Неисправности стрелочных переводов
Стрелочные переводы должны быть исправны. Дежурные стрелочного поста обязаны следить за своевременным устранением неисправностей, обнаруженных на стрелочных переводах. Неисправности, угрожающие безопасности движения, должны быть устранены немедленно, а до устранения неисправности движение по стрелочному переводу не допускается.
Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей:
1 разъединение стрелочных остряков;
2 отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более;
3 выкрашивание остряка;
4 понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более
5 расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1474 мм или расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм.
6 излом остряка или рамного рельса;
7 излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса).;
8 разрыв одного контррельсового болта
Первая неисправность – разъединение стрелочных остряков(рис. 1), что может привести к сходу подвижного состава на стрелке, так как в этом случае переводится только один остряк, а другой остается на месте и в результате оба остряка могут оказаться прижатыми или оба отойти от рамных рельсов.
Эту неисправность дежурный стрелочного поста может обнаружить при приеме дежурства или в процессе приготовления маршрута.
Вторая неисправность – отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги (рис. 2). При этой неисправности гребень колеса при противошерстном движении может ударить об остряк или подвижный сердечник, сломать или отжать его, что приведет к сходу подвижного состава с рельсов. Указанную неисправность дежурный стрелочного поста может обнаружить при приеме дежурства, проверяя стрелку «на отжим», а также в процессе дежурства.
|
Рисунок 2 – Отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более
Третья неисправность – выкрашивание остряка (рис. 3), при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивание остряка длиной, равной или более 200 мм на главных, 300 мм на приемо-отправочных и 400 мм на прочих станционных путях (расстояния указаны от острия остряка). Выкрашивание остряка создает опасность схода подвижного состава, так как гребень колеса может набежать на выкрошенный (сколотый) остряк.
|
Рисунок 3 – Выкрашивание остряка
Остряки, выкрошенные на глубину до 2—3 мм на протяжении, не превышающем вышеуказанные величины, должны быть зачищены (запилены) с целью придания им формы, исключающей возможность вкатывания гребня колеса на острие и обеспечивающей скатывание с него гребня в случае набегания. Выкрашивание остряка можно обнаружить при приеме, а также в процессе дежурства.
Четвертая неисправность – понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка поверху 50 мм и более (рис. 4). В этом случае при движении в пошерстном направлении колесо со значительным прокатом (износом поверхности катания), идущее по пониженному остряку, может не подняться и не перейти на рамный рельс. В результате отожмется рамный рельс и состав сойдет с рельсов.
|
Рисунок 4 – Понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более
Необходимо иметь в виду, что между остряком и подушками, на которых он лежит, допускается зазор не более 1 мм. Но и в этих условиях остряк, загруженный подвижным составом, в сечении 50 мм не должен быть ниже рамного рельса более чем на 2 мм.
Пятая неисправность – расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1474 мм или расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм (рис. 5).
Расстояние 1474 мм обеспечивает пропуск подвижного состава с самой широкой насадкой колес (расстояние между внутренними гранями колес), не допуская удара о сердечник крестовины. Расстояние 1435 мм обеспечивает беспрепятственный пропуск по крестовине подвижного состава с самой узкой насадкой колес. Эта неисправность может быть обнаружена только лишь специальным шаблоном работником службы пути;
|
Рисунок 4 – Расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1474 мм или расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм
Шестая неисправность – излом остряка или рамного рельса;
Седьмая неисправность – излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса). При наличии этих изломов неизбежен сход подвижного состава при движении по такому стрелочному переводу;
Восьмая неисправность – разрыв одного контррельсового болта, что приводит к увеличению нагрузки на остальные контррельсовые болты, которые могут оборваться под воздействием колес подвижного состава, в результате чего контррельс не будет направлять движение, и подвижной состав сойдет с рельсов.
Излом крестовины, остряка, рамного рельса, разрыв контррельсового болта — все эти неисправности могут быть обнаружены при приеме дежурства или в процессе работы.
Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин в сечении, где ширина сердечника 40 мм, не должен превышать на главных путях следующих значений:
в стрелочных переводах типа Р65 и тяжелее, по которым следуют поезда:
пассажирские со скоростью от 121 до 140 км/ч
рамных рельсов и остряков …………………………..……………….5 мм
усовиков и сердечников крестовин ………………………………5 мм
грузовые от 81 до 90 км/ч:
рамных рельсов и остряков ………………………………………8 мм,
усовиков и сердечников крестовин …………………….…………. 6 мм
в стрелочных переводах типа Р50 и тяжелее, по которым следуют поезда:
пассажирские со скоростью от 101 до 120 км/ч
рамных рельсов и остряков . 6 мм
усовиков и сердечников крестовин . 5 мм
пассажирские до 100 км/ч и грузовые до 80 км/ч
рамных рельсов и остряков ………………………………………..… 8 мм
усовиков и сердечников крестовин……………………………… 6 мм
в стрелочных переводах типа Р43 и. легче:
рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин …..6 мм.
Дежурный стрелочного поста не может сам измерить величину износа рамного рельса, остряка, усовика и сердечника крестовины, однако он должен иметь в виду, что наличие рисок (отметин) от прохода колес подвижного состава на упорных болтах, вкладышах или в желобе между сердечником Крестовины и усовиком является признаком превышающего норму износа рамного, рельса, остряка, усовика или сердечника крестовины. Наличие вертикального износа наиболее ответственных частей стрелочного перевода сильно ослабляет их конструкцию, что при следовании подвижного состава по такому стрелочному переводу может привести к тяжелым последствиям. Кроме того, при изношенных рамном рельсе, остряке, усовике или сердечнике крестовины гребни колес проходящего по стрелке подвижного состава могут задеть за крепящие детали стрелочного перевода, что может привести к излому этих деталей или гребня колеса.
При износах рамных рельсов и крестовин, превышающих указанные выше значения, порядок их эксплуатации устанавливается МПС. Любая из этих неисправностей, а также порча замка, закладки, неправильное положение стрелочного указателя могут привести к крушению или аварии поезда. Поэтому дежурный стрелочного поста сразу же после обнаружения такой неисправности прекращает Движение по неисправной стрелке, ограждает ее переносным красным сигналом и докладывает о неисправности дежурному по станции. При невозможности устранения обнаруженной неисправности своими силами дежурный по станции вызывает работников других служб для выполнения необходимой работы.
Просвет между рабочей гранью упорных болтов и шейкой остряка допускается на главных путях не более 1 мм, на остальных — не более 2 мм. Поверхность балласта в шпальных ящиках должна быть на 2—3 см ниже поверхности переводных брусьев. Состояние стрелочных переводов нужно проверять и во время прохода по ним подвижного состава, обращая внимание на: отжим остряков и рамных рельсов под поездом; плотность прилегания остряков и подбивки переводных брусьев; вибрацию остряков под поездом, что имеет место при неправильной установке упорных болтов, неправильном изгибе остряка и других ненормальностях.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Понижение — остряк — против рамный рельс
Понижение остряка против рамного рельса должно быть менее 2 мм, в него включается величина возможного зазора между остряками и стрелочной подушкой. [2]
Понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка поверху 50 мм и более, может привести к распору рамных рельсов при пошерстном движении и к сходу колес. Опасность распора усугубляется, если уменьшается радиус выкружки на изношенной головке рамного рельса, если есть наплыв на головке, перекосы колесных пар в жесткой базе, если колеса утратили фаску по краю ( см. рис. 4.2), особенно при наличии проката колес более 5 мм. [3]
Измеряют величину понижения остряка против рамного рельса с помощью рейки, накладываемой на два рамных рельса, и клина ( рис. 44, а) или специальным штангенциркулем Путеец ( рис. 44, б) в точке, расположенной на расстоянии 1 / 3 — 1 / 4 ширины головки рамного рельса от боковой рабочей грани. Перед измерением штангенциркулем нужно обязательно проверить, HCJ ли наплывов, искривлений или других дефектов в подошве остряка и устранить их. Необходимо учитывать, что в норматив 2 мм включена величина возможного провеса остряка ( неплотное его прилегание к стрелочной подушке), поэтому он также должен быть измерен и прибавлен к понижению остряка. [5]
Между остряком и подушкой стрелочного перевода допускается просвет не более 1 мм при условии, что в загруженном состоянии понижение остряка против рамного рельса вне пределов его вертикальной остружки будет менее 2 мм. Прилегание остояка к рамному рельсу в запертом положении проверяют перекидкой баланса. Получающийся при этом зазор между рамным рельсом и остряком должен быть менее 4 мм. Износ головки остряков вне пределов вертикальной остружки ( в сечении 50 мм и более) допускается до норм износа рамных рельсов, причем понижение головки остряка против изношенного рамного рельса ( или вследствие износа подушек под остряком) не должно достигать 2 мм. [6]
Зазор между стрелочными подушками и подошвой остряка допускается не более 1 мм и то при условии, что в загруженном состоянии понижение остряка против рамного рельса будет менее 2 мм. Особенно тщательно подбивают брусья у корня остряков и под крестовиной, так как в этих местах в результате повышенного воздействия колес подвижного состава происходит от-рясение брусьев, образуются выплески и другие расстройства пути. [8]
Прилегание остряков к стрелочным подушкам должно быть плотным, допускается зазор между ними не более 1 мм при условии, что в загруженном состоянии понижение остряка против рамного рельса вне пределов его вертикальной строжки будет менее 2 мм. [9]
Вертикальный износ головки остряков вне пределов острожки в сечении 50 мм и более разрешается в размерах норм износа рамных рельсов, однако этот износ не должен вызывать понижения остряка против рамного рельса на 2 мм и более при неравномерном износе остряка и рамных рельсов или подушек под остряком. [10]
Большую опасность для движения в противошерстном направлении представляет собой выкрашивание остряка, при котором создается опасность набегания на него гребня колеса и последующий сход подвижного состава с рельсов. Понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более при пошерстном движении и значительном прокате бандажа создает угрозу того, что колесо, идущее по остряку, не сможет подняться на рамный рельс, а отожмет его и, двигаясь дальше, сойдет с рельса. Зона, где остряк может быть отжат от рамного рельса ( рис. 43, а), определяется так. Конец ее определяется шириной вагонного бандажа-130 мм. [11]
Прилегание остряков к подушкам должно быть плотным, прозор между ними допускается не более 1 мм. Верх головок остряка и рамного рельса должен находиться в одном уровне. Понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более не допускается. В эти 2 мм включается и прозор между подушкой и подошвой остряка, так как при наличии его остряк под нагрузкой опускается. [13]
При проверке плотности прилегания остряка к стрелочным подушкам ( рис. 58) необходимо знать следующее. Зазор не более 1 мм между подошвой остряка и подушкой допускается при условии, что в загруженном состоянии понижение остряка вне пределов его вертикальной строжки против рамного рельса будет менее 2 мм. Поэтому при обнаружении неплотности прилегания остряка к подушкам измеряется понижение остряка против рамного рельса ( рис. 59), чтобы не пропустить опасного дефекта. [15]
Источник
Альбом по измерениям стрелочных переводов
по измерениям стрелочных переводов
Разработан для работников путевого хозяйства
Место контрольного измерения: стык рамного рельса стрелочного перевода (А), измеряется перед остряками.
Место контрольного измерения: на расстоянии 1000 мм от острия остряка стрелочного перевода (Б)
Тип стрелочного перевода
Тип стрелочного перевода
Тип стрелочного перевода
Место контрольного измерения: у острия остряка стрелочного перевода (В), измеряется на расстоянии 100 мм от острия остряков.
Место контрольного измерения: корень остряка стрелочного перевода по прямому направлению (Д)
Тип стрелочного перевода
Тип стрелочного перевода
Место контрольного измерения: корень остряка стрелочного перевода по боковому направлению (Г)
Место контрольного измерения: переводная кривая, измеряется в середине переводной кривой (Е).
Тип стрелочного перевода
Место контрольного измерения: крестовина. Передний вылет крестовины (З) по прямому направлению
Место контрольного измерения: крестовина. Передний вылет крестовины (З) по боковому направлению
Место контрольного измерения: крестовина. Сердечник крестовины. Измеряется в сечении 40 мм. По боковому направлению (И)
Место контрольного измерения: крестовина. Сердечник крестовины. Измеряется в сечении 40 мм. По прямому направлению (И)
Место контрольного измерения: крестовина. Хвост крестовины. По боковому направлению (К)
Место контрольного измерения: крестовина. Хвост крестовины. По прямому направлению (К)
Устройство переводных кривых по ординатам: первый промер делается в корне остряка и затем через 2 метра риски до переднего вылета крестовины. Нормы их устройства и содержания не должны превышать 2 мм в сторону увеличения и 10 мм в сторону уменьшения, при этом разность отклонений в смежных точках не должна превышать 2 мм. При наличии бокового износа рельсов разрешается содержать ординаты сверх указанных отклонений меньшими на величину бокового износа, но не более 5 мм.
Место контрольного измерения: проверка укрытия остряка шаблоном «КОР».
Взаимное положение остряка и рамного рельса контролируется шаблоном «КОР» («Контроль остряка и рамного рельса»).
Измерение проводится в двух контрольных точках:
— в острие остряка
Место контрольного измерения: проверка укрытия остряка шаблоном «КОР».
Взаимное положение остряка и рамного рельса контролируется шаблоном «КОР» («Контроль остряка и рамного рельса»).
Измерение проводится в двух контрольных точках:
— на расстоянии 200 мм – для обыкновенных и симметричных стрелок марок 1/11 и 1/9
Место контрольного измерения: шаг остряка (расстояние между рабочей гранью головки рамного рельса и нерабочей гранью остряка). Измеряется штангенциркулем против первой тяги, должен быть не менее 147 мм.
Место контрольного измерения: измерение бокового износа остряка.
Боковой износ остряка контролируется вне пределов боковой строжки и определяется как разность ширины новой и изношенной головок на уровне 13 мм ниже поверхности катания.
Место контрольного измерения: измерение понижения остряка против рамного рельса – не более 2 мм. Производится измерение в сечении, где ширина головки остряка составляет 50 мм и более.
Место контрольного измерения: измерение бокового износа рамного рельса.
Боковой износ рамного рельса контролируется у острия остряков и в наиболее изношенном месте и определяется как разность новой и изношенной ширины головки на уровне 13 мм ниже поверхности катания головки.
Место контрольного измерения: измерение вертикального износа рамного рельса и остряков.
Измеряется в любом месте.
Место контрольного измерения: контррельс. Ширина желобов в мм на отводах усовиков и контррельсов острых и тупых крестовин. Измерение производится на входе (Т).
Место контрольного измерения: контррельс. Ширина желобов в мм на отводах усовиков и контррельсов острых и тупых крестовин. Измерение производится в конце отвода (С).
Тип стрелочного перевода
Тип стрелочного перевода
Место контрольного измерения: контррельс. Ширина желобов в мм в острой части крестовины. Измерение производится в прямой части контррельса (Р).
Место контрольного измерения: крестовина.
Измерение вертикального износа сердечника сборных и цельнолитных крестовин производится по середине поверхности его катания в сечении, где ширина сердечника на уровне измерения равна 40 мм. Вертикальный износ подвижных (поворотных) сердечников острых и тупых крестовин измеряется посередине на поверхности катания в сечении, где ширина головки на уровне измерения составляет 50 мм.
Тип стрелочного перевода
Место контрольного измерения: усовики крестовины по прямому направлению.
Вертикальный износ усовиков сборных и цельнолитых крестовин измеряется на расстоянии 14 мм от боковой рабочей грани изнашиваемой части усовика в сечении, где ширина сердечника на уровне измерения равна 20 мм. Для определения износа усовиков острых крестовин необходимо к измеренной величине понижения рабочей поверхности усовиков добавить 3 мм, учитывающие возвышение усовиков над сердечником.
Вертикальный износ усовиков острых и тупых крестовин с подвижным сердечником измеряется на расстоянии 14 мм от боковой рабочей грани усовика в сечении, где ширина головки сердечника на уровне измерения — 20 мм
Место контрольного измерения: усовики крестовины по боковому направлению.
Вертикальный износ усовиков сборных и цельнолитых крестовин измеряется на расстоянии 14 мм от боковой рабочей грани изнашиваемой части усовика в сечении, где ширина сердечника на уровне измерения равна 20 мм. Для определения износа усовиков острых крестовин необходимо к измеренной величине понижения рабочей поверхности усовиков добавить 3 мм, учитывающие возвышение усовиков над сердечником.
Вертикальный износ усовиков острых и тупых крестовин с подвижным сердечником измеряется на расстоянии 14 мм от боковой рабочей грани усовика в сечении, где ширина головки сердечника на уровне измерения — 20 мм
Место контрольного измерения: в крестовине.
Нормы содержания в крестовине:
— расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса должно быть не менее 1472 мм;
— расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика должно быть не более 1435 мм
Место контрольного измерения: крестовина.
Ширина желобов, мм на острой крестовине. Измерение производится в горле (О).
Тип стрелочного перевода
Примечание: у крестовин типа Р50 марки 1/11 и 1/9, изготовлен-ных по проектам, утвержденным до 1960г. – желоб в горле – 66 мм, а в конце отведенной части усовиков и контррельсов – 67 мм
Измерение зазоров: производится с нерабочей стороны.
В эксплуатации величины стыковых зазоров на стрелочном переводе не должны превышать 10 мм. Зазор в стыках поворотных остряков и сердечников должен быть не менее 3 мм.
Остальные зазоры содержатся по нормам прилегающих путей при диаметре отверстий в рельсах 36 мм:
-зазоры в стыках рельсов длиной 25 м не должны превышать 22 мм и 18 мм при длине рельсов 12,5 м;
-зазор в стыке, соседнем с изолирующим, должен быть не менее 3 мм, а при низких температурах не превышать 18 мм;
— при диаметре отверстий в рельсах 40 мм нормы увеличиваются на 2 мм;
-в летнее время не допускается иметь более двух подряд нулевых зазоров при рельсах длиной 25 м и более четырех – при рельсах длиной 12,5 м, за исключением случаев, когда нулевые зазоры являются номинальными.
Зазор в изолирующем стыке – 5-10 мм по всей высоте рельса.
При превышении конструктивной величины зазоров в стыках их регулировка или разгонка должна выполняться в первоочередном порядке (в течение 2-3 дней). Для производства работ по регулировке зазоров скорости поездов д. б. не более приведенных в таблице.
Рельсы, имеющие вертикальные и горизонтальные ступеньки более 1 мм, должны соединяться переходными накладками, на путях 4-ого и 5-го классов может быть произведена их наплавка (понижение конца рельса) или шлифовка. Для проведения этих работ (на срок не более 3-х суток) скорости пропуска поездов по стыкам с вертикальными и горизонтальными ступеньками должны быть не более указанных в таблице. При постоянной эксплуатации ступеньки в стыках более 2 мм не допускаются.
Величина стыкового зазора, мм при диаметре отверстий в рельсах 36 мм
Источник