографической карте.

Существует несколько видов масштаба.

Лучше использовать масштаб, отображенный как прямая линия с выделенными равными частями. Этот масштаб считается линейным. Необходимо принять во внимание, что при отображении линейного масштаба ноль устанавливают, отходя на 1 см от левого конца, а первый сантиметр разбивают на 5 частей. Эти части показывают, какой действительный промежуток подходит одному сантиметру.

Такой масштаб представляют также словами и получаем запись «в 1 см – 100 м». Этот масштаб получил название именованный и можно произвести его перевод в численный. Тогда получим 1:10000 численный масштаб карты.

Часто обозначаются все три типа масштаба.

При увеличении или уменьшении масштаба меняется детальность изображения объектов на карте. На плане местности крупный масштаб, поэтому все объекты изображены очень подробно. Например, рассматривая план любого города, можно разглядеть отдельные улицы и дома. При изображении территории в мелком географическом масштабе можно взять большой участок поверхности, но все объекты будут показаны не так подробно.

При изучении географии придется работать с различными видами карт по масштабу и охвату территории.

Любая группа карт различается по масштабу. Чем больше представленная территория, тем меньше масштаб. С убавлением масштаба сокращаются достоверность отображения предметов и надежность замеров по карте.

Наиболее мелкий масштаб на мировых картах и картах полушарий. Например, на школьных стенных физических картах полушарий масштаб 1:30000000. Представленное значение свидетельствует, что 1 см соответствует 300 км на территории. Такие изображения называются мелкомасштабными.


Источник

Здесь поверхность показана весьма обобщенно и присутствуют заметные искажения очертаний материков, островов, архипелагов – и т.д. Физические карты с таким масштабом малопригодны для измерений, но зато они позволяют одновременно обозревать изображение всей земной поверхности. Поэтому их используют для рассмотрения взаимного расположения материков, омывающих их морей и океанов.

Физические и политические карты материков выполняются с мелким масштабом. Однако здесь изображается больше объектов и со значительными подробностями, чем на мировых картах. По ним легко определять расстояния и географические координаты, хотя они получаются приблизительными. Эти карты используются при изучении природы, населения и размещения государств на материках. Например, материк Австралия на карте воспроизведен в масштабе 1:60000000, который показывает, что 1 см соответствует 600 км.


Источник

Для более подробного изучения отдельных областей материка используют карты, имеющие средний масштаб. Масштаб карт колеблется в промежутке от 1:200000 до 1:1000000. К примеру, карта Еврейской автономной области Дальнего Востока изображена в численном масштабе 1: 1000000.

Карты, которые изображаются в масштабе от 1:10000 до 1:1000000, получили название крупномасштабных или топографических. Здесь очень подробно изображена местность и различные объекты. Часто на них можно увидеть дороги, особенности рельефа, реки, озера, населенные пункты.


Источник

Крупный масштаб мы можем встретить на топографическом плане. Численный масштаб плана может соответствовать значению до 1:10000. Получают план такого масштаба в результате топографической съемки местности. Часто такие планы необходимы при строительстве каких-либо объектов. Тогда изображают подробно весь участок местности с его составляющими.

Масштабы карт и планов будут разные. Следует учитывать, что масштаб плана местности во всех его точках одинаковый, а на карте он будет различаться. Это зависит от того, что план местности не учитывает форму Земли. На географической карте эта кривизна учитывается. Что же тогда означает масштаб на карте? Он считается главным масштабом и сохраняется только в центральной части, а именно в точке пересечения экватора и среднего меридиана. Во всех остальных частях он больше или меньше главного масштаба.

Широко понятие «масштаб» применяется в картографии, строительстве, при проектировании ландшафта. Изготовление всевозможных моделей также осуществляется в масштабе, к примеру, модели летательных аппаратов, автомобилей, зданий и другие. Даже проект вашей квартиры начерчен с использованием масштаба.

Характеристика инструментов для практических заданий

Для определения расстояний по картам с помощью масштаба пользуются различными измерительными приборами. Остановимся более подробно на их характеристике.

  1. Линейка считается наиболее простым измерительным прибором. Представляет собой узкую пластинку с прямыми сторонами. На любой линейке есть штрихи, проведенные через определенные промежутки. Обозначать они могут сантиметры, миллиметры или дюймы. Для измерения расстояния необходимо приложить линейку к карте и зафиксировать отрезок между точками. Полученный промежуток в сантиметрах перемножить с величиной масштаба карты.
Читайте также:  Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника цель работы

Для вычисления масштаба многие специалисты применяют масштабную либо геодезическую линейку. С помощью такой линейки очень легко можно определить расстояние, однако масштаб линейки должен быть такой же, как и на карте.

