Меню

Измерение отрезков с помощью циркуля 1 класс



Урок математики в 1 классе по ФГОС по теме «Измерение отрезков. Длина отрезка».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок открытия нового знания.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka.docx 21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по ФГОС

Тема урока: «Измерение отрезков. Длина отрезка».

Предметные: ученик научится с помощью линейки строить отрезки, находить длину отрезков, сравнивать отрезки; ученик получит возможность научиться с помощью линейки находить длину других предметов и переносить полученные данные в тетрадь.

Регулятивные: под руководством учителя определять план выполнения заданий на уроках. Сохранять и принимать учебную цель. Уметь оценивать полученный результат.

Познавательные: использовать в своей деятельности линейку. Использовать Лего конструктор для достижения различных целей.

Коммуникативные: стремиться в работе учитывать мнения одноклассников. Выражать свои мысли. Участвовать в беседе.

Материально-техническое обеспечение урока:

— учебник Гейдман Б.П. «Математика» 1 класс, второе полугодие, С.И.Ожегов «Толковый словарь»,

интерактивная доска, фотоаппарат;

линейки, детали (бруски) конструктора Лего, карточки –светофоры – на каждого ученика.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

— Ребята, посмотрите, что вы принесли сегодня на урок. У вас детали конструктора Лего. А для чего вы принесли их? Что вы знаете о Лего? Что хотели бы узнать? (Предполагаемые ответы детей.)

— Кто знает, откуда и как появился этот конструктор? Давайте посмотрим презентацию, которую приготовили мы с Машей. (Презентация «История Лего»)

— Ребята, вы знаете, что есть игра «Лего-сити» и для вас сегодня прислали видеообращение от Полицейского из Лего-сити. Давайте посмотрим. (Обращение к детям. Смотрим видео с текстом : «Нужно помочь построить дорожку-лабиринт из деталей Лего, создать схему на бумаге, что бы дать ложную информацию бандитам, где спрятан сейф.) Кто хочет помочь? Итак, что мы будем делать сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой?

— Посмотрите на доску, что бы построить дорожку, какие фигуры нам потребуются? (На доске изученные фигуры: круг, квадрат, овал, отрезок. Назовите все фигуры. Сравните их количество. Найдите, какие из этих фигур похожи на детали, которые вы принесли. (Отрезок)

— Вспомните, что такое отрезок. (Это часть прямой. У отрезка есть начало и конец.)

3. Знакомство с новым материалом.

— Как мы будем строить нашу запутанную дорожку? (Предполагают) Какую деталь возьмем сначала? (Показывают) Потом?

-Посмотрите, вы показываете все разные детали. (Длинную, короткую, синюю, желтую.) Что нужно сделать, чтобы детали были одинаковые? (Договориться, что бы длина была одинаковая)

— А как найти длину? С помощью чего? ( Высказывают свое мнение) Приходят к выводу, что нужен один одинаковый инструмент.

— А кто знает, как называется этот инструмент? Послушайте загадку.

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,.
Кто же я?-…

— Ребята, в Дневник.ру я высылала вам историю о линейке. Кто прочитал? Что вы можете сказать? Какие бывают линейки?

-Кто умеет пользоваться линейкой? Попробуйте найти с помощью линейки длину одной детали Лего.

— Что можете сказать об их длине?

(Высказывают ответы, обращаемся к учебнику)

-Посмотрим и сравним правильно вы делаете или нет.

-Откройте учебники (стр.59) и посмотрите, как правильно приложить линейку. В чем выражается длина отрезка? (Сантиметр)

— Пока вы смотрели в учебнике информацию, Маша нашла нам в толковом словаре, что такое «Сантиметр». Послушаем.

-Итак, что такое сантиметр? Как принято слово сокращать?

— Попробуйте еще раз найти длину вашей детали.

— Кто справился с заданием? Поднимите карточку с зеленым цветом. Кто испытывал затруднения или не справился, поднимите карточку с желтым цветом.

-Давайте теперь найдем длину остальных деталей. (Работа в парах. )

Воспитательный момент. При работе в парах, стараемся делать вместе, сообща. Учимся договариваться, помогаем друг другу.

-А теперь попробуем начертить отрезок, такой же длины, как деталь Лего.

— Найдите самую длинную, сколько она см? (8см)

— Кто может объяснить, как вы сейчас будете чертить отрезок в тетрадь? (Ставим точку и от точки откладываем 8см и точкой обозначаем второй конец отрезка)

— Кто справился с заданием успешно, поднимите карточку с зеленым цветом. Кто испытывал затруднения с желтым.

— А теперь разделимся на две группы.

Для тех, кто поднимал карточку с желтым цветом: найдите самую короткую деталь, найдите ее длину и начертите соответствующий отрезок. Ребята, которые поднимали зеленую карточку, найдите сначала детали 6 см, 5 см, 4см и начертите соответствующие отрезки цветными карандашами по возрастанию.(6см- синий отрезок, 5 см – красный отрезок,4см. – зеленый ( задание записано на доске ))

— Сравним, какой отрезок длиннее, какой короче.

3. Закрепление нового материала .

— Ребята, что вы сейчас научились делать? (Ответы детей)

-Да, ребята, верно, вы потренировались находить длину деталей, чертить отрезки, теперь вспомним, что нам нужно сделать? Придумать дорожку-лабиринт. Продумаем план и запишем на доске.

1.Сначала выложить дорожку из 6-7 деталек.

2. Начертить соответствующие отрезки.

Ребята, поднимите зеленую карточку те, справится сам. Поднимите желтую карточку те, кому нужна помощь. Кто поднял карточку с желтым цветом, сделать задание по образцу(4-5 деталей). Остальные самостоятельно в парах.

— Сравним, что получилось. Сначала покажите, что вы сконструировали? Все ли получилось?

— Теперь сравним, что вы начертили? Кто сколько деталей использовал? – Попробуйте выполнить следующее задание: посчитайте, сколько сантиметров составил весь лабиринт, а кто затрудняется выполнить это задание, можете попробовать выполнить другое , в учебнике.Стр.59, №4

Поверка двух заданий.

Фотографируем удачные работы, для видеоответа.

— Итак, как мы справились с заданием, которое попросил нас сделать полицейский?

— Чему научились на уроке? Что узнали нового? Что было трудно?

Напишите на листочке свои достижения. Если вам понравился урок, поднимите карточку с зеленым цветом; если было не очень интересно, карточку с желтым цветом; а если было совсем скучно, неинтересно, то карточку с красным цветом.

Источник

Конструкт урока математики в 1 классе по теме «Измерение отрезков»
план-конспект урока математики (1 класс) по теме

Данный урок составлен с учетом требований ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
konstrukt_uroka.docx 22.5 КБ
starinye_mery_dliny.ppt 983 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Марьина Анна Анатольевна, МБОУ СОШ №64

УМК: Планета знаний

Тема: Измерение отрезков

Оборудование: проектор, листы с изображением геометрических фигур(26 шт.), мерка 10см, конверты(26шт.): изображение отрезка длиной 6см(26шт.), мерка 2 см (13шт), мерка 3 см (13шт), карточки «САНТИМЕТР», «СМ»

Личностные: положительно относится к учению

Регулятивные : умеет действовать по плану; контролирует процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: измеряет длину отрезка при помощи линейки, понимает смысл существования единых мер для измерения длины отрезка.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничает в паре

Характеристика деятельности учащихся

Организация начала урока

Изучение нового материала

У каждого учащегося листочки с изображением геометрических фигур (у всех одинаковые)

Конверт у каждого с изображени

ем отрезка длиной 6 см и мерка.

У 1 варианта- мерка длиной 2 см,

у 2 варианта- мерка длиной 3 см.

Презентация «Старинные меры длины»

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности рабочего места
  3. Эмоциональный настрой на работу.

-Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку. Что должно быть на парте?

-Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя новое знание.

— Но чтобы открыть новое знание, нам нужно повторить то, что мы уже изучили.

На ваших партах лежат листочки. Что на них изображено?

(Возможные варианты ответов: геометрические фигуры, линии и отрезки)

— Подумайте, на какие группы можно разделить эти фигуры? Возьмите карандаш и разделите фигуры на группы.

(Учитель открывает доску, на которой изображены те же самые геометрические фигуры.)

— Покажите, какие группы у вас получились.

(Один ученик показывает у доски)

-Почему ты так разделил? По какому признаку?

(В одной группе линии, а в другой – отрезки.У линии нет начала и нет конца, а отрезок – это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон.)

-Кто разделил так же?

— Кто разделил фигуры по-другому признаку?

(Рассматриваем и обсуждаем все варианты детей)

-Молодцы! Вы справились с заданием. Что мы повторили, выполняя это задание?

Давайте сравним отрезки по длине . Как вы думаете, какой отрезок длиннее?

(Визуально отрезки сравнить сложно)

— Как определить? Как сравнить?

(Разные варианты ответов: можно приложить веревочку или книжкой и т.д.)

-То есть необходима мерка.

У меня есть мерка. Как с её помощью сравнить отрезки?

Расскажите и покажите.

(Дети проговаривают алгоритм: приложить мерку к началу отрезка, поставить метку, передвинуть мерку к метке, поставить следующую.Посмотреть, сколько раз помещается мерка в отрезке.)

Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки.

— У каждого из вас на парте лежит конверт. В нем изображение отрезка и мерка. Достаньте. Измерьте длину отрезка при помощи мерки.

— Поменяйтесь с соседом по парте мерками . Еще раз измерьте отрезок. Что заметили?

(получились разные результаты)

— Почему получились разные результаты измерений?

— Как сделать так, чтобы результаты были одинаковые у вас и у соседа?

(взять одну и ту же мерку)

-Правильно. Существует мерка, которая является общей для всех измерений, она принята во всем мире.

-Возьмите в руки линейку. Рассмотрите, что на ней за цифры и деления?

— 0 — начало отсчета, расстояние между цифрами одинаковое, равное одному сантиметру.

(карточка вывешивается на доску)

Эту единицу длины принято сокращенно обозначать СМ

(карточка вывешивается на доску)

— Измерьте свой отрезок линейкой. Учимся правильно измерять.

Возьмите линейку. Приложите линейку так, чтобы один конец отрезка и 0 на линейке совпали. Посмотрите, возле какой цифры находится другой конец отрезка.

-Чему равен отрезок? (6см)

-Поменяйтесь линейками с соседом. Измерьте свой отрезок линейкой соседа. Что заметили?

(Результаты измерений одинаковые)

— Почему сейчас у вас одинаково получилось , хотя линейки у вас разные: красные, синие…?

(Дети делают вывод: результаты измерений одинаковые, так как все пользовались одинаковыми мерками)

-Ребята, такие меры измерения существовали не всегда.

Вы наверняка в песнях и сказках встречали выражения «косая сажень в плечах»

«семь пядей во лбу», «ростом с аршин» и другие.

-Знаете ли вы, что означают слова АРШИН, САЖЕНЬ, ПЯДЬ?

Посмотрите на экран. (Слайд)

-Одна из самых распространенных единиц длины в старину — ЛОКОТЬ. (Слайд)

Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку. При помощи локтя они измеряли длину ткани или нити.

-Другой распространенной мерой длины была ПЯДЬ. (Слайд)

Пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца. (Учитель показывает меру длины).

-Покажите эту меру длины.

Было выражение «семь пядей во лбу» . Как вы думаете про какого человека можно сказать, что у него «семь пядей во лбу»? (про очень умного человека)

«Косая сажень в плечах». Про какого человека так могли сказать? (сильного)

Сейчас этими мерами длины не пользуются. Почему от этих мерок люди отказались?

(Неточные, разные у каждого)

Мы с вами ещё раз убедились, как важно измерять одинаковой мерой.

Откройте учебники на с. 60 №3.

Рассмотрите рисунок. Длина отрезка 7 см.

-Как определили длину отрезка?

(Дети проговаривают алгоритм измерения отрезка при помощи линейки)

Поработаем в парах. Договоритесь, кто из вас будет измерять красный отрезок, а кто синий. Покажите и объясните друг другу, как вы измеряете длину отрезка.

-Проверяем. Чему равна длина синего отрезка? Красного?

-Кому было трудно выполнить это задание? Как вы думаете, почему?

