- Как измерит ширину проезжей части
- Ширина полосы движения по ГОСТ
- Ширина полосы за городом
- Ширина полосы движения в городе
- Что делать с полосами неправильного размера?
- Определение ширины проезжей части дороги, улицы. Построение поперечного профиля.
- Ширина проезжей части и полос движения
- Размеры по ГОСТ
- Стандарт в 3,5 метра
- Минимальный стандарт по ГОСТ
- Недостатки узких дорог
Как измерит ширину проезжей части
Как уже говорилось, по мнению ГАИ отсутствие разметки не дает разрешения на обгон (разворот, поворот налево) по встречной полосе на дороге с двусторонним движением с 4-мя полосами и более. Допустим, мы согласились с ГАИ. Давайте считать. Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м , 3,5 м , и 3 метра . В СНиП 2.07.01-89 «Застройка городов» допускается полоса 2,75 для проездов. Об этом же сказано в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», «ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м . Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения». Итого, при ширине дороги менее 12 метров (4*3 м) говорить о наличии 4 полос бессмысленно.
Много это или мало? Ширина ВАЗ-2110 с зеркалами 1875 мм , т.е. 4 автомобиля займут 7,5 метров . Пускай между ними промежуток 0,5 метра . Итого, для разъезда «вплотную» нужно примерно 9 метров . Вот этим и пользуются нерадивые инспектора: четыре машины разъедутся? Разъедутся! Значит 4 полосы, значит ст.12.15 п.3 или 4 КоАП. Не стесняйтесь, меряйте ширину дороги.
Измерять следует реальную ширину. Например, зимой дорога сужена из-за снежных отвалов. Измеряйте ширину от отвала до отвала, а не откапывайте бордюр под ними. Не следует принимать во внимание и местные уширения с вашей стороны дороги, т.к. на количество встречных полос эти уширения не влияют. Если есть разметка по краям проезжей части, то измеряйте от разметки до разметки.
Вдогонку, а вы сможете «на глаз» определить середину дороги шириной 12 метров без разметки? А вот инспектора ГАИ могут! Причем, стоя на обочине за десятки, а то и сотни метров от места действа.
Кроме этого, ст.9.1 ПДД вам предоставлено право самостоятельно определять количество полос. Даже, если дорога оказалась 12 метров и более, пишите, что вы определили ширину не более 10 метров , а потому пошли на обгон (разворот, поворот налево).
Следует ссылаться и на Пленум ВС от 24.10.06 г.: нет разметки – нет нарушения, а также на Решение ВС 89-Ад07-5 от 24.07.07 г.
Источник
Ширина полосы движения по ГОСТ
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.
Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:
Ширина полосы за городом
Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.
Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.
ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.
Ширина полосы движения, м | Категория дороги | Описание |
4,5 | V | Дорога с одной полосой движения. Такие дороги могут использоваться для подъезда к отдаленным деревням с небольшим количеством жителей. |
3,75 | IА, IБ, IВ, II (c 2 полосами) | IА, IБ, IВ — широкие дороги (с 4 полосами и более), имеющие разделительную полосу. Это самые скоростные дороги в России. II (c 2 полосами) — двухполосная дорога без разделительной полосы. Это самый распространенный тип дорог вне населенных пунктов. |
3,5 | II (с 4 полосами), III | II (с 4 полосами) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее. III — двухполосная дорога, на которой нет железнодорожных переездов и пересечений с трамвайной линией (только путепроводы). |
3 | IV | Двухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути. |
Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 — 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.
Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.
Ширина полосы движения в городе
Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Ширина полосы движения, м | Тип дороги и описание |
4 | Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы. |
3,75 | Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос. Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос. |
3,5 | Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос. Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос. Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос. Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос. Второстепенные проезды, 1 полоса. |
3 | Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы. Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы. |
2,75 | Основные проезды, 2 полосы. |
Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.
Что делать с полосами неправильного размера?
Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.
Однако в некоторых случаях имеет смысл «разобраться» с неправильной разметкой на проезжей части.
Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.
Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.
Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:
Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление — в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.
Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).
