Меню

Как отличать степени сравнения наречий от прилагательных



Различие прилагательных и наречий

Наречия в сравнительной степени образовываются от качественных имен прилагательных. Несмотря на существование ряда особых признаков, в тексте их выявить не всегда просто. Для того чтобы отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени, необходимо придерживаться следующих правил.

Главное отличие заключается в том, что наречие относится к глаголу, а прилагательное – к существительному. К примеру,

Бежать быстрее (наречие) – бег быстрее (прилагательное).

Второй характерный признак наречия – его положение в предложении. Данная часть речи является обычно обстоятельством, в то время как прилагательное – всегда сказуемым. Например,

Я побежал (как?) быстрее, чем Саша.Мой бег был (каков?) быстрее.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать третий способ определения части речи – по вопросу. К наречию задается вопрос — как?, к прилагательному — каков?

петь (как?) громче – пение (каково?) громче

Еще один способ выявления наречия — от простой сравнительной степени можно образовать составную сравнительную степень и посмотреть на результат. К примеру,

танцевать веселее (более весело – наречие) – танец веселее (более веселый — прилагательное).

Особенность некоторых наречий такова, что зачастую их путают с формами кратких прилагательных. Чтобы не допускать ошибок, необходимо усвоить основные отличия наречий от прилагательных в предложении.

Образованные от качественных прилагательных наречия — неизменяемая часть речи, не имеют окончаний, отвечают на вопрос как? Обычно примыкают к глаголам.
Краткие прилагательные изменяются по родам и числам, можно выделить окончание, отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? Согласуются с существительными и местоимениями по роду, числу.

В предложениях наречия обычно выполняют синтаксическую роль обстоятельства, тогда как краткие прилагательные – роль именного сказуемого.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Отличие наречия от прилагательного
Тесты на тему Наречие

вернуться на стр. «Наречие в табл.«, «Морфологический разбор наречия«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Степени сравнения наречий в русском языке

Степени срав­не­ния наре­чий — это срав­ни­тель­ная и пре­вос­ход­ная сте­пе­ни, кото­рые обра­зу­ют каче­ствен­ные наре­чия с суф­фик­сом -о/-е.

Какие наречия могут образовать степени сравнения?

Начнем с того, что наре­чие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (глу­бо­ко ныр­нуть), при­знак при­зна­ка (крайне нере­ши­тель­ный) и пред­ме­та (стук сбо­ку).

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка наре­чие име­ет отли­чи­тель­ную осо­бен­ность — неиз­ме­ня­е­мость. Слова этой части речи не обра­зу­ют грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа и чис­ла, то есть не скло­ня­ют­ся. Они не изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, как гла­го­лы. Следовательно, у наре­чий нет окон­ча­ния как сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы. Конечные бук­вы обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы:

И все же неко­то­рые наре­чия могут изме­нять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и обра­зо­вать сте­пе­ни срав­не­ния. Что же это за слова?

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют с помо­щью суф­фик­са -о/-е наречия:

  • весе­лый → весел о прыгать;
  • гром­кий → громк о звучать;
  • бод­рый → бодр о шагать;
  • искрен­ний → искренн е сочувствовать;
  • внеш­ний — внешн е спокоен.

Наречия, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­са -о/-е, име­ют сте­пе­ни сравнения.

Качественные наре­чия, как и одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные, обра­зу­ют две сте­пе­ни сравнения:

  • срав­ни­тель­ную степень;
  • пре­вос­ход­ную степень.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы наре­чий быва­ют про­сты­ми и состав­ны­ми. Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий в рус­ском языке.

Таблица

Сравнительная сте­пень Превосходная сте­пень
Простая фор­ма Составная фор­ма Составная фор­ма
С помо­щью суффиксов
-ее (-ей), — е, -ше
более менее
+
исход­ное наречие
про­стая фор­ма срав­ни­тель­ной фор­мы наречия
+
всех (все­го)
быстр ее
гро­мч е
даль ше
более быст­ро
менее громко
более далеко
быст­рее всех
гром­че всех
даль­ше всех

Сравнительная степень наречий

Сравнительная сте­пень наре­чий обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей степени.

