Меню

Измерение окружности плеча у ребенка



Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни.Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Рис. 23.1. Измерение длины тела ребенку раннего возраста Техника измерения: ребенка укладывают на спину таким образом, чтобы его голова плотно прикасалась теменем к поперечной планке ростомера. Голову устанавливают в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Сестра плотно фиксирует голову.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 — 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

а) б) Техника измерения: ребенок стоит на площадке ростомера спиной к вертикальной стойке в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голову он устанавливает в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся на одной линии. Необходимо помнить, что между ростом в утренние и вечерние часы существует разница иногда до 1-2 см.
Рис. 23.2. Измерение роста у детей старшого возраста: а) стоя, б) сидя

Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя — в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания: сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

а) б)
Рис. 23. 3. Взвешивание детей раннего возраста: а) на чашечных весах, б) на электронных весах
Рис. 23.4. Взвешивание детей старшего возраста Детей после трех лет взвешивают стоя (рис.23.4). Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания – 50,0г. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

а) б) с)
Рис. 23.7. Измерение окружности грудной клетки у ребенка старшего возраста: а) в покое, б) на высоте вдоха, с) на выдохе

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей. Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

— медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

— организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

— родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Читайте также:  Как измерить телевизор чтобы узнать диагональ

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов. Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов. Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль — медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.

Источник

Особенности проведения антропометрического исследования детей различного возраста

Особенности проведения антропометрического исследования детей различного возраста. Тест НМО.

Вид ИОМ: ЭОК с учебной презентацией

Ответственная организация: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Самарский медицинский колледж им.Н.Ляпиной».

Специальность: Сестринское дело.

Дополнительные специальности: Сестринское дело в педиатрии.

Верные ответы выделены цветом, полужирным шрифтом и помечены знаком плюс (+).

Вопрос

Взвешивание необходимо проводить

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

после мочеиспускания

после дефекации

натощак

Вопрос

Возрастной период, в котором более интенсивно идут процессы физического развития ребёнка

Выберите ОДИН правильный ответ

грудной

Вопрос

Время суток для измерения роста ребёнка

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

утро

первая половина дня

вторая половина дня

Вопрос

Второй усиленный рост происходит в периоде

Выберите ОДИН правильный ответ

полового созревания

Вопрос

Голова ребёнка под планкой ростомера устанавливается так, чтобы в одной горизонтальной плоскости находились

Выберите ОДИН правильный ответ

нижний край глазницы и наружный слуховой проход

верхнее веко с наружным слуховым проходом

нижнее веко с нижним краем козелка уха

угол глаза с нижним краем мочки уха

Вопрос

Длина тела недоношенного ребёнка в первые 3 месяца жизни увеличивается на (см)

Выберите ОДИН правильный ответ

3,5-5

Вопрос

Длина тела ребёнка измеряется в положении

Выберите ОДИН правильный ответ

лёжа

по желанию матери

Вопрос

Если ребёнок выгибает пальцы ног и планка не касается подошв стоп, необходимо

Выберите ОДИН правильный ответ

слегка пощекотать подошвы

заставить мать насильно выпрямить стопы

слегка уколоть иголкой

Вопрос

За второй год жизни ребёнок прибавляет (кг)

Выберите ОДИН правильный ответ

2,5-3

Вопрос

За первый год жизни окружность головы у недоношенных детей увеличивается на (см)

Выберите ОДИН правильный ответ

15-19

Вопрос

За первый месяц жизни окружность головы доношенного ребёнка увеличивается на (см)

Выберите ОДИН правильный ответ

2

Вопрос

Измерение окружности груди проводят

Читайте также:  Прибор для измерения силы трения покоя

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

при спокойном дыхании

при полном выдохе

на высоте вдоха

не имеет значения

Вопрос

Индекс массы тела 30-35 позволяет косвенно судить

Выберите ОДИН правильный ответ

об ожирении

о выраженном дефиците массы тела

о недостаточной массе тела

Вопрос

Коромысловые весы состоят из

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

лотка

корпуса

коромысла

затвора

окна для просмотра результатов

Вопрос

Масса доношенного ребёнка грудного возраста удваивается в (месяцев)

Выберите ОДИН правильный ответ

5-6

Вопрос

На втором году жизни длина тела ребёнка увеличивается в среднем на (см)

Выберите ОДИН правильный ответ

12-13

Вопрос

О наличии острой тяжёлой недостаточности питания у ребёнка свидетельствует окружность средней трети плеча (мм)

