Измерение ровности методом амплитуд

Содержание
  1. ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий
  2. Текст ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий
  3. Методы измерения неровностей оснований и покрытий
  4. Содержание
  5. 1 Область применения
  6. 2 Нормативные ссылки
  7. 3 Термины и определения
  8. 4 Измерения рейкой с клиновым промерником
  9. 5 Измерения нивелиром и нивелирной рейкой
  10. 6 Измерения с применением автомобильной установки ПКРС
  11. 7 Измерения с применением дорожных профилометров (ДП)
  12. Измерение ровности методом амплитуд
  13. Измерение ровности методом амплитуд
  14. Предисловие
  15. 1 Область применения
  16. 2 Нормативные ссылки
  17. 3 Термины и определения
  18. 4 Измерения рейкой с клиновым промерником
  19. 4.1 Требования к рейке и клиновому промернику
  20. 4.2 Подготовка к измерениям
  21. 4.3 Проведение измерений
  22. 4.4 Обработка данных и представление результатов измерений
  23. 5 Измерения нивелиром и нивелирной рейкой
  24. 5.1 Требования к нивелиру и нивелирной рейке
  25. 5.2 Подготовка к измерениям. Проведение измерений
  26. 5.3 Обработка данных и представление результатов измерений
  27. 6 Измерения с применением автомобильной установки ПКРС
  28. 6.1 Требования к автомобильной установке
  29. 6.2 Подготовка к измерениям
  30. 6.3 Требования к участкам для проведения измерений. Проведение измерений
  31. 6.4 Обработка данных и представление результатов измерений
  32. 7 Измерения с применением дорожных профилометров (ДП)
  33. 7.1 Устройство профилометра
  34. 7.2 Требования к профилометру

ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

Текст ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И АЭРОДРОМЫ

Методы измерения неровностей оснований и покрытий

Стенда ртмнформ 2016

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом ЗАО «Союэдорнии»

2 8НЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 мая 2016 г. № 370-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел В). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок-в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарт ты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещают• ся также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по пюхническому регулированию и метрологии е сети Интернет ()

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

Приложение А (обязательное) Поправки к результатам измерений просветов под рейкой на участках

Приложение Б (обязательное) Поправкикотклонениямпри измерениях неровностей нивелиром . . . 8 Приложение В (обязательное) Методика получения амплитудно-частотной характеристики лрофило-

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И АЭРОДРОМЫ Методы измерений неровностей оснований и покрытий

Automobile roads and airfields. uneveness measurement methods for base courses and pavements

Дата введения — 2016—10—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на методы измерений неровностей поверхности основа* ний и покрытий автомобильных дорог, улиц в городах и сельских поселениях, а также аэродромов в пери* од их строительства (реконструкции) и эксплуатации.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30412—96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей основа* ний и покрытий

ГОСТ 10528—90 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 4754—97 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним. легких грузо* вых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия.

ГОСТ 33220—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационно* му состоянию.

ГОСТ Р8.568—97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация ислы* тательного оборудования. Основные положения

СП 78.13330.2012 СНиП 3.06.03—85 Автомобильные дороги

СП 121.13330.2012 СНиП 32*03—96 Аэродромы

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ. на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта вссылочныйдокумент. на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 рейка: Приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня, прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги (аэродрома) в целях выявления просветов между стержнем и поверхностью.

3.2 просвет под рейкой: Зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покры* тия) дороги (аэродрома).

3.3 клиновой промерник: Приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения значения просвета под рейкой.

3.4 отметка относительная: величина отсчета по нивелирной рейке, приведенная к единому высотному уровню и взятая по отношению к нему с положительным знаком.

3.5 продольная ровность: Продольный микропрофиль поверхности оснований и покрытий, содержащий волны неровностей в диапазоне 0.5—60 м на полосе наката на дороге и 0.5—100 м на взлетно-посадочной полосе аэродрома.

3.6 полоса наката: Часть полосы движения на поверхности проезжей части дороги, подвергающаяся наиболее частому воздействию колес транспортных средств.

3.7 полоса движения: Продольная полоса проезжей части дороги, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

3.6 ряд покрытия аэродрома: Одна из продольных полос аэродромного покрытия.

3.9 волна неровностей: Неровность, характеризуемая длиной волны и амплитудой.

3.10 полосовой фильтр: Фильтр, пропускающий заданный диапазон частот.

3.11 пространственная частота неровностей: Величина, обратная длине волны неровностей.

3.12 амплитудно-частотная характеристика устройства; АЧХ: Соотношение между амплитудой сигнала на выходе устройства и его входе для различных частот входного сигнала.

3.13 спектральная плотность мощности; СПМ: Предел отношения среднеквадратичного значения сигнала в полосе частот к ширине этой полосы при стремлении последней кнулю.

3.14 спектральная плотность мощности смещения: Спектральная плотность мощности изменения величин ординат микропрофиля.

3.15 профилометр: Измерительный прибор для регистрации микропрофиля поверхности.

4 Измерения рейкой с клиновым промерником

4.1 Требования к рейке и клиновому промернику

4.1.1 Длина рейки должна быть (3000 ± 2) мм.

4.1.2 Прогиб рейки от собственной массы в середине пролета длиной 2900 мм не должен превышать 0.4 мм.

4.1.3 Ширина опорной грани рейки должна быть (50 ± 2) мм.

4.1.4 Отклонение опорной грани рейки от плоскостности не должно превышать 0.2 мм; допускается вместо отклонения от плоскостности измерять отклонение от прямолинейности продольного профиля поверхности опорной грани рейки, которое не должно превышать 0.2 мм.

4.1.5 Отклонение боковой грани рейки от прямолинейности не должно превышать 10 мм на всей длине рейки.

4.1.6 На боковых гранях рейки должно быть пять меток, указывающих места измерений просветов под рейкой; шаг меток (500 ± 2) мм; расстояние от крайних меток до торцов рейки (500 ± 2) мм.

4.1.7 Клиновой промерник должен иметь две плоские грани шириной (50 ±0.5) мм; угол между поверхностями граней должен быть в пределах 5® 45′ 15′.

4.1.8 Одна из граней клинового промерника должна иметь поперечные риски; шаг рисок (10 ±0,1) мм; риски должны иметь цифровые обозначения от 1 до 15.

4.1.9 Рейка и клиновой промерник должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 8.568.

4.2 Подготовка к измерениям

4.2.1 Длину участка измерений следует принимать в пределах 300—400 м.

4.2.2 Суммарная длина участков измерений должна составлять не менее 10 % длины контролируемого покрытия (основания) воднорядном исчислении.

4.2.3 Поверхность участка измерений должна быть чистой.

4.3 Проведение измерений

4.3.1 Измерение на дорогах и улицах следует проводить, прикладывая рейку к поверхности основания (покрытия) на расстоянии 0.5—1.0 м от края полосы движения, а на аэродромах — по оси ряда (полосы).

Примечание — При многололосной проезжей части дороги рейку следует прикладывать на расстоянии 0.5—1.0 м от границы каждой полосы движения.

4.3.2 При каждом приложении рейки следует измерять значения просветов под рейкой впяти местах. соответствующих меткам на боковых гранях рейки.

4.3.3 Измерение следует осуществлять непрерывно по всей длине выбранного участка. При каждом следующем приложении рейки ее начало должно совпадать с концом рейки в ее предыдущем приложении.

4.4 Обработка данных и представление результатов измерений

4.4.1 Общее число измерений следует принять за 100% и определить число просветов под рейкой. превышающих максимально допустимое значение, установленное СП 78.13330. СП 121.13330 и ГОСТ 33220. и число просветов, меньших минимально допустимого значения, установленного теми же документами. Число просветов следуетопределятьсточностьюдо0.1 %. Следует также найти наибольшее значение просвета. Значения просветов, полученные при измерениях на вертикальных кривых, следует корректировать, используя данные, приведенные в приложении А.

5 Измерения нивелиром и нивелирной рейкой

5.1 Требования к нивелиру и нивелирной рейке

5.1.1 Нивелир и рейка должны быть технически исправны, поверены и отвечать требованиям ГОСТ 10528.

5.1.2 Опорный торец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическим подпятником.

5.2 Подготовка к измерениям. Проведение измерений

5.2.1 Длина участка измерений должна быть не менее 400 м.

5.2.2 Места установки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии, находящейся на расстоянии 0,5—1.0 м от кромки основания (покрытия) дороги или на оси основания (покрытия) аэродрома. Места установки должны быть обозначены метками. Шаг меток (5 ± 0.05) м.

5.2.3 Измерения следует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку на каждую из меток.

5.3 Обработка данных и представление результатов измерений

5.3.1 Поданным нивелирования вычисляют относительные отметки ft, точек поверхности в местах разметки.

