Меню

Измерение мотивации достижения успеха подростков



Школа современных психотехнологий

ТЕСТ-ОПРОСНИК ИЗМЕРЕНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Модификация тест-опросника А. Мехрабиана
(адаптация М.Ш.Магомед-Эминов)

Описание
Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым.
Тест-опросник для измерения мотивации достижении предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.
Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.
Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудачи. Формирование мотивации к успеху или к избеганию неудачи зависит от условий воспитания и среды, а также:
1) личностных стандартов (оценок субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи);
2) привлекательности самооценки (привлекательности для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности);
3) индивидуальных предпочтений типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или за неудачу себе или окружающим обстоятельствам).
Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов.
Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Обработка
По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Используется следующая процедура. Ответам испытуемого на прямые (отмечены знаком «+» в ключе) обратные (отмечены знаком «–» в ключе) пункты опросника приписываются баллы на основе следующих соотношений:

–3 –2 –1 +1 +2 +3
+ 1 2 3 4 5 6 7
7 6 5 4 3 2 1

Ключ к мужской форме: + 1, -2,+ 3, -4,+ 5, -6,+ 7,+ 8, -9,+ 10, -11, -12,+ 13,+ 14, -15, -16,+ 17, -18,+ 19, -20,+ 21, -22, -23, + 24, -25, -26, -27,+ 28, -29, -30,+ 31, -32.
Ключ к женской форме: + 1,+ 2, -3,+ 4, -5, -6,+ 7,+ 8, -9,+ 10, -11, -12, -13,+ 14, -15, -16,+ 17, -18,+ 19, -20,+ 21, -22,+ 23, -24, -25,+ 26, -27,+ 28, -29, -30.

Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику
При групповом обследовании
Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотив стремления к успеху, а нижние 27% — мотивом избегания неудачи.

Интерпретация
На основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.
Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

Инструкция

«Тест состоит из ряда утверждений, касающихся дельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуация. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую
+ 3 полностью согласен
+ 2 согласен
+ 1 скорее согласен, чем не согласен
0 нейтрален
-1 скорее не согласен, чем согласен
-2 не согласен
-3 полностью не согласен
Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3,+2,+1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.
При обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использоваться только для научных целей и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных.
Если у Вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!»

Текст опросника.
Форма А (мужская).

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен, сам определять свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры. которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем где все участники приблизительно равны по силам.
13. В свободное от работы время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 руб. и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 руб. и есть гарантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 180 руб.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
17. Я предпочитай работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего такое, в котором мое положение не ухудшится, Но и существенно не улучшится.
20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло»!), чем порадуюсь хорошей оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
23. ЕСЛИ у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие
26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чей задание знакомое, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа
31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
32. Пожалуй я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить

Читайте также:  Каков физический смысл массы тела единица измерения

Форма Б (женская)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получаться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудач равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.
12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную,, требующую размышлений.
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.
14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успеха.
16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо которое обычно хорошо выходило.
18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.
20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать поработать
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.
27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Читайте также:  Прибор для измерения удельной электропроводности углеводородных жидкостей

Источник

Мотивация достижения успеха у подростков Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боброва Кристина Владимировна

Диагностирование участников тематической смены (ценностные ориентиры, мотивация успеха ). Результаты итоговых показателей в начале и конце смены.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Боброва Кристина Владимировна

Motivation Of Success In Adolescents

The article deals with the formation of motivation to achieve success in adolescents. Motivation to achieve success is defined as one of the key factors of future development. The results of the study of the formation of motivation to achieve success in a children’s camp, as well as methods of influence on the change in the type of motivation for action in adolescents.

Текст научной работы на тему «Мотивация достижения успеха у подростков»

ТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА у подростков

Кристина Владимировна Боброва,

педагог-психолог психологической службы МДЦ «Артек», г. Ялта, тт. Гурзуф, Республика Крым, e-mail: golikova21kristina@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы формирования мотивации к достижению успеха в подростковом возрасте. Мотивация к достижению успеха определяется как один из ключевых факторов будущего становления. Представлены результаты исследования формирования мотивации к достижению успеха в условиях детского лагеря, а также методы воздействия на изменение вида побуждения к действию у подростков. Статья может быть использована в профессиональной деятельности психологов, педагогов общеобразовательных школ и специалистов, занимающихся воспитательной работой.

• мотивация • успех • интерес • конкурентоспособность • избегание неудач

отивация выступает внутренним ресурсом человека, от которого зависит его активность в той или иной деятельности. Без неё могут остаться невостребованными способности, интеллект, креативность и другие внутренние возможности личности. Мотивация является определяющим фактором успешности любой деятельности — как трудовой, так и учебной.

Советский психолог Л.И. Божо-вич1 описывает две группы мотивов учения: связанные с самой учебной деятельностью (её содержанием и процессом) и лежащие

1 Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. — М., 1972. — С. 373.

вне учебной деятельности (широкие социальные мотивы).

Существенное влияние на мотивационную сферу подростка может оказывать позитивная мотивация со стороны общества. Педагоги ориентированы на то, чтобы у учащихся было желание оперативно осваивать и умело применять современные научные знания, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения, поскольку именно эти качества являются показателем успешности современного человека.

Одним из способов повышения качества образования является формирование у учащихся мотивации достижения успеха, которая представляет собой психологическое образование, характеризующее стремление человека проявить свой

талант, реализовать свои способности и наклонности в деятельности2.

Т.О. Гордеева под мотивацией достижения понимает стремление человека, которое направлено на лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть при.. 3

менен критерий успешности .

Подростки, имеющие высокий уровень мотивации, добиваются гораздо больших результатов, так как стремятся к преодолению трудностей. Воздействие на мотивационную сферу подростков (развитие у них стремления улучшать свои результаты, превзойти достигнутый уровень) является одним из наиболее эффективных методических приёмов формирования мотивации достижения.

Подростковый возраст — важный период в процессе формирования личности, он наиболее сложный и ответственный. Огромную роль в этот период играет мотивация как главный фактор регуляции. Наиболее отчётливо складывается индивидуальный облик каждого подростка.

По мнению известного российского психолога В.И. Слободчикова, в завершение подросткового возраста у молодых людей формируются такие новообразования, как: саморефлексия, осознание индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни»4.

Всё чаще педагоги и родители обращаются к психологам с просьбой помочь разобраться в причинах нежелания подростков учиться и вообще что-либо делать. Актуальность выбранной темы обусловлена и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к выпускнику школы: он в будущем должен быть готов к продолжению образования, быть конкурентоспособным и преуспевающим специалистом, готовым к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

2 Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. — Минск. 2010. — С. 13.

3 Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. —

4 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития

человека. Издательство Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета, 2013. — С. 124.

Проблема формирования мотивации достижения у подростков обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью данного вопроса, во-вторых, задачами оптимизации процесса становления личности в подростковом возрасте, поскольку используемые мотивационные модели не всегда эффективны5.

Цель образования сегодня — подготовка конкурентоспособных, мобильных, нужных обществу специалистов. Достижение её невозможно вне единства образования и самообразования, воспитания и самовоспитания учащихся6.

В рамках исследования нами было выдвинуто предположение о том, что в условиях детского лагеря у подростков снижается уровень стремления к избеганию неудач, что положительно сказывается на их мотивации достижения успеха. В то же время существует необходимость обоснования результативности образовательных программ, реализуемых в детских лагерях, как педагогического средства формирования мотивации достижения у подростков.

Исследование предполагало диагностирование двух устойчивых личностных мотивов: стремления к успеху и избегания неудачи, а также преобладание одного из них. Для определения мотивации достижения у подростков использовался тест-опросник (автор — А. Мехрабиан, в модификации М.Ш. Магомеда-Эминова).

Для определения областей, которые в данный момент больше всего требуют внимания, применялась методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах». Это исследование включает в себя следующие ценности: свобода в поступках, активная жизнь, возможность расширения своего

Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте. —

Новгород. 2010. — С. 4.

6 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань. 1988. — С. 4.

К.В. Боброва. Мотивация достижения успеха у подростков

Читайте также:  Методы измерения диаграммы направленности

кругозора, общей культуры, интеллектуаль-

Первичный срез проводился в начале смены на базе ФГБОУ «МДЦ Артек», в детском лагере «Озёрный». Респондентами стали подростки 15—17 лет, участвующие в профильной деятельности. Всего — 216 человек.

Анализ полученных данных показал, что у 30% опрошенных (64 чел.) преобладает мотив избегания неудач; у 70% опрошенных (152 чел.) — мотив достижения успеха. Исследования проводились с теми ребятами, которые чувствовали себя неуверенно в коллективе.

Подросткам, у которых преобладает мотивация избегания неудач, свойственно отстраняться от ситуаций, требующих включённости, личной ответственности, реализации собственного потенциала, большинство подростков этой группы предпочитают командные виды деятельности, в которых ответственность коллективная. Такие подростки, как правило, столкнувшись с неуспехом, бросают начатое, переходят к более простым задачам. При необходимости участвовать в соревнованиях вместо интереса и соперничества они испытывают беспокойство и откровенный страх проиграть и выглядеть перед другими неуверенно.

При определении ценностных ориентиров были выделены основные векторы в жизни подростков, а также определена степень доступности личных жизненных ценностей. Так, у опрошенных подростков преимущественно преобладает такой показатель, как «ценность-доступность». Он определяет рассогласование в мотивационно-личностной сфере, неудовлетворённость своей жизненной позицией и наличие внутреннего конфликта, а также низкий уровень самореализации.

