Меню

Измерение массы сравнения конспект урока



«Измерение массы» занятие по познавательному развитию
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

занятие по математике по Петерсон «Раз ступенька, два ступенька»

Скачать:

Вложение Размер
Измерение массы подготовительная группа 106.73 КБ
matematika_moya.ppt_sayt.ppt 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад «Росток»

г.Пугачева Саратовской области»

2018-2019 учебный год

Группа «Капелька» Воспитатель: Черняева Е.П.

I квалификационная категория

Тема: «Измерение массы»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Подготовительная группа

Конспект образовательной деятельности

Образовательная программа : МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Росток»

Возрастная группа : подготовительная

Тема ОД : «Измерение массы».

Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие.

Цель: формировать представления о понятиях тяжелее, легче; о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.

  • Добиться понимания взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.
  • Формировать представления о практическом сравнении предметов по массе.
  • Обеспечить развитие умения следовать словесной инструкции, умения правильно аргументировать свои ответы.
  • Развивать логическое мышление, внимание, речь детей.
  • Пробудить интерес к математике, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
  • Добиваться большей активности детей на занятии, предложить способы самооценки успешности.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предварительная работа: дидактические игры «Геометрическое лото», «Поиграем, посчитаем»; дидактическое упражнение «Запиши с помощью математических знаков».

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация занятия, аудио магнитола.

Демонстрационный материал: игрушечные чашечные весы (3шт.), набор геометрических фигур на магнитах (большой красный треугольник, три синих маленьких треугольника, два синих маленьких круга, один маленький красный круг); мольберты ( 3шт.), картинки с изображением на весах уравновешивающих мишку два зайца и ёжика – пять лягушат; два разных по объему, но с одинаковой массой контейнера; резинки на руку 3х цветов; одноразовые шапочки. Презентация: «Разновидности весов», слайды: «Седьмой лишний».

Раздаточный материал: карточки успешности, простые карандаши, красный, желтый и зеленый карандаши, тетради.

I . Вводная часть

— Давайте ка мы с вами сделаем разминку и посчитаем:

  • назови число, которое я пропустила (1,2,3,4, 5,6,7).
  • какое число я загадала, если оно меньше 5 и больше 3 (4).
  • какой четвертый день недели (четверг).
  • какой день недели я пропустила- пн,вт,ср,чт,суб,вс (пятница)
  • какое сейчас время года (осень).
  • какие осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

В гости приходит Мишутка, он расстроен. Просит ребят помочь разобраться, почему бабочка тяжелее его и показывает фотографии, где на весах мишутку уравновешивают три обезьяны, пять белочек ,а бабочку уравновешивают семь муравьев. Ведь три и пять меньше семи.

Мишутка благодарит ребят. Воспитатель предлагает мишутке остаться на занятии, потому что сегодня мы с ребятами будем учиться правильно измерять массу.

Дети стоят полукругом перед воспитателем

Дети высказывают свои мнения и приходят к выводу: чем больше мерка, тем меньше раз она уложится в измеряемой величине. Поэтому сравнивать две массы можно лишь тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.

II. Основная часть

— чтобы Мишутка понял и запомнил правило: сравнивать предметы можно лишь в том случае, когда для измерения их массы используются одинаковые мерки , я предлагаю разобрать еще одну похожую ситуацию:

— Сколько яблок уравновесили ёжика? Сколько орешков уравновесили белочку? Можно ли сказать, кто из них легче? (слайды дублируют изображение в тетради).

— Обведите того, кто тяжелее красным карандашом в круг.

— Итак, кто обвел в красный круг ёжика, выполнил задание правильно и чтобы не забыть свой результат успеха, я предлагаю вам по мере выполнения заданий заполнять тропинку успеха, которую я для вас приготовила. Если вы правильно справились с заданием, то закрашиваете серединку цветка зеленым цветом, если ошиблись, но исправились – желтым, а если не справились или не понимаете что делать, то красным.

— Ребята, я совсем забыла, сегодня к нам в группу принесли посылку. Хотите узнать, что там лежит? (Да). Тогда сейчас мишутка заглянет в посылку и будет описывать то, что там лежит, а мы попробуем отгадать, что это.

Ребёнок. Это неживое, его придумал человек.

Бывают маленькие и большие.

На них есть деления и цифры.

Их используют дома, в магазине.

Этот предмет помогает узнавать массу.

Дети отгадывают (весы).

Презентация: «Разновидности весов»

Пальчиковая гимнастика: «Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы правой и левой руки соединяются в замок)

Мы с вами подружимся маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Пальцы правой руки, начиная с мизинца, соединяются с пальцами левой руки)

И обратно начнём считать.

Пять, четыре, три, два, один.

(Пальцы разъединяются, начиная с большого).

Практическая работа с весами.

Воспитатель подводит детей к столу, где лежат два прозрачных контейнера ( в одном чипсы, в другом крупа, вес контейнеров одинаковый)

-Как вы думаете, какой контейнер тяжелее, а какой легче? Взвешиванием устанавливается, что контейнеры равны по массе. Дети приходят к выводу, что масса предмета не всегда зависит от его размера, поэтому её трудно определить на глаз. Для сравнения предметов по массе, их нужно взвесить, используя общепринятую меру – 1кг.

— а сейчас я предлагаю вас самим стать лаборантами и сравнить по массе предложенные предметы. А затем записать результаты с помощью математических знаков.

Самостоятельная работа в тетради.

(№ 2, стр. 24 «Раз — ступенька, два – ступенька») Изображение дублируется на слайде.

Игра «Геометрическое лото» : Сгруппируй фигуры. Состав числа 7.

— я предлагаю выбрать по одному человеку от команды и разделить наши фигуры по определенному признаку ( по величине, по цвету, по форме). Сколько всего фигур? Какого цвета? Какой формы? Какого размера?

Самостоятельная работа в тетради.

(№ 4, стр. 25 «Раз — ступенька, два – ступенька») Изображение дублируется на слайде. Каждая команда отрабатывает одну колонку заданий.

Игра: «Седьмой лишний». (Использование слайда-иллюстрации).

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, кто здесь лишний?

Курица – домашняя птица, а остальные – дикие животные.

Сова – она ведёт ночной образ жизни.

Пчела – насекомое, а остальные птицы.

Попугай – она умеет говорить по человечески, а остальные нет.

Орёл – хищник, а остальные нет и т. д.

Дети садятся за рабочие столы перед экраном.

Источник

Урок математики 1 класс «Сравнение по массе. Способы сравнения»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Урок направлен на развитие интеллектуальных способностей и мыслительных операций. Осуществление индивидуального подхода позволяет создать ситуацию успеха у каждого ученика.

Скачать:

Вложение Размер
urok_matematiki_v_1_klasse_massa.zip 39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнение по массе. Способы сравнения

  1. Сформировать представление о массе предмета. Научить сравнивать массы различных предметов.
  2. Совершенствовать умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, форме, цвету, материалу, периметру, площади и объему.
  3. Развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты.
  4. Воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Оборудование: интерактивная доска, презентация “Весы”; рисунок; две колбы разные по форме и высоте, но одинакового объема, таблички с надписями “ длина”, “ширина”, “высота”, “форма”, “цвет”, “материал”, “периметр”, “площадь” и “объем”; весы, два одинаковых кубика (один – пустой, другой – наполнен солью), бумажные полоски на столах у детей, 2 шарика из пластилина, кусочек пластилина и кусочек ткани, листочки с “волшебными” линейками, пластмассовый мячик и кубик, набор предметов разных по форме и по массе.

I. Организационный момент:

Эмоциональный настрой на урок.

У: Здравствуйте, ребята!

У нас всё готово к уроку математики.

У: Давайте вспомним наш девиз.

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!

У: Я уверена, что у вас всё получится, вас ждёт успех и новое открытие, о котором вы узнаете чуть позже.

II. Ситуация успеха:

Мы за парты дружно сели
И в тетради посмотрели.

В тетрадях у детей стоит точка.

У: Что вы видите?

У: Какое задание вы хотели бы выполнить?

Д: Хотелось бы написать графический диктант. Хорошо. Начинаем работать.

8 клеток – вправо, 3 клетки – вверх, 3 клетки – влево, 1 клетка – вверх, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вверх, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вверх, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вверх, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 3 клетки – влево, 3 клетки – вниз.

У: Сверьте свой узор с узором на доске.

Оцените свою работу по “волшебной” линейке. Что можете оценить?

Д: Правильность и аккуратность выполнения.

У: Что-то напоминает вам эта фигура? Поделитесь с ребятами.

Сравнение предметов по известным признакам

У: На прошлых уроках мы учились сравнивать предметы по разным признакам. Назовите эти признаки.

По мере называния признаков, на доску вывешиваются карточки.

У: Каким способом сравниваем по длине и ширине?

А по площади?
А по периметру?

На партах у детей лежат разные полоски.

У: Покажите мне одинаковые полоски.

Д: “Ловушка”. По какому признаку одинаковые полоски?

У: Извините, я забыла, по ширине.

У: Покажите неодинаковые полоски по длине.

У: Покажите мне фигуры одинаковые по площади, но разные по цвету.

Учитель показывает пластмассовый мяч и пластмассовый кубик.

У: По какому признаку они одинаковые?

Учитель показывает кусочек ткани и кусочек пластилина.

У: По какому признаку они одинаковые?

Д: “Ловушка”. Нет одинаковых признаков.

Учитель показывает 2 полоски и сравнивает их по площади.

У: Я сравнила и утверждаю, что эти полоски разные по площади. Вы согласны?

Д: “Ловушка”. Неправильно показан способ наложения.

У: Покажите на своих полосках, как правильно?

Игра “Хлопать или топать”.

Учитель показывает два сосуда.

У: Я называю признаки, если они одинаковые у этих предметов, то вы хлопаете, а если разные – то топаете.

По материалу. По форме. По высоте. По площади донышка. По объёму (“ловушка”)

У: Почему не хлопаете и не топаете?

Д: Не знаем объём.

У: А как можно узнать?

Д: Перелить жидкость из одного сосуда в другой.

(Два ученика перед классом переливают воду)

У: Что же вы должны были сделать?

III. Постановка и решение учебной задачи:

Учитель подбирает 2 внешне абсолютно одинаковых пустых непрозрачных пластмассовых кубика. В один кубик добавляется немного соли (дети этого не знают).

У: Посмотрите внимательно, у меня 2 кубика. Что можете сказать о них?

Д: Они одинаковые.

У: Молодцы! Совершенно верно, Я рада за вас. Вы точно определили, что кубики абсолютно одинаковы.

У: Закройте глаза.

Учитель кладёт кубики на весы и закрывает их колпачками разного цвета.

У: Откройте глаза и скажите, по какому признаку сравнивают предметы, под колпачками?

У: Под каким колпачком лежит предмет с большей массой? Под красным или под зелёным?

Ответы детей, а учитель недоумевает.

У: Как же вы видите, что я положила на весы?

Как вы определяете, где масса больше?

Неужели? Вот это да?

Как же вы это узнали? Куда вы смотрите?

Д: Раз чашка весов ниже, значит, там тяжелее груз, значит масса его больше.

У: Как вы думаете, а что там лежит? Что я могла положить на весы?

Д: Кубики и ещё что-то.

Учитель снимает колпачки, и дети на чашках весов видят кубики и удивляются.

У: Почему так получилось, ведь кубики совершенно одинаковые.

Д: В одном кубике что-то есть, поэтому он тяжелее.

У: Так по какому же признаку мы сегодня будем учиться сравнивать предметы?

Д: Мы сегодня будем сравнивать предметы по массе.

У: Совершенно верно.

Масса ( вывешивается табличка на доску) О ней нельзя судить, не положив предметы на весы. Только положение чашек весов, а не размеры и внешний вид, может дать ответ на вопрос, что тяжелее или легче.

Одному ученику завязывают глаза. На глазах остальных кладут на весы 2 предмета, а потом эти 2 предмета дают ученику с завязанными глазами. Ученик пытается сравнить эти предметы по массе.

У: Тебе трудно сравнить эти предметы? Что надо сделать?

У: Какой же вывод можно сделать?

Д: При помощи рук не всегда правильно можно определить массу предмета.

Надо сравнивать по массе при помощи весов.

Презентация: “Разнообразие весов”.

(Руками дети выполняют движения имитирующие весы)

Чаша левая – для Саши,
Чаша правая – для Жени.
Дружно, хором, целым классом
Массу на весах измерим.

Ручки наши, словно, чаши.
Вверх и вниз мы поднимаем.
Что есть вес и что есть масса
Мы теперь, ребята, знаем.

IV. Закрепление полученных знаний:

На доске : ломаная линия, луч, отрезок и буква М.

У: Нарисуйте на листочках, то, что вы увидели на доске.

У: Что же вы нарисовали?

Д: Отрезок, ломаная, луч, буква М.

У: Что вы считаете “лишним”? Почему?

Д: Буква – М. Так как это буква, а остальное – линии.

У: А в математике этой буквой обозначается масса.

Учитель объясняет написание буквы М на доске, а дети пишут в тетрадях.

М – начинам писать снизу по левой стороне клетки, ведём прямую вверх, опускаем линию вниз к середине нижней стороны клетки, теперь ведём прямую линию в верхний правый угол, а затем вниз по правой стороне клетки.

У: Я вам предлагаю сравнить предметы по массе (опыт Пиаже).

Учитель показывает детям два шарика из пластилина.

У: Сравните данные шарики по массе. Как вы это сделаете?

Д: Надо взвесить.

У: Что мы видим, взвесив шарики?

Д: По массе они одинаковые.

Учитель на глазах у детей из одного шарика делает лепёшку.

У: Чья теперь масса больше шарика или лепёшки?

Выслушиваются мнения детей.

У: Как же узнать, кто из вас прав?

Д: А давайте их взвесим.

У: Странно, почему же массы остались одинаковые?

Д: Мы же ничего не добавляли и не отнимали, а только изменили форму.

У: Изобразите результат сравнения в тетрадях. С помощью чего мы это можем сделать?

Д: Показываем на отрезках, а затем записываем результат сравнения формулой.

Один ученик работает у доски.

У: Оцените работу.

Дети оценивают работу ученика.

Работа в группах.

У: В другом классе дети сравнивали предметы по массе, начертили отрезки и записали формулы. Как вы думаете, какие схемы они начертили? Поработайте в группах с этим заданием.

Это задание с “ловушкой”. По положению рук мальчика или по внешнему виду предметов сравнивать их массы нельзя. Нужно эти предметы положить на весы. Массы могут оказаться одинаковыми или разными, причём меньший по размерам предмет может оказаться как большим по массе, так и меньшим.

Выступление каждой группы, доказательства.

У: На столе у меня разные предметы. Найдите два предмета разные по массе, причём меньший по размерам предмет должен быть большим по массе.

Дети находят предметы и доказывают правильность своего выбора, взвесив их.

V. Итоговая рефлексия, постановка целей на следующий урок:

У: Сможете, сегодня дома рассказать, что узнали на уроке? О чём вы расскажете?

Д: Научились сравнивать по массе. Познакомились с разными видами весов. Узнали, какой буквой обозначается масса.

У: Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? Где?

Д: В магазине, дома …

У: Вот, сколько нового вы узнали сегодня на уроке, значит нам уже не нужно больше изучать эту тему?

Д: Мы только познакомились с понятием масса и со способами сравнения по массе, но нам хотелось бы продолжить эту работу.

У: На следующем уроке мы будем учиться изображать отрезками (схемой) отношения между массами двух предметов и подбирать эти предметы.

