Меню

Как измерить уровень тревоги



Виды тестов для определения уровня тревожности

Быстрый темп современной жизни, научно-технический прогресс, расширение возможностей человека несут в себе не только пользу, но и вред, который не всегда очевиден. Все эти процессы часто вызывают тревожное состояние, побороть которое очень сложно, т. к. поводов для беспокойства и страха много. Для выявления психологических отклонений используется тест тревожности. Способ многократно доказал свою эффективность. Но существует много методик, и подбирать их необходимо с учётом особенностей индивида, чтобы не допустить ухудшения состояния.

Разница между тревогой, тревожностью и страхом

3 близких, но не равнозначных понятия — тревога, страх и тревожность — различают по причинам возникновения, развитию, способам борьбы с ними.

Тревога — кратковременное состояние, длящееся ровно столько, сколько продолжается событие, заставляющее её испытывать — сдача экзамена, хирургическая операция, опасная поездка. Она связана с беспокойством, волнением за себя, близких людей. Тревоги может и не быть, если человек попадает в подобную ситуацию неоднократно: он уже привык и не испытывает волнительных эмоций.

Если состояние не проходит в течение длительного времени, появляется независимо от внешних обстоятельств, существенно нарушает внутреннее состояние человека, то следует говорить о тревожности. Она может быть постоянной или периодической, иметь разные формы проявления, но всегда требует детальной диагностики и лечения. Если этого не сделать вовремя, то могут возникнуть опасные последствия вплоть до затяжной депрессии.

Страх — самая негативная эмоция, которая выражается в боязни конкретных вещей, она парализует все действия человека, не даёт ему спокойно жить.

Страхи, привязанные к вещам, состояниям, именуются фобиями. Они могут появляться в раннем детстве, меняться по мере взросления, сопровождать человека всю жизнь. Страх часто рассматривается как составная часть тревожности. Его причины носят психологический характер.

Классификация состояний тревожности

Затяжная тревожность многогранна. Состояния могут различается по многим критериям. Их классификация необходима для того, чтобы в дальнейшем подобрать подходящую методику для определения уровня тревожности.

По происхождению

Выделяется личностная тревожность, когда человек предрасположен к хроническому беспокойству в силу характера, темперамента, особенностей состояния здоровья, наследственности. Она может обостряться тогда, когда другие люди чувствуют себя нормально. Такой человек предпочитает держаться особняком, не участвовать в шумных мероприятиях, тем самым обостряя своё состояние.

Ситуативная тревожность, которая часто называется реактивной. Она обусловлена различными ситуациями из окружающего мира, провоцирующими её:

  • многочисленные опасности современного мира — войны, катастрофы, экономические кризисы, природные катаклизмы, сообщения об угрозах их возникновения оказывают своё негативное действие,
  • плохие отношения с окружающими людьми, с которыми приходится общаться постоянно и испытывать отрицательные эмоции,
  • коммуникации с большим количеством людей в постоянном режиме накладывают негативный отпечаток на личность, приводит к стрессам,
  • печальный опыт, полученный ранее, может преследовать человека всю жизнь.

По возрасту

Одно из наиболее важных разделений тревожных расстройств проводится с учётом особенностей развития нервной системы в конкретном возрасте. Отчёт начинается с самого рождения, потому что даже младенцам часто свойственна тревожность. Причины её появления различны: состояние здоровья, общая атмосфера в семье, условия проживания. До достижения 7 лет такая тревожность именуется детской.

Затем настаёт черёд школьной тревожности, источником которой выступают события, происходящие во время учебы. Особенно тяжело приходится младшим школьникам, которые испытывают давление с 3-х сторон:

Чрезмерная тревожность может закончиться неврозом или постоянным страхом школы.

Подростки также страдают от повышенной тревожности, это связано с:

  • гормональной перестройкой организма,
  • частой сменой настроения,
  • необходимостью определения своего места в круге сверстников.

Взрослая тревожность может сопровождать человека в течение всей жизни. Это объясняется многими факторами:

  • особенностями мужской и женской психологии,
  • сложными жизненными периодами (кризис среднего возраста, климакс, старение),
  • опасными профессиями и деятельностью, требующей повышенного напряжения.

Уровни тревожности

Крайне важный критерий для диагностики — уровень тревожности.

Полное отсутствие тревоги не является нормой, не даёт адекватно воспринимать опасные ситуации. При низком уровне человек не может адекватно воспринимать окружающую действительность, его бдительность притупляется.

Высокий уровень тоже не несёт ничего хорошего: индивид во всём видит опасность, такое состояние не даёт ему возможности ни на чём сосредоточиться. Он может подпасть под влияние панических атак. Выйти из этого состояния будет затруднительно.

Другое деление по уровням: контролируемый и неконтролируемый. При контролируемом индивид замечает появление признаков тревожности. При неконтролируемом — тяжело бороться с симптомами, необходима срочная медицинская помощь.

Правила проведения диагностики

Одно из самых сложных исследований — диагностика уровня тревожности. Она важна для многих категорий людей, т. к. превышение порога нормы может быть опасно для здоровья и жизни. Не всегда ясно, выступает ли беспокойство чертой личности или вызвано определёнными обстоятельствами, не зависящими от индивида.

Диагностика тревожности проводится с помощью различных методик, но необходимо придерживаться ряда правил:

  • не выходить за возрастные рамки, рекомендованные для того или иного теста,
  • неукоснительно выполнять рекомендации по проведению исследования,
  • для объективного результата нужно использовать хотя бы 2 методики,
  • необходимо всегда общаться с испытуемым, это даст самые точные результаты.
Читайте также:  Чему равна погрешность измерения для динамометра

В качестве основных методик выявления тревоги у человека используются:

  • анкетирование, в которое входят разнообразные опросники, тесты, достоверность ответов во многом зависит от грамотно составленных вопросов, позволяющих полностью раскрыть состояние индивида,
  • так называемые проективные методики, задача которых распознать психические реакции человека, наблюдая за ним, проникнуть в его бессознательное.

Методики выявления тревожности

Тесты — самая распространённая форма диагностики. Объясняется это простотой их составления, легкостью прохождения, возможностью быстро проанализировать результат. Среди них есть тесты с утвердительными или вопросительными предложениями. Они эффективны при использовании в комплексе с другими методиками.

Шкалы Кондаша

Методика Кондаша подразумевает под собой совокупность шкал, которые направлены на выявление потенциальной тревоги в разных ситуациях у школьников. Проверять другие категории населения по ней бесполезно. Шкала объединяет 3 направления вопросов:

  • школьные проблемы во всём их многообразии,
  • отношение школьника к себе,
  • коммуникация с окружающими.

Перечисляются ситуации, которые характерны для подростков. Каждую из них он должен оценить количеством баллов, которые в конце суммируются, определяется тип тревожности. Необходимо строго следовать приложенным к шкале инструкциям.

Интегративный тест тревожности

Данный тест сокращённо называется ИТТ. Эта методика была разработана профессорским составом Института им. Бехтерева в начале 2000-х гг. В её основе лежит положение о том, что тревога — это эмоция, которая приобретает форму патологии. После клинических опытов ИТТ стал применим для разных возрастных категорий.

Интегративный тест разводит понятия тревоги и тревожности. Последняя подразделяется на личностную и ситуационную. А в качестве дополнительных шкал используются:

  • общая тревожность,
  • оценка вероятности тревоги,
  • эмоциональный дисбаланс,
  • фобии,
  • астения,
  • защитная реакция.

Благодаря тесту можно понять, как эмоции связаны с тревогой.

Шкала Гамильтона

Шкала Гамильтона появилась в Англии в 1960 г. Она предназначена для измерения уровня депрессии, оценки состояния больного. Используется несколько вариантов шкалы с различным количеством пунктов от 17 до 24. Они суммируются в баллы.

Такое исследование проводится только специалистами в области психического здоровья. Тест заполняется ими со слов больного. Важны только первые 17 пунктов, по которым выявляется депрессивное расстройство.

Шкала тревожности Бека

Популярный тест на уровень тревожности и характер её проявления — шкала Бека — подходит для детей, подростков, взрослых, часто применяется на собеседованиях при приёме на работу. В анкете 21 вопрос. Все они посвящены физическому состоянию здоровья респондента. Можно набрать от 21 до 63 баллов.

Шкала тревоги и панических атак Шихана

Появившаяся в 1983 г. шкала тревоги и панических атак Шихана позволяет определить расстройство, имеющее клиническое значение. В методике представлено 35 симптомов, по которым можно судить о наличии тревоги, часто они возникают после острого стресса. Проводится самооценка каждого симптома по 5-балльной шкале. При 20 баллах и выше появляется повод обратиться к специалисту.

Шкала Зигмонда

Авторство так называемой Госпитальной шкалы принадлежит учёным Зигмонду и Снайпу. Её цель — самостоятельная оценка депрессии и тревоги у взрослых пациентов. Шкала самооценки уровня тревожности является первичным средством, впоследствии применяются остальные методики. В 14 пунктов включены вопросы, касающиеся обоих состояний личности. Но отсутствуют вопросы, демонстрирующие явные признаки болезни. На одно утверждение приходятся 4 варианта ответов. К анкете прилагается подробная инструкция.

Методика Сирса

Призванная диагностировать тревогу у детей методика Сирса больше всего подходит для младших школьников и воспитанников детских садов. 20 утверждений об общении, реакциях, поведении позволяют в точности установить порог тревожности:

Проводить исследование должен квалифицированный педагог или психолог.

Тест по Астапову

Для установления уровня детской тревожности служит также тест Астапова. С его помощью можно узнать личностные особенности ребёнка, его поведения, проявления эмоций в разных ситуациях, отношениях в дошкольном коллективе, в семье, с посторонними людьми.

На 14 рисунках изображены лица. Нужно сделать выбор — печальное и весёлое. Исследование результатов производится с 2 позиций:

  • количественной, когда устанавливается индекс тревожности,
  • качественной, при котором анализируется опыт детей в той или иной ситуации, особое внимание обращается на отрицательный опыт.

Шкала тревожности Кудриной

Методика изучает реакцию детей на разнообразные школьные ситуации, которые в дальнейшем становятся источником страхов и тревог. Анализ по шкале Г. Я Кудриной производится по 3 сферам:

  • обучение,
  • коммуникации,
  • ситуации, когда необходима самооценка.

В опросник входят 30 утверждений. Каждый ответ можно оценить в 0, 2 или 3 балла. Они суммируются по каждой сфере и в совокупности по шкале.

Тест Захарова

Для родителей дошкольников и детей младшего школьного возраста существует тест Захарова. На каждое из 15 утверждений они должны дать один из 3 ответов:

  • отсутствие,
  • проявление время от времени,
  • постоянное наличие этого пункта.

Диапазон оценочных баллов от 0 до 2 соответственно. Общее количество баллов позволяет разглядеть невроз на ранней стадии и даже предугадать его появление в недалёком будущем.

Тест Эйдемиллер

Анализирует семейную тревогу, даёт многомерную картину положения человека в семье тест Эйдемиллера. Выявляются состояния, которые часто не видны. Очевидными признаками тревоги выступает беспокойство при отсутствии рядом других членов семьи. Также показателями являются неуверенность, чувство вины. Ответить на вопросы можно утвердительно, отрицательно или затрудняюсь. Общее количество баллов — 21.

Читайте также:  Система для измерения центрального венозного давления инвазивным методом

Существуют и др. анкеты, помогающие установить уровень тревожности членами одной семьи. Родственные отношения часто взаимосвязаны с другими сферами жизни. Только их комплексный анализ помогает увидеть общую картину.

Тест для школьников и подростков

Используются различные тестовые методики, позволяющие понять состояние школьников. Они разделяются по возрастным категориям:

  • для младших школьников,
  • для учащихся средних классов, в т.ч. и подростков,
  • для старшеклассников.

Один из самых распространённых — тест Филлипса. Он очень прост при прохождении и даёт возможность понять, в каких областях школьники 3-7 классов испытывают наибольшее беспокойство. 58 вопросов раскрывают весь спектр ожиданий школьников, показывает детскую самооценку, указывает на имеющиеся проблемы. Тестировать учащихся можно по отдельности либо всем классом. К анкете прилагается ключ.

Шкала тревожности Тейлора

Опросник, появившийся в 50-х гг. — шкала тревожности Дж. Тейлора. В нём содержатся 50 фраз, ответы на которые должны быть положительными или отрицательными. Они взяты из Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Для каждой фразы выделена отдельная карточка, чтобы испытуемому было удобнее. В середине 70-х годов к анкете была присоединена так называемая шкала лжи, помогающая добиться искренности в ответах.

Методика Гореловой

Перечень из 50 вопросов, построенных по типу утверждений в методике Гореловой затрагивает различные области человеческой жизнедеятельности. Определённые ответы указывают на один из 10 типов личности. Упор делается на эмоциональную сторону. Выделяют романтиков, гедонистов, альтруистов.

Методика Ромицыной

На утверждении, что тревогу у детей можно проанализировать многомерно, обосновала свою методику Ромицына. Школьникам задаются несколько вопросов, предполагающих 2 варианта ответов. В зависимости от них подсчитываются баллы. Существует разделение результатов для мальчиков и девочек. К 3-м стандартным уровням добавляется крайне высокая тревожность.

Заключение

Тесты являются самым простым методом выявления тревожного расстройства у различных категорий людей. Из большого разнообразия можно подобрать подходящий по возрасту, категории опрашиваемых, особенностям содержания вопросов. Необходимо учесть, что анализ результатов должен проводить квалифицированный специалист.

Источник

Определение уровня тревожности (методика Спилбергера-Ханина)

Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека. Наиболее выраженные эмоциональные реакции, к которым относится и тревожность, как правило, возникают в критические моменты разбалансированности взаимодействия человека и среды. При этом важно, что и чувство тревоги и соответствующие ему поведенческие проявления — во многом результат субъективной оценки человеком внешних требований и своих внутренних ресурсов. Однако не следует забывать, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Для каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность…

В психологическом феномене тревожности ученые выделяют две составляющие: тревожность как состояние и тревожность как личностную особенность.

Тревожность как состояние (ситуативная тревожность, реактивная тревожность, состояние тревоги) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью. Поскольку измерение ситуативной тревожности — это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, ее уровень меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает свое окружение как опасное или угрожающее.

Тревожность как личностная особенность (личностная тревожность, активная тревожность) — это устойчивая индивидуальная характеристика степени подверженности человека действию различных стрессоров. Она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» объективно безопасных ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией (повышением реактивной тревожности). Как правило, интенсивность переживаний не соответствует величине реальной опасности и характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать состояние ситуативной тревоги.

Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, является методика, предложенная Чарльзом Д. Спилбергером (Ch. D. Spielberger) и адаптированная Юрием Ханиным.

Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина

Шкала состоит из двух подшкал для измерения двух форм тревожности: подшкалы оценки ситуативной тревожности, диагностирующей самочувствие в данный момент, и подшкалы оценки личностной тревожности, определяющей обычное самочувствие человека.

Подшкала оценки ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете в данный момент. Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:

1 — нет, это совсем не так
2 — пожалуй, так
3 — верно
4 — совершенно верно

Бланк для ответов (СТ)

______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество

Читайте также:  Как измерить плюсневую часть ноги

Источник

Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)
консультация по психологии (10 класс)

Опросник состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Скачать:

Вложение Размер
Бланк для ответов на тест. 16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)

Опросник состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха)

Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте «+» в случае, если утверждение относится к Вам,

«-«, если вы не согласны.

В случае затруднений возможен ответ «не знаю», тогда поставьте «?».

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывают сердцебиение и одышка.

12. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.

13. Я застенчив не более, чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу, у меня глаза «на мокром месте».

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще).

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость и это чрезвычайно смущает меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. Я — человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

49. Жизнь для меня всегда связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка результатов Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла.

Показатели ранжируются следующим образом: от 0 до 6 баллов — низкая тревожность, от 6 до 20 баллов — средняя, выше 20 баллов — высокая.

Ключ: вопросы 1-12 ответ нет; 13-50 — ответ да

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации представлен материал для проведения работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА для учителей и классных руководителей.

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес.

С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша.

Методика предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьника.

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Методика диагностики уровня тревожности школьника.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьног.

Источник