Одним из видов линейки считается транспортир. С помощью транспортира и линейки можно определить направление объекта. На уроках математике вы применяли транспортир для определения градусов углов. А по ним уже можно определить направление. На этом мы с вами остановимся в следующем уроке.

  1. Измерение расстояний можно осуществить с помощью штангенциркуля. Какую конструкцию имеет штангенциркуль, рассмотрим на рисунке.

Также как и у всех других измерительных приборов, у штангенциркуля есть шкала в сантиметрах либо миллиметрах. С целью замера расстояния на карте разметочным штангенциркулем с помощью губок фиксируем длину между объектами. Измеренный промежуток на карте прикладываем к линейному масштабу и получаем реальное расстояние.

Проще всего воспользоваться обычным циркулем и линейкой для работы с картой. Как работать с линейкой мы уже разобрались. Остановимся на циркуле-измерителе.

Для определения протяженности между участками на карте по масштабу, нужно приложить циркуль к ним и зафиксировать отрезок, расстояние которого требуется определить. Затем, зафиксированное расстояние на циркуле, приложим к линейному масштабу карты и получим реальное расстояние.

Можно также воспользоваться численным и именованным масштабом плана. Для этого измеряем циркулем отрезок между объектами и прикладываем его к линейке. Полученное расстояние в сантиметрах умножаем на величину масштаба карты.

Решение задач по определению величины масштаба

Величиной масштаба называется расстояние на местности соответствующее 1 сантиметру на карте.

Остановимся на решении задач по определению величины масштаба на различных картах.

Для определения расстояния от точки А до родника необходимо обратить внимание на условные знаки для топографических планов и представленный масштаб. Величина масштаба данной карты 1:10000, это составляет 100 метров на 1 см. С помощью линейки измеряем расстояние между точками и получаем 8 см. Для перевода данной цифры в метры умножаем 8 см на 100 м. Результат – расстояние от точки А до родника 800 метров. Если необходимо измерить расстояние в километрах, то вспоминаем, что 1 км соответствует 1000 метров. Тогда 800 метров делим на 1000 и получаем 0,8 км.

Во второй задаче дан фрагмент карты с линейным масштабом. Необходимо определить численный и именованный масштаб. По левую сторону от ноля нанесены деления соответствующие метрам, а по правую сторону – километрам. На линии видно, что деление 1 см соответствует 500 метров. Значит, переводим метры в сантиметры – умножаем 500 на 100. Таким образом, получили 50000. Величина численного масштаба – это 1:50000, которая показывает, что 1 см на карте соответствует 500 метров на местности. Именованный масштаб будет в 1 см 500 м.

Для данной задачи известен численный масштаб, запишем его как именованный.

Именованный масштаб данной карты в 1 см 50 метров. Длину реки умножаем на число, которое называется величина масштаба, и в данном случае будет составлять 50 метров.

14 см * 50 м = 700 метров

Значит, длина реки составляет 700 метров. Переведем метры в километры: 700/1000 = 0,7 км.

Задача №4

Рассмотрим еще один тип задач, в которых известно протяженность между точками, но не известен масштаб.

Ученик изобразил на бумаге школу и почту. Протяженность между зданиями оказалось равным 7 сантиметров. Каким масштабом пользовался ученик, если на поверхности земли расстояние равно 350 метров?

Для выявления величины масштаба вычислим число метров в 1 сантиметре. 350 метров/7 сантиметров = 50 метров

Значит, 1 сантиметр на плане соответствует 50 метрам. Запишем именованный масштаб в виде численного.

Таким образом, численный масштаб данного плана будет соответствовать 1:5000.

Источник

Памятка для учащихся 5 класса «Определение расстояний по картам с помощью масштаба»

Памятка по географии для учащихся 5 класса «Определение расстояний по картам с помощью масштаба».

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся 5 класса «Определение расстояний по картам с помощью масштаба»»

Памятка для учащихся 5 класса

Определение расстояний по картам с помощью масштаба

Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:

а) 1 : 200 000
б) 1 : 10 000 000
в) 1 : 25 000

Правило для учащихся. Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе.