У: А теперь прошу вас представить себя солнышком рядом с тучкой. Если вам на уроке было всё понятно и интересно, то ваше солнышко будет высоко сиять над тучкой, а если вам на уроке было скучно, непонятно, ваше солнышко спряталось за тучку или оно выглядывает только чуть- чуть, нарисуйте ваше солнышко на листочках.

Дети работают, продолжает формироваться самооценка.

Источник

УРОК Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства.

Скачать:

Вложение Размер
izmerenie_massy._znakomstvo_so_standartnymi_merami_massy.pptx 492.79 КБ
urok_izmerenie_massy._znakomstvo_so_standartnymi_merami_massy.doc 278 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства. 1 класс

Знатоки признаков Форма Длина Ширина Периметр Площадь Объём Цвет Материал

Определи по какому признаку сравнивали

Предварительный просмотр:

Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства.

ТЕМА. Измерение массы. Знакомство со стандартными мерами массы. Словесное описание отношений равенства и неравенства. (1класс)

Цель: учить первоклассников устанавливать связи «схема — признак»; восстановить в их памяти способы сравнения предметов по изученным признакам; привлечь детей к составлению заданий для сверстников; ввести понятие «масса»; организовать разновозрастное сотрудничество.

Оборудование: демонстрационные карточки с названиями признаков (длина, объем, цвет, площадь, форма, периметр, ширина, материал, масса), карточки (инд.), весы, 4 кубика (внешне одинаковые, но различные по массе — по 2 кубика одинаковой массы), демонстрационный кораблик.

I. Создание ситуации успеха.

У.: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Вам, наверное, интересно узнать, на чем мы отправимся. Вы узнаете об этом, когда соедините в своих тетрадях все точки по порядку, от 1 до 9. (Дети соединяют точки, получается изображение кораблика).

Что у вас получилось?

У.: У меня тоже есть такой корабль. На нем мы и отправимся в путешествие по математическому океану. Как вы думаете, с чем мы можем встретиться во время путешествия?

Д.: С числами. С примерами.

С математическими загадками. С жителями Математической страны.

У.: Очень интересные у вас предположения! (Открывает доску. На ней изображены 4 острова.) Ой, что это?

Д.: Какие-то острова.

Наверное, тоже математические.

У.: А что это за записи на островах?

Д.: Это, наверное, задания для нас.

У: Совершенно верно. На каждом острове нас ждет зашифрованное задание. Мы сможем двигаться дальше только в том случае, если расшифруем задание и правильно выполним его. Итак, перед нами первый остров. Кто понял, какое задание здесь зашифровано?

Д.: Я думаю, что это схема.

Здесь какие-то предметы сравнивали по длине.

Да, их сравнивали, и они оказались равны.

Я понял, что делать! Надо нарисовать рядом с пальмой предмет такой же длины.

Можно нарисовать еще пальму.

Или другое дерево.

А можно и не дерево.

У.: Вы совершенно правы. Вы прекрасно расшифровали задание. У каждого в тетради есть такие же острова. Сейчас вы выполните задание в тетрадях, а тот, кто сделает это первым, выйдет и выполнит на доске. (Дети выполняют. На левом поле доски также появляется запись.)

У.: По какому признаку мы сравнивали?

У.: Каким способом мы сравниваем по длине?

Д.: Прикладываем кончик к кончику.

(Учитель вывешивает на левом поле доски карточку с названием признака «длина».)

Последовательное отображение на левом поле доски названий признаков помогает первоклассникам отслеживать изученные признаки и фиксировать появление нового знания-признака.

У.: Отправляемся ко второму острову. Кто догадался, что здесь нужно сделать?

Д.: Здесь нужно начертить схему.

В левом стакане воды меньше.

Этот признак называется «объем».

У.: Очень хорошо, но мне бы хотелось услышать грамотно сформулированное задание. Кто сможет сказать четко?

Д.: Здесь нужно начертить схему. Предметы сравнивали по объему.

У.: Молодец! Нужно схемой отобразить результат сравнения по объему. Выполняйте. (Дети выполняют в тетрадях, а потом на доске.)

У.: С каким признаком мы сейчас работали?

У.: Каким способом мы сравниваем по объему?

(Учитель вывешивает карточку со словом «объем» на доску под предыдущей карточкой.)

У.: Теперь мы можем отправляться дальше. Кто уже понял, что нас здесь ждет?

Д.: Здесь нас ничего не ждет. Здесь нарисован один листик. Это «ловушка».

Этот остров, наверное, необитаемый.

У.: Почему вы решили, что это «ловушка»?

Д.: Потому что для сравнения нужно два предмета, а тут один. И схемы здесь нет. Нас не просят ничего нарисовать.

У.: Какие вы молодцы! А что должно здесь измениться, чтобы не

Д.: Нужно добавить еще один предмет, чтобы их можно было сравнивать.

А еще можно начертить схему, а мы сами тогда придумаем другой предмет.

А еще выберем признак, чтобы сравнить.

У.: Какие вы замечательные путешественники! Прощайтесь с необитаемым островом, и отправляемся дальше.

У.: Что ждет нас на этом острове?

Д.: Мы должны сами придумать задания!

У.: Совершенно верно! Сейчас каждый из вас придумает свое задание. Кто будет готов, поднимайте руку. Все задания мы, к сожалению, не сможем услышать, но очень важно, чтобы вы их придумали. Вы сможете предложить их на следующих уроках.

1-й ребенок (выходит с двумя карандашами и чертит схему неравенства): По какому признаку я сравнивал эти карандаши?

Д.: Эти карандаши ты сравнивал по длине. А еще к этой схеме подходит признак «цвет».

1-й ребенок: Правильно, я сравнивал по цвету.

У.: О каком признаке мы сейчас вспомнили?

У.: Каким способом сравниваем по цвету?

Д.: Смотрим глазами.

(Учитель вывешивает карточку со словом «цвет».)

2-й ребенок (выходит с двумя тетрадями и чертит схему равен-

По какому признаку я сравнивал эти тетради?

Д.: Эти тетради равны по материалу. А еще они равны по площади.

2-й ребенок: Правильно, я сравнивал по площади.

У.: Каким способом сравниваем по площади?

(Учитель вывешивает еще две карточки с названием признака.)

3-й ребенок (выходит с пеналом и тетрадью): Я выбрал признак «форму». Кто начертит схему? (Вызывает одноклассника начертить эту схему на доске.)

У.: Каким способом сравниваем по форме?

Д.: Смотрим глазами.

У.: Карточку с каким словом я сейчас повешу?

У.: Какие замечательные задания вы придумали! А каких признаков

нам еще не хватает в этом списке?

У. (вывешивает карточку со словом «периметр»):

Я предлагаю сейчас показать нашими специальными знаками, как мы сравниваем предметы по разным признакам. (Дети радостно соглашаются.)

(Дети ставят ладошку под ладошку так, чтобы большие пальцы оказались друг на друге, демонстрируя таким образом способ прикладывания предметов «кончик к кончику».)

(Дети соединяют ладони так, чтобы они соприкасались средними пальцами.)

(Дети указательным пальцем правой руки обводят контур левой руки.)

(Дети накладывают ладонь на ладонь.)

(Дети показывают, как переливают воду (пересыпают песок) из одного сосуда в другой.)

(Дети показывают на глаза.)

(Дети показывают, как щупают ткань пальцами.)

(Первоклассники снова показывают на глаза.)

Данный прием не только эффективен для восстановления первоклассниками способов сравнения по разным признакам, но и способствует концентрации внимания детей.

У.: Вы самые настоящие знатоки признаков. Поднимите руку, кто может свое умение сравнивать предметы по разным признакам

оценить вот так:

(дети поднимают руки). А вот так:

(дети поднимают руки). А так:

Молодцы! Я очень рада за вас! Садимся на корабль и отправляемся дальше.

II. Постановка учебно-практической задачи.

Создание ситуации разрыва.

У.: Здесь тоже что-то зашифровано. Эту шифровку для нас придумали наши друзья четвероклассники. Давайте их послушаем.

(Выходят двое четвероклассников.)

1-й учащийся: У нас есть два кубика. Мы сравнили их по одному признаку.

2-й учащийся: Результат сравнения по этому признаку отражен на этой схеме.

(Показывает на остров.) Определите, по какому признаку мы сравнивали эти кубики.

Методический ход с кубиками подробно описан в пособии [3].

(Возникает продолжительная пауза.)

Д. (очень задумчиво): По цвету не подходит.

И по форме они одинаковые.

А материал? (Ребенок подходит и щупает.) Нет, пластмасса.

(Дети перебирают все известные им признаки, придирчиво рассматривают кубики на наличие царапин, вмятин в виде точек и т. д. и снова замолкают.)

Постановка учебно-практической задачи.

У.: Ребята, может быть, мы что-то не так делали? Давайте проверим еще раз.

(Дети с учителем снова перебирают все признаки, убеждаются в невозможности ответить на данный вопрос и рисуют большой вопросительный знак на острове рядом со схемой.)

III. Анализ условий и решение задачи.

У.: Давайте попросим четвероклассников нам немного помочь.

1-й четвероклассник: Хорошо, сейчас я вам что-то покажу.

(Достает заранее приготовленные весы, на которых лежат точно такие же кубики, и держит их.)

У них разный вес!

Один тяжелый, а другой легкий!

Надо было взять их в руки! Мы бы сразу догадались!

1-й четвероклассник: Кто знает, как называется признак, по которому мы сравнивали эти кубики?

Один из учащихся: Этот признак называется масса. Мы сравнивали предметы по массе!

2-й четвероклассник: Давайте все вместе назовем этот признак.

У.: Какой новый признак вы узнали? Карточку с каким словом я сейчас прикреплю?

(Вывешивает карточку с названием признака «масса» под всеми остальными и рядом со знаком вопроса на острове.)

У.: Мы уже можем зачеркнуть знак вопроса?

(Учитель зачеркивает знак вопроса.)

Учитель фиксирует на правом поле доски ситуацию решения конкретно-практической задачи.

1-й четвероклассник: Кто из вас знает, как называется прибор, который помогает узнавать и сравнивать массу предметов?

2-й четвероклассник: А вы знаете, что наши руки иногда тоже могут работать как весы?

(Дети выходят и делятся на две группы. Одна становится возле первого четвероклассника, а другая — возле второго. Первоклассники передают друг другу по очереди кубики и определяют с помощью рук, какой из них тяжелее, а какой легче.)

У.: Сейчас группа Васи вспомнит и назовет предметы, которые имеют очень большую массу, а Олина группа вспомнит и назовет предметы, которые имеют очень маленькую массу.

(Четвероклассники проверяют, какие предметы подобрали дети из их группы, помогают тем, кто затрудняется. Затем группы по очереди выслушивают друг друга, реагируя знаками «+» и «— » на каждый предмет. Четвероклассники следят за тем, чтобы дети оценивали каждый ответ.)

У.: Вы замечательно поработали! Садитесь на свои места. Скажем большое спасибо четвероклассникам.

IV. Итоговая рефлексия.

У.: Мы можем на корабле смело отправляться домой. Мы справились со всеми трудностями. Что нового узнали на уроке?

Д.: Мы узнали новый признак — массу.

У.: Какой прибор помогает сравнивать предметы по массе?

А еще можно руками.

У.: Каким движением будем показывать способ сравнения по массе?

(Дети показывают, как качаются чаши весов.)

У.: Как бы вы назвали урок?

Д.: Новый признак.

Сравнение по массе.

Математический остров массы.

У.: Большое спасибо всем за работу. У нас получился очень интересный урок!

Источник

Читайте также:  Сравнить паркетную доску с ламинатом