Меню

Как сделать шкалу измерений



Построение шкал измерений

В простейшем случае оценка измеряемого признака некоторым индивидом производится путем выбора, как правило, одного ответа из серии предложенных или путем выбора одного числового балла из некоторой сово­купности чисел. Таким оценкам предшествует построение шкалы измерений.

Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графически­ми шкалами, разделенными на равные части и снабженными словесными или числовыми обозначениями. Респондента просят сделать отметку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества.

Ранжирование объектов является другим широко используемым приемом измерения. При ранжировании производится оценивание по измеряемому качеству совокупности объектов путем их упорядочивания по степени выраженности данного признака. Первое место, как правило, соответствует наиболее высокому уровню. Каждому объекту приписывается оценка, равная его месту в данном ранжированном ряду.

Возможно попарное сравнение исследуемой совокупности по из­меряемому качеству и дальнейшее упорядочивание их на основе резуль­татов сравнения. Однако данный подход является более сложным и его, скорее, применяют при опросах экспертов, а не массовых респондентов.

Так, при построении шкалы часто используются экспертные оцен­ки, а в дальнейшем принятая шкала применяется при проведении пол­номасштабного исследования.

Рассмотрим измерение, направленное на построение шкалы, т.е. по­строение шкальных весов оцениваемых признаков [19]. Для этого после оп­ределения числа и названий исследуемых признаков экспортно проводится назначение каждому признаку определенной количественной меры. Проще, но не лучше, осуществить построение шкалы с помощью простейших экс­пертных методов путем простого ранжирования или используя балльные шкалы. Полученные таким путем ранги (веса) оцениваемых признаковско­рее всего будут носить ориентировочный характер. Причем многие эксперты, если не оговорить специальные правила определения шкальных весов, про­сто затруднятся провести такое измерение. Поэтому в данном случае целесо­образно использовать более сложные методы.

При решении подобных задач часто используется метод парных сравнений. Предположим, что строится шкала для выяснения отношения к таким ценностям продукта, как «польза», «дизайн», «качество», «срок гарантии», «послепродажный сервис», «цена» и т. п. Предполагаем, что простое ранжирование (определение весов признаков) затруднено или имеет большое значение достаточно точное определение шкальных весов исследуемых признаков, поэтому прямое их экспертное определение не может быть осуществлено. Обозначим для простоты эти ценности симво­лами А1, А2, А3. А k.

Сущность метода парных сравнений состоит в том, чтобы предло­жить экспертам произвести сравнение объектов попарно, с тем чтобы установить в каждой паре наиболее важный (значимый) из них.

Из символов образуем всевозможные пары: (А1А2), (А1А3) и т. д. Всего таких парных комбинаций получится k • (k — 1)/2, где k — количе­ство оцениваемых признаков.

Выделенные пары признаков предъявляются экспертам на отдель­ных карточках так, чтобы одно и то же понятие не появлялось подряд в двух последовательно идущих карточках.

Результаты опроса сводятся в таблицу по образцу табл. 4.8, в кото­рой приведены гипотетические результаты опроса 30 экспертов по 5 при­знакам.

Определение шкальных весов на основе парного сравнения

Ценности А1 А2 А3 А4 А5
А1 0,82 0,89 0,95
А2 0,39 0,51 0,60 0,69
А3 0,18 0,49 0,68 0,73
А4 0,11 0,40 0,32 0,82
А5 0,05 0,31 0,27 0,08

Число на пересечении, например, первой строки (А1) и второго столбца (А2 ) представляет собой долю случаев предпочтения признака А2 признаку А1 (общее число суждений равно n, где n — число экспертов). Очевидно, что на пересечении второй строки и первого столбца должно стоять число, дополняющее предыдущую долю до единицы. Если эксперт затрудняется выбрать предпочтительный признак, то в таблицу заносится число 0,5.

В математической модели, лежащей в основе построения шкалы методом парных сравнений, предполагается, что доля случаев предпочте­ния признака i признаку j f (mij) подчиняется нормальному закону, т.е.

Следующий шаг в построении шкальных оценок заключается в том, чтобы обратить наблюдаемые отношения mij в Zij по приведенному уравнению. По приложению для каждого значения mij (из табл. 4.8) нахо­дят Zij и заносят в табл. 4.9.

В приложении приведены значения интеграла в пределах от 0 до Z, а не от— ∞ до Z, как требует того приведенная выше формула. По­этому при использовании этой таблицы надо исходить из следующего: табл. 4.8 антисимметрична относительно диагонали (на диагонали стоят нули), т. е. Zij == Zij; причем значения Z положительны тогда, когда mij (табл. 4.8) больше 0,5. Поэтому берем из табл. 4.8 те mij, которые боль­ше 0,5, вычисляем разности (mij — 0,5). По приложению для них находим Zij и записываем в табл. 4.9 со знаком «плюс». Симметричное к нему чис­ло Zij имеет знак «минус» и ту же абсолютную величину.

Если Zij оказывается большим, чем 2,0, или меньшим 2,0, оно от­вергается как нестабильное. Если ни одна из оценок не отвергается, то шкальная оценка признака i будет равна средней величине всех чисел в графе i табл. 4.9. Когда некоторые j отвергаются, то в табл. 4.9 ставится прочерк. Далее из данных столбца 2 вычитаются данные столбца 1, из 3 — 2 и т. д., а результат заносится в новую таблицу. При этом разность между двумя прочерками или между значением и прочерком считается незначимой и в матрице ставится прочерк. Для преобразованной таблицы вновь вычисляются средние по столбцам, которые и отождествляются с весом признака измеряемого явления.

Читайте также:  Единица измерения подвижного состава

Нулевую точку устанавливают произвольным образом (см., напри­мер, последнюю строку в табл. 4.9).

Метод парных сравнений может использоваться также при опреде­лении относительных весов целей, критериев, факторов и др., осуществ­ляемом при проведении различных маркетинговых исследований.

При большом числе признаков метод парных сравнений оказыва­ется громоздким, поскольку эксперты должны -рассмотреть каждую воз­можную пару признаков, а число таких пар быстро растет с ростом числа признаков. Так, при k = 5 число пар равно 10, при k = 30 — 435.

В таких случаях используются некоторые другие методы, из кото­рых наибольшее применение получил метод равных интервалов [19].

Лайкерт в 1932 г. предложил метод измерения без использования экспертной оценки, который получил название шкалы Лайкерта (метод суммарных оценок). Группе лиц даются вопросы, которые должны оце­ниваться по пятибалльной системе в отношении согласия с этими вопро­сами (суждениями);

5 — «полностью согласен»

1 — «полностью не согласен».

Баллы одного лица относительно всех вопросов суммируются. По­лученная сумма — балл этого лица. Затем лица ранжируются по баллам.

Для построения шкалы отбирается большое число вопросов, отно­сящихся к исследуемой проблеме.

Данный метод можно использовать для отбора наиболее значимых вопросов для их включения в анкету, особенно в случае, когда имеется большое количество вопросов и реально существует проблема их отбора для включения в анкету.

Например, ограниченной группе потребителей или экспертов в 10 человек (А, Б, В и т.д.) дается 10 вопросов, из которых производится отбор. Вопросы оцениваются по пятибалльной шкале Лайкерта. Каждому лицу дается бланк (табл. 4.10).

Иллюстрация метода суммарных оценок

Номер вопроса Ответ
полностью согласен согласен нейтрален не согласен полностью не согласен
1-й +
2-й +
3-й +
4-й +
5-й +

Продолжение табл. 4.10

Номер вопроса Ответ
полностью согласен согласен нейтрален не согласен полностью не согласен
6-й +
7-й +
8-й +
9-й +
10-й +

Индивид делает отметку по каждому вопросу в соответствии со своим отношением к нему. Далее подсчитывается общий балл лица отно­сительно всех вопросов. Полученные данные сводятся в следующую таб­лицу (здесь даны вычисления для пятого вопроса).

Лицо Общий балл Балл пятого вопроса Раз­ность Лицо Общий балл Балл пятого вопроса Раз­ность
А Е
Б И
В К
Г Л
Д М

Затем строится таблица сопряженности между баллами вопроса и величинами в графе «разность», причем разности сгруппированы по ин­тервалам (табл. 4.11).

Балл Интервал разностей Балл Интервал разностей
10-19 20-29 30-39 40-50 10-19 10-29 30-39 40-50
. —

Вычисляется коэффициент корреляции между баллом и разностью. И так для каждого вопроса. Вопросы с малыми корреляциями выбрасы­ваются.

Техника построения шкал методом суммарных оценок обеспечива­ет порядковый уровень измерения.

Проблема сопоставимости признаков, измеренных по разным шка­лам, с одной стороны, и желание иметь некий интегральный показатель для характеристики совокупности свойств измеренного объекта — с дру­гой, приводят к задаче объединения нескольких признаков, измеренных по разным шкалам, в один общий, итоговый показатель — индекс.

Следует помнить, что было бы большим заблуждением требовать от индекса того, чего он не может дать, — полной качественной характери­стики объекта наблюдения, так как задача шкалирования предполагает .всего лишь разработку механизма сведения качественных признаков к количественным.

При построении индекса измеряемое качество следует искать в со­четании оценок по совокупности исходных признаков.

В общем виде измеряемое качество у можно представить некото­рой функцией исходных признаков (х), т. е.

Возможны различные представления функции f и, с другой сторо­ны, различные способы приписывания оценок исходным признакам <х>. В зависимости от этого можно выделить три существенно различных типа методов:

1. Конструкция индекса задана на основе предваряющих исследование логических операций. Так, приписывание респонденту значения по основному показателю может определяться некоторой логической схемой, например схемой логического квадрата.

Разберем этот случай на примере построения итогового индекса уровня индивидуальной свободы одеваться для подростка. Этот индекс может быть построен на базе двух исходных: в вопросе А подросток дает свою оценку предоставляемой ему родителями свободы выбора (оценки 1,2,3,4); вопрос Б содержит информацию о том, как родители, по мне­нию респондента, учитывают его индивидуальные склонности (оценки 1,2,3). Схема объединения вопросов А и Б в итоговом показателе дана на рис. 4.3. Итоговый индекс имеет три градации, различающиеся по уров­ню индивидуальной свободы, — 111,11,1.

2. Итоговый индекс может представлять собой аналитическую функцию от исходных признаков. Форма математической зависимости между исходными признаками обосновывается исходя из теоретических соображений.

Примером подобного рода косвенного измерения является шкала Лайкерта. Респонденту предъявляется серия из вопросов, связанных с исследуемым объектом либо непосредственно, либо только весьма кос­венно. Общий балл респондента по всему вопроснику определяется как сумма его баллов x1 по всем признакам, т. е. суммарный балл равен x1 + x2 + x3+. +xk.

Читайте также:  Чем можно измерить содержание кислорода

Другой пример касается определения устойчивости интересов рес­пондента в проведении досуга с помощью индекса «стабильных занятий на досуге». Он представляет собой отношение количества «стабильных» занятий (z) к числу всех занятий (t), присутствующих в досуге респонден­та, т. е. индекс стабильности занятий имеет вид у == z/t.

3. Конструкция индекса может определяться путем применения некоторых формальных методов преобразования исходных признаков изучаемой совокупности. Обоснованность конструкции индекса и его формирование определяются непосредственно самим методом.

Наибольшую известность получили методы факторного анализа, распознавание образов, некоторые процедуры анализа причинных струк­тур.

Во многих случаях при составлении вопросников нецелесообразно с «нуля» разрабатывать шкалы измерений. Лучше воспользоваться стан­дартными типами шкал, используемыми в области маркетинговых иссле­дований. К числу таких шкал относятся: модифицированная шкала Лай­керта, шкала для изучения жизненного стиля и семантическая диффе­ренциальная шкала.

На основе модифицированной шкалы Лайкерта (интервальная шка­ла), адаптированной под цели проводимого маркетингового исследова­ния, изучается степень согласия или несогласия респондентов с опреде­ленными высказываниями. Данная шкала носит симметричный характер (табл. 4.12) и измеряет интенсивность чувств респондентов.

Вопросник для выявления мнения потребителя относительно товара определенной марки

Заявление Сильно согла­сен В какой-то мере согласен Отно­шусь нейт­рально В какой-то мере не со­гласен Сильно не со­гласен
1. Джинсы (указывается конкретная марка) хорошо выглядят
2. Данные джинсы имеют разумную цену
3. Следующая пара ваших джинсов будет данной марки
4. Данные джинсы легкоузнаваемые
5. В данных джинсах вы чувствуете себя хорошо

Существуют различные варианты модификации шкалы Лайкерта, например, вводится различное число градаций (7—9).

Школа для изучения жизненного стиля является специальным направле­нием применения модифицированной шкалы Лайкерта и предназначена для изучения системы ценностей, личностных качеств, интересов, мнений относительно работы, отдыха, покупок различных людей. Такая информация дозволяет принимать эффективные маркетинговые решения. Пример анкеты для изучения жизненного стиля приводится в табл. 4.13.

