Меню

Измерение размеров родничка новорожденному



Алгоритм проведения измерения большого родничка у новорожденного: техника определения размеров

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом «щелчка». Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах.

В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади.

Руки обследующего охватывают область коленных суставов — большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные — в области большого вертела, а остальные пальцы — вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в).

Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок.

Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3×3).
  • ПРИМЕЧАНИЕ:
  • Можно измерение проводить сантиметровой лентой.
  • *Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

52. Антропометрия новорожденного.

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера.

Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам.

Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды — при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.

53. Определение экскурсии грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе. Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более — высоким.

Рассчитать окружность грудной клетки можно по следующим формулам:

для детей до 6 мес. — 45 – 2 (6 – n) от 6 до 12 мес. — 45 + 0,5 (n – 6)

  1. n – возраст ребенка в месяцах
  2. от 1 года до 10 лет — 63 – 1,5 (10 — n) старше 10 лет — 63 + 3 (n – 10)
  3. n – возраст ребенка в годах

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене.

  • Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.
  • Размеры манжеты для измерения АД:
  • Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;
  • дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;
  • дети до 10 лет 8,5 – 15 см.
Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. — Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. — Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя). — Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). — Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. — Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. — Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. — Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. — При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

Таблица 8-3. Артериальное давление у детей в зависимости от возраста

Возраст Систолическое АД, мм рт.ст.* Диастолическое АД, мм рт.ст.*
Новорожденный Составляет 1/2 или 2/3
1 год 80-84 систолического АД
5 лет
10 лет
15 лет

* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.

Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами: АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.), АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-), где п — возраст в годах. У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10—15 мм рт.ст. выше, чем на руках.

Пульсовое давление — разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5—6 лет — 44 мм рт.ст., в 14—15 лет — 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс — периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.

Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока. У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.

В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится

3— 3,5 сердечных сокращения, а в старшем — 4.

  • У новорожденного — 140 – 160 ударов в минуту;
  • В 1 год — 120 – 125 ударов в минуту;
  • В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;
  • В 2 – 3 года — 105 – 110 ударов в минуту;
  • В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
  • В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
  • Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

  • Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.
  • Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

  • Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.
  • Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.
  • Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.
  • Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.

Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Восстановление проходимости дыхательных путей — первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема — разгибание головы и Эсмарха — рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара. Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).

Определение размеров большого родничка

  • Цель: оценить физическое развитие.
  • Показания: контроль за изменением размеров родничка.
  • Противопоказания:нет.
  • Оснащение:
  • — сантиметровая лента или прозрачная линейка;
  • — 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
  • — ручка, бумага.
  • Техника безопасности: не оставлять ребёнка на пеленальном столе без присмотра.
Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Познакомить маму с ходом ис­следования, установить доброжела­тельные отношения Психологическая подготовка, осознанное участие в исследова­нии
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3. Обработать сантиметровую ленту (линейку) с двух сторон спиртом с помощью салфетки Обеспечение инфекционной безопасности
4. Уложить или усадить ребенка Создание комфортных условий
Выполнение манипуляции
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка в области большо­го родничка и измерить расстояние от стороны к стороне Углы большого родничка пе­реходят в швы черепа, поэтому возможно искажение резуль­татов Обеспечение достоверности результатов исследования
Завершение манипуляции
1. Записать результат Документирование результа­тов исследования Обеспечение преемственнос­ти
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
  1. Измерение окружности грудной клетки
  2. Цель: оценить физическое развитие.
  3. Показания:— контроль физического развития детей;
  4. определение соотношения окружностей головы и груди.
  5. Противопоказания: нет.
  6. Оснащение:
  7. — сантиметровая лента;
  8. — 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
  9. — ручка, бумага.
Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осоз­нанное их участие в исследовании
2.Подготовить необходимое осна­щение Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
3.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки Обеспечение инфекционной бе­зопасности
4Уложить или усадить ребенка Создание комфортных условий ребенку
Выполнение манипуляции
Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: а) сзади — нижние углы лопаток; б) спереди — нижний край около­сосковых кружков (у девочек пубертатного возраста — верхний край 4 ребра над молочными желе­зами) Определить показатели окружно­сти головы Достижение достоверности ре­зультатов исследования
Завершение манипуляции
1.Записать результат Обеспечение преемственнос­ти в передаче информации
2.Сообщить результат ребенку/ маме Обеспечение права на инфор­мацию
  • Измерение температуры тела в паховой складке
  • и в подмышечной области
  • Цель: определить температуру тела ребенка; определить периоды лихорадки.
  • Показания:плановое измерение температуры тела ребёнка; у лихорадящих больных– по назначению врача.
  • Противопоказания: — опрелости;
  • — воспалительные процессы на коже.
  • Оснащение:
  • — медицинский максимальный термометр;
  • — часы;
  • — марлевые салфетки — (2 шт.);
  • — лоток с дезраствором;
  • — температурный лист, ручка.
  • Техника безопасности:во время проведения термометрии не оставлять ребёнка без присмотра.
  • В случае нарушения целостности резервуара со ртутью действовать согласно инструкциям.
Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
2.Подготовить необходимое оснаще­ние Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
3.Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
4.Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отмет­ки 35оС Обеспечение достоверности результата измерения
5. Осмотреть паховую (подмышеч­ную) область Исключение повреждений кожи
Выполнение манипуляции
1.Протереть насухо салфеткой об­ласть, используемую для термомет­рии Влага охлаждает ртуть
2.Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не со­прикасался с бельем Обеспечение условий для по­лучения достоверного результа­та
3.Фиксировать ногу ребенка (нога не­сколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к грудной клетке) Смещение термометра иска­жает результат измерения
4.Засечь время и через 10 минут из­влечь термометр и определить его показания Оценка полученных данных
Завершение манипуляции
1.Сообщить маме / ребенку резуль­тат термометрии Обеспечение права на инфор­мацию
2.Зафиксировать температуру в температурном листе. Примечание: а) каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2оС; б) точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки Документирование результа­тов термометрии
3.Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резер­вуар Подготовка термометра к пос­ледующему измерению
4.Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используе­мого дезраствора) Обеспечение инфекционной безопасности
5.Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой Подготовка к последующему использованию
6. Поместить термометр в футляр Обеспечение сохранности термометра
  1. Примечание: в настоящее время широко используются электронные термометры, термометры-соски, накладные пластинки.
  2. Измерение температуры тела в прямой кишке
  3. Цель: определить температуру тела.
  4. Показания: невозможность определения температуры тела на коже.
  5. Противопоказания: различные заболевания прямой кишки.
  6. Оснащение:
  7. — медицинский термометр (детский);
  8. — часы;
  9. — марлевые салфетки;
  10. — лоток с дезраствором;
  11. — температурный лист, ручка;
  12. — вазелиновое масло.
  13. Необходимое условие: перед измерением темпера­туры сделать ребенку очистительную клизму.
  14. Техника безопасности:во время проведения термометрии не оставлять ребёнка без присмотра.
Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме ход процедуры Обеспечение права на информа­цию, осознанное участие в проце­дуре
2.Подготовить необходимое осна­щение Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
3.Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки Обеспечение инфекционной бе­зопасности
4.Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже от­метки 35°С Обеспечение достоверности ре­зультата измерения
5.Смазать термометр методом по­лива вазелиновым маслом Облегчает введение термомет­ра в прямую кишку
Выполнение манипуляции
1.Уложить ребенка на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу Примечание: ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх Учет анатомической особеннос­ти расположения сигмовидной и прямой кишки
2. Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2-м пальцами левой руки и зафик­сировать ребенка в данном поло­жении Обеспечение выполнения процедуры
3.Осторожно ввести термометр в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку на 1/2 его дли­ны, направляя его сначала к пупку, а затем преодолев сфинктеры, па­раллельно копчику Учет анатомических изгибов пря­мой кишки
4.Сжать ягодицы ребенка левой ру­кой Фиксация термометра
5.Засечь время — 3-5 минут Время, необходимое для получе­ния достоверного результата
6. Извлечь термометр через салфет­ку и определить его показания Обеспечение инфекционной безопасности
Завершение манипуляции
1.Сообщить маме/ребенку результат термометрии Обеспечение права на инфор­мацию
2.Записать результат в температур­ный лист Документирование результа­тов исследования Обеспечение преемственнос­ти
3.Помыть термометр под проточной водой с мылом Механическое очищение тер­мометра
4. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резер­вуар Подготовка термометра к пос­ледующему измерению
5. Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используе­мого дезраствора) Обеспечение инфекционной безопасности
6. Вынуть термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой Подготовка к последующему использованию
7. Поместить термометр в футляр Обеспечение сохранности термометра
8. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
  • Исследование пульса
  • Цель: определить основные характеристики пульса (ритм, частоту, напряжение) для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей.
  • Показания: назначения врача.
  • Противопоказания: нет.
  • Оснащение:
  • — часы или секундомер,
  • — ручка,
  • — температурный лист.
  • Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброже­лательные отношения Психологическая подготовка, осознанное участие в исследо­вании
2.Обеспечить спокойную обстановку Пульс у детей очень лабиль­ный (возрастные особенности); беспокойство, крик способству­ют учащению пульса
3.Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
4.Удобно уложить или усадить ре­бенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» Обеспечение достоверности результата
Выполнение манипуляции
1.Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец нахо­дится со стороны тыла кисти) и по­чувствовать пульсацию артерии Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2-х лет — на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами. Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости.
2.Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту Обеспечение достоверности результата, т.к. пульс у детей аритмичный
3. Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и опреде­лить напряжение пульса Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии — напряжение хорошее, если полностью прекращается — на­пряжение слабое, если пульсация не ослабевает — пульс напряженный Обеспечение точности оценки напряжения пульса
Завершение манипуляции
1.Записать результаты исследования в температурный лист Документирование результа­тов исследования Обеспечение преемственнос­ти
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание: детям грудного возраста можно подсчитывать пульс на височной, сонной и бедренной артерии, а также на большом родничке. Частоту сердечных сокращений можно подсчитать с помощью фонендоскопа.

1.Определение размеров большого родничка

Большой родничок имеет ромбовидную
форму. Размер его – это расстояние между
противоположными сторонами ромба (но
не между его углами). Определение размера
проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

Нащупать края большого родничка.

Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.

Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.

Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённого в среднем 2х2 см).

Можно измерение проводить сантиметровой
лентой.

2.Подсчёт частоты сердечных сокращений, пульса, частоты дыхательных движений

Любые подсчёты проводят, когда ребёнок
находится в спокойном состоянии. Если
перед исследованием он активно двигался,
необходимо дать ему время (10 минут)
успокоиться. Маленьких детей обследуют
в положении лёжа, старших детей – лёжа
или сидя.

В связи с лабильностью функций подсчёт
проводят обязательно в течение одной
минуты.

Секундомер (часы с секундной стрелкой).

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ:

Поставить фонендоскоп над областью сердца.

Провести подсчёт количества сердечных сокращений за минуту.

Б) ПОДСЧЁТ ПУЛЬСА.

У старших детей тремя пальцами правой руки(указательным, средним и безымянным) прижать лучевую артерию, у младших – двумя пальцами прижать сонную (височную, бедренную или, реже, плечевую) артерию.

Провести подсчёт пульсовых волн в течение минуты.

Подсчёт можно проводить во время сна, тогда надо учесть, что пульс урежается на 20 в минуту.

У детей до года подсчёт можно проводить по пульсации не закрытого большого родничка.

У СТАРШИХ ДЕТЕЙ:

Положить руку на грудную клетку.

Подсчитать количество вдохов по экскурсии грудной клетки в течение минуты.

У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ:

Поднести стетоскоп к носу ребёнка.

Подсчитать количество выдохов за минуту.

Так как ребёнок может непроизвольно
задержать дыхание при обследовании, не
акцентируйте его внимание на этой
манипуляции.

3.Измерение артериального
давления (метод Короткова).

  • Перед измерением давления необходимо
    отдохнуть 10-15 минут.
  • ПРИГОТОВИТЬ:
  • АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

    Ребёнка уложить на спину или усадить у стола, рука должна находиться в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы расслаблены.

    Наложить манжетку на обнажённое плечо ребёнка на 1,5-2 см выше локтевого сгиба.

    Плотно закрепить манжетку, чтобы между ней и плечом проходил только палец.

    Проверить соединение манжетки и манометра, закрыть вентиль на груше.

    Нащупать пульс в области локтевого сгиба и поставить фонендоскоп.

    Накачать манжетку до исчезновения пульсации крови в сосуде.

    Открыть вентиль и медленно (не более 20 мм рт. ст.) выпускать воздух из манжетки.

    Отметить уровень систолического давления при появлении над плечевой артерией первых звуков.

    Отметить величину диастолического давления в момент исчезновения звуковых ударов.

    Манжетки должны быть возрастных
    размеров, шириной в 1/3 длины плеча (3, 5,
    7, 12 и 18 см), поскольку меньшего размера
    манжетки завышают, а большего – занижают
    показания.

    4.Определение влажности
    кожи.

    АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

    Усадить или уложить ребёнка.

    Погладить кожу пальцами на симметричных участках тела.

    В норме кожа ребёнка умеренной
    влажности.

    5.Определение эластичности
    кожи.

    Исследование проводят на тех местах
    туловища, где менее всего развит
    подкожно-жировой слой (например, тыльная
    поверхность кисти).

    АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

    Двумя пальцами правой руки (большим и указательным) собрать кожу в складку.

    Отпустить кожу, наблюдая за скоростью расправления складки.

    Если складка расправляется быстро
    – кожа эластичная. Если складка
    расправляется не сразу, постепенно –
    эластичность снижена.

    6.Определение толщины
    подкожно-жирового слоя.

    Исследование проводят: на груди – у
    края грудины; на животе – на уровне
    пупка; на спине – под лопатками; на лице
    – в области щёк.

    АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

    Двумя пальцами правой руки (большим и указательным) собрать в складку кожу вместе с подкожно-жировой клетчаткой.

    Оценить толщину на глаз, выразив результат в сантиметрах.

    В
    норме толщина подкожно- жирового слоя
    на груди – 1 см, на уровне пупка – 1,5 см
    (оценивается как умеренное развитие).
    Подкожно-жировой слой также может быть
    развит слабо или чрезмерно.

    7.Определение тургора
    (упругости) тканей.

    Тургор – это сопротивление тканей,
    ощущаемое при их сдавлении. Исследование
    чаще всего проводят на внутренней
    поверхности бедра.

    АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

    Большим и указательным пальцами правой сдавить кожу и все мягкие ткани вместе с ней.

    Повторить манипуляцию на симметричном участке тела.

    У здорового ребёнка тургор тканей
    сохранён.

    8.Определение тонуса
    и силы мышц.

    1. А) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНУСА МЫШЦ.
    2. О тонусе мышц говорит степень
      сопротивления при пассивных движениях
      конечностями.
    3. АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

      Усадить или уложить ребёнка.

      Предложить ребёнку расслабиться и не оказывать сопротивление исследованию.

      Взять в руки конечность ребёнка (руку или ногу).

      Согнуть и разогнуть конечность несколько раз.

      Повторить исследование на других конечностях.

      Тонус мышц на симметричных участках должен быть одинаков.

      У здорового ребёнка тонус мышц оценивается соответственно возрасту.

      Например, у детей раннего возраста –
      физиологическая гипотония.

      У новорождённых о тонусе можно судить по позе. Если руки и ноги согнуты и прижаты к туловищу, это физиологический гипертонус. Если ребёнок лежит с вытянутыми руками и ногами, это гипотония.

      О тонусе мышц также говорит консистенция мышечных волокон –

      У маленького – попытаться отнять схваченную им игрушку (сила мышц при этом оценивается приблизительно и будет равна тому усилию, которое необходимо приложить исследующему.

      Ребёнка старшего возраста – предложить согнуть руку или ногу, затем попросить оказать сопротивление исследующему при разгибании конечностей (в игровой форме: «кто сильнее?»), затем постараться разогнуть согнутую конечность.

      Детям школьного возраста – предложить с силой сжать динамометр, затем зарегистрировать показатели.

      Мышечная сила может быть достаточной
      и недостаточной.

      Определение размеров большого родничка

      • Цель: оценить физическое развитие.
      • Показания: контроль изменения размеров родничка.
      • Противопоказания: нет.
      • Оснащение:
      • • сантиметровая лента или прозрачная линейка;
      • • 70% этиловый спирт;
      • • марлевая салфетка;
      • • ручка, бумага.
      • Техника безопасности: не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра.
      Этапы Обоснование
      Подготовка к манипуляции
      1. Объяснить маме цель и ход исследования, получить согласие Обеспечение права родителей на информацию, осознанное участие в исследовании
      2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
      3. Обработать сантиметровую ленту (линейку) с двух сторон спиртом с помощью салфетки Обеспечение инфекционной безопасности
      4. Уложить или усадить ребенка Создание комфортных условий
      Выполнение манипуляции
      Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка в области боль­шого родничка и измерить рас­стояние от стороны к стороне Углы большого родничка пере­ходят в швы черепа, поэтому возможно искажение результа­тов. Обеспечение достоверности результатов исследования
      Завершение манипуляции
      1. Записать результат Документирование результатов исследования. Обеспечение преемственности
      2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
      1. ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
      2. Цель: оценить физическое развитие.
      3. Показания:
      • • контроль физического развития детей;
      • • определение соотношения окружностей головы и груди.
      • Противопоказания: нет.
      • Оснащение:
      • • сантиметровая лента;
      • • 70% этиловый спирт; марлевая салфетка;
      • • ручка, бумага.
      Этапы Обоснование
      Подготовка к манипуляции
      1. Объяснить маме/ребенку цель и ход исследования, получить их согласие Обеспечение права на информацию, осознанное их участие в исследовании
      2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения манипуляции
      3. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки Обеспечение инфекционной безопасности
      4. Уложить или усадить ребенка Создание комфортных условий
      Выполнение манипуляции
      Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: а) сзади — нижние углы лопаток; б) спереди — нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста — верхний край IV ребра над молочными железами). Определить показатели окружности головы Достижение достоверности результатов исследования
      Завершение манипуляции
      1. Записать результат 2. Сообщить результат ребенку/ маме Обеспечение преемственности в передаче информации Обеспечение права на информацию
      1. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ПАХОВОЙ СКЛАДКЕ
      2. И ПОДМЫШЕЧНОЙ ОБЛАСТИ
      3. Цель:
      4. • определить температуру тела ребенка;
      5. • определить периоды лихорадки.
      6. Показания:
      7. • плановое измерение температуры тела ребенка;
      8. • у лихорадящих больных — по назначению врача.
      9. Противопоказания:
      10. • опрелости;
      11. • воспалительные процессы на коже.
      12. Оснащение:
      • • медицинский максимальный термометр;
      • • часы;
      • • марлевые салфетки (2 шт.);
      • • лоток с дезраствором;
      • • температурный лист, ручка.

      Техника безопасности: во время проведения термометрии не ос­тавлять ребенка без присмотра. В случае нарушения целостности ре­зервуара с ртутью действовать согласно инструкциям.

