Меню

Измерение напряжения каждого элемента батареи



Проверка и испытания аккумуляторных батарей

При проведении проверки и испытаний аккумуляторных батарей на электрических подстанциях измеряют сопротивление изоляции батареи, проводят проверку ее емкости, проверку плотности и температуры электролита в каждой банке и проверка напряжения каждого элемента аккумуляторной батареи.

Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи

Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи производится мегаомметром на напряжение 500 — 1000 В или методом вольтметра по схеме рис. 1.

Рис. 1. Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи вольтметром.

Измеряются поочередно напряжение между полюсами батареи и напряжение каждого полюса по отношению к «земле».

Измерения должны производиться одним вольтметром класса точности не ниже 1 с известным внутренним сопротивлением — не ниже 50 000 Ом.

Сопротивление изоляции, Ом,

R из = ( U /( U1 + U2) — 1 ) х R пр,

где U — напряжение между полюсами аккумуляторной батареи, В; U1 — напряжение между «плюсом» аккумуляторной батареи и «землей», В, U2 — напряжение между «минусом» аккумуляторной батареи и «землей», В, Rпp — внутреннее сопротивление вольтметра, Ом.

Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее:

Номинальное напряжение, В 24 48 110 220
Сопротивление изоляции, кОм 14 25 50 100

Проверка емкости отформованной батареи

Аккумуляторная батарея заряжается до получения (в течение 1 ч) напряжения элемента, равного 2,6 — 2,75 В, и возникновения сильного выделения газов на всех пластинах.

Через 30 мин после окончания заряда производится контрольный разряд током 3-или 10-часового режима для кислотных и 8-часового режима для щелочных аккумуляторов.

Разряд ведется на нагрузочное сопротивление или на зарядный генератор, переводимый в двигательный режим снижением тока возбуждения.

Во время контрольного разряда ежечасно измеряют: напряжение на зажимах каждого элемента и всей аккумуляторной батареи, разрядный ток, плотность электролита в элементах, температуру электролита в контрольных элементах.

Разряд ведется до снижения напряжения на зажимах элемента до 1,8 В.

Если хотя бы на одном элементе аккумуляторной батареи напряжение окажется ниже 1,8 В, разряд должен быть прекращен.

Полученную в результате разряда емкость в ампер-часах приводят к температуре +25 °С по формуле

С25 = С t / (1 + 0 ,008 ( t — 25)) ,

где t — средняя температура электролита при разряде, °С, Ct — емкость, полученная при разряде, А-ч, С25 — емкость, приведенная к температуре +25°С, А-ч; 0,008 — температурный коэффициент.

Полученная в результате контрольного разряда емкость аккумуляторной батареи, приведенная к температуре +25 °С, должна соответствовать данным предприятия-изготовителя.

Проверка плотности и температуры электролита в каждой банке

Плотность электролита в конце заряда должна находиться в пределах 1,2 — 1,21 в элементах с пластинами поверхностной конструкции (С и СК) и 1,24 в элементах с панцирными пластинами (СП и СПК), температура — не выше +40 о С.

Плотность электролита в конце контрольного разряда аккумуляторной батареи должна быть не менее 1,145 в элементах С и СК и не менее 1,185 в элементах СП и СПК.

Проверка напряжения каждого элемента аккумуляторной батареи

Отстающих элементов должно быть не более 5 % их общего количества. Напряжение отстающих элементов в конце раз ряда не должно отличаться более чем на 1 — 1,5 % среднего напряжения остальных элементов.

Напряжение в конце разряда должно быть для аккумуляторов типа С (СК) при 3-, 10-часовом режиме разряда — не ниже 1,8 В и при 0,5, 1, 2-часовом режиме разряда — не ниже 1,75 В.

Источник

Тема 3.6: Проверка и испытания аккумуляторных батарей

1. Измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи производится мегаомметром на напряжение 500-1000 В или методом вольтметра по схеме рис. 4-38.

Измеряются поочередно напряжение между полюсами батареи и напряжение каждого полюса по отношению к «земле».

Измерения должны производиться одним вольтметром класса точности не ниже 1 с известным внутренним сопротивлением — не ниже 50 000 Ом.

Сопротивление изоляции, Ом,

где U — напряжение между полюсами батареи, В; U1 — напряжение между «плюсом» батареи и «землей», В; U2 — напряжение между «минусом» батареи и «землей», В; Rпр — внутреннее сопротивление вольтметра, Ом.

Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее:

2. Проверка емкости отформованной батареи. Аккумуляторная батарея заряжается до получения (в течение 1 ч) напряжения элемента, равного 2,6-2,75 В, и возникновения сильного выделения газов на всех пластинах.

Через 30 мин после окончания заряда производится контрольный разряд током 3-или 10-часового режима для кислотных и 8-часового режима для щелочных аккумуляторов.

Разряд ведется на нагрузочное сопротивление или на зарядный генератор, переводимый в двигательный режим снижением тока возбуждения.

Во время контрольного разряда ежечасно измеряют: напряжение на зажимах каждого элемента и всей батареи; разрядный ток, плотность электролита в элементах, температуру электролита в контрольных элементах.

Разряд ведется до снижения напряжения на зажимах элемента до 1,8 В.

Если хотя бы на одном элементе напряжение окажется ниже 1,8 В, разряд должен быть прекращен.

Полученную в результате разряда емкость в ампер-часах приводят к температуре +25 °С по формуле

где t — средняя температура электролита при разряде, °С; Ct — емкость, полученная при разряде, А-ч; С25— емкость, приведенная к температуре +25°С, Ач; 0,008 — температурный коэффициент.

Полученная в результате контрольного разряда емкость батареи, приведенная к температуре +25 °С, должна соответствовать данным завода-изготовителя.

3. Проверка плотности и температуры электролита в каждой банке. Плотность электролита в конце заряда должна находиться в пределах 1,2-1,21 в элементах с пластинами поверхностной конструкции (С и СК) и 1,24 в элементах с панцирными пластинами (СП и СПК); температура — не выше +40 °С.

Плотность электролита в конце контрольного разряда батареи должна быть не менее 1,145 в элементах С и СК и не менее 1,185 в элементах СП и СПК

4. Проверка напряжения каждого элемента батареи. Отстающих элементов должно быть не более 5 % их общего количества. Напряжение отстающих элементов в конце разряда не должно отличаться более чем на 1- 1,5% среднего напряжения остальных элементов.

Напряжение в конце разряда должно быть для аккумуляторов типа С (СК) при 3-, 10-часовом режиме разряда — не ниже 1,8 В и при 0,5-; 1-; 2-часовом режиме разряда — не ниже 1,75 В.

Источник

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

Раздел 1. Общие правила

Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний

Аккумуляторные батареи

1.8.35. Законченная монтажом аккумуляторная батарея испытывается в объеме, предусмотренном настоящим параграфом. ¶

Читайте также:  Закон ома для участка цепи прибор для измерения 1

1. Измерение сопротивления изоляции. Измерение производится вольтметром (внутреннее сопротивление вольтметра должно быть точно известно, класс не ниже 1). ¶

При полностью снятой нагрузке должно быть измерено напряжение батареи на зажимах и между каждым из зажимов и землей. ¶

Сопротивление изоляции Rx вычисляется по формуле ¶

где Rq – внутреннее сопротивление вольтметра; U – напряжение на зажимах батареи; U1 и U2 – напряжения между положительным зажимом и землей и отрицательным зажимом и землей. ¶

Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее указанного ниже: ¶

Номинальное напряжение, В

2. Проверка емкости отформованной аккумуляторной батареи. Полностью заряженные аккумуляторы разряжают током 3- или 10-часового режима. ¶

Емкость аккумуляторной батареи, приведенная к температуре +25 °C, должна соответствовать данным завода-изготовителя. ¶

3. Проверка плотности температуры электролита. Плотность и температура электролита каждого элемента в конце заряда и разряда батареи должны соответствовать данным завода-изготовителя. Температура электролита при заряде должна быть не выше +40 °C. ¶

