Меню

Как сравнить два произведения сочинение



Читательская лаборатория Как научиться сопоставлять два произведения

Как научиться сопоставлять два произведения

Читая сказки, фольклорные и литературные, ты обратил внимание на сходство некоторых из них: немецкой народной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, немецкой народной сказки «Шесть лебедей» и сказки X. К. Андерсена «Дикие лебеди». Интересно, как ты ответил на вопросы учебника о сходстве и различии этих сказок? Сравни подготовленные тобой ответы с теми правилами, которых нужно придерживаться при сопоставлении произведений.

Правило первое. Чтобы научиться сопоставлять произведения, надо при чтении быть очень внимательным к отдельным деталям повествования.

Вспомним немецкую народную сказку «Белоснежка» и «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Чем они похожи? В первую очередь в основу этих сказок положен один из самых распространенных в народных сказках сюжет (проверь по словарю, понимаешь ли ты значение этого слова) о злой мачехе и трудолюбивой падчерице. Во-вторых, похожи персонажи этих сказок: Белоснежка и царевна, королева-мачеха и царица-мачеха. В-третьих, в сказках используются одни и те же волшебные предметы, например говорящее зеркальце. Но почему при этом тебе так интересно было их читать? Да потому что на самом деле они разные.

Правило второе. Чтобы научиться сопоставлять произведения, надо ответить на два вопроса: чем эти произведения похожи и чем они отличаются? Необходимо увидеть те особенности повествования, которые встречаются в обоих произведениях, и особенности, которые по-новому раскрывают уже знакомое.

У каждой из сравниваемых нами сказок счастливый финал: героини оживают и находят свою любовь. В этом проявляется сходство сюжета. Но встреча королевича с Белоснежкой описана как случайная («Но однажды случилось, что заехал королевич в тот лес…»). А царевна из сказки А. С. Пушкина – невеста. Есть и жених – Елисей, который,

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

Вот мы и нашли первое сюжетное отличие в сказках.

Правило третье. Чтобы научиться сопоставлять произведения, необходимо ответить на вопрос: каково значение, каков смысл найденных в тексте отличий?

Как вы думаете, почему А. С. Пушкин вводит в свой сюжет повествование о трудном пути Елисея в поисках своей возлюбленной? Случайность событий в немецкой народной сказке («Но случилось так, что они споткнулись в кустах…») отражает веру народа в удачу, благополучное стечение обстоятельств. Представление А. С. Пушкина о человеке и его судьбе иное. В его сказке любовь героев переживает испытание. Елисей заслужил счастье с царевной как награду за веру и мужество, а царевна одарена за доброту и красоту души. Нам становится понятна мысль автора: за любовь надо бороться, а счастье надо заслужить.

Правило четвертое. Чтобы научиться сопоставлять произведения, необходимо осознавать, что отличия в повествовании – это отличия во взглядах авторов, в их отношении к человеку и жизни, в их представлениях о мире.

Следующее отличие в сюжете, если мы его увидим, поможет нам понять авторскую позицию, выраженную в произведении А. С. Пушкина. Обратимся к финалу сказки «Белоснежка», к рассказу о наказании злой мачехи: «Но были уже поставлены для нее на горящие угли железные туфли… И она должна была ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока наконец не упала, мертвая, наземь». Сравним его с финалом сказки А. С. Пушкина, с его рассказом о смерти злой мачехи:

Тут ее тоска взяла

И царица умерла.

Наказание к королеве-мачехе приходит со стороны, извне, от какой-то силы. Наказание царицы-мачехи – в ней самой: она умирает от злобы и зависти. И мы понимаем мысль А. С. Пушкина: зло, которое мы носим в душе, обращено против нас самих, разрушает нашу душу и жизнь.

Теперь поговорим о героинях. Чем они похожи? А. С. Пушкин следует общенародному идеалу (сказка «Белоснежка» народная): его царевна, как и Белоснежка, молода, красива, трудолюбива. Симпатии народа всегда на стороне обиженных, гонимых, беззащитных.

А теперь вспомните, как А. С. Пушкин характеризует свою героиню. Она не только молода, красива и трудолюбива. Она скромна («Тихомолком расцветая…»), «нраву кроткого такого», добра, милосердна. Как отнеслась царевна к нищей чернице?

Бабушка, постой немножко, —

Ей кричит она в окошко, —

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу.

Придя в дом к богатырям и еще не видя их, но желая сделать им добро,

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Не случайно в сказке она любовно названа «хозяюшкой».

Есть и еще очень важное отличие в характеристике пушкинской царевны. Когда богатыри предлагают сделать выбор («Одному женою будь…»), она отвечает:

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Царевна любит королевича Елисея и остается ему верна. Запомните эти слова пушкинской героини. Впереди у вас знакомство с его произведениями «Дубровский», «Евгений Онегин». И в каждом из них героиня окажется верна данному слову. В сознании А. С. Пушкина верность – одно из главных женских качеств.

Читайте также:  Недостаток системы чапч по сравнению с системой фапч

Сравнение Белоснежки с царевной дает нам возможность увидеть не только красоту, но и благородство души героини, поэтому и не смог А. С. Пушкин не выразить к ней своего отношения в момент ее гибели: «Вдруг она, моя душа…»

Так мы выходим еще на одно сопоставление: сказки фольклорной и сказки литературной. Если в фольклорной сказке выражен общенародный идеал, то в литературной – авторский идеал. Мы увидели это, характеризуя отличия сюжета и героев двух сказок. Отличается и характер повествования: в литературной сказке автор всегда выражает свое эмоциональное отношение к событиям и героям.

Немецкая народная сказка «Белоснежка» – волшебная сказка, в ней раскрывается обобщенное представление народа о добре и зле. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина – философская, в ней отражены особенности индивидуального, авторского представления о человеке и мире, в котором он живет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение

Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение Постижение читателем авторского замысла вне текста невозможно. Текст художественного произведения – основа понимания авторского идеала, поэтому работа читателя требует постоянного

Читательская лаборатория Как научиться понимать смысл художественной детали

Читательская лаборатория Как научиться понимать смысл художественной детали Детали в произведении, как правило, помогают читателю представить себе зримый образ человека, природы, окружающей обстановки, выражают суть душевных переживаний героев. Если вы научитесь

Читательская лаборатория Как научиться различать типическое и индивидуальное в литературном характере

Читательская лаборатория Как научиться различать типическое и индивидуальное в литературном характере Вы уже знаете, что литературный характер создается на основе сочетания в персонаже индивидуальных психологических черт с качествами, присущими многим людям.

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать национальные особенности литературного характера.

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать национальные особенности литературного характера. Как вы думаете, почему в нашем учебнике так много произведений зарубежной литературы? У нас есть возможность изучать отечественную литературу в контексте, то

Читательская лаборатория Как научиться понимать характер персонажа по его речи

Читательская лаборатория Как научиться понимать характер персонажа по его речи Речь героя является важнейшим средством создания его характера. Анализ речи литературного персонажа (его речевая характеристика) помогает составить достаточно полное представление о его

Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера

Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера Вы уже знаете, что у писателя много способов характеристики героя: это и его имя, портрет, поступки, история жизни, его речь и др. Есть и еще один способ – интерьер, внутреннее убранство дома,

Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей

Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей Если ты спросишь у своих родителей, похожи ли твой учебник литературы и учебник, по которому учились они, то узнаешь, что очень похожи. И в том и в другом собраны лучшие произведения русской и зарубежной

Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения

Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения Ты можешь удивиться, что с тобой, пятиклассником, я начинаю разговор о том, как научиться читать: ты уже умеешь это делать. Это действительно так. Ты можешь прочитать художественное

Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы

Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы Самое интересное и увлекательное при изучении литературы – это чтение. Отвечать на вопросы к тексту художественного произведения тебе, наверное, нравится меньше, но Автор всякий раз предлагает это делать.

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения? Скоро закончится учебный год. Ты многому научился за это время. Ты теперь умеешь читать произведения художественной литературы, а главное, – любишь их читать. Ты уже

Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения

Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения Главное отличие литературы от фольклора состоит в том, что это – авторское творчество, воплощающее нравственно-эстетический идеал конкретного человека. Напомним, фольклорное

Читательская лаборатория Как научиться давать характеристику героя в произведении

Читательская лаборатория Как научиться давать характеристику героя в произведении Художественный образ – понятие широкое. Это может быть и образ родины, и образ природы, и образ города. Одно из основных мест в системе образов художественного произведения занимают

Читательская лаборатория Как научиться определять роль пейзажа в художественном произведении

Читательская лаборатория Как научиться определять роль пейзажа в художественном произведении Особое место в изображенном автором мире отводится пейзажу – описанию природы, окрестности, которое используется для обозначения места и времени действия, для

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения Ты получил задание пересказать произведение. Уточни задание, потому что пересказывать можно и сюжет, и фабулу. Это разные виды пересказа. Если ты будешь кратко рассказывать о том,

Читайте также:  Сравнение операторов фискальных данных офд

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции Композиция – организация повествования, построение литературного произведения, последовательность в нем основных эпизодов сюжета.Первое правило. Чтобы научиться характеризовать

Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр

Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр Ты уже знаком с таким понятием, как «музыка стиха», и знаешь, что, как правило, каждое стихотворение обладает своим метром (размером). Причем два стихотворения, написанных одним метром (например,

Источник

Как написать сравнительное сочинение

Соавтор(ы): Christopher Taylor, PhD. Кристофер Тейлор — преподаватель английского языка в Муниципальном колледже Остина в Техасе. Получил ученую степень PhD по английской литературе и медиевистике в Техасском университете в Остине в 2014 году.

Количество источников, использованных в этой статье: 15. Вы найдете их список внизу страницы.

Количество просмотров этой статьи: 54 291.

Возможно, вам задали сравнительное эссе в школе или вам необходимо написать всесторонний сравнительный отчет на работе. Чтобы написать отличный сравнительный текст, нужно начать с выявления двух объектов, у которых достаточно общих черт и отличий, поддающихся содержательному сравнению. Примером могут служить две спортивные команды или две формы государственного управления. Затем необходимо найти как минимум два или три пункта, по которым их можно сравнить, используя исследования и факты и логично структурируя свою работу, что поможет впечатлить и увлечь ваших читателей. Написание сравнительного сочинения — важный навык, который не раз пригодится вам в вашей учебе или даже карьере.

Преподаватель английского языка

Кристофер Тейлор говорит: «Прежде всего убедитесь, что вам понятна конкретная направленность вашего задания. Затем перечислите сходства и различия между центральными элементами и ищите шаблоны, с тем чтобы найти аргумент».

Посвятите каждый абзац отдельному аспекту. Это означает, что в каждом абзаце вы будете писать об обоих объектах, сравнивая их по определенному признаку. В первом абзаце вы будет сравнивать их по одному аспекту, во втором — по второму и так далее, каждый раз располагая объекты в одинаковой последовательности (сначала характеризуете первый, затем второй, не меняя их местами). [9] X Источник информации

  • Преимущество такой структуры в том, что на протяжении всей работы читатель фокусируется на сравнении, а вам как автору приходится в равной степени уделять внимание каждому из аспектов сравнения.
  • Этот метод особенно рекомендуется для длинных сочинений или сложных предметов, где и автор, и читатель могут легко запутаться. Например:

Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х / Мощность двигателя автомобиля Y

Абзац 2: Стильность автомобиля Х / Стильность автомобиля Y

Абзац 3: Уровень безопасности автомобиля Х / Уровень безопасности автомобиля Y

Чередуйте объекты от абзаца к абзацу. Это означает, что первый абзац будет раскрывать один аспект предмета, второй — этот же аспект другого предмета; в третьем абзаце будет описан второй аспект первого предмета, в четвертом — тот же аспект второго предмета и так далее, не меняя объекты местами. [10] X Источник информации

  • Преимущество данной структуры в том, что она позволяет обсуждать различные стороны объектов с большими подробностями, и переход от одного объекта к другому, если они разительно отличаются, не будет таким резким.
  • Этот метод особенно рекомендуется в том случае, если необходимо написать более глубокое эссе с большим количеством деталей. Например:

Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х
Абзац 2: Мощность двигателя автомобиля Y

Абзац 3: Стильность автомобиля Х
Абзац 4: Стильность автомобиля Y

Абзац 5: Уровень безопасности автомобиля Х
Абзац 6: Уровень безопасности автомобиля Y

Сразу опишите все, что касается одного объекта. Это означает, что первые несколько абзацев будут посвящены обсуждению первого объекта, а следующие — второго, при этом все аспекты будут рассматриваться в одинаковом порядке. [11] X Источник информации

  • Это самый опасный метод, так как сравнение может получиться однобоким, и читателю сложно будет следить за вашей мыслью.
  • Этот метод рекомендуется для коротких сочинений на простые темы, развитие которых читатель сможет легко удержать в голове. Например:

Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х
Абзац 2: Стильность автомобиля Х
Абзац 3: Уровень безопасности автомобиля Х

Абзац 4: Мощность двигателя автомобиля Y
Абзац 5: Стильность автомобиля Y
Абзац 6: Уровень безопасности автомобиля Y

Источник

Как составляется сравнительная характеристика? Рекомендации

Как написать сочинение со сравнительной характеристикой? Обычно в подобных работах вы должны показать сходство и различие между двумя предметами или персонажами.

