Меню

Измерение обслуживание государственного долга



Обслуживание государственного долга и его сущность

Начиная с XIX века заимствования рассматривались как важный источник доходов почти всех демократических правительств.

Оно является альтернативным способом увеличения доходов. Это средство, с помощью которого финансируются государственные расходы при возникновении бюджетного дефицита.

В наше время заимствования со стороны правительств стали обычным методом государственного финансирования.

Рис. 1 Отношение размера государственного долга к ВВП в разных странах.

Внешний и внутренний долг

Правительство может брать кредиты в банках, организациях и у частных лиц в пределах страны или в международных учреждениях и иностранных государствах во время чрезвычайных ситуаций.

Займы, полученные внутри страны, называются внутренним долгом, кредиты из других государств или международных фондов – внешним долгом.

За пользование заемными средствами правительство выплачивает проценты кредиторам по установленным ставкам через регулярные промежутки времени или единовременно в конце периода в дополнение к основной сумме.

Использование заемных средств

Ресурсы, привлеченные в виде государственного долга, могут использоваться в различных целях.

1. Покрытие бюджетного дефицита

Государственные заимствования привлекаются для ликвидации бюджетного дефицита. Современные правительства не имеют больших накопленных остатков наличности. Дефицит бюджета – это реалии нашего времени практически во всех странах. Принцип финансового управления настаивает на том, что годовые расходы правительства должны покрываться из годового дохода. Но в силу различных обстоятельств прибыль от налоговых и неналоговых источников может быть меньше фактических трат. В таких условиях краткосрочные займы в ожидании сбора налогов используются правительством для преодоления бюджетных разрывов.

2. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия также могут создавать бюджетные разрывы. Большие внешние долги возникают у воюющих стран. Современные раздоры — дорогое дело. Во время войны все ресурсы, имеющиеся в распоряжении правительства, могут оказаться недостаточными для покрытия огромных военных расходов.

Введение дополнительных налогов или повышение ставок сверх определенных пределов имеет катастрофические последствия для экономики. Поэтому правительство привлекает внешние займы для покрытия военных расходов.

3. Борьба с инфляцией и безработицей

Депрессия и безработица, как правило, обусловлены дефицитом платежеспособного спроса в результате низкой экономической активности.

Увеличение государственных расходов, финансируемых за счет займов, используется для создания и поддержания проектов развития в целях смягчения последствий экономических кризисов. Кейнс выступал за увеличение государственных расходов, финансируемых за счет заимствований, а не за счет налогообложения, как за лучший способ борьбы с депрессией.

4. Ускорение темпов экономического развития

Развитие экономики, испытывающей дефицит капитала, обычно зависит от заемных средств для финансирования различных проектов и повышения производственного потенциала экономики.

Такие инвестиции укрепляют производственную базу и способствуют увеличению производства товаров и услуг. В будущем государство сможет без особых трудностей мобилизовать средства для обслуживания и погашения государственного долга за счет доходов, полученных в результате роста экономики.

5. Финансирование социальных проектов

Государственный долг используется для финансирования, создания и развития социальных проектов — образования и здравоохранения, которые не могут быть покрыты обычным источником, таким как налогообложение.

Обслуживание и погашение государственного долга

Возврат займов или неспособность это сделать являются своего рода проверкой незапланированного характера государственных расходов.

Точно так же, как физическое лицо несет ответственность за погашение своего личного долга, государства обязаны погашать взятые ими кредиты. Правительство должно найти необходимые ресурсы для исполнения своих кредитных обязательств.

Накопленный большой объем финансовых обязательств страны оказывает деморализующее воздействие на население, помимо налогового бремени, возложенного на него в связи с обслуживанием и погашением государственного долга.

Способы возврата займов

Для расчетов с кредиторами у государства есть возможность применить следующие методы:

  • отказ от государственного долга;
  • возврат;
  • конвертация или преобразование;
  • выкуп долговых обязательств ;
  • инфляция или валютная экспансия;
  • погашение серийных облигаций;
  • терминальный аннуитет;
  • создание и использование накопительных фондов.

Отказ от государственного долга

Один из простых способов сбросить бремя долга — отказаться от него. Правительство страны отказывается возвращать кредит и платить проценты. Это скорее уничтожение долга, а не его погашение.

Это нежелательно и практикуется крайне редко. Отречение пошатнет доверие к правительству. Страны, отказывающиеся от погашения и обслуживания внешнего государственного долга, потеряют свою кредитоспособность. И в будущем государству будет очень трудно получить кредит по разумной процентной ставке на международном рынке капитала.

Это также аморально, поскольку заем был бы получен из средств, мобилизованных от всех лиц, получающих доход в обществе. Однако в крайних случаях правительство может быть вынуждено отказаться от своих внутренних или внешних долговых обязательств.

Читайте также:  Ми бэнд измерение кислорода

Эта мера в истории кредитных взаимоотношений государств применялась правительствами, пришедшими к власти в результате военных переворотов, революций или освободительных войн. США после провозглашения независимости отказались платить по долгам Англии и Испании. Советская Россия в 1917 году – по внутренним и внешним обязательствам царского правительства.