4. Химический анализ электролита. Электролит для заливки кислотных аккумуляторных батарей должен готовиться из серной аккумуляторной кислоты сорта А по ГОСТ 667-73* и дистиллированной воды по ГОСТ 6709-72. ¶

Содержание примесей и нелетучего остатка в разведенном электролите не должно превышать значений, приведенных ниже. ¶

Окраска согласно колориметрическому определению, мл

Источник

Испытание аккумуляторных батарей

Содержание материала

В электроустановках в качестве источника постоянного тока широкое применение находят электрические аккумуляторы. В зависимости от требований, предъявляемых к аккумуляторам, они классифицируются:

— по назначению — на стационарные, стартерные, авиационные, тяговые, железнодорожные и др.;

— по принципу выполнения электрохимической системы — на кислотные и щелочные;

— по конструкции сосудов — на открытые, герметичные, закрытые, ударопрочные, сейсмоударные и др.

Для стационарных установок наибольшее распространение получили аккумуляторные батареи, собираемые из аккумуляторов С, СК, СКЭ, СН, НК, НЖ, ТНЖ. В типах аккумуляторов буквы обозначают: С — стационарных для длительных режимов разряда; СК — то же, но коротких режимов разряда; Э — с эбонитовым баком; Н — закрытого исполнения с намазными пластинами; НК — никель-кадмиевый; НЖ — никель-железный; Т — тяговый.

Приемо-сдаточные испытания аккумуляторных батарей осуществляется после окончания всех строительных и электромонтажных работ.

В процессе формирования аккумуляторных батарей производится замер сопротивления изоляции, анализ качества и плотности электролита, а также определение ем кости батареи при контрольном разряде. Результаты замеров и испытаний оформляются соответствующими протоколами.

Нормы приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей.

Объем приемо-сдаточных испытаний аккумуляторных батарей.

В соответствии с требованиями ПУЭ законченная монтажом аккумуляторная батарея испытывается в полном объеме:

1. Измерения сопротивления изоляции.

2. Проверка емкости отформованной аккумуляторной батареи.

3. Проверка плотности и температуры электролита.

4. Химический анализ электролита.

5. Измерение напряжения на элементах.

Измерение сопротивления изоляции.

Измерение производится методом вольтметра по схеме рис.20.1.

Рис. 20.1. Измерение сопротивления аккумуляторной батареи вольтметром.

Измеряются поочередно напряжение между полюсами батареи и напряжение каждого полюса по отношению к «земле» при полностью снятой нагрузке.

Измерения должны производится одним вольтметром класса точности не ниже 1 и с известным внутренним сопротивлением, но не менее 0,5 МОм.

Сопротивление изоляции R„определяется по формуле

где Rq — внутреннее сопротивление вольтметра, Ом; U — напряжение между полюсами батареи, В; U1 — напряжение между «плюсом» батареи и «землей», В; U2 — напряжение между «минусом» батареи и «землей», В.

Сопротивление изоляции батареи должно быть не менее:

Номинальное напряжение, В

Сопротивление изоляции, кОм

Проверка емкости отформованной аккумуляторной батареи.

Через 30 мин после окончания формирования аккумуляторной батареи производится контрольный разряд током 3- или 10-часового режима для кислотных и 8-часового режима для щелочных аккумуляторов. Разряд ведется на нагрузочный реостат или на зарядный генератор, переводимый в двигательный режим снижения тока возбуждения.

Во время контрольного разряда ежечасно измеряют: напряжение на зажимах каждого элемента и всей батареи, разрядный ток, плотность и температуру электролита в элементах. Разряд ведется до снижения напряжения на зажимах элемента до 1,8 В ки слотных батарей и до 1,0 В щелочных батарей. Если хотя бы на одном элементе напряжение окажется ниже указанных величин, то разряд аккумуляторной батареи прекращается.

Полученную в результате разряда емкость приводят к стандартной температуре электролита 25 °С по формуле

где t — средняя температура электролита при разряде, °С; Сt — емкость, полученная при разряде, А·ч; C25 — емкость, приведенная к температуре 25°С, А·ч; 0,008 — температурный коэффициент.

