Измерение уровня шума жилых помещениях

Содержание
  1. Измерение уровня шума жилых помещениях
  2. Эквивалентные и максимальные уровни звука в дневное и ночное время
  3. Максимальный уровень звука в квартире днем и ночью: 55 и 45 дБА
  4. Когда допустимый уровень звукового давления ниже 30 дБА? – 5 дБА
  5. Чем регулируется процедура измерения уровня шума?
  6. Учет фонового шума при измерении уровня шума оборудования
  7. Необходимость учета экспертом фонового шума в судебной практике
  8. Разность между фоновым и измеренным уровнем шума оборудования меньше 3 дБА
  9. Процесс измерения шума в квартире. Исключение влияния постороннего шума
  10. Можно ли измерять уровень шума в квартире не только в жилой комнате, но и в кухне?
  11. Последовательное исключение отдельных источников шума
  12. Расстояние от шумомера до тела человека. Наличие штатива
  13. Сведения о компетенции экспертов
  14. РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
  15. РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
  16. Об измерении уровня шума в жилых помещениях — RSS
  17. Об измерении уровня шума в жилых помещениях
  18. Об измерении уровня шума в жилых помещениях

Измерение уровня шума жилых помещениях

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Измерение уровня шума дБА в квартире. Процедура. Судебная практика
  • Вернуться к началу обзора: «Допустимый уровень шума в квартире. Измерение, ответственность. Судебная практика»

Допустимый уровень шума — это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму (п. 3.4 СН 2.2.4/2.1.8.562-96).

Эквивалентные и максимальные уровни звука в дневное и ночное время

Согласно п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки следует принимать по таблице 3 (приложение к СН), согласно которой в жилых комнатах квартир эквивалентные и максимальные уровни звука:

  • с 23.00 до 7.00 часов (ночью) не должны превышать 30 и 45 дБА;
  • с 7:00 до 23:00 часов (днем) не должны превышать 40 и 55 дБА.

Аналогичные показатели допустимости уровня звукового давления указаны в Приложение N 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64

Максимальный уровень звука в квартире днем и ночью: 55 и 45 дБА

О максимально допустимых уровнях звука в комнатах квартир указывается и в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в п. 26 которого указано:

В жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток 55 дБ, в ночное — 45 дБ. При этом допустимые уровни шума, создаваемого в жилых помещениях системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, должны быть ниже на 5 дБА указанных уровней в дневное и ночное время суток.

Когда допустимый уровень звукового давления ниже 30 дБА? – 5 дБА

Уровни звукового давления в октавных полосах частот в дБ, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА для шума, создаваемого в помещениях и на территориях, прилегающих к зданиям, системами кондиционирования воздуха, воздушного отопления и вентиляции и другим инженерно-технологическим оборудованием самого здания, следует принимать на 5 дБА ниже (поправка = минус (-) 5 дБА), указанных в приложении 3 к настоящим санитарным правилам (поправку для тонального и импульсного шума в этом случае принимать не следует) (пункт 6.1.3. СанПиН 2.1.2.2645-10).

Например, производится измерение (в ночное время) уровня шума, создаваемого работой лифта, либо системой вентиляции, кондиционирования, отопления и проч. Шумомер показал значение в 29 дБА эквивалентного уровня звука (при допустимом 30 дБА, согласно приложению 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10). Превышение или нет?

Исходя из положения п. 6.1.3. СанПиН 2.1.2.2645-10, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА, следует принимать на 5 дБА ниже, соответственно, допустимым уровнем звука будет являться 25 дБА, т.е. налицо превышение допустимого уровня звука.

Чем регулируется процедура измерения уровня шума?

Порядок, процедура измерения уровня шума предусмотрена Методическими указаниями. МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», утвержденными Роспотребнадзором 05.04.2007 года (далее – МУК).

Несведущего в технических вопросах гражданина вряд ли заинтересуют сложные формулы для расчета показателей уровня шума, а вот некоторые общие правила определения шумового влияния разных источников понять не сложно. Нередко из-за их несоблюдения результаты измерений впоследствии отвергаются судом как доказательства, не являющиеся достоверными.

Учет фонового шума при измерении уровня шума оборудования

Пожалуй, главным условием для правильной оценки шумового влияния различных источников, является учет влияния фонового шума. Фоновый шум в некоторых случаях может даже превышать шум оборудования, находящегося в доме и не учитывать данный фактор нельзя.

Необходимость учета экспертом фонового шума в судебной практике

Речь идет об учете фонового шума от источников, находящихся в непосредственной близости от жилого дома, например, трамвайных путей, парковки автомобилей, киосков, АЗС и т.д. (об учете влияния фонового шума см. таблицу 1 Методических указаний, п.п. 2.7. – 2.16 МУК ) . Примеры из судебной практики:

1. Предписание Роспотребнадзора о снижении уровня шума магазина признано судом незаконным

Управлением Роспотребнадзора Обществу выдано предписание о необходимости в своей деятельностью (работой магазина на первом этаже жилого дома) не ухудшать условия проживания людей в жилом доме: провести мероприятия по снижению уровня шума от работы холодильного оборудования торгового зала, холодильных камер, компрессора продовольственного магазина.

Общество не согласилось с указанным предписанием, обжаловало его в суд.

Суд отказал в признании предписания незаконным по следующим основаниям.

Как следует из экспертного заключения, при работе оборудования магазина превышены предельно допустимые уровни звукового давления. Вместе с тем, заключение эксперта и его показания являются неполными. В заключении не указано, куда выходят окна этого помещения (во двор, на дорогу), наличие или отсутствие иных источников шума, и периодичность замеров в указанные в заключении периоды времени. Окна жилого помещения квартиры выходят на проезжую часть, где также располагаются трамвайные пути, в непосредственной близости находятся: парковка автомобилей, киоски, АЗС; на пятом этаже установлен кондиционер. Однако уровень шума от указанных объектов из материалов дела установить не представляется возможным (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2014 г. по делу N А45-22660/2013).

2. Заключение специалиста о превышении уровней шума в отсутствии измерений фонового шума свидетельствует о существенном нарушении требований МУК, о чем свидетельствует и судебная практика

Например, предписание административного органа признано недействительным по следующим основаниям: суд апелляционной инстанции указал, что при измерении уровня шума допущены нарушения методических указаний «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. МУК 4.3.2194-07».

В силу пункта 2.6 названных методических указаний измерение шумового влияния оборудования надлежало провести сначала при включенной системе котельной, а затем в тех же точках при выключенной (измерение фонового шума).

В кассационной жалобе управления отсутствуют доводы о том, что проведенное измерение шума соответствует методическим указаниям, разработанным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что административный орган не доказал превышение шума в указанном жилом доме от работы котельной (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2013 по делу N А32-21997/2012)

Разность между фоновым и измеренным уровнем шума оборудования меньше 3 дБА

Как понимать положение МУК: «Если разность между измеренным и фоновым уровнем шума менее 3 дБА, то использовать результат измерения недопустимо»?

В том случае, когда измеряется уровень шума в квартире жилого дома, расположенного в черте большого города, то фоновый уровень шума будет существенным, особенно, если речь идет о доме расположенном вдоль центральных улиц и магистралей. Кроме того, фоновый шум складывается из множества других разночастотных звуков, не всегда отчетливо различимых человеческим ухом. Это функционирование и жизнедеятельность города: все виды транспорта, работа оборудования как в близлежащих домах и предприятиях, так и удаленных, шум, вызванный действиями человека, природными явлениями, животными, птицами и т.д. Совокупность всего этого составляет фоновый шум.

Приведем пример. Жильцы жалуются на шум, излучаемый оборудолванием, находящимся внутри дома, а именно, систем принудительной вентиляции, используемой ООО для функционирования кафе и магазина.

Учитываем, что согласно п. 2.11 МУК, если источник шума располагается внутри здания, при проведении измерения в помещении окна и двери помещений должны быть закрыты.

Закрываем окна и двери. Проводим измерения. Для дневного времени суток допустимые значения уровня шума не превышены, а вот для ночного времени суток шумомер показал значение 29 дБА эквивалентного уровня звука (что больше допустимых 25 дБА согласно пункта 6.1.3. СанПиН 2.1.2.2645-10.

Измеряем фоновый уровень шума. Для этого отключаем систему принудительной вентиляции. Шумомер показал 27 дБА. То есть, разность между измеренным и фоновым уровнем шума составила менее 3 дБ, а значит, использовать результат измерения недопустимо.

Что означает на практике такая «недопустимость»? Это означает, что суд не сможет констатировать факт превышения допустимого уровня шума от работы оборудования и не сделает вывод о нарушении прав граждан; не обяжет ответчика устранить допущенные нарушения, поскольку разница между фоном и шумом от источника настолько невелика, что это должно восприниматься по смыслу МУК 4.3.2194-07 скорее как погрешность.

Процесс измерения шума в квартире. Исключение влияния постороннего шума

В п. 2.7. МУК указано, что измерения шума следует проводить не менее чем в трех точках, не ближе 1 м от стен и не ближе 1,5 м от окон помещений на высоте 1,2 — 1,5 м от уровня пола.

При этом, согласно п. 2.10 МУК, во время измерений в помещениях должны быть выключены радио- и телевизионные приемники и другое оборудование, создающее посторонний шум.

Измерения уровня шума проводят отдельно в дневное и ночное время (п. 2.15 МУК).

Можно ли измерять уровень шума в квартире не только в жилой комнате, но и в кухне?

Полагаем, что измерения в кухне не дадут объективный результат по следующим основаниям.

Как правило, в кухнях жилых домов проходят стояки холодного, горячего водоснабжения, канализации, отключение которых невозможно по определению. Полагаем, что проведение измерения на кухне (при наличии другой комнаты или комнат) не основан на требованиях вышеуказанного п. 2.10 МУК, тем более учитывая, что в ночное время граждане в большинстве своем находятся в спальной комнате (если измерения проводятся в ночное время).

Более того, в кухне, как правило, расположена бытовая техника: как минимум, холодильник (является основным источником шума не только в кухне, но, нередко и во всей квартире), как максимум, еще несколько единиц бытовой техники, которая даже в режиме «ожидания» (подключенная к электросети) излучает шум.

В протоколе измерения должны содержаться сведения об отключении перед проведением измерений всей бытовой техники, находящейся в помещениях.

Также в протоколе измерений шума обязательно должны присутствовать сведения о положении окон и дверей в момент проведения замеров (например, что окна и двери были закрыты, если источник шума располагается внутри здания).

Последовательное исключение отдельных источников шума

Итак, представим, что жильцы квартир жилого дома жалуются на превышение шума в их квартирах от работы оборудования. При этом, в доме функционирует и, соответственно, «шумит» самое разное оборудование. Это и система вентиляции и наружные блоки кондиционеров, и система отопления и лифты и, может быть, что-то еще.

Следует определить какое именно оборудование создает дискомфорт жильцам дома и только потом уже суд по искам жильцом обяжет его либо демонтировать, либо провести шумоизоляцию.

На этот счет есть указания в МУК 4.3.2194-07.

Согласно п.п. 1.8. 1.9. указанных Методических указаний, оценка уровня шума на соответствие гигиеническим нормативам проводится с учетом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию. При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, установленные настоящими методическими указаниями… Для оценки вклада отдельных источников шума в общую акустическую обстановку необходимо проводить измерения уровня звука (звукового давления), последовательно включая или исключая отдельные источники шума.

Расстояние от шумомера до тела человека. Наличие штатива

Согласно п. 1.13 Методических указаний микрофон шумомера должен быть направлен в сторону основного источника шума и удален не менее чем на 0,5 м от человека, проводящего измерения.

Из протокола измерений шума может следовать, что использовались, к примеру, анализатор шума и вибрации «Ассистент Тотал» и рулетка металлическая. А ссылка на использование штатива в протоколе отсутствует. То есть, при проведении измерений, анализатор шума и вибрации находился у эксперта в руке (по крайней мере предположить иное затруднительно).

Между тем, данное обстоятельство также влияет на полученные при измерениях величины.

Например, признавая протокол измерений шума ненадлежащим доказательством, суд указал следующее:

«..ссылка на то, что при измерении уровня шума применение штатива не является обязательным, поскольку это не предусмотрено Методическими указаниями, подлежит отклонению, т.к. принципиальным является не наличие (отсутствие) штатива при измерении, а расстояние от шумомера до тела человека, производящего замеры, поскольку акустические волны, отраженные от плоскости груди, могут наложиться на мембрану микрофона шумомера и тем самым создать дополнительное звуковое давление, искажающее результаты измерения.

В данном случае, Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области не представлено доказательств того, что в отсутствии штатива лицо, проводящее замеры шума, соблюдало установленную Методическими указаниями дистанцию 0,5 м». (см. Решение Оренбургского областного суда от 01.11.2012 по делу N 12-165-2012).

Сведения о компетенции экспертов

Отсутствие в протоколе измерений шума сведений о компетенции проводящих измерения специалистов, является дополнительным основанием для сомнений в достоверности доказательства. На это также обращают внимание суды.

Например, приходя к выводу о том, что протокол измерений уровней шума не является достоверным доказательством, суд сослался на то, что измерения шума от строительных площадок проводились без учета общего фона, а также указал, что «в протоколе измерений отсутствуют сведения об эксперте, подписавшем его, его компетенции, стаже работы, сведения о том, прошел ли он соответствующую аттестацию» (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2013 по делу N 11-12342).

Источник

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК

Об измерении уровня шума в жилых помещениях — RSS

Об измерении уровня шума в жилых помещениях

Об измерении уровня шума в жилых помещениях

В действующих санитарных правилах СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» изложены гигиенические требования к уровням шума в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки.

Предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука нормируются как в жилых комнатах квартир, так и на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам. При этом, допустимые уровни шума нормируются в зависимости от времени суток, то есть для дневного времени суток с 7 до 23 часов и для ночного – с 23 до 7 часов.

Уровни звука и эквивалентные уровни звука,

Максимальные уровни звука,

Жилые комнаты квартир

прилегающие к жилым домам

В последние годы продолжается рост числа источников физических факторов неионизирующей природы, неблагоприятно влияющих на условия проживания и здоровье населения на территории жилой застройки и в жилых помещениях.

Наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на среду обитания человека, является акустический шум, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать.

Ведущим источником шума в населенных пунктах, по-прежнему, является транспорт. Особенно остро проблема транспортного шума стоит в городах.

Кроме того, значимыми причинами повышенного уровня шума на селитебной территории и в жилых помещениях является функционирование встроено-пристроенных объектов и инженерно-технологического оборудования зданий, проведение строительных работ и эксплуатация строительной техники.

Жалоба на шум – основание для проверки

Обращения граждан, в том числе с жалобами на шум, специалистами Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Письменное обращение рассматривается в соответствии с компетенцией в течение 30 дней со дня его регистрации.

При поступлении жалобы на шум от работы объекта (магазин, кафе, мастерская и т.д.) проводится внеплановая проверка деятельности объекта в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» или в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При проведении проверки проводятся замеры уровней шума. При выявлении нарушений принимаются меры административного воздействия в виде административного штрафа или приостановки деятельности объекта или шумящего оборудования. Выдаются предписания об устранении выявленных нарушений и/или представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Контроль за выполнением выданных предписаний об устранении выявленных нарушений осуществляется специалистами Управления в форме внеплановой выездной или документарной проверки по истечении срока исполнения предписания.

В 2015 году в Управление поступило 168 жалоб населения на условия проживания, связанных с воздействием шума.

За 9 месяцев 2016 года поступило 117 обращений граждан, из которых в 30% были выявлены превышения гигиенических нормативов, то есть обоснованность претензий подтверждена лабораторно по каждой третьей жалобе.

Из общего количества поступивших жалоб 70% рассмотрены с применением инструментальных методов исследований.

Среди объектов — источников шума, являющихся основанием для жалоб, лидирующее место занимают предприятия общественного питания и торговли, имеющие значительное количество вентиляционного, холодильного оборудования, наружные блоки системы кондиционирования и охлаждения, а также встроенные (пристроенные) к жилым домам ночные клубы: доля обращений на шум от данных источников составила в 2016 году 31%.

Доля обращений на шум от строительных работ, эксплуатации строительной техники составила 25%, от спортивно-оздоровительных учреждений, встроенных и пристроенных к жилым домам – 14%, от транспортного шума – 11%, от систем отопления в отопительный сезон – 6%.

Если шумят соседи – обращайтесь в полицию

При поступлении жалоб на шум от соседей (громкая музыка, работа строительных инструментов и т.д.) с просьбой замерить уровень шума и принять меры к соседу, Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю измерения шума не проводятся, так как шумобусловлен (основание – требования п.1.19 Методических указаний МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях»):

— естественными и случайными явлениями;

— поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);

— подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;

— аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;

— обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;

— проведением массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);

— проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, о чем заявитель ставится в известность.

Контроль за нарушением тишины и покоя граждан не относится к компетенции Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

Законом Алтайского края от 10.07.2002 №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» протоколы об административном правонарушении за нарушение тишины и покоя граждан с 22 до 7 часов (административное правонарушение, посягающее на общественный порядок) составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органов местного самоуправления. Дела рассматривают административные комиссии при местных администрациях.

Источник

Поделиться с друзьями
Моя стройка
Adblock
detector