Из всех способов погашения и обслуживания государственного долга отказ является самой крайней мерой.

Возврат

При этом методе старый долг погашается за счет новых займов, привлекаемых правительством страны при наступлении срока выплаты прежних обязательств или процентов по ним. Государство, не располагающее средствами для погашения долга, выпускает новые облигации на тех же условиях и производит их замену. Это дает временное облегчение от обязательств, не ухудшает кредитный рейтинг страны и предоставляет дополнительное время для мобилизации средств.

Расходы по обслуживанию государственного долга в этом случае увеличиваются на сумму расходов по эмиссии новых ценных бумаг.

Конвертация, или преобразование

Конвертация также является методом возврата. Это процесс обмена старых долговых обязательств на новые. Целью в этом случае является получение каких-либо преимуществ по новому кредитному договору. Например, снижение процентной ставки, изменение графика выплат и других деталей.

В отличие от возврата, конвертация фактически является методом уменьшения расходов на обслуживание государственного долга.

Выкуп долговых обязательств

Метод заключается в выкупе государственных ценных бумаг или операций на открытом фондовом рынке.

При наличии избыточного дохода страна тратит его на покупку собственных государственных облигаций у держателей-кредиторов. Этот метод широко распространен для облигаций внутреннего государственного долга, обслуживание которого предусматривает возможность досрочного погашения.

Инфляция или валютная экспансия

Правительство также может погасить долг путем ввода в обращение новой национальной валюты или девальвации старой. Этот метод возможен для погашения внутренних государственных долгов. Но крайне негативно сказывается на экономике страны, создавая в ней инфляционную ситуацию.

Такой способ ликвидации внутреннего долга подрывает кредит доверия правительства. В будущем ему будет сложно занимать средства на внутреннем рынке капитала.

Погашение серийных облигаций

Это метод, при котором часть погашается каждый год из доходов бюджета таким образом, что общая задолженность ликвидируется в течение определенного периода.

В соответствии с этим методом правительство ежегодно предусматривает списание небольшой части долга. Этот метод становится возможным только в том случае, если правительство имеет профицитный бюджет. Для осуществления данного процесса погашения выданные кредиты оформляются в соответствии со сроками их погашения.

Терминальный аннуитет

По этому методу планируются ежегодные расходы бюджета на обслуживание государственного долга. Погашение происходит равными долями, которые включают как проценты, так и основную сумму. Это также называется ежегодным методом погашения.

Создание накопительных фондов

Из общих государственных доходов определенная часть перечисляется в специально созданные фонды. Накопленная в них сумма используется для погашения задолженности. Это самый систематический и лучший метод оплаты долга. Проще говоря, это создание и постепенное накопление фонда, которого будет достаточно для:

1. Обслуживания государственного долга на регулярной основе.

2. Полного исполнения кредитных обязательств в условленный срок.

Предположим, что правительство выпускает облигации государственного займа для строительства нефтеперерабатывающего завода. Данные ценные бумаги подлежат выкупу через десять лет. Одновременно с этим создается фонд для обслуживания государственного долга. Акцизные сборы на бензин или часть их аккумулируются на счете фонда. За время строительства завода налоговых поступлений с банковскими процентами станет достаточно, чтобы погасить первоначальный долг.

Этот метод широко практикуется во многих странах мира. Одним из недостатков его является то, что в периоды финансового кризиса правительство может без колебаний использовать накопленный фонд для расходования средств на иные цели.

Правовое регулирование

Государственный долг более века является неотъемлемой частью бюджетов большинства стран. Правовое регулирование взаимоотношений страны и ее кредиторов регламентируется национальными законодательствами. Обслуживание государственного долга РФ регулируется статьей 119 Бюджетного кодекса страны.

Источник

22. Внутренний и внешний гос долг. Измерение гос долга.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам.

Государственный долг увеличивается когда имеется дефицит госбюджета.

Существуют некоторые проблемы технического, учет которых вносит коррективы в точную оценку размера государственного долга.

1. Бюджетирование капитала. Точная оценка финансовых возможностей любого экономического субъекта выражается в его бюджетном ограничении. Поэтому для точной оценки величины государственного долга ее соотносят не только с уровнем ВНП, но и с изменением в объеме государственных активов.

Читайте также:  Коэф жесткости единица измерения

2. Неучтенные обязательства. Из общей государственной задолженности исключаются неучтенные обязательства, которые влияют на размер бюджетного дефицита и государственного долга. Это пенсии государственным чиновникам, социальные пособия.

Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны; внешний – это задолженность гражданам, организациям и правительствам других стран.

Наиболее затруднительными является внешний долг, поскольку страна может покрывать его и проценты за счет экспорта товаров, сырья, услуг, золота или свободно конвертируемой валюты. Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпускаемых займов либо за счет роста налогов; последнее является явно нежелательным для населения и снижает деловую активность работающих.

Негативные последствия большого государственного долга заключаются в следующем:

· снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из реального сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

· создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

Погашение государственного долга и процента по нему производится путем рефинансирования, конверсии, унификации и консолидации.

Источник

Государственный долг и его обслуживание

Государственный долгэто сумма задолженности странысвоим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.Различают внутренний долг и внешний. Внутренний долгэто долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.Внешний долгэто задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. Под обслуживанием государственного (муниципального) долгапонимаются финансовые операции по выплате доходов по госу­дарственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств РФ осуществляется Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой органи­зацией. Мероприятия по обслуживанию государственного долга К основным из них относят:

· погашение внутренних/внешних займов;

· определение условий по выпуску и размещению новых обязательств и пр.

Эффективность указанных мероприятий зависит от обоснованности принятых решений. Она, в свою очередь, основывается на тщательном анализе структуры и объема госдолга, объективной оценке текущего состояния заимствований.

Расходы на обслуживание государственного долга субъекта или муниципальных заимствований планируются ежегодно. Смета утверждается законом о соответствующем бюджете. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга по показателям отчета об исполнении доходно-расходных статей бюджета за отчетный период не может быть выше 15 % от объема затрат соответствующего бюджета. В расчет при этом не принимаются затраты, осуществляемые за счет субвенций

Обслуживание государственного долга базируется на: Безусловности. Она предполагает обеспечение точного и своевременного погашения обязательств перед инвесторами и кредиторами без выдвижения дополнительных условий. Согласованности. Она предполагает максимальную гармонизацию интересов кредитора и заемщика. Единстве учета. В ходе управления и обслуживания госдолга должны учитываться все виды бумаг, эмитированные (выпущенные) органами госвласти, региональными структурами и муниципалитетами. Единстве кредитной политики. Оно предполагает применение единого подхода при осуществлении деятельности по управлению и обслуживанию долга со стороны центра по отношению к МО и регионам. Уменьшении рисков. Финансовая политика должна включать в себя все необходимые мероприятия, способствующие снижению рисков и кредиторов, и инвесторов, и самого должника. Гласности. Все заинтересованные пользователи должны своевременно получать полную и достоверную информацию о займах.

Оптимальности. Должна быть сформирована такая система госзаймов, при которой их погашение будет осуществляться с минимальными рисками. При этом операции должны оказывать наименьшее негативное влияние на экономику.

Читайте также:  Как утвердить тип средства измерения

Концепции балансирования государственного бюджета. Стабилизационный фонд и его макроэкономические значения.

Существуют три концепции .

1)Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.ного бюджета: Ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла.Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.На другом примере можно показать как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. 2)Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.Например, наступает инфляция, правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

3)Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета — на ежегодной или на циклической основе — второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

Стабилизационный фонд – это профицит (избыток) государственного бюджета; превышение его доходов над расходами. В сущности, он имеет трудовое происхождение. Внешне в одних странах стабфонд выступает в виде доходов от экспорта нефти и газа (Россия), в других – доходов от экспорта нефти (Венесуэла, Норвегия), в третьих (Чили) – доходов от экспорта меди.Само явление и термин были заимствованы из зарубежной практики. Генезис стабилизационного фонда относится к практике некоторых зарубежных стран последней четверти ХХ в.Стабилизационный фонд в зарубежных странах используется:

• как инструмент среднесрочной, а во многих странах долгосрочной финансовой политики и зависит от текущих цен на природные ресурсы;

• в качестве инструмента формирования стратегии государства в реализации проблем будущих поколений;

• в целях формирования внешних активов государств посредством пополнения средств от процентного дохода.

1.Стабилизационный фонд позволяет государству в срок выполнять выплаты по своим внешним и внутренним обязательствам.

2.Размер Стабилизационного фонда способствует росту суверенного кредитного рейтинга страны, и, как следствие, росту инвестиционной привлекательности страны, который в свою очередь может повлечь приток прямых иностранных инвестиций в страну.

3.Создание фонда будущих поколений окажет благотворное влияние на социальный аспект политики государства, и будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе и неуверенности населения в «завтрашнем дне».

4.Внушительные размеры стабилизационного фонда повышают степень экономической независимости государства, что также влияет на внешнюю политику государства.

Кроме вышеперечисленных преимуществ существуют и определенные недостатки, риски и другие проблемы, связанные с созданием и функционированием стабилизационных фондов.Самое важное — это, конечно, вопрос сохранения денежных средств фондов и их преумножения. Если нет эффективного инвестирования этих средств, возникает законный вопрос: зачем изымать из экономики значительную часть ее финансовых ресурсов (в случае, если это не острая необходимость борьбы с инфляцией).

В мировой экономической науке и практике существует два основных подхода относительно создания стабилизационных (резервных) финансовых фондов:

1) одна группа экономистов считает, что стабилизационные фонды в принципе не нужны и их создание вредно для экономики, так как финансовые ресурсы «выводятся» из воспроизводственного процесса, приводя к их нерациональному использованию;

2) другая группа специалистов придерживается мнения, что для экономики нужна так называемая «подушка безопасности» в виде стабилизационных (резервных) фондов, которая позволит сгладить влияние факторов, оказывающих негативное воздействие на экономику.

С точки зрения теоретических основ стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3399 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник