Меню

Как находить сравнение средства выразительности языка



Методическая разработка урока русского языка в 9 класе «Сравнение как средство выразительности речи»
методическая разработка по русскому языку по теме

Предмет: русский язык, литература.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.

Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».

Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение использовать сравнение в своей речи; развить речь, воображение, вызвать интерес к языковым явлениям, к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Всё познаётся в сравнении.

Скачать:

Вложение Размер
sravnenie_kak_sredstvo_vyrazitelnosti_rechi.docx 25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока

Учителя Дмитриевой Людмилы Викторовны ГБОУ СОШ № 420

Предмет: русский язык, литература.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.

Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».

Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение использовать сравнение в своей речи; развить речь, воображение, вызвать интерес к языковым явлениям, к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Всё познаётся в сравнении.

Этапы урока с содержанием учебного материала, видов деятельности учителя и учащихся.

На прошедшем недавно уроке мы с вами характеризовали художественный стиль речи. Давайте вспомним, какова основная функция этого стиля? С какой целью создаются художественные тексты? Какие языковые средства характерны для данного стиля? Какие виды тропов вам известны?

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В художественном стиле, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и всех других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них вы уже знакомы. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т.д. (Тропы – обороты речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий. Наиболее распространенными тропами являются аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет).

Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно (Ф. Тютчев) – олицетворение; мужичок с ноготок – литота; Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин) – синекдоха и т.д.

Вывод: сегодня мы углубим знания о сравнении. Тема урока «Сравнение как средство выразительности речи.

Сравнение – сравнивать, сравнимый, сравнительно ( значение сопоставлять, сравнивать, корень –равн-).

Выровнять — ровный, подровнять, выровненный (значение – сделать ровным, корень –ровн-).

РАБОТА С ЭПИГРАФОМ.

Как вы его понимаете? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремиться что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познать мир).

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «СРАВНЕНИЕ».

Мы сегодня не просто узнаем о том, что такое сравнение, каково его строение, но и попытаемся понять, какова роль сравнения в художественном тексте. А сделаем мы это на основе гениальных творений М.Ю. Лермонтова, о котором И.А. Андронников, известный литературовед, писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

1.Работа со стихотворением «На севере диком…» (текст на партах)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

— Кто автор этих строк? Какие средства выразительности присутствуют в тексте? (Инверсия, эпитеты, олицетворение). Укажите сравнение.

2.Работа с толковым словарем.

— Посмотрите по словарю русского языка С.И.Ожегова, что такое риза.

Риза – 1.Облачение, одежда священника для богослужения (парчовая риза).

2.Оклад на иконе.

-Какова роль этого сравнения в тексте? Как возникает это сравнение? (Основано на сходстве: сосна укутана снегом, как ризой – белый цвет, серебро, великолепие).

— Какое бы вы дали определение сравнению? А какое определение дает учебник? Сравним («Русская речь», стр. 175). Запишите определение.

Сравнение – это один из приемов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнение выделяется на письме запятыми.

1. Найдите сравнение в отрывке из произведения М.Ю. Лермонтова, назовите его (запись на доске):

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. (Поэма «Мцыри»).

2. Какова роль сравнений? (Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором).

3. Народно-поэтические сравнения.

Сравнения широко используются в народно-поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Народно-поэтические сравнения отличаются простотой, образностью и глубоким лиризмом. В основном, это сравнения с миром природы: девушка сравнивается с березкой, юноша – с соколом, зло – с коршуном и т.д. Писатели, поэты очень широко используют прием народно-поэтических сравнений.

— В каком произведении Лермонтова широко используется этот прием? (В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича»). Найдите примеры использования М.Ю. Лермонтовым народно-поэтических сравнений в отрывке из поэмы (текст на партах):

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебедушка,

Смотрит сладко – как голубушка,

Молвит слова – соловей поёт,

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

4 .Средства выражения сравнения (запись на доске).

Языковые средства сравнения неоднородны. Среди них различают лексические, морфологические, синтаксические.

— Лексические средства сравнения – это слова похож, подобен (подобный, подобно), казаться, напоминать, походить и др.

— Морфологические средства сравнения – это имена существительные в форме творительного падежа, имена прилагательные и наречия в форме сравнительной степени, предлоги вроде, наподобие и др.

— Синтаксические средства сравнения – это сказуемое с оттенком сравнения, сравнительный оборот с союзами как, будто, словно, точно; сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

5. Запись в тетради с доски средств сравнения.

6 .Практическая работа.

-С помощью какого языкового средства выражено сравнение в следующих отрывках (тексты на партах)?

И что за диво. Издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока. (Лексическое средство. «Смерть поэта»)

Как одинокая гробница

Вниманье путника зовет,

Так эта бледная страница

Пусть милый взор твой привлечет. (Синтаксическое средство, сложноподчиненное предложение, «В альбом»).

7. В чем особенность лермонтовского сравнения в следующем тексте?

Ах, Анна Алексеевна,

Какой счастливый день!

Судьба моя плачевная,

Я здесь стою, как пень. (Сравнение – фразеологизм, нет обособления).

— Это четверостишие относится к жанру эпиграммы, Лермонтов, как и Пушкин, — мастер эпиграммы. Знаете ли вы, что в русском языке более 140 фразеологических срвнений? Вспомним некоторые из них.

Он боится меня … (как огня).

Все идет… (как по маслу).

Знать… (как свои пять пальцев).

Не видать… (как своих ушей).

-На чем основаны такие фразеологические сравнения? Почему, например, как с гуся вода, а не как с курицы?

8. Итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого нельзя забывать. В противном

случае сравнение окажется неудачным и не только не сделает речь выразительной, но, напротив, сделает ее смешной.

Окна вспотели, как старательный труженик.

Два стригунка, как вихрь, бегут скачками.

Сталь, словно тесто, покорялась резцу.

Как саранча, летел он на свиданье.

— Почему неудачны эти сравнения?

9. Практическая работа.

Сравнения должны быть построены на сходстве признаков, но не получатся ли они одинаковыми, а значит, невыразительными? Например, я скажу белый, как … (продолжите – снег)- образность проигрывает, ослабевает. Интересны сравнения, неожиданные, новые, когда автор замечает что-то, чего никто не замечал. Сейчас мы с вами займемся творчеством.

— Запишите предложения и продолжите их.

Листья налипли на стекла, как … (мокрые бабочки).

Ярко-оранжевый апельсин похож на … (полуденное солнце).

Редкий дождь, как … (стеклянные нити).

Вывод: заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию.

10. Иногда авторы сравнивают, казалось бы, совсем несравнимые предметы. Например:

Говорил он так тихо, точно …

Чувствительный человек подобен сосульке …

Мудрость, подобно черепаховому супу, …

— Попробуйте продолжить предложения. Здесь надо проявить остроумие. А теперь авторские варианты.

Говорил он так тихо, точно слова его были обуты в валенки.

Чувствительный человек подобен сосульке: пригрей его, он и растает.

Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна.

(Афоризмы Козьмы Пруткова).

Вывод: из таких необычных сравнений складываются остроумные фразы, шутки.

11. Работа с текстом (тексты на партах).

Давайте попробуем восстановить в тексте лермонтовские сравнения. В психологическом романе «Герой нашего времени» удивительные пейзажные зарисовки, не менее удивительные сравнения. Роман нам только предстоит изучить, а вот о любви Лермонтова к Кавказу, к «чудному миру любви и битв» мы уже знаем. Кавказ – колыбель лермонтовской поэзии, здесь же его мятежная душа нашла успокоение 15 июля 1841 года, Вглядимся, вслушаемся в пейзажные зарисовки (на доске – репродукции картин М.Ю. Лермонтова).

Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там, высоко-высоко, золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется … (серебряной нитью) и сверкает, как … (змея своею чешуею). («Бэла»).

На север поднимается Машук, как …(персидская шапка), и закрывает эту часть небосклона. А на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. Воздух чист и свеж, как … (поцелуй ребенка); солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления.

— Проверьте свои работы.

Сегодня мы познакомились со сравнением, средствами выражения сравнения, что узнали нового? Для чего нужны сравнения? Согласны ли вы теперь с эпиграфом к уроку?

1). Найдите в произведениях М.Ю. Лермонтова 5-7 примеров сравнений, выпишите, объясните, с помощью каких языковых средств они созданы.

2). Подготовьте устный ответ на вопрос: «Что такое сравнение?»

Источник

Языковые средства выразительности

Наш язык – целостная и логически правильная система. Его наименьшей единицей является звук, наименьшая значимая единица – морфема. Из морфем состоят слова, которые считаются основной языковой единицей. Их можно рассматривать с точки зрения их звучания, произношения, а также с точки зрения строения, как части речиили как члены предложения.

Каждая из названных языковых единиц соответствует определённому языковому пласту, ярусу. Звук является единицей фонетики, морфема – морфемики, слово – единица лексики, части речи – единицы морфологии, а предложения – синтаксиса. Морфология и синтаксис вместе составляют грамматику.

На уровне лексики выделяются тропы – особые обороты речи, придающие её особую выразительность. Подобными средствами на уровне синтаксиса являются фигуры речи. Как видим, всё в языковой системе взаимосвязано и взаимообусловлено.

Лексические средства

Остановимся на наиболее ярких языковых средствах. Начнём с лексического уровня языка, который – напомним – базируется на словах и их лексических значениях.

Синонимы

Синонимами называются слова одной части речи, являющиеся близкими по своим лексическим значениям. Например, красивый – прекрасный.

Некоторые слова или сочетания слов приобретают близкий смысл лишь в условиях определённого контекста, в определённом языковом окружении. Это контекстные синонимы.

Рассмотрим предложение: «День был августовский, знойный, томительно-скучный». Слова августовский, знойный, томительно-скучный не являются синонимами. Однако в данном контексте, при характеристике летнего дня, они приобретают сходный смысл, выступая как контекстные синонимы.

Антонимы

Антонимы – слова одной части речи с противоположным лексическим значением: высокий – низкий, высоко – низко, великан – карлик.

Как и синонимы, антонимы могут быть контекстными, то есть приобретать противоположное значение в определённом контексте. Слова волк и овца, к примеру, вне контекста не являются антонимами. Однако в пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы» изображаются два типа людей – люди-«хищники» («волки») и их жертвы («овцы»). Получается, что в названии произведения слова волки и овцы, приобретая противоположный смысл, становятся контекстными антонимами.

Диалектизмы

Диалектизмами называют слова, употребляемые только в определённых местностях. Например, в южных областях России свёкла имеет другое название – бурак. В некоторых местностях волка именуют бирюком. Векша (белка), хата (дом), рушник(полотенце) – всё это диалектизмы. В литературных произведениях диалектизмы используются чаще всего для создания местного колорита.

Неологизмы

Неологизмами называются новые, совсем недавно пришедшие в язык слова: смартфон, браузер, мультимедиа и т.п.

Устаревшие слова

Устаревшими в языкознании считаются слова, вышедшие из активного употребления. Устаревшие слова делятся на две группы – архаизмы и историзмы.

Архаизмы – это устаревшие названия существующих по сей день предметов. Другие названия, к примеру, раньше имели глаза и рот. Они назывались соответственно очи и уста.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления по причине выхода из обихода обозначаемых ими понятий и явлений. Опричнина, барщина, боярин, кольчуга – предметов и явлений, называемых такими словами, в современной жизни нет, а значит, это слова-историзмы.

Фразеологизмы

К лексическим языковым средствам примыкают фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые одинаково всеми носителями языка. Как снег на голову свалился, в бирюльки играть, ни рыба ни мясо, работать спустя рукава, задирать нос, вскружить голову… Каких только фразеологизмов нет в русском языке и какие только стороны жизни они не характеризуют!

Тропы

Тропами называют обороты речи, основанные на игре со значением слова и придающие речи особую выразительность. Рассмотрим наиблее популярные тропы.

Метафора

Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основе какого-либо сходства, употребление слова в переносном значении. Метафору иногда называют скрытым сравнением – и не случайно. Рассмотрим примеры.

Щёки горят. В переносном значении употреблено слово горят. Щёки как будто горят – вот каким бывает скрытое сравнение.

Костёр заката. В переносном значении употребляется слово костёр. Закат сравнивается с костром, но сравнивается скрыто. Это метафора.

Развёрнутая метафора

С помощью метафоры нередко создаётся развёрнутый образ – в этом случае в переносном значении выступает не одно слово, а несколько. Такая метафора называется развёрнутой.

Вот пример, строчки Владимира Солоухина:

«Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной».

Первая метафора – Земля – космическое тело – рождает вторую – мы, люди – космонавты.

В результате создаётся целый развёрнутый образ – люди-космонавты совершают длительный полёт вокруг солнца на корабле-Земле.

Эпитет

Эпитет – красочное художественное определение. Конечно, эпитеты чаще всего бывают прилагательными. Причём прилагательные красочные, эмоционально-оценочные. К примеру, в словосочетании золотое кольцо слово золотое эпитетом не является, это обычное определение, характеризующее материал, из которого сделано кольцо. А вот в словосочетании золотые волосы, золотая душа – золотые, золотая – эпитеты.

Однако возможны и другие случаи. В роли эпитета иногда выступает существительное. Например, мороз-воевода. Воевода в данном случае приложение – то есть разновидность определения, а значит, вполне может быть эпитетом.

Нередко эпитетами бывают эмоциональные, красочные наречия, например, весело в словосочетании весело шагает.

Постоянные эпитеты

Постоянные эпитеты встречаются фольклоре, устном народном творчестве. Вспомните: в народных песнях, сказках, былинах молодец всегда добрый, девица красная, волк серый, а земля сырая. Всё это постоянные эпитеты.

Сравнение

Уподобление одного предмета или явления другому. Чаще всего оно выражается сравнительными оборотами с союзами как, словно, точно, как будто или придаточными сравнительными. Но бывают и другие формы сравнения. Например, сравнительная степень прилагательного и наречия или так называемый творительный сравнения. Рассмотрим примеры.

Время летит, как птица (сравнительный оборот).

Брат старше, чем я (сравнительный оборот).

Я моложе брата (сравнительная степень прилагательного молодой).

Извивается змейкой. (творительный сравнения).

Олицетворение

Наделение неживых предметов или явлений свойствами и качествами живых: солнце смеётся, весна пришла.

Метонимия

Метонимия – это замена одного понятия другим на основе смежности. Что это значит? Наверняка на уроках геометрии вы изучали смежные углы – углы, которые имеют одну общую сторону. Смежными могут быть и понятия – например, школа и ученики.

Школа вышла на субботник.

Целую тарелку съел.

Суть метонимии в первом примере в том, что вместо слова ученики употребляется слово школа. Во втором примере мы употребляем слово тарелка вместо названия того, что на тарелке находится (суп, каша или что-то подобное), то есть используем метонимию.

Синекдоха

Синекдоха подобна метонимии и считается её разновидностью. Этот троп также заключается в замене – но в замене обязательно количественной. Чаще всего множественное число заменяется единственным и наоборот.

Рассмотрим примеры синекдохи.

«Отсель грозить мы будем шведу» – думает царь Пётр в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Разумеется, имелся в виду не один швед, а шведы – то есть единственное число употребляется вместо множественного.

А вот строчка из пушкинского «Евгения Онегина»: «Мы все глядим в Наполеоны». Известно, что французский император Наполеон Бонапарт был один. Поэт использует синекдоху – употребляет множественное число вместо единственного.

Гипербола

Гипербола – это чрезмерное преувеличение. «В сто сорок солнц закат пылал», — пишет В.Маяковский. А у гоголевского Тараса Бульбы были шаровары «шириною с Чёрное море».

Литота

Литота – троп, противоположный гиперболе, чрезмерное преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

Ирония

Иронией называется скрытая насмешка. При этом мы вкладываем в свои слова смысл, прямо противоположный истинному. «Отколе, умная, бредёшь ты голова», — такой вопрос в басне Крылова адресован Ослу, который считается воплощением глупости.

Перифраз

Мы уже рассматривали тропы, основанные на замене понятий. При метонимии одно слово заменяется другим по смежности понятий, при синекдохе единственное число заменяется множественным или наоборот.

Перифраз это тоже замена – слово заменяется несколькими словами, целым описательным оборотом. Например, вместо слова «животные» мы говорим или пишем «братья наши меньшие». Вместо слова «лев» — царь зверей.

Синтаксические средства

Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.

Однородные члены предложения

Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.

В саду росли розы, ромашки, колокольчики. — Это предложение осложнено однородными подлежащими.

Вводные слова

Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.

К счастью, выпал снег.

К сожалению, выпал снег.

Наверно, выпал снег.

По словам друга, выпал снег.

В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег), но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно), с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак).

Диалог

Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:

Вопросно-ответная форма изложения

Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»

Обособленные члены предложения

Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.

Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям(предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).

Без брата, его первого слушателя и поклонника, он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).

Никто, кроме её родной сестры, не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).

Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).

Фигуры речи

На уровне синтаксиса выделяются особые конструкции, которые придают речи выразительность. Называются они фигурами речи, а также стилистическими фигурами. Это антитеза, градация, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение и т.п. Рассмотрим некоторые из стилистических фигур.

Антитеза

По-русски антитеза называется противопоставлением. В качестве её примера можно привести пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Инверсия

Инверсия — обратный порядок слов. Как известно, каждый из членов предложения имеет своё «законное» место, свою позицию. Так, подлежащее должно стоять перед сказуемым, а определение — перед определяемым словом. Определённые позиции закреплены за обстоятельством и дополнением. Когда порядок слов в предложении нарушается, можно говорить об инверсии.

Используя инверсию, писатели и поэты достигают требуемого звучания фразы. Помните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Без инверсии его первые строчки звучали бы так: «Одинокой парус белеет в голубом тумане моря». Поэт использовал инверсию и строчки зазвучали потрясающе:

Градация

Градация — расположение слов (как правило, являющихся однородными членами, по нарастанию или убыванию их значений). Рассмотрим примеры: «Это обман зрения, галлюцинация, мираж« (галлюцинация больше, чем обман зрения, а мираж больше, чем обман зрения). Градация бывает как восходящая, так и нисходящая.

Парцелляция

Иногда для усиления выразительности намеренно нарушаются границы предложения, то есть используется парцелляция. Она заключается в дроблении фразы, при котором образуются неполные предложения (то есть такие конструкции, смысл которых неясен вне контекста). Примером парцелляции можно считать газетный заголовок: «Процесс пошёл. Вспять» («Процесс пошёл вспять», — так выглядела фраза до дробления).

Источник

Читайте также:  Сравнение веса тела с ростом