-Где может пригодиться умение измерять отрезки?

Наш урок подходит к концу.

-Что нового вы узнали на уроке?

Контролирует и оценивает свою готовность к уроку

Различает геометрические фигуры, отличает отрезок от линии

Сравнивает изображенные предметы, находит сходства и различия

Классифицирует предметы по разным признакам

Вступает в учебный диалог

Объясняет выбор основания для классификации

Контролирует результат своей деятельности

Сравнивает отрезки по длине визуально, при помощи мерки

Строит речевое высказывание, слушает других

Проговаривает последовательность действий по измерению отрезков меркой

Соблюдает алгоритм измерения отрезков при помощи мерки

Внешнее предметное действие по оод

Измеряет длину отрезка при помощи мерки

Высказывает свое мнение, слушает мнение других

Строит речевое высказывание

Получает представление о сантиметре как общепринятой единице измерения

Анализирует устройство линейки

Измеряет длину отрезка при помощи линейки

Знакомится с ориентировочной основой действия.

Соблюдает алгоритм измерения отрезка при помощи линейки

Понимает смысл существования единых мер измерения длины отрезка

Источник

Конспект урока математики в 1 классе «Измерение отрезка»

План – конспект урока математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» ( Математика, Рудницкая В.Н..)

Тема: Измеряем длину в сантиметрах.

Тип урока : Повторение и закрепление пройденного (рефлексия и оценка имеющихся знаний, умений).

Цель урока: закреплять умение измерять длину отрезка с помощью линейки; учить выполнять проверку правильности выполнения измерения длины; развивать математическое мышление, внимание.

Задачи, направленные на

Личностные УУД : сформировать интерес к учебному материалу; сформировать уважение к мыслям и настроениям другого человека.

Регулятивные УУД: сформировать умение принимать учебную задачу ; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД: сформировать умение ориентироваться в информационном материале учебника, использовать рисуночные, математические записи.

Коммуникативные УУД: воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.

компьютер, интреактивная доска; презентация (среда POWER POINT)

учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс;

рабочая тетрадь № 2 «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая; касса цифр; цветные полоски у каждого;

карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.
I . Самоопределение к учебной деятельности

(Показ презентации в ходе путешествия )

Ребята, я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Сегодня мы отправимся в путешествие по звёздному небу. Один древний мудрец сказал: «Если бы на нашей планете было лишь одно место, откуда были бы видны звёзды, туда бы нескончаемым потоком шли люди со всей Земли».

Девизом урока будут слова: «Не останавливаться на достигнутом!» А открывать загадки звёздного неба нам поможет инопланетянин Ин.

Чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо сконструировать транспорт и разбиться на экипажи. На чём же мы будем путешествовать? Ин предлагает отгадать загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд. (ракета)

– Итак занимаем места.

1-й ряд-это экипаж № 1,

2-ряд– это экипаж № 2,

3-й ряд– это экипаж № 3.

– Экипаж №1 — поднимите левую руку.

– Экипаж № 2 -поднимите обе руки.

– Экипаж № 3 -поднимите правую руку. Помашите в знак расставания и в путь.

Выбор капитана. (У детей вееры.)

1.Задача в стихах . Кто быстро и правильно справится с заданием, тот и станет капитаном.

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звёздного упало?(3)

Итак, до старта осталось 5 секунд. Отсчитываем: 5,4,3,2,1, старт!

Мы прибыли на первую планету. Чтобы узнать её название мы должны справиться с заданием, которое нам подготовил Ин.

II. Актуализация опорных знаний

1).Задание на распределение внимания. Найдите спрятавшиеся цифры на картинке и выложите карточки с ними на парту.

Проверим. Молодцы! С заданием справились и оказались на планете Меркурий. Эта планета расположена ближе всех к Солнцу. Вокруг Солнца она вращается быстрее, чем вокруг себя.

Путешествие продолжается. Мы прибыли на вторую планету. У Ина для нас новое задание.

2).Расположите числа в порядке возрастания (от меньшего к большему).

Какие числа пропущены?

И с этим заданием мы справились. А планета эта-Венера. Это самая яркая планета. Солнце очень любит её и освещает очень ярко.

Путешествие продолжается. Остановка на третьей планете. Новое задание от Ина.

3). Графический диктант.

Вот такие цветы растут на этой планете. Поскольку мы справились с заданием Ин раскрывает название планеты. Мы на планете Марс. Марс ближайший сосед планеты Земля. У Марса две Луны и самые высокие горы в Солнечной системе.

Продолжаем путешествие. Мы оказались на четвёртой планете. Новое задание от Ина.

8 + 1 = 9+1= 6+2=
7 + 2 = 8+2= 5+3=
3 + 6 = 3+2= 4+1=

5 + 4 = 1+6= 2+2=
1 + 8 = 2+5= 3+4=
2 + 7 = 4+1= 7+3=

Молодцы!. С заданием справились. А мы на планете Юпитер. Это самая тяжёлая, но шустрая планета. Она укутана разноцветными облаками. А теперь настало время для передышки.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Путешествие продолжается. Мы прибыли на новую планету. Задание Ин: попробуйте составить задачи по моделям и рисункам.

Работа с учебником.

1-экипаж – про кольца.

2-экипаж – про мячи.

3-экипаж – про кегли.

Ребята, мы на планете Сатурн. Это планета самая лёгкая. Её окружает кольцо из осколков льда и камней.

А мы отравляемся дальше. Ин знакомит нас со следующей планетой, а для этого мы должны ответить на несколько вопросов.

III . Целеполагание. Планирование.

Чтобы продолжить наше путешествие, нам необходимо вспомнить:

– С какой единицей измерения длины мы познакомились на прошлом уроке?

– Какой предмет нам нужен для измерения длины?

Работа с учебником.

-Что изображено на рисунке?

– В какую сторону прыгает цыпленок? (Слева направо.)

– А измерения мы будем делать в каком направлении?

Учебник С. 54 № 1.

– Измерили, а теперь возьмите знаки и покажите, согласны вы с измерениями учебника или нет. (знаки “да” или “нет”)

– Какая шишка длиннее? На сколько?

– Что можно сказать о длине шурупа и гвоздя ?

Работа в бортовых журналах. (Тетради на печатной основе)

С.45 №1(длиннее верхнее перо на 1 см.) Проверка.

С.45 № 2–3 человека с каждого ряда (2, 7 ,4.).

С.45 № 3 самостоятельно. “ Нарисуй”. Проверка.

Но, что это? На этой планете нас встречает космическое «животное». Оно необычное. Давайте его изобразим. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох- сделали шаг вперед, выдох- назад. Наше животное дышит ровно и спокойно. А теперь давайте попрощаемся с нашим космическим животным и отправимся дальше. Наше необычное животное на обитает на планете Уран. Это особенная планета, она вращается вокруг себя по часовой стрелке.

Путешествие продолжается. Ин приготовил для каждого из вас особое задание.

Индивидуальные задания, на карточках разного цвета, с последующей самопроверкой по образцу.

1. Измерить длину полоски.

2.Каков путь божьей коровки.

Мы на самой холодной планете, потому что она находится далеко от солнца. Зато её окружают кольца и 8 верных спутников. Это планета Нептун.

Путешествие продолжается.( работа в тетрадях). И вот последнее задание Ина: соедините все звёздочки отмеченные в тетради.

Что получилось? Это наш путь, наше космическое путешествие. Давайте измерим его.

Последняя планета на которой мы оказались- это Плутон. Это самая удалённая от Солнца планета. А нам с вами, ребята, пора возвращаться на нашу планету Земля.

Ребята, поздравляю вас со счастливым возвращением на Землю. Из всех планет Солнечной системы жизнь есть только на ней. Всем надо беречь нашу родную планету. Она даёт нам свои богатства: воздух, воду, тепло.

V . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чему учились на уроке?

Что было для вас сегодня самым трудным?

Что было самым интересным?

Как работали сегодня на уроке?

Кто доволен собой, товарищем? (Смайлики)

Кто чувствовал помощь друга?

Наше путешествие закончено. Благодарю за сотрудничество в полёте. Давайте себе поаплодируем.

Источник

Читайте также:  Протоколы измерений слаботочного кабеля