Различие прилагательных и наречий
Наречия в сравнительной степени образовываются от качественных имен прилагательных. Несмотря на существование ряда особых признаков, в тексте их выявить не всегда просто. Для того чтобы отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени, необходимо придерживаться следующих правил.
Главное отличие заключается в том, что наречие относится к глаголу, а прилагательное – к существительному. К примеру,
Бежать быстрее (наречие) – бег быстрее (прилагательное).
Второй характерный признак наречия – его положение в предложении. Данная часть речи является обычно обстоятельством, в то время как прилагательное – всегда сказуемым. Например,
Я побежал (как?) быстрее, чем Саша. – Мой бег был (каков?) быстрее.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать третий способ определения части речи – по вопросу. К наречию задается вопрос — как?, к прилагательному — каков?
петь (как?) громче – пение (каково?) громче
Еще один способ выявления наречия — от простой сравнительной степени можно образовать составную сравнительную степень и посмотреть на результат. К примеру,
танцевать веселее (более весело – наречие) – танец веселее (более веселый — прилагательное).
Особенность некоторых наречий такова, что зачастую их путают с формами кратких прилагательных. Чтобы не допускать ошибок, необходимо усвоить основные отличия наречий от прилагательных в предложении.
Образованные от качественных прилагательных наречия — неизменяемая часть речи, не имеют окончаний, отвечают на вопрос как? Обычно примыкают к глаголам.
Краткие прилагательные изменяются по родам и числам, можно выделить окончание, отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? Согласуются с существительными и местоимениями по роду, числу.
В предложениях наречия обычно выполняют синтаксическую роль обстоятельства, тогда как краткие прилагательные – роль именного сказуемого.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Отличие наречия от прилагательного
Тесты на тему Наречие
вернуться на стр. «Наречие в табл.«, «Морфологический разбор наречия«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Степени сравнения наречий в русском языке
Степени сравнения наречий — это сравнительная и превосходная степени, которые образуют качественные наречия с суффиксом -о/-е.
Какие наречия могут образовать степени сравнения?
Начнем с того, что наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (глубоко нырнуть), признак признака (крайне нерешительный) и предмета (стук сбоку).
В системе частей речи русского языка наречие имеет отличительную особенность — неизменяемость. Слова этой части речи не образуют грамматических форм падежа и числа, то есть не склоняются. Они не изменяются по лицам и числам, как глаголы. Следовательно, у наречий нет окончания как словоизменительной морфемы. Конечные буквы обозначают словообразовательные суффиксы:
И все же некоторые наречия могут изменять свою грамматическую форму и образовать степени сравнения. Что же это за слова?
Качественные прилагательные образуют с помощью суффикса -о/-е наречия:
- веселый → весел о прыгать;
- громкий → громк о звучать;
- бодрый → бодр о шагать;
- искренний → искренн е сочувствовать;
- внешний — внешн е спокоен.
Наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффикса -о/-е, имеют степени сравнения.
Качественные наречия, как и однокоренные прилагательные, образуют две степени сравнения:
- сравнительную степень;
- превосходную степень.
Эти грамматические формы наречий бывают простыми и составными. Рассмотрим, как образуются степени сравнения наречий в русском языке.
Таблица
Сравнительная степень | Превосходная степень | |
---|---|---|
Простая форма | Составная форма | Составная форма |
С помощью суффиксов -ее (-ей), — е, -ше | более менее + исходное наречие | простая форма сравнительной формы наречия + всех (всего) |
быстр ее громч е даль ше | более быстро менее громко более далеко | быстрее всех громче всех дальше всех |
Сравнительная степень наречий
Сравнительная степень наречий обозначает признак действия, состояния или признака, который проявляется в большей или меньшей степени.
Она имеет две грамматические формы: простую и составную (аналитическую).
Наречия с помощью формообразующих суффиксов -е, -ее/-ей, -ше образуют простую сравнительную степень:
- громкий — громч е сказать;
- трудно — трудн ее , трудн ей выполнить;
- далеко — даль ше бросить.
Часто при образовании простой сравнительной степени наречий происходит чередование согласных основы:
Некоторые наречия имеют простую сравнительную степень с другим корнем:
- хорошо — лучше выглядеть;
- плохо — хуже чувствовать себя.
Составную сравнительную степень образуем, если к начальной форме наречия добавим вспомогательные слова «более» или «менее»:
- громко — более громко сказать;
- трудно — менее трудно выполнить;
- далеко — более далеко бросить.