      Этапы Обоснование
      Подготовка к манипуляции
      1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения исследования Обеспечение права на информа­цию, участие в исследовании
      2. Подготовить необходимое осна­щение Обеспечение четкости выполне­ния манипуляции
      3. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
      4. Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35 °С Обеспечение достоверности результата измерения
      5. Осмотреть паховую (подмышеч­ную) область Исключение повреждений кожи
      Выполнение манипуляции
      1. Протереть насухо салфеткой область, используемую для термо­метрии Влага охлаждает ртуть
      2. Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышеч­ную) область так, чтобы он полно­стью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельем Обеспечение условий для полу­чения достоверного результата
      3. Фиксировать ногу ребенка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к грудной клетке) Смещение термометра искажает результат измерения
      4. Засечь время, через 10 мин извлечь термометр и определить его показания Оценка полученных данных
      Завершение манипуляции
      1. Сообщить маме/ребенку резуль­тат термометрии Обеспечение права на информа­цию
      2. Зафиксировать температуру в температурном листе. Примечание: а) каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2 °С; б) точку, фиксирующую температу­ру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки Документирование результатов термометрии
      3. Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резер­вуар Подготовка термометра к после­дующему измерению
      4. Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длитель­ность дезинфекции зависит от используемого дезраствора) Обеспечение инфекционной безопасности
      5. Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой Подготовка к последующему использованию
      6. Поместить термометр в футляр Обеспечение сохранности термо­метра
      1. Примечание: в настоящее время широко используются электрон­ные термометры, термометры-соски, накладные пластинки.
      2. 11. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ПРЯМОЙ КИШКЕ
      3. Цель: определить температуру тела.
      4. Показания: невозможность определения температуры тела на коже.
      5. Противопоказания: различные заболевания прямой кишки.
      6. Оснащение:
      7. • медицинский термометр (детский);
      8. • часы;
      9. • марлевые салфетки;
      10. • лоток с дезраствором;
      11. • температурный лист, ручка;
      12. • вазелиновое масло.
      13. Необходимое условие: перед измерением температуры сделать ре­бенку очистительную клизму.
      14. Техника безопасности: во время проведения термометрии не ос­тавлять ребенка без присмотра.
      Этапы Обоснование
      Подготовка к манипуляции
      1. Объяснить маме ход исследова­ния и получить ее согласие Обеспечение права на инфор­мацию, осознанное участие в исследований
      2. Подготовить необходимое осна­щение Обеспечение четкости выполнения манипуляции
      3. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
      4. Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35 °С Обеспечение достоверности результата измерения
      5. Смазать термометр вазелиновым маслом методом полива Облегчает введение термометра в прямую кишку
      Выполнение манипуляции
      1. Уложить ребенка на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазо­бедренных суставах и прижать к животу. Примечание: ребенка до 6 мес. можно уложить на спину и припод­нять ноги вверх Учет анатомической особеннос­ти расположения сигмовидной и прямой кишки
      2. Раздвинуть ягодицы ребенка 1-м и 2-м пальцами левой руки и зафик­сировать ребенка в данном поло­жении Обеспечение выполнения исследования
      3. Осторожно ввести термометр в анальное отверстие и продви­нуть его в прямую кишку на 1/2 его длины, направляя его сначала к пупку, а затем преодолев сфинкте­ры, параллельно копчику Учет анатомических изгибов прямой кишки
      4. Сжать ягодицы ребенка левой рукой Фиксация термометра
      5. Засечь время — 3-5 мин Время, необходимое для получения достоверного результата
      6. Извлечь термометр через салфет­ку и определить его показания Обеспечение инфекционной безопасности
      Завершение манипуляции
      1. Сообщить маме/ребенку резуль­тат термометрии Обеспечение права на информацию
      2. Записать результат в температурный Документирование результатов исследования. Обеспечение преемственности
      3. Промыть термометр под проточ­ной водой с мылом Механическое очищение термометра
      4. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резер­вуар Подготовка термометра к последующему измерению
      5. Полностью погрузить термометр и лоток с дезраствором (длитель­ность дезинфекции зависит от используемого дезраствора) Обеспечение инфекционной безопасности
      6. Вынуть термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой Подготовка к последующему использованию
      7. Поместить термометр в футляр Обеспечение сохранности термометра
      8. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
      • ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА
      • Цель: определить основные характеристики пульса (ритм, частоту, напряжение) для оценки функционального состояния сердечно-со­судистой системы у детей.
      • Показания: назначения врача.
      • Противопоказания: нет.
      • Оснащение:
      • • часы или секундомер,
      • • ручка,
      • • температурный лист.
      • Обязательное условие: считать строго за 1 мин, в состоянии покоя.
      Этапы Обоснование
      Подготовка к манипуляции
      1. Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения Психологическая подготовка, осознанное участие в исследо­вании
      2. Обеспечить спокойную обста­новку Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); бес­покойство, крик способствуют учащению пульса
      3. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
      4. Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» Обеспечение достоверности результата
      Выполнение манипуляции
      1. Слегка прижать 2, 3, 4-м паль­цами лучевую артерию (1-й палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной арте­рии, а у детей старше 2 лет — на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2-м и 3-м пальцами Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости
      2. Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 мин Обеспечение достоверности результата, так как пульс у детей аритмичный
      3. Прижать артерию немного силь­нее к лучевой кости и определить напряжение пульса Примечание: если пульсация осла­бевает при умеренном нажатии — напряжение хорошее, если полно­стью прекращается — напряжение слабое, если пульсация не ослабе­вает — пульс напряженный Обеспечение точности оценки напряжения пульса
      Завершение манипуляции
      1. Записать результаты исследова­ния в температурный лист Документирование результатов исследования. Обеспечение преемственности
      2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

      Примечание: детям грудного возраста можно подсчитывать пульс на височной, сонной и бедренной артериях, а также на большом родничке. Частоту сердечных сокращений можно подсчитать с помо­щью фонендоскопа.

      ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

      В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

      Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 63;

      Источник

      Читайте также:  Тестостерон единицы перевод единицы измерения

      Сравнить или измерить © 2021
      Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.