Техника измерения окружности головы, груди, размеров родничка
I. Измерение окружности головы.
Цель: оценка физического развития.
Показания: подозрение на гидроцефалию.
Противопоказания: нет.
Оснащение: Сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага.
Выполнение процедуры:
1.Объяснить маме цель исследования;
2.Подготовить необходимое оснащение;
3.Обработать сантиметровую ленту спиртом с двух сторон;
4.Уложить или усадить ребенка;
5.Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
а)сзади — затылочный бугор;
б)спереди — надбровные дуги;
Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка.
6.Записать результат.
II. Измерение окружности грудной клетки.
Показания: оценка физического развития
Противопоказания: нет.
Оснащение: сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка
Выполнение процедуры:
1.Объяснить маме цель исследования;
2.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки;
3.Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
а)сзади — нижний угол лопаток;
б)спереди — нижний край околососковых кружков или у девочек пубертатного возраста — верхний край 4-го ребра под молочными железами;
4.Записать результат.
Измерение размеров родничка определяют сантиметровой лентой, в норме 3,5 на 3,5 см.
Инфекционный контроль:
1.Сантиметровая лента — 1 % раствором хлорамина двукратно с интервалом 15 минут.
2.Обработать руки на гигиеническом уровне.
Источник
Алгоритм измерения окружности головы
1. Подготовка к процедуре:
1.1. Объяснить пациенту (родственникам) цель и ход предстоящей процедуры.
1.2. Обработать руки гигиеническим способом.
1.3. Подготовить необходимое оснащение.
1.4. Обеспечить адекватную освещенность рабочего места.
1.5. Попросить пациента сесть.
2. Выполнение процедуры:
2.1. Наложить сантиметровую ленту на голову пациента по ориентирам: сзади — затылочный бугор, спереди — надбровные дуги.
2.2. Определить результат измерения.
2.3. Снять сантиметровую ленту.
3. Окончание процедуры:
3.1. Сообщить пациенту (родственникам) о результатах измерения.
3.2. Обработать сантиметровую ленту дезинфицирующим средством в соответствии с принятыми санитарными нормами и правилами.
3.3. Обработать руки гигиеническим способом.
3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:
При измерении окружности головы новорожденному в родильном зале медицинский персонал работает в стерильной одежде (маска, халат, перчатки). Для измерения применяют стерильную ленту. Манипуляция проводится на пеленальном столике.
8.
Достигаемые результаты и их оценка:
Оценка измерения окружности головы проводится как изолированно, так и в сочетании с другими антропометрическими показателями, в первую очередь массой тела и длиной тела, по специальным стандартизированным таблицам (таблицы центильного или параметрического типа; таблицы, предложенные Э. Парайц и Й. Сенаши, и др.).
При оценке показателей окружности головы у детей различного возраста пользуются центильными таблицами (приложение 1):
«Распределение окружности головы (см) по возрасту (мальчики)»;
«Распределение окружности головы (см) по возрасту (девочки)».
Оценка проводится путем сопоставления полученных данных с половозрастными нормативами, измеряемыми в центильных величинах:
Средние, или условно нормальные величины
Область «средних величин»
Область величин «ниже среднего»
Область величин «выше среднего»
Отклонение от нормы
Область «низких величин»
Область «высоких величин»
Область «очень низких» величин
Область «очень высоких» величин
Форма информированного согласия пациента при выполнении методики и дополнительная информация для пациента и членов его семьи:
Пациент (его родственники или доверенные лица) должен быть информирован о
клиническом значении измерения и порядке его проведения в соответствии с
определенными правилами. Письменного подтверждения согласия не требуется, так как метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.
Параметры оценки и контроля качества выполнения методики:
Отсутствуют отклонения от алгоритма выполнения измерения. Результаты измерения получены и правильно интерпретированы. Наличие записи о результатах выполнения назначения в медицинской документации. Удовлетворенность пациента качеством предоставленной медицинской услуги.
Стоимостные характеристики технологий выполнения простой медицинской
услуги: Коэффициент УЕТ врача — 0.
Коэффициент УЕТ медицинской сестры — 0,1.
Графическое, схематические и табличное представление технологий выполнения простой медицинской услуги: См. приложение 1.
Формулы, расчеты, номограммы, бланки и другая документация (при
необходимости): См. приложение 1.
Источник
1. 3.Измерение окружности головы
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
Пеленальный столик (при измерении окружности головы у новорожденных и детей грудного возраста) — 1 шт.
Мягкая сантиметровая лента — 1 шт.
Прочий расходуемый материал
Перчатки нестерильные — 1 пара
Перчатки стерильные (при измерении окружности головы у новорожденных) — 1 пара
Пеленка однократного применения — 1 шт.
Марлевая салфетка (ватный шарик) — 1 шт.
Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги:
Алгоритм измерения окружности головы
1. Подготовка к процедуре:
1.1. Объяснить пациенту (родственникам) цель и ход предстоящей процедуры.
1.2. Обработать руки гигиеническим способом.
1.3. Подготовить необходимое оснащение.
1.4. Обеспечить адекватную освещенность рабочего места.
1.5. Попросить пациента сесть.
2. Выполнение процедуры:
2.1. Наложить сантиметровую ленту на голову пациента по ориентирам: сзади — затылочный бугор, спереди — надбровные дуги.
2.2. Определить результат измерения.
2.3. Снять сантиметровую ленту.
3. Окончание процедуры:
3.1. Сообщить пациенту (родственникам) о результатах измерения.
3.2. Обработать сантиметровую ленту дезинфицирующим средством в соответствии с принятыми санитарными нормами и правилами.
3.3. Обработать руки гигиеническим способом.
3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:
При измерении окружности головы новорожденному в родильном зале медицинский персонал работает в стерильной одежде (маска, халат, перчатки). Для измерения применяют стерильную ленту. Манипуляция проводится на пеленальном столике.
1. 4.Измерение окружности грудной клетки
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
Сантиметровая лента — 1 шт.
Стул (при проведении измерений в положении сидя) — 1 шт.
Прочий расходуемый материал
Нестерильные перчатки — 1 пара
Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги:
Алгоритм измерения окружности грудной клетки
1 . Подготовка к процедуре:
1.1. Проверить целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.
1.2. Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры.
1.3. Обработать руки гигиеническим способом.
1.4. Придать пациенту удобное положение.
2. Выполнение процедуры:
2.1. Предложить пациенту освободить грудную клетку от одежды и слегка отвести руки в стороны.
2.2. Наложить сантиметровую ленту сзади — по нижним углам лопаток, спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край 4 ребра над молочными железами).
2.3. Проделать измерение 3 раза (в покое, на максимальном вдохе и максимальном выдохе).
3. Окончание процедуры:
3.1. Сообщить пациенту результат измерения окружности грудной клетки.
3.2. Надеть перчатки и обработать ленту (многоразового использования) дезинфицирующим раствором.
3.3. Перчатки поместить в емкость с дезинфицирующим раствором.
3.4. Обработать руки гигиеническим способом.
3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:
Измерение окружности груди у детей раннего возраста проводят только в состоянии покоя, у старших – в покое, при вдохе и выдохе. При измерении окружности грудной клетки новорожденному в родильном зале медицинский персонал работает в старильной одежде (маска, халат, перчатки). Для измерения применяется стерильная сантиметровая лента. Манипуляцию проводят на пеленальном столике.
Источник
Измерение окружности головы чек лист
Измерения необходимо проводить тщательно, обращая внимание на правильность методики и точность регистрации данных.
Массу тела легко и точно можно определить на электронных весах. Измерения необходимо проводить у обнажённого младенца или у ребёнка, одетого только в нижнее бельё, поскольку мокрые пелёнки или тяжёлая одежда могут иметь вес, набираемый за месяц или за год.
Рост. Оборудование для измерения роста необходимо поддерживать в исправном состоянии и регулярно калибровать. У детей старше 2 лет рост измеряют в положении стоя. У детей младше 2 лет измеряют длину тела в положении лёжа, при этом мать должна помогать. Точно измерить длину тела у младенцев непросто, поскольку при этом необходимо держать их ноги выпрямленными, а малыши не любят находиться в фиксированном положении.
По этой причине во время осмотра длину тела у младенцев часто не измеряют. Однако когда есть сомнения относительно нормального развития ребёнка, необходимо всегда измерять длину его тела.
Окружность головы. Затылочно-лобная окружность служит показателем развития головы и мозга. Используется средний результат трёх измерений. Это особенно важно для ребёнка с задержкой развития или при подозрении на гидроцефалию.
Центильные интервалы роста и веса детей
Все эти измерения должны отмечаться в виде простых точек на соответствующих центильных картах развития. Стандарты для популяции должны формироваться и корректироваться для каждого поколения, чтобы позволить наметить тенденцию раннего наступления пубертатного периода и более высокого роста во взрослом возрасте вследствие улучшения питания в детстве. Рост в популяции имеет нормальное распределение, а отклонения от среднего значения измеряют в центилях или стандартном отклонении.
В настоящее время в британских относительных таблицах развития от 1990 г. выбраны интервалы, составляющие две трети от стандартной девиации (SD), соответствующие приблизительно 25,9,2 и 0,4-й центилям ниже среднего значения, и 75, 91, 98 и 99,6 центилям выше среднего значения. Чем дальше центили отстоят от средних значений, тем более вероятно, что причина маленького или большого роста ребёнка связана с патологией. Например, значения ниже 0,4-й или выше 99,6-й центили встречаются лишь у 4 из 1000 детей и могут использоваться в качестве критерия для направления в специализированный медицинский центр для консультации.
Каждый параметр развития не следует оценивать изолированно от других; например, низкий вес ребёнка может быть пропорционален маленькому росту, однако быть аномальным при высоком росте. Серийные измерения используются для того, чтобы показать модель и определить темп роста. Это способствует диагностике и мониторингу многих детских заболеваний.
Измерение параметров развития у детей:
• Должны проводиться регулярно для внимательного наблюдения за развитием ребёнка.
• Значения параметров развития необходимо фиксировать в таблицах.
• Значительные аномалии роста:
— показатели за пределами 2-й или 98-й центилей, если средний рост родителей не низкий и не высокий;
— если имеется значительное несоответствие с весом;
— серийные измерения пересекают линии центилей развития после первого года жизни.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Источник
Широкое пеленание (закрытый способ) 12 страница
Чек –лист № 31
« Измерение окружности головы ребенку до года »
Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала
Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):
Материальные ресурсы
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
Прочий расходуемый материал
Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги
Алгоритм измерения окружности головы
Максимальный балл | Набранный балл | ||
1.1. | Требования по безопасности труда при выполнении услуги | 1. До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук | 1 |
2. | 1. Сантиметровая лента (одноразовая или многоразовая) | 1 | |
2. Муляж грудного ребенка | 1 | ||
3. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А | 1 | ||
4. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б | 1 | ||
5. Емкость с дезинфицирующим раствором | 1 | ||
1. Жидкое мыло | 1 | ||
2. Одноразовое полотенце | 1 | ||
3. Антисептик для обработки кожи рук | 1 | ||
4. Спиртовая салфетка | 1 | ||
5. Медицинские перчатки (нестерильные) | 1 | ||
6. Пеленка одноразового применения | 1 | ||
7. Ветошь | 1 | ||
4. | I. Подготовка к процедуре: | ||
1. Идентифицировать ребенка и его мать, представится маме (или другому законному представителю ребенка) | 1 | ||
2. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить согласие. В случае отсутствия такового уточнить действия у врача | 1 | ||
3. Подготовить необходимое оснащение | 1 | ||
4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить | 1 | ||
5. Уложить или усадить ребенка на пеленальный стол, на чистую пеленку | 1 | ||
II . Выполнение процедуры: | |||
6. Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди – по нижнему краю околососковых кружков | 1 | ||
7. Определить по ленте значение окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани | 1 | ||
8. Проделать измерение три раза | 1 | ||
9. Снять сантиметровую ленту | 1 | ||
III . Окончание процедуры: | |||
10. Сообщить результат исследования маме (или другому законному представителю ребенка) | 1 | ||
11. Снять пеленку с пеленального стола и сбросить в пакет для отходов класса Б | 1 | ||
12. Обработать руки гигиеническим способом. Осушить | 1 | ||
13. Надеть нестерильные перчатки | 1 | ||
14.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртовой салфеткой/ при использовании одноразовой сантиметровой ленты сбросить ее в пакет для отходов класса Б | 1 | ||
15. Провести дезинфекцию пеленального стола | 1 | ||
16. Снять перчатки, сбросить их в пакет для отходов класса А | 1 | ||
17. Обработать руки гигиеническим способом. Осушить | 1 | ||
18.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации | 1 | ||
ИТОГО: | 32 |
Критерии оценки в % | Количество баллов | Максимальный балл | Набранный балл |
1.1. | Требования по безопасности труда при выполнении услуги | 1. До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук | 1 |
2. | 1. Пеленальный столик с матрацем | 1 | |
2. Муляж грудного ребенка | 1 | ||
3. Емкость с дезинфицирующим средством | 1 | ||
4. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А | 1 | ||
5. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б | 1 | ||
1. Жидкое мыло | 1 | ||
2. Одноразовое полотенце | 1 | ||
3. Антисептик для обработки кожи рук | 1 | ||
4. Комплект стерильных пеленок и распашонок | 1 | ||
5. Водонепроницаемый обеззараженный фартук | 1 | ||
6. Перчатки медицинские (нестерильные) | 1 | ||
7. Ветошь | 1 | ||
4. | I. Подготовка к процедуре: | ||
1. Идентифицировать ребенка и его мать, представится маме (или другому законному представителю ребенка) | 1 | ||
2. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить согласие. В случае отсутствия такового уточнить действия у врача | 1 | ||
3. Подготовить необходимое оснащение | 1 | ||
4. Обработать руки гигиеническим способом. Осушить | 1 | ||
5. Надеть фартук | 1 | ||
6. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания | 1 | ||
7.Расстелить на пеленальном столе (предварительно прошедшим дезинфекцию) четыре пеленки: — первую фланелевую; | 1 | ||
— вторую пеленку сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня первой пеленки на 15 см (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня первой пеленки для изготовления шапочки; | 1 | ||
— третью пеленку ситцевую; | 1 | ||
-четвертую пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника (вместо нее можно использовать подгузники (например, «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.) | 1 | ||
II . Выполнение процедуры: | |||
8.Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками. | 1 | ||
9.Взять ребенка на руки, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе | 1 | ||
10.Провести четвертую пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны | 1 | ||
11.Из третьей пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхний край третьей пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и закрепить вокруг туловища | 1 | ||
12. Краем второй пеленки покрыть и зафиксировать плечи с обеих сторон нижний край проложить между стоп ребенка отделив их и голени одну от другой | 1 | ||
13.Первой пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание | 1 | ||
III . Окончание процедуры: | |||
14.Уложить ребенка в кроватку | 1 | ||
15. Использованные пеленки сбросить в мешок для грязного белья | 1 | ||
16.Обработать руки гигиеническим способом, осушить | 1 | ||
17. Надеть нестерильные перчатки | 1 | ||
18.Провести дезинфекцию пеленального стола | 1 | ||
19. Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса А | 1 | ||
20. Обработать руки гигиеническим способом. Осушить | 1 | ||
21.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации | 1 | ||
ИТОГО: | 38 |
Критерии оценки в % | Количество баллов |