Меню

Как сравнить две теории



Сравнительный анализ различных подходов в теориях личности

Изучение личности – самая волнующая, но и самая трудная область в психологии. Существует огромное богатство уникальных концепций и формулировок, с помощью которых ученые пытаются объяснить сложность и разнообразие поведение человека, как в норме, так и в патологии. Фактически каждое направление содержит ценные соображения, которые можно добавить к общей картине, чтобы получить более полное представление о том, чем является человеческая личность. Философские положения, касающиеся природы человека, представляют убедительную и полезную модель для оценки широкого спектра теоретических воззрений, существующих в современной теории личности. Эти положения представляют собой коцептуальную опору психологии личности; они формируют основу для понимания того, как психологи пытаются дать адекватное объяснение поведению, мышлению и чувствам людей. Таблица 1 поможет представить более четкую картину различных теорий, рассмотренных в данной главе.

Табл.2. Краткие характеристики различных подходов в теориях личности

Психоанализ Адлеровская теория Гештальт-теория Бихевиоральное направление Гуманистическое направление
Главные теоретики Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Хайнс Когут Альфред Адлер, Рудольф Дрейкурс, Дон Динкмейер Фриц Перлз, Лаура Перлз, Джоан Фэйгэн Джон Б.Уотсон, Б.Ф.Скиннер, Аарон Бек, Альберт Бандура Абрахам Маслоу, Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Фронкл, Ролло Мей
Взгляд на природу человека Акцент на раннем детстве и на психосоциальных стадиях развития; Признание важности бессознательного и защитных механизмов ЭГО; Сосредоточение на биологических, детерминистских аспектах поведения Акцент на социальном интересе, как главном источнике мотивации; Важность порядка рождения ребенка, состава семьи, стиля жизни и телеологических (Будущих) целей, как главных факторов личностного роста и развития Акцент на важности цельности и завершенности в человеческой жизни; Подчеркивание внутреннего здравого смысла человека и важности эффекта; Феноменологичность и антидетерминизм подхода; Сосредоточенность на изменении Любое человеческое поведение – предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые формы поведения — установлены; условное научение, оперантное обусловливание и социальное моделирование – три главных способа научения Акцент на личности как единого целого, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе; феноменологический взгляд на личность; человек является самонаправленным и ориентированным на рост при наличии благоприятных возможностей; акцент на изучение психического здоровья
Методы Метод свободных ассоциаций; анализ сновидений; анализ переноса; анализ сопротивления; интерпретация Использование эмпатии, создание атмосферы поддержки, сердечности, сотрудничества; упор на пробуждение у клиента достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента. Обращение внимания на интерпретацию, задавание вопроса, сдерживание себя и постановку задачи Использование упражнений и экспериментов. Упражнеиня включают фрустрационные действия, фантазирование, ролевые игры и психодраму. Эксперименты строятся на взаимодействии эксперимента и консультанта. Применяется работа над содержанием сновидения, техники «пустого стула», конфронтации, работы в круге, гиперболизации и принятия ответственности Использование подкрепления (позитивного и негативного, первичного и вторичного, непрерывного, прерывающегося), шейпинга, затухания, самонаблюдения, наказания, планирования окружения, систематическая дисенсибилизация, техник взрыва и погружения, тайн аутов, сверхкоррекции, имитации, инокуляции стресса, при остановке мышления Открытость консультанта и заинтересованность в познании; признание уникальности клиента; акцент на тношениях; преодоление неопределенности; заимствование других «работающих» активных методов, таких как воображение или упражнения на понимание
Достоинства Акцент на важности сексуальности и бессознательного в человеческом поведении; приемлемость диагностических инструментов; разнонаправленность; изучение отобранных случаев на протяжении длительного периода развития. Изучение жизненных стадий развития человека, особенно детства Поощрение и поддержка консультантом равноправных отношений; многостороннесть; подход полезен при определенных нарушениях. Теоретический вклад в словарь общеупотребительной и профессиональной лексики (например, понятие «комплекс неполноценности») Помогает человеку инкорпорировать (объединить) все аспекты жизни, разрешить прошлые проблемы; подход делает упор на действие и активность; применим при определенных аффектиных расстройствах, гибок в использовании методов Делает упор на симптомах, на «здесь» и «сейчас». Имеется в наличии множество доступных процедур. В основе подходов – теория научения. Хорошая профессиональная организация. Подходы эффективны при различных расстройствах, хорошо исследованы, продолжают развиваться. Могут комбинироваться с другими теориями, особенно с когнитивными Акцент на важности изучения индивида как единого целого. Влияние мотивации на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Акцент на неуместности применения экспериментом на животных для понимания человека; подход делает упор на качества, присущие только человеку: идеалы, ценности, мужество, любовь. Признание приоритета творческой стороны в человеке. Рассматривает иерархию потребностей в мотивационной сфере человека
Ограничения Реализация подхода трудоемка и дорога; закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией; сосредоточенность на патологии; детерминистский характер; подход не эффективен для инвалидов с незначительными расстройствами Недостаток надежной исследовательской базы; неопределенность концепций, терминологии и теоретического объяснения консультирования; узость подхода Недостаток надежной теоретической базы, неопределенность. Не принимает во внимание пассивное научение, сторонится тестирования и диагностики. эгоцентричность подхода Внимание направленно не на целостную личность, а только на поведение. Может применятся механически. временами трудно для воспроизведения в конкретных условиях консультирования. Методы обгоняют развитие теории. Игнорируют прошлое и бессознательное, не учитывает стадии развития личности Использование субъективных критериев в выборе испытуемых, выделение значения субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества; недостаточно обучающих подходов к теории научения; игнорирует бессознательные и врожденные побуждения

Основные положения о природе человека образуют фундамент, на котором моделируются и проверяются взгляды на личность. Исходные положения теоретиков о природе человека приобретались и развивались в соответствии с другими их представлениями о мире. Кроме основных положений, на мышление теоретика влияют такие обстоятельства, как исторический период, уровень развития психологии и других дисциплин к этому времени, академическое образование и личный жизненный опыт. Философские положения о природе человека будут фундаментом для всех будущих подходов к личности.

Читайте также:  Образуй степени сравнения прилагательных ugly

Психология личности – очень молодая область исследований, только в последние пять десятилетий в этой области возникли четкие и жизнеспособные направления. Сегодня эта наука достигла своего расцвета, поскольку люди все больше осознают, что наиболее жизненно важные проблемы касаются их самих и их отношений с другими людьми.

Вопросы для самоконтроля

1.Опишите природу и функции ид, эго и суперэго – трех основных личностных структур.

2. Согласны ли вы с Фрейдом в том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащие в основе человеческого поведения?

3. Сравните основные исходные положения Адлера и Фрейда в отношении природы человека.

4. В какой мере вы согласны с основными положениями Скиннера о природе человека – его основным представлением о человеке?

5. В чем взгляд Скиннера на человеческую природу отличается от взглядов других теоретиков?

6. Какое из трех направлений психологии XX века – психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология – наиболее адекватно отвечает вашей почке зрения на личность и поведения человека?

Источник

Сравнительный анализ двух теорий личностей А́. Масло́у и Леонтьев А.Н.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Данная работа представляет собой попытку теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности теории личности Абрахама Маслоу и теории личности Алексея Николаевича Леонтьева. Соответственно, задача перед автором работы ставится на основе этих теорий попытаться сравнить представления о личности в этих двух теориях. О том, насколько данная задача будет выполнена, можно будет судить по ходу работы, несмотря на то, что задача достаточно трудна и неопределенна. Также автор попытается выразить свое индивидуальное отношение к вышеперечисленным теориям. Сначала лучше всего будет перечислить основные принципы двух теорий для упрощения анализа. Первой в работе представлена теория А. Маслоу, ее основные положения. Затем теория А.Н. Леонтьева. После этого следует попытка сравнения представлений о личности в теориях и выводы.

Оглавление

Введение
I. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А. Г. МАСЛОУ
II. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА
III. СРАВНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

В соответствии с принятым нами определением мы называем деятельностью процесс, побуждаемый и направляемый мотивом — тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Мотив Леонтьев определяет как инстинктивный импульс. Много внимания он уделяет вопросу о соотношении мотивов и потребностей, эмоциям, трансформациям потребностей.

3 Формирование личности Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них — это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребенок — мать очень скоро опосредствуются предметами мать кормит ребенка из чашки, надевает на него одежду и, занимая его, манипулирует игрушкой. Вместе с тем связи ребенка с вещами опосредствуются окружающими людьми мать приближает ребенка к привлекающей его вещи, подносит ее к нему или, может быть, отнимает у него. Словом, деятельность ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами — через человека. Эта ситуация развития приводит к тому, что вещи открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности — в своем функциональном значении чашка — из чего пьют, стул — на чем сидят, часы — то, что носят на руке, и т.д а люди — как повелители этих вещей, от которых зависят его связи с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком. В этой исходной ситуации развития ребенка и содержится зерно тех отношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности. Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга. В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз фаз преимущественно развития предметной практической и познавательной деятельности — фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом. Но такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате возникают иерархические связи мотивов, которые образуют узлы личности.

