Меню

Измерение жидкости с помощью составной мерки



Измерение жидких веществ с помощью условной меры.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Тема: «Измерение жидких веществ с помощью условной меры»

Возрастная группа: подготовительная группа

Скачать:

Вложение Размер
izmerenie_zhidkih_veshchestv_s_pomoshchyu_uslovnoy_mery.docx 23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности:

Тема: «Измерение жидких веществ с помощью условной меры»

Возрастная группа: подготовительная группа

Голдабина Ольга Михайловна.

Тема непрерывной образовательной деятельности «Измерение жидких веществ с помощью условной меры».

Методы и приемы реализации содержания НОД

Словесный: беседа, обсуждение, вопросы к детям;

Наглядный: просмотр иллюстраций, ИКТ.

Практический: моделирование фигур из разных материалов.

Игровой: «Построй цифры в ряд», «Назови скорее»

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное».

Вид детской деятельности Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель : обучение измерению с помощью условной мерки.

Задачи воспитания: Воспитывать доброжелательное отношение друг к друг при работе в подгруппах, умение слушать и слышать друг друга, аккуратность при выполнении задании, воспитывать нравственные качества: доброжелательность, умение прийти на помощь, объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога.

Задачи развития: Развивать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать логику, воображение, умение делать выводы, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои ответы.

Задачи обучения: Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10. Развивать «чувство времени»; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут.

Личностные -Дети проявляют доброжелательное отношение друг к друг при работе в подгруппах, умение слушать и слышать друг друга.

Интеллектуальные Дети имеют представление о измерении жидких веществ с помощью условной меры.

Физические- У детей развита мелкая моторика рук и выработаны координированные действия во взаимосвязи с речью.

Организация среды для проведения непрерывной образовательной деятельности Конверт с заданиями, цифры от 1 до 10, условные меры, пряжа, счетные палочки, иллюстрации персонажей, ИКТ.

Подготовка к непрерывной образовательной деятельности в режимные моменты Беседы: «Различные способы и условные меры измерения жидких веществ».

Воспитатель. Доброе утро!

Дети. Доброе утро!

В . Все вы здоровы?

Д . Да! Мы здоровы!

В . Рада вас видеть!

Д . Рады вас видеть!

В . Что будем делать?

Д . Будем заниматься!

В . А потом играть и развлекаться!

Воспитатель : Ребята! Дети соседней группы №1 передали нам конвертик. Давайте посмотрим, что там находиться.

Ребята они просят нас помочь им разобраться с заданиями, которые им прислала учительница начальных классов.

Воспитатель : А мы можем им помочь? А как мы им можем им помочь? Дети выдвигают свои предположения решить задания.

Воспитатель : Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Назови скорее». Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать!

Какое сейчас время года? (Зима)

-Сколько дней в неделе? (семь)

— А что мы с вами изучаем на занятии по математике? (цифры).

Молодцы! Верно! А вот еще одно задание, которую нам с вами нужно решить.

А теперь присаживаемся за столы.

Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину» (счетный материал).

Воспитатель: у меня на столе расположены различные меры: стакан с отметкой, полоска бумаги, ложка. Кто из представленных персонажей очень любит пить молоко? (кот Матроскин, Незнайка и Буратино).

Дети: кот Матроскин из мультфильма «Простаквашино». Я предлагаю вам помочь коту Матроскину узнать, сколько в кувшине молока я приготовила для него. «Как узнать, сколько молока в кувшине?

Дети : нужно измерить.

Воспитатель : а чем можно измерить количество молока?

Дети : стаканом с отметкой.

Воспитатель : молоко надо наливать в стакан до указанной отметки и при переливании молока в миску, откладываем круги из счетного материала.

По окончании выполнения задания воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кругов у вас получилось? Что показывает полученное число?

Дети : Сколько стаканов молока было в кувшине.

А теперь к доске выходит Илья и обозначает цифрой количество молока в кувшине.

Воспитатель : молодцы! Справились с заданием! А теперь следующее задание.

Игровое упражнение «Моделируем фигуры»

Воспитатель: ребята, посмотрите книгу, которую прислал почтальон Печкин (показывает книгу) в ней собраны стихи о геометрических фигурах, но нет рисунков. Я предлагаю вам сделать эти фигуры, используя соответствующие материалы (веревка, счетные палочки, пластилин). Я читаю вам стихи, а вы выполняете задание.

Людям я старинный друг, Называют меня круг . Оглядись внимательно,

Увидишь обязательно: Притомишься – нет вопроса —Повезут тебя колеса!

Сделанные из веревки.

Дети моделируют круг с помощью веревки.

Помечтаем: на просторе Дует ветер вольный, Нас с тобой уносит в море

Парус треугольный . Смастерили мы его из счетных палочек.

Дети моделируют треугольник с помощью счетных палочек.

Спорят муравьишки Из-за яркой книжки:– Это круг!– Ну нет, квадрат!

Ты опять напутал, брат. Их рассудит каждый школьник: Книжка та – прямоугольник .

Дети составляют прямоугольник из счетных палочек.

Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат, Потому что я квадрат .

Из счетных палочек

По окончании выполнения задания дети перечисляют все геометрические фигуры.

А теперь давайте отдохнем . Физминутка (ИКТ).

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щеки руками)

лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Игровое упражнение «Построй цифры в ряд».

Воспитатель : у меня на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Вот только с ними приключилась беда:

Цифры в ссоре! Во те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Воспитатель : Я предлагаю вам сейчас взять себе по одной цифре и помирить наши цифры построив их в правильной цифровой последовательности. Я буду за спиной хлопать в ладоши, а вы будите про себя молча считать количество звуков и определять число, и у кого окажется соответствующая цифра, тот выходит в центр группы со свой цифрой.

Дети: выходят с соответствующей цифрой ( 3 хлопка – 3 цифра).

Воспитатель: Аналогичное задание проводится с остальными цифрами. А теперь Вам нужно на доске расположить Ваши цифры по порядку.

Воспитатель : Молодцы! Справились с этим заданием.

Ребята, какие вы молодцы! С большим интересом и вниманьем выполняли все задания, которые вам передала 1 группа. Хорошо отвечали на мои вопросы, были заинтересованы!

-Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

-Что было особенно интересно?

-Что нового вы узнали?

— О чем хотели бы узнать еще по этой теме?

-Что было трудным?

-Что понравилось делать больше всего?

Воспитатель : Наше с вами занятие подошло к концу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие позволяет:познакомить детей с измерением протяженных объектов с помощью условной меры;закреплять представления о составе чисел 2,3,4 из двух меньших чисел;автоматизоровать навыки счета .

Продолжать учить детей измерять сыпучие вещества, следить за полнотой меры.Продолжать учить уменьшать числа на 1 в пределах 10.Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной мерки; формироват.

Конспект Исследовательской деятельности «Измерение жидких веществ» для старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Направление: формирование элементарных математических представлений.Тема: «Измерение веществ с помощью условной меры».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП «Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Измерение длины предметов с помощью условной меры&raquo.

Задачи. Познакомить с правилами измерения объема жидких веществ с помощью условной меры; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; совершенствовать умение увеличивать (уменьшать).

Источник

Измерение жидких и сыпучих тел условной меркой

Любовь Клепикова
Измерение жидких и сыпучих тел условной меркой

Цель: Формирование умения определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки.

Дать понятие «условная мерка». Учить детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве. Формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда. Показать значение измерительной деятельности.

Развивать познавательную активность, крупную и мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, речь, умение излагать результаты исследования, рассуждать, доказывать.

Воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Практические – проблемная ситуация, опытно-экспериментальная деятельность.

Наглядные — рассматривание, наблюдение, демонстрация способов действия.

Словесные — объяснение, напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Игровой — использование сюрпризных моментов.

Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

два сосуда с жидкостями; два стакана, два таза; емкости с мукой, солью, сахаром, рисом, гречкой, пшеном; разные виды условных мерок (рюмка, ложка)

Три сосуда различной величины для измерения сыпучих веществ, тарелочки с гречкой, различные мерки (стаканчики, ложечки) крупа, сосуды, наборы фишек и цифр.

Предварительная работа: Экспериментальная деятельность,чтение художественной литературы: сказки братьев Гримм «Горшочек каши».

Словарная работа: Объем, емкость, условная мерка, сыпучие, мерить, измерять, сыпать.

Работа с родителями: Покупка в магазине круп, участие детей в приготовлении каши.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать готовность к совместной деятельности, аккуратность, самостоятельность.

Речевое развитие: продолжать учить согласовывать числительные с существительными, отражать результат практической деятельности в речи, способность понимать словесную инструкцию.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности: продолжать знакомить со способами практического обследования объектов, развивать внимание, способность к анализу и сравнению.

Физическое развитие: Закреплять умения действовать по сигналу, правильно выполнять рекомендуемые движения.

Технологии: здоровье-сберегающие, проблемные, исследовательские, игровые, социально-личностные.

Ход НОД

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня рано утром к нам в группу заглянул яркий весенний лучик солнца. Он подарил мне частичку своего тепла и радостное настроение. Я хочу поделиться всем этим с вами, дети. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, покажем мимикой своё хорошее настроение и попытаемся сохранить его таким на весь день.

В светлый день и добрый час, математика у нас.

2. Математическая разминка.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно –покачайте головой:

— утром солнышко встает;

— по утрам нужно делать зарядку;

— днем ярко светит луна;

— утром дети идут в детский сад;

— ночью люди обедают;

— вечером вся семья собирается дома;

— в неделе 7 дней;

— за понедельником следует среда;

— после субботы идет воскресение;

— перед пятницей стоит четверг;

— всего 5 времен года;

— весна наступает после лета;

— февраль – весенний месяц.

3. Определение количества воды в одинаковых прозрачных сосудах.

Воспитатель рассказывает детям отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше.

Воспитатель показывает два непрозрачных кувшина: в голубом — голубая вода, в розовом — розовая.

Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают. (На глаз сравнить нельзя, т. к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т. п.).Вместе с педагогом дети решают: надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится посуда, куда будет сливаться измеренная вода.

Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине.

Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды,и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше.

— Как вы считаете, почему стакан мы назвали «условной меркой»?

Выбирали мерку- предмет, который будет служить для измерения, а условной она называется потому что, мы условились, договорились, что измерять будем ею.

— Какие еще жидкости вы знаете?

— Для чего нужно измерять жидкости?

4. Физкультминутка с изображением происходящих действий.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (Руки под щеку).

5. Определение объема сыпучих объектов с помощью мерок.

В двух стаканчиках разной формы насыпана гречневая крупа, рядом на столе находятся различные предметы (квадраты, палочки, линейка, стаканчик, ложка).

— Что теперь перед вами?

— Скажи, в каком стаканчике гречневой крупы больше?

— Что нужно сделать, чтобы это узнать?

— Чем можно измерить гречневую крупу?

Дети перебирают все предлагаемые мерки и приходят к выводу, что измерить гречку удобнее всего рюмкой или ложкой.

— Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).

Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

— Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.

— Какой должна быть мерка? (Полной, ровно по краям).

— Что делаем, когда отмеряем полную мерку? (Выставляем фишку).

— Сейчас вы будете самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.

— Как узнать, сколько получилось мерок крупы? (Надо сосчитать фишки).

(Дети считают количество фишек, обозначают цифрой).

— Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 4 рюмочки. Тот, у кого получилось 4 рюмочки, измерили правильно.

— Почему у вас получились разные ответы? (Неправильно измеряли, неправильно наполняли условную мерку. Результат зависит от правильного заполнения мерки).

— Какие правила измерения вы узнали? (Можно измерять рюмкой. Рюмка – это условная мерка, но она должна быть правильно наполненной).

— А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить гречку? (Можно, но долго).

Сделав это одним и другим, они определяют, где гречки больше, а где меньше и убеждаются в том, что при измерении ложкой мерок получается большее количество, чем при измерении рюмочкой.

— Подумайте, сколько кукол можно накормить кашей, если для каждой порции нужна одна ложка крупы? Скольким покупателям хватит крупы, если каждому продавать по одной рюмке?

— Какие сыпучие вещества вам еще знакомы?

— Когда и зачем нам необходимо их измерять?

6. Гимнастика для глаз.

Упражнение «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем — вправо, затем — вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

— Дети, понравилось ли вам занятие?

— Что было трудно? Когда вы будете использовать полученные знания?

— Как вы считаете, кто был самым активным на занятии и без чьей помощи нам бы не обойтись?

— А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас всё получилось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствуете себя не уютно, у вас что-то не получилось, тогда «тучку».

(Дети берут «солнышко» или «тучку» и поднимают).

8. Рефлексия «Спасибо за приятное занятие»

— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему,пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго,пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Измерение с помощью условной мерки Задачи: Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Измерять длину с помощью условной мерки. Материал: миска с рисом (не.

Конспект НОД «Измерение предметов» Конспект НОД «Измерение предметов» «Введение в математику» образовательная область «Познание» подготовительная к школе группа Воспитатель.

Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: «Приемы измерения жидких тел» Программное содержание: Познакомить детей с приемами измерения жидких тел, подвести детей к пониманию зависимости результата измерения от.

Конспект урока физики, 7 класс, тема «Измерение температуры.» Тема : » Измерение температуры» Цель урока:учить измерять температуру тела, воздуха, воды; повторить виды термометров и их устройство, использование.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» .

Мастер-класс «Наглядное пособие «Гусеница геометрических тел» своими руками» Все занятия по ФЭМП строятся на наглядности. Наглядность способствует лучшему усвоению знаний и установлению связи их с жизнью, с практикой.

Математический кейс. Подготовительная группа. Тема: «Измерение длины». Подготовительная группа Тема: «Измерение длины» Программное содержание: Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной.

Проект «Измерение величин в подготовительной группе» Проект «Измерение величин в подготовительной группе». Актуальность. Познавательно – исследовательская деятельность развивает у ребёнка.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Плавание тел. Изготовление кораблика» Совместная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Воспитатель: Гадаборшева Елена Сергеевна. Д/сад.

Конспект занятия «Замерзание жидких веществ» Цель исследования: 1. Определить различия в замерзании различных жидких веществ. 2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

Источник

Читайте также:  Измерение тангенса угла диэлектрических потерь реализуется вольтметром