Подобное обращение — это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.
Источник
Определение ширины проезжей части дороги, улицы. Построение поперечного профиля.
Общая ширина улиц и дорог зависит от их категории, соотношения высоты застройки и расстояниями между линиями застройки, от характера озеленения, ширины проезжей части, тротуаров, технических зон для прокладки подземных сооружений и коммуникаций. Учитывая большую стоимость строительства и эксплуатации проезжей части улицы, ширину ее делают минимальной, но достаточной для безопасного движения транспортных и пешеходных потоков.
Границами городских улиц и дорог и окружающей территории (застройка, парки, скверы, различные сооружения и пр.) являются красные линии, расстояние между которыми определяет ширину улицы (дороги) в красных линиях.
Ширину улиц и дорог следует устанавливать с учетом их категории и в зависимости от расчетной интенсивности движения транспорта и пешеходов; типа застройки; рельефа местности; требований защиты населения от шума, пыли, выхлопных газов автомобилей, способов отвода дождевых и талых вод; размещения подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов и др.
Многообразие факторов, влияющих на ширину улиц одних и тех же категорий, позволяет рекомендовать только типовые решения поперечного профиля [11], которые в дальнейшем уточняются для конкретных случаев проектирования.
Общую ширину улиц и дорог в пределах красных линий принимать, м:
— магистральные дороги 50-90
общегородского значения 50-80
районного значения 40-50
— улицы местного значения (жилые) 15-35
— поселковые и сельские улицы (дороги) 15-25
В условиях существующей застройки ширину улиц и дорог в пределах красных линий при должном градостроительном обосновании разрешается уменьшать с минимально возможным сужением элементов их поперечного профиля.
Пропускная способность городских улиц и дорог определяется числом полос движения и их пропускной способностью, которую следует определять по расчету.
Пропускной способностью полосы улиц и дорог непрерывного движения называется зависящее от скорости и условий движения максимальное количество транспортных средств, проходящих через сечение полосы движения в течение одного часа в одном направлении, при соблюдении условий безопасности движения.
Пропускной способностью полосы улиц и дорог регулируемого движения называется зависящее от условий и организации движения максимальное количество транспортных средств, проходящих по полосе через линию «стоп» в течение 1 ч в одном направлении при соблюдении условий безопасности движения.
Под организацией движения понимается доля времени от продолжительности цикла, выделяемая для движения транспортных средств в направлениях, определяющих пропускную способность проезжей части в сечении линии «стоп».
Пропускная способность магистральной сети улиц и дорог регулируемого движения определяется пропускной способностью проезжих частей улиц и дорог на регулируемых перекрестках. Пропускная способность проезжей части улиц и дорог регулируемого движения на перегоне не определяется.
К условиям, оказывающим существенное влияние на пропускную способность полосы движения, относятся число полос движения и интенсивность перемещения транспортных средств с одной полосы движения на другую в целях изменения направления движения или остановки; метод организации движения; состав потока; наличие и интенсивность движения уличного массового общественного транспорта; наличие центральной и боковых разделительных полос; состояние покрытия.
Поперечные уклоны проезжей части улиц и дорог в зависимости от покрытий необходимо принимать согласно таблице 6.1.
Покрытие | Поперечные уклоны проезжей части, ‰ ,на | |
улицах, дорогах и проездах | площадях и автостоянках | |
Усовершенствованные капитальные: асфальтобетонные и цементобетонные брусчатые мостовые | 20-25 20-30 | |
Усовершенствованные облегченные | 20-25 | |
Переходные | 20-30 | — |
Взаимное высотное размещение элементов поперечного профиля должно решаться с учетом следующих требований:
— проезжие части с разделительной полосой — односкатными с уклоном к внешним бортам;
— проезжие части от 7,5 м и более без разделительной полосы или с нею в одном уровне, выделенной разметкой — двухскатными;
— местные (боковые) проезды магистральных улиц для одностороннего движения — односкатными с уклоном по правой стороне к лотку по направлению движения, а при двухстороннем движении — двускатными.
Разделительные (технические) полосы газоны предназначены для прокладки инженерных подземных сетей. Ширина технических полос определяется числом и типом размещаемых подземных и надземных сооружений и требований озеленения.
В табл. 6.2 приведены рекомендуемые размеры различных элементов поперечного профиля улиц, которые в конкретных случаях подлежат уточнению в зависимости от фактической интенсивности движения, требований озеленения, размещения подземных и надземных инженерных сетей, снижения отрицательных воздействий транспорта на окружающую среду и пр. Типовые поперечные профили показаны в справочной и нормативной литературе [11,12].
Ширину разделительных полос между отдельными элементами поперечного профиля улиц и дорог следует принимать с учетом расположения подземных коммуникаций, требований безопасности движения и охраны окружающей среды, но не менее размеров, приведенных в таблице 6.2
Ширина основных элементов поперечного профиля по категориям городских улиц и дорог
Категории улиц и дорог | Ширина одной полосы, м | Наименьшее количество полос в обе стороны | Расстояние между проезжей частью и ближней осью трамвайной колеи | Наименьшая ширина тротуара, м | Ширина распределительной полосы в границах, м | ||
Центральная | Зеленых насаждений между | ||||||
основной проездной частью и местным проездом | проездной частью и тротуаром | красной линией и линией застройки | |||||
Магистральные дороги | |||||||
непрерывного движения | 3,75 | — | — | 4,0÷6,0 | 5,0÷8,0 | — | ≥10,0 |
регулированного движения | 3,75 | — | 3,0 | 3,0÷6,0 | 3,0÷6,0 | 3,0÷7,5 | ≥10,0 |
Магистральные улицы общегородского значения | |||||||
непрерывного движения | 3,75 | 6,0 | 4,5 | 2,0÷4,0 | 3,0÷6,0 | 8,0÷12 | 3,0÷10,0 |
регулированного движения | 3,75 | 4,0 | 2,25 | 1,0÷3,0 | 3,0÷5,0 | 5,0÷8,0 | 3,0÷6,0 |
Магистральные улицы районного значения | 3,75 | 4,0 | 2,25 | 0÷2,0 | — | 5,0÷8,0 | 0÷5,0 |
Улицы и дороги местного значения | |||||||
жилые | 3,5 | — | 1,5 | — | — | 2,0÷3,0 | 0÷3,0 |
промышленно-складские | 3,5 | — | 1,5 | — | — | 2,0÷3,0 | 0÷3,0 |
проезды | 3,5 | — | 0,75 | — | — | 0÷3,0 | — |
На улицах с правого края проезжей части для каждого направления движения следует предусматривать предохранительную полосу, которая по прочности аналогична проезжей части и отличается от нее типом или цветом покрытия или разметкой. Предохранительная полоса не используется для обычного движения транспорта и не входит в общую ширину проезжей части; она предназначена для зрительного ориентирования водителя, размещения водоприемных устройств, снижения эффекта бокового препятствия (бортового камня, барьерного ограждения, наклонного плитного сопряжения проезжей части и центральной разделительной полосы).
Размеры предохранительных полос следует принимать шириной, м:
— для магистральных улиц непрерывного движения 0,75
— для магистральных улиц и дорог регулируемого движения 0,5
— для иных улиц и дорог 0,3
Ширину тротуаров следует устанавливать с учетом категории и назначения улицы и дороги в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, мачт, деревьев и т.п.; ширину пешеходной части тротуаров следует принимать кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м.
В больших, крупных и крупнейших городах при механизированных способах очистки тротуаров минимальную ширину тротуаров следует принимать 3 м.
Пропускную способность одной полосы тротуара, пешеходной дороги и перехода через проезжую часть в одном уровне следует принимать 1000 чел/ч.
Ширину тротуаров в местах интенсивного движения пешеходов (вблизи вокзалов, транспортных узлов и пр.) следует принимать по расчету в зависимости от перспективной интенсивности пешеходного движения.
В плане тротуары, как правило, проектируют параллельно проезжей части, прогулочные пешеходные дороги могут иметь самостоятельные направления. От застройки при отсутствии в первых этажах магазинов тротуары отделяются зелеными насаждениями, преимущественно кустарниками.
Тротуары проектируют односкатными и располагают: в одном уровне с газонами, полосами озеленения (разделительными полосами); выше проезжей части на 15 см (за исключением участков с пилообразным продольным профилем, где высота составляет 10-25 см, а также в местах сопряжения тротуаров с проезжей частью напротив въездов во дворы и в местах въезда тротуароуборочных машин, где высота составляет 8 см); на особо важных участках главных улиц города допускается устраивать тротуары ниже газонов на 10 см (в этом случае в месте примыкания тротуаров к газонам устанавливается тротуарный бортовой камень; вдоль внешнего борта устанавливаются дождеприемные решетки закрытого водостока).
Рис. 6.1. Пример построения поперечного профиля улицы.
Зеленые насаждения на улицах, дорогах и площадях населенных мест должны обеспечивать защиту населения от шума, пыли, выхлопных газов, улучшать микроклимат (повышение влажности, создание тени), удовлетворять архитектурно-художественным требованиям и условиям безопасности движения — видимости транспортных средств, пешеходов и средств регулирования движения. Ассортимент древесно-кустарниковых пород подбирается в соответствии с местными климатическими условиями, с категориями городских улиц и дорог, а также с общим композиционным решением улиц, дорог и площадей.
Основные типы зеленых насаждений, которые применяются на улицах и дорогах, разделяются в зависимости от назначения и ширины участков, отводимых под озеленение, и характеризуются:
— однорядной посадкой деревьев в лунках на тротуаре;
— рядовой посадкой деревьев на газонных полосах (вдоль проезжей части улиц местного значения при ширине газонных полос от 3 до 6 м);
— совмещением рядовой посадки деревьев с групповой и рядовой посадкой кустарников;
— совмещением рядовой посадки деревьев с групповой или одиночной посадкой деревьев и кустарников (при ширине газонной полосы более 5 м).
Расстояние от деревьев до бордюра проезжей части зависит от интенсивности и скорости движения транспорта, наличия кабеля освещения, контактной сети и ее опор и др. При учете всех условий (кроме складирования снега) минимальное расстояние от бордюра проезжей части до ствола дерева должно быть не менее 3 м; при отсутствии кабеля освещения и контактной сети от ствола дерева — не менее 2,5 м, до кустарника — 1 м.
Задание.
Используя исходные данные табл. 6.3, определить ширину улицы и построить ее поперечный профиль. Количество полос движения,их ширину, ширину тротуаров и озеленения выбрать, исходя из категории улицы. Использовать рекомендации, приведенные в конспекте лекций, ДБН В.2.3-5-2001 и специальной литературе.
Вариант | ||||||||||
Категория | МР | МР | П | П | Ж | МР | МР | П | МР | Ж |
Число полос проезжей части, шт | ||||||||||
Интенсивность движения пешеходов, тыс.чел/ч |
Примечание: МР- магистральная улица районного значения, Ж- жилая улица, П- промышленно-складская улица.
Источник
Ширина проезжей части и полос движения
Еще много в стране старых дорог с узкими полосами движения, все они должны соответствовать размерам по ГОСТ. Проезд по ним на скоростных автомобилях, чреват созданием аварийных ситуаций.
Частые ДТП случаются именно на таких дорогах. И здесь не стоит винить водителей, нарушающие ПДД, а специальные дорожные службы, отвечающие за качество автомобильных магистралей.
Размеры по ГОСТ
Нормативные документы требуют, чтобы ширина полосы движения по ГОСТ достигала 3 метра 75 сантиметров.
Неважно где построена дорога — в городе, на других территориальных локациях. Автотрассы могут быть местного, областного, республиканского, междугороднего значения.
Стандарты распространяются на все виды дорог, имеющие асфальтное или бетонное покрытие:
- 4 полосы движения. Например, устройство магистральных скоростных дорог, где разрешена скорость движения до 130 км/ч включительно, имеющие по четыре полосы в оба направления, должны иметь ширину полос 3,5 метра. И улицы городов, с разрешенной скоростью движения автотранспорта до 100 км/ч.
- Профильный Государственный стандарт общей ширины улицы, где транспорт движется по четырем полосам в оба направления, требует, чтобы она не должна быть меньшей 15 метров. Приводится, как пример чистой широты без учета площади, занимаемой разделительными элементами.
- 8 полос движения. Сегодня строятся, сдаются в эксплуатационный режим восьми полосные дороги в одну и другую стороны. В мегаполисах уличные автомагистрали играют роль разгрузочных трасс от большого количества автотранспорта. Общая проезжая часть в поперечном размере равняется 30 метрам.
Но таких автобанов в России легко пересчитать по пальцам. ГОСТ не выступает против строительства автодорог с шириной 3,5 метра. Если брать поперечную базу нормативного легкового автобиля за 1,8 метра, то на такой дороге трудно не только делать обгон, но и разъехаться со встречным автомобилем.
Стандарт в 3,5 метра
Улицы или дороги, имеющие размер 3,5 метра, разрешено строить с учетом регулирования скорости движения. Разрешено автомобилям двигаться со скоростью 80 км/ч. В черте города улицы, имеющие двух и шестиполосные проезжие части, должны обеспечить безаварийный проезд автотранспорта со скоростью 60 км/ч. Если проезжая часть оборудована обочинами для пешеходов, то разрешено автотранспорту двигаться со скоростью 70 км/ч.
На второстепенных городских улицах, но с интенсивным движением машин, ширина полосы должна быть не меньшей 3,5 метра. Допускается ширина до 3 метров. Но это предел. Имеются исключения, носящие временный характер. При строителсьтве, реконструкции допускается автомобильное движение по дорогам шириной 2.75 метра. Но это выделенные участки.
Минимальный стандарт по ГОСТ
Профильным стандартом определена минимальная ширина проезжей части в одну сторону. Она не может быть меньшей, чем 2,75 метра. Так требуют не только Государственные стандарты, но и ПДД.
Почему так скрупулезно устанавливаются размеры поперечной длины проезжей части дороги. Щепетильность в этом вопросе завязана на безопасности движения. Несоблюдение гостовских параметров, приводит к частым авариям. Можно представить, как трудно разъехаться двум грузовикам, чьи габариты внушительные по размерам. Особенно в густо застроенном населённом пункте.
Дома, хозяйские постройки, заборы вплотную подступают к проезжей части улицы. При разъезде автомобилей незначительный недосмотр обернется или аварией, или заездом в чей-то огород. И если ширина дороги вне стандартов, то водитель, создавший аварийную ситуацию, не должен нести ответственности.
Недостатки узких дорог
Часто фиксируются сотрудниками ГИБДД аварии на дорогах, чья ширина не отвечает стандартным требованиям. То есть ширина проезжей части дороги в населенном пункте не была равна 2.75 метрам. Если факт имел место, то виновными ДТП будут признаны организации, строившие дорожную магистраль.
В жизни бывает и так, что допущенная к эксплуатации дорога, отвечала поперечными размерами стандартным требованиям. Их сузили погодные условия. Особенно зимой небрежно очищенный снег с проезжей части к обочине, сужает проезжую часть, делая ее меньше положенного метража. Какой здесь может идти разговор о 2 полосах? Хотя бы по одной проехать, поскольку вторая завалена снегом.
То есть искусственно создался момент для совершения аварии. При разъезде один автомобиль заехал на встречную полосу. Произошло столкновение, поскольку второй не успел съехать в кювет. Ждите дорожного полицейского для составления протокола.
Он рассудит, кто прав, а кто виноват. Согласно КоАП 12.15 ст.4, выезд на встречную полосу, наказывается штрафом в 5 тысяч рублей или лишением на 6 месяцев водительских прав. Офицер дорожной полиции вряд ли станет измерять ширину проезжей части, заметенной снегом. Попутно выпишет предупреждение дорожным службам за плохую работу по своевременной очистке автомобильных дорог.
Внимание!
В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!
Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.
Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.
Источник