Она име­ет две грам­ма­ти­че­ские фор­мы: про­стую и состав­ную (ана­ли­ти­че­скую).

Наречия с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее/-ей, -ше обра­зу­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень:

  • гром­кий — гро­мч е сказать;
  • труд­но — трудн ее , трудн ей выполнить;
  • дале­ко — даль ше бросить.

Часто при обра­зо­ва­нии про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чий про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных основы:

Некоторые наре­чия име­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень с дру­гим корнем:

  • хоро­шо — луч­ше выглядеть;
  • пло­хо — хуже чув­ство­вать себя.

Составную срав­ни­тель­ную сте­пень обра­зу­ем, если к началь­ной фор­ме наре­чия доба­вим вспо­мо­га­тель­ные сло­ва «более» или «менее»:

  • гром­ко — более гром­ко сказать;
  • труд­но — менее труд­но выполнить;
  • дале­ко — более дале­ко бросить.

Обратим вни­ма­ние, что непра­виль­но обра­зо­ва­ны фор­мы состав­ной сте­пе­ни срав­не­ния наречий:

Это мор­фо­ло­ги­че­ские ошиб­ки в обра­зо­ва­нии этой формы.

Превосходная степень наречий

Превосходная сте­пень наре­чий пока­зы­ва­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в наи­боль­шей сте­пе­ни. Она име­ет толь­ко состав­ную (ана­ли­ти­че­скую) форму.

Превосходная сте­пень наре­чия скла­ды­ва­ет­ся из началь­ной фор­мы наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «наи­бо­лее», «наи­ме­нее», а так­же из срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «все­го», «всех». Эта фор­ма может быть обра­зо­ва­на с помо­щью суф­фик­сов -ейш-е-, -айш-е- :

Эти сло­ва ред­ко упо­треб­ля­ют­ся в совре­мен­ном рус­ском языке.

Понаблюдаем, как обра­зо­вать пре­вос­ход­ную сте­пень наречий:

  • гром­ко — наи­ме­нее гром­ко, гром­че всех сказать;
  • труд­но — наи­бо­лее труд­но, труд­нее все­го выполнить;
  • дале­ко — наи­бо­лее дале­ко, даль­ше всех бросить.

Отметим, что сло­во «всех» участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии пре­вос­ход­ной сте­пе­ни, если речь идёт об оду­шев­лен­ном про­из­во­ди­те­ле дей­ствия, а сло­во «все­го» — при неоду­шев­лен­ном предмете.

Спортсмен под номе­ром две­на­дцать при­шел к фини­шу быст­рее всех.

Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения

Наречия в фор­ме сте­пе­ней срав­не­ния пояс­ня­ют гла­гол. В пред­ло­же­нии они явля­ют­ся, как пра­ви­ло, обсто­я­тель­ством. Отличаем их от омо­ни­мич­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые высту­па­ют в роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния — сказуемого.

Примеры

Почуяв лако­мый кусо­чек, соба­ка подо­шла ко мне (как?) бли­же .

Наш коло­дец (каков?) бли­же к дому, чем у соседей.

Запах чере­му­хи (каков?) силь­нее всех весен­них цветов.

Кузнец уда­рил моло­том по нако­вальне (как?) силь­нее всех .

Видеоурок

Источник

Как отличить наречие от прилагательного

Отличить наре­чие от при­ла­га­тель­но­го или сло­ва кате­го­рии состо­я­ния мож­но, опре­де­лив мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки этих частей речи.

В чем отличие наречия от прилагательного?

В рус­ском язы­ке име­ют­ся сло­ва для обо­зна­че­ния пред­ме­тов, кото­рые назы­ва­ют име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми. Слова, кото­рые обо­зна­ча­ют при­зна­ки этих пред­ме­тов, — это име­на при­ла­га­тель­ные, а для обо­зна­че­ния дей­ствий суще­ству­ют глаголы.

Укажем спе­ци­аль­ные сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют при­зна­ки дей­ствий (пры­гать высо­ко), при­зна­ки при­зна­ков (весь­ма при­вле­ка­тель­ный) и при­зна­ки пред­ме­тов (пово­рот нале­во). Такая уни­каль­ная часть речи назы­ва­ет­ся наре­чи­ем. Наречие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая воз­ник­ла на базе слов дру­гих частей речи.

Наречия, кото­рые обра­зо­ва­ны от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­са , по грам­ма­ти­че­ской фор­ме очень напо­ми­на­ют крат­кие фор­мы сред­не­го рода при­ла­га­тель­ных, а так­же сло­ва кате­го­рии состояния.

Как отли­чить наре­чие от при­ла­га­тель­но­го? Ведь сло­ва этих само­сто­я­тель­ных частей речи обо­зна­ча­ют при­знак. Разберемся в этом.

Прилагательное в краткой форме среднего рода

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та, выра­жая его качество.

Сегодня хму­рое небо над горо­дом . — Небо (како­во?) хму­ро .

Имя при­ла­га­тель­ное в крат­кой фор­ме един­ствен­но­го чис­ла отве­ча­ет на вопросы:

каков? како­ва? како­во? каковы?

Краткая фор­ма при­ла­га­тель­но­го не име­ет падеж­ных форм, но изме­ня­ет­ся по родам и числам:

  • утро хмур о ;
  • пого­да хмур а ;
  • он хму­рен ;
  • люди хмур ы .

Прилагательное в пол­ной и крат­кой фор­ме име­ет окончание.

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ное в крат­кой фор­ме — это состав­ное имен­ное сказуемое.

Перейдем к наре­чию. Проанализируем его мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки и оты­щем раз­ли­чия с омо­ни­мич­ной фор­мой прилагательного.

Как отличить прилагательные от наречий с суффиксом -о

От каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го обра­зу­ем с помо­щью суф­фик­са одно­ко­рен­ное наречие:

Наречие «хму­ро» не изме­ня­ет­ся. Конечная бук­ва «о» явля­ет­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным суф­фик­сом. По срав­не­нию с при­ла­га­тель­ным наре­чие обо­зна­ча­ет дру­гой при­знак, а имен­но при­знак дей­ствия. В пред­ло­же­нии сло­во этой части речи пояс­ня­ет гла­гол и явля­ет­ся обстоятельством.

Вывод:

1. при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет при­знак в свя­зи с каче­ством, а наре­чие — при­знак дей­ствия, при­знак при­зна­ка или предмета.

2. Прилагательное изме­ня­ет­ся, а наре­чие — неиз­ме­ня­е­мая часть речи.

3. Краткая фор­ма при­ла­га­тель­но­го — это ска­зу­е­мое, а наре­чие — обстоятельство.

Отличие наречия от прилагательного в сравнительной степени

Наречия на и каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные име­ют омо­ни­мич­ные фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни. У слов обе­их частей речи эти фор­мы не изме­ня­ют­ся. Различаем их по вопро­су и син­так­си­че­ской функ­ции в предложении.

Понаблюдаем:

Небо (како­во?) ниже над голо­вой в пас­мур­ную дожд­ли­вую погоду.

По сту­пень­кам он спу­стил­ся (как?) ниже .

Форма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го явля­ет­ся ска­зу­е­мым, а фор­ма наре­чия зави­сит от гла­го­ла и высту­па­ет в роли обстоятельства.

Как отличить наречие от слов категории состояния?

В кон­тек­сте отли­ча­ем наре­чие от похо­же­го сло­ва кате­го­рии состо­я­ния. Категория состо­я­ния тоже не изме­ня­ет­ся. Эта часть речи обо­зна­ча­ет, как ста­нет понят­но из её назва­ния, состо­я­ние чело­ве­ка или окру­жа­ю­щей сре­ды. Категория состо­я­ния все­гда высту­па­ет в роли ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном предложении.

Сравним:

Радуясь весен­не­му солн­цу, пти­цы поют (как?) весе­ло .

У меня весе­ло на душе от неожи­дан­ной удачи.

