Меню

Измерение сопротивления изоляции машины постоянного тока



ЭЛЕКТРОлаборатория

Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками производится в целях проверки состояния изоляции и пригодности машины к проведению последующих испытаний. Рекомендуется производить измерение:

в практически холодном состоянии испытуемой машины — до начала ее испытания по соответствующей программе;

независимо от температуры обмоток — до и после испытаний изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками переменным напряжением.

Измерение сопротивления изоляции обмоток следует проводить: при номинальном напряжении обмотки до 500 В включительно — мегаомметром на 500 В; при номинальном напряжении обмотки свыше 500 В — мегаомметром не менее чем на 1000 В. При измерении сопротивления изоляции обмоток с номинальным напряжением свыше 6000 В, имеющих значительную емкость по отношению к корпусу, рекомендуется применять мегаомметр на 2500 В с моторным приводом или со статической схемой выпрямления переменного напряжения.

Измерение сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками следует производить поочередно для каждой цепи, имеющей отдельные выводы, при электрическом соединении всех прочих цепей с корпусом машины.

Измерение сопротивления изоляции обмоток трехфазного тока, наглухо сопряженных в звезду или треугольник, производится для всей обмотки по отношению к корпусу.

Изолированные обмотки и защитные конденсаторы, а также иные устройства, постоянно соединенные с корпусом машины, на время измерения сопротивления их изоляции должны быть отсоединены от корпуса машины.

Измерение сопротивления изоляции обмоток, имеющих непосредственное водяное охлаждение, должно производиться мегаомметром, имеющим внутреннее экранирование; при этом зажим мегаомметра, соединенный с экраном, следует присоединять к водосборным коллекторам, которые при этом не должны иметь металлической связи с внешней системой питания обмоток дистиллятом.

По окончании измерения сопротивления изоляции каждой цепи следует разрядить ее электрическим соединением с заземленным корпусом машины. Для обмоток на номинальное напряжение 3000 В и выше продолжительность соединения с корпусом должна быть:

для машин мощностью до 1000 кВт (кВ·А) — не менее 15 с;

для машин мощностью более 1000 кВт (кВ·А) — не менее 1 мин.

При пользовании мегаомметром на 2500 В продолжительность соединения с корпусом должна быть не менее 3 мин независимо от мощности машины.

Измерение сопротивления изоляции заложенных термопреобразователей сопротивления следует проводить мегаомметром напряжением 500 В.

Измерение сопротивления изоляции изолированных подшипников и масляных уплотнений вала относительно корпуса следует проводить при температуре окружающей среды мегаомметром напряжением не менее 1000 В.

Сопротивление изоляции R из является основным показателем состояния изоляции статора и ротора электродвигателя.

Одновременно с измерением сопротивления изоляции обмотки статора определяют коэффи­циент абсорбции. Измерение сопротивления изоляции ротора проводится у синхронных электро­двигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3кВ и выше или мощностью бо­лее 1МВт. Сопротивление изоляции ротора должно быть не ниже 0,2МОм.

Коэффициент абсорбции в эксплуатации обязательно определять только для электродвигате­лей напряжением выше 3кВ или мощностью боле 1МВт.

Подготовить средства измерений:

Проверить уровень заряда батареи или аккумулятора для мегаомметра типа MIC-2500.

Установить значение испытательного напряжения.

В случае использования стрелочного прибора типа ЭСО202 установить его горизонтально.

Для ЭС0202 установить требуемый предел измерений, шкалу прибора и значение испытательного напряжения мегомметра.

Проверить работоспособность мегомметра. Для этого необходимо замкнуть между собой измерительные щупы и начать вращать рукоятку генератора со скоростью 120¸140 оборотов в минуту. Стрелка прибора должна показывать «0». Разомкнуть измерительные щупы и начать вращать рукоятку генератора со скоростью 120¸140 оборотов в минуту. Стрелка прибора должна показывать «10 4 МОм».

Перед проведением измерения необходимо открыть вводное устройство электродвигателя (борно), протереть изоляторы от пыли и загрязнения и подключить мегаомметр согласно схемы, приве­дённой на рисунке.

Рисунок. Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя.

На рисунке А показана схема подключения мегаомметра к испытуемому электродвигателю, у ко­торого обмотки соединены в звезду или треугольник внутри корпуса и произвести рассоединение в борно невозможно. В этом случае мегаомметр подключает­ся к любому зажиму статора электродвигателя и со­противление изоляции измеряется у всей обмотки сразу относительно корпуса.

На рисунке Б измерение сопротивление изо­ляции производится у электродвигателя по каждой из частей обмотки отдельно, при этом другие части обмотки (которые в данный момент не обрабаты­ваются) закорачиваются и соединяются на землю.

При измерении сопротивления изоляции отсчёт показаний мегаомметра производят каждые
15 секунд и результатом считается сопротивление, отсчитанное через 60 секунд после начала измерения, а отношение показаний R60/R15 считается коэффициентом абсорбции.

Для электродвигателей с номинальным на­пряжением 0,4кВ (электродвигатели до 1000В) одноминутное измерение изоляции мегаомметром на 2500В приравнивается к высоковольтному испытанию.

У синхронных электродвигателей при изме­рении сопротивления изоляции обмоток статора (обмотки статора) необходимо закоротить и за­землить обмотку ротора. Это необходимо сделать для исключения возможности повреждения изо­ляции ротора.

Сегодня статья – ответ на вопрос читателей.

Источник

Измерение сопротивления изоляции обмоток машин постоянного тока

Измерение сопротивления изоляции обмоток якоря и обмоток возбуждения относительно корпуса или сердечника якоря, а также между обмотками производится мегаомметром на напряжение 500 или 1000 В. При этом сопротивление изоляции должно быть не ниже 0,5 МОм при температуре 10-30 0 С. Измерения производятся поочередно для каждой электрически независимой обмотки и остальными, соединенными с корпусом. Замкнутые обмотки якорей коллекторных машин не имеют начала и конца, за которые может быть принята любая точка присоединения обмотки к коллектору. Изолированные обмотки, во время эксплуатации машины нормально соединенные с ее корпусом непосредственно или через конденсаторы, на время измерения сопротивления изоляции следует отсоединить и от корпуса, и от конденсаторов.

1) сопротивление изоляции якорной цепи и цепи возбуждения относительно корпуса;

Читайте также:  Неопределенность измерений гост 34100

2) сопротивление изоляции между якорной обмоткой и каждой обмоткой возбуждения, а также между всеми обмотками возбуждения (в машине смешанного возбуждения перед измерением шунтовая и сериесная обмотки рассоединяются между собой). При измерении сопротивления изоляции, например между обмоткой якоря и корпусом, провод с клеммы “Земля” мегаомметра соединяется с сердечником якоря или валом якоря, а провод с клеммы “Линия” присоединяется к коллекторной пластине, заранее очищенной от грязи, или в месте присоединения обмотки к коллектору. Схемы измерений показаны в лабораторной работе №3.

Лабораторная работа -№1 испытание трансформаторного масла

Цель работы: Ознакомиться с характеристиками трансформаторного масла и освоить методику его испытания.

1 Ознакомиться с характеристиками трансформаторного масла, его образцами и аппаратурой испытания.

2 Определить содержание в масле механических примесей, шлака, оценить прозрачность масла.

3 Определить содержание взвешенного углерода.

4 Определить наличие воды в масле.

5 Определить температуру вспышки паров трансформаторного масла.

6 Определить электрическую прочность трансформаторного масла.

7 Составить отчет по работе, заполнить протокол испытаний.

Содержание и методика выполнения работы

1 Ознакомление с характеристиками трансформаторного масла.

Трансформаторное масло применяется в силовых трансформаторах, масляных выключателях и других электрических аппаратах. В трансформаторах оно предназначено для охлаждения активной части и для изоляции обмоток.

В масляных выключателях различного напряжения масло выполняет функции изолирующей среды и генерирующего элемента для гашения электрической дуги при отключении рабочих токов.

Трансформаторное масло по основным характеристикам должно отвечать требованиям ГОСТ. Основные показатели свежего и сухого эксплуатационного масла даны в таблице 1.1.

Ухудшение физико-химических показателей трансформаторного масла в процессе эксплуатации при воздействии на него повышенной температуры воздуха, влаги и при соприкосновении его с металлами вызывает старение масла, т. е. в нем появляются продукты распада, механические примеси, взвешенный углерод, кислоты, смолы, которые приводят к повреждению изоляции оборудования, и как следствие — выходу его из строя. Поэтому в период эксплуатации трансформаторное масло подвергают периодическим испытаниям.

Таблица 1.1 — Предельно допустимые значения показателей

Источник

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

Раздел 1. Общие правила

Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний

Машины постоянного тока

1.8.14. Машины постоянного тока мощностью до 200 кВт, напряжением до 440 В следует испытывать по п. 1, 2, 4, в, 8; все остальные — дополнительно по п. 3, 4, а, 5 настоящего параграфа. ¶

Возбудители синхронных генераторов и компенсаторов следует испытывать по п. 1-6, 8 настоящего параграфа. ¶

Измерение по п. 7 настоящего параграфа следует производить для машин, поступивших на место монтажа в разобранном виде. ¶

1. Определение возможности без сушки машин постоянного тока. Следует производить в соответствии с разд. 3 «Электрические машины» СНиП 3.05.06-85. «Электрические устройства» Госстроя России.¶

2. Измерение сопротивления изоляции. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и бандажей машины, а также между обмотками производится мегаомметром на напряжение 1 кВ. ¶

Сопротивление изоляции должно быть не ниже: ¶

  • между обмотками и каждой обмотки относительно корпуса при температуре 10-30 °С 0,5 МОм;
  • бандажей якоря (кроме возбудителей) не нормируется;
  • бандажей якоря возбудителя 1 МОм.

3. Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты. Испытание производится по нормам, приведенным в табл. 1.8.6. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин. ¶

Таблица 1.8.6. Испытательное напряжение промышленной частоты для изоляции машин постоянного тока.

Характеристика электрической машины

Испытательное напряжение, кВ

Обмотка машины постоянного тока (кроме возбудителя синхронной машины)

Номинальное напряжение до 100 В

Мощность до 1 МВт, номинальное напряжение выше 100 В

Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 100 В

Обмотки возбудителя синхронного генератора

8 Uном, но не менее 1,2 и не более 2,8

Обмотки возбудителя синхронного двигателя (синхронного компенсатора)

Реостаты и пускорегулировочные резисторы (испытание может проводиться совместно с цепями возбуждения)

4. Измерение сопротивления постоянному току: ¶

а) обмоток возбуждения. Значение сопротивления должно отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 2%; ¶

б) обмотки якоря (между коллекторными пластинами). Значения сопротивлений должны отличаться одно от другого не более чем на 10% за исключением случаев, когда закономерные колебания этих величин обусловлены схемой соединения обмоток; ¶

в) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление и проверяется целость отпаек. Значения сопротивления должны отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 10%. ¶

5. Снятие характеристики холостого хода и испытание витковой изоляции. Подъем напряжения следует производить для генераторов постоянного тока до 130% номинального напряжения; для возбудителей — до наибольшего (потолочного) или установленного заводом-изготовителем напряжения. При испытании витковой изоляции машин с числом полюсов более четырех среднее напряжение между соседними коллекторными пластинами должно быть не выше 24 В. Продолжительность испытания витковой изоляции 5 мин. ¶

Отклонение полученных значений характеристики от значений заводской характеристики должно находиться в пределах точности измерения. ¶

6. Снятие нагрузочной характеристики. Следует производить для возбудителей при нагрузке до значения не ниже номинального тока возбуждения генератора. Отклонение от заводской характеристики не нормируется. ¶

7. Измерение воздушных зазоров между полюсами. Размеры зазора в диаметрально противоположных точках должны отличаться один от другого не более чем на 10% среднего размера зазора. Для возбудителей турбогенераторов 300 МВт и более это отличие не должно превышать 5%. ¶

8. Испытание на холостом ходу и под нагрузкой. Определяется предел регулирования частоты вращения или напряжения, который должен соответствовать заводским и проектным данным. ¶

При работе под нагрузкой проверяется степень искрения, которая оценивается по шкале, приведенной в табл. 1.8.7. ¶

Таблица 1.8.7. Характеристика искрения коллектора.

Источник

Наладка электрических машин электроприводов — Измерение сопротивления и контроль изоляции обмоток

Содержание материала

Величина сопротивления изоляции обмоток машин является одним из основных показателей, определяющих допустимость их включения на рабочее напряжение. Изоляция обмоток измеряется перед пробным пуском машины, а затем периодически в ходе нормальной эксплуатации; кроме того, изоляция должна контролироваться после длительных остановок и при каждом аварийном отключении привода.
Во время первоначальной наладки машин постоянного тока желательно в отдельности проверить изоляцию якоря, дополнительных полюсов и обмоток возбуждения; у машин переменного тока измеряется изоляция обмоток каждой фазы по отношению к заземленному корпусу и соединенным с ним обмоткам других фаз. В последующем изоляция может проверяться без отключения обмоток друг от друга совместно с подводящими.

Читайте также:  Катушка для измерения длины кабеля

Проводами; обмотки отключаются от схемы только при необходимости отыскания мест с пониженной изоляцией.
Для измерения изоляции применяются мегомметры различных напряжений [Л. 26] на 250, 500, 1 000 и 2 500 в. Процесс измерения состоит в следующем.
Зажим экрана мегомметра присоединяется к корпусу машины; от второго зажима гибкий провод с надежной изоляцией (типа «магнето») подводится к выводу обмотки, коллектору или иному испытуемому элементу машины. Желательно на свободных концах проводов от мегомметра иметь ручки из изоляционного материала со встроенными медными штырями или зажимами. Ручку мегомметра следует вращать со скоростью примерно 120 об/мин. При испытании небольших машин, имеющих незначительную емкость, стрелка прибора быстро устанавливается в положение, соответствующее сопротивлению изоляции, и отсчет можно производить уже через несколько секунд с начала вращения индуктора. При измерении изоляции крупных машин показания мегомметра постепенно увеличиваются и их принято отмечать через 15 и 60 сек (см. ниже) с начала вращения рукоятки. После окончания испытаний сохранившийся на обмотке потенциал высокого напряжения следует снять путем ее заземления на 1—2 мин. Заземляющий проводник сначала надежно присоединяется к корпусу машины, а затем другим концом подводится к выводу обмотки.
При пользовании мегомметром необходимо соблюдать установленные правила техники безопасности [Л. 19, 26]; особую осторожность следует проявлять при испытании изоляции обмоток без отсоединения подводящих проводов, ибо в этом случае возможно возникновение напряжения на удаленных участках, где работают люди.
Измерение изоляции обмоток мегомметром считается одним из основных контрольных испытаний. Однако для наиболее распространенных машин переменного тока напряжением до 380 в и постоянного тока напряжением 220 в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ) и в Правилах технической эксплуатации (ПТЭ) отсутствуют четкие нормы, по которым можно было бы судить о том, что полученная величина сопротивления изоляции является допустимой.

В ГОСТ 183-66 указано, что сопротивление изоляции машин всех типов должно быть не менее 1 МОм на 1 кВ номинального напряжения машины.
Во время наладки нормы контроля изоляции должны согласовываться с последними инструкциями и действующими правилами [Л. 9, 19, 25, 26]. При испытании больших (более 150 кВт) и высоковольтных машин желательно получить рекомендации от заводов-изготовителей.

Таблица 1-5
Допустимые сопротивления изоляции высоковольтных машин переменного тока, МОм

Величину сопротивления изоляции желательно измерять при нагретых машинах; следует иметь в виду, что замеры, выполненные при температуре ниже 10° С, совершенно не показательны.
Таблица 1-6
Допустимые сопротивления изоляции R,e машин постоянного тока, МОм

Сопротивление изоляции машины резко снижается по мере ее нагревания; степень снижения зависит от сорта изоляционных материалов, сорта применяемого при пропитке обмоток компаунда и конструктивных особенностей.

В некоторых справочниках для сравнения с нормами полученные значения сопротивления изоляции рекомендуется делить на два на каждые 20° С, недостающие до максимальной рабочей температуры.
Наименьшие допустимые (нормируемые) величины сопротивлений изоляции (R-60) высоковольтных машин переменного тока приведены в табл. 1-5, машин постоянного тока — в табл. 1-6.
Во время наладочных работ были собраны опытные данные, по которым сопротивление изоляции зависит от температуры в еще большей степени, чем указано в табл. 1-5 и 1-6.

В ответственных случаях следует произвести в порядке контроля нагревание машины до рабочей температуры и измерить сопротивление изоляции [Л. 9, 14, 27].
По опыту наладки нового, вводимого в эксплуатацию оборудования сопротивление изоляции машин, измеренное при температуре около 20° С, как правило, значительно превышает 1 МОм и лежит в пределах от 5 до 100 МОм.
Падение сопротивления изоляции обмоток ниже указанных значений вызывается разными причинами: проникновением в толщу изоляции влаги, поверхностной влажностью или оседанием токопроводящей пыли на выводах, обмотках и коллекторе машины.
В этих случаях рекомендуется произвести следующее:
а) продуть машину и почистить салфетками выводы обмоток, торец коллектора, изоляционные детали щеткодержателей; произвести повторное измерение изоляции;
б) если окажется, что очистка деталей не помогла, произвести поверхностную сушку обмоток и их выводов с помощью воздуходувки, а затем провести контрольное измерение изоляции.

У машин, находившихся в длительной эксплуатации, причиной низкой величины сопротивления изоляции может явиться попадание токопроводящей пыли вместе с маслом в обмотку или изоляционные детали, что не удается выправить продувкой и протиркой.
Для того чтобы отличить такое повреждение изоляции от общей увлажненности обмотки, следует произвести измерение сопротивления изоляции мостиком Уитстона при двух направлениях тока в контролируемой цепи. Если низкое сопротивление изоляции вызывается токопроводящей пылью, то мостик при обоих измерениях покажет одинаковые результаты. При неодинаковых показаниях наиболее вероятной причиной можно считать проникновение в обмотку влаги и образование гальванической э. д. с., которая и создает разные показания при измерении мостиком. Для повышения сопротивления изоляции необходимо удалить попавшую в машину вместе с маслом пыль путем промывки изоляции ксилолом, толуолом или иным сильным растворителем. Данная операция должна выполняться квалифицированным персоналом и, как правило, требует полной разборки машины [Л. 11, 14].
Как правило, электрические машины мощностью до 100 кВт и напряжением до 380 в включаются без сушки, даже в тех случаях, когда их сопротивление изоляции менее 1 МОм. Из практики наладки и эксплуатации известно, что асинхронные двигатели вспомогательных приводов, включающиеся иногда при изоляции 100 ком и ниже, в ходе работы постепенно подсушивались и затем служили много лет безотказно. Однако включение при пониженной величине сопротивления изоляции машин, не прошедших испытания повышенным напряжением, допустимо только в тех случаях, когда имеются запасные машины и стоимость подвергаемой риску машины несравненно ниже технико-экономических потерь из-за простоев оборудования.
Показания мегомметра зависят от длительности приложения напряжения к обмоткам. В упрощенной форме это явление можно объяснить следующим образом: при неувлажненной изоляции во время подачи напряжения емкость машины постепенно заряжается, ток зарядки (ток утечки) снижается и мегомметр показывает увеличение сопротивления изоляции (рис. 1-23,а). В случае увлажненной изоляции и при наличии каких-либо токопроводящих дорожек (например, по слою пыли или по каналу пробоя) показания мегомметра быстро устанавливаются и перестают возрастать.
Отношение показаний мегомметра после 60-секундного приложения напряжения к показаниям 15-секундного замера называется коэффициентом абсорбции Ка=R60/R15. Эта величина позволяет более полно оценить фактическое состояние изоляции и нормируется в пределах 1,1 1,3.

Рис. 1-23. Показания мегомметра и данные испытаний изоляции повышенным напряжением.
а—зависимость сопротивления изоляции RB3 от времени ( приложения напряжения мегомметра; б — зависимость коэффициента абсорбции Ка от температуры испытуемой машины; в — примерные кривые зависимости токов утечки /у я сопротивления изоляции /?из электрических машин от приложенного выпрямленного напряжения £/и/Г/н; 1с — характеристики высоковольтных крупных машин при сухой (неувлажпенной) изоляции; 1е — то же, что /с, ио при влажной изоляции; 2с, 2в — характеристики крупных машин напряжением до 800 в; Зс, Зв — характеристики машин средней и малой мощности напряжением 380 в ,(при переменном токе) и 220 в (при постоянном токе).

Читайте также:  Приборы для измерения коэффициента трения скольжения

Вместе с тем следует учесть, что величина Ка даже при хорошем состоянии изоляции в значительной степени зависит от температуры машин и вида примененных изоляционных материалов. Пользуясь материалами некоторых справочников и обобщая опыт многочисленных замеров, зависимость Ка=f(τoС) можно характеризовать кривыми, приведенными на рис. 1-23,б.
В том случае, когда при проверке машины высокого напряжения мегомметр показывает пониженное сопротивление изоляции (менее 1 МОм на 1 кВ) и коэффициент абсорбции ниже 1,2, перед наладчиком возникает ответственная задача: допустимо ли подвергнуть машину испытанию повышенным напряжением, можно ли разрешить ее включение на рабочее напряжение или сначала необходимо произвести тщательную сушку обмоток.
В подобных затруднительных случаях оценку состояния изоляции можно провести по характеру роста тока утечки при постепенном увеличении испытательного выпрямленного напряжения. Для этой цели можно использовать кенотронный аппарат, присоединяя его попеременно к каждой испытуемой обмотке и определяя токи утечки при подъеме испытательного напряжения по ступеням (0,5—1—1,5—2—2,5 )Uн. На каждой ступени напряжения необходимо делать выдержку в течение 1 мин и, записав величину тока утечки (в конце выдержки), отключить обмотку от трансформатора. Затем следует произвести разрядку испытуемой обмотки на корпус, сделать выдержку около 2 мин и испытуемое напряжение повысить вновь, но уже до более высокой ступени.
В процессе испытания следует составить график зависимости токов утечки и сопротивления изоляции от испытательного напряжения. Последнее определяется из отношения Rиз=Uн/Iу в/мка. Если на какой-либо ступени сопротивление изоляции снизится по сравнению с результатом предыдущего измерения более чем на 30%, дальнейшее повышение напряжения следует производить более плавно (например, по 0,25Uн). В тех случаях, когда при дальнейшем испытании величина сопротивления изоляции снизится в 3—4 раза по сравнению с величиной, полученной при 0,5 Uн, изоляцию надо считать недопустимо влажной. Такая машина должна быть подвергнута сушке. На рис. 1-23,в в качестве примера представлены экспериментальные кривые токов утечки Iу и характеристики сопротивления изоляции Rиз, полученные при испытании пяти крупных электрических машин. Машины с соответствующими кривыми I, II и III можно считать выдержавшими испытание; машины с кривыми IV и V нуждаются в сушке.
Сушка машин производится различными методами, описанными в пособиях по монтажу [Л. 11, 13 и др.]. Наиболее часто монтажные организации сушат машины методом наружного обогрева с помощью воздуходувок или грелок. При этом ближайшие к источнику тепла части машины не должны нагреваться более 80— 100° С. Однако такой способ сушки мало экономичен и не всегда дает результаты, так как машина нагревается неравномерно и в отдельных частях обмотки влага остается «закупоренной».
Широко применяется индуктивный метод сушки, не связанный с прохождением токов в обмотках; под действием вихревых токов тепло выделяется в корпусе, на валу и в остальных массивных частях машины. Во время нагревания машины сопротивление изоляции сначала снижается, а затем по мере удаления влаги постепенно повышается и, наконец, устанавливается примерно постоянным.
При прогревании до температуры 75—небольшие машины высушиваются обычно за 15—20 ч, средние— за двое суток, а крупные —за пять-шесть суток. Однако наблюдались случаи, когда сушка крупных машин высокого напряжения в течение 10—12 суток при 80° С не давала результатов. Причиной этого являлась закупорка влаги между слоями пропитанной изоляции и токоведущими частями обмоток. Опыт показал, что последующий подъем температуры при прогревании до 95—100° С позволил удалить оставшуюся влагу за 10— 15 ч.
У машин мощностью до 100 кВт сушку, как правило, можно прекращать, когда сопротивление изоляции обмоток, нагретых до 60—70° С, достигает 0,2—0,5 МОм и держится примерно неизменным 1—2 ч.

Источник