Как делать измерения линейкой

Линейка, навыки работы с линейкой
статья по математике (подготовительная группа)

Предлагаю Вам научить ребенка пользоваться линейкой. Ведь работа с линейкой способствует развитию мелкой моторики кисти ребенка, укреплению мышц его пальцев. Во время измерения у дошкольников формируется опыт дифференцированной оценки длины, ширины, высоты, размера предмета в целом.

Скачать:

Вложение Размер
lineyka.doc 724.5 КБ

Предварительный просмотр:

Линейка, навыки работы с линейкой .

Предлагаю Вам научить ребенка пользоваться линейкой. Ведь работа с линейкой способствует развитию мелкой моторики кисти ребенка, укреплению мышц его пальцев. У Детей развивается умение координировать движение руки и глаз, которое является, непременным условием точности при выполнении измерений. Во время измерения у дошкольников формируется опыт дифференцированной оценки длины, ширины, высоты, размера предмета в целом. Происходит становление определённого уровня развития счётных умений и количественных представлений, развивается способность к обобщению, являющаяся важным фактором осмысления сущности измерения, развивается умение давать словесные отчёты об измерении, его результате.

Когда происходит сравнение двух результатов измерения, у дошкольников углубляются представления о связях и отношениях между числами. И самое главное: в процессе выполнения заданий в тетради у детей формируются универсальные предпосылки учебной деятельности.

Для начала нужно объяснить ребенку, что линейка – это математический прибор для проведения прямой линии и измерения небольших расстояний .

Покажите линейку. Хорошо, если у Вас есть линейки, изготовленные из различных материалов – дерево, пластмасса, сталь и др. Не беда, если только одна линейка. Просто скажете, что бывают линейки из различных материалов.

Предположим, у Вас деревянная линейка.

Объясните, что внешне линейка – это тонкая (не извилистая) полоска из дерева, на которую нанесены деления и написаны числа.

Покажите ее, дайте пощупать, покажите нанесенные деления и скажите, что они нужны для измерения расстояния.

Вместе с ребенком прочитайте цифры и числа, написанные на линейке.

Скажите, что ни одно число не пропускается.

Обратите внимание ребенка, что возле каждого числа нарисована большая черточка и расстояния между большими черточками (а значит и между числами) равны.

Объясните, что расстояния между каждым числом от одного большого деления до другого называется сантиметр .

Сантиметр имеет одинаковую длину всегда и на любых линейках и не зависит от размера линейки – большая она или маленькая. Если у Вас есть несколько линеек, докажите это ребенку, наложив одну линейку на другую и пусть он сам увидит, что большие черточки совпадут, а значит, сантиметры равны на любой линейке. Скажите, что во всем мире сантиметр имеет одинаковую длину.

А теперь научите пользоваться линейкой .

Измерение расстояния линейкой

Для этого поставьте на тетрадном листе две точки.

Положите линейку на тетрадь и подвиньте ее так, чтобы большая черточка на ней, стоящая возле 0, совпала с точкой на тетради. Теперь линейку совместим со второй точкой. Число на линейке, стоящее возле второй точки, будет показывать расстояние между точками. Например, 5 сантиметров.

Потренируйте ребенка для измерения расстояния. Ставьте точки так, чтобы расстояние измерялось целым число сантиметров.

Через день-два объясните, что чуть меньшая черточка посередине сантиметра отмеряет его половину, а еще чуть позже расскажите, что совсем маленькие черточки отмеряют миллиметры и расстояние между ними называется миллиметр.

Посчитайте, сколько миллиметров в одном сантиметре – десять.

— А в половине сантиметра?

Чертим прямую линию и отрезок

Положите линейку на лист бумаги разграфленной стороной вверх и придерживайте ее левой рукой (или правой, если ребенок левша).

Поставьте карандаш вертикально к линейке и проведите линию, держа карандаш так же вертикально, не отрывая его от линейки.

Не надо сильно нажимать на грифель, иначе он поломается или порвет бумагу.

Объясняйте все это ребенку.

Проведя линию, оторвите карандаш от бумаги и линейки и уберите линейку.

Получили прямую линию.

Научите ребенка чертить прямую линию.

1) Карандаш всегда должен быть остро подточенным!

2) Подточенный острый конец карандаша всегда надо держать

Постоянно обращать внимание ребенка на эту технику безопасности и не оставлять его одного во время черчения.

Пришло время научить ребенка соединять отрезком, прямой две точки на бумаге.

Для этого надо поставить карандаш вертикально в левую точку (или в правую, если ребенок левша).

Снизу к карандашу подставить вплотную линейку разграфленной стороной и поворачивать другой конец линейки так, чтобы она подошла ко второй точке. Как только линейка совместилась со второй точкой, надо провести карандашом прямую линию вдоль линейки (как только что мы научились) до второй точки (дальше второй точки не вести).

Оторвать карандаш от бумаги, убрать линейку.

Мы соединили две точки.

Получили отрезок , потому что наша прямая ограничена с двух сторон точками, она не идет дальше этих точек.

Значит, отрезок – это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1) не забываем заниматься предыдущим изученным материалом;

2) Ребенок должен знать:

а) для чего нужна линейка;

б) как называется расстояние между двумя соседними длинными

черточками на линейке (между двумя соседними числами);

в) как называется расстояние между двумя соседними самыми

маленькими черточками на линейке;

г) уметь комментировать порядок своих действий при определении

расстояния между точками;

д) уметь комментировать порядок своих действий при черчении

прямой линии и отрезка. Поэтому он должен всегда проговаривать

Источник

Что такое линейка? Понятие, длина, пример измерения. Виды линеек и их названия

Автор(ы) Коротков Данил,8 класс.
Возраст 12—15 лет
Учебное заведение ДШИ №46; г.Кемерово,Кемеровская область,Россия
Материалы Деревянная линейка, карандаш, черная гелевая ручка,красный фломастер.
Педагог Горбаченко Лариса Валериевна
Тема работы 17 декабря

День деревянной линейки.

Пенал школьника наполнен всегда разными канцелярскими принадлежностями, необходимыми для уроков. Несомненно, в их числе вы увидите линейку. Разные по внешнему виду, алюминиевая, деревянная или пластиковая, она поможет отмерить точное расстояние и начертить ровную линию. Линейкой пользуются не только школьники – в процессе обучения она нужна студентам, преподавателям, работникам сфер, где часто нужно делать чертежи, для бухгалтеров, строителей и многих других.

Немного из истории линейки Большинство историков на протяжении долгих десятилетий были уверены, что линейка, в ее современном виде – со шкалой в сантиметрах и миллиметрах, имеет возраст не менее двухсот лет. Однако найденный при раскопках древней Помпеи аналог линейки, знакомой всем школярам, заставил ученых задуматься. Откуда она появилась, какая история ее происхождения? В древнее время линейки выглядели аккуратно оструганными и отшлифованными дощечками. Их помощь была необходима древним архитекторам в процессе создания чертежей своих великих творений.

Есть факты, что в средние века немецкими монахами также были изобретены своего рода линейки. Они были в виде разметок линий и колонок на листах, которые делались при помощи специальных свинцовых пластинок. Во многих странах Европы линейки имели несколько иной вид. Это были железные прутья – «шильца». В русских писцов также существовал свой вид линеек, который они назвали «правильца».

Линейка, которой сейчас широко пользуемся мы, появилась в послереволюционной Франции. Тогда лучшим академикам было поставлено задание разработать новый улучшенный вид линейки с новой системой мер. Как же была придумана такая система мер? Оказалось все очень просто. Лучшие умы подсчитали и поделили ее на сантиметры и миллиметры. Сантиметр – это сорокамиллионная часть географического меридиана, который проходит через Париж, а миллиметр – это десятая часть сантиметра.

Сначала французскими академиками было изготовлено две линейки. Они были сделаны из платины и имели длину 1 метр, а ширину 25 миллиметров. Такое размеры сразу же получили название «республиканский метр».

Долгие столетия линейка являлась атрибутом состоятельных людей. Дальше началось изготовление линеек из дерева, но они были доступны только ученым. Постепенно они стали доступны и широким массам. Линейки начали производить для студентов. А, XIX века эта полезная вещь начала входить в обиход школ.

В 1812 году такие «республиканские» линейки попали в Россию как военный трофей. Но, их производство в нашей стране было налажено с 1899 года. Инициатором стал Дмитрий Иванович Менделеев. Именно этот великий химик посодействовал тому, чтобы в России была внедрена метрическая система мер, а с нею и линейка. Вот с этого времени линейка и вошла в широкий обиход многих в нашей стране и по всему миру. https://nauchi23.ru/articles/nid6

Но, на этом история деревянной линейки не закончилась… Студенты в наше время сделали деревянную линейку электронной. Электронную чертёжную линейку Electronic Ruler, которая выглядит и «работает» почти как традиционная деревянная, изготовили двое израильтян. Авторы – студенты Шей Шафранек (Shay Shafranek) из Иерусалима и Одед Вебман (Oded Webman) из Тель-Авива, проходящие обучение в Берлине, в рамках проекта университета искусств Design Reaktor. По всей длине (а это 15 см) внутри электронной линейки расположен ряд резисторов. И когда карандаш «проезжает» контакты один за другим, меняется общее сопротивление цепи. Его измеряет «бортовая» электроника линейки и выдает на «дисплей».

Таким образом в реальном времени можно видеть длину прочерчиваемой линии или измерять расстояние между точками. Включается, выключается и обнуляется Electronic Ruler нажатием единственной кнопки. Шей и Одед подчёркивают, что не делают замену обычной линейке. Они хотят добавить в процесс измерения и черчения новизны, простоты и веселья, а это, по идее, должно понравиться и школьникам, и профессиональным архитекторам. На сегодняшний день готов полнофункциональный опытный образец, появлению которого предшествовали менее удачные прототипы. Ребята надеются – их электролинейка доберётся до серийного производства, тем более что в проекте Electronic Ruler участвует немецкая компания Britze Elektronic. https://www.membrana.ru/particle/13943

Типы линеек [ править | править код ]

В течение длительного времени линейки изготавливались из различных материалов и в различных размерах. Линейки обычно производят из пластика или дерева, реже из металлов. Пластмассы также использовались с момента их изобретения; их можно отливать в форму с помощью маркировки длины, а не писать. Металл используется для более долговечных линеек для использования в мастерской; иногда металлическая кромка встроена и в деревянную настольную линейку, чтобы сохранить её при использовании для прямолинейной резки. 30-см линейка полезна в черчении. Более короткие линейки удобны для хранения в малых пространствах [2] . В некоторых случаях необходимы более длинные линейки, например, 46 см. Используются также жесткие деревянные или пластиковые палочки длиной 1 ярд и измерительные палочки длиной 1 метр в качестве однозначной меры длины. Классически для крупных проектов использовались длинные измерительные стержни, замененные рулеткой, колесным землемером или лазерными дальномерами.

Настольные линейки используются для трех основных целей: для измерения, для помощи в черчении прямых линий и в качестве прямой направляющей для резки и с помощью лезвия. Практичные линейки по краям имеют метки расстояния.

Гибким инструментом измерения длины, который не обязательно является прямым в использовании, является тканевая рулетка. Длина рулетки калибруется в дюймах и сантиметрах. Используется для измерений вокруг твердого тела, например, для измерения талии человека, а также линейных измерений, например, внутренней стороны ноги. Когда она не используется, сворачивается, занимая мало места.

Правило сокращения предусматривает более крупные деления, чем стандартные меры, для обеспечения усадки отливок из металла. Также может называться как правило сжатия [3] .

Для измерения пикселей на экране компьютера или мобильного телефона можно использовать программу-линейку, также называемой линейкой экрана.

В геометрии и картографии линейка используется только для проведения прямых линий, измерение расстояния по линейке считается грубым из-за наличия погрешности от параллакса вносимой толщиной линейки. Для более точного измерения применяют измерительный циркуль, раствор которого затем прикладывают к линейке.

Линейка поперечного масштаба (ЛПМ-1) предназначена для нанесения и определения расстояний на топографических картах и планах.

См. также

  • Логарифмическая линейка — вычислительный прибор.
  • Линейка Дробышева — инструмент для точного построения координатной сетки.
  • Лекало — фигурная линейка.
  • Концевая мера длины — инструмент измерения длины высокой точности.
  • Построение с помощью циркуля и линейки
  • Транспортир — угломерный прибор.
  • Кардиологическая линейка — инструмент для анализа ЭКГ.
  • Офицерская линейка — инструмент для работы у офицера.
  • Артиллерийская линейка — инструмент для работы у артиллериста.
  • Навигационная линейка — инструмент для работы штурмана в авиации (пример: НЛ-10)

История создания [ править | править код ]

В истории измерений использовалось много единиц расстояния, которые были основаны на частях человеческого тела, такие как локоть, хэнд, фут, и эти единицы отличались в разных странах [4] . В конце 18 века начала использоваться метрическая система, она была принята в различной степени почти во всех странах мира.

Самый старый сохранившийся измерительный стержень сделан из медного сплава и датируемый 2650 годом до н. э. и найденный немецким ассириологом Экхардом Унгером при раскопках в Ниппуре. Линейки из слоновой кости использовались цивилизацией долины Инда до 1500 г. до н. э. [5] . В результате раскопок в Лотале (2400 г. до н. э.) была получена одна такая линейка, калиброванная примерно на 1,6 мм [5] . Иан Уайтелав считает, что линейка Мохенджо-Даро делится на части, соответствующие 33,5 мм, а точность делений до 0,5 мм. Древние кирпичи, найденные по всему региону, имеют размеры, соответствующие этим единицам [6] .

Литература

Линейка на Викискладе
  • Линейка
    — статья из Большой советской энциклопедии.
  • ГОСТ 427-75 «Линейки измерительные металлические. Технические условия»
Это заготовка статьи об инструменте или приспособлении. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Измерительные приборы
  • Весы
  • Глубиномер
  • Динамометрический ключ
  • Индикатор
  • Инклинометр
  • Калибр
  • Линейка
  • Концевая мера длины
  • Нивелир
  • Отвес
  • Планиметр
  • Рулетка
  • Тахеометр
  • Теодолит
  • Циркуль
  • Уровень
  • Хронометр
  • Штангенинструмент
Микрометры
  • гладкий
  • рычажный
  • листовой
  • трубный
  • проволочный
  • призматический
  • канавочные
  • резьбомерный
  • зубомерный
  • универсальный

Угольник [ править | править код ]

Угольник — линейка в форме прямоугольного треугольника, как правило, с миллиметровой шкалой и с пустотой в форме уменьшенного подобного треугольника внутри.

Наиболее распространены угольники двух видов: с острыми углами по 30 и 60 градусов и равнобедренными с одинаковыми острыми углами по 45 градусов. Угольники используются в черчении для построения некоторых углов без помощи транспортира. При использовании двух угольников можно построить больший набор углов, прикладывая их друг к другу, например, угол в 75 градусов (30+45), 120 градусов (90+30) и т. д. Также угольник можно использовать для построения параллельных прямых или же горизонтальных либо вертикальных линий, прикладывая его катет по краю листа. Используют для построения углов.

Линейка – это простейший измерительный инструмент, применяемый также для черчения, который представляет собой тонкую длинную пластину с нанесенной шкалой с отметками в миллиметрах, сантиметрах и метрах. Поскольку стороны инструмента полностью ровные, он применяется в черчении для рисования ровных линий. Линейки обычно делают из металла, пластика или древесины.

Разновидности линеек

Данный инструмент может быть в различном исполнении. Его форма подгоняется под определенные цели. Существует несколько конструкций линеек:
  • Обычная.
  • Проверочная.
  • Логарифмическая.
  • Дробышева.
  • Лекало.
  • Транспортир.
  • Угольник.
  • Офицерская.
Обычная

Представляет собой простейшую конструкцию. Такой инструмент продается в канцтоварах. Именно его используют школьники на уроках геометрии и черчения. Данный инструмент представляет собой тонкую полоску из металла, дерева или пластика. На одной стороне нанесена шкала в миллиметрах и сантиметрах, что позволяет измерять длину на коротких расстояниях. Зачастую противоположная прямой стороне часть выполнена в виде волны, для черчения волнистых линий. Длина обычных канцелярских линеек бывает 10, 15, 20, 25 и 30 см. Также специально для черчения иногда делают более длинные инструменты, подогнанные под параметры ватмана.

Проверочная

В машиностроении, а также на производстве станков и прочего оборудования, применяются проверочные линейки. Нередко они не имеют шкалы длины, поскольку их основная цель заключается в проверке ровности заготовок. Такой инструмент вплотную прикладывается к поверхности, и проводится визуальная оценка наличия на ней изгибов. Данные приборы делают исключительно из металла или прочного пластика, поскольку древесина при контакте с водой может выгибаться, поэтому рассчитывать на стопроцентное сохранение геометрии инструмента нельзя. Кроме этого, проверочные линейки являются более толстыми, поэтому не изгибаются так сильно, как обычные канцелярские.

Логарифмическая

Представляет собой довольно необычную линейку, на поверхности которой нанесено множество отметок. Данный прибор может применяться не только для осуществления рисования ровных линий, но и для вычисления корня любого числа. Это линейка старой конструкции, которая уже практически не применяется благодаря появлению калькуляторов.

Такие линейки использовались до середины восьмидесятых годов прошлого века, после чего были вытеснены калькуляторами. Логарифмические линейки бывают вытянутыми в длину, а также выполненными в форме круга. Сейчас их практически не выпускают. На некоторых моделях швейцарских часов форма циферблата сделана в виде круглой логарифмической линейки. Нанесенная на часы разметка дает широкие возможности вычислений, кроме определения значения тригонометрических функций.

Линейка Дробышева

Это инструмент, который предназначен для построения координатной сетки. Она выполнена в виде стальной полосы с нанесенными прорезями, расстояние между которыми составляет 10 см. Они применяются для засечек карандашом. Используя данное устройство можно нанести сетку на ватман значительно быстрее, чем прикладывая обычную линейку. Эта конструкция была изобретена в 1925 году Федором Васильевичем Дробышевым, в честь которого и получила свое название. Сейчас этот прибор, так же как и логарифмическая линейка, ушел в прошлое и теперь интересует только коллекционеров, собирающих старинные вещи.

Лекало

Это фигурная линейка, которая в большинстве случаев не имеет шкалы с разметкой. Инструмент представляет собой плоскую изогнутую волнами пластину. Она применяется в качестве шаблона для строения различных геометрических фигур, таких как парабола, эллипс, гипербола, а также спирали. С развитием компьютерной графики этот инструмент перестал использоваться инженерами, и сейчас применяется только дизайнерами одежды и швеями для создания выкроек ткани перед их сшиванием.

Чертежные принадлежности и приборы | Начертательная геометрия

Чертежные принадлежности и приборы, которые применяют при выполнении графических работ, для облегчения труда чертежника и создающие удобства и повышения производительности труда:

— чертежная доска с расположенными на ней чертежными принадлежностями

Чертежные принадлежности и приборы

— чертежная доска — служит для прикалывания к ней кнопками листа чертежной бумаги (ватман). Она представляет собой деревянный щит, состоящий из продольных дощечек, стянутых торцевыми наружными планками и скрепленных клеем. Рабочую поверхность представляют продольные дощечки, изготовляемые из дерева мягких пород — ольхи или липы. Доски изготавливают различных размеров. Например, чертежная доска № 2 имеет длину 1000 мм, ширину 650 мм и толщину 20 мм. Для более удобной работы рейсшиной на края доски желательно наклеить белые целлулоидные полоски имеющие прямолинейную равномерную шкалу с ценой деления 1 мм.

— рейсшина — состоит из длинной линейки и двух коротких планок-перекладин.

Чертежные принадлежности и приборы

Одна из перекладин соединена с длинной линейкой неподвижно, вторая может быть повернута по отношению к большой линейке на любой угол. Таким образом, с помощью рейсшины можно проводить параллельные горизонтальные и наклонные линии.

— мерительная линейка — служит для измерения длин на чертеже.

Чертежные принадлежности и приборы

Она изготовляется из твердого дерева и в поперечном сечении имеет форму симметричной трапеции. Линейка снабжена белыми целлулоидными полосками, наклеенными на наклонных ее гранях и имеющими прямолинейную равномерную шкалу с ценой деления 1 мм.

— угольники — служат для работы с ними отдельно или в сочетании с рейсшиной. С их помощью можно выполнить различные геометрические построения: проведение ряда параллельных линий, построение взаимо перпендикулярных линий, вычерчивание углов и многоугольников, деление окружности на заданное количество равных участков.

— лекало — служит для вычерчивания кривых линий.

Чертежные принадлежности и приборы

Оно представляет собой тонкую пластинку криволинейного очертания, дающую возможность провести кривые линии, которые не могут быть выполнены с помощью циркуля. Лекала изготавливают с различной кривизной линий. Для вычерчивания лекальной кривой лекало подбирают так, чтобы его кромка совпадала не менее чем с четырьмя точками кривой; при этом соединяют линией только две из них и далее лекало передвигают к последующим точкам.

— транспортир — применяют для измерения и откладывания углов на чертеже.

Чертежные принадлежности и приборы

— трафареты и шаблоны — применяют для сокращения затрат труда и времени на выполнение отдельных видов графических работ. По форме они могут быть весьма разнообразными в зависимости от их предназначения. С помощью трафаретов и шаблонов могут быть выполнены надписи, вычерчены окружности, прямоугольники, углы, знаки.

Светокопировальное устройство предназначено для копирования чертежей

Чертежные принадлежности и приборы

— Светокопировальное устройство — применяют для сокращения затрат труда и времени на выполнение графических работ. Мощность источника света должна быть 150 — 200 вт. Стекло толщиной 3 — 4 мм, его кромки необходимо обработать наждачным камнем. Эта мера защитит от порезов рук. Чертежные листы оригинал и копию скрепляют между собой во избежании сдвига друг относительно друга и крепят к стеклу скотчем или при помощи магнитов. Передняя панель может быть установлена и в альбомное положение, для этого потребуются более длинные задние бруски, придающие конструкции необходимую прочность. Также передняя панель может иметь положение не только близкое к вертикальному но положение близкое к горизонтальному, если светокопировальное устройство поставить на задние бруски.

Чертежный прибор включает две линейки, установленные под углом 90° друг к другу

Чертежные принадлежности и приборы

Чертежные принадлежности и приборы

— чертежные приборы — служат для облегчения труда чертежника, снижения затрат времени на выполнение графических работ. В настоящее время применяются различные конструкции чертежных приборов. Они позволяют заменить одновременно рейсшину, транспортир, угольник, линейку. Прибор пантографного типа показан на верхнем рисунке. С помощью специальной поворотной головки линейки можно расположить под различными углами наклона к заданным линиям. Головка связана системой подвижных рычагов, позволяющей перемещать ее по полю чертежа, с кронштейном-струбциной, с помощью которой и крепится к чертежной доске. Прибор кареточноного типа показан на нижнем рисунке. Головка перемещается по полю чертежа с помощью кареток — одна движется по верхнему краю доски, а другая по подвижной вертикальной направляющей. Применение такого прибора сокращает затраты времени примерно на одну четверть против выполнения чертежей с применением рейсшины.

— прибор для штриховки — служит для проведения ряда параллельных линий, служащих штриховкой отдельных участков чертежа. Он представляет собой две линейки, одна из которых своим концом шарнирно закреплена к другой с возможностью перемещения шарнира вдоль второй линейки на заданную величину.

Источник

Поделиться с друзьями
Моя стройка
Adblock
detector