Как измерить длину предмета определение

Как правильно измерить длину

Дети дошкольного возраста способны не только выделять длину у предметов и устанавливать размерные соотношения между ними, но и выполнять измерение этих предметов. Так дети 6-7 лет переходят от оценке величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения.

Измеряем правильно

Измеряя предметы по длине, дети должны помнить простые правила:

— у измеряемого предмета и измерителя (линейка, карандаш и прочее – в зависимости от того, какая мерка будет выбрана) должны быть точно совмещены края слева;

— мерка укладывается по прямой линии с измеряемым предметом;

— если предмет, который измеряется, можно согнуть, он при измерении должен быть максимально расправлен.

Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения ведет к ошибочному результату.

Измеряем условными мерками

Начинать измерение лучше с нестандартных условных единиц измерения (кубики, карандаши, пуговицы, скрепки, конфеты, монетки и проч.). В процессе измерения такая мерка как бы дробит измеряемую величину на части. Дети должны понять, что при измерении равных размеров одной и той же меркой получает одно и то же число, при измерении неравных предметов – разные числа. Посмотрите с ребенком мультфильм «38 попугаев», где друзья измеряют рост Удава в слонах, мартышках и удавах. Спросите ребенка, почему же «в попугаях гораздо длиннее?». Наверняка у вас дома есть игрушки – фигурки животных. Пусть ребенок сначала с помощью одной мерки измерит всех животных и запишет результаты. Потом – с помощью другой мерки.

На улице прекрасным измерительным средством служат ноги ребенка. Считайте с ним шаги, и определяйте, какое расстояние больше. Можно измерять пальцами и разведенными в стороны руками.

Измеряем измерительными приборами

Ребенку очень интересно производить замеры с помощью настоящих измерительных приборов (рулетки, линейки). При этом ребенок должен понимать практическое применение таких измерений. Например, необходимо определить, поместится холодильник в нише. Когда предметы сложно приложить друг к другу, их необходимо измерить и сравнить результаты измерений.

Можно определить длину ноги, чтобы определить размер обуви. Пусть ребенок обведет контуры стопы всех домочадцев, а затем измерит их по самому длинному расстоянию. Результаты измерений необходимо записать. Затем можно проделать процедуру измерения еще раз. Если измерения выполнены правильно, то результатом будут такие же цифры. Детям всегда интересно и познавательно измерять свой рост.

В процессе измерения линейкой ребенок знакомится с первыми единицами измерения – миллиметр и сантиметр. Измерение — важный математический навык, который позволяет детям понять относительность величины, ее зависимость от выбранной меры.

Источник

Конспект занятия «Измерение длины»

Ольга Белуженкова
Конспект занятия «Измерение длины»

Тема: «Измерение длины»

1) Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины.

2) Формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.

3) Закреплять представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.

4) Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал и оборудование:

демонстрационный– иллюстрации к мультфильму

«38 попугаев»; метр (складной, рулетка, деревянный и т. д.); модель сантиметра; линейка; интерактивная доска.

раздаточный – белая полоска бумаги длиной 20 см,полоски-мерки: красная – 5 см, синяя – 4 см; линейка; простой карандаш на каждого ребенка.

Ход занятия.

(Стоя около парт)

-Чтобы сегодня всё случилось,

И у нас всё получилось,

Скажем мы девиз наш дружно:

Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!

. Знакомство с метром и сантиметром.

1. Практическая работа.

а) измерение длины (удава).

— Ребята, а вы хотели бы, иногда, оказаться в каком-нибудь мультфильме? (ответы детей)

— Сегодня я вам предлагаю совершить такое путешествие!

— А сейчас все закрыли глазки, чтобы оказаться в мультфильме – сказке.

(дети закрывают глаза).

Хочу, чтобы мы оказались в мультфильме!

Воспитатель показывает на интерактивной доске картинки из мультфильма

— В какой мультфильм мы попали? Как он называется?

— Что делает попугай? (попугай измеряет удава)

— Как попугай измеряет удава? (измеряет шагами)

— А вы хотели бы, как и попугай, измерить удава шагами? (да, конечно)

— Так давайте же измерим!

— Только удава нам надо найти!

Может там, на ковре?

— Вот и наш герой сегодня!

Не зря в гости мы пришли

И удава тут нашли!

Узнаем, потрогаем и «пощупаем» зверя!

— Итак, чтобы измерить длину,надо:

• выбрать мерку (способ измерения,

• узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине.

Воспитатель вызывает самого высокого мальчика и самую низкую девочку, просит измерить шагами одно и то же расстояние (удава).

Сначала идет девочка. Все хором считают ее шаги.

(Записать на листе бумаги результаты измерения)

Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.

(Записать на листе бумаги результаты измерения)

— Что вы заметили? (расстояние не менялось (длина удава, а число шагов разное).

— Почему так получилось? (шаги были разными).

— чем больше шаг, тем меньше шагов мы сделаем при измерении (удава,

— чем меньше шаг, тем больше шагов необходимо сделать.

(Дети садятся за парты)

б) Проверка домашнего задания.

— Что делали герои мультфильма «38 попугаев»? (измеряли удава)

— Какие результаты они получили?

— Молодцы! Всё верно!

в) Сравнение длинны с помощью мерок (белая, красная и синяя полоски).

– Ребята, посмотрите, что вы видите на своих столах? (белая полоска бумаги)

— К нам в гости удав пришел не один,а вместе с необычными друзьями: мульти-пульти удавами!

— Давайте оживим нашего нового друга мульти- пульти удава: нарисуйте ему глаз и рот.

— Что еще вы видите на ваших столах?

— Давайте сравним красную и синюю полоску.

— Что мы видим? (они разной длины)

На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см, красная – 5 см, синяя – 4 см.

Воспитатель предлагает им сначала сравнить красную и синюю полоски непосредственно.

«Прошагать» красной полоской белую полоску (удава)

Вспомним, чтобы измерить длину,надо:

• выбрать мерку (способ измерения,

• узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине.

Проверка задания (волшебная лупа):

— Волшебная лупа, скажи — правильное решение покажи!

«Прошагать» синей полоской белую полоску (удава).

Вспомним, чтобы измерить длину,надо:

• выбрать мерку (способ измерения,

• узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине.

— Мартышка спрятала за спину ответ,

Давайте узнаем он правильный или нет!

В итоге дети вновь приходят к выводу о том, что

Чем больше мерка, тем меньше результат измерения,

Чем меньше мерка, тем больше результат измерения.

— За чудо-руку потяни и на правило быстрей взгляни!

г) Закрепление пройденного материала.

— Ребята, скажите с какими еще мерками измерения мы уже познакомились?

(пядь, локоть, сажень).

— Картинку потяни наверх и тебе откроется ответ!

— Узнаем сколько «пядей» в длине у удава? А может и «сажень» имеется в длине?

(На ковре производятся измерения)

— Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? (нет, у всех разные шаги, локти, пяди)

разные мерки – разные результаты измерения.

. Физкультминутка «Измерение удава»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы удава измеряли,

И немножечко устали.

Раз, два, три, четыре, пять,

Снова будем измерять:

И пядями, и локтями,

Саженью и шагами.

А теперь все потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Дружно сели за столы –

Заниматься мы должны.

\/.Введение нового материала.

а) Знакомство с сантиметром.

— Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, когда люди пользуются одной и той же меркой, но результаты измерения разные.

— Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела.

— Поэтому были приняты общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.

— Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – сантиметром и метром.

-Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр. Общепринятое обозначение-

Затем воспитатель показывает модель 1с

-Отрезок на шкале линейки от 0 до 1 – это и есть 1 см (показ на интерактивной доске)

— Сейчас выделите зеленым карандашом на своих линейках 1 см.

(Дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом)

— На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа — 1, 2, 3, т. д. показывают, сколько сантиметров в измеряемой величине.

— Один конец отрезка надо совместить с красным штрихом, а другой конец покажет, сколько в нем сантиметров в данном отрезке.

б) Работа в тетрадях №2, с. 12

(Воспитатель дублирует задание на интерактивной доске.

1ученик у доски, остальные в тетрадях)

— Что мы можем еще можем измерить линейкой? (карандаш, тетрадь, книгу и т. д.)

-Давайте измерим наш карандаш, узнаем длину, сколько «см»?

— А всегда ли удобно пользоваться линейкой при измерении? Например, измерить длину удава? (неудобно, слишком маленькая).

в)Знакомство с метром.

— Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка — 1 метр.

o показ деревянного метра.

o приложить модель 1см к метру, т. е. сравнить 1см и 1м.

(дать детям потрогать твердый метр).

— Вы скажите мне, ребята, сколько метров я в длине?

— А удава можно измерить метром?

(1-2 ребенка меряют удава метром)

— Что можно измерить с помощью метра?

— С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, шкафа, рост куклы, длину ковра и т. д.

(На столе салфеткой накрыты предметы – сантиметровая лента и рулетка)

— Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.

— Как вы думаете, когда используют сантиметровую ленту?

(с помощью такого мягкого сантиметра можно измерить длину по кривой — окружность головы, объем талии и т. д.)

— Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр?

(дать детям потрогать мягкий сантиметр)

(Измеряем окружность головы детей.)

— Где её используют?

— Видели ли вы раньше такой прибор?

(на строительстве, при ремонтных работах)

-Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь.

— Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра.

— Пора прощаться с нашими героями мультфильма «38 «попугаев».

— Закрываем мы глаза,

Чтобы выйти из мультфильма-

Улыбнулись раза три.

Вот и в садике мы снова,

Дома мы! Ура! Ура!

Нам заканчивать пора!

Итоги занятия.

(вопросы на слайде)

— Меня порадовала ваша работа на занятии.

— Какие вы сегодня молодцы! Всем спасибо!

Прикреплённые файлы:

izmerenie-dliny-2_eboko.pptx | 2098,31 Кб

Конспект НОД по ФЭМП «Измерение длины» Тема: «Измерение длины» Цель: Вырабатывать практические навыки измерения длины предметов. Задачи: Формировать представление о зависимости.

Конспект НОД по ФЭМП «Меры длины, объема. Геометрические фигуры» Цель. Знакомить детей со способами сравнения предметов по длине. Активизировать словарь (тяжелее, легче). Сформировать представления об.

Конспект НОД «Измерение длины» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №72 «Калинка» города Калуги Сценарий педагогического мероприятия.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Измерение длины» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести речевую.

Конспект НОД по РЭМП «Измерение» Материал: Линейка, сантиметр, рулетка, деревянный метр, полоски картона по количеству человек (условная мерка, кубики). Предварительная.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Волшебный цветок. Счет в пределах 10. Линейка. Меры длины» Конспект образовательной деятельности в старшей группе: «Волшебный цветок» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение» Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Измерение» Воспитатель: Виктория Сергеевна Свистунова Цель: измерение сыпучих.

Конспект урока физики, 7 класс, тема «Измерение температуры.» Тема : » Измерение температуры» Цель урока:учить измерять температуру тела, воздуха, воды; повторить виды термометров и их устройство, использование.

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему «Измерения длины. Единица измерения длины» Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины» Программное содержание Образовательные задачи: • Познакомить с приборами измерения (сантиметр,.

Конспект занятия в в подготовительной группе «Измерение крупы с помощью условной мерки» 1. Возраст детей: 6 лет 2. Тема: Измерение крупы с помощью условной мерки. 3. Цель: 1. Образовательная: Совершенствование навыков детей.

Источник

Определение расстояний без специальных средств

Человеку, находящемуся в какой-либо местности может понадобится возможность измерения расстояний до определенных объектов, а также определение ширины и высоты этих обьектов. Такие измерения лучше и точнее можно провести с иcпользованием специальных средств (лазерных дальномеров, дальномерных шкал оптический приборов и.т.д.), но таковые не всегда могут оказаться под рукой. Поэтому в данной ситуации на выручку придет знание «дедовских», проверенных временем, способов. К таковым относятся:

  • определение расстояний на глаз
  • по угловой величине
  • определение расстояний при помощи линейки и сподручных предметов
  • по звуку

Определение расстояний на глаз

Данный способ является наиболее простым и быстрым. Определяющим здесь является умение мысленно откладывать на местности равные отрезки в 50, 100, 500 и 1000 м. Данные отрезки расстояний необходимо изучить и хорошо закрепить в зрительной памяти. При этом необходимо принимать во внимание следующие особенности:

  • на ровной местности и водном пространстве расстояния кажутся меньше, чем они есть на самом деле,
  • лощины и овраги уменьшают видимое расстояние,
  • более крупные предметы кажутся ближе мелких, находящимися на одной с ними линией,
  • все предметы кажутся ближе во время тумана, дождя, во время пасмурных дней,
  • предметы с яркой окраской кажутся ближе,
  • при наблюдении снизу вверх, расстояния кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз больше,
  • ночью светящиеся предметы кажутся ближе.

Дистанции более 1 км определяются с большей погрешностью, достигающей 50%. У опытных людей, собенно на малых дистанциях погрешность составляет менее 10%. Глазомер необходимо постоянно тренировать в различных условиях видимости, на различной местности. При этом огромную положительную роль вносит занятие туризмом, альпинизмом, охотой. [nextpage title=»Определение расстояний по угловой величине»] Этот способ основывается на понятии тысячной. Тысячная — это единица измерения расстояний по горизонту, и составляет 1/6000 горизонта. Понятие тысячной принято во всех странах мира, и применяется для введения горизонтальных поправок ведения огня стрелкового оружия и артиллерийских систем, а также определение расстояний и дистанций. Тысячные записываются и читаются след. образом:

  • 1 тысячная 0-01, читается как ноль, ноль один,
  • 5 тысячных 0-05, читается как ноль, ноль пять,
  • 10 тысячных 0-10, читается как ноль, десять,
  • 150 тысячных 1-50, читается как один, пятьдесят,
  • 1500 тысячных 15-00, читается как пятнадцать, ноль ноль.

Применение этого способа возможно, если известна одна из линейных величин предмета — ширина или высота. Дальность до предмета определяется по след. формуле: Д = (Bx1000) / Y , где Д — дальность до цели B — ширина или высота объекта в метрах Y — угловая величина в тысячных. Для того, чтобы определить угловую величину, необходимо знать, что отрезок в 1 мм, удаленному на 50 см от глаза соответствует углу в 2 тысячные (0-02). На основании этого существует метод определения расстояний при помощи линейки:

  • линейку с миллиметровыми делениями вытянуть на расстояние 50 см,
  • засечь, во сколько делений на линейке укладывается ширина или высота объекта,
  • полученное кол-во миллиметров умножить на 2, и подставить в выше приведенную формулу.

Еще удобней для этих целей использовать штангенциркуль, который для компактности можно укоротить.

Пример: Высота телеграфоного столба равна 6 м при измерения на линейке займет 8 мм (16 тысячных ,т.е. 0-16),следовательно расстояние до столба будет (6×1000)/16 = 375 м

Также существует более простая формула определения дистанции при помощи линейки:
Д = (высота или ширина объекта в см / кол-во миллиметров на линейке) x 5

Пример: ростовая фигура имеет высоту 170 см и на линейке закрывает 2 мм, следовательно дистанция до нее будет:(170см / 2мм) x 5 = 425 м

Определение расстояний при помощи линейки и сподручных предметов

Линейные размеры распространенных объектов

Объект Высота, м Длина, м
Телеграфный столб деревянный 6 —-
Телеграфный столб бетонный 8 —-
Расстояние между столбами ЛЭП 6м —- 50
Расстояние между столбами высковольт. линий —- 100
Товарный вагон, 4-х осный 4 14-15
Пассажирский вагон цельнометаллический 4 24
Цистерны, 2-х осные 3 6,75
Цистерны, 4-х осные 3 9
Один этаж панельного дома 3 —-
Дом сельского типа 6-7 —-
Высота железнодорожной будки 4 —-
Ростовая фигура (средн.) 1,7 —-
Голова без каски 0,25 0,20
Голова в каске 0,30 0,30
Танк 2,5-3 —-
Грузовой автомобиль 2-2,5 —-

При отсутствии линейки угловые величины можно измерять помощи подручных предметов, зная их линейные размеры. Это может быть, например спичечный коробок, спичка, карандаш, монета, патроны, пальцы рук и.т.д Например, спичечный коробок имеет длину — 45 мм, ширину 30 мм, высоты 15 мм, следовательно если его вытянуть на расстояние 50 см, его длина будет соответствовать 0-90, ширина 0-60, высота 0-30.

Определение расстояний по звуку

Человек обладает способностью улавливать и различать звуки различной природы, как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной, что позволяет весьма успешно навскидку определять расстояния до источников звука. Слух, как и глазомер необходимо постоянно тренировать.

  • Слух работает с полной отдачей только при полном спокойствии психики.
  • Лежа на спине, слуховая ориентация ухудшается, а лежа на животе улучшается
  • Зеленый цвет улучщает слух
  • Кусочек сахара, положенный под язык, заметно улучшает ночное зрение и слух, поскольку глюкоза необходима для работы сердца, мозга, нервной системы, а следовательно и органов чувств.
  • Звуки хорошо слышны на открытой местности, особенно водной, в спокойную погоду
  • Слышимость ухудшается в жаркую погоду, против ветра, в лесу, в камышах, на рыхлой траве.

Средняя дальность слышимости различных источников

Источник

Поделиться с друзьями
Моя стройка
Adblock
detector