Полученная в результате контрольного разряда емкость батареи, приведенная к температуре +25 °С, должна соответствовать данным завода-изготовителя.

Проверка плотности и температуры электролита.

Плотность и температуру электролита каждого элемента в конце заряда и контрольного разряда батареи измеряют ареометром и термометром.

Плотность и температура электролита должны соответствовать данным завода-изготовителя. Температура электролита при заряде должна быть не выше 40 °С.

Химический анализ электролита.

Электролит для заливки кислотных аккумуляторных батарей должен готовиться из серной аккумуляторной кислоты сорта А по ГОСТ 667-73* и дистиллированной воды по ГОСТ 6709-72. Содержание примесей и нелетучего остатка в разветвленном кислот ном электролите не должно превышать значений, приведенных ниже.

Окраска согласно колориметрическому определению, мл

Источник

Проверка АКБ: какие параметры аккумуляторных батарей нужно проверять и как это сделать?

При использовании аккумуляторных батарей на любых объектах, особенно в системах бесперебойного питания, за их состоянием нужно следить и регулярно проводить проверки. В этом материале мы рассмотрим основные параметры АКБ, а также рассмотрим, какими приборами и как можно провести их контроль и проверку!

Основная задача при проверке состояния любой аккумуляторной батареи – выяснить, обладает ли она достаточной емкостью, может ли обеспечить заявленные производителем характеристики в течение необходимого времени. Однако непосредственно средствами измерения определяются только несколько основных параметров – напряжение, сила тока. В обслуживаемых аккумуляторах можно также замерить плотность электролита. Измерения можно проводить неоднократно, фиксируя изменение значений с течением времени. Все остальные параметры и характеристики не измеряются напрямую, а выводятся по разработанной изготовителем методике, причем она зависит и от типа АКБ, и от рекомендаций производителя, и от вида подключенной нагрузки. При этом необходимо учитывать, что многие зависимости, характеризующие работу АКБ, носят нелинейный характер. Могут сказываться и другие факторы, например, влияние температуры.

Читайте также:  Задачи метрологии измерения единицы измерений

При выполнении краткосрочных измерений при использовании даже самых совершенных методик тестирование носит не точный количественный, а качественный характер. Единственный достоверный способ измерения емкости АКБ – его полная разрядка в течение многих часов с тщательной фиксацией параметров в ходе всего процесса. Но использовать столь продолжительную процедуру на практике можно далеко не всегда, особенно если батарей много. Тем не менее, и краткосрочных оценочных измерений достаточно для того, чтобы отличить работоспособный аккумулятор от изношенного, утратившего емкость, и вовремя произвести замену АКБ.

Способы проверки АКБ

1. Подключение нагрузки

К АКБ на некоторое время подключается рабочая или второстепенная нагрузка той или иной величины. Вольтметром или мультиметром измеряется падение напряжения. Если процедура выполняется несколько раз, между измерениями выжидается определенное время, чтобы батарея восстановилась. Полученные данные сопоставляются с параметрами, заявленными производителем АКБ для данного типа батареи и данной величины нагрузки.

2. Измерения при помощи нагрузочной вилки

Строение простейшей нагрузочной вилки показано на схеме:

Устройство оснащено вольтметром, параллельно которому установлен большой по мощности нагрузочный резистор, и имеет два щупа. В старых моделях вольтметры аналоговые; новые модели, как правило, оснащены ЖК-дисплеем и цифровым вольтметром. Существуют нагрузочные вилки с усложненной схемой, использующие несколько нагрузочных спиралей (сменных сопротивлений), рассчитанные на разные диапазоны измерения напряжений, предназначенные для тестирования кислотных либо щелочных аккумуляторов. Есть даже вилки, которыми тестируют отдельные банки аккумуляторов. В состав продвинутых устройств помимо вольтметра может входить амперметр.

Получаемые при измерениях данные также необходимо сопоставлять с параметрами, заявленными производителями для данного типа батарей и данного сопротивления.

3. Измерения при помощи специальных устройств, тестеров анализаторов АКБ

Приборы Кулон

Принципиальным развитием идеи нагрузочной вилки можно считать семейство цифровых приборов-тестеров Кулон (Кулон-12/6f, Кулон-12m, Кулон-12n и другие) для проверки состояния свинцовых кислотных аккумуляторов, а также другие подобные устройства. Они позволяют проводить быстрые замеры напряжения, приближенно определять емкость АКБ без контрольного разряда и сохранять в памяти несколько сотен, а иногда и тысяч измерений.

Приборы Кулон питаются от аккумулятора, на котором проводятся измерения. Входящие в комплект провода с разъемами «крокодил» имеют части, изолированные друг от друга, что обеспечивает четырехзажимное подключение к аккумулятору и устраняет влияние на показания прибора сопротивления в точках подключения зажимов. По заявлению разработчика, прибор анализирует отклик аккумулятора на тестовый сигнал специальной формы, при этом измеряемый параметр примерно пропорционален площади активной поверхности пластин аккумулятора и, таким образом, характеризует его емкость. Фактически, точность показаний зависит от достоверности методики, разработанной производителем.

Емкость аккумулятора – электрический заряд, отдаваемый полностью заряженным аккумулятором – измеряется в ампер-часах и представляет собой произведение тока разряда на время. Для точного определения емкости необходимо произвести разряд батареи (процесс длительный, многочасовой), постоянно фиксируя величину заряда, отдаваемого батареей. При этом относительная емкость АКБ в зависимости от времени изменяется нелинейно. Например, для аккумуляторной батареи типа LCL-12V33AP относительная емкость меняется со временем следующим образом:

Время разряда, часы Относительная емкость, %
0,1 37
1,3 48
0,7 53
1,9 76
4,2 84
9,2 92
20 100

Прибор Кулон при помощи быстрого измерения ориентировочно определяет емкость полностью заряженного аккумулятора. Он не предназначен для оценки степени заряженности АКБ, все измерения необходимо проводить на полностью заряженной батарее. Устройство кратковременно подает тестовый сигнал, регистрирует отклик от батареи и через несколько секунд выдает ориентировочную емкость АКБ в ампер-часах. Одновременно на экран выводится измеренное напряжение. Полученные значения можно сохранять в памяти прибора.

Производитель подчеркивает, что устройство не является прецизионным измерителем, но позволяет оценочно определять емкость свинцовой кислотной батареи, особенно если пользователь самостоятельно откалибровал прибор при помощи аккумулятора такого же типа, что и тестируемый, но с известной емкостью. Процедура калибровки подробно изложена в инструкции к прибору.

Тестеры PITE

Следующая разновидность устройств для тестирования АКБ – тестеры PITE: модель PITE 3915 для измерения внутреннего сопротивления и модель PITE 3918 для оценки проводимости батарей.

Управление осуществляется при помощи цветного сенсорного экрана, но основные управляющие кнопки вынесены на клавиатуру в нижней части корпуса. Прибором можно тестировать батареи емкостью от 5 до 6000 А·ч, с элементами аккумулятора 1.2 В, 2 В, 6 В и 12 В. Диапазон измерения напряжения – от 0.000 В до 16 В, сопротивления – от 0.00 до 100 мОм. Прибор позволяет задать тип проверяемых батарей, выполнить измерение напряжения и сопротивления (модель 3915) или напряжения и проводимости (модель 3918), и на их основании судить о том, соответствует емкость батареи заявленной производителем или нет. При этом параметр Capacity (емкость батареи) выводится в процентах.

Интерфейс прибора позволяет проводить как одиночные измерения, так и последовательные (до 254 измерений в каждой последовательности, совокупное количество результатов более 3000), что удобно при проверке большого количества однотипных АКБ (в последнем случае результаты сохраняются автоматически, помимо данных в них фиксируется также порядковый номер измерения). В зависимости от настроек прибор может использовать для выдачи результата (статуса Good, Pass, Warning или Failed) собственные критерии либо значения, заданные пользователем. Результаты тестирования через порт USB могут быть перенесены на компьютер для просмотра и последующей подготовки отчетов.

Анализаторы Fluke

Более глубокое развитие той же идеи – приборы Fluke Battery Analyzer серии 500 (BT 510, BT 520, BT 521), которые позволяют измерять и сохранять в памяти напряжение, внутреннее сопротивление стационарной батареи, температуру минусовой клеммы, напряжение при разрядке. При наличии дополнительных аксессуаров можно измерять и сохранять в памяти и другие параметры. Тесты можно проводить как в режиме отдельных измерений, так и в последовательном режиме; используя настраиваемые профили. Есть возможность задать пороговые значения для различных параметров. Встроенный порт USB позволяет передавать собранные записи (до 999 записей каждого типа) на компьютер для подготовки отчетов с помощью программного обеспечения Analyze Software, входящего в комплект поставки.

Щупы прибора имеют специальную конструкцию: внутренний подпружиненный контакт предназначен для измерения тока, внешний – для измерения напряжения. Если на щуп надавить, внутренний наконечник смещается внутрь таким образом, что оба контакта каждого щупа касаются поверхности одновременно. В результате одни и те же щупы позволяют организовать как 2-проводное, так и 4-проводное подключение к полюсам батареи (последнее необходимо для измерения Кельвина).

Читайте также:  Тех измерения тема штангенциркуль

Прибор позволяет измерять следующие параметры:

Внутреннее сопротивление батареи (измерение занимает менее 3 с).

Напряжение батареи (производится одновременно с измерением внутреннего сопротивления)

Температура минусовой клеммы (рядом с черным наконечником на щупе BTL21 Interactive Test Probe предусмотрен ИК-датчик)

Напряжение при разрядке (определяется несколько раз в ходе разрядки или во время теста на нагрузку)

Также возможно измерение пульсирующего напряжения, измерение переменного и постоянного тока (при наличии токовых клещей и адаптера), выполнение функций мультиметра. С анализаторами Fluke можно использовать интерактивный тестовый щуп BTL21 Interactive Test Probe со встроенным датчиком температуры. С приборами совместимо большое разнообразие дополнительных аксессуаров (токовые клещи, удлинители разного размера, съемный фонарик и т. п.).

Хотя прибор обладает богатым функционалом, ключевым этапом в определении состояния АКБ остается сопоставление измеренных показателей с расчетными или заданными изготовителем для данного конкретного типа батарей. Устройства Fluke Battery Analyzer серии 500 удобны для массовой инспекции состояния батарей. Последовательный режим и система профилей позволяют выполнять необходимые измерения одно за другим, результаты запоминаются прибором и хранятся в упорядоченной форме, последовательно пронумерованные и разбитые на группы. Но прибор не имеет функции прямого или косвенного измерения емкости АКБ в ампер-часах – хотя бы потому, что для батарей разного типа на сегодняшний день вряд ли возможно разработать единую точную методику такого определения.

Все перечисленные выше устройства, хоть и отличаются друг от друга по размеру, относятся к классу портативных. В отдельную группу можно выделить стационарные комплексы для проверки АКБ, которые могут проводить быстрые испытания с определением внутреннего сопротивления, контролировать все параметры, включая активную и реактивную составляющие сопротивления, управлять процессом разряда/заряда и т. п. Подобные комплексы адресованы скорее исследовательским лабораториям, промышленным производителям АКБ и разработчикам нового оборудования, чем конечным пользователям.

Анализаторы Vencon

Промежуточное положение занимает анализатор Vencon UBA5, предназначенный для работы с аккумуляторными батареями, используемыми в портативных средствах связи (мобильных телефонах, носимых радиостанциях, разнообразных гаджетах и т. п.), портативных инструментах и других устройствах напряжением до 18.5 В, емкостью от 10 мА·ч до 100 А·ч. Анализатор Vencon UBA5 совмещен с зарядным устройством и может использоваться в ремонтных мастерских, центрах обслуживания компьютерной техники, мобильной электроники и других устройств.