Два типа сравнений

Вы можете либо изучить и подробно рассмотреть каждый объект или героя, дать ему отдельную характеристику, не делая различий и не пытаясь найти сходства, а можете указать на преимущества и недостатки каждого из них, намеренно сравнивая их и сразу анализируя и подводя итоги. Обычно пишущий может самостоятельно выбрать порядок определения сходства и различия.

Вот несколько советов. Всегда выбирайте двух героев или два объекта, которые имеют достаточно оснований для сравнения, чтобы набрать необходимое количество слов в сочинении. Оно должно быть объемом от 350. Требуется как минимум три пункта, по которым вы будете делать сравнение. Не забудьте в начале сочинения сформулировать тезис, который вы будете обосновывать, рассказывая читателю, с какой именно целью вы выбрали героев.

Существует два основных метода сравнения.

1. Дайте сравнительную характеристику герою или предмету отдельно в каждом пункте. Что это значит? Если вы, к примеру, выбрали сочинение по теме «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина», в данном случае можно рассказать сначала об одном герое, а потом о другом и уже в заключении сделать вывод.

2. Но более удобным считается второй метод, где сравниваются герои по пунктам. Имейте в виду, что вы можете сравнивать персонажей и из одной книги, и из разных произведений, если они либо похожи, либо один является прототипом другого.

Примерный план сочинения

Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?

  1. Внешность героя (речь, одежда, поведение, выражение лица, детали внешности).
  2. Происхождение героя, его социальный статус, образование.
  3. Образ жизни.
  4. Отношения с другими героями.
  5. Любовь и дружба в жизни героев.
  6. Судьба героя (в конце произведения).

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)

1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.

2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.

3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.

4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.

6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.

Сопоставление двух произведений

Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.

Приблизительные темы для сопоставления персонажей

  • Человек против природы (за что борется герой и какова его цель?).
  • Индивид против общества (не чувствует ли себя каждый из главных персонажей аутсайдером?).
  • Борьба между добром и злом (на какой стороне герой?).
  • Жизненный путь (какие жестокие уроки получает герой от жизни и как они помогают ему в становлении личности?).

В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.

Пример сравнительной характеристики

Возьмем для сравнения два романа: «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и «Красный значок храбрости» Стивена Крэна. Оба эти произведения рассказывают о жизненном пути героев, которые начинают осознавать свое место в мире, пройдя через жестокую школу жизни. Вот некоторые сравнения, которые вы могли бы сделать:

  • Оба персонажа должны изучить понятие «цивилизованного поведения» в тех обществах, где они существуют.
  • Каждый главный герой имеет свое мнение по вопросу о ролевой модели мужчины.
  • Каждый главный герой покидает свой родной дом и сталкивается с проблемами.

Для написания сравнительной характеристики об этих двух героях романов, вы можете создать свой собственный список сходств. Обязательно объясните, как эти сходства (и различия) являются сопоставимыми для создания вашего тезиса. Вот пример: «оба персонажа, Гек Финн и Генри Флеминг, отправляются в путешествие, полное открытий, и каждый мальчик многое начинает осознавать, когда дело доходит до традиционных представлений о чести и мужестве».

Используйте план, чтобы сочинение имело правильную структуру. Сравнивая двух героев из разных романов, постарайтесь составить максимально подробный список их сходств.

  • Оба персонажа — молодые люди.
  • Оба честолюбивы.
  • Оба попадают под женское влияние.

Список можно продолжать долго. Если к нему подойти ответственно и скрупулезно, он поможет вам в работе.

Но не только в литературе говорят о подобной методике. Очень популярен такой вид работы на уроках биологии. Там уже говорят, например, о сравнительной характеристике классов плоских червей или однодольных и двудольных растений.

Источник