Анкета для изучения жизненного стиля

Пожалуйста, обведите цифру, в наибольшей мере соответствующую степени Вашего согласия или несогласия с каждым утверждением.

Утверждение Сильно согласен Согласен И согла­сен и не согласен Не согласен Сильно не согласен
1. Я покупаю много
специальных товаров
2. Я обычно имею один и более видов одежды самой последней моды
3. Самое главное для меня — это мои дети
4. Я обычно содержу мой дом в большом порядке

Продолжение табл. 4.13

Угверждение Сильно согласен Согласен И согла­сен и не согласен Не согласен Сильно не согласен
5. Я предпочитаю провести вечер дома,чем пойти на вечеринку
6. Я люблю наблюдать или слушать трансляции футбольных матчей
7. Я зачастую оказываю влияние на покупки друзей
8. В следующем году я буду иметь больше денег на покупки

Семантическая дифференциальная шкала содержит серию двухпо­лярных определений, характеризующих различные свойства изучаемого объекта. Так как многие маркетинговые стимулы основаны на мысли­тельных ассоциациях и отношениях, не выраженных явно, то данный тип шкалы часто используется при определении имиджа товарной марки, магазина и т.п. Результаты изучения мнений потребителей относительно двух ресторанов (№1 и №2) на основе семантической дифференциальной шкалы приводятся в табл. 4.14.

Сравнительная оценка двух ресторанов

Обозначения: — оценки ресторана №1,

— оценки ресторана №2.

В табл. 4.14 специально положительные или отрицательные оценки не расположены только с одной стороны, а случайным образом переме­шаны. Это сделано для того, чтобы избежать «гало эффекта». Он заклю­чается в том, что если первый оцениваемый объект обладает более высо­кими оценками (которые расположены только с левой стороны анкеты) по сравнению со вторым объектом, то респондент будет иметь тенден­цию и дальше ставить оценки слева.

‘Одним из достоинств данного метода является то, что если отдель­ным градациям в шкале присвоить номера: 1, 2, 3, и т.д. и ввести в ком­пьютер данные разных респондентов, то конечные результаты могут быть получены в графическом виде (табл. 4.14).

При применении вышеназванных шкал возникает вопрос о целе­сообразности использования нейтральной точки. Все зависит от того, имеют или нет респонденты нейтральное мнение. Однозначной рекомен­дации по этому вопросу дать не представляется возможным.

То же самое можно сказать и относительно того, строить шкалу симметричной или несимметричной.

Существует великое множество вариантов шкал, построенных на основе изложенных принципов. Окончательный выбор обычно делается на основе испытания уровня надежности и точности измерений, прове­денных с помощью различных вариантов шкал.

Источник

Тема: Онлайн программа для создания шкал аналоговых приборов

Опции темы
Поиск по теме

Онлайн программа для создания шкал аналоговых приборов

Предлагаю онлайн конструктор шкалы аналогового прибора: https://soulmare.github.io/scale_master/
Программа бесплатная. Также ее можно скачать на компьютер и пользоваться без соединения с интернет (внизу программы ссылка на исходный код).

  • неограниченное количество шкал для одной стрелки
  • настройка делений и меток как группами, так и по отдельности
  • выделение секторов цветом
  • изменение положения, прозрачности, цвета и других параметров элементов изображения
  • наложение растровых изображений — для работы по сканированному шаблону, или декорации шкалы готовыми шильдиками
  • экспорт шкалы в SVG
  • загрузка родных SVG файлов для редактирования
  • экспорт в PNG для печати
  • библиотека примеров
Читайте также:  Оборудование для измерения эффективности работы

Требования: достаточно новая версия браузера Chrome или Firefox. Пока что не тестировались Internet Explorer и Opera.

Скрытый текст

Через меню можно открыть один из примеров и доработать его под собственные нужды. Или же, создать новую шкалу с чистого листа, добавляя новые элементы с помощью кнопки «Создать объект» на левой панели.

Интерфейс программы напоминает векторные графические редакторы. Слева находится список объектов с кнопками для управления ими. Порядок объектов в списке влияет на их перекрытие при наложении друг на друга. При выборе объекта вокруг него появляется рамка, а справа отображается список свойств. Если рабочая область в фокусе, стрелки клавиатуры двигают объект. Изменение масштаба — прокруткой колесика при зажатой клавише Ctrl.

Готовую шкалу можно скачать в удобном формате. SVG подходит, если изображение потом нужно загрузить в векторный графический редактор для доработки. Только этот формат является родным для программы, и такой файл можно будет в нее снова загрузить для редактирвоания. PNG подходит для печати или обработки растровыми редакторами. Чтобы распечатать шкалу в соответствии с выбранным размером, нужно чтобы совпадало разрешение экспорта с разрешением при печати. Это может быть, например, 300ppi (dpi). Если изображение занимает весь лист, возможно понадобится убрать поля для правильного масштаба.

Вышла новая 0.4 версия конструктора шкал. Самое главное, что добавилось — это редактирование шкалы мышкой, перетаскиванием делений и других объектов.

Подробнее смотрите в видео примерах:

1. Самая простая шкала

2. Простая шкала по шаблону (скану или фото)

3. Шкала с неравномерно распределенными делениями, на примере амперметра​​​​​​​

Полный список изменений в новой версии:

Скрытый текст

ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
— Редактирование и перемещение элементов перетягиванием мышкой.
— Настройка углов делений мышкой или изменением цифрового параметра, с автоматическим распределением соседних незакрепленных делений.
ОСТАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
— Выделение основных делений 2 и 3 уровня — длиной, толщиной и цветом.
— Параметр «Экспонента» для настройки «квадратического» распределений делений.
— Новые примеры со скриншотами и объяснениями принципов работы программы.
— Кроссбраузерность: Chrome/Firefox/Opera
— Отображение вспомогательных осей при выборе объектов.
— Параметр «Постоянный угол» с тремя режимами (позволяет делать горизонтальный текст меток, вертикальные деления).
— Возможность создавать угловые шкалы (например, повернутые на 90 градусов).
— Вставка специальных символов в текстовые метки (например: Ω, ∞).

Не вижу ни каких преимуществ по сравнению с известной программой FrontDesigner которая тоже бесплатная. https://radiosvat.ru/front-designer-3-0-rus-portable/

Тут исходники доступны — можете «сделать под себя»

Во-первых, FrontDesigner — платная программа, стоит 49,90 евро. Вот официальный сайт http://www.electronic-software-shop. ml?language=en
Ломанная программа — это не одно и то же, что бесплатная.
Во-вторых, о преимуществах. Считаю, что основным преимуществом данной программы является ее гибкость, которая связана с тем, что програма построена не по принципу мастера (как FrontDesigner и многие другие аналоги), генерирующего готовую шкалу, а по принципу графического редактора. Конкретнее, в FrontDesigner настройки многих параметров есть только для шкалы в целом — стили линий, шрифт, наличие/отсутствие дуги и т. д. В данной программе тоже можно задавать параметры для целой шкалы, но если потребуется, можно выделить почти любой объект (деление, метку, дугу и т.д.) и настроить его отдельно.
Например, если не хватает наличных 3 уровней делений (малые, средние, большие), можно настроить вручную хоть 10 уровней, выделяя деления по отдельности и настраивая их. При этом модифицированные вручную деления остаются частью шкалы, и автоматически распределяются при изменении ее угла. То же самое с дугами — задав соотв. параметры, можно из дуг делать маркеры «красных» зон диапазона, как сделано в примере «Тахометр».
Далее, при неравномерном распределении делений (как часто бывает в амперметрах и др. приборах), бывает нужно настроить по отдельности каждое деление. В FrontDesigner есть тип шкалы для этого, там таблица, где надо вводить, сколько процентов (!) от всей шкалы занимает каждый сегмент. И насколько помню, там даже фиксированное число этих сегментов. В данной же програме добавляется какое угодно число делений, и мышкой распределяются углы, или можно их цифрами задавать в свойствах. Можно задавать только ключевые деления — остальные распределятся равномерно. А можно и каждое.
Если даже такой гибкости не хватает — можно сохранить шкалу в SVG, и в векторном редакторе доработать ее вообще как угодно, потому что SVG это родной для векторных редакторов формат.
Напоследок, прикреплю пример — я думаю, в FrontDesigner будет довольно сложно такое реализовать.

Добавлено через 8 минут(ы) :

почему-то попортились первые две ссылки на видео, а пост старый уже не редактируется 🙁
если что, вот они:

Источник