В результате исследования выяснилось, что низким уровнем дезинтеграции мотивацион-но-личностной сферы обладают лишь 15% респондентов, средним — 56%, высо-

7 Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — М., 2001. — С. 8.

ким — 29%. В «группу риска» попали подростки, чья мотивационно-личностная сфера находится на среднем и высоком уровнях дезинтеграции. Это говорит о том, что ценностные интересы подростков в данный момент времени для них недостаточно доступны.

В конце смены повторно были опрошены подростки с низкой мотивацией успеха и высокой мотивацией избегания неудач. По итогам смены 54% респондентов этой группы продемонстрировали преобладание мотивации на достижение успеха. По нашему мнению, такие изменения в мотивацион-ной сфере подростков могут быть обусловлены тем, что образовательное пространство детского лагеря обеспечивает условия для комфортной самореализации, подкрепляя уверенность в себе многочисленными ситуациями успеха. Программа детского лагеря побуждает подростков пробовать свои силы и проявлять способности в новых видах деятельности. В течение смены ребятам была предложена разнообразная отрядная деятельность, в которой они ранее не имели возможности участвовать и боялись принимать самостоятельные решения и возлагать на себя ответственность за их выполнение. Все эти факторы положительно повлияли на смену вектора в ведущем мотиве подростков.

Контрольный срез по соотношению «ценности» и «доступности» в жизненных сферах проводился в день закрытия лагерной смены. По её итогам пониженный уровень негативного настроя в личностно-мотивационной сфере продемонстрировали 63% опрошенных, что говорит о совпадении их интересов и возможностей образовательной среды. Таким образом, главным фактором в коррекции результатов необходимо считать возможность подростков к самореализации.

Из сравнения итоговых показателей в начале и в конце смены следует, что одним из образовательных эффектов от реализации программы в условиях детского лагеря является смена вектора мотивации — с избегания неудач на достижение успеха (табл. 1). Более половины участников продемонстри-

Результаты диагностирования мотивационной сферы подростков

Период Модификация теста-опросника А. Мехра-биана для измерения мотивации достижения М.Ш. Магомед-Эминова Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой (от % выборки с мотивом избегания неудач)

Достижение успеха Избегание неудач Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Начало смены 70% (от общей выборки) 30% (от общей выборки) 15 56 29

Завершение смены 54% (в группе с изначальной мотивацией на ИН) 46% (в группе с изначальной мотивацией на ИН) 63 26 11

ровали положительные изменения в мотивационной сфере благодаря включённости в ситуации личного и командного успеха, требующие самоотдачи, ответственности и заинтересованности.

Большинство подростков — участников тематической смены — обладают высоким уровнем мотивации достижений — 70% и, соответственно, не выраженной мотивацией избегания неудач.

Одним из образовательных эффектов от реализации программы в условиях детского лагеря является смена вектора мотивации — с избегания неудач на достижение успеха. В завершение смены среди подростков (30% опрошенных от общего числа респондентов) с преобладанием моти-

Motivation Of Success In Adolescents

вации избегания неудач более половины продемонстрировали высокую мотивацию к достижению успеха, поскольку в течение смены получили опыт участия в различных видах деятельности, принятия ответственности, безопасной самореализации.

Образовательная среда детского лагеря предоставляет возможности для самореализации и включённости в ситуации личного и командного успеха, совпадающие с интересами подростков: по итогам смены пониженный уровень негативного настроя в личностно-мотивационной сфере продемонстрировали 63% опрошенных, в сравнении с 15% в начале смены. НО

Christina V. Bobrova, Psychologist psychological service teacher IDC «Artek», Yalta, smt. Gursuf, Republic of Crimea, e-mail: golikova21kristina@gmail.com

Abstract. The article deals with the formation of motivation to achieve success in adolescents. Motivation to achieve success is defined as one of the key factors of future development. The results of the study of the formation of motivation to achieve success in a children’s camp, as well as methods of influence on the change in the type of motivation for action in adolescents. The article can be used in professional activities of psychologists, teachers of secondary schools and specialists engaged in educational work.

Keywords: motivation, success, interest, competitiveness, avoiding failures, activity.

1. Bozhovich L.I. Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov/ Pod red. L.I. Bozhovichi L.V. Blagonadezhnoj. —

2. Kashlev S.S. Tekhnologiya interaktivnogo obucheniya. — Minsk. 2010. — S. 13.

3. Gordeeva T.O. Psihologiya motivacii dostizheniya. — M., 2006. — S. 128.

4. Slobodchikov V.I., Isaev Е.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Izdatel’stvo Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta, 2013. — S. 124.

5. Kruchinin V.A. Formirovanie motivacii dostizheniya uspekha v podrostkovom vozraste. — Novgorod. 2010. — S. 4.

6. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. — Kazan’. 1988. — S. 4.

7. Fantalova Е.B. Diagnostika i psihoterapiya vnutrennego konflikta. — M., 2001. — S. 8.

Источник