Измерение шумовых характеристик транспортных потоков

Измерение шумовых характеристик транспортных потоков

Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики

Noise. Traffic flows. Methods of noise characteristic determination

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (ФГБУ «НИИСФ РААСН»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 сентября 2014 г. N 70-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2014 г. N 1640-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 20444-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения международных стандартов: ISO 1996-1:2003* «Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки» («Acoustics — Description, measurement and assessment of environmental noise — Part 1: Basic quantities and assessment procedures», NEQ) и ISO 1996-2:2007 «Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления» в части измерения шумовых характеристик различных видов транспорта («Acoustics — Description, measurement and assessment of environmental noise — Part 2: Determination of environmental noise levels», NEQ)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

6 ВЗАМЕН ГОСТ 20444-85

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на определение параметров, объективно описывающих шум, возникающий при движении транспортных потоков различного вида на автомобильных дорогах и рельсовых путях.

1.2 Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах, а также на открытых линиях метрополитена.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на методы измерения авиационного шума.

1.4 Результаты измерений, выполненных в соответствии с настоящим стандартом, могут быть использованы при планировании мероприятий по снижению уровней транспортного шума на жилых территориях и в помещениях жилых и общественных зданий.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12090 Частоты для акустических измерений. Предпочтительные ряды

ГОСТ 17187 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ 31296.1 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки

ГОСТ 31296.2 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 общий шум: Шум в определенной ситуации в определенное время и в определенном месте, обычно состоящий из шума различных источников как подвижных (средства дорожного, рельсового, водного и воздушного транспорта), так и расположенных стационарно (промышленные предприятия, энергетические и прочие установки, а также инженерно-техническое и прочее оборудование в жилых и общественных зданиях).

3.2 шум известного источника: Часть общего шума, которая может быть определена и приписана конкретному источнику шума.

3.3 фоновый (остаточный) шум: Часть общего шума при отключении одного или нескольких известных источников.

3.4 точка измерения (точка наблюдения): Место, в котором измеряют шумовые характеристики транспортного потока и размещают измерительный микрофон.

3.5 временной интервал измерения: Промежуток времени, в течение которого проводят единичное (однократное) измерение уровней шума транспортного потока.

3.6 временной интервал наблюдения: Промежуток времени, в течение которого проводят серию измерений уровней шума транспортного потока. Интервал наблюдения может включать в себя несколько интервалов измерения, следующих друг за другом непрерывно или с паузами.

3.7 опорное звуковое давление : Установленное по соглашению опорное значение звукового давления в воздухе, равное 2·10 Па.

3.8 уровень звукового давления , дБ: Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения квадрата среднеквадратичного звукового давления, измеренного при стандартных временной и частотной характеристиках измерительной системы по ГОСТ 17187, к квадрату опорного звукового давления.

Примечание — Звуковое давление выражают в паскалях (Па).

3.9 эквивалентный уровень звукового давления , дБ: Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения квадрата среднеквадратичного звукового давления на заданном временном интервале, измеренного при стандартных временной и частотной характеристиках измерительной системы по ГОСТ 17187, к квадрату опорного звукового давления.

3.10 эквивалентный уровень звука А , дБ А : Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения квадрата среднеквадратичного звукового давления на заданном временном интервале, измеренного при стандартной частотной характеристике шумомера по ГОСТ 17187, к квадрату опорного звукового давления; рассчитывается по формуле*

где — заданный временной интервал, с;

— начало интервала, с;

— конец интервала, с;

* — мгновенное корректированное по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187 звуковое давление в момент времени , Па;

2·10 Па — опорное звуковое давление.
________________
* Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

3.11 максимальный уровень звука А , дБ А : Наибольший корректированный по А уровень звука на заданном временном интервале. На практике максимальный уровень звука А соответствует согласно ГОСТ 31296.1 уровню, превышаемому в течение 1% времени интервала измерения.

3.12 звуковое воздействие , (Па) ·с: Величина, определяемая по формуле

где — мгновенное звуковое давление, Па;

— заданный временной интервал или интервал, равный продолжительности звукового события, с.

3.13 опорное звуковое воздействие , (Па) ·с: Величина, равная квадрату опорного звукового давления 2·10 Па, умноженному на опорный временной интервал длительностью 1 с ( 4·10 Па ·с).

3.14 уровень звукового воздействия , дБ: Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения звукового воздействия на заданном временном интервале или на интервале, равном продолжительности звукового события, к опорному звуковому воздействию; рассчитывается по формуле

где — звуковое воздействие на временном интервале , (Па) ·с.

3.15 уровень звукового воздействия А , дБ А : Уровень звукового воздействия, корректированный по частотной характеристике шумомера по ГОСТ 17187.

Примечание — Уровень звукового воздействия А , измеренный на временном интервале , позволяет определить эквивалентный уровень звука с помощью формулы

4 Общие положения

4.1 Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки фактических шумовых характеристик транспортных потоков, состоящих из легковых и грузовых автомобилей, автопоездов, автобусов, троллейбусов, трамваев, мотосредств (мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотовелосипедов), а также других видов автотранспортных средств на автомобильных дорогах, на улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов, или из поездов разных видов (пассажирских, грузовых и пригородных электропоездов) на участках железных дорог, или из метропоездов на открытых линиях метрополитена.

4.2 Шумовые характеристики транспортных потоков являются основными исходными данными для выполнения по действующим нормативно-техническим документам акустических расчетов по оценке шумового режима в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях жилой застройки, прилегающих к улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов, к автомобильным и железным дорогам, а также к открытым линиям метрополитена.

4.3 Основными шумовыми характеристиками транспортных потоков являются эквивалентный и максимальный уровни звука, дБ А, в дневное (от 7.00 до 23.00 ч) и ночное (от 23.00 до 7.00 ч) время.

4.6 Одновременно с измерением шумовых характеристик транспортного потока должны фиксироваться продолжительность каждого временного интервала измерения и длительность временного интервала наблюдения.

4.7 При измерении шумовых характеристик транспортного потока целесообразно одновременно определять его интенсивность, состав и скорость движения.

Интенсивность транспортного потока равна числу транспортных средств, проходящих через поперечное сечение дороги в обоих направлениях в единицу времени.

Состав транспортного потока определяется по относительному количеству (в процентах) отдельных групп транспорта (легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотосредства и др.) к общему числу транспортных средств в потоке.

Состав транспортного потока за отдельные временные интервалы измерения следует определять либо на основе видеозаписи транспортного потока и ее последующей обработки в лабораторных условиях, либо путем непосредственного подсчета с помощью специальных счетчиков (контактных, магнитных, радиолокационных и др.), или визуальным подсчетом количества транспортных средств различного типа, проехавших мимо точки измерения за временной интервал измерения.

5 Средства измерений

5.1 Измерение эквивалентного и максимального уровня звука следует проводить интегрирующими усредняющими шумомерами, а измерение уровня звукового воздействия — интегрирующими шумомерами 1-го или 2-го класса по ГОСТ 17187. Допускается применение комбинированных измерительных систем, в том числе автоматических, соответствующих техническим требованиям к шумомерам 1-го или 2-го класса по ГОСТ 17187.

Для измерения эквивалентных уровней звукового давления в октавных полосах частот интегрирующие усредняющие шумомеры, комбинированные измерительные системы, в том числе автоматические, должны иметь дополнительно фильтры 1-го или 2-го класса [1].

Примечание — контролирующие организации (например, органы госнадзора) могут потребовать применения шумомера (комбинированной измерительной системы) только 1-го класса.

5.2 Средства измерений, предназначенные для измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны иметь действующие свидетельства о поверке. Межповерочный интервал устанавливает производитель измерительной аппаратуры или ГОСТ 17187.

5.3 До и после каждой серии измерений шумовых характеристик транспортных потоков следует провести проверку калибровки средств измерения и убедиться в том, что средства измерения удовлетворяют требованиям, приведенным в руководствах по эксплуатации и в паспортах на средства измерения.

Калибровка средств измерения 1-го класса должна проводиться с помощью акустического калибратора звука 1-го класса или в случае средств измерения 2-го класса — с помощью акустического калибратора звука 1-го или 2-го класса по [2].

Если при калибровке до и после измерения показания шумомера или иного регистрирующего прибора отличаются более чем на 1 дБ А , то выполненные измерения признают недействительными, проводят новую калибровку средства измерения и повторяют измерения.

5.4 Перед проведением измерений шумовых характеристик транспортных потоков следует определять метеорологические условия (скорость ветра, температуру воздуха, влажность, атмосферное давление) по официальным данным метеослужбы либо с помощью соответствующих средств измерений, имеющих действующие свидетельства о поверке и удовлетворяющих следующим требованиям:

— приборы для измерения скорости ветра (например, анемометр) должны иметь диапазон измерений не менее от 1 до 10 м/с и погрешность не более ±0,5 м/с;

— приборы для измерения температуры воздуха (например, термометр) должны иметь погрешность не более ±1°;

— приборы для измерения относительной влажности воздуха (например, гигрометр) должны иметь погрешность не более ±2%;

— приборы для измерения атмосферного давления (например, барометр) должны иметь погрешность не более ±2 мм рт.ст.

6 Условия измерений

6.1 Места для проведения измерений шумовых характеристик автотранспортных потоков следует выбирать на прямолинейных участках улиц и автомобильных дорог с установившейся скоростью движения автотранспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.

6.2 Измерения следует проводить на участках улиц и автомобильных дорог с чистой и сухой поверхностью проезжей части.

Примечание — В особых случаях (например, по требованию заказчика работы или при проведении специальных научных исследований) измерения могут быть проведены на участках улиц и автомобильных дорог при другом состоянии поверхности проезжей части.

6.3 Места проведения измерений шумовых характеристик потоков поездов, или метропоездов, или трамваев должны выбираться на прямых и горизонтальных участках рельсового пути без волнообразного износа рельсов. Допускается проводить измерения также на искривленных участках пути с радиусом кривизны не менее 1000 м и на участках, имеющих уклон или подъем, но не более 5%.

6.4 Балластный слой трамвайных, или железнодорожных путей, или путей на открытых линиях метрополитена не должен быть мокрым или промерзшим.

6.5 Если не используется всепогодный микрофон, то измерения не следует проводить во время выпадения атмосферных осадков, при тумане и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра в пределах от 1 до 5 м/с необходимо применять ветрозащитное устройство, рекомендованное изготовителем прибора, надеваемое на измерительный микрофон для защиты его мембраны от ветра и предотвращения искажения измеряемых уровней звука (уровней звукового давления).

Значения других метеорологических параметров (температура воздуха, влажность, атмосферное давление) во время измерений не должны выходить за рамки предельных значений, приведенных в технической документации на соответствующую измерительную аппаратуру.

6.6 При проведении измерений шумовых характеристик транспортных потоков измерительная аппаратура не должна подвергаться воздействию вибрации, электрических и магнитных полей, радиоактивного излучения, превышающих пределы, установленные технической документацией на эту аппаратуру.

6.7 Время проведения измерений необходимо выбирать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков как в дневной, так и в ночной периоды суток.

Целесообразно измерять шумовые характеристики транспортных потоков в дневной период суток не менее трех раз: утром в интервале от 7.00 до 9.00 ч, днем в интервале от 9.00 до 19.00 ч и вечером в интервале от 19.00 до 23.00 ч.

В ночной период суток целесообразно проводить измерения шумовых характеристик транспортных потоков два раза: в интервале от 23.00 до 1.00 ч и в интервале от 1.00 до 7.00 ч.

В общем случае, исходя из поставленных задач, для измерений шумовых характеристик транспортных потоков могут быть выбраны и другие временные интервалы.

6.8 При проведении измерений шумовых характеристик главная ось измерительного микрофона должна быть направлена в сторону транспортного потока и перпендикулярно к направлению дороги. Оператор, проводящий измерения, должен находиться на расстоянии не менее 0,5 м от измерительного микрофона для предупреждения нежелательных отражений звука. Не допускается нахождение между измерительным микрофоном и транспортным потоком людей и посторонних предметов.

6.9 При проведении измерений эквивалентного и максимального уровня звука, уровня звукового воздействия А индикатор частотной характеристики следует устанавливать в положение » А «, а индикатор временной характеристики — в положение «медленно» («slow»).

При проведении измерений октавных эквивалентных уровней звукового давления индикатор частотной характеристики измерительной аппаратуры следует устанавливать в положение, указанное в инструкциях к измерительной аппаратуре (например, в положение «фильтры»).

Примечание — В большинстве современных измерительных приборов реализовано одновременное измерение уровней звука и звукового давления с различными частотными и временными характеристиками, включая октавный и третьоктавный анализ.

7 Проведение измерений

7.1 Автотранспортные потоки

7.1.1 При проведении измерений шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотосредства (мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды), а также другие виды транспортных средств, измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (7,5±0,2) м от оси, ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, и на высоте (1,5±0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса трамвайного пути.

7.1.2 В условиях стесненной застройки при невозможности расположения измерительного микрофона на расстоянии (7,5±0,2) м от оси, ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, допускается располагать измерительный микрофон на меньшем расстоянии, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. При этом в протоколе измерения (см. приложение А) должно быть указано фактическое расстояние от оси, ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, на котором располагался измерительный микрофон, а также расстояние от измерительной точки до ближайшего препятствия за ней.

7.1.3 В случае расположения улицы или автомобильной дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м над уровнем бровки.

7.1.4 При прохождении автомобильной дороги в тоннеле или галерее измерения шумовых характеристик не проводятся.

7.1.5 Продолжительность периода измерения шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить автотранспортные средства различного вида (в частности, легковые и грузовые автомобили, общественный транспорт), зависит от интенсивности движения потока. Измерение продолжают до тех пор, пока не произойдет стабилизация показаний измерительного прибора в пределах выбранной точности измерений, которая должна быть не хуже ±0,5 дБ А , но и при этом продолжительность измерения должна быть не менее 5 мин.

7.1.6 При неинтенсивном движении автотранспорта, например в ночное время при одиночных проездах автотранспортных средств, продолжительность периода измерений шумовых характеристик автотранспортного потока должна охватывать проезд двух основных групп транспорта, одна из которых включает в себя не менее 30 легковых автомобилей, а другая включает в себя грузовые автомобили, автобусы и общественный транспорт (суммарно не менее 30 транспортных средств). При этом вместо прямого измерения эквивалентного уровня звука автотранспортного потока допускается измерение уровней звукового воздействия при проездах легковых , грузовых автомобилей, автобусов , троллейбусов и мотоциклов . Одновременно измеряются и максимальные уровни звука этих транспортных средств.

Измеренные значения уровней звукового воздействия А арифметически усредняют по видам транспорта и рассчитывают эквивалентный уровень звука автотранспортного потока за временной интервал наблюдения по формуле

где , , , , — средние уровни звукового воздействия по видам транспортных средств (легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы), дБ (рассчитываются по 8.3);

, , , , — число легковых, грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и мотоциклов соответственно, в потоке за временной интервал наблюдения.

Если в транспортном потоке присутствует также вид транспорта, не перечисленный в формуле (1), то в формуле (1) в квадратных скобках добавляют член ,

где — средний уровень звукового воздействия дополнительного вида транспортного средства;

— число транспортных средств дополнительного вида.

Если какой-либо вид транспорта отсутствует в потоке, то соответствующий ему член в вышеприведенной формуле принимается равным нулю.

7.1.7 Скорость движения отдельных автотранспортных средств определяют аналогично 4.8.

7.2 Потоки железнодорожного транспорта

7.2.1 При проведении измерений шумовых характеристик потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального (главного) железнодорожного пути и на высоте (1,5±0,1) м над уровнем головки рельса.

7.2.2 При невозможности расположения измерительного микрофона на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального (главного) пути, например в условиях стесненной застройки или из-за особенностей рельефа местности, допускается располагать измерительный микрофон на меньшем расстоянии, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. При этом в протоколе измерения (см. приложение А) должно быть указано фактическое расстояние от оси ближнего к точке измерения пути движения поездов, на котором располагался измерительный микрофон, а также расстояние от измерительной точки до ближайшего препятствия за ней.

7.2.3 В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м над уровнем бровки.

7.2.4 В протокол измерений (см. приложение А) помимо шумовых характеристик потока поездов должно быть занесено расстояние от измерительной точки до оси ближайшего пути, описание места и условий измерения, а также должен быть указать тип шпал (железобетонные или деревянные) и тип пути (бесстыковой, звеньевой).

7.2.5 При прохождении железнодорожных поездов по мосту, в тоннеле или в галерее измерения шумовых характеристик не проводятся.

7.2.6 Результаты измерений, во время которых раздавались гудки локомотивов, должны быть исключены из дальнейшей обработки.

7.2.7 Временной интервал наблюдения при измерениях эквивалентного и максимального уровня звука потока железнодорожных поездов должен охватывать проезд мимо точки измерения не менее пяти поездов каждого вида (пассажирские, грузовые, пригородные электропоезда), вносящих существенный вклад в суммарную шумовую характеристику потока.

Если шум формируется поездами только одного вида, то продолжительность временного интервала наблюдения выбирается такой, чтобы за это время мимо точки измерения проследовало бы не менее 20 поездов.

Если невозможно выполнить это условие, то в протоколе измерений указывают число поездов, шум которых удалось измерить, и приводят оценку влияния числа измеренных поездов на неопределенность измерений в соответствии с разделом 9.

Предпочтительно проводить измерения в периоды наибольшей интенсивности движения поездов как в дневное, так и в ночное время.

7.2.8 В качестве максимального уровня звука потока железнодорожных поездов принимается среднемаксимальный уровень звука , дБ А , рассчитанный на основе зафиксированных максимальных уровней звука отдельных поездов за временной интервал наблюдения .

7.2.9 При малой интенсивности движения поездов или когда по определенным причинам невозможно измерить эквивалентные уровни для вышеуказанного числа поездов, измеряют с помощью интегрирующего шумомера или другой измерительной системы, удовлетворяющей требованиям ГОСТ 17187, максимальный уровень звука , дБ А , и уровень звукового воздействия А , дБ А, при проезде каждого поезда различного вида (пассажирские, грузовые, пригородные электропоезда). Для проходящего поезда шум измеряют до тех пор, пока уровень звука снизится по меньшей мере на 10 дБ А относительно наибольшего мгновенного уровня звука в момент прохода поезда мимо точки измерения. Затем находят среднеарифметические значения уровней для каждого вида поезда и определяют эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов по формуле

где , , — средние уровни звукового воздействия по видам поездов, дБ (рассчитываются по п.8.3);

, , — число пассажирских, грузовых и пригородных поводов за временной интервал наблюдения .

7.2.10 Скорость движения отдельного поезда определяют аналогично 4.8.

7.3 Потоки трамваев

7.3.1 При расположении трамвайных путей отдельно от автомобильной дороги и при условии, что шумовые характеристики трамваев в этом случае могут рассматриваться как шумовые характеристики отдельного источника, не связанного с автомобильным потоком, измерительный микрофон следует располагать на расстоянии (7,5±0,2) м от оси ближнего к точке измерения пути движения трамваев и на высоте (1,5±0,1) м над уровнем головки рельса трамвайного пути.

7.3.2 В условиях стесненной застройки при невозможности расположения измерительного микрофона на расстоянии (7,5±0,2) м от оси ближнего к точке измерения пути движения трамваев допускается располагать измерительный микрофон на меньшем расстоянии, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. При этом в протоколе измерения (см. приложение А) должно быть указано фактическое расстояние от оси ближнего к точке измерения пути движения трамваев, на котором располагался измерительный микрофон, а также расстояние от измерительной точки до ближайшего препятствия за ней.

7.3.3 В случае расположения трамвайных путей в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м над уровнем бровки.

7.3.4 Период измерения шумовых характеристик (эквивалентных и максимальных уровней звука) транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях (суммарно).

Кроме прямого измерения эквивалентного уровня звука потока трамваев, допускается измерение уровней звукового воздействия А при проездах отдельных трамваев . При этом одновременно измеряют также максимальные уровни звука . Для проходящего трамвая шум измеряют до тех пор, пока уровень звука снизится по меньшей мере на 10 дБ А относительно наибольшего мгновенного уровня звука в момент прохода трамвая мимо точки измерения.

Измеренные значения уровней звукового воздействия суммируют, арифметически усредняют по числу трамваев за интервал наблюдения и рассчитывают эквивалентный уровень звука потока трамваев за время наблюдения по формуле

где — средний уровень звукового воздействия при проезде трамвая мимо точки измерения, дБ A (рассчитывают по 8.3);

— число проехавших трамваев за интервал наблюдения.

7.3.5 Скорость движения отдельного трамвая определяется аналогично 4.8.

7.4 Потоки метропоездов

7.4.1 При измерении шумовых характеристик потоков метропоездов на открытой линии метрополитена измерительный микрофон следует располагать на границе технической зоны линии метрополитена или на другом более удобном расстоянии, исключая влияние других источников шума, с занесением в протокол (см. приложение А), кроме результатов измерений также выбранного расстояния от точки измерения до оси ближайшего пути. Высота измерительной точки над уровнем места расположения микрофона должна составлять (1,5±0,1) м. Полученный уровень шума должен быть пересчитан на расстояние (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения рельсового пути.

Расстояние от границы технической зоны до ближайшего пути движения метропоездов должно определяться с помощью дальномера или по ситуационному плану.

7.4.2 Период измерения шумовых характеристик (эквивалентного и максимального уровня звука) потока метропоездов на открытых линиях метрополитена должен охватывать проезд не менее 20 метропоездов в обоих направлениях суммарно.

7.4.3 При невысокой интенсивности движения метропоездов допускается вместо прямого измерения шумовых характеристик потока метропоездов проводить одновременное измерение максимальных уровней звука и уровней звукового воздействия А при проездах отдельных метропоездов.

Шум от проходящего метропоезда измеряют до тех пор, пока уровень звука снизится на 10 дБ А , относительно наибольшего мгновенного уровня звука в момент прохода метропоезда мимо точки измерения.

Измеренные значения А суммируют, арифметически усредняют по числу метропоездов за время наблюдения и рассчитывают эквивалентный уровень звука потока метропоездов за время наблюдения по формуле

где — средний уровень звукового воздействия при проезде метропоезда на открытой линии метрополитена мимо точки измерения, дБ А (рассчитывается по 8.3);

— число проехавших метропоездов за временной интервал наблюдения.

7.4.4 Скорость движения отдельного метропоезда определяется аналогично 4.8.

8 Обработка и оформление результатов измерений

8.1 Если расстояние от точки измерения до ближайшей вертикальной или наклонной поверхности (например, стена здания, забор, экран и т.п.) не превышает 2,5 м, то результаты измерений шумовой характеристики транспортного потока следует уменьшить на 3 дБ (дБ А ) для исключения влияния отражения звука от отражающей поверхности.

8.2 Если разность между измеренным уровнем шума от транспортного потока и уровнем фонового шума не превышает 10 дБ (дБ А ), то необходимо внести коррекцию в результаты измерения в соответствии с таблицей 1.

Если определение уровня фонового шума является невозможным, то поправка на влияние фонового шума не вносится.

Таблица 1 — Коррекция на влияние фонового шума

Источник

Поделиться с друзьями
Моя стройка
Adblock
detector