Лабораторная работа 8. Измерение параметров электрических цепей
Цель работы — изучение средств и методов измерения параметров электрических цепей; оценка результатов и погрешностей измерений.
Задание
Ознакомиться со средствами измерений параметров электрических цепей в лабораторной работе и соответствующими инструкциями пользователей. Получить у преподавателя конкретное задание по используемым средствам измерений и объектам измерений.
Измерить и оценить погрешности результатов измерений сопротивления резисторов, встроенных в лабораторный модуль, следующими приборами:
измерителем импеданса («измерителем иммитанса»),
универсальным электронным вольтметром в режиме измерения сопротивления, -универсальным цифровом вольтметром в режиме измерения сопротивления, -комбинированным магнитоэлектрическим измерительным прибором (тестером) в
режиме измерения сопротивления (режиме омметра).
Погрешности результатов измерений оценить непосредственно при выполнении работы по имеющимся в лаборатории метрологическим характеристикам используемых средств измерений. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Измерить емкость С и тангенс угла потерь 1§5 конденсатора, индуктивность Ьи добротность ^катушки измерителем импеданса по параллельной и последовательной схемам замещения; оценить погрешности результатов измерений.
Описание и порядок выполнения работы
Измерение сопротивлений. Объекты измерений — резисторы и используемые средства измерений указываются преподавателем.
Измерение сопротивлений проводится по методике, представленной в инструкциях пользователя соответствующих приборов. Результаты измерений должны быть представлены в виде:
где Кпр — сопротивление измеряемого резистора, определяемое по шкале прибора, АК — абсолютная погрешность измерения сопротивления.
Погрешности результатов измерений определяются непосредственно при выполнении работы в лаборатории на основании указанных в инструкциях классов точности или предельных значений инструментальных погрешностей средств измерений; см. также введение и [1].
таких приборах класс
точности имеет особое значение класса точности при
обозначение таком его
Дополнительно поясним оценку погрешностей для ряда омметров, имеющих неравномерную шкалу с диапазонами показаний 0 — го, го — 0. В таких приборах традиционное понятие «нормирующее значение шкалы», выраженное в единицах измерений — омах, не имеет смысла. За нормирующее значение Ьм принимают геометрическую длину шкалы, выраженную в делениях любой равномерной шкалы, имеющейся у данного прибора, например шкалы для измерения напряжения или тока (рис. 8.1).
1 ‘ 1 1 1 го (шкала лпя измерения Ю)
представлении означает максимальную допустимую приведенную погрешность омметра, в данном случае определяемую как отношение максимально допустимой абсолютной погрешности прибора, выраженной в делениях, к длине ^мшкалы омметра в тех же делениях.
Отсюда следует двухступенчатая процедура оценки погрешности результата измерений сопротивления омметрами по его классу точности. Сначала определяют предельную абсолютную погрешность прибора, выраженную в делениях любой равномерной шкалы:
где Ьм — нормирующее значение равномерной шкалы, выраженное в делениях шкалы, например Ьм = 30 делений.
На рисунке показаны «выпрямленные шкалы» и некоторое положение указателя — стрелки при измерении сопротивления, а также интервалы +Л/.предельной абсолютной погрешности измерений, в делениях шкалы, определяемые в соответствии с (8.2). Для определения погрешностей в единицах измерения сопротивления — Омах, границы этого интервала переносятся (визуально или с помощью магазина сопротивлений) на неравномерную шкалу измерения Ки по этой шкале определяются в общем случае неравные погрешности ЛК1 и ЛК2.
В этом случае результат измерения следует записать в виде:
п _ п +ЛК1 К К пр-ЛК2.
Измерение емкости и тангенса угла потерь конденсаторов, индуктивности и добротности катушек. Объекты измерений указываются преподавателем; для измерений применяют измеритель импеданса («измеритель иммитанса»). Результаты измерений по каждому параметру представляют в виде, аналогичном (8.1). Оценку погрешностей проводят в лаборатории по методике, указанной в описании прибора.
Источник
Измерение параметров электрических цепей (лаба 8) / М.Л8 (Алина)
«ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
по лабораторной работе №8
по дисциплине «Метрология и измерительная техника»
Тема: Измерение параметров электрических цепей
Студентка гр. 7501
Лабораторная работа 8.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
изучение средств и методов измерения параметров электрических цепей; оценка результатов и погрешностей измерений.
Ознакомиться со средствами измерений параметров электрических цепей в лабораторной работе и соответствующими инструкциями пользователей. Получить у преподавателя конкретное задание по используемым средствам измерений и объектам измерений.
Измерить и оценить погрешности результатов измерений сопротивления резисторов, встроенных в лабораторный модуль, следующими приборами:
измерителем импеданса («измерителем иммитанса»),
универсальным электронным вольтметром в режиме измерения сопротивления,
универсальным цифровом вольтметром в режиме измерения сопротивления,
комбинированным магнитоэлектрическим измерительным прибором (тестером) в режиме измерения сопротивления (режиме омметра).
Погрешности результатов измерений оценить непосредственно при выполнении работы по имеющимся в лаборатории метрологическим характеристикам используемых средств измерений. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Измерить емкость С и тангенс угла потерь tg конденсатора, индуктивность Lи добротность Qкатушки измерителем импеданса по параллельной и последовательной схемам замещения; оценить погрешности результатов измерений.
Спецификация применяемых средств измерений:
Источник
Измерение параметров электрических цепей (лаба 8) / М.Л8
Лабораторная работа 8. 2
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ 2
Спецификация применяемых средств измерений 3
Обработка результатов эксперимента 4
Спецификация применяемых средств измерений 3
Обработка результатов эксперимента 4
Лабораторная работа 8.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
Цель работы: изучение средств и методов измерения параметров электрических цепей; оценка результатов и погрешностей измерений.
Задание:
Ознакомиться со средствами измерений параметров электрических цепей в лабораторной работе и соответствующими инструкциями пользователей. Получить у преподавателя конкретное задание по используемым средствам измерений и объектам измерений.
Измерить и оценить погрешности результатов измерений сопротивления резисторов, встроенных в лабораторный модуль, следующими приборами:
измерителем импеданса («измерителем иммитанса»),
универсальным электронным вольтметром в режиме измерения сопротивления,
универсальным цифровом вольтметром в режиме измерения сопротивления,
комбинированным магнитоэлектрическим измерительным прибором (тестером) в режиме измерения сопротивления (режиме омметра).
Погрешности результатов измерений оценить непосредственно при выполнении работы по имеющимся в лаборатории метрологическим характеристикам используемых средств измерений. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Измерить емкость С и тангенс угла потерь tg конденсатора, индуктивность L и добротность Q катушки измерителем импеданса по параллельной и последовательной схемам замещения; оценить погрешности результатов измерений.
Спецификация применяемых средств измерений
Источник
Метрология,
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Методические указания к лабораторным работам
Санкт-Петербург Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 2008
Метрология, стандартизация и сертификация: Методические указания к лабораторным работам / Под ред. Б. Я. Авдеева. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. 64 с.
Даны описания лабораторных работ по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», представлены методики исследования метрологических характеристик средств измерений, рассмотрены способы измерения ряда физических величин, а также методики оценки погрешностей результатов измерений.
Предназначены для студентов СПбГЭТУ всех специальностей.
Составители: 1 — Е. М. Антонюк, А. Л. Степанов; 2 — Б. Я. Авдеев,Е. Г. Бишард; 3 — Е. М. Антонюк, В. В. Поливанов; 4 — Б. Я. Авдеев, Е. Г. Бишард, Е. И. Семенов; 5 — Б. Я. Авдеев, И. А. Карабанов; 6 — Б. Я. Авдеев, Е. Г. Бишард; 7 — Б. Г. Комаров, А. Л. Степанов; 8 — Б. Я. Авдеев, Р. В. Долидзе; 9 — В. В. Поливанов, А. Л. Степанов; 10 — С. В. Виноградов, В. В. Поливанов; 11 — С. В. Виноградов, В. В. Поливанов.
редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний
© СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008
Введение
Рекомендации по сборке и включению схем.Прежде чем приступить к сборке схемы, необходимо расставить всю аппаратуру на столе так, чтобы было удобно собирать схему, снимать показания приборов и пользоваться регулирующими устройствами. После этого необходимо мысленно выделить части схемы по функциональному назначению (например, параллельные и последовательные цепи) и собирать их отдельно. Провода, соединяющие схему с источником питания, следует подключать к источнику в последнюю очередь. Перед включением схемы необходимо все ручки регулировочных устройств (реостатов, автотрансформаторов и т. п.) установить в такое положение, при котором на элементах схемы выделялась бы минимальная мощность (минимальные напряжения и токи). Верхние пределы измерений используемых приборов должны быть установлены максимальными, кроме особо оговоренных в работах случаев. В дальнейшем, при выполнении лабораторных работ, значения физических величин устанавливаются и контролируются средствами измерений на уровне, необходимом для выполнения соответствующих пунктов исследований.
По окончании работы схемы должны быть разобраны, провода собраны и аккуратно уложены, а используемые средства расставлены на столе.
Запись результатов измерений и оценка инструментальных погрешностей. Результаты измерений, как правило, должны быть представлены в виде
где хи — истинное значение измеряемой величины; х — оценка измеряемой величины по результатам эксперимента: показание измерительного прибора, результат расчета измеряемой величины по показаниям приборов при косвенных измерениях и т. п.; Ах — абсолютная погрешность измерений.
Важной составляющей погрешности результата измерений является инструментальная погрешность средства измерений, которая определяется его классом точности [1]. Класс точности — это обобщенная метрологическая характеристика средства измерений, определяющая пределы допускаемых основных и дополнительных погрешностей, а также другие свойства этого средства, влияющие на точность результатов измерений. Пределы допускаемых погрешностей могут быть представлены в форме приведенных, относительных или абсолютных погрешностей.
Для средств измерений, у которых погрешность нормируют в виде предела приведенной погрешности, класс точности численно равен этому пределу. В этом случае максимальные абсолютная и относительная (в процентах) погрешности средства измерений оцениваются по формулам соответственно:
где кл. т. — показатель класса точности прибора; хм — нормирующее значение (условно принятое значение измеряемой величины для средства измерений). Часто в качестве нормирующего значения принимают:
верхний предел измерений, если нижний предел равен нулю либо нуль находится вне диапазона измерений;
сумму модулей верхнего и нижнего пределов измерений, если нуль находится внутри диапазона измерений.
Для некоторых приборов пределы показаний, но не измерений, могут находиться в диапазонах (да, 0) или (0, да) — например, у магнитоэлектрических омметров. Определять нормирующие значения приборов в соответствии с указанным выше правилом в этих случаях не имеет смысла. В таких приборах за нормирующее значение принимается длина шкалы Ьм, выраженная, в частности, в делениях любой равномерной шкалы, обычно присутствующей в этих приборах, например для измерения токов или напряжений. Класс точности при этом
имеет особое обозначение, К Л» Т , например 2,5 . Такой подход определяет и особую процедуру оценки максимальной абсолютной погрешности измерений по указанному классу точности: сначала определяют максимальную абсолютную погрешность, выраженную в делениях шкалы:
а затем — максимальную погрешность Ах в единицах измеряемой величины; для этого визуально или механически (изменением положения указателя прибора на АЬ) переносят АЬ на шкалу измерений прибора и считывают погрешности Ах. Погрешности с разными знаками могут отличаться для нелинейных шкал (подробнее см. лаб. раб. 8).
Для ряда СИ класс точности записывается в виде двух чисел черезкосую черту: сМ, например 0,05/0,02. При такой форме записи класса точности оценивается предельная относительная погрешность в процентах по формуле
где хм — нормирующее значение; х — показание прибора.
В некоторых цифровых СИ указываются пределы максимальных абсолютных погрешностей в виде формулы
Ах = ах + 1ед. мл.разр., (В.5)
где а — постоянный коэффициент, например 0,01, 0,05 и т. п.; 1 ед. мл.разр. (единица младшего разряда) определяется пределом хтах, на котором проводились измерения, и максимальным числом Л г тах уровней квантования (максимальным индицируемым числом); 1ед. мл. разр. = Хтах /Мтах. Так, для универсального цифрового вольтметра ОМБ-8135 максимальное индицируемое число равно 2000 (указывается в описании). Тогда для предела измерений, равного 2 В, единица младшего разряда равна 2/2000 В, а для предела измерений 200 В — 200/2000 В, и т. д.
Для различных СИ заводы-изготовители используют и другие формулы оценки предельных погрешностей, что указывается в нормативно-технической документации.
При работе с многопредельными приборами необходимо обращать внимание на их пределы измерений, выбирая эти пределы так, чтобы отсчет производился по возможности ближе к конечному значению шкалы.
Число значащих цифр численных показателей точности (абсолютных, относительных и приведенных погрешностей) должно быть не более двух. При этом полученные значения показателей точности округляются так, чтобы погрешность округления не превышала 10 %. Например, при А = 0,823 В следует при записи результата оставить А = 0,8 В (погрешность округления 2,5 %),
а при 5 = 0,12 % округлять до 5 = 0,1 % не следует, так как погрешность округления в этом случае будет 20 %.
При окончательной записи результата измерения в соответствии с (В.1) необходимо иметь в виду, что числовое значение результата измерений должно оканчиваться цифрой того же разряда, что и значение погрешности.
В то же время, промежуточные результаты вычислений округлять не следует, так как это может привести к накоплению погрешностей.
Спецификация средств измерений, применяемых при эксперименте.В отчете по лабораторной работе необходимо представить спецификацию
Источник
Лаба 6
«ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Кафедра информационно-измерительных систем и технологий
по лабораторной работе №6
Тема: «Динамический режим средств измерений»
Студенты гр. 7894
Цель работы: Изучение динамического режима средств измерений.
Метрологическая характеристика используемых приборов:
Наименование, тип, модель
Осцилогр. универс. GOS-620
Вольтметры на стенде
Определение динамической погрешности при ступенчатом режиме:
График 1: Коэффициент затухания 0,3, частота 0,4 кГц
График 2: Коэффициент затухания 0,3, частота 0,8 кГц
График 3: Коэффициент затухания 0,7, частота 0,4 кГц
График 4: Коэффициент затухания 0,7, частота 0,8 кГц
Измерения в первом случае производились на коэффициенте осциллографа 0,5 мс/дел, в остальных случаях 0,2 мс/дел
График 5: Коэффициент затухания 0,3, частота 0,4 кГц
График 6: Коэффициент затухания 0,3, частота 0,8 кГц
График 7: Коэффициент затухания 0,7, частота 0,4 кГц
График 8: Коэффициент затухания 0,7, частота 0,8 кГц
Вывод: Как можно видеть из полученных графиков, изменение коэффициента демпфирования слабо влияет на получаемую динамическую погрешность, напротив же изменение частоты уменьшает динамическую погрешность в среднем по закону обратной пропорциональности.
Время установления уменьшается при увеличении частоты сигнала или коэффициента демпфирования.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник