Меню

Как решаются задачи разностного сравнения



Задачи на разностное сравнение
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

В материале даны 3 последовательных урока по обучению задачам на разностное сравнение

Скачать:

Вложение Размер
1_urok.docx 22.6 КБ
2_urok_.docx 15.11 КБ
3_urok_.docx 320.25 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Корнилова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Устьинская СОШ

Математика – 1 класс

Раздел : Числа от 1 до 10. Число 0.

Сложение и вычитание.

Тема: Задачи на разностное сравнение.

Название номинации: «Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий»

Авторы учебников и печатных тетрадей : В.Г.ДорофеевТ.Н.МираковаТ.Б.Бука Москва «Просвещение» 2012

Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе, воспитывать интерес к урокам математики, осознавать его значение; бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; развивать навыки сотрудничества: освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; развивать элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

Регулятивные: Понимать поставленную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, используя математическую терминологию.

Познавательные: Ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.

Коммуникативные: Принимать участие в работе парами и группами; воспринимать различные точки зрения; использовать простые речевые средства; Контролировать свои действия в классе; включаться в диалог со сверстниками и учителем; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться , если на ошибки указывают другие.

Задачи на разностное сравнение

Тема урока : Задачи на разностное сравнение

Цель : Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.

Тип урока : открытие новых знаний

Учить решать задачи на разностное сравнение.

Развивать умение работать в группе, оценивать свои результаты.

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитывать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию учения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование урока: алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

1) — Счёт до 20 вперёд и обратно.

— Счёт от 9 до 16; от 10 до 3.

– Покажите число, следующее за числом 12 (13).

– Покажите число предыдущее числу 18 (19).

-Какое число стоит слева от 13 на 2 единицы? (11)
— Какое число стоит справа от 9 на 3 единицы? (12)

— Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20? (4, 19)

— Назовите соседей числа 15 (14, 16)

2) — Послушайте внимательно мою задачу. Что в ней неправильно?

«С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень несколько машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?» (Не хватает данных)

— Исправьте условие и решите задачу.

«С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень 5 машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?»

3) Задание № 5 на стр. 12

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь

3. Самоопределение деятельности

— Положите на парту 5 кружков, а под ними 4 квадрата.

— Как узнать, чего больше? Чего меньше? На сколько?

— Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько кружков больше, чем квадратов? (Надо убрать столько кружков, сколько квадратов ).

— Каким действием будем решать эту задачу?

4. Постановка учебной задачи.

— Два разных ученика решили эту задачу по-разному.

Один решил так: 5 – 4

Другой решил так: 4 – 5

— Объясните, кто прав?

Чем будем заниматься на уроке? (Решать задачи на сравнение, то есть определять, на сколько одно число больше или меньше другого)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

Выстраивается алгоритм действия.

— Прочитайте правило по учебнику на стр. 11

6. Первичное закрепление.

Выполнение задания 1 на стр.11

VI7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 2,3 с. 24 в тетради на печатной основе

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйтесь, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем.

Вправо-влево, раз и два –

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули все слегка.

8. Вторичное закрепление

а) Работа в группах. №2 -1группа , №3 -2 группа с иллюстрированием задач с помощью наборного материала (квадратов, кружков, треугольников и д.р.)

б) Выполнение задания №4 с включением выражений «на сколько больше, на сколько меньше» в активную речь учащихся.

в) № 4 с. 25 тетрадь на печатной основе

№ 4, с.112 учебника

— На какой ступеньке лесенки вы хотели бы сейчас стоять?

  • Ничего не понял на уроке
  • Всё понятно
  • Хочу знать больше

Предварительный просмотр:

Задачи на разностное сравнение

Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.

Закрепить правило разностного сравнения чисел.

Учить решать задачи на разностное сравнение.

Закреплять навык счёта в пределах 10

Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование: алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.

1. Организационный момент.

Доброе утро, друзья! Нашей встрече рада я. А вы?

1)Работа с веером цифр. Покажите ответ.

-Уменьшите 7 на 6 .

— Сложите числа 1 и 5.

— Найдите сумму чисел 3 и 6.

— Увеличьте 3 на 3 .

— Первое слагаемое 2 второе 7. Найдите сумму.

— Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Вычислите разность.

— На сколько 1 меньше 8?

2) Задания 7, 8 стр.14

2. Сообщение темы урока

— Сегодня нас будут интересовать задачи на нахождение разницы.

— Мы потренировали наш ум, потренируем мышцы.

Шли по крыше 3 кота, 3 кота Василия,

Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.

Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота: «Красота! Красота!»

3. Актуализация знаний

— Кто помнит, с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?

(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее.)

— Продолжите моё предложение: «Чтобы сравнить два числа, надо из …(большего числа вычесть меньшее)

4. Закрепление правила.Работа в парах

-Составьте в парах задачу на разностное сравнение и предложите способ её решения. Один из пары рассказывает условие задачи, другой – её решение. Остальные ребята проверяют правильность решения сигнальными карточками.

5. Работа над новым материалом.

— Обратимся к № 1 на странице 13. Прочитайте вопросы. Рассмотрим верхний рисунок и верхнюю схему:

— Что обозначает 5 на схеме? (целое — мячики)

— Что обозначает 4? (часть – кубики)

— Что неизвестно? (часть – разница)

— Как найти часть? (из целого вычесть известную часть, из 5-4=1)

— Каким действием можно узнать, на сколько одно число меньше другого?

— Разберём нижний рисунок и нижнюю схему:

6. Первичное закрепление.

Попробуем решить задачу №2 на стр. 13 под цифрой 1).

— Прочитайте задачу хором.

— Сколько вопросов в задаче? (два)

— Что надо узнать в задаче? (разность)

-Попробуем на доске изобразить задачу схематически.(Учитель совместно с учениками изображает задачу схематически.)

— Какое правило нам потребуется?

— Запишите самостоятельно решение и ответ. (5-3=2 (р.))

— Проверьте с доски. Ответили ли мы на вопросы задачи?

— Обратите внимание перед нами стояло 2 вопроса, а решение мы записали одно. Почему? (решение подходит для ответа на 2 вопроса, так как, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее)

Подобный разбор задач под цифрами 2) и 3)

7 Выполнение заданий в тетради на печатной основе

№4 и №5 на стр. 26 решить самостоятельно по вариантам

Стали мы учениками, соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:

Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись.

То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись.

А потом мы умывались, аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь, в школу к знаниям стремясь.

7. Повторение ранее изученного материала.

Выполнение заданий № 4 стр. 14 устно, №,5.стр.14 письменно из учебника

№3 стр.26 и №6 стр.27 в печатной тетради.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Где нам пригодятся полученные знания?

Предварительный просмотр:

Задачи на разностное сравнение

Цель урока : Закрепление умение решать простые задачи на разностное сравнение .

Продолжать учить решать задачи на сравнение

Закреплять навыки счёта в пределах 10.

Развивать навыки контроля и взаимоконтроля.

Учить оценивать результаты своей работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповная.

Оборудование: Полоски бумаги для составления схем, карточки с задачами, схемы решения задач.

Задачи в стихах
1) На подстилке 2 птенца,

Два пушистых близнеца.

И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.

Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. 2+5=7

2) 5 мышат в траве шуршат,

3 забрались под ушат.

2 мышонка спят под ёлкой.

Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10

3)На берёзе 3 синички

Прилетело ещё 5,

Сколько будут продавать? 3+5=8

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится? 5-1=4

5)Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

Сколько лягушат спаслось?

Только точно! 2+6=8

Игра «Найди закономерность»

Установите закономерность и продолжите числовые ряды.

Прыгай веселей, дружок.

(В конце хлопаем в ладоши)

4.Самоопределение к деятельности

В кружок бальных танцев ходили 8 девочек и 6 мальчиков. На сколько девочек больше, чем мальчиков?

— Как ответить на вопрос задачи? Какое действие надо выполнить?

— Какие задачи мы сегодня будем решать?

5. Работа по теме урока. Работа в группах.

Обучающиеся делятся на несколько групп.

а) Упражнение « Живая природа».

Каждая группа получает комплект карточек «Живая природа» с задачами на разностное сравнение.

— Впишите вместо пропусков подходящие слова: «больше», «меньше», «выше», «ниже», «медленнее», «быстрее», «тяжелее», «легче», «короче», «длиннее», «ниже», «выше».

— Решите задачи, последовательно отвечая на каждый вопрос.

После выполнения заданий результаты обсуждаются и рассуждаются.

Составление схемы решения задач на разностное сравнение.

— Давайте составим карточку – помогайку для решения данного вида задач.

Детям раздаются полоски бумаги для составления схемы. Ученики под руководством учителя составляют схемы.

Упражнение в парах «Сортировка»

Каждая пара получает комплект карточек «Больше – меньше», состоящий из трёх блоков задач с общим сюжетом, и по три схемы: на разностное сравнение, на увеличение и на уменьшение на несколько единиц.

— Определите, какую схему надо использовать к при решении каждой из задач, и поместить карточку под соответствующей схемой.

После выполнения упражнения необходимо проверить, как «рассортированы» задачи, и отметить пары, выполнивших задание правильно.

«Это тоже я могу».

Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!

Задание «Восстанови задачу»

Учитель вывешивает на доску плакат, на котором дано описание сюжета к задаче и приведены две схемы.

— Глядя на схемы, составьте условия двух задач.

Обсуждаются варианты составленных задач.

Поведение итогов работы в группах. Выделение самой активной группы.

— Какие задачи решали на уроке?

— Как найти разницу?

— Оцените свою работу на уроке.

— Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за активную работу на уроке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

представлена презентация для урока математики в 1 классе по теме Задачи на разностное сравнение.

Урок в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон.

Данная работа содержит конспект урока математики в 1 классе и презентацию к нему на тему «Решение задач. Задачи на разностное сравнение. «.

Эта презентация разработана учителем начальных классов Ольшанской Екатериной Сергеевной. Презентация к уроку математики на тему «Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс» по программе Школ.

Предметные:- правильно выполнять сложение и вычитание с использованием таблицы в пределах 10;-наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи;- решать математические выражения.- срав.

Источник

Составные задачи на разностное сравнение.

Задачи по математике для 2 класса.

Задачи на 2 действия.

Задача 1

Коля нашёл 20 сыроежек и лисичек. На сколько больше он нашёл сыроежек, если он нашёл 4 лисички?

Задача 2

В ящике было 80 яблок. Из них 30 красных, а остальные — зелёные. На сколько меньше было красных яблок, чем зелёных?

Задача 3

Римма нарисовала 9 белок и ежей. На сколько больше она нарисовала ежей, если она нарисовала 4 белки?

Задача 4

В деревне 18 улиц и переулков. Из них 4 переулка, а остальные — улицы. На сколько меньше переулков, чем улиц?

Задача 5

Вова съел 7 яблок и груш. На сколько больше он съел груш, если он съел 2 яблока?

Задача 6

Дима вырезал из бумаги 10 квадратов и овалов. На сколько больше он вырезал овалов, если он вырезал 3 квадрата?

Задача 7

В городе 10 автобусных и троллейбусных маршрутов. Из них 1 троллейбусный, а остальные — автобусные. На сколько меньше троллейбусных маршрутов, чем автобусных?

Задача 8

Лена купила 17 ручек и карандашей. На сколько больше она купила карандашей, если она купила 2 ручки?

Задача 9

В кинотеатре сидят 90 человек. Из них 40 мужчин, а остальные — женщины. На сколько меньше сидит мужчин, чем женщин?

Задача 10

Толя решил 10 задач. На сколько больше он решил задач в одно действие, если задач в два действия он решил 4?

Задача 11

Вдоль аллеи посадили 70 дубов и лип. Из них 30 дубов, а остальные — липы. Насколько меньше дубов, чем лип?

Задача 12

Лида купила 8 пакетов молока и кефира. На сколько больше она купила пакетов молока, если пакетов кефира она купила 3?

Задача 13

На столе стояло 6 тарелок. Из них 2 глубокие, а остальные — мелкие. На сколько меньше стояло глубоких тарелок, чем мелких?

Задача 14

Вера испекла 18 пирожков. На сколько больше она испекла пирожков с мясом, если пирожков с вареньем она испекла 4?

Задача 15

Жора купил 10 ручек. На сколько больше он купил чёрных ручек, если синих ручек он купил 4?

Задача 16

В саду 100 фруктовых деревьев. Из них 40 яблонь, а остальные — груши. На сколько меньше было яблонь, чем груш?

Задача 17

Юля нарисовала 20 медведей и волков. На сколько больше она нарисовала волков, если она нарисовала 5 медведей?

Задача 18

В доме живёт 10 собак и кошек. На сколько больше живёт собак, если в доме живут 3 кошки?

Задача 19

На столе стояло 20 стаканов и чашек. Из них 2 стакана, а остальные — чашки. На сколько меньше стояло на столе стаканов, чем чашек?

Задача 20

В деревне 90 домов. Из них 30 кирпичных домов, а остальные — деревянные. На сколько меньше кирпичных домов, чем деревянных?

Задача 21

Илья посадил 20 дубов и лип. На сколько больше он посадил лип, если он посадил 4 дуба?

Задача 22

В доме 10 окон. Из них 4 на втором этаже, а остальные — на первом. На сколько меньше окон на втором этаже, чем на первом?

Задача 23

В городе 19 рынков. Из них 4 хозяйственных, а остальные — продовольственные. На сколько меньше хозяйственных рынков, чем продовольственных?

Задача 24

В городе 80 продуктовых и хозяйственных магазинов. На сколько больше продуктовых магазинов, если хозяйственных 20?

Задача 25

В секции занималось 19 детей. Из них 4 мальчика, а остальные -девочки. На сколько меньше занималось мальчиков, чем девочек?

Задача 26

Зина купила 10 чашек. На сколько больше она купила красных чашек, если зелёных она купила 2?

Задача 27

Около подъезда стояло 10 машин. Из них 2 коричневые, а остальные — серебристые. На сколько меньше стояло коричневых машин, чем се-ребристых?

Задача 28

Толя прочитал 10 рассказов и сказок. На сколько больше он прочитал сказок, если он прочитал 3 рассказа?

Задача 29

В магазин привезли 17 курток. Из них 3 коричневые, а остальные — чёрные. На сколько меньше привезли коричневых курток, чем чёрных?

Задача 30

В шкафу висело 7 платьев и рубашек. Из них 3 платья, а остальные — рубашки. На сколько меньше висело платьев, чем рубашек?

Источник

Задачи на разностное сравнение

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о разностном сравнении. В таких задачах обычно требуется найти разницу между двумя количествами и ответить на вопросы: на сколько больше? или на сколько меньше? .

Задачи на разностное сравнение решаются с помощью вычитания, то есть:

Чтобы узнать, на сколько одно число больше (или меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Задача 1. Купили 5 учебников и 9 тетрадей. На сколько меньше купили учебников, чем тетрадей? На сколько больше купили тетрадей, чем учебников?

Решение: Чтобы узнать, на сколько меньше купили учебник и на сколько больше купили тетрадей, надо от количества тетрадей отнять количество учебников:

Ответ: Учебников купили на 4 меньше, чем тетрадей. Тетрадей купили на 4 больше, чем учебников.

Задача 2. На столе лежит 7 конфет и 4 яблока. На сколько больше конфет, чем яблок? На сколько меньше яблок, чем конфет?

Ответ: Конфет на 3 больше, чем яблок. Яблок на 3 меньше, чем конфет.

Задача 3. На полу лежат коробки с книгами. В первой коробке 3 книги, а во второй — 7 книг. На сколько книг в первой коробке меньше, чем во второй? Сколько всего книг в двух коробках?

Решение: Данная задача будет решаться в два действия.

Чтобы ответить на первый вопрос задачи, надо выполнить вычитание (вычесть из большего числа меньшее):

1) 7 — 3 = 4 (книги) — на 4 книги в первой коробке меньше, чем во второй.

Для ответа на второй вопрос, нужно будет выполнить сложение (сложить количество книг в первой коробке с количеством книг во второй коробке):

2) 3 + 7 = 10 (книг) — количество книг в двух коробках.

Источник

Читайте также:  Wooden степени сравнения прилагательных