Обратим внимание, что неправильно образованы формы составной степени сравнения наречий:
Это морфологические ошибки в образовании этой формы.
Превосходная степень наречий
Превосходная степень наречий показывает признак действия, состояния или признака, который проявляется в наибольшей степени. Она имеет только составную (аналитическую) форму.
Превосходная степень наречия складывается из начальной формы наречия и вспомогательных слов «наиболее», «наименее», а также из сравнительной степени наречия и вспомогательных слов «всего», «всех». Эта форма может быть образована с помощью суффиксов -ейш-е-, -айш-е- :
Эти слова редко употребляются в современном русском языке.
Понаблюдаем, как образовать превосходную степень наречий:
- громко — наименее громко, громче всех сказать;
- трудно — наиболее трудно, труднее всего выполнить;
- далеко — наиболее далеко, дальше всех бросить.
Отметим, что слово «всех» участвует в образовании превосходной степени, если речь идёт об одушевленном производителе действия, а слово «всего» — при неодушевленном предмете.
Спортсмен под номером двенадцать пришел к финишу быстрее всех.
Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения
Наречия в форме степеней сравнения поясняют глагол. В предложении они являются, как правило, обстоятельством. Отличаем их от омонимичных форм качественных прилагательных, которые выступают в роли главного члена предложения — сказуемого.
Примеры
Почуяв лакомый кусочек, собака подошла ко мне (как?) ближе .
Наш колодец (каков?) ближе к дому, чем у соседей.
Запах черемухи (каков?) сильнее всех весенних цветов.
Кузнец ударил молотом по наковальне (как?) сильнее всех .
Видеоурок
Источник
Как отличить наречие от прилагательного
Отличить наречие от прилагательного или слова категории состояния можно, определив морфологические и синтаксические признаки этих частей речи.
В чем отличие наречия от прилагательного?
В русском языке имеются слова для обозначения предметов, которые называют именами существительными. Слова, которые обозначают признаки этих предметов, — это имена прилагательные, а для обозначения действий существуют глаголы.
Укажем специальные слова, которые обозначают признаки действий (прыгать высоко), признаки признаков (весьма привлекательный) и признаки предметов (поворот налево). Такая уникальная часть речи называется наречием. Наречие — это самостоятельная часть речи, которая возникла на базе слов других частей речи.
Наречия, которые образованы от качественных прилагательных с помощью суффикса -о, по грамматической форме очень напоминают краткие формы среднего рода прилагательных, а также слова категории состояния.
Как отличить наречие от прилагательного? Ведь слова этих самостоятельных частей речи обозначают признак. Разберемся в этом.
Прилагательное в краткой форме среднего рода
Имя прилагательное обозначает непосредственный признак предмета, выражая его качество.
Сегодня хмурое небо над городом . — Небо (каково?) хмуро .
Имя прилагательное в краткой форме единственного числа отвечает на вопросы:
каков? какова? каково? каковы?
Краткая форма прилагательного не имеет падежных форм, но изменяется по родам и числам:
- утро хмур о ;
- погода хмур а ;
- он хмурен ;
- люди хмур ы .
Прилагательное в полной и краткой форме имеет окончание.
В предложении прилагательное в краткой форме — это составное именное сказуемое.
Перейдем к наречию. Проанализируем его морфологические и синтаксические признаки и отыщем различия с омонимичной формой прилагательного.
Как отличить прилагательные от наречий с суффиксом -о
От качественного прилагательного образуем с помощью суффикса -о однокоренное наречие:
Наречие «хмуро» не изменяется. Конечная буква «о» является словообразовательным суффиксом. По сравнению с прилагательным наречие обозначает другой признак, а именно признак действия. В предложении слово этой части речи поясняет глагол и является обстоятельством.
Вывод:
1. прилагательное обозначает признак в связи с качеством, а наречие — признак действия, признак признака или предмета.
2. Прилагательное изменяется, а наречие — неизменяемая часть речи.
3. Краткая форма прилагательного — это сказуемое, а наречие — обстоятельство.
Отличие наречия от прилагательного в сравнительной степени
Наречия на -о и качественные прилагательные имеют омонимичные формы простой сравнительной степени. У слов обеих частей речи эти формы не изменяются. Различаем их по вопросу и синтаксической функции в предложении.
Понаблюдаем:
Небо (каково?) ниже над головой в пасмурную дождливую погоду.
По ступенькам он спустился (как?) ниже .
Форма сравнительной степени прилагательного является сказуемым, а форма наречия зависит от глагола и выступает в роли обстоятельства.
Как отличить наречие от слов категории состояния?
В контексте отличаем наречие от похожего слова категории состояния. Категория состояния тоже не изменяется. Эта часть речи обозначает, как станет понятно из её названия, состояние человека или окружающей среды. Категория состояния всегда выступает в роли сказуемого в безличном предложении.
Сравним:
Радуясь весеннему солнцу, птицы поют (как?) весело .
У меня весело на душе от неожиданной удачи.
Мать (как?) тихо поет малышу колыбельную.
В лесу под пологом деревьев тихо и сумрачно .
Источник
Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени.
Прилагательное зависит от существительного, а наречие — от глагола.
▪Сравнительная степень прилагательного:
— в предложении является сказуемым
— вопрос задается от существительного (или местоимения), отвечает на вопросы какой? какая? какое? и др. (Мой брат выше меня. Кто? Брат (существительное) какой? выше (прилагательное).
▪Сравнительная степень наречия:
— в предложении является обстоятельством, отвечает на вопросы как? когда? каким образом? и др.
— вопрос задается от глагола (пример: мой брат прыгает через планку выше меня: что делает? Прыгает (глагол) как? выше (наречие).
Дa уж, cлoжнo бaбу нoрмaльную нaйти..
Нa улицe пoдxoдишь знaкoмитьcя – тo oнa cпeшит кудa-тo, тo ужe ecть муж, тo ужe вcтрeчaeтcя c кeм-тo, тo “нe знaкoмитcя нa улицe”, тo eщё чтo-тo! Сплoшнoй гeмoррoй. Дa и caм eщё рaccтрaивaeшьcя пoлучив oткaз. Пaдaeт caмooцeнкa.. Пoпрoбoвaл в интeрнeтe. Тoжe фигня кaкaя-тo.
У мeня ecть друг. Он бoитcя нa улицe c дeвушкaми знaкoмитьcя. Прямo дo пaники, чуть ли нe в штaны нaклaдывaeт и нaчинaeт зaикaтьcя. Сaмoe зaбaвнoe, дeвушeк мeняeт чaщe мeня. Я у нeгo cпрocил кaк у нeгo этo пoлучaeтcя. Он рaccкaзaл чтo знaкoмитcя тoлькo нa oднoм caйтe. Тaм мoжнo cрaзу вoзрacт дeвушки выбрaть. А oни – тeбя. Хoчeшь – мoжнo зрeлую нaйти, xoчeшь – мoлoдую. Мoжнo выбрaть цeль знaкoмcтвa – нa oдну нoчь или для длитeльныx ceрьeзныx oтнoшeний. Дeвушeк мнoгo и oни тудa приxoдят c цeлью, знaчит, рacпoлoжeны к знaкoмcтву.
Я зaпoлнил aнкeту. Выбрaл нecкoлькo дeвушeк, кoтoрыe пoнрaвилиcь и нa cлeдующий дeнь ужe вcтрeтилcя c пeрвoй. Нe ocoбo удaчнo. Нo co втoрoй пoвeзлo. Зa нeдeлю ужe вcё зaвязaлocь. Еcли пoнимaeшь o чeм гoвoрю))
Пoльзуюcь этим рecурcoм Тaм кoнeчнo cтрaшныe ecть, нo минут зa пятнaдцaть двуx трex cимпaтичныx лeгкo мoжнo нaйти.
Источник
Тема урока: Сходство и различие степеней сравнения наречий и прилагательных
Агажанова Раушан Амангельдиновна — учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы имени Н.Мейирманова села Есир Амангельдинского района Костанайской области, стаж 20 лет, высшая категория
Цель урока: обобщить знания о способах образования степеней сравнений наречия и имени прилагательного, систематизировать знания, умения и навыки по данной теме; развивать умениетворческого применения знаний для решения практических задач во время сдачи ЕНТ.
Иметь: знания по морфологии имени прилагательного, наречия.
Уметь: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, находить прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степени, образовывать все формы степеней сравнения прилагательных и наречий, определять их сходство и различие.
Способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической (работоспособность, организованность, дисциплинированность) и творческой (активность, самостоятельность, увлеченность, любознательность) деятельности.
Ожидаемый результат:
1.Учащиеся смогут обобщить знания, умения и навыки по различению в потоке речи прилагательных и наречийв сравнительной и превосходной степени, проанализируют различные языковые явления, сопоставляя их между собой.
2. Будут созданы условия для более качественной подготовки к ЕНТ.
3. Обеспечение атмосферы успешности для каждого обучающегося.
Тип урока:
Класс: 10
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, технологические карты, оценочные листы, таблицы.
Эпиграф урока:
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
І. Побуждение интереса:
Предлагается прописать: гр, аф, эпи.
Задание. Какое слово можно составить из данных буквосочетаний? (Эпиграф). Известно ли вам, что это слово обозначает?
(Толкование слова ищет ученик, которому на уроке выпало играть роль господина Словаря.) Эпиграф — цитата, изречение, пословица, помещаемые перед текстом литературного произведения или перед его разделами и выражающие основную идею и тему произведения, его общую настроенность.
У нашего урока тоже есть эпиграф. Это слова великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
— Запишите эпиграф, соблюдая правила его оформления на письме. Как вы понимаете это высказывание русского писателя?
— Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)
— Какое оно, русское слово? (Замашисто, бойко, метко сказанное.)
— Определите, к какой части речи относятся эти слова. (Первые два — краткие прилагательные, метко — наречие.)
— Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания об имени прилагательном и наречии, а именно о способах образования степеней сравнения, определим сходства и различия. Каждому из вас будет дан оценочный лист, при помоши которого вы сможете самостоятельно оценить свои знания, умения и навыки.
Прежде чем приступить в выполнению заданий, давайте психологически настроимся на успешное выполнение заданий и взаимосотрудничество. Все хором произнесем следующие строки:
Мир, мир, мир везде —
Мир во мне и мир в тебе!
Свет, свет, свет везде —
Свет во мне и свет в тебе!
Любовь, любовь, любовь везде —
Любовь во мне и любовь в тебе!
ІІ. Поиск ответов
Разминка для актуализации знаний. 1) Терминологическое лото.
Наречия образа действия
Наречия, которые пишутся через дефис
Терминологическое, грамматическое лото может стать одной из форм работы на уроках в классах, которая поможет учителю внести разнообразие в деятельность учеников и будет способствовать подготовке и выполнению тестов разной сложности. Эта игра требует от ее участников умения на слух быстро выделить в предложении языковое явление, классифицировать его и определиться с ответом; кроме того, она способствует выработке пунктуационных умений и навыков, поскольку дети часто допускают ошибки в постановке знаков препинания, потому что не видят, какое перед ними предложение, чем оно осложнено.
Оборудование для игры представляет собой большую карту, расчерченную на 9 клеток, с обозначеннымиправилами, набор маленьких карточек с цифрами от 1 до 9 (по количеству предлагаемых детям слов), материалы для ведущего и схемы правильных ответов.
Ход игры: учитель (ведущий) объявляет тему, участники готовят большую карту, рассматривают ее клетки, вспоминают, что обозначают схемы, термины, раскладывают перед собой маленькие карточки. Ведущий называет номер предложения и читает его, участники игры берут в руки маленькую карточку с соответствующей цифрой и закрывают ею клетку большой карты, найдя на ней то языковое явление, которое содержится в предложении, или ту схему, которой соответствует прочитанное ведущим предложение. В игре участвуют 9 или 10 слов илипредложений (об этом ученики предупреждаются заранее). Результат игры может быть проверен учителем после урока, тогда дети оформляют его в виде схемы, при фронтальной проверке во время урока один из учеников читает цифры вслух (последовательно — по горизонтали — каждую строку). В данном случае учащиеся проверяют свои ответы в ходе урока.
Задания для заполнения терминологического лото:
1. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
2. Вприпрыжку, быстро, с разбегу.
3. Осенний день, морской песок, декабрьское утро.
4. Это часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или признак другого признака и отвечает на вопросы как? где? куда?
5. Наречия, образованные при помощи приставки -кое-, суффиксов то, -либо, -нибудь.
6. Папин кабинет, лисья шкура, волчьи следы.
7. Споразанку, поздно, рано.
8. Быстра, молод, красивы.
9. Великие, высокий, добрая.
Учащиеся проверяют свои ответы вместе с учителем, комментируют свой выбор:
Источник