Включение предметного действия ребенка в его отношение к отсутствующему в данный момент взрослому хотя и меняет смысл достигнутого результата, но само действие еще полностью остается полевым. Как же происходят дальнейшие изменения Изменения эти подчиняются определенным правилам. Одно из них состоит в том, что в ситуации разнонаправленой мотивации раньше возникает подчинение действия требованию человека, позже — объективным межпредметным связям.

Другое открывшееся в опытах правило тоже выглядит несколько парадоксально оказывается, что в условиях двояко мотивированной деятельности предметно-вещественный мотив способен выполнить функцию подчиняющего себе другой раньше, когда он дан ребенку в форме только представления, мысленно, и лишь позже — оставаясь в актуальном поле восприятия. Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых идет речь, может быть представлен как развитие воли. Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром. Человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, взаимодействие с ними, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значений. Но далее перед ним начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения раздвигаются границы познаваемого, представляемого им мира. Истинное поле, которое определяет теперь его действия, есть не просто наличное, но существующее — существующее объективно или иногда только иллюзорно Знание субъектом этого существующего всегда опережает его превращение в определяющее его деятельность. Такое знание выполняет очень важную роль в формировании мотивов. На известном уровне развития мотивы сначала выступают как только знаемые, как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий. Для понимания процесса формирования личности нужно непременно это учитывать, хотя само по себе расширение знаний не является определяющим для него поэтому-то, кстати говоря, воспитание личности и не может сводиться к обучению, к сообщению знаний. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами, говорит Леонтьев. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах они-то и образуют так называемые кризисы развития — кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов деятельности прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности — предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывающейся личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности. В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, то подростковый возраст как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды первый раз — когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз — когда возникает его сознательная личность. Леонтьев говорит о некоем движении, которое заключается в соотнесении мотивов друг с другом некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов — становление личности. Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.

Читайте также:  Процессор a14 bionic сравнение

Поэтому, прослеживая последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удалении, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития. Существуют многие явления, которые отмечают этот переход. Прежде всего это перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу.

Другое — трансформация выражения классовых особенностей личности, а говоря шире — особенностей, зависящих от социально дифференциации общества. Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности. Главное — он протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде.

Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе как через целокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к миру. Ее особенности и образуют то, что определяет тип личности. Первое основание личности есть богатство связей индивида с миром. Другой, и притом важнейший, параметр личности есть степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Степень эта бывает очень разной, независимо от того, узко или широко основание личности, образуемое его связями с окружающим. Иерархии мотивов существуют всегда, на всех уровнях развития. Что касается общего типа строения личности, то Леонтьев говорит, что структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как направленность личности, неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной.

Внутренние соотношения главных мотивационных линий в целокупности деятельностей человека образуют как бы общий психологический профиль личности. Порой он складывается как уплощенный, лишенный настоящих вершин, тогда малое в жизни человек принимает за великое, а великого не видит совсем. Иная структура психологического профиля личности создается рядоположенностью жизненных мотивов, часто сочетающейся с возникновением мнимых вершин, образуемых только знаемыми мотивами — стереотипами идеалов, лишенных личностного смысла. Однако такая структура является преходящей. Итак, теоретический анализ позволяет выделить по меньшей мере три основных параметра личности широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру. Последний теоретический вопрос, на котором останавливается Леонтьев, это вопрос об осознании себя как личности.

Читайте также:  Таблица сравнения intel ryzen

Познание себя начинается с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения существенного. Но индивидуальное сознание не есть только знание, только система приобретенных значений, понятий. Ему свойственно внутреннее движение, отражающее движение самой реальной жизни субъекта, которую оно опосредствует. Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве.