Мать (как?) тихо поет малы­шу колыбельную.

В лесу под поло­гом дере­вьев тихо и сумрач­но .

Источник

Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени.

Прилагательное зависит от существительного, а наречие — от глагола.

▪Сравнительная степень прилагательного:
— в предложении является сказуемым
— вопрос задается от существительного (или местоимения), отвечает на вопросы какой? какая? какое? и др. (Мой брат выше меня. Кто? Брат (существительное) какой? выше (прилагательное).

▪Сравнительная степень наречия:
— в предложении является обстоятельством, отвечает на вопросы как? когда? каким образом? и др.
— вопрос задается от глагола (пример: мой брат прыгает через планку выше меня: что делает? Прыгает (глагол) как? выше (наречие).

Дa уж, cлoжнo бaбу нoрмaльную нaйти..

Нa улицe пoдxoдишь знaкoмитьcя – тo oнa cпeшит кудa-тo, тo ужe ecть муж, тo ужe вcтрeчaeтcя c кeм-тo, тo “нe знaкoмитcя нa улицe”, тo eщё чтo-тo! Сплoшнoй гeмoррoй. Дa и caм eщё рaccтрaивaeшьcя пoлучив oткaз. Пaдaeт caмooцeнкa.. Пoпрoбoвaл в интeрнeтe. Тoжe фигня кaкaя-тo.

У мeня ecть друг. Он бoитcя нa улицe c дeвушкaми знaкoмитьcя. Прямo дo пaники, чуть ли нe в штaны нaклaдывaeт и нaчинaeт зaикaтьcя. Сaмoe зaбaвнoe, дeвушeк мeняeт чaщe мeня. Я у нeгo cпрocил кaк у нeгo этo пoлучaeтcя. Он рaccкaзaл чтo знaкoмитcя тoлькo нa oднoм caйтe. Тaм мoжнo cрaзу вoзрacт дeвушки выбрaть. А oни – тeбя. Хoчeшь – мoжнo зрeлую нaйти, xoчeшь – мoлoдую. Мoжнo выбрaть цeль знaкoмcтвa – нa oдну нoчь или для длитeльныx ceрьeзныx oтнoшeний. Дeвушeк мнoгo и oни тудa приxoдят c цeлью, знaчит, рacпoлoжeны к знaкoмcтву.

Я зaпoлнил aнкeту. Выбрaл нecкoлькo дeвушeк, кoтoрыe пoнрaвилиcь и нa cлeдующий дeнь ужe вcтрeтилcя c пeрвoй. Нe ocoбo удaчнo. Нo co втoрoй пoвeзлo. Зa нeдeлю ужe вcё зaвязaлocь. Еcли пoнимaeшь o чeм гoвoрю))

Пoльзуюcь этим рecурcoм Тaм кoнeчнo cтрaшныe ecть, нo минут зa пятнaдцaть двуx трex cимпaтичныx лeгкo мoжнo нaйти.

Источник

Тема урока: Сходство и различие степеней сравнения наречий и прилагательных

Агажанова Раушан Амангельдиновна — учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы имени Н.Мейирманова села Есир Амангельдинского района Костанайской области, стаж 20 лет, высшая категория

Цель урока: обобщить знания о способах образования степеней сравнений наречия и имени прилагательного, систематизировать знания, умения и навыки по данной теме; развивать умениетворческого применения знаний для решения практических задач во время сдачи ЕНТ.

Иметь: знания по морфологии имени прилагательного, наречия.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, находить прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степени, образовывать все формы степеней сравнения прилагательных и наречий, определять их сходство и различие.
Способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической (работоспособность, организованность, дисциплинированность) и творческой (активность, самостоятельность, увлеченность, любознательность) деятельности.

Ожидаемый результат:

1.Учащиеся смогут обобщить знания, умения и навыки по различению в потоке речи прилагательных и наречийв сравнительной и превосходной степени, проанализируют различные языковые явления, сопоставляя их между собой.
2. Будут созданы условия для более качественной подготовки к ЕНТ.
3. Обеспечение атмосферы успешности для каждого обучающегося.

Тип урока:

Класс: 10

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, технологические карты, оценочные листы, таблицы.

Эпиграф урока:
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы
самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

І. Побуждение интереса:

Предлагается прописать: гр, аф, эпи.

Задание. Какое слово можно составить из данных буквосочетаний? (Эпиграф). Известно ли вам, что это слово обозначает?

(Толкование слова ищет ученик, которому на уроке выпало играть роль господина Словаря.) Эпиграф — цитата, изречение, пословица, помещаемые перед текстом литературного произведения или перед его разделами и выражающие основную идею и тему произведения, его общую настроенность.

У нашего урока тоже есть эпиграф. Это слова великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

— Запишите эпиграф, соблюдая правила его оформления на письме. Как вы понимаете это высказывание русского писателя?

— Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)

— Какое оно, русское слово? (Замашисто, бойко, метко сказанное.)

— Определите, к какой части речи относятся эти слова. (Первые два — краткие прилагательные, метко — наречие.)

— Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания об имени прилагательном и наречии, а именно о способах образования степеней сравнения, определим сходства и различия. Каждому из вас будет дан оценочный лист, при помоши которого вы сможете самостоятельно оценить свои знания, умения и навыки.

Прежде чем приступить в выполнению заданий, давайте психологически настроимся на успешное выполнение заданий и взаимосотрудничество. Все хором произнесем следующие строки:

Мир, мир, мир везде —
Мир во мне и мир в тебе!
Свет, свет, свет везде —
Свет во мне и свет в тебе!
Любовь, любовь, любовь везде —
Любовь во мне и любовь в тебе!

ІІ. Поиск ответов

Разминка для актуализации знаний. 1) Терминологическое лото.

Наречия образа действия

Наречия, которые пишутся через дефис

Терминологическое, грамматическое лото может стать одной из форм работы на уроках в классах, которая поможет учителю внести разнообразие в деятельность учеников и будет способствовать подготовке и выполнению тестов разной сложности. Эта игра требует от ее участников умения на слух быстро выделить в предложении языковое явление, классифицировать его и определиться с ответом; кроме того, она способствует выработке пунктуационных умений и навыков, поскольку дети часто допускают ошибки в постановке знаков препинания, потому что не видят, какое перед ними предложение, чем оно осложнено.

Оборудование для игры представляет собой большую карту, расчерченную на 9 клеток, с обозначеннымиправилами, набор маленьких карточек с цифрами от 1 до 9 (по количеству предлагаемых детям слов), материалы для ведущего и схемы правильных ответов.

Ход игры: учитель (ведущий) объявляет тему, участники готовят большую карту, рассматривают ее клетки, вспоминают, что обозначают схемы, термины, раскладывают перед собой маленькие карточки. Ведущий называет номер предложения и читает его, участники игры берут в руки маленькую карточку с соответствующей цифрой и закрывают ею клетку большой карты, найдя на ней то языковое явление, которое содержится в предложении, или ту схему, которой соответствует прочитанное ведущим предложение. В игре участвуют 9 или 10 слов илипредложений (об этом ученики предупреждаются заранее). Результат игры может быть проверен учителем после урока, тогда дети оформляют его в виде схемы, при фронтальной проверке во время урока один из учеников читает цифры вслух (последовательно — по горизонтали — каждую строку). В данном случае учащиеся проверяют свои ответы в ходе урока.

Задания для заполнения терминологического лото:

1. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
2. Вприпрыжку, быстро, с разбегу.
3. Осенний день, морской песок, декабрьское утро.
4. Это часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака и отвечает на вопросы как? где? куда?
5. Наречия, образованные при помощи приставки -кое-, суффиксов то, -либо, -нибудь.
6. Папин кабинет, лисья шкура, волчьи следы.
7. Споразанку, поздно, рано.
8. Быстра, молод, красивы.
9. Великие, высокий, добрая.

Учащиеся проверяют свои ответы вместе с учителем, комментируют свой выбор:

Источник

Читайте также:  Комиссии банков за переводы сравнение