Выберите ОДИН правильный ответ

менее 115

Вопрос

Окружность бедра измеряют на уровне

Выберите ОДИН правильный ответ

промежности

нижней трети бедра

Вопрос

Окружность головы недоношенного ребёнка в первом полугодии увеличивается в среднем на (см в месяц)

Выберите ОДИН правильный ответ

3,2

Вопрос

Окружность головы у доношенного ребёнка к году увеличивается на (см)

Выберите ОДИН правильный ответ

12,5

Вопрос

Оценка антропометрических данных производится следующими методами

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

эмпирическим

центильным

сигмальным

корреляционным

Вопрос

Первостепенное значение для выявления проблем физического развития ребёнка имеют

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

правильные измерения

нанесения результатов измерений на графики

интерпретация антропометрических данных

контроль нервно-психического развития

Вопрос

Первый усиленный рост происходит в возрасте (лет)

Выберите ОДИН правильный ответ

5-7

Вопрос

Перед взвешиванием грудного ребёнка весы необходимо

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

постелить пелёнку

отрегулировать

обработать поверхность

предварительно взвесить одежду ребёнка

Вопрос

Перед исследованием электронные весы остаются включёнными в сеть в минутах

Выберите ОДИН правильный ответ

10

Вопрос

Письменное согласие родителей на проведение антропометрии у ребёнка

Выберите ОДИН правильный ответ

не требуется

не является обязательным

Вопрос

Показатель окружность плеча у детей

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

снижается при недостаточности питания

повышается при избыточной массе

повышается при недостаточности питания

снижается при избыточной массе

Вопрос

При измерении окружности головы сантиметровая лента накладывается

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

по наиболее выступающей точке затылочного бугра

по надбровным дугам

по верхней части лба

по наружным слуховым проходам

Вопрос

При измерении окружности груди сантиметровая лента накладывается

Выберите ОДИН правильный ответ

по нижним краям околососковых кружков

на уровне сосков

над верхним краем околососковых кружков

Вопрос

При измерении роста ребёнка вертикальной планки ростомера касаются

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

ягодицы

пятки

лопатки

Вопрос

При массе тела при рождении 1001-1500 г дети к году увеличивают массу тела в (раз)

Выберите ОДИН правильный ответ

6-7

Вопрос

При массе тела при рождении 1501-2000 г, дети к году увеличивают массу в (раз)

Выберите ОДИН правильный ответ

5-6

Вопрос

Рост ребёнка измеряется в положении

Выберите ОДИН правильный ответ

стоя

по желанию матери

Вопрос

Рост у ребенка в положении стоя меньше, чем длина тела в положении лёжа на (см)

Выберите ОДИН правильный ответ

0,7

Вопрос

Средняя длина тела доношенного новорождённого в (см)

Выберите ОДИН правильный ответ

50-52

Вопрос

Средняя масса тела доношенного новорождённого мальчика (в граммах)

Выберите ОДИН правильный ответ

3400-3500

Вопрос

Средняя масса тела доношенной новорождённой девочки (в граммах)

Выберите ОДИН правильный ответ

3200-3300

Вопрос

Средняя норма индекса Кетле у новорождённых составляет

Выберите ОДИН правильный ответ

60-70

Вопрос

Сроки восстановления первичной массы тела у новорождённых в (днях)

Выберите ОДИН правильный ответ

12-14

Вопрос

Суммарная прибавка роста за год у недоношенного ребёнка составляет (см)

Выберите ОДИН правильный ответ

27-38

Вопрос

Толщину кожных складок у ребенка исследуют в области

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

трёхглавой мышцы

подлопаточной

Вопрос

У девочек с развитой молочной железой при измерении окружности груди сантиметровая лента накладывается

Выберите ОДИН правильный ответ

по верхнему краю 4 ребра

по верхнему краю 3 ребра

по верхнему краю 5 ребра

по нижнему краю 5 ребра

Вопрос

Устройство горизонтального ростомера

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

подвижная нижняя планка

неподвижная верхняя планка

окно для просмотра показателей роста

подвижная верхняя планка

Вопрос

Цели взвешивания детей

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

расчёт дозы лекарственных средств

оценка физического развития

оценка адекватности питания

оценка нервно-психического развития

Вопрос

Электронные медицинские весы состоят из

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

цифрового индикатора

кнопки для тарирования

грузоподъёмной платформы

Источник