Другое дело — самосознание, осознание своего я. Оно есть результат, продукт становления человека как личности. Представляя собой феноменологическое превращение форм действительных отношений личности,в своей непосредственности оно выступает как их причина и субъект. Таким образом, проблема самосознания личности, осознания я остается в психологии нерешенной. Но это отнюдь не мнимая проблема, напротив, это проблема высокого жизненного значения, венчающая психологию личности. Проблема человеческого я принадлежит к числу ускользающих от научно-психологического анализа. Доступ к ней закрывают многие ложные представления, сложившиеся в психологии на эмпирическом уровне исследования личности. На этом уровне личность неизбежно выступает как индивид усложненный, а не преобразованный обществом, т.е. обретающий в нем новые системные свойства. Но именно в этих своих сверхчувственных свойствах он и составляет предмет психологической науки, заключает

Леонтьев. III. СРАВНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИЯХ

Достаточно сложно проанализировать две теории личности с учетом того, что все-таки Леонтьев и Маслоу говорят на разных языках. Но попытаться все же можно. Если пристальнее посмотреть на тексты краткого содержания теорий, изложенный выше, то бросается в глаза, что определения личности как такового у Маслоу нет.

То есть нет единой формулировки личность это Леонтьев же много пишет о том, что такое личность, определяя ее в различных контекстах и давая эти определения с разных сторон. Большую роль в теории личности Леонтьева играет деятельность. Читая его работы, можно вывести следующее утверждение человек становится личностью в процессе деятельности не обязательно трудовой, просто деятельности в общем.

Леонтьев также учитывает множество внешних факторов, влияющих на развитие и становление личности, Маслоу же говорит в основном о внутреннем содержании личности о ее саморазвитии, потребностях и т.д. Общим в теориях является то, что и Маслоу, и Леонтьев много внимания уделяют мотивам и потребностям и их соотношениям и взаимоотношениям. Важным моментом является то, что Леонтьев не говорит об идеале личности, то есть он просто констатирует факты и собственные выводы, представления о личности, не выводя из вышеперечисленного некое подобие идеальной личности, Маслоу же называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей 1. более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней 2. принятие себя, других, природы 3. спонтанность, простота, естественность 4. центрированность на задаче в отличие от центрированности на себе 5. некоторая отъединенность и потребность в уединении 6. автономия, независимость от культуры и среды 7. постоянная свежесть оценки 8. мистичность и опыт высших состояний 9. чувства сопричастности, единения с другими 10. более глубокие межличностные отношения 11. демократическая структура характера 12. различение средств и целей, добра и зла 13. философское, невраждебное чувство юмора 14. самоактуализирующееся творчество 15. сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры В принципе, если судить обще, то данные утверждения являют собой некий перечень характеристик, которыми

должна обладать самоактуализирующаяся личность в идеале. Леонтьев же ничего не говорит о будущем личности, к чему она должна стремиться и чего должна достигнуть. Автор не стал приводить в данной работе множество размышлений Леонтьева о личности как о предмете психологического исследования, но таковые существуют. Леонтьев много говорит о различных подходах к изучению личности и приводит примеры, что есть личность и ее особенности в различных областях психологии. Маслоу же рассматривает личность со стороны собственно личности и не рассуждает о том, как изучает ее, например, дифференциальная психология и т.д. Заметна тенденция обоих авторов к объединению в различные иерархии. Леонтьев говорит о иерархии мотивов и деятельностей, у Маслоу есть иерархия потребностей 1. физиологические потребности пища, вода, сон 2. потребность в безопасности стабильность, порядок 3. потребность в любви и принадлежности семья, дружба 4. потребность в уважении самоуважение, признание 5. потребность самоактуализации развитие способностей Данная иерархия названа пирамидой потребностей. Леонтьев же славен теорией деятельности. Маслоу рассматривает личность в контексте мотивов и потребностей, Леонтьев уделяет много внимания деятельности и ее роли в развитии личности.

Автор не считает себя настолько компетентным, чтобы выражать свое отношение к вышеприведенным и описанным теориям личности. Любая теория личности была создана автором не для того, чтобы быть подвергнутой критике. Любая теория личности имеет свое право на существование и никто не знает, какая из них единственно правильна, а какая близка к правде. Неясно, по каким законам личность развивается, быть может, прав Леонтьев, может, Маслоу, но вполне вероятно, что ни одна теория личности полностью не близка к правильному ответу. Можно сказать единственное автору работы близки обе теории. Теория Маслоу кажется разумной и правдивой в отношении мотивов, теория Леонтьева вообще поражает огромным количеством потрясающих мыслей и выводов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

↑ Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. М., НОРМА, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. Глава 3. Потребности человека. 3.1 История проблемы, или Почему Маслоу не строил пирамиду потребностей? ISBN 978-5-468-00061-8 Текст

↑ Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с. ISBN 5-8071-0016-6

Источник