Прибор предназначен для различных типов АКБ (никель-кадмиевых, никель-металл-гидридных, литий-ионных, литий-полимерных, свинцовых кислотных и др.), позволяет задавать токи зарядки и разрядки, изменять алгоритмы работы устройства, тестировать емкость батарей при помощи однократных и многократных измерений, сохранять результаты измерений в памяти и выводить их через порт USB, готовить графические отчеты при помощи программного обеспечения.

Характерная особенность устройства – два измерительных канала (по 2 измерительных провода каждый), причем для проведения различных измерений их можно комбинировать, в том числе и от нескольких устройств UBA5. Дополнительно могут заказываться датчики температуры.

Прибор способен генерировать зарядный ток до 2А на каждом канале, ток нагрузки – до 3А (45 Вт) на каждом канале (в комплект входит адаптер питания). Более точные характеристики зависят от конкретной модели устройства – в серию UBA5 входит 5 различных моделей приборов.

В данном типе прибора, как и во всех описанных ранее, ключевым для определения состояния батареи является сопоставление измеренных показателей с параметрами, заявленными производителями АКБ.

4. Полная разрядка/зарядка

На сегодняшний день полная разрядка и зарядка – это единственный прямой и максимально достоверный способ определения емкости АКБ. Специализированные устройства контроля разряда/заряда батареи (УКРЗ) позволяют выполнить глубокую разрядку и последующую полную зарядку батареи с постоянным контролем емкости. Однако эта процедура занимает очень много времени: 15-17-20-24 часа, иногда и более суток, в зависимости от емкости и текущего состояния батареи. Хотя метод дает наиболее точные результаты, из-за временных затрат его применение ограничено.

5. Измерение плотности электролита

В обслуживаемых аккумуляторах для определения их состояния можно измерять плотность электролита, поскольку между этим параметром и емкостью АКБ существует непосредственная зависимость. Плотность электролита может меняться в силу разных причин, которые вдобавок взаимосвязаны (частый глубокий разряд батареи, сульфатация, неоптимальная плотность электролита, испарение и утечка раствора и т. д.). Аккумулятор начинает быстрее разряжаться, отдает меньше заряд. При этом необходимо понимать, что плотность электролита даже в исправном аккумуляторе, находящемся в идеальном состоянии – не константа, она меняется с температурой и степенью зарядки аккумулятора. Более того, для разных регионов рекомендованная плотность электролита отличается в зависимости от типовых климатических условий.

Результаты измерения плотности ареометром можно сопоставить со следующей диаграммой для кислотных аккумуляторов.

В зависимости от того, больше или меньше плотность электролита, чем требуемая (а для батареи вредно отклонение и в ту, и в другую сторону), можно частично или полностью заменить электролит, залить дистиллированную воду или раствор необходимой концентрации, обязательно обеспечив перемешивание. Как и при использовании всех ранее описанных способов проверки состояния АКБ ключевым является сопоставление измеренных значений с рекомендациями производителя батареи и следование всем предусмотренным процедурам обслуживания.

Выводы

Каждый способ определения текущего состояния аккумуляторной батареи имеет свои преимущества и недостатки. Каким из них пользоваться – зависит от ваших задач и возможностей. Сориентироваться вам поможет эта сводная таблица.

Быстрое проведение измерений, особенно многократных

Некоторые модели способны проводить измерения без выведения АКБ из режима эксплуатации

Специализированные модели позволяют сохранять результаты и переносить их на компьютер для подготовки отчетов

Способ определения состояния АКБ Преимущества Недостатки
Подкл ючение нагрузки Достаточно реалистичные результаты без использования специализированного оборудования Времязатратность при многократных измерениях Измеренные параметры документируются вручную
Нагрузочная вилка, специализированные анализаторы и тестеры Часть параметров АКБ определяется по косвенным методикам Оценочная точность измерений
Полный разряд/заряд Единственный достоверный способ оценки емкости АКБ Очень продолжительная процедура – многие часы, иногда сутки
Измерение плотности электролита ρ Непосредственное определение состояния батареи по концентрации электролита Способ применяется только для обслуживаемых батарей

Материал подготовлен
техническими специалистами компании “СвязКомплект”.

Источник