Например, в масштабе 1:500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.
Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.

Пример для масштаба 1:500 000. В знаменателе после цифры — пять нулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности.

Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.

Если, например, в знаменателе масштаба 1:10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см — 100 м.

Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см — 500 м

б) в 1 см — 10 км

в) в 1 см — 250 км

Правило для учащихся. Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры.

Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.

Например, для именованного масштаба в 1 см — 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1 : 10 000. Для масштаба в 1 см — 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1 : 500 000.

Читайте также:  Приспособление для измерения биения тормозных дисков

Задание 3. Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе:

а) Москва и Мурманск
б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Правило для учащихся. При определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами.

Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.

2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)

3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

Источник

География, 5 класс. Практическая работа № 4. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба.

Урок №11(5 класс) Урок практического использования знаний по теме: «Масштаб на плане и карте». Практическая работа №4.

Работа выполняется по вариантам. Все задания под номером один – вариант первый, под номером два – вариант второй.

Задание №1: перевести численный масштаб в именованный

1: 5000, 1: 700 000, 1: 440 000 000

1: 2000, 1: 100 000, 1: 580 000 000

Задание №2: определить масштаб карты

1 Расстояние на местности 500км показано отрезком на карте 5 см. Запишите численный, именованный и линейный масштаб карты.

2 Расстояние на местности 700 км показано на карте отрезком 7см. Запишите численный, именованный и линейный масштаб карты.

Составьте план местности в масштабе:

В центре страницы в тетради условным знаком обозначьте отдельно стоящее дерево. На расстоянии 400м от него по азимуту 90 градусов расположен фруктовый сад, в 600метрах по азимуту 270 градусов – растет кустарник, в 800 метрах на север – расположена аллея.

Определите расстояние с помощью масштаба карты (рис.23, стр.34 учебник) 1.между поселками Клёново и Красное
2. между поселками Барсуки и Красное (по первым буквам названий). С подробными объяснениями и решениями.

Работа выполняется на основании содержания параграфов 8 и 9.

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-367483

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок географии в 5 классе по теме «Масштаб»

Выбранный для просмотра документ масштаб.docx

Класс: 5 Предмет: география .

Тема: Масштаб. Виды масштаба.

Цель урока: Формирование знаний о масштабе и его видах

Ведущие понятия урока: масштаб, именованный масштаб, численный масштаб, линейный масштаб.

1. Репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятия масштаб. Знать виды масштаба и способы их записи.

2.Конструктивный уровень: определять расстояния с помощью масштаба, решать практические задачи по переводу масштабов из численного в именованный и обратно.

3.Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с текстом, схемами, таблицами.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

1 этап. Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик).

2 этап. Проверка домашнего задания ( 1 у доски пишет на обороте)

3 этап. Изучение нового материала

Проблемное задание: для изображения поверхности Земли картографам предстояло решить математическую задачу: уменьшить изображение и решить, какие показать при этом объекты на географической карте.

-Посмотрите на географические карты. (СЛАЙД 3)

Что можете сказать о морях, реках? (уменьшены, на одной карте сильнее, на другой меньше)

Как выразить уменьшение? (Тема урока, цель) (СЛАЙД 4)

— Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности? (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами).

-Какие единицы длины вы знаете?

-Как соотносятся единицы длины? Продолжите цепочку:

б)1км=1000м=… (10 000 дм = 100 000 см =1 000 000 мм)

-Сможете ли вы начертить план стола ? Почему? (Прямоугольник такого размера не уместится на странице)

-Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз.

-что такое глобус?

-назовите черты сходства и различия планеты Земля и ее модели – глобуса

(Все объекты даны без искажений; земля показана в уменьшенном виде; на глобусе показаны только самые важные географические объекты).

— главное отличие: изображение на глобусе уменьшены в десятки миллионов раз.

-как определить во сколько раз изображение Земли уменьшено?

Если ученики затрудняются в ответе, учитель обращает их внимание цифры, подписанные в южной части Тихого океана. Что это за цифры? Правильно, масштаб.

-вспомните, что называется масштабом в математике?

-запишите масштаб глобуса (1: 60 000 000) Прочитайте масштаб (1 к шестидесяти миллионам).

Читайте также:  Как измерить емкость аккумулятора вольтметром

-формулируйте, что называется масштабом в географии? (откройте учебник стр. 34) Что называется, что показывает? (СЛАЙД 5)

Масштаб — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)

-Как записывают масштаб?

Работа с текстом учебника стр. 34-35. Проверка (СЛАЙД 6)

Учитель знакомит учащихся, как записываются виды масштаба, используя учебник на странице 34-35 ( ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ ) .

-численный масштаб записывается цифрами (1: 10 000)

-чтобы по длине линии на плане или карте удобно было узнавать расстояния на местности, у численного масштаба пишут пояснение: в 1 см — 10 км,

в 1 см — 100 м, в 1 см — 10 м и т. д. То есть сантиметры переводят в метры и километры. Такой масштаб называют именованным.

-линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане и карте, не прибегая к вычислениям. Он представляет собой прямую линию, разделенную на равные части. У каждого деления линии подписывают соответствующие ему расстояния на местности. Для измерения расстояний используется циркуль.

Расскажите по таблице (СЛАЙД 7) – самост. работа в тетрадь пишут

Для чего используется

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Для определения величины масштаба

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояний циркулем.

-а теперь применим теоретические знания на практике. Выполним несколько заданий

СЛАЙД 8 разобрать

Переведите численный масштаб в именованный и наоборот

Какой из масштабов крупнее? (СЛАЙД 10)

После выполнения заданий ответы проверяются.

На плане дорога длиной 500м изображена линией в 5 см. Определите масштаб.

Туристы прошли на север 5000м. Начертить маршрут движения в масштабе в 1см – 1 км.

4 этап. Первичное закрепление знаний и способов действий.

1.Что называется масштабом?

2. Какие виды масштабов вы узнали?

5 этап. Оценочная деятельность

— Сегодня на уроке …

-на этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба. На самом деле вам придется еще не раз применить знания масштаба и на других предметах (математика, технология, рисование и др.), а также в практической деятельности в будущем.

7 этап. Постановка домашнего задания.

Стр.34-35, выучить в тетради, цветные карандаши.

Карточка – инструкция (1 группа)

Практическая работа: « Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до Северного полюса ».

Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

Прописать последовательность ваших действий в тетради.

Представить отчет о проделанной работе.

Карточка – инструкция (2 группа)

Практическая работа: « Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до Южного полюса».

1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.

3. Представить отчет о проделанной работе.

Карточка – инструкция (3 группа)

Практическая работа: « Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до экватора».

1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.

3. Представить отчет о проделанной работе.

Выбранный для просмотра документ масштаб.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка домашнего задания Тема: Изображения земной поверхности Тест Сборник карт – Наука о картах, их создании и использовании – Чертёж, на котором подробно условными знаками изображен в уменьшенном виде небольшой участок местности – Объёмная модель планеты, уменьшенная во много раз – Обобщённое уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы условных знаков –

1. АТЛАС 2. КАРТОГРАФИЯ 3. ПЛАН МЕСТНОСТИ 4. ГЛОБУС 5. КАРТА Самопроверка

Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности Масштаб (нем. Maßstab) в переводе с немецкого – «мерная палка»

Словами и числами Во сколько раз уменьшается расстояние на карте Для краткой записи Дробью Величину масштаба Для определения величины масштаба Делениями на линии Соответствую-щие делениям расстояния на местности Для измерения расстояний циркулем

1. ЧТОБЫ ПЕРЕВЕСТИ ЧИСЛЕННЫЙ МАСШТАБ В ИМЕНОВАННЫЙ – УБЕРИ ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ ЦИФРЫ ПОЛУЧАТСЯ МЕТРЫ НАПРИМЕР: 1:1000, В 1СМ КАРТЫ – 10М МЕСТНОСТИ. 2. ЧТОБЫ ПЕРЕВЕСТИ МАСШТАБ В КМ – УБЕРИ ПЯТЬ ЦИФР. НАПРИМЕР: 1: 250 000, В 1СМ КАРТЫ – 2,5 КМ. Запомни!

Перевести: Численный масштаб в именованный: 1 : 2 000 1 : 15 000 000 Именованный масштаб в численный: в 1 см – 30 км в 1 см – 500 м в 1 см – 20 м в 1 см – 150 км 1 : 3 000 000 1 : 50 000

Какой из масштабов крупнее? 1 : 25 1 : 300 1 : 50 000 1 : 25

Домашнее задание стр. 34-35, выучить в тетради, цветные карандаши

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДВ-168255

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник