Меню

Как измерить размер малого тела



Урок физики по теме «Способы измерения размеров малых тел». 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Цель урока:

  • познакомить учащихся с различными способами измерения размеров малых тел
  • повторить приемы определения погрешности и записи результата измерения

Задачи:

Предметные:

  • сформировать понятие измерения размеров малых тел;
  • правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения

Метапредметные:совершенствовать умение обучающихся в

  • проведений наблюдения,
  • планирований и выполнений эксперимента,
  • обработке результатов измерений,
  • представлений результатов измерений с помощью таблиц и формул,
  • объяснений полученных результатов и заключений выводов,
  • оценивания погрешностей результатов измерений.

Личностные:

  • сформировать познавательный интерес, развивать интеллектуальные и творческие способности у учеников;
  • развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • повысить мотивацию школьников к изучению предмета на основе личностно- ориентированного подхода.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Формы работы учащихся словесная, использование информационно-коммуникационных технологий, фронтальная работа

Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийный проектор; класс с ПК, электронный микроскоп, штангенциркуль, рабочий лист, материал к опытам: линейка, горох, иголка, тонкая проволока, крупинки манки, карандаш, металлический шарик.

1. Организационный момент

Добрый день уважаемые гости, здравствуйте ребята. Прошу вас садитесь.

2. Мотивационный этап

Ребята, сегодня мы проводим последнее занятие при изучении раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» и к нашей сегодняшней встрече вы подошли уже достаточно подготовленными. Вы знакомы с некоторой терминологией и немножко имеете представление о физике, как науке о природе, изучающей физические явления. Давайте сейчас нашим гостям это постараемся доказать на деле.

Выберите из тех слов, которые сейчас появляются на экране те, которые относятся к понятию физическое тело.

А теперь, пожалуйста, попробуйте из слов, вновь появившихся на экране, определить какие из них имеют отношение к понятию вещество?
Человек начал задумываться о физических явлениях очень, очень давно. Наверно, это произошло, когда он впервые посмотрел на небо, когда увидел падение камня, а может когда ему удалось впервые разжечь костер. Самым первым способом изучать природу было – наблюдение.

А потом у человека возникла в голове мысль, а что произойдет с явлением, если изменить условия его происхождения. Так возник второй способ изучения природы – опыт.

При постановке опыта, человек использует различные физические приборы. Назначение у каждого прибора свое, но их всех объединяет одно – у них есть шкала. По шкале определяют значение физической величины. Например, линейкой – длину, весами – массу, секундомером – время.
Для того, чтобы определить по шкале истинное значение величины, необходимо первоначально определить цену деления, т.е. самое маленькое значение, определяемое шкалой.

Подскажите мне на примере с термометром как же определить цену деления? Чему она будет равна? Для того, чтобы работать с любым физическим прибором и с его помощью снимать показания физической величины, умения определять цену деления еще недостаточно. При любом измерении, мы имеем с вами право на определенную ошибку измерения, так называемую погрешность. Как определить погрешность? Какое значение за нее принимают? Давайте рассмотрим пример записи измерения длины карандаша с учетом погрешности.
Мы с вами в начале изучения данной темы, уже проводили опыт по определению длины стола, измерению температуры воды. У этих на первый взгляд разнообразных измерений есть одна общая черта – значение измеряемой физической величины было больше цены деления измерительного прибора.
С помощью линейки мы без особого труда можем определить высоту бруска, длину и ширину вашего стола, тетради. Стол, брусок, тетрадь – это достаточно большие тела, если их сравнивать с волосом, горошиной или крупинкой гречки.

А как вы считаете, можно ли при помощи вашей линейки определить диаметр нитки, толщину листа, размеры малых тел, например, молекул вещества?. Наверно можно. Вы спросите, зачем это нужно? Где могут пригодиться данные умения? Я могу утверждать, что измерительные навыки нужны практически во многих профессиях, так например токарю. Токарь – вытачивает на заказ деталь, если он ошибется в размерах, то его деталь будет забракована. Сформировать умения измерять линейные размеры малых тел мы можем уже на данном этапе, обучаясь в школе.

3. Ориентировочный этап

Сегодня нам предстоит изучить новые способы определения размеров малых тел. Но сначала ответьте мне еще на один вопрос: чем опыт отличается от наблюдения?
Ребята, какую бы цель вы ставили сегодня перед собой? Что хотели бы узнать, в чем убедиться? (Учащиеся ставят цели, а преподаватель фиксирует их предложения на доске)

Для достижения вашей цели, я разработала ряд технических заданий, вы сейчас разобьетесь на группы и после его выполнения продемонстрируете свой результат. (Приложение 1)

4. Исполнительский этап

А теперь, ребята, можете приступать к выполнению лабораторной работы. Пусть девизом для вас сегодня станут слова Шота Руставели «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата».
Желаю удачи!

Читайте также:  Определение радиоактивного излучения единицы измерения

5. Контрольный этап

Ребята через вебкамеру демонстрируют свои результаты, учитель подводит итог о применяемых методах

6. Рефлексивный этап

Предлагаю ребята, ответить на вопросы, которые записаны на листочках. (Приложение 2)

7. Заключительный этап

Сегодня мы рассмотрели новые способы измерения размеров малых тел, тем самым достигли намеченной цели, закрепили полученные ранее знания.
Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».
Спасибо за урок!
Сдайте рабочие листы. Урок закончен.

Источник

Методическая разработка урока физики в 7 классе «Лабораторная работа №2 « Измерение размеров малых тел »»
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Методическая разработка может быть использована для проведения лабораторных работ по физике в 7 классе.

Скачать:

Вложение Размер
laboratornaya_rabota_no_2_7_klass.pptx 2.88 МБ
laboratornaya_rabota_no2.docx 28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Как определить диаметр проволоки ?

Чтобы измерить диаметр проволоки, намотали вплотную на карандаш 10 витков из неё. Длина из этих витков проволоки равна l = 19 мм. Определите диаметр проволоки.

Как определить толщину монеты ?

Способ, которым вы определили диаметр проволоки и толщину монеты, называется способом рядов . Именно этим способом вы будете определять размеры малых тел.

Лабораторная работа №2 Определение размеров малых тел способом рядов. Домашнее задание: оформить лабораторную работу № 2, повторить § 7, 8

Лабораторная работа №2 Определение размеров малых тел способом рядов Цель работы: Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов. Оборудование: линейка горох пшено проволока

Правила техники безопасности. Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления. Ход работы

2. Определите способом рядов диаметр горошины. Для этого положите в плотную к линейке 15 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины.

20 0 10 30 40 Количество Длина ряда Диаметр 1 горошины = Длина ряда Количество горошин

– диаметр горошины, мм – длина ряда горошин, мм – количество горошин в ряду

20 0 10 30 40 Количество Длина ряда Диаметр 1 горошины = Длина ряда Количество горошин б) Измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц (10,20)

20 0 10 30 40 Количество Длина ряда Диаметр 1 горошины = Длина ряда Количество горошин Полученные значения запишите в таблицу

Тело № опыта Кол-во частиц в ряду Длина ряда, мм размер частицы мм среднее значение размера частицы мм м горох 1 10 2 15 3 20 пшено 1 10 2 15 3 20 молекула На фото Истин. размер 1 10 2 15 3 20 Вычислите среднее значение измеряемой величины.

– измеряемый диаметр – диаметр горошины, мм – погрешность измерений, мм ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ Запишите значения в таблицу с учетом погрешности.

3. Определите таким же способом размер крупинки пшена. – диаметр крупинки пшена, мм – длина ряда крупинок пшена, мм – количество крупинок в ряду

Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике.

Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.

– диаметр молекулы на фотографии, мм – длина ряда молекул, мм , – количество молекул в ряду

Определите истинный размер молекулы – истинный размер молекулы, мм – диаметр молекулы на фотографии, мм Увеличение на фотографии равно 70000 , значит истинный размер молекулы в 70000 раз меньше, чем на фото. Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.

Дополнительное задание. Предложите способ измерения диаметра нити и опишите его. Измерьте диаметр нити в катушке..

5. Сделайте соответствующий вывод. Сегодня на лабораторной работе я научился … (см. цель работы)

Огромное спасибо коллегам , в частности Бахтиной Ирине Владимировне , за предоставленные материалы. Их опыт и элементы разработок я с удовольствием использовала для создания этой презентации. Надеюсь , что наш совместный труд будет полезен и коллегам и обучающимся. Удачи в познании удивительной науки-Физика! С уважением, Иванова И.В.

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 2

Измерение размеров малых тел

Цель работы : Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы : линейка, горох, пшено, иголка, тонкая проволока.(нить)

Правила техники безопасности .

Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

Тренировочные задания и вопросы

1.Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки,

нити, волоса? Почему?

2.Как меняется объем тела при нагревании и охлаждении? Почему?

3.Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его

4.Равны ли размеры молекул одинаковых веществ, находящихся в

составе других веществ(например: молекула воды в молоке, лимонаде)

Порядок выполнения работы

1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления.

2. Определите способом рядов диаметр горошины.

а) Положите в плотную к линейке 15 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины.

б) Измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с

разным количеством частиц (10,20)

в) Полученные значения запишите в таблицу

г) Вычислите среднее значение измеряемой величины. Запишите в

таблицу с учетом погрешности.

3. Аналогичным способом определите диаметр пшена.

– диаметр крупинки пшена, мм
– длина ряда крупинок пшена, мм
– количество крупинок в ряду

Полученные значения запишите в таблицу

4. Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике.

а) Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.

Лабораторная работа № 2

Измерение размеров малых тел

Цель работы : Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы : линейка, горох, пшено, иголка, тонкая проволока.(нить)

Правила техники безопасности .

Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

Тренировочные задания и вопросы

1.Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки,

нити, волоса? Почему?

2.Как меняется объем тела при нагревании и охлаждении? Почему?

3.Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его

4.Равны ли размеры молекул одинаковых веществ, находящихся в

составе других веществ(например: молекула воды в молоке, лимонаде)

Порядок выполнения работы

1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления.

2. Определите способом рядов диаметр горошины.

а) Положите в плотную к линейке 15 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины.

б) Измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с

разным количеством частиц (10,20)

в) Полученные значения запишите в таблицу

г) Вычислите среднее значение измеряемой величины. Запишите в

таблицу с учетом погрешности.

3. Аналогичным способом определите диаметр пшена.

– диаметр крупинки пшена, мм
– длина ряда крупинок пшена, мм
– количество крупинок в ряду

Полученные значения запишите в таблицу

4. Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике.

а) Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.

– диаметр молекулы на фотографии, мм
– длина ряда молекул, мм , – количество молекул в ряду

б) Определите истинный размер молекулы

– истинный размер молекулы, мм

– диаметр молекулы на фотографии, мм
– увеличение фотографии

Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.

Источник

Презентация по физике на тему «Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лабораторная работа №2 Урок в 7 классе. Учитель МКОУ «СОШ № 14 им. Г.Т. Мещерякова» ИМРСК Призова Т.В.

Измерение размеров малых тел Цель работы: Научиться выполнять измерения способом рядов. Оборудование: Линейка, горох, иголка

Ход работы Результаты измерений и вычислений запишем в таблицу № опыта Число частиц в ряду Длина рядаl,мм Размер одной частицыd, мм 1(горох) 2(пшено) молекула На фотографии Истинный размер

Указания к работе 1. Положите вплотную к линейке 10 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины. l

1. № опыта Число частиц в ряду Длина рядаl,мм Размер одной частицыd, мм 1(горох) 10 88 8,8 2(пшено) молекула На фотографии Истинный размер

2. Определите таким же образом размер крупинки пшена. Для удобства воспользуйтесь иголкой.

1. 2. № опыта Число частиц в ряду Длина рядаl,мм Размер одной частицыd, мм 1(горох) 10 88 8,8 2(пшено) 20 60 3 молекула На фотографии Истинный размер

3. Определите способом рядов диаметр молекулы на фотографии стр. 204 (увеличение равно 70 000 раз)

3. 4. № опыта Число частиц в ряду Длина рядаl,мм Размер одной частицыd, мм 1(горох) 10 80 8 2(пшено) 20 60 3 молекула 50 20 На фотографии Истинный размер 0,4 0,0000057

Вывод: при выполнении работы я научился …(см. цель работы) Дополнительное задание: Определить способом рядов толщину монеты.

Интернет ресурсы http://fs00.infourok.ru/images/doc/62/76522/hello_html_2ddf2261.gif http://fs00.infourok.ru/images/doc/308/307566/hello_html_m4378592.png http://scienceland.info/images/physics7/pic156.png http://allfor-school.ru/data/images/goods/src/597.jpg http://shk15.ignorik.ru/stati/linejka-psheno-goroh-igolka-fotografiya-molekul/2.jpg http://ki.ill.in.ua/m/300×225/12053473.jpg

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-110221

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по физике на тему «Лабораторная работа «Определение размеров малых тел»

7 класс. Урок 6. Лабораторная работа №2. Определение размеров малых тел.

Лабораторная работа №2

Определение размеров малых тел

Цели: Сформировать навыки проведения измерения способом рядов.

Оборудование: линейка, дробь (круглый горох), рис, пшено, тонкая проволока.

1. Организационный момент

Провести инструктаж по обращению с приборами. Обратить внимание на аккуратное выполнение экспериментов. Записать в тетради дату и тему лабораторной работы.

Можно ли для измерения размеров тела пользоваться прибором, цена деления которого больше размера тела? Например, с помощью линейки измерить толщину нитки?

Можно ли определить диаметр проволоки ученической линейкой?

Каким способом пользуются в данной работе при измерении размеров малых тел?

Задачи: №40–45 (А.В. Перышкин)

4. Указания к работе

Мы уже с вами знаем, что тела характеризуются массой (тяжелые или легкие), размером (большие или маленькие) и формой (круглые, квадратные и т.д.).

На первой лабораторной работе мы учились пользоваться измерительными приборами и определять их цену деления.

Напомните мне, пожалуйста,

Как определить цену деления измерительного прибора?

Что называют погрешностью измерительного прибора?

А сейчас давайте попробуем убедиться в необходимости измерительных приборов. Для этого на глаз попробуем определить размер сборника задач по физике (длина – 21, ширина – 14, толщина – 1,2). А теперь давайте проверим ваши результаты с помощью линейки.

Убедились в том, что с помощью измерительного прибора мы получаем более точные результаты.

А можно ли с помощью линейки измерить более мелкие предметы, например, толщину листа книги, диаметр проволоки или нитки, размер бусинки и других мелких предметов?

Для начала давайте определим с помощью линейки толщину одного листа задачника. Понятно, что при помощи простой линейки измерить толщину листа у нас не получится. Но нам очень надо знать толщину листа. Как же измерить?

Измерим толщину задачника без обложки (1,1 см или 11 мм), определим количество листов (272 страницы, это значит 136 листов). Теперь поделим толщину задачника на количество листов и получим толщину одного листа (0,08 мм).

Оказывается с помощью простой линейки можно измерить размеры мелких тел.

Сегодня во время выполнения лабораторной работы мы научимся определять размеры малых тел при помощи линейки методом рядов.

Метод рядов: необходимо тела маленького размера выложить вряд (10, 20), измерить длину получившегося ряда и поделить на количество тел.

1. Определение размеров сборника задач по физике

Перечертите таблицу в тетрадь и заполните

2. Определение толщины листа сборника задач по физике:

Количество страниц / листов: _____ / _____

Толщина одного листа: ___________________________________________________________

Такой способ называют – способ рядов.

3. Определение размеров малых тел

Перечертите таблицу в тетрадь и заполните

4 . Ответьте на вопросы

1) Чем можно объяснить способность тел изменять свой объем?

2) Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов молекул?

3) В тонкостенном стальном цилиндре сжимают масло под большим давлением. Почему при этом капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра?

4) Почему все вещества нам кажутся сплошными?

5) Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения размеров малых тел (горох,

пшено, дробинки, диаметра молекулы с использованием фото из учебника); овладеть регулятивными универсальными действиями при определении размера малых тел; развивать монологическую и диалогическую речь; уметь работать в группе.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, ценностные отношения друг к другу, к учителю, к результатам обучения; научиться пользоваться экспериментальным методом исследования при измерении размеров малых тел; принимать и обосновывать решения, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать

Общие предметные: уметь пользоваться методами научного познания, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты в виде таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; уметь применять знания об измерении физических величин при измерении размеров малых тел.

Частные предметные: владеть экспериментальным методом исследования при определении размеров малых тел, устанавливать зависимость точности измерения от цены деления прибора, использовать полученные знания о способах измерения физических величин в быту.

Источник