5.3.2 По относительным отметкам точек поверхности в местах разметки определяют отклонения 8ft, этихточекот прямой линии, проходящей через предыдущую<МОилослвдующую(г+Л) точки (см. рисунок 1) по формуле

где ft, — относительная отметка точки, для которой определяется отклонение; h ,-k и — относительные отметки предыдущей и последующей точек соответственно;

/ — номер точки, для которой определяется отклонение: f-k и i+k — порядковые номера предыдущей и последующей точек соответственно: л, — поправка, учитывающая радиус вертикальной кривой.

Поправку вводят при обработке измерений, проведенных на участках вертикальных кривых в продольном профиле дороги (аэродрома).

Значение поправок для выпуклых кривых в формуле (1) прибавляют, а для вогнутых — вычитают.

Для прямой линии длиной 10 м, относительно которой определяют отклонение ft,-, предыдущая и последующая точки отстоят от точки/на 5 м и имеют порядковые номера г-1 и/+1 соответственно.

Для прямой линии длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки /на 10 м и имеют порядковые номера /-2 и г+2 соответственно.

Для прямой линии длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоятот точки / на 20 м и имеют порядковые номера /-4 и /+4 соответственно.

Значения поправок приведены в приложении Б. Для значения радиуса кривых, не отраженных в приложении Б. значение поправки в миллиметрах можно вычислить по формуле

где L — длина прямой между смежными точками, м;

R — радиус вертикальной кривой, м.

5.3.3 Общее число полученных значений #), следует принять за 100 % и с точностью до 0.1 % вычислить числозначений меньше установленныхСП78.13330иСП 121.13330. Следует также най

ти наибольшую величину Неточностью до0,1 мм.

Применение-Для исключения использования поправок при обработка ленных необходимо:

• провести интерполяцию полученного массива относительных отметок точек h, с шагом 0.05 м:

• профильтровать полученный массив данных полосовым фильтром Багтервортв четвертого порядке в диапазоне длин волн 0.5—во м для дорог и 0.5—100 м для аэродромов;

• провести обратную интерполяцию с шагом 5 м:

• обработать полученный массив, используя формулу (1); при этом поправка равна нулю.

6 Измерения с применением автомобильной установки ПКРС

6.1 Требования к автомобильной установке

6.1.1 Автомобильная установка ПКРС [1]. [2] состоит из автомобиля, прицепного одноколесного прибора, оборудованного датчиком ровности, и установленного в автомобиле пульта управления.

6.1.2 Основные параметры прицепного прибора:

• размеры шины (ГОСТ 4754), дюймы —6.45—13:

• тип протектора — гладкий;

• давление воздуха в шине. МПа — 0.1710.02;

• нагрузка на колесо. кН — 3 ± 0.03;

— максимальное радиальное биение шины, мм — 2 ± 0,2;

• максимальный статический дисбаланс колеса, г/см — 50 ± 5.

6.1.3 Параметры, относящиеся к измерению ровности:

— измеряемая величина (показатель ровности) — интенсивность (уровень) вертикальных колебаний прицепного прибора относительно подрессоренного кузова, выражаемая в виде суммарного сжатия подвески на 1 км дороги (см/км);

— скорость движения при измерении ровности, км/ч — 50;

• собственная частота свободных колебаний кузова прицепного прибора. Гц—0.8 ±0.1.

6.2 Подготовка к измерениям

6.2.1 Каждая установка подлежит государственному метрологическому контролю и надзору в порядке, установленном законодательством государства.

6.2.2 Перед началом сезона проведения измерений следует выполнять в соответствии с инструкцией по эксплуатации и обслуживанию установки следующие работы:

• проверка механической части прицепного прибора -надежность крепления прицепного прибора, затяжка крепежных деталей, трение и демпфирование в подвеске, исправность привода датчика ровности (тахогенератора);

• проверка и юстировка спидометра автомобиля;

• балансировка колес, проверка радиального биения шины;

6.3 Требования к участкам для проведения измерений. Проведение измерений

6.3.1 Каждая полоса перед проведением измерений должна быть очищена от щебня, песка и посторонних предметов.

6.3.2 При проведении измерений необходимо в процессе проезда выдерживать заданную скорость с точностью ±2 км/ч.

6.4 Обработка данных и представление результатов измерений

6.4.1 Правила обработки данных и форму представления результатов измерений принимают по

6.4.2 При измерениях неровностей покрытий аэродромов измерителем типа ИРПАП правила обработки данных и форму представления результатов измерений принимают по [3]. [4]. [5].

7 Измерения с применением дорожных профилометров (ДП)

7.1 Устройство профилометра

Профилометр представляет собой автомобиль, на котором размещены необходимые датчики и компьютер, обеспечивающие измерение и регистрацию высотных отметок поверхности движения в полосе длин волн неровностей 0.5—60 м для автомобильных дорог и 0.5—100 м для аэродромов.

Для профилометров, использующих инерционную базу отсчета, ось датчика, измеряющего расстояние между датчиком ускорения и поверхностью покрытия, должна быть перпендикулярна поверхности покрытия и находиться на одной линии с чувствительной осью акселерометра [6].

Требования к профилометрам приведены в таблице 1.

Значение характеристик ала профипометрое класса

Источник

Измерение ровности методом амплитуд

Сеть «Техэксперт» предоставляет комплексный набор услуг, включающий в себя все, что может потребоваться специалисту, работа которого связана с анализом и применением зарубежных и международных стандартов.

Уникальная система для специалистов, в которой аккумулируется и постоянно обновляется информация по реформе технического регулирования в РФ: проекты и утвержденные техрегламенты, перечень ГОСТов, указатель норм, правил, стандартов России.

Уникальная система, в которой аккумулируется информация о поддержке организаций и граждан в условиях кризиса, возникшего на фоне пандемии.

© АО «Кодекс», 2021

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.29

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Возможность входа в эту версию портала приостановлена.

Скоро выходит новая версия. Она получит обновленный современный интерфейс, возможность удобной работы со смартфона, переработанный поиск и множество других улучшений.

Источник

Измерение ровности методом амплитуд

ГОСТ Р 56925-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И АЭРОДРОМЫ

Методы измерения неровностей оснований и покрытий

Automobile roads and airfields. Uneveness measurement methods for base courses and pavements

Дата введения 2016-10-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом ЗАО «Союздорнии»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на методы измерений неровностей поверхности оснований и покрытий автомобильных дорог, улиц в городах и сельских поселениях, а также аэродромов в период их строительства (реконструкции) и эксплуатации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 10528 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 4754 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия.

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию.

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги»

СП 121.13330.2012 «СНиП 32-03-96 Аэродромы»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 рейка: Приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня, прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги (аэродрома) в целях выявления просветов между стержнем и поверхностью.

3.2 просвет под рейкой: Зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) дороги (аэродрома).

3.3 клиновой промерник: Приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения значения просвета под рейкой.

3.4 отметка относительная: Величина отсчета по нивелирной рейке, приведенная к единому высотному уровню и взятая по отношению к нему с положительным знаком.

3.5 продольная ровность: Продольный микропрофиль поверхности оснований и покрытий, содержащий волны неровностей в диапазоне 0,5-60 м на полосе наката на дороге и 0,5-100 м на взлетно-посадочной полосе аэродрома.

3.6 полоса наката: Часть полосы движения на поверхности проезжей части дороги, подвергающаяся наиболее частому воздействию колес транспортных средств.

3.7 полоса движения: Продольная полоса проезжей части дороги, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

3.8 ряд покрытия аэродрома: Одна из продольных полос аэродромного покрытия.

3.9 волна неровностей: Неровность, характеризуемая длиной волны и амплитудой.

3.10 полосовой фильтр: Фильтр, пропускающий заданный диапазон частот.

3.11 пространственная частота неровностей: Величина, обратная длине волны неровностей.

3.12 амплитудно-частотная характеристика устройства; АЧХ: Соотношение между амплитудой сигнала на выходе устройства и его входе для различных частот входного сигнала.

3.13 спектральная плотность мощности; СПМ: Предел отношения среднеквадратичного значения сигнала в полосе частот к ширине этой полосы при стремлении последней к нулю.

3.14 спектральная плотность мощности смещения: Спектральная плотность мощности изменения величин ординат микропрофиля.

3.15 профилометр: Измерительный прибор для регистрации микропрофиля поверхности.

4 Измерения рейкой с клиновым промерником

4.1 Требования к рейке и клиновому промернику

4.1.1 Длина рейки должна быть (3000±2) мм.

4.1.2 Прогиб рейки от собственной массы в середине пролета длиной 2900 мм не должен превышать 0,4 мм.

4.1.3 Ширина опорной грани рейки должна быть (50±2) мм.

4.1.4 Отклонение опорной грани рейки от плоскостности не должно превышать 0,2 мм; допускается вместо отклонения от плоскостности измерять отклонение от прямолинейности продольного профиля поверхности опорной грани рейки, которое не должно превышать 0,2 мм.

4.1.5 Отклонение боковой грани рейки от прямолинейности не должно превышать 10 мм на всей длине рейки.

4.1.6 На боковых гранях рейки должно быть пять меток, указывающих места измерений просветов под рейкой; шаг меток (500±2) мм; расстояние от крайних меток до торцов рейки (500±2) мм.

4.1.7 Клиновой промерник должен иметь две плоские грани шириной (50±0,5) мм; угол между поверхностями граней должен быть в пределах 5°45’±5′.

4.1.8 Одна из граней клинового промерника должна иметь поперечные риски; шаг рисок (10±0,1) мм; риски должны иметь цифровые обозначения от 1 до 15.

4.1.9 Рейка и клиновой промерник должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568.

4.2 Подготовка к измерениям

4.2.1 Длину участка измерений следует принимать в пределах 300-400 м.

4.2.2 Суммарная длина участков измерений должна составлять не менее 10% длины контролируемого покрытия (основания) в однорядном исчислении.

4.2.3 Поверхность участка измерений должна быть чистой.

4.3 Проведение измерений

4.3.1 Измерение на дорогах и улицах следует проводить, прикладывая рейку к поверхности основания (покрытия) на расстоянии 0,5-1,0 м от края полосы движения, а на аэродромах — по оси ряда (полосы).

Примечание — При многополосной проезжей части дороги рейку следует прикладывать на расстоянии 0,5-1,0 м от границы каждой полосы движения.

4.3.2 При каждом приложении рейки следует измерять значения просветов под рейкой в пяти местах, соответствующих меткам на боковых гранях рейки.

4.3.3 Измерение следует осуществлять непрерывно по всей длине выбранного участка. При каждом следующем приложении рейки ее начало должно совпадать с концом рейки в ее предыдущем приложении.

4.4 Обработка данных и представление результатов измерений

4.4.1 Общее число измерений следует принять за 100% и определить число просветов под рейкой, превышающих максимально допустимое значение, установленное СП 78.13330, СП 121.13330 и ГОСТ 33220, и число просветов, меньших минимально допустимого значения, установленного теми же документами. Число просветов следует определять с точностью до 0,1%. Следует также найти наибольшее значение просвета. Значения просветов, полученные при измерениях на вертикальных кривых, следует корректировать, используя данные, приведенные в приложении А.

5 Измерения нивелиром и нивелирной рейкой

5.1 Требования к нивелиру и нивелирной рейке

5.1.1 Нивелир и рейка должны быть технически исправны, поверены и отвечать требованиям ГОСТ 10528.

5.1.2 Опорный торец нивелирной рейки должен быть снабжен насадкой с полусферическим подпятником.

5.2 Подготовка к измерениям. Проведение измерений

5.2.1 Длина участка измерений должна быть не менее 400 м.

5.2.2 Места установки нивелирной рейки должны быть расположены на одной линии, находящейся на расстоянии 0,5-1,0 м от кромки основания (покрытия) дороги или на оси основания (покрытия) аэродрома. Места установки должны быть обозначены метками. Шаг меток (5±0,05) м.

5.2.3 Измерения следует проводить, последовательно устанавливая нивелирную рейку на каждую из меток.

5.3 Обработка данных и представление результатов измерений

5.3.2 По относительным отметкам точек поверхности в местах разметки определяют отклонения этих точек от прямой линии, проходящей через предыдущую ( i-k ) и последующую ( i+k ) точки (см. рисунок 1) по формуле

где — относительная отметка точки, для которой определяется отклонение;

и — относительные отметки предыдущей и последующей точек соответственно;

i — номер точки, для которой определяется отклонение;

i-k и i+k — порядковые номера предыдущей и последующей точек соответственно;

— поправка, учитывающая радиус вертикальной кривой.

Поправку вводят при обработке измерений, проведенных на участках вертикальных кривых в продольном профиле дороги (аэродрома).

Значение поправок для выпуклых кривых в формуле (1) прибавляют, а для вогнутых — вычитают.

Для прямой линии длиной 10 м, относительно которой определяют отклонение h , предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 5 м и имеют порядковые номера i -1 и i +1 соответственно.

Для прямой линии длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 10 м и имеют порядковые номера i -2 и i +2 соответственно.

Для прямой линии длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоят отточки i на 20 м и имеют порядковые номера i -4 и i +4 соответственно.

Значения поправок приведены в приложении Б. Для значения радиуса кривых, не отраженных в приложении Б, значение поправки в миллиметрах можно вычислить по формуле

где L — длина прямой между смежными точками, м;

R — радиус вертикальной кривой, м.

5.3.3 Общее число полученных значений следует принять за 100% и с точностью до 0,1% вычислить число значений меньше установленных СП 78.13330 и СП 121.13330. Следует также найти наибольшую величину , с точностью до 0,1 мм.

Примечание — Для исключения использования поправок при обработке данных необходимо:

— провести интерполяцию полученного массива относительных отметок точек h с шагом 0,05 м;

— профильтровать полученный массив данных полосовым фильтром Баттерворта четвертого порядка в диапазоне длин волн 0,5-60 м для дорог и 0,5-100 м для аэродромов;

— провести обратную интерполяцию с шагом 5 м;

— обработать полученный массив, используя формулу (1); при этом поправка равна нулю.

6 Измерения с применением автомобильной установки ПКРС

6.1 Требования к автомобильной установке

6.1.1 Автомобильная установка ПКРС [1], [2] состоит из автомобиля, прицепного одноколесного прибора, оборудованного датчиком ровности, и установленного в автомобиле пульта управления.

6.1.2 Основные параметры прицепного прибора:

— размеры шины (ГОСТ 4754), дюймы — 6,45-13;

— тип протектора — гладкий;

— давление воздуха в шине, МПа — 0,17±0,02;

— нагрузка на колесо, кН — 3±0,03;

— максимальное радиальное биение шины, мм — 2±0,2;

— максимальный статический дисбаланс колеса, г/см — 50±5.

6.1.3 Параметры, относящиеся к измерению ровности:

— измеряемая величина (показатель ровности) — интенсивность (уровень) вертикальных колебаний прицепного прибора относительно подрессоренного кузова, выражаемая в виде суммарного сжатия подвески на 1 км дороги (см/км);

— скорость движения при измерении ровности, км/ч — 50;

— собственная частота свободных колебаний кузова прицепного прибора, Гц — 0,8±0,1.

6.2 Подготовка к измерениям

6.2.1 Каждая установка подлежит государственному метрологическому контролю и надзору в порядке, установленном законодательством государства.

6.2.2 Перед началом сезона проведения измерений следует выполнять в соответствии с инструкцией по эксплуатации и обслуживанию установки следующие работы:

— проверка механической части прицепного прибора — надежность крепления прицепного прибора, затяжка крепежных деталей, трение и демпфирование в подвеске, исправность привода датчика ровности (тахогенератора);

— проверка и юстировка спидометра автомобиля;

— балансировка колес, проверка радиального биения шины.

6.3 Требования к участкам для проведения измерений. Проведение измерений

6.3.1 Каждая полоса перед проведением измерений должна быть очищена от щебня, песка и посторонних предметов.

6.3.2 При проведении измерений необходимо в процессе проезда выдерживать заданную скорость с точностью ±2 км/ч.

6.4 Обработка данных и представление результатов измерений

6.4.1 Правила обработки данных и форму представления результатов измерений принимают по [1], [2].

6.4.2 При измерениях неровностей покрытий аэродромов измерителем типа ИРПАП правила обработки данных и форму представления результатов измерений принимают по [3], [4], [5].

7 Измерения с применением дорожных профилометров (ДП)

7.1 Устройство профилометра

Профилометр представляет собой автомобиль, на котором размещены необходимые датчики и компьютер, обеспечивающие измерение и регистрацию высотных отметок поверхности движения в полосе длин волн неровностей 0,5-60 м для автомобильных дорог и 0,5-100 м для аэродромов.

Для профилометров, использующих инерционную базу отсчета, ось датчика, измеряющего расстояние между датчиком ускорения и поверхностью покрытия, должна быть перпендикулярна поверхности покрытия и находиться на одной линии с чувствительной осью акселерометра [6].

7.2 Требования к профилометру

Требования к профилометрам приведены в таблице 1.

Значение характеристик для профилометров класса

Источник

Поделиться с друзьями
Моя стройка
Adblock
detector