Меню

Как измерить мензурку 7 класс физика



Объём тела

Цель: познакомить учеников с физической величиной «объём» и его измерением с помощью мензурки, развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Ход урока

Учитель. Что мы узнали на прошлом уроке?

Ученики * . Органы чувств нас подводят, поэтому надо проводить опыты и измерения.

Учитель. Что у тела можно измерить? (Ученики перечисляют величины. Учитель показывает три стальных шарика разного объёма). Чем отличаются эти тела друг от друга?

Ученики. Эти шарики отличаются объёмом.

Учитель. Посмотрите на всё оборудование урока, какое свойство тел мы сегодня будем изучать?

Ученики. Мы будем изучать объём.

Учитель. Запишите тему урока. (Тема всплывает на слайде 1 ** . Учитель показывает лист бумаги и куб.) Как бы вы назвали эти тела? И почему?

Ученики. Лист – это плоское тело, а куб – объёмное, т. к. занимает часть пространства.

Учитель. Попробуйте дать определение объёма. (Если ученики затрудняются, то учитель просит найти определение на с. 58 в учебнике [1].)

Ученики. Объём – это та часть пространства, которую занимает тело (по щелчку учителя соответствующая запись появляется на слайде 1.)

Учитель (показывает набор геометрических объёмных тел разного размера). Какое тело имеет наибольший объём? (Ученики называют.)

Как вы оценивали объёмы тел?

Ученики. С помощью органа чувств – глаз.

Учитель. Можно ли на 100% доверять глазам?

Ученики. Нельзя. Необходимо ещё и измерять.

Учитель. В каких единицах принято в физике измерять (правильнее говорить «выражать». – Ред.) объём?

Ученики. В кубических метрах, м 3 (слайд 2).

Учитель (с помощью метровых линеек показывает, что из себя представляет 1 м 3 ). Удобно ли нам на уроках измерять объём в м 3 ? Что изображено на верхнем рисунке на с. 59 в учебнике?

Ученики. На рисунке изображён 1 см 3 , в этих единицах нам удобно выражать объём.

Учитель. Почему вы решили, что это 1 см 3 ?

Ученики. У этого куба длина 1 см, ширина 1 см и высота 1 см (по щелчку учителя на слайде 2 появляется соответствующая запись).

Учитель. 1 см 3 называют ещё миллилитром. Во сколько раз 1 м 3 больше 1 см 3 ?

Ученики. В миллион раз (по щелчку учителя на слайде 2 появляется соответствующая запись).

Учитель. Как называется прибор для измерения объёма?

Ученики. Мензуркой или мерным цилиндром.

Учитель (держит в руках стеклянный цилиндрический стакан и мензурку). Какой из сосудов является измерительным прибором и почему? С чего надо начинать работу с измерительным прибором? (По щелчку учителя появляется слайд 3.)

Ученики. У измерительных приборов есть шкала, и в первую очередь надо определить её цену деления.

Учитель. На слайде вы видите часть шкалы мензурки, определите её цену деления. (Ученики определяют и объясняют, как они это делают.)

Учитель. Чем отличаются друг от друга мензурки на ваших столах? (На столах учеников по 2 мензурки с разной ценой деления.)

Ученики. Мензурки отличаются ценой деления (объясняют, как они её определили).

Учитель. Сейчас мы научимся пользоваться мензуркой. Начнём вот с чего (показывает груз от «ведёрка Архимеда» и само ведёрко): я хочу узнать, одинаков ли объём у этих тел? Как вы мне предложите это сделать?

Ученики. Надо вложить груз в ведёрко.

Учитель. Как мне определить объём этого прямоугольного сосуда? С помощью кубиков по 1 см 3 ? (Кубики и сосуд на демонстрационном столе.)

Ученики. Вложить кубики в этот сосуд.

Учитель. Как определить объём воды в этом сосуде?

Ученики. Вылить воду в мензурку (показывают).

Учитель. Давайте из этого цилиндрического сосуда изготовим мензурку с помощью мерного цилиндра с отметкой только 100 мл. Как вы предлагаете это сделать?

Ученики. Надо налить 100 мл воды в сосуд и сделать на прикреплённой к нему полоске бумаги первую отметку, затем налить ещё 100 мл и сделать новую отметку и т. д. (слайд 4).

Читайте также:  Определите максимальную абсолютную погрешность f измерения силы f этим динамометром

Учитель. Но эта мензурка не позволяет измерять маленькие объёмы. Что нужно сделать, чтобы цена её деления была 20 мл?

Ученики. Надо измерить линейкой расстояние между двумя ближними делениями и разделить его на 5 частей (слайд 5, здесь не показан).

Учитель (берёт груз от «ведёрка Архимеда» и лабораторную мензурку). Этот груз в мензурку не входит. Как же вы предложите измерить его объём? Я предлагаю вам обратить внимание на эти приборы (показывает сливной сосуд и стаканчик).

Ученики. Надо опустить груз в наполненный до носика отливной сосуд, а вытесненную воду из стаканчика перелить в мензурку (слайды 6–7).

Учитель. Как вы предлагаете с помощью мензурки измерить объём этого небольшого кусочка пластилина? (Ученики объясняют, как найти объём, а по щелчкам учителя на слайде 8 последовательно появляется необходимая информация.)

Что показано сейчас на экране? (Слайд 9. Ученики объясняют, что видят и как определяется объём тела.)

Учитель (берёт в руки кусок пластилина и деформирует его). Что происходит с формой тела? Какая при этом мысль может возникнуть? (Ученики дают свои ответы.) У меня появилась мысль: зависит ли объём тела от его формы? Как мне её проверить? (Слайд 10. Ученики отвечают, что необходимо провести опыт. Ставим цель, продумываем план, составляем таблицу, проводим опыт и делаем вывод. Слайд 11. Учитель предлагает провести опыт каждому ученику самостоятельно с оборудованием, которое находится у него на столе. Тем, кто справится с заданием раньше, предлагает определить объёмы жидкостей и тел по рисункам на с. 64, 65 в учебнике и на слайдах 11, 12. Подводит итоги урока и собирает тетради с самостоятельной работой.)

Домашнее задание. Сами изготовьте мензурку.

  1. Степанова Г.Н. Физика. 5 класс: учебник. СПб: СТП Школа, 2004.

* Здесь приведены желаемые ответы. Если дети сразу не отвечают, учитель задаёт наводящие вопросы.

** Интерактивная презентация дана в электронных приложениях. – Ред.

Источник

Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела». 7 класс

Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела». 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела». 7 класс»

Лабораторная работа №4

Измерение объёма тела.

научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.

измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.

  • Определите цену деления мензурки.

Тренировочные задание и вопросы

При погружении в мензурки тела уровень воды в мензурке

повышается, так как увеличивается объем воды на величину, равную объему тела.

1.Определите по рисунку

до погружения _________;

после погружения _______;

Объем тела _______.

2.Какую физическую величину

измеряют с помощью мензурки?

3.В каких единицах измеряется?

1 м 3 =___________ см 3

1 см 3 =___________ м 3

100см 3 =___________ м 3

0.5 м 3 =___________ см 3

5000см 3 =___________ м 3

0,01 м 3 =___________ см 3

Примечание: 1мл=1 см 3

5. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.

6. Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости.

7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.

8. Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.

9. Определите объем тел правильной формы.

1. Определите цену деления мензурки.

5. Налейте в мензурку столько воды,

погрузить в воду , и измерьте ее объем V 1.

6. Опустите тело в воду, удерживая его за

7 . Вычислите разность объёмов, что и будет составлять объём тела.

8 . Проделайте опыты с другими телами.

9. Определите объем тел правильной формы.

5. Результаты измерений запишите в таблицу

Начальный объём жидкости в мензурке V 1 , см 3

Читайте также:  Измерение расхода перепадом давления расчет

V =а· b ·с ( объём равен произведению длины на ширину и высоту)

я научился пользоваться рычажными весами и с их помощью измерять массу различных тел.

Упражнение №6 (1, 2, 3)

Если тело неправильной формы не входит в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда. Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погруженного в жидкость тела.

Источник

Физика Лабораторная работа: «Измерение объёма жидкости»

Лабораторная работа №1 __________________

Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра (мензурки) и определение объёмов тел неправильной формы.

Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), пробирка с водой, колба с водой, два стакана разной вместимости (большой и маленькой) с водой, тела неправильной формы, обвязанные ниткой.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _____________________________

1.Рассмотрите измерительный цилиндр и ответьте на вопросы:

в каких единицах измеряют с его помощью объём? __________________________

чему равен предел измерения данной мензурки? ____________________________

чему равна цена деления мензурки? ______________________________________

d ) чему равна погрешность измерения ? _____________________________________

2.Перелейте воду из колбы в мензурку. Изобразите в тетради часть измерительного цилиндра с налитой в него водой (типа рис.1) и определите объем воды в сосуде и выразите его в мл, см³ и м³.

Определите объём воды, находящейся в мензурке:

V = 200 — 20 х 2 = 160 мл

Выразите результат измерений в кубических сантиметрах и кубических метрах.

V= 16 0 с м³ =0, 000160 м³

3.Поочерёдно переливайте в мензурку воду из остальных сосудов с водой и измеряйте объём воды. Результаты измерений запишите в таблицу.

Название сосуда с водой

Стакан большой

4. Налейте в мензурку некоторое количество воды и измерьте объём воды в ней. V В = ____________________________________________________________________

5. Опустите на нитке в мензурку тело неправильной формы, чтобы оно полностью погрузилось в воду. Измерьте общий объём воды и тела.

V В+Т = __________________________________________________________

6. Вычислите объём тела по результатам измерений V Т = V В+Т — V В

V Т = ____________________________________________________________________

7.Повторите действия по п. 5 и 6 с другими телами неправильной формы. Результаты измерений запишите в таблицу .

Измеряемая величина, см3

объем воды вместе с телом, V В+Т

Что называют вместимостью сосуда? Как определить вместимость сосуда?

Как определить объем тела неправильной формы?

Зависит ли результат измерения объема тела неправильной формы с помощью мензурки от начального количества жидкости, налитой в неё?

Как можно измерить объем тела неправильной формы, если заранее известно, что его объём больше предела измерений мензурки?

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДВ-251501

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Микроскоп для измерения частиц

Источник

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» 7 класс.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Цель работы: научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайка, болтик и т.д.).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

При погружении в мензурку тела уровень воды в мензурке повышается, так как увеличивается объём воды на величину, равную объёму тела.

Определите по рисунку уровень воды:

до погружения ______________

после погружения _____________

Объём тела ____________________

Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки?

В каких единицах она измеряется?

1м³ = ____________ см³ 0,01 м³ = __________ см³

1 см³ = ___________ м³ 100 см³ = __________ м³

0,5 м³ = ___________ см³ 5000 см³ = __________ м³

Примечание: 1мл = 1см³.

Определите цену деления мензурки.

Цена деления = ______________

Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте объём . Результат занесите в таблицу.

Опустите тело в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости . Результат занесите в таблицу.

Посчитайте объём тела . Занесите в таблицу.

То же самое проделайте с другими имеющимися у вас телами.

Начальный объём воды , см³

Объём воды и тела , см³

, см³

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Цель работы: научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайка, болтик и т.д.).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

При погружении в мензурку тела уровень воды в мензурке повышается, так как увеличивается объём воды на величину, равную объёму тела.

Определите по рисунку уровень воды:

до погружения 40 мл

после погружения 60 мл

Объём тела 20 мл

Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки? Объем тела

В каких единицах она измеряется? мл

1м³ = 1000000 см³ 0,01 м³ = 10000 см³

1 см³ = 0,000001 м³ 100 см³ = 0,0001 м³

0,5 м³ = 500000 см³ 5000 см³ = 0,005 м³

Примечание: 1мл = 1см³.

Определите цену деления мензурки.

Цена деления = 10 мл

Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте объём . Результат занесите в таблицу.

Опустите тело в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости . Результат занесите в таблицу.

Посчитайте объём тела . Занесите в таблицу.

То же самое проделайте с другими имеющимися у вас телами.

Начальный объём воды , см³

Объём воды и тела , см³

, см³

Вывод: Объем тела неправильной формы можно определить с помощью измерительного цилиндра. Для этого определяют объем воды в мензурке, затем объем воды и тела, погруженного в нее. Объем тела приближенно равен разности этих